Научная статья на тему 'Коррекция физической подготовленности младших школьников с нарушениями речи средствами баскетбола'

Коррекция физической подготовленности младших школьников с нарушениями речи средствами баскетбола Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
553
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / БАСКЕТБОЛ / HEALTH / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / LIMIT POSSIBILITIES / BASKETBALL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гераськин Анатолий Александрович, Чухно Павел Васильевич, Денисенко Юрий Прокофьевич, Андрущишин Иосиф Францевич

В статье рассматриваются вопросы коррекции физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами баскетбола. В статье дано теоретическое обоснование разделов разработанной авторами программы физических упражнений, основанной преимущественно на элементах баскетбола; представлены результаты апробации данной программы в условиях педагогического эксперимента. Установлено, что использование в процессе физического воспитания коррекционно-оздоровительной программы физических упражнений, основанной на элементах баскетбола, способствует нивелированию различий в двигательной сфере учащихся с общим недоразвитием речи (ОНР). Предлагаемая коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания позволяет повысить уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с ОНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гераськин Анатолий Александрович, Чухно Павел Васильевич, Денисенко Юрий Прокофьевич, Андрущишин Иосиф Францевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of physical fitness in primary school children with speech disorders by means of basketball

In the article the questions of correction of physical development and physical readiness of students of junior school children with general underdevelopment of speech by means of basketball is considered. In the article the theoretical basis of the topics developed by the authors of the program of physical exercises, based primarily on the elements of basketball; the results of the testing of this program in terms of the pedagogical experiment is given. It is established that the use in the process of physical education, correctional and health exercise program, based on elements of basketball, contributes to the leveling of differences in the motor area of students with general underdevelopment of speech (OHP). The proposed correctional health program physical education can increase the level of morphofunctional status and physical fitness of children with General underdevelopment.

Текст научной работы на тему «Коррекция физической подготовленности младших школьников с нарушениями речи средствами баскетбола»

удк т.2:79-053 2 а. а. гераськин

п. в. чухно ю. п. денисенко и. ф. андрущишин

Омский государственный институт сервиса Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

Казахская академия спорта и туризма, г. Алматы

КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ БАСКЕТБОЛА

В статье рассматриваются вопросы коррекции физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами баскетбола. В статье дано теоретическое обоснование разделов разработанной авторами программы физических упражнений, основанной преимущественно на элементах баскетбола; представлены результаты апробации данной программы в условиях педагогического эксперимента. Установлено, что использование в процессе физического воспитания коррекционно-оздоровительной программы физических упражнений, основанной на элементах баскетбола, способствует нивелированию различий в двигательной сфере учащихся с общим недоразвитием речи (ОНР). Предлагаемая коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания позволяет повысить уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с ОНР.

Ключевые слова: здоровье, младшие школьники, ограниченные возможности, баскетбол.

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России — первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. В существующих комплексных программах воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях декларируется важное положение о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением функциональных возможностей его организма, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности [1—3].

Однако с каждым годом растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста [1, 2, 4, 5].

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, около 1,6 млн детей имеют те или иные отклонения в развитии. Особенно тревожным является ухудшение здоровья младшего поколения. Число больных школьников с первого по восьмой класс возросло в четыре раза.

Лица с наиболее тяжелыми нарушениями нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. Как объект педагогической деятельности

категория этих детей разнообразна: по характеру нарушений (поражение интеллекта, речи, зрения, слуха), возраста, степени тяжести и структуры ведущего дефекта, по причинам и характеру протекания заболеваний, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций и другим признакам [4, 6, 7]. Более половины учащихся общеобразовательных школ нуждаются в занятиях коррекционно-развивающей и оздоровительной направленности [1, 5].

В последнее время увеличивается число детей с общим недоразвитием речи (ОНР), что ведет к созданию специальных коррекционных школ и открытию дополнительных логопедических классов.

Еще в конце XIX века возникло представление о том, что ОНР является следствием расстройства координации речевых движений [7]. Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.

о

от

Е

Т

Р. Е. Левина [8] с сотрудниками разработали периодизацию проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения (первый уровень речевого развития) до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (третий уровень). Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.

Нарушения речевой функции — это одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Одно из ведущих мест в коррекционно-воспитатель-ной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, по мнению многих авторов [9, 10], двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, а во-вторых, уже с детского возраста у людей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание показателей физического развития.

Следует отметить, что недостатки в развитии физических качеств детей с ОНР многие исследователи объясняют не только патологией органа речи, но и функциональной запущенностью двигательного анализатора и несовершенством применяемой методики обучения физическим упражнениям [1, 7, 11]. Проведенный анализ работ различных исследователей выявил проблему недостаточной разработанности методических приемов в специальной (коррекционной) педагогике по коррекции и развитию морфофункционального статуса детей с ОНР.

Вопросу изучения использования средств физической культуры для занятий с детьми с ОНР посвящены работы ряда исследователей [1, 12—14]. В большинстве своем уроки физической культуры для детей с ОНР III уровня проводятся по стандартной программе, разработанной для здоровых детей с нормальным физическим развитием.

Учебная программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений, выполненная [2, 3, 11] в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы, не решает проблемы физического воспитания коррекции младших школьников с ОНР III уровня.

Отрицательное влияние на развитие младших школьников с ОНР оказывает большая статическая нагрузка, связанная с большим объемом занятий в школе и дома. В то же время подчеркивается, что движение является биологической потребностью ребенка [1], а степень удовлетворения этой потребности во многом определяет характер роста и развития детского организма.

В связи с указанными недостатками выполнялся поиск новых, более эффективных методов и условий для реабилитации детей с ОНР. Здесь представляется целесообразным, в рамках осуществления индивидуального подхода, использовать данные личностных характеристик младших школьников для направленного формирования у них мотивации к учебной физкультурной деятельности, в том числе на уроках физической культуры и в процессе освоения общеобразовательной программы.

Принималось во внимание обстоятельство, что важными показателями, определяющими возмож-

ности учащихся с ОНР в образовательной деятельности, являются их возрастно-половые особенности. Однако существующая практика обучения в школе опирается преимущественно на «паспортный» возраст детей с ОНР. Вместе с тем специфика физического развития учащихся с ОНР III уровня, состояние опорно-двигательного аппарата, биологическое созревание и половое развитие оказывают существенное влияние на функционирование всех систем организма и является важным критерием здоровья.

В начале эксперимента были проведены комплексные исследования, направленные на изучение возрастной динамики основных морфологических и функциональных признаков младших школьников с нарушениями речи. Принималось во внимание, что одним из действенных средств в методике реабилитации детей и взрослых является формирование необходимого уровня мотивации к физическим упражнениям [15—17], использование элементов игровой деятельности и спортивно-игровых видов спорта [18 — 20]. В соответствии с этим целью исследования является попытка коррекции морфофунк-ционального статуса детей с ОНР путём направленного использования элементов игры в баскетбол. Изложенное определило необходимость разработки и внедрения новой коррекционной программы занятий оздоровительной физической культурой с детьми, имеющими нарушения речи.

Предлагаемая экспериментальная программа отличается тем, что она строится на основе курса обучения игре в баскетбол и освоения техники основных видов спорта, поскольку считается, что в младшем школьном возрасте продолжается овладение базовыми двигательными действиями Программа содержит следующие разделы:

— комплекс упражнений с элементами баскетбола;

— комплекс подвижных игр;

— выполнение заданий на развитие тонкой моторики рук;

— упражнения для профилактики нарушения зрения;

— координационная гимнастика и тренировка вестибулярного аппарата;

— комплекс упражнений с элементами фитбол-гимнастики по А. В. Казанской, Е. Ю. Пикалевой (2001);

— специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек.

Для участия в экспериментальной части исследования были привлечены дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня, обучающиеся в специальной коррекционной общеобразовательной школе № 89 V вида города Набережные Челны, Республика Татарстан. Участники педагогического эксперимента были разделены на экспериментальную и контрольную группы, по 24 человека. Антропометрические и физиологические показатели определяли общепринятыми методами.

Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся использовался комплекс из пяти морфологических и функциональных показателей, отражающих степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью [21].

