Научная статья на тему 'Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1567
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT / ГРУППА ЗДОРОВЬЯ / HEALTH GROUP / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПСИХОМОТОРИКА / PSYCHOMOTOR SYSTEM / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / FINE MOTOR SKILLS / MORPHOFUNCTIONAL INDICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Носенко Н. П., Томашвили Е. А.

В статье представлены результаты исследования, отражающие состояние физической подготовленности и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Носенко Н. П., Томашвили Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of motor skills development in late pre-school children with general speech underdevelopment

The article contains the results of the investigation of physical state and coordination abilities in late pre-school children with general speech underdevelopment.

Текст научной работы на тему «Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

УДК 373.203.71-056.26

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРы ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБщИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Кандидат психологических наук, доцент Н. П. Носенко,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161. Заместитель заведующего по BMP МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 139» Е. А. Томашвили

в статье представлены результаты исследования, отражающие состояние физической подготовленности и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи; особенности физического развития; группа здоровья; морфофункциональные показатели; психомоторика; мелкая моторика.

введение. Нарушение речевой функции - одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии.

Исследованиями многих учёных показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений и особенно мелкой моторики (Л. С. Выготский, 1982; А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, 2009).

В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной функциональной системой. Научный поиск путей оптимизации обучения детей с

учёным и специалистам показать, что коррекция недостатков двигательной сферы и речи может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушением речевой функции (Н. Я. Семаго, 2000; Н. С. Жукова, 1998; Е. М. Мастюкова, 1998; А. Л. Сиротюк, 2009 и др.).

Цель исследования: выявить уровень развития физической подготовленности и координационных способностей детей 5-7 лет с системными нарушениями речи.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, наблюдение, анализ медицинских карт, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ МО г. Краснодара «Детский сад № 139». В исследовании участвовало 36 детей (20 мальчиков, 16 девочек) 5 лет и 36 детей (24 мальчика, 12 девочек) 7 лет с общим недоразвитием речи, а также 36 детей (20 мальчиков, 16 девочек) 5 лет и 36 детей (22 мальчика, 14 девочек) 7 лет без речевой патологии.

Результаты исследования. Анализ состояния здоровья детей с системными нарушениями речи показал, что большинство имеет II группу здоровья (87%). При этом у 43 % дошкольников наиболее часто встречаются нарушения осанки (16%), заболевания дыхательной системы (12%), по остальным показателям они не отличаются от детей с нормой в развитии.

В ходе проведенных исследований установлено, что уровень развития детей 5-7 лет с речевыми нарушениями по антропометрическим параметрам не отличается от нормально говорящих сверстников и находится в пределах средних значений своей возрастной

общим недоразвитием речи (ОНР) позволил ведущим группы. Это подтверждает отсутствие прямой зависи-

мости речи от физического развития детей по морфо-функциональным показателям.

Сравнительный анализ развития физической подготовленности позволил выявить, что дети с системными нарушениями речи по трём из показателей тестов (челночный бег, прыжок в длину с места и метание теннисного мяча) оказались достоверно слабее своих сверстников (Р,<0,05-0,01) (табл.1).

Как видно из таблицы 2, показатели уровня развития физической подготовленности у детей с ОНР ниже, чем у детей, не имеющих речевых нарушений. По всем показателям выявлены достоверные различия. Исключение составили показатели по тесту «ловля линейки», характеризующие скоростную реакцию, и «ходьба по скамье», характеризующие способность к сохранению динамического равновесия.

Показатели пробы Ромберга, характеризующие способность к сохранению статического равновесия, у детей с ОНР отличаются на достоверном уровне (Р< 0,05-0,01) по сравнению с дошкольниками, у которых отсутствуют речевые нарушения.

Результаты по тестовым заданиям: «воспроизведение заданного ритма (хлопками)», «воспроизведение заданного ритма (притопами)», «воспроизведение заданного ритма (хлопками + притопами)», характеризующие чувство ритма, у детей с ОНР отличаются на

достоверном уровне (Р< 0,05-0,01) по сравнению дошкольниками с полноценным развитием.

Значения показателей по тестам, характеризующим состояние моторики: тест Озерецкого, тест «перекладывание фишек» (Р< 0,05-001), отличаются у детей с ОНР на достоверном уровне по сравнению с детьми, у которых отсутствуют нарушения речи.

Параметры теппинг-теста, характеризующие развитие кинестетической способности и способность к сохранению максимального темпа движений кистью рук, отличаются у детей с ОНР на достоверном уровне (Р< 0,01) по сравнению с детьми, у которых отсутствует общее недоразвитие речи.

Анализ результатов по тестам: «повтори движение (одноименным способом)», «повтори движение (разноименным способом)» - показал, что дети с нарушениями речи плохо понимают двигательные задания и не могут соотнести их с музыкальной фразой, из-за чего неверно их выполняют, что свидетельствует о нарушении ритма движения. Они также негативно оценивают своё участие в выполнении упражнений, поэтому повторяют их без всякого желания - это является одной из причин недоразвития их координационных способностей. Значения показателей по тестам у детей с ОНР отличаются на достоверном уровне (Р< 0,01) по сравнению с детьми, у которых отсутствуют речевые нарушения.

Таблица 1

Показатели уровня развития физической подготовленности детей 5-7 лет

№ п/п Контрольные упражнения возраст (лет) ОНР Н Достоверность различий

M±m M±m

1 Бег 30 м с ходу (с) 5 7,98±1,04 7,67±0,51 Р>0,05

7 7,85±1,21 7,47±0,69 Р>0,05

2 Бег 300 м (мин) 5 1,69±0,21 1,58±0,08 Р>0,05

7 1,66±0,15 1,54±0,13 Р>0,05

3 Челночный бег (с) 5 11,5±0,2 10,8±0,1 Р<0,05

7 11,1±0,28 10,1±0,2 Р<0,01

4 Прыжок в длину с места (м) 5 0,84±0,09 1,13±0,07 Р<0,01

7 0,95±0,05 1,15±0,06 Р<0,05

5 Метание теннисного мяча вдаль (м) 5 7,04±0,21 7,66±0,16 Р<0,05

7 7,12±0,26 7,89±0,23 Р<0,01

6 Подъем туловища из и. п. лежа на спине (кол-во раз) 5 8,92±1,22 9,03±1,56 Р>0,05

7 9,85±1,34 10,05±1,26 Р>0,05

7 Подъем туловища из и. п. лежа на животе (кол-во раз) 5 12,05±1,82 12±1,35 Р>0,05

7 12,28±1,44 13,20±1,3 Р>0,05

8 Вис на перекладине (с) 5 8,97±1,93 10,95±1,95 Р>0,05

7 9,7±1,46 11,61±2,17 Р>0,05

9 Наклон вперед из и. п. сидя на полу ( см) 5 1,55±0,19 1,75±0,22 Р>0,05

7 1,53±0,77 1,67±0,53 Р>0,05

Примечание: ОНР - группа детей с общим недоразвитием речи; Н - группа нормально развивающихся детей.

№2 I 2014

17

Таблица 2

Сравнительные показатели развития координационных способностей дошкольников

№ п/п Контрольные упражнения возраст (лет) ОНР Н Достоверность различий

M±m M±m

1 Ловля линейки(см) 5 23±4,4 20,2±3,4 P>0,05

7 22,6±3,8 22,2±0,75 P>0,05

2 Ходьба по скамье (мин) 5 2,8±0,37 3,04±0,32 P>0,05

7 3±0,3 3,3±0,45 P>0,05

3 Проба Ромберга (с) 5 8,8±0,57 10,7±0,33 P<0,05

7 8,7±1,95 15,9±1,19 P<0,01

4 Воспроизведение заданного ритма (хлопками) (балл) 5 3±0,21 5,4±0,59 P<0,01

7 2,5±0,81 5,0±0,72 P<0,01

5 Воспроизведение заданного ритма (притопами) (балл) 5 3,4±0,15 4,2±0,23 P<0,05

7 3,1±0,53 5,0±0,33 P<0,01

6 Воспроизведение заданного ритма (хл.+прит.) (балл) 5 2,73±0,06 3,29±0,16 P<0,05

