удк т.2:79-053 2 а. а. гераськин
п. в. чухно ю. п. денисенко и. ф. андрущишин
№
Омский государственный институт сервиса Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов
Казахская академия спорта и туризма, г. Алматы
КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ БАСКЕТБОЛА
В статье рассматриваются вопросы коррекции физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами баскетбола. В статье дано теоретическое обоснование разделов разработанной авторами программы физических упражнений, основанной преимущественно на элементах баскетбола; представлены результаты апробации данной программы в условиях педагогического эксперимента. Установлено, что использование в процессе физического воспитания коррекционно-оздоровительной программы физических упражнений, основанной на элементах баскетбола, способствует нивелированию различий в двигательной сфере учащихся с общим недоразвитием речи (ОНР). Предлагаемая коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания позволяет повысить уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с ОНР.
Ключевые слова: здоровье, младшие школьники, ограниченные возможности, баскетбол.
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России — первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. В существующих комплексных программах воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях декларируется важное положение о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением функциональных возможностей его организма, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности [1—3].
Однако с каждым годом растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста [1, 2, 4, 5].
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, около 1,6 млн детей имеют те или иные отклонения в развитии. Особенно тревожным является ухудшение здоровья младшего поколения. Число больных школьников с первого по восьмой класс возросло в четыре раза.
Лица с наиболее тяжелыми нарушениями нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. Как объект педагогической деятельности
категория этих детей разнообразна: по характеру нарушений (поражение интеллекта, речи, зрения, слуха), возраста, степени тяжести и структуры ведущего дефекта, по причинам и характеру протекания заболеваний, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций и другим признакам [4, 6, 7]. Более половины учащихся общеобразовательных школ нуждаются в занятиях коррекционно-развивающей и оздоровительной направленности [1, 5].
В последнее время увеличивается число детей с общим недоразвитием речи (ОНР), что ведет к созданию специальных коррекционных школ и открытию дополнительных логопедических классов.
Еще в конце XIX века возникло представление о том, что ОНР является следствием расстройства координации речевых движений [7]. Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.
о
от
Е
Т
Р. Е. Левина [8] с сотрудниками разработали периодизацию проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения (первый уровень речевого развития) до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (третий уровень). Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.
Нарушения речевой функции — это одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Одно из ведущих мест в коррекционно-воспитатель-ной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, по мнению многих авторов [9, 10], двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, а во-вторых, уже с детского возраста у людей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание показателей физического развития.
Следует отметить, что недостатки в развитии физических качеств детей с ОНР многие исследователи объясняют не только патологией органа речи, но и функциональной запущенностью двигательного анализатора и несовершенством применяемой методики обучения физическим упражнениям [1, 7, 11]. Проведенный анализ работ различных исследователей выявил проблему недостаточной разработанности методических приемов в специальной (коррекционной) педагогике по коррекции и развитию морфофункционального статуса детей с ОНР.
Вопросу изучения использования средств физической культуры для занятий с детьми с ОНР посвящены работы ряда исследователей [1, 12—14]. В большинстве своем уроки физической культуры для детей с ОНР III уровня проводятся по стандартной программе, разработанной для здоровых детей с нормальным физическим развитием.
Учебная программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений, выполненная [2, 3, 11] в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы, не решает проблемы физического воспитания коррекции младших школьников с ОНР III уровня.
Отрицательное влияние на развитие младших школьников с ОНР оказывает большая статическая нагрузка, связанная с большим объемом занятий в школе и дома. В то же время подчеркивается, что движение является биологической потребностью ребенка [1], а степень удовлетворения этой потребности во многом определяет характер роста и развития детского организма.
В связи с указанными недостатками выполнялся поиск новых, более эффективных методов и условий для реабилитации детей с ОНР. Здесь представляется целесообразным, в рамках осуществления индивидуального подхода, использовать данные личностных характеристик младших школьников для направленного формирования у них мотивации к учебной физкультурной деятельности, в том числе на уроках физической культуры и в процессе освоения общеобразовательной программы.
Принималось во внимание обстоятельство, что важными показателями, определяющими возмож-
ности учащихся с ОНР в образовательной деятельности, являются их возрастно-половые особенности. Однако существующая практика обучения в школе опирается преимущественно на «паспортный» возраст детей с ОНР. Вместе с тем специфика физического развития учащихся с ОНР III уровня, состояние опорно-двигательного аппарата, биологическое созревание и половое развитие оказывают существенное влияние на функционирование всех систем организма и является важным критерием здоровья.
В начале эксперимента были проведены комплексные исследования, направленные на изучение возрастной динамики основных морфологических и функциональных признаков младших школьников с нарушениями речи. Принималось во внимание, что одним из действенных средств в методике реабилитации детей и взрослых является формирование необходимого уровня мотивации к физическим упражнениям [15—17], использование элементов игровой деятельности и спортивно-игровых видов спорта [18 — 20]. В соответствии с этим целью исследования является попытка коррекции морфофунк-ционального статуса детей с ОНР путём направленного использования элементов игры в баскетбол. Изложенное определило необходимость разработки и внедрения новой коррекционной программы занятий оздоровительной физической культурой с детьми, имеющими нарушения речи.
Предлагаемая экспериментальная программа отличается тем, что она строится на основе курса обучения игре в баскетбол и освоения техники основных видов спорта, поскольку считается, что в младшем школьном возрасте продолжается овладение базовыми двигательными действиями Программа содержит следующие разделы:
— комплекс упражнений с элементами баскетбола;
— комплекс подвижных игр;
— выполнение заданий на развитие тонкой моторики рук;
— упражнения для профилактики нарушения зрения;
— координационная гимнастика и тренировка вестибулярного аппарата;
— комплекс упражнений с элементами фитбол-гимнастики по А. В. Казанской, Е. Ю. Пикалевой (2001);
— специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек.
Для участия в экспериментальной части исследования были привлечены дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня, обучающиеся в специальной коррекционной общеобразовательной школе № 89 V вида города Набережные Челны, Республика Татарстан. Участники педагогического эксперимента были разделены на экспериментальную и контрольную группы, по 24 человека. Антропометрические и физиологические показатели определяли общепринятыми методами.
Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся использовался комплекс из пяти морфологических и функциональных показателей, отражающих степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью [21].
Поскольку предлагаемые показатели измеряются в различных единицах, оценка каждого
Сравнительный анализ основных морфологических и функциональных показателей учащихся экспериментальной и контрольной групп (M+m)
Таблица 1
Показатели, единицы измерения До эксперимента 1 Р После эксперимента 1 Р
ЭГ КГ ЭГ КГ
Индекс Кетле 228,5 + 7,3 226,9 + 7,1 0,2 >0,05 298,8 + 6,1 265,2+ 9,5 1,5 >0,05
Индекс Робинсона 71,6 + 3,1 59,8 + 2,1 2,2 <0,05 93,8 + 2,5 82,5 + 2,4 3,2 <0,05
Индекс Скибински 600,2 + 43,4 555,2+37,7 0,8 >0,05 1570+86,3 1292+127,2 2,1 <0,05
Индекс Шаповаловой 68,9 + 4,2 66,6 + 3,0 0,5 >0,05 126,6 + 4,2 99,2 + 5,4 1,1 >0,05
Индекс Руфье 9,8+1,0 2,7 + 0,7 2,3 <0,05 5,8 + 0,4 7,0 + 0,4 2,2 <0,05
№
Примечание: 1 расчетное = 2,074 (при Р < 0,05)
показателя формализовалась в баллах. Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов по общепринятым методам измеряли длину и массу тела детей, жизненную емкость легких. В положении сидя подсчитывали у детей пульс (уд./мин) и измеряли артериальное давление. Далее, определяли время задержки дыхания на обычном вдохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек (Р1) и предлагали выполнить за 45 сек. 30 глубоких приседаний, вынося руки вперед. После этого у исследуемого подсчитывали пульс, в первые 15 сек. (Р2) и последние 15 сек (Р3) первой минуты восстановительного периода.
В завершение проводился тест, характеризующий качество силы, быстроты и выносливости организма — сгибание туловища из положения лежа на спине за 60 сек. Проведя эти несложные исследования, высчитали пять показателей (индексов):
— индекс Кетле (ИК) свидетельствовал о массово-ростовом соответствии организма;
— индекс Робинсона — «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу сердца;
— индекс Скибински (ИС) отражал функциональные возможности органов дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии;
— уровень развития двигательных качеств силы, быстроты и выносливости отражал индекс В. А. Шаповаловой (ИТТТ), он свидетельствовал и о функциональных возможностях кардиореспира-торной системы;
— индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Результаты исследований приведены в табл. 1.
Данные сравнительного анализа в исследуемых группах показывают, что динамика прироста измеряемых показателей в абсолютных значениях в экспериментальной группе была значительно более высокой по сравнению с контрольной.
Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости, с уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.
Результаты комплексных исследований позволили заключить, что дети с ограниченными возможно-
стями (с нарушением речи) в сравнении со здоровыми сверстниками имеют определенные отличия в физическом развитии и физической подготовленности.
Прослеживается достоверное отставание отдельных морфологических показателей, нарушение гармоничности физического развития, задержка биологического созревания, снижение уровня развития двигательных способностей. У школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) наиболее существенно отстают показатели, отражающие функциональное состояние дыхательной мускулатуры и бронхиальную проходимость. В данном случае прослеживается сопряженность физиологического и речевого дыхания при нарушениях произносительной стороны речи.
Двигательная активность оказывает благоприятное воздействие на состояние опорно-двигательной системы, морфофункциональное развитие организма ребенка является реальным механизмом, обеспечивающим укрепление здоровья и повышение уровня физической работоспособности детей с нарушениями речи.
