УДК 376.2:796.323.2
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Кандидат биологических наук, доцент Ф.Р.Зотова преподаватель П. В. Чухно, Камский государственный институт физической культуры,
г. Набережные Челны USAGE EXPERIMENTAL PHYSICAL EXERCISES PROGRAM PRODUCTIVITY IN DYSPHASIA YOUNGER SCHOOLBOYS' PHYSICAL
READINESS CORRECTION F.R. Zotova, Ph.D., Associate Professor P.V. Chuhno, lector Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовленность, младшие школьники с нарушением речи
Аннотация. Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с
ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни.
Keywords: physical training, physical training, physical readiness, dysphasia younger schoolboys
Summary: The point of view about the disabled people care in a society become more and more spreded. Proceeding from it, experts of many countries conduct effective health programs searches of dysphasia people, especially children, restoration of their working capacity, social rehabilitation, adaptation, active participation in a life.
Сохранение здоровья человека относится к глобальным проблемам современности, решение которой является первостепенным в социальном развитии общества. Согласно данным мировой и отечественной статистики, растет количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья.
По мнению специалистов, проблема здоровья школьников уже вышла из разряда медицинских или педагогических и обрела социальное значение.
Как утверждает глава комиссии Общественной палаты РФ по здравоохранению, детский доктор Леонид Рошаль: «Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния здоровья школьников, как сейчас».
В настоящее время более 500 млн. человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями, среди которых не менее 150 млн. детей.
Результаты научных исследований свидетельствуют, что за время обучения в школе 70% детей переходят из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями: число детей с нарушением зрения за период обучения в школе увеличивается с 3,9 до 12,3 %, нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8 %, существует тенденция увеличения количества детей с различными нарушениями речи. У детей и подростков нередко проявляется задержка становления двигательных умений и навыков, нарушение процессов костеобразования, слабость связочно-мышечного аппарата, недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний - все это снижает физическое развитие и ухудшает соматическое здоровье ребенка.
Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности,
социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединения усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта.
Анализ данных, изложенных в научно-методической литературе, показывает, что число детей с речевыми расстройствами растет, нарушение речевой функции существенно сказывается на всех сторонах жизни и деятельности человека. Мы установили, что в системе реабилитации детей с нарушением речи большое внимание уделяется умственному развитию детей с общим недоразвитием речи (ОНР), в то время как вопросам физического воспитания не уделяется должного внимания, в большинстве своем уроки физической культуры для детей с ОНР проводятся по стандартной программе, разработанной для здоровых детей с нормальным физическим развитием, мало изучены особенности морфофункциональных показателей и физической подготовленности данного контингента.
Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.
Р.Е. Левина с сотрудниками разработала периодизацию проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения (первый уровень речевого развития) до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (третий уровень). Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи. Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Второй уровень речевого развития отличает то, что произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Нарушена слоговая структура. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено.
Анализ работ различных исследователей позволил выявить проблему недостаточной разработанности в специальной педагогике методики коррекции физического развития детей с ОНР средствами физической культуры.
Объект исследования - процесс физического воспитания младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - результативность экспериментальной программы уроков физической культуры для специальной коррекционной общеобразовательной школы v вида.
В соответствии с вышесказанным, целью нашего исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование программы уроков физической культуры, направленной на коррекцию физического развития и двигательной подготовленности у учащихся с ОНР.
Нами выдвинута гипотеза - предполагается, что внедрение экспериментальной программы уроков физической культуры для специальной коррекционной общеобразовательной школы v вида будет способствовать повышению функциональных возможностей, нивелированию (физиологических) различий в двигательной сфере младших школьников с ОНР.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить исходный уровень физической подготовленности младших школьников с ОНР и сопоставить его с таковым здоровых школьников.
3. Разработать экспериментальную программу уроков физической культуры для учащихся специальной коррекционной общеобразовательной школы v вида.
4. Оценить эффективность разработанной программы в условиях педагогического эксперимента.
Для решения данных задач были использованы следующие методы исследования:
• анализ научно-методической литературы;
• тестирование физической подготовленности;
• педагогический эксперимент;
• методы математической статистики
Для экспериментальных исследований были привлечены дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня, обучающиеся в специальной коррекционной общеобразовательной школе №89 V вида города Набережные Челны Республики Татарстан. Участники педагогического эксперимента были разделены на две группы по 24 человека: экспериментальная и контрольная. В течение двух лет, в период обучения школьников во втором-третьем классах (с сентября 2004 по май 2006 учебного года) контрольная группа на уроках физической культуры занималась по традиционной программе физического воспитания; экспериментальная группа - по разработанной нами программе. Количество
уроков физкультуры в обеих группа было одинаковым - 2 урока в неделю по 45 минут. В обеих группах также проводились занятия по лечебной физической культуре.