Поскольку предлагаемые показатели измеряются в различных единицах, оценка каждого

Сравнительный анализ основных морфологических и функциональных показателей учащихся экспериментальной и контрольной групп (M+m)

Таблица 1

Показатели, единицы измерения До эксперимента 1 Р После эксперимента 1 Р

ЭГ КГ ЭГ КГ

Индекс Кетле 228,5 + 7,3 226,9 + 7,1 0,2 >0,05 298,8 + 6,1 265,2+ 9,5 1,5 >0,05

Индекс Робинсона 71,6 + 3,1 59,8 + 2,1 2,2 <0,05 93,8 + 2,5 82,5 + 2,4 3,2 <0,05

Индекс Скибински 600,2 + 43,4 555,2+37,7 0,8 >0,05 1570+86,3 1292+127,2 2,1 <0,05

Индекс Шаповаловой 68,9 + 4,2 66,6 + 3,0 0,5 >0,05 126,6 + 4,2 99,2 + 5,4 1,1 >0,05

Индекс Руфье 9,8+1,0 2,7 + 0,7 2,3 <0,05 5,8 + 0,4 7,0 + 0,4 2,2 <0,05

Примечание: 1 расчетное = 2,074 (при Р < 0,05)

показателя формализовалась в баллах. Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов по общепринятым методам измеряли длину и массу тела детей, жизненную емкость легких. В положении сидя подсчитывали у детей пульс (уд./мин) и измеряли артериальное давление. Далее, определяли время задержки дыхания на обычном вдохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек (Р1) и предлагали выполнить за 45 сек. 30 глубоких приседаний, вынося руки вперед. После этого у исследуемого подсчитывали пульс, в первые 15 сек. (Р2) и последние 15 сек (Р3) первой минуты восстановительного периода.

В завершение проводился тест, характеризующий качество силы, быстроты и выносливости организма — сгибание туловища из положения лежа на спине за 60 сек. Проведя эти несложные исследования, высчитали пять показателей (индексов):

— индекс Кетле (ИК) свидетельствовал о массово-ростовом соответствии организма;

— индекс Робинсона — «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу сердца;

— индекс Скибински (ИС) отражал функциональные возможности органов дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии;

— уровень развития двигательных качеств силы, быстроты и выносливости отражал индекс В. А. Шаповаловой (ИТТТ), он свидетельствовал и о функциональных возможностях кардиореспира-торной системы;

— индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Результаты исследований приведены в табл. 1.

Данные сравнительного анализа в исследуемых группах показывают, что динамика прироста измеряемых показателей в абсолютных значениях в экспериментальной группе была значительно более высокой по сравнению с контрольной.

Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости, с уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.

Результаты комплексных исследований позволили заключить, что дети с ограниченными возможно-

стями (с нарушением речи) в сравнении со здоровыми сверстниками имеют определенные отличия в физическом развитии и физической подготовленности.

Прослеживается достоверное отставание отдельных морфологических показателей, нарушение гармоничности физического развития, задержка биологического созревания, снижение уровня развития двигательных способностей. У школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) наиболее существенно отстают показатели, отражающие функциональное состояние дыхательной мускулатуры и бронхиальную проходимость. В данном случае прослеживается сопряженность физиологического и речевого дыхания при нарушениях произносительной стороны речи.

Двигательная активность оказывает благоприятное воздействие на состояние опорно-двигательной системы, морфофункциональное развитие организма ребенка является реальным механизмом, обеспечивающим укрепление здоровья и повышение уровня физической работоспособности детей с нарушениями речи.

В связи с этим разработанная с учетом диффе-ренцировки признаков нарушения речи коррек-ционно-оздоровительная программа физического воспитания детей, включающая специальные упражнения, способствует более эффективной коррекции двигательных нарушений и повышению уровня морфофункционального развития физической подготовленности детей по сравнению с традиционной программой физического воспитания.

Заключение. Результаты выполненного исследования позволяют утверждать, что применение предлагаемой коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания позволяет повысить уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с общим недоразвитием речи.

В целом результаты работы говорят, что физическая культура является важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление организма детей с ОНР.

Библиографический список

1. Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст] / Е. Н. Вавилова. — М. : Просвещение, 1986. — 144 с.

о

от

Е

Т

2. Гилевич, И. М. Дети с отклонениями в развитии : метод. пособие [Текст] / И. М. Гилевич, Е. А. Забара. — М. : Аквариум, 1997. - 128 с.

3. Педагогическая практика студентов по курсу: Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста [Текст] / Под ред. А. В. Кенешана, Т. И. Осокиной. — М. : Просвещение, 1984. — 33 с.

4. Галкина, В. Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов [Текст] /

B. Б. Галкина, Н. Ю. Холутова // Дефектология. — 1999. — № 4. — С. 50 — 56.

5. Ганюшкин, А. Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера [Текст] / А. Д. Ганюшкин. — Смоленск : СГИФК, 1989. — 154 с.

6. Васильков, В. Я. Главное — здоровье детей / В. Я. Васильков [Текст] // Народное образование. — 1998. — № 3. —

C. 175—177.

7. Глазырина, Л. Д. Коррекция речи ребенка с помощью физических упражнений [Текст] / Л. Д. Глазырина. — Минск : Бетспринт, 1996. — 38 с.

8. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды [Текст] / Р. Н. Левина. — М. : ДИАЛЕКТИКА, 2006. — 340 с.

9. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] / И. Т. Власен-ко. — М. : Педагогика, 1990. — 182 с.

10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — М. : Просвещение, 1973. — 175 с.

11. Волошина, Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей [Текст] / Л. Н. Волошина // Физкультура воспитания, образование, тренировка. — 2003. — № 4. — С. 39 — 40.

12. Адашкявичене, Э. Й. Баскетбол для школьников: Из опыта работы [Текст] / Э. Й. Адашкявичене. — М. : Просвещение, 1983. — 79 с.

13. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Н. А. Бернштейн. — М. : Наука, 1990. — 125 с.

14. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, прыгать, метать / Е. Н. Вавилова. — М. : Просвещение, 1983. — С. 3 — 8.

15. Бабушкин, Е. Г. Формирование спортивной мотивации / Е. Г. Бабушкин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2014. — № 1 (125). — С. 158 — 160.

16. Гераськин, А. А. Педагогические условия формирования мотивации юных волейболистов [Текст ] / А. А. Ге-раськин, Е. Б. Кузьмин, Ю. П. Денисенко, О. Н. Макусев, И. Ф. Андрущишин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2015. — № 2 (136). — С 181 — 185.

17. Григорович, И. Н. Базовые физкультурно-спортивные виды: спортивные игры (баскетбол, мини-футбол, волейбол) :

учеб. пособие для студентов фак. физ. культуры пед. вузов [Текст ] / И. Н. Григорович, А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, Ю. Д. Железняк. — Ишим : Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. — С. 21 — 90.

18. Железняк, Ю. Д. Универсальная система обучения спортивным играм в высшем профессиональном физкультурном образовании [Текст] / Ю. Д. Железняк // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. В. Родина. — Смоленск, 2015. — С. 46 — 48.

19. Плотников, И. Н. Применение педагогических средств волейбола сидя в целях физического развития и реабилитации при травмах опорно-двигательного аппарата [Текст ] / И. Н. Плотников, А. А. Гераськин, И. Ф. Лопатина [Текст ] // Современные проблемы физической культуры и спорта : сб. тр. Всеросс. науч.-практ. конф. ; под ред. И. Н. Григоровича. — Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2011. — С. 34 — 37.

20. Сокур, Б. П. Теннис на колясках : учеб.-метод. пособие [Текст ] / Б. П. Сокур, А. А. Гераськин, В. Ф. Кириченко, Ю. П. Девяткин. — Омск : СибГУФК, 2013. — 84 с.

21. Поляничко, М. В. Организация дополнительного урока физической культуры в младших классах [Текст] / М. В. Поля-ничко // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2007. — № 3 (25). — С. 60 — 62.

ГЕРАСЬКИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания Омского государственного института сервиса.

ЧУХНО Павел Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных игр Набережночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. ДЕНИСЕНКО Юрий Прокофьевич, доктор биологических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр Набе-режночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

АНДРУЩИШИН Иосиф Францевич, доктор педагогических наук, профессор (Казахстан), заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания Казахской академии спорта и туризма, г. Ал-маты.

Адрес для переписки: anatoly_geraskin@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 16.06.2015 г. © А. А. Гераськин, П. В. Чухно, Ю. П. Денисенко, И. Ф. Андрущишин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.