Научная статья на тему 'Уровень и взаимосвязь координационных способностей в тотальных, региональных и локальных движениях у девушек 15-16 лет'

Уровень и взаимосвязь координационных способностей в тотальных, региональных и локальных движениях у девушек 15-16 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / ТЕСТЫ / ПЕРЕНОС ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / COORDINATION / TESTS / TRANSFER OF PHYSICAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Немцева Наталья Алексеевна, Доронина Наталья Васильевна

Целью исследования являлось определение уровня и особенностей взаимосвязи показателей координационных способностей в тотальных, региональных и локальных движениях у девушек 15-16 лет. В исследовании приняли участие 32 девушки 15 лет и 30 девушек 16 лет. Использовались следующие тесты: челночный бег 3×10 метров, три кувырка вперёд, прыжки вниз на разметку, метание теннисного мяча на точность попадания, перекладывание специальных шайб, "частота постукивания". Достоверность различий показателей координационных способностей определялась при помощи t-критерия Стьюдента, теснота взаимосвязи при помощи коэффициента корреляции Пирсона. Было установлено, что большинство рассматриваемых показателей координационных способностей не имеют достоверных различий у девушек 15 и 16 лет. Между показателями координационных способностей в тотальных движениях обнаружена средняя взаимосвязь. Между остальными показателями координационных способностей обнаружена слабая взаимосвязь или взаимосвязь отсутствует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Немцева Наталья Алексеевна, Доронина Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level and correlation of coordination abilities in total, regional and local movements among the girls aged 15-16 years

The aim of this study was evaluating of level and correlation between indicators of coordination abilities in total, regional and local movements at girls aged 15-16 years. 32 girls aged 15 years old and 30 girls aged 16 years old took part in the investigation. The following tests were used: shuttle run 3x10 meters, three forward rolls, jumps down on the marking, throwing a tennis ball to hit accuracy, shifting of special washers, "tapping frequency". Student's t-criteria were used for evaluation of significance of coordination abilities indicators differences. Pearson coefficient was used for evaluation of relationships between different coordination abilities. It has been found that most of indicators of coordination abilities have no significant differences between girls aged 15 and 16 years old. Indicators of coordination abilities in total movements have middle correlation. Other indicators of coordination abilities have only weak relationships or there are no correlations.

Текст научной работы на тему «Уровень и взаимосвязь координационных способностей в тотальных, региональных и локальных движениях у девушек 15-16 лет»

УДК 796:338.28; 796.078

УРОВЕНЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТОТАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЯХ У ДЕВУШЕК

15-16 ЛЕТ

Наталья Алексеевна Немцева, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет (АГУ), Майкоп,

Наталья Васильевна Доронина, кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета

(ИФК и дзюдо АГУ), Майкоп

Аннотация

Целью исследования являлось определение уровня и особенностей взаимосвязи показателей координационных способностей в тотальных, региональных и локальных движениях у девушек 15-16 лет. В исследовании приняли участие 32 девушки 15 лет и 30 девушек 16 лет. Использовались следующие тесты: челночный бег 3*10 метров, три кувырка вперёд, прыжки вниз на разметку, метание теннисного мяча на точность попадания, перекладывание специальных шайб, "частота постукивания". Достоверность различий показателей координационных способностей определялась при помощи t-критерия Стьюдента, теснота взаимосвязи - при помощи коэффициента корреляции Пирсона. Было установлено, что большинство рассматриваемых показателей координационных способностей не имеют достоверных различий у девушек 15 и 16 лет. Между показателями координационных способностей в тотальных движениях обнаружена средняя взаимосвязь. Между остальными показателями координационных способностей обнаружена слабая взаимосвязь или взаимосвязь отсутствует.

Ключевые слова: координация, тесты, перенос физических способностей.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p119-122

LEVEL AND CORRELATION OF COORDINATION ABILITIES IN TOTAL, REGIONAL AND LOCAL MOVEMENTS AMONG THE GIRLS AGED 15-16 YEARS

Natalia Alekseevna Nemtseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Adygheya State University, Maykop,

Natalia Vasilievna Doronina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Physical Education and Judo Institute of Adygheya State University, Maykop

Annotation

The aim of this study was evaluating of level and correlation between indicators of coordination abilities in total, regional and local movements at girls aged 15-16 years. 32 girls aged 15 years old and 30 girls aged 16 years old took part in the investigation. The following tests were used: shuttle run 3x10 meters, three forward rolls, jumps down on the marking, throwing a tennis ball to hit accuracy, shifting of special washers, "tapping frequency". Student's t-criteria were used for evaluation of significance of coordination abilities indicators differences. Pearson coefficient was used for evaluation of relationships between different coordination abilities. It has been found that most of indicators of coordination abilities have no significant differences between girls aged 15 and 16 years old. Indicators of coordination abilities in total movements have middle correlation. Other indicators of coordination abilities have only weak relationships or there are no correlations.

Keywords: coordination, tests, transfer of physical abilities.

ВВЕДЕНИЕ

В физическом воспитании в общеобразовательной школе преимущественно используются упражнения, в выполнении которых участвует большое число крупных мы-

шечных групп: бег, прыжки, метания, кувырки, перевороты и т.п. [1,4]. Считается, что это позволяет оказать комплексное развивающее воздействие на организм школьников [1,4]. В то же время одной из задач физического воспитания школьников старших классов является профессионально-прикладная физическая подготовка. В связи с тем, что большое число современных профессий связано с проявлением координаций в локальных и региональных движениях (манипуляции с клавиатурой и мышью компьютера, пультами управления различными механизмами, управление автомобилем и т.п.) возрастает значение в структуре двигательной функции выпускников школ способности координировать локальные и региональные движения. В то же время знания об уровне и особенностях взаимосвязи и переноса способностей координировать движения глобального, а также локального и регионального характера у школьников старших классов остаются мало изученными [2,5 и др.]. Это не позволяет обоснованно сделать заключение о достаточности в физическом воспитании старшеклассников упражнений, направленных на развитие координационных способностей в глобальных движениях, подразумевая их положительных перенос на способности координировать также локальные и региональные движения, либо о необходимости применения упражнений, обладающих соответствующей спецификой.

В связи с этим целью исследования являлось определение уровня и особенностей взаимосвязи показателей координационных способностей в тотальных, региональных и локальных движениях у девушек 15-16 лет.

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие 32 девушки 15 лет и 30 девушек 16 лет - учащиеся общеобразовательной школы. Применялась следующая батарея тестов: челночный бег 3*10 метров [по 3]; три кувырка вперёд [по 3]; прыжки вниз на разметку [по 3]; метание теннисного мяча на точность попадания [по 3]; перекладывание специальных шайб [по 6]; частота постукивания [по 3]. Первые два теста (челночный бег 3х10 метров и три кувырка вперёд) служили показателями координационных способностей в тотальных движениях. Два следующих теста (прыжки на разметку и метание мяча на точность) показывали координационные способности с преимущественным участием мышц пояса нижних и верхних конечностей и потому использовались для определения уровня координации в региональных движениях. Тесты "перекладывание специальных шайб" и "частота постукивания" были отнесены к тестам на определение уровня координационных способностей в локальных (в данном случае, мануальных, наиболее востребованных в современных профессиях) движениях.

Оