«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г.
JVb7 (2/2008)
УДК 376.2 : 796.323.2
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БАСКЕТБОЛА В ПОВЫШЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМИ РЕЧИ
Преподаватель П. В. Чухно Доцент, Заслуженный учитель Республики Татарстан Р.Р. Азиуллин Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
EFFECTIVELY BASKETBALL USAGE ESTIMATION FOR SCHOOLBOYS SPEECH DISFUNCTION PHYSICAL EDUCATION INCREASING
P.V. Chukhno, lecturer R.R. Aziullin, associate professor, Honoured teacher Republic Tatarstan Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: сохранение здоровья, ограниченные возможности, общее недоразвитие речи, морфофункциональные показатели, экспериментальная программа.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы коррекции физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами физической культуры. В статье дано теоретическое обоснование разделов разработанной авторами программы физических упражнений, преимущественно основанной на элементах баскетбола; представлены результаты апробации данной программы в условиях педагогического эксперимента. Доказано, что использование в процессе физического воспитания коррекционно-оздоровительной программы физических упражнений, основанной на элементах баскетбола, способствует нивелированию различий в двигательной сфере учащихся с общим недоразвитием речи.
Keywords: the conservation of health, limited possibility, the general under-developed speech, morfofunctional indexes, experimental program.
Summary. The article views the questions of physical development correcting and physical preparedness of school age schoolboys with the general speech disfunction via physical culture devices. There is authors' theoretical motivation of the physical exercises program, based on basketball elements; presented results of given program approbations during the pedagogical experiment. It is proved that the usage of physical exercises correction-sanitary program in process of the physical education, based on basketball elements, promoted difference in motor sphere schoolboys with the general under-developed speech.
В настоящее время более 500 млн. человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями, среди которых не менее 150 млн. детей.
Анализ данных, изложенных в научно-методической литературе, показывает, что число детей с речевыми расстройствами растет, нарушение речевой функции существенно сказывается на всех сторонах жизни и деятельности человека. Мы установили, что в системе реабилитации детей с нарушением речи большое внимание уделяется умственному развитию детей с общим недоразвитием речи (ОНР), в то время как вопросам физического воспитания, не уделяется должного внимания. В большинстве своем уроки физической культуры для детей с ОНР проводятся по стандартной программе, разработанной для здоровых детей с нормальным физическим развитием.
В соответствии с вышесказанным, целью нашего исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование программы уроков физической культуры, направленной на коррекцию физического развития и двигательной подготовленности учащихся с ОНР.
Для экспериментальных исследований были привлечены дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня, обучающиеся в специальной коррекционной общеобразовательной школе №89 V вида города Набережные Челны Республики Татарстан. Участники педагогического эксперимента были разделены на две группы по 24 человека: экспериментальная и контрольная.
В течение четырех лет, в период обучения школьников в первом-четвертом классах (с сентября 2004 по май 2007 учебного года), контрольная группа на уроках физической культуры занималась по традиционной программе физического воспитания; экспериментальная группа - по разработанной нами программе.
Количество уроков физкультуры в обеих группа было одинаковым - 2 урока в неделю по 45 минут. В обеих группах также проводились занятия по лечебной физической культуре.
Содержание программного материала уроков физической культуры включает два взаимосвязанных компонента: базовый и вариативный.
Базовый компонент включает два раздела: легкая атлетика и гимнастика с элементами акробатики. Содержание этих разделов основано на Комплексной программе по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ (1992).
Вариативный компонент программы уроков физической культуры был разработан нами и преимущественно был основан на элементах баскетбола. Выбор баскетбольных упражнений не случаен: занятия баскетболом способствуют приросту двигательно-координационных качеств (в первую очередь ловкости, точности, меткости), а также скоростно-силовых качеств, общей и специальной выносливости, т.е. тех качеств, уровень развития которых у учащихся с ОНР достоверно ниже такового, чем у здоровых школьников.
Вариативный компонент также включает следующие разделы: коррекционно-оздоровительные подвижные игры; физические упражнения на развитие тонкой моторики рук; упражнения для профилактики нарушения зрения; координационная гимнастика и тренировка вестибулярного аппарата; упражнения с элементами фитбол-гимнастики; специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек.
За период педагогического эксперимента в обеих опытных группах наблюдалось достоверное изменение регистрируемых показателей физической подготовленности. Это обусловлено естественными процессами роста и развития детей, естественным уровнем их двигательной активности, и целенаправленным использованием экспериментальной программы по коррекции физической подготовленности младших школьников с ОНР.