7 3,72±0,38 4,31±0,22 P<0,01

7 Перекладывание фишек (с) 5 27,9±1,7 22,4±1,2 P<0,05

7 26,8±2,2 19,3±1,4 P<0,01

8 Тест Озерецкого (баллы) 5 2,41±0,2 3,05±0,12 P<0,01

7 1,8±0,25 2,63±0,14 P<0,01

9 Теппинг-тест (кол-во) 5 10,2±2,65 17,0±2,38 P<0,01

7 9,7±1,86 16,0±1,17 P<0,01

10 Повтори движение (одноим. способ.) (баллы) 5 3,0±0,17 3,53±0,25 P<0,01

7 3,82±0,24 4,64±0,12 P<0,01

11 Повтори движение (разноим. способ.) (баллы) 5 2,64±0,24 3,32±0,2 P<0,01

7 3,35±0,27 4,26±0,22 P<0,01

Наблюдения за детьми с системными нарушениями речи в течение дня в различных видах деятельности показали, что несформированность крупной (грубой) моторики (движения рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических (гимнастических) упражнений и трудовых операций как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами и т. д. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазан-ности, невнятности речи.

заключение. Таким образом, исследование показало, что у детей 5-7 лет с ОНР наблюдается недостаточное развитие физической подготовленности: на низком уровне сформированы такие основные движения, как метание, прыжок в длину с места, челночный бег. Отмечается также низкий уровень развития коор-

динационных способностей, а именно: способность к сохранению статического равновесия, чувство ритма, моторика, кинестетическая способность и способность к сохранению максимального темпа движений кистью рук, ритм движения. Выявленные особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и ее влияние на состояние речи ставят перед необходимостью поиска путей оптимизации работы по развитию двигательной сферы детей, имеющих нарушения речи. Полученные данные позволят разработать соответствующую программу по развитию двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бизюк, А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования / А. П. Бизюк. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

2. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.

3. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1998. - 318 с.

4. Сиротюк, А. Л. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет / А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк. - М.: ТЦСфера, 2009. - 256 с.

5. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2000. - 208 с.

FEATURES OF MOTOR SKILLS DEvELOPMENT IN LATE PRE-SCHOOL CHILDREN wITH GENERAL SPEECH

underdevelopment

Candidate of Psychological Sciences, associate professor N. Nosenko Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161 Е. Tomashvili,

Deputy Director of Kindergarten № 139, Krasnodar.

Abstract. The article contains the results of the investigation of physical state and coordination abilities in late pre-school children with general speech underdevelopment.

Key words: general speech underdevelopment, features of physical development, health group, morpho-functional indices, psychomotor system, fine motor skills.

УДК 796.325

ДИНАМИКА ИГРОВОЙ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ПРИ

занятиях пляжным волейболом

Доктор педагогических наук, профессор В. В. Костюков,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Старший преподаватель К. А. Дашаев, старший преподаватель Х. К. Мааев,

Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

Представлены результаты изменения уровня игровой и технико-тактической подготовленности учащихся и студентов при учебных и внеучебных занятиях пляжным волейболом.

Ключевые слова: школьники; студенты; занятия; пляжный волейбол; игровая; технико-тактическая подготовленность.

введение. В физическом воспитании учащейся молодежи усиливаются процессы использования средств современных, зрелищных видов спорта (фитнес, стритбол, пляжный волейбол и т. д.), пользующихся у подростков и юношей большой популярностью (1, 2).

Вместе с тем использование пляжного волейбола в школах, колледжах и вузах сдерживается из-за

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отсутствия разработанных и экспериментально проверенных, результативных вариантов занятий этим видом спорта (3).

Цель исследования - определить эффективность разработанных вариантов учебных и внеучеб-ных занятий пляжным волейболом по степени изменение параметров игровой и технико-тактической подготовленности школьников и студентов.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось в 2010/2011 учебном году в городе Грозном на базе МБОУ СОШ № 42 и Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М. Д. Миллионщикова. В нем приняли участие 24 школьника 14-15 лет и

№2 l 2014

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.