Содержание программного материала уроков физической культуры включает два взаимосвязанных компонента: базовый и вариативный.
Базовый компонент включает два раздела: легкая атлетика и гимнастика с элементами акробатики. Содержание этих разделов основано на Комплексной программе по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ (1992).
Вариативный компонент программы уроков физической культуры был разработан нами и преимущественно был основан на элементах баскетбола. Выбор баскетбольных упражнений не случаен: занятия баскетболом способствуют приросту двигательно-координационных качеств (в первую очередь ловкости, точности, меткости), а также скоростно-силовых качеств, общей и специальной выносливости, т.е. тех качеств, уровень развития которых у учащихся с ОНР достоверно ниже такового здоровых школьников.
Вариативный компонент также включает следующие разделы:
• коррекционно-оздоровительные подвижные игры;
• физические упражнения на развитие тонкой моторики рук;
• упражнения для профилактики нарушения зрения;
• координационная гимнастика и тренировка вестибулярного аппарата; упражнения с элементами фитбол-гимнастики;
• специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек.
Комплекс подвижных игр, задания на развитие тонкой моторики, упражнения для профилактики нарушения зрения, координационная гимнастика и тренировка вестибулярного аппарата, включенные в программу, способствуют развитию внимания, памяти, слуха, чувства ритма, быстроты, реакции на сигнал, совершенствованию умения ориентироваться в пространстве и на местности.
Использование в программе фитбол-гимнастики, точное, динамичное выполнение упражнений для туловища, головы, ног, рук влияет на совершенствование развития артикуляционных органов: губ, языка, челюсти, твердого и мягкого неба, альвеол.
Специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек, артикуляционные упражнения; речевые задания помогают подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний
ритм детей часто или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса. Значительные физические и психические нагрузки разного характера укрепляют центральную нервную систему, повышают устойчивость внимания, развивают двигательную память, способствуют снижению напряженности, стрессовых переживаний, психологического дискомфорта.
В I четверти из 18 запланированных уроков 10 уроков были посвящены легкой атлетике, где наряду с образовательными решались задачи развития кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости).
14 уроков II четверти отводилось на раздел «гимнастика с элементами акробатики», где наряду с образовательными решались задачи формирования правильной осанки и воспитания координационных и силовых способностей.
8 уроков I четверти, 20 уроков III четверти, 6 уроков IV четверти были посвящены реализации вариативной части программы уроков физической культуры.
10 заключительных уроков IV четверти отводились на продолжение освоения программы раздела «легкая атлетика».
Исходное тестирование уровня физической подготовленности младших школьников показало, что дети с ОНР отстают от своих сверстников из обычных школ в развитии физических качеств (координационных, силовых, скоростно-силовых), имеются нарушения со стороны нервно-мышечного аппарата. При этом на начало эксперимента между показателями физической подготовленности детей с ОНР экспериментальной и контрольной групп статистически достоверных различий не выявлено.
Эффективность разработанной программы уроков физической культуры оценивалась посредством сравнения прироста основных показателей физической подготовленности детей с ОНР экспериментальной и контрольной групп.
В течение учебного года проводился контроль физической подготовленности учащихся в начале и в конце года. Результаты исследования были статистически обработаны.
За период педагогического эксперимента в обеих опытных группах наблюдалось достоверное изменение регистрируемых показателей физической подготовленности. Это обусловлено естественными процессами роста и развития детей, естественным уровнем их двигательной активности и целенаправленным использованием экспериментальной программы по коррекции физической подготовленности младших школьников с ОНР. При этом темпы изменений изучаемых показателей физической подготовленности в экспериментальной группе выше таковых в контрольной группе (табл.).
