Научная статья на тему 'Коррекция физической подготовленности младших школьников с нарушениями речи средствами баскетбола'

Коррекция физической подготовленности младших школьников с нарушениями речи средствами баскетбола Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
287
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH CARE / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / MORPH FUNCTIONAL STATES / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EXPERIMENTAL PROGRAM / БАСКЕТБОЛ / BASKETBALL / КОРЕКЦИЯ / CORRECTION / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL READINESS / DISABLES / COMMON DYSPHASIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чухно П.В.

В статье рассматриваются вопросы коррекции физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами баскетбола. В статье дано теоретическое обоснование разделов разработанной авторами программы физических упражнений, преимущественно основанной на элементах баскетбола; представлены результаты апробации данной программы в условиях педагогического эксперимента. Доказано, что использование в процессе физического воспитания коррекционно-оздоровительной программы физических упражнений, основанной на элементах баскетбола, способствует нивелированию различий в двигательной сфере учащихся с общим недоразвитием речи. Предлагаемая коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания позволяет повысить уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с ОНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чухно П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORRECTION OF PHYSICAL STATE OF PRIMARY SCHOOL DYSPHASIA CHILDREN UNDER BASKETBALL TRAININGS

The article shows the correction of physical development and readiness of primary school children with dysphasia under basketball trainings. There is theoretical definition of created authors program of physical exercises, based mostly on elements of basketball. They proved that the usage of PC correction program based mostly on elements of basketball lets leveling the differences of motor sphere children with dysphasia. The offered program of physical trainings gives the opportunity to develop the level of morph functional states and physical readiness of ONR children.

Текст научной работы на тему «Коррекция физической подготовленности младших школьников с нарушениями речи средствами баскетбола»

УДК 376.3

КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ

БАСКЕТБОЛА

Преподаватель П. В. Чухно Камский государственный институт физической культуры

Набережные Челны

THE CORRECTION OF PHYSICAL STATE OF PRIMARY SCHOOL DYSPHASIA CHILDREN UNDER BASKETBALL TRAININGS

P.V. Chuhno, lecturer Kama State Institute of Physical Culture, Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: сохранение здоровья, ограниченные возможности, общее недоразвитие речи, морфофункциональные показатели, экспериментальная программа, баскетбол, корекция, младшие школьники, физическая подготовленность.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы коррекции физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами баскетбола. В статье дано теоретическое обоснование разделов разработанной авторами программы физических упражнений, преимущественно основанной на элементах баскетбола; представлены результаты апробации данной программы в условиях педагогического эксперимента. Доказано, что использование в процессе физического воспитания коррекционно-оздоровительной программы физических упражнений, основанной на элементах баскетбола, способствует нивелированию различий в двигательной сфере учащихся с общим недоразвитием речи. Предлагаемая коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания позволяет повысить уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с ОНР.

Key words: health care, disables, common dysphasia, morph functional states, experimental program, basketball, correction, primary school children, physical readiness.

Summary. The article shows the correction of physical development and readiness of primary school children with dysphasia under basketball trainings. There is theoretical definition of created authors' program of physical exercises, based mostly on elements of basketball. They proved that the usage of PC correction program based mostly on elements of basketball lets leveling the differences of motor sphere children with dysphasia. The offered program ofphysical trainings gives the opportunity to develop the level of morph functional states and physical readiness of ONR children.

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

Во многих существующих комплексных программах воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности (Ю.К. Чернышенко, 1998; А.И. Кравчук, 1999; НИ. Дворкина, 2002; В.А. Родионов, 2003; Н.Ю. Мищенко, 2003; М.А. Правдов, 2004 и др.).

Однако с каждым годом растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста (Ю.К. Чернышенко, 1998; Н.А. Фомина, 1996, 2004; Л. А. Добрынина, 2002; С.Ю. Максимова, 2002; Е.П. Прописнова, 2003 и др.).

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, около 1,6 млн. детей имеют те или иные отклонения в развитии (С.И. Веневцев, 2004). Особенно тревожным является ухудшение здоровья младшего поколения. Число больных школьников с первого по восьмой класс возросло в четыре раза.

