«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
Per. Эл № ФС77-27659 от 26 марта 2007 г. №9 (4/2008) Специальный выпуск Материалы Всероссийской научно-практической конференции КамГАФКСиТ
28 ноября 2008 года
«СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ И СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
УДК 376.3:796.01
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
П. В. Чухно - преподаватель Ф.Р. Зотова - доктор педагогических наук, профессор Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
ROLE OF PHYSICAL CULTURE AND EDUCATION IN THE YOUNG PUPILS WITH COMMON ABORTED SPEECH IN A SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
P.V. Chukhno - lecturer F.R. Zotova - Dr.Hab, professor Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: физическое развитие, ограниченные возможности, общее недоразвитие речи, морфофункциональные показатели, экспериментальная программа.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы коррекции физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами физической культуры. В статье дано теоретическое обоснование разделов разработанной авторами программы физических упражнений, преимущественно основанной на элементах баскетбола; представлены результаты апробации данной программы в условиях педагогического эксперимента. Доказано, что использование в процессе физического воспитания коррекционно-оздоровительной программы физических упражнений, основанной на элементах баскетбола, способствует нивелированию различий в двигательной сфере учащихся с общим недоразвитием речи.
Key words: physical development, limited opportunities, the general underdevelopment of speech, morphofunctional indicators, a pilot program.
Abstract. The article deals with the correction of physical development and physical training of pupils of primary school age with a general speech underdevelopment of physical culture. The article is
given a theoretical justification of the developed sections of the sponsors of the program of physical exercise, mainly based on the elements of basketball, the results of testing the program in a teaching experiment. It is shown that the use in the correction of physical education and recreational program of physical exercises based on the elements of basketball, contributes to leveling the differences in the motor area of students with general speech underdevelopment.
Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и двигательной активности.
У большинства детей с ОНР (общее недоразвитие речи) наблюдаются отклонения в формировании тонкой моторики (движения неточные, нескоординированные), что определяет необходимость разработки и внедрения системы физических упражнений для повышения координации движений.
О необходимости специальной работы по развитию психомоторных функций и повышению общего уровня физической подготовленности у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) говорят многие методисты-дефектологи, занимающиеся различными аномалиями (И.М Гилевич, 1987; А.Г. Зикеев, 1981, 1986, 1995; Р.И. Лалаева, 1992; КГ. Коровин, 1992; И.В. Колтуненко, 1994 и др.)
Констатирующий эксперимент, проведенный на учащихся 7-9 лет с ОНР, в начале исследования позволил выявить у них особенности физической подготовленности.
Нами установлено, что в пяти из шести контрольных упражнений у исследуемых учащихся наблюдается отставание от должных возрастных норм.
Так, наибольшее отличие от возрастных норм выявлено в челночном беге 3х10 м (оценивались координационные способности). При норме 10,4 с внутригрупповой показатель в этом упражнении составил 12,62 + 0,35 с.
При этом только 3 школьника из 30 показали результат, соответствующий должному уровню норм.
Скоростно-силовые способности учащихся с нарушением речи определяли по прыжкам через скакалку за 30 с и прыжку в длину с места. В первом упражнении 87% исследуемых школьников показали низкие результаты. В прыжке в длину с места среднегрупповой показатель составил 111,77 + 3,88 см при норме 125-135 см (средний уровень) - только 2 школьника показали результат в пределах этих норм; еще двое выполнили упражнение выше этого показателя, а 26 показали низкие результаты.
Силовую выносливость исследуемых школьников мы определяли с помощью двух упражнений - подъема туловища из положения лежа на спине и сгибания и разгибания рук в упоре лежа. В обоих упражнениях большинство школьников показали низкие результаты: в
первом случае лишь 9 исследуемых показали результат, соответствующий среднему уровню норм (30%); во втором упражнении число таковых 8 человек (27%).
Лишь в наклоне туловища из положения сидя большинство исследуемых школьников показали результаты, соответствующие среднему уровню возрастных норм. Таким образом, исследование показателей физической подготовленности учащихся с нарушением речи позволило выявить особенности их двигательной сферы. Скоростно-силовые и координационные способности, силовая выносливость учащихся с нарушением речи достоверно ниже среднего уровня возрастных норм, что необходимо учитывать в процессе планирования и организации физического воспитания данного контингента школьников.