При этом темпы изменений изучаемых показателей физической подготовленности в экспериментальной группе выше таковых в контрольной группе (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение прироста показателей физических качеств младших школьников с ОНР _экспериментальной и контрольной групп (%)_
Показатели 2005-2006 2006-2007
ЭГ (п=24) КГ(п=24) ЭГ(п=24) КГ(п=24)
Прыжок в длину с места, см 14,4 8,4 9,0 6,8
Отжимание за 1 мин, раз 28,4 17,0 13,4 13,3
Подъем туловища из положения лежа, раз 23,0 11,2 17,5 9,2
Прыжок через скакалку за 1 мин, раз 23,0 9,0 9,0 4,6
Челночный бег 3х10м, с 9,1 9,7 9,3 9,6
Наклон туловища из положения сидя, см 31,0 28,5 20,5 16,0
Метание мяча весом 1 кг из положения 14,0 9,5 11,1 4,3
сидя, м
Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа
К концу формирующего педагогического эксперимента были выявлены межгрупповые различия во всех контрольных упражнениях; при этом младшие школьники экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы не только в темпах прироста показателей физической подготовленности, но и в результатах всех двигательных тестов.
Таблица 2
Сравнение прироста показателей физических качеств младших школьников с ОНР
экспериментальной и контрольной групп %)
Показатели 2005-2006 2006-2007
ЭГ (п=24) КГ(п=24) ЭГ(п=24) КГ(п=24)
Прыжок в длину с места, см 14,4 8,4 9,0 6,8
Отжимание за 1 мин, раз 28,4 17,0 13,4 13,3
Подъем туловища из положения лежа, раз 23,0 11,2 17,5 9,2
Прыжок через скакалку за 1 мин, раз 23,0 9,0 9,0 4,6
Челночный бег 3х10м, с 9,1 9,7 9,3 9,6
Наклон туловища из положения сидя, см 31,0 28,5 20,5 16,0
Метание мяча весом 1 кг из положения сидя, м 14,0 9,5 11,1 4,3
Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа
Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что разработанная экспериментальная программа уроков физической культуры для учащихся с нарушениями речи способствует достоверному приросту показателей физической подготовленности.
В целом, по результатам проведенных исследований, можно заключить, что разработанная экспериментальная программа оказалась достоверно более эффективной, чем традиционное содержание уроков физической культуры.
Литература:
1. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А.Берштейн. - М.: Наука, 1990. - С. 25-40, 73-90.
2. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г.А.Волкова. - М.: Просвещение, 1985. - С. 119-124.
3. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А.Волкова. - СПб., 1993. - С. 10-13.
4. Герон, Н.Г. Проявление индивидуальных особенностей человека в темпе его движений / Н.Г.Герон // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1961. - С. 3-5.
5. Гуревич, М.О. Психомоторика / М.О.Гуревич. - М.: Просвещение, 1993. - С. 4-12, 26-30.
6. Данилова, Н.Н. Психофизиология / Н.Н.Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - С. 30-40.
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П.Балобанова, Л.Г.Богданова, Л.В.Венедиктова и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - С. 204 - 208.
8. Ендовицкая, Т.В. Роль слова в выполнении простых действий детьми дошкольного возраста / Т.В.Ендовицкая. -М.: изд-во АПН РСФСР, 1995. - С. 8 - 13.
9. Ефименко, Н.Е. Театр физического развития детей дошкольного возраста / Н.Е.Ефименко. - М.: «Линка-Пресс», 1999. - С. 119-121.
10. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М.Кольцова. - М.: Просвещение, 1973. - С. 141.
Glossary:
1. Bershtein, N.A. Physiology of motor and activity / N^Bershtein. - М.: Science, 1990. - P. 25-40, 73-90.
2. Volkova, в.А. Logopaedics rhythmics / GA.Volkova. - М.: Prosveshenie, 1985. - P. 119-124.
3. Volkova, GA. Methods of speech disfunction testing / GA. Volkova.- SPb., 1993. - P. 10-13.
4. Geron, N.G. Individual features appearance during the temp of motors / N.G.Gerpon // Psychological questions. - М.: Prosveshenie, 1961. - P. 3-5.
5. Gurevich, М.О. Psycho metrics / М.О^шгиЛ. - М.: Prosveshenie, 1993. - P. 4-12, 26-30.
6. Danilova, N.N. Psych physiology / N.N.Danilova. - М.: Aspect-Press, 1999. - P. 30-40.
7. Speech disfunction diagnostics and logopaedics work organization at pre schools / V.P.Balobanova, L.G.Bogdanova, L.V.Venediktova and others. - SPb.: Detstvo-Press, 2001. - P. 204 - 208.
8. Endovitskaja, T.V. Word role for acting simple things by pre school children / T.V. Endovitskaja. - M.: Pub. APN RSFSR, 1995. - P. 8 - 13.
9. Efimenko, N.E. Physical development pre school children theatre / N.E.Efimenko. - M.: «Linka-Press», 1999. - P. 119121.
10. Koltsova, M.M. Motor activity and brains functions development / M.M.Koltsova. - M.: Prosveshenie, 1973. - P. 141.