Лица с наиболее тяжелыми нарушениями нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. Как объект педагогической деятельности категория этих детей разнообразна: по характеру нарушений (поражение интеллекта, речи, зрения, слуха), возрасту, степени тяжести и структуре ведущего дефекта, причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций и другим признакам (Е.М. Мастюкова, 1992; Л.М. Шипицина, 1995; Б.П. Пузанов, 1999 и др.). Более половины учащихся общеобразовательных школ нуждаются в занятиях коррекционно-развивающей и оздоровительной направленности (Н.В. Астафьев, 1996; Л.В. Шапкова, С.П. Евсеев, 2003; А. А. Дмитриев, 2004 и др.).

В последнее время увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР), что ведет к созданию специальных коррекционных школ и открытию дополнительных логопедических классов.

Еще в конце XIX века возникло представление о том, что ОНР является следствием расстройства координации речевых движений (Куссмауль; Э. А. Андрес).

Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.

Р.Е.Левина с сотрудниками разработала периодизацию проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения (первый уровень речевого развития) до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (третий уровень). Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой

активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.

Нарушения речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Одно из ведущих мест в коррекционно-воспитательной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, по мнению многих авторов (В.М. Бехтерев, 1954; И.Т. Власенко, 1990, и др.), двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, а во-вторых, уже с детского возраста у людей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание в показателях физического развития.

Следует отметить, что недостатки в развитии физических качеств детей с ОНР многие исследователи объясняют не только патологией органа речи, но и функциональной запущенностью двигательного анализатора и несовершенством применяемой методики обучения физическим упражнениям (Г.В. Трофимова, 1979; Н.Д. Шматко, 1991; Н.Г. Байкина,1991; Ю.А. Пеганов, 1998; Л.А. Добрынина, 2002; Л.Д. Хода, 1999, 2001,2003). Проведенный анализ работ различных исследователей выявил проблему недостаточной разработанности методических приемов в специальной (коррекционной) педагогике по коррекции и развитию морфофункционального статуса детей с ОНР.

Вопросу изучения использования средств физической культуры для занятий с детьми с ОНР посвящены работы ряда исследователей (Жуковин И.Ю., Павалики И.Ф., Голозубец Т.С., Веневцев С.И., Ткач О.С., Усенко А.И., Макаренко О.И., Грабенко Т.М., Мозговой В.М., Аугене Д.И.)

В большинстве своем уроки физической культуры для детей с ОНР III уровня проводятся по стандартной программе разработанной для здоровых детей с нормальным физическим развитием.

Разработанная учебная программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений подготовленная (А.П. Матвеевым, Л.В. Каверкиной, Т.Н. Казаковой, Н.В. Крюковой, Н.Н. Назаровой и Т.В. Петровой, 2005, Изд-во ДРОФА) в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы, не решает проблемы физического воспитания коррекции младших школьников с ОНР III уровня.

Отрицательное влияние на развитие младших школьников с ОНР оказывает, большой объем статических нагрузок, связанных с объемом занятий в школе и дома. Движения являются биологической потребностью ребенка, а степень удовлетворения этой потребности во многом определяет характер роста и развития детского организма (Е.А. Floiochnan; 1964).

Ведется поиск новых, более эффективных методов и условий для реабилитации детей с ОНР, представляется целесообразным использовать личностные характеристики младших школьников для стимуляции у них интереса к учебной физкультурной деятельности, в том числе на уроках физической культуры и в процессе освоения общеобразовательной программы.

Важными показателями, определяющими возможности учащихся с ОНР в образовательной деятельности, являются их возрастно-половые особенности.

Существующая практика обучения в школе опирается преимущественно на «паспортный» возраст детей с ОНР. Вместе с тем специфика физического развития учащихся с ОНР III уровня, состояние опорно-двигательного аппарата, биологическое созревание и половое развитие оказывает существенное влияние на функционирование всех систем организма и является важным критерием здоровья.

В начале нашего эксперимента были проведены комплексные исследования, направленные на изучение возрастной динамики основных морфологических и функциональных признаков младших школьников с нарушениями речи.