В связи с этим разработанная с учетом диффе-ренцировки признаков нарушения речи коррек-ционно-оздоровительная программа физического воспитания детей, включающая специальные упражнения, способствует более эффективной коррекции двигательных нарушений и повышению уровня морфофункционального развития физической подготовленности детей по сравнению с традиционной программой физического воспитания.
Заключение. Результаты выполненного исследования позволяют утверждать, что применение предлагаемой коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания позволяет повысить уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с общим недоразвитием речи.
В целом результаты работы говорят, что физическая культура является важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление организма детей с ОНР.
Библиографический список
1. Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст] / Е. Н. Вавилова. — М. : Просвещение, 1986. — 144 с.
о
от
Е
Т
2. Гилевич, И. М. Дети с отклонениями в развитии : метод. пособие [Текст] / И. М. Гилевич, Е. А. Забара. — М. : Аквариум, 1997. - 128 с.
3. Педагогическая практика студентов по курсу: Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста [Текст] / Под ред. А. В. Кенешана, Т. И. Осокиной. — М. : Просвещение, 1984. — 33 с.
4. Галкина, В. Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов [Текст] /
B. Б. Галкина, Н. Ю. Холутова // Дефектология. — 1999. — № 4. — С. 50 — 56.
5. Ганюшкин, А. Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера [Текст] / А. Д. Ганюшкин. — Смоленск : СГИФК, 1989. — 154 с.
6. Васильков, В. Я. Главное — здоровье детей / В. Я. Васильков [Текст] // Народное образование. — 1998. — № 3. —
C. 175—177.
7. Глазырина, Л. Д. Коррекция речи ребенка с помощью физических упражнений [Текст] / Л. Д. Глазырина. — Минск : Бетспринт, 1996. — 38 с.
8. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды [Текст] / Р. Н. Левина. — М. : ДИАЛЕКТИКА, 2006. — 340 с.
9. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] / И. Т. Власен-ко. — М. : Педагогика, 1990. — 182 с.
10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — М. : Просвещение, 1973. — 175 с.
11. Волошина, Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей [Текст] / Л. Н. Волошина // Физкультура воспитания, образование, тренировка. — 2003. — № 4. — С. 39 — 40.
12. Адашкявичене, Э. Й. Баскетбол для школьников: Из опыта работы [Текст] / Э. Й. Адашкявичене. — М. : Просвещение, 1983. — 79 с.
13. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Н. А. Бернштейн. — М. : Наука, 1990. — 125 с.
14. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, прыгать, метать / Е. Н. Вавилова. — М. : Просвещение, 1983. — С. 3 — 8.
15. Бабушкин, Е. Г. Формирование спортивной мотивации / Е. Г. Бабушкин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2014. — № 1 (125). — С. 158 — 160.
16. Гераськин, А. А. Педагогические условия формирования мотивации юных волейболистов [Текст ] / А. А. Ге-раськин, Е. Б. Кузьмин, Ю. П. Денисенко, О. Н. Макусев, И. Ф. Андрущишин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2015. — № 2 (136). — С 181 — 185.
17. Григорович, И. Н. Базовые физкультурно-спортивные виды: спортивные игры (баскетбол, мини-футбол, волейбол) :
учеб. пособие для студентов фак. физ. культуры пед. вузов [Текст ] / И. Н. Григорович, А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, Ю. Д. Железняк. — Ишим : Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. — С. 21 — 90.
18. Железняк, Ю. Д. Универсальная система обучения спортивным играм в высшем профессиональном физкультурном образовании [Текст] / Ю. Д. Железняк // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. В. Родина. — Смоленск, 2015. — С. 46 — 48.
19. Плотников, И. Н. Применение педагогических средств волейбола сидя в целях физического развития и реабилитации при травмах опорно-двигательного аппарата [Текст ] / И. Н. Плотников, А. А. Гераськин, И. Ф. Лопатина [Текст ] // Современные проблемы физической культуры и спорта : сб. тр. Всеросс. науч.-практ. конф. ; под ред. И. Н. Григоровича. — Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2011. — С. 34 — 37.
20. Сокур, Б. П. Теннис на колясках : учеб.-метод. пособие [Текст ] / Б. П. Сокур, А. А. Гераськин, В. Ф. Кириченко, Ю. П. Девяткин. — Омск : СибГУФК, 2013. — 84 с.
21. Поляничко, М. В. Организация дополнительного урока физической культуры в младших классах [Текст] / М. В. Поля-ничко // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2007. — № 3 (25). — С. 60 — 62.
ГЕРАСЬКИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания Омского государственного института сервиса.
ЧУХНО Павел Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных игр Набережночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. ДЕНИСЕНКО Юрий Прокофьевич, доктор биологических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр Набе-режночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.
АНДРУЩИШИН Иосиф Францевич, доктор педагогических наук, профессор (Казахстан), заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания Казахской академии спорта и туризма, г. Ал-маты.
Адрес для переписки: anatoly_geraskin@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.06.2015 г. © А. А. Гераськин, П. В. Чухно, Ю. П. Денисенко, И. Ф. Андрущишин