Таблица
Сравнение прироста показателей физических качеств младших школьников с ОНР экспериментальной и контрольной групп (%)
Показатели 2004-2005 2005-2006
ЭГ (п=24) КГ(п=24) ЭГ(п=24) КГ(п=24)
Прыжок в длину с места, см 14,4 8,4 9,0 6,8
Отжимание за 1 мин, раз 28,4 17,0 13,4 13,3
Подъем туловища из положения лежа, раз 23,0 11,2 17,5 9,2
Прыжок через скакалку за 1 мин, раз 23,0 9,0 9,0 4,6
Челночный бег 3х10м, с 9,1 9,7 9,3 9,6
Наклон туловища из положения сидя, см 31,0 28,5 20,5 16,0
Метание мяча весом 1 кг из положения сидя, м 14,0 9,5 11,1 4,3
Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа
К концу формирующего педагогического эксперимента были выявлены межгрупповые различия во всех контрольных упражнениях; при этом младшие школьники экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы не только в темпах прироста показателей физической подготовленности, но и в результатах всех двигательных тестов.
Результаты экспериментального исследования показали, что разработанная экспериментальная программа уроков физической культуры для учащихся с нарушениями речи, состоящая из базового (легкая атлетика и гимнастика с элементами акробатики) и вариативного компонентов (элементы баскетбола; коррекционно-оздоровительные подвижные игры; физические упражнения на развитие тонкой моторики рук; упражнения для профилактики нарушения зрения; координационная гимнастика и тренировка вестибулярного аппарата; упражнения с элементами фитбол-гимнастики; специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек), способствуют достоверному приросту показателей физической подготовленности.
Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что разработанная экспериментальная программа уроков физической культуры для учащихся с нарушениями речи способствует достоверному приросту показателей физической подготовленности.
В целом, по результатам проведенных исследований можно заключить, что разработанная экспериментальная программа оказалась достоверно более эффективной, чем традиционное содержание уроков физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для школьников: Из опыта работы [Текст]/ Э.Й. Адашкявичене. - М: Просвещение, 1983. - 79 с.
2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. - М.: «Наука», 1990. - С. 25-40, 73-90.
3. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, метать. - М.: «Просвещение», 1983. - С. 3-8.
4. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. - М.: «Просвещение», 1986. - С. 5-12.
5. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб, 1993. - С 10-13.
6. Галкина В.Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов [Текст]/ В.Б.Галкина, Н.Ю. Холутова // Дефектология. - 1999. - № 4. - с. 50 - 56.
7. Ганюшкин А. Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера [Текст]/ А. Д. Ганюшкин. -Смоленск, 1989.
8. Гилевич И.М. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие [Текст]/И.М.Гилевич, Е.А. Забара.-М.: Аквариум, 1997.-128 9.
9. Глазырина Л. Д. Коррекция речи ребенка с помощью физических упражнений [Текст]/ Л. Д. Глазырина. - Мн.: Бетспринт, 1996. - 38 с.
10. Педагогическая практика студентов по курсу: Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста / Под ред. Кенешана А.В., Осокиной Т.И. М.: «Просвещение», 1984, - С. 8-23. Физкультура воспитания, образование; тренировка № 4 - 2003 г; М; Л.Н. Волошина: (стр. 39,40) «Игровые программы и технологии физического воспитания детей».
Glossary
1. Adashkavichene E.I.Basketball for school children: From the work experience [Text]/ E.I. Adashkavichene. - М.: Prosveshenie, 1983. - 79 p.
2. Bernshnein N. А. Physiology of motor and activity. - М.: «Science», 1990. - P. 25 - 40, 73 - 90.
3. Vavailova Е. N. Teach how to run, jump, throw. - М.: «Prosveshenie», 1983. - P. 3 - 8.
4. Vavailova Е. N. Prove children health. - М.: «Prosveshenie», 1986. - P. 5- 12.
5. Volkova GA. The methods of dysphasia examine of children. - SPb, 1993. - P. 10 - 13.
6. Galkina V.B. The usage of physical exercises to develop fingers tiny motility while dysphasia correction of primary school children [Text]/ V.B.Galkina, N.U. Holutova // Defectology. - 1999. - № 4. - p. 50 - 56.
7. Ganushkin A.D.Aims, forms and methods of trainer and psychology work [Text]M..D.Ganjshkin. - Smolensk, 1989.
8. Gilevich I.M. Disabled children: Methodical guide [Text]/IM.Gilevich, Е.А. Zabara.-М.: Akvarium, 1997.- 128
9. Glazyrina L.D. Correction of child's speech with physical exercises [Text]/L.D. Glazyrina. - Мп.: Betsprint, 1996. - 38 p.
10. Pedagogical students practice: Theory and methods of school children physical culture / Under addition. Keneshan А. V., Ocokina Т. I. М.: «Prosveshenie», 1984, - P. 8-23. Physical culture, education, training № 4 - 2003; М; L.N.Voloshina: (р. 39, 40) «Game programs and technologies of children physical culture and sport ».