В соответствии с вышесказанным целью нашего исследования является коррекция морфофункционального статуса детей с ОНР средствами баскетбола.

Вышеизложенное определило необходимость разработки и внедрение новой коррекционной программы занятий оздоровительной физической культурой с детьми, имеющими нарушения речи.

Своеобразие предложенной нами экспериментальной программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол и усвоения техники основных видов спорта, поскольку в младшем школьном возрасте продолжается овладение базовыми двигательными действиями, и состоит из следующих разделов: -упражнений с элементами баскетбола; -комплекса подвижных игр; -заданий на развитие тонкой моторики рук; -упражнений для профилактики нарушения зрения; -координационной гимнастики и тренировки вестибулярного аппарата; -упражнений с элементами фитбол-гимнастики;

-специальных дыхательных и дыхательно-речевых упражнений в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек.

Для экспериментальных исследований были привлечены дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня, обучающиеся в специальной коррекционной общеобразовательной школе №89 V вида города Набережные Челны, Республики Татарстан.

Участники педагогического эксперимента были разделены на две группы по 24 человека: экспериментальная и контрольная.

Антропометрические и физиологические показатели определяли общепринятыми методами. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся мы использовали комплекс, состоящий их пяти морфологических и функциональных показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью.

Поскольку предлагаемые пять показателей измеряются в разных единицах, оценку каждого показателя формализуют в баллах. Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов мы по общепризнанным методикам измеряли длину и массу тела детей, жизненную емкость легких.

Затем в положении сидя подсчитали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли артериальное давление. Далее определяли время задержки дыхания на обычном вздохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек. (Р1) и предлагали выполнить за 45 сек. 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки вперед. После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 сек. (Р2) и последние 15 сек. (Р3) первой минуты восстановительного периода.

И, наконец, проводили тест, характеризующий качество силы, быстроты и выносливости организма - сгибание туловища из положения лежа на спине за 60 сек. Проведя эти простые и легкодоступные исследования, высчитали пять показателей (индексов):

1. Индекс Кетле (И.К.), свидетельствовал о массово-ростовом соответствии организма;

2. Индекс Робинсона - «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу сердца;

3. Индекс Скибинского (ИС) отражал функциональные возможности органов дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии;

4. О развитии двигательных качеств силы, быстроты и выносливости свидетельствовал индекс Шаповаловой (ИТТТ), кроме того, он говорил о функциональных возможностях кардиореспираторной системы;

5. Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов сердечнососудистой и дыхательной систем.

Результаты исследований приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ основных морфологических и функциональных показателей

учащихся экспериментальной и контрольной групп (Хср + 8х)

Показатели, единицы измерения Сентябрь 2004 1 Р Май 2006 1 Р

ЭГ КГ ЭГ КГ

Индекс Кетле 228,5+ 226,9+ 0,2 >0,05 298,8+ 265,2+ 1,5 >0,05

7,3 7,1 6,1 9,5

Индекс 71,6+ 59,8+ 2,2 <0,05 93,8+ 82,5+ 3,2 <0,05

Робинсона 3,1 2,1 2,5 2,4

Индекс 600,2+ 555,2+ 0,8 >0,05 1570+ 1292+ 2,1 <0,05

Скибинского 43,4 37,7 86,3 127,2

Индекс 68,9+ 66,6+ 0,5 >0,05 126,6+ 99,2+ 1,1 >0,05

Шаповаловой 4,2 3,0 4,2 5,4

Индекс Руфье 9,8+ 12,7+ 2,3 <0,05 5,8+ 7,0+ 2,2 <0,05

1,0 0,7 0,4 0,4

Примечание: 1 расчетное = 2,074 (при Р < 0,05)

Данные сравнительного анализа в исследуемых группах показывают, что динамика прироста измеряемых показателей в абсолютных значениях в экспериментальной группе была значительно более высокой по сравнению с контрольной.

Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости, с уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.

Результаты комплексных исследований позволили заключить, что дети с ограниченными возможностями (с нарушением речи) в сравнении со здоровыми сверстниками имеют определенные отличия в физическом развитии и физической подготовленности.