В ходе предварительного констатирующего эксперимента исследовали уровень физического здоровья по пяти показателям (индексам).
Результаты исследований приведены в таблице 1.
Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости, уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.
Результаты комплексных исследований позволили заключить, что дети с ограниченными возможностями (с нарушением речи) в сравнении со здоровыми сверстниками имеют определенные отличия в физическом развитии и физической подготовленности.
Таблица 1
Сравнительный анализ основных морфологических и функциональных показателей _учащихся экспериментальной и контрольной групп (Хср + Бх)_
Показатели, единицы Сентябрь
измерения 2004 г Р
ЭГ КГ
Индекс Кетле 228,5+7,3 226,9+7,1 0,2 >0,05
Индекс Робинсона 71,6+3,1 59,8+2,1 2,2 <0,05
Индекс Скибинского 600,2+43,4 555,2+37,7 0,8 >0,05
Индекс Шаповаловой 68,9+4,2 66,6+3,0 0,5 >0,05
Индекс Руфье 9,8+1,0 12,7+0,7 2,3 <0,05
Примечание: 1 расчетное = 2,074 (при Р < 0,05)
Прослеживается достоверное отставание отдельных морфологических показателей, нарушение гармоничности физического развития, задержка биологического созревания, снижение уровня развития двигательных способностей у детей с ОНР.
При этом наиболее существенно отстают показатели, отражающие функциональное состояние дыхательной мускулатуры и бронхиальную проходимость.
В данном случае прослеживается сопряженность физиологического и речевого дыхания при нарушениях произносительной стороны речи.
С учетом вышесказанного нами была разработана экспериментальная программа физического воспитания младших школьников на основе курса обучения игре в баскетбол.
Выбор баскетбольных упражнений не случаен: занятия баскетболом способствуют приросту двигательно-координационных качеств (в первую очередь ловкости, точности, меткости), а также скоростно-силовых качеств, общей и специальной выносливости, т.е. тех качеств, уровень развития которых у учащихся с ОНР достоверно ниже такового у здоровых школьников.
Особенностью нашей экспериментальной программы является включение большого количества упражнений: коррекционно-оздоровительных подвижных игр; физических упражнений на развитие тонкой моторики рук; упражнений для профилактики нарушения зрения; координационной гимнастики и тренировки вестибулярного аппарата; упражнений с элементами фитбол-гимнастики; специальных дыхательных и дыхательно-речевых упражнений в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек.
Разработанная нами система физических упражнений для детей с ОНР на основе игры в баскетбол имела коррекционную направленность и опиралась на ряд принципиальных положений:
1. Задача курса физического воспитания состоит не только в овладении навыками и умениями, необходимыми для данной возрастной группы, но и в обеспечении практического владения словесной речью. Игровые упражнения в помещении и на улице, программные темы, отдельные языковые факты рассматривались как звенья одной цепи.
2. Задачи коррекции и развития умений и навыков грамматически правильной речи у детей с ОНР решались на практической основе, с помощью специальных дыхательных и дыхательно-речевых упражнений в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек. Благодаря усвоенным знаниям при изучении речи как таковой, учащиеся получали возможность осознанно оформлять (и контролировать) свою речь. Мы считаем, что человек, не контролирующий свое тело, не может контролировать свою речь. Поэтому, овладевая вербальной речью на занятиях физической культуры, посредством физических и коррекционных упражнений младшие школьники закрепляли свои умения и навыки.
Задания были разбиты на блоки, выделяемые по тем практическим умениям, которые уточнялись при их выполнении. Задания предлагались в определенной последовательности: первые подготавливали эффективное выполнение последующих.
3. При использовании дидактических материалов по основным разделам реализовывалась важная закономерность: формирование, уточнение, упорядочение речевых навыков и умений происходило в определенной последовательности - от первоначального выделения, различения и понимания речевого материала к его использованию в различных контекстах с разными коммуникативными задачами. Физические нагрузки и упражнения строились соответственно.
4. Работа с дидактическим материалом была направлена на реализацию и поощрение самостоятельности в выполнении заданий. Для этого было разработано и предложено значительное количество вариантов упражнений, позволяющих преподавателю физической культуры сделать выбор в зависимости от стоящих перед ним задач и общего уровня развития данного контингента учащихся.
Предложенная нами программа на основе игры в баскетбол была применена на практике.
Для экспериментальных исследований были привлечены дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня, обучающиеся в специальной коррекционной общеобразовательной школе №89 V вида города Набережные Челны Республики Татарстан.
В рамках исследования приняли участие 48 детей одного пола и возраста. Все участники эксперимента были разделены на две группы по 24 человека: экспериментальную и контрольную. В течение трех лет, в период обучения в первом-третьем классах (с сентября 2004 по май 2007 учебного года) контрольная группа на уроках физической культуры занималась по традиционной программе физического воспитания; экспериментальная группа - по разработанной нами программе, их двигательная активность носила комплексный характер. Количество уроков физкультуры в обеих группа было одинаковым - 2 урока в неделю по 45 минут. В обеих группах также проводились занятия по лечебной физической культуре.
При анализе изменения показателей физической подготовленности испытуемых экспериментальной группы за период эксперимента стал очевидным факт значительного влияния занятий физической культурой по экспериментальной программе на уровень их физической подготовленности.
Сравнивая показатели становой мышечной силы в экспериментальной и контрольной группах, определили в процентном отношении количество испытуемых, у которых этот показатель увеличился. В контрольной группе (К), где занятия по физической культуре проводились по традиционной программе, количество испытуемых, у которых показатель становой мышечной силы возрос, увеличилось на 9,1%. В экспериментальной группе (Э), где занятия носили комплексный характер, их количество возросло на 19,7%; разница между этими группами довольно значительна -10,6%. Увеличение количества испытуемых, у которых показатель кистевой мышечной силы возрос, по группам соответственно составляет: на 41,8; и на 56,7%, разница равна 14,9%.
При анализе изменения координации испытуемых выявлено, что в группе (К) количество занимающихся, у которых улучшилась координация движений, составляет 27,3%, в группе (Э) -66,7%. Разница между группами равна 39,4%, что свидетельствует об огромной роли экспериментальной программы на основе игры в баскетбол в улучшении координации движений.
Изменение показателя равновесия: соответственно по группам оно увеличилось на 34,8 и 51,7%, разница составляет 16,9%. Показатель точности движений увеличился по группам соответственно на 13,0 и 27,6%; разница составила 14,6%. Анализ влияния занятий на укрепление мышц ног, спины показал, что до эксперимента боли в мышцах и суставах беспокоили 63,3% испытуемых, после него - лишь 20,0%. На головокружение во время занятий, особенно при исполнении упражнений для улучшения мозгового кровообращения, связанных с поворотами, до начала эксперимента жаловались 76,3% занимающихся, после завершения эксперимента - лишь 37%.
В начале эксперимента жалобы на усталость выражали 56,2% занимающихся, после эксперимента такие жалобы высказывали лишь 14,3%.
Итак, результаты экспериментального исследования показали, что влияние экспериментальной программы на основе игры в баскетбол очевидно и неоспоримо. Младшие школьники с ОНР стали более активными, мобильными, выносливыми, быстрее адаптируются в новых условиях, их движения - более точные. Они быстрее осваивают предлагаемый материал. Что касается характеристики психоэмоциональной сферы испытуемых, то все они отмечают подъем настроения от занятий, чувство бодрости, прилив сил и желание заниматься еще и еще. Это подтверждает, что физическая культура приносит и глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо выполняет упражнения, испытывает неповторимое ощущение от умения владеть своим телом, от свободы и легкости своих движений, его радуют их точность, красота и пластичность. Все это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения и творческого начала в человеке.
Таким образом, нами подтверждена эффективность программы физических упражнений на основе обучения игре в баскетбол. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи ребенка, которые в свою очередь стимулируют становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью. Физическая культура - важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей с ОНР.