Прослеживается достоверное отставание отдельных морфологических показателей, нарушение гармоничности физического развития, задержка биологического созревания, снижение уровня развития двигательных способностей.

У школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) наиболее существенно отстают показатели, отражающие функциональное состояние дыхательной мускулатуры и бронхиальную проходимость.

В данном случае прослеживается сопряженность физиологического и речевого дыхания при нарушениях произносительной стороны речи.

Двигательная активность оказывает благоприятное воздействие на состояние опорно-двигательной системы, морфофункциональное развитие организма ребенка является реальным механизмом, обеспечивающим укрепление здоровья и повышение уровня физической работоспособности детей с нарушениями речи.

В связи с этим разработанная с учетом дифференцировки признаков нарушения речи коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания детей, включающая специальные упражнения, способствует более эффективной коррекции двигательных нарушений и повышению уровня морфофункционального развития физической подготовленности детей по сравнению с традиционной программой физического воспитания.

Предлагаемая коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания позволяет повысить уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности

детей с ОНР. Физическая культура - важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей с общим недоразвитием речи.

Литература:

1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для школьников: Из опыта работы [Текст] / Э.Й. Адашкявичене. - М.: Просвещение, 1983. - 79 с.

2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. - М.: «Наука», 1990. - С. 25 - 40, 73 - 90.

3. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, метать. - М.: «Просвещение», 1983. - С. 3 - 8.

4. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. - М.: «Просвещение», 1986. - С. 5-12.

5. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб, 1993. - С 10-13.

6. Галкина В. Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов [Текст] / В.Б. Галкина, Н.Ю. Холутова // Дефектология. - 1999. -№ 4. - С. 50-56.

7. Ганюшкин А. Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера [Текст]/ А. Д. Ганюшкин. -Смоленск, 1989.

8. Гилевич И.М. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие [Текст]/ И.М. Гилевич, Е.А. Забара. - М.: Аквариум, 1997.- 128 с.

9. Глазырина Л. Д. Коррекция речи ребенка с помощью физических упражнений [Текст] / Л. Д. Глазырина. - Мн.: Бетспринт, 1996. - 38 с.

10. Педагогическая практика студентов по курсу: Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста / Под ред. Кенешана А. В., Осокиной Т. И. М.: «Просвещение», 1984, - С. 8-23.

11. Физкультура воспитания, образование; тренировка № 4 - 2003, М; Л.Н. Волошина: (стр. 39, 40) «Игровые программы и технологии физического воспитания детей».

Glossary:

1. Adashkavichene E.I. Basketball for school children: From the work experience [Text]/ E.I. Adashkavichene. - М.: Prosveshenie, 1983. - 79 p.

2. Bernshnein КА. Physiology of motor and activity. - М.: «Science», 1990. - P. 25-40, 73-90.

3. Vavailova E.N. Teach how to run, jump, throw. - М.: «Prosveshenie», 1983. - P. 3-8.

4. Vavailova E.N. Prove children health. - М.: «Prosveshenie», 1986. - P. 5-12.

5. Volkova GA. The methods of dysphasia examine of children. - SPb, 1993. - P. 10-13.

6. Galkina V.B. The usage of physical exercises to develop fingers tiny motility while dysphasia correction of primary school children [Text] / V.B.Galkina, N.U. Holutova // Defectology. - 1999. - № 4. - p. 50-56.

7. Ganushkin A.D. Aims, forms and methods of trainer and psychology work [Text]/ AD. Ganjshkin. - Smolensk, 1989.

8. Gilevich I.M. Disabled children: Methodical guide [Text] / 1.М. Gilevich, Е.А. Zabara. - М.: Akvarium, 1997.- 128 p.

9. Glazyrina L.D. Correction of child's speech with physical exercises [Text] / L.D. Glazyrina. - Мп.: Betsprint, 1996. - 38 p.

10. Pedagogical students practice : Theory and methods of school children physical culture / Under addition. Keneshan А. V., Ocokina Т.1. М.: «Prosveshenie», 1984, - P. 8-23.

11. Physical culture, education, training № 4 - 2003; М; L.N. Voloshina: (р. 39, 40) «Game programs and technologies of children physical culture and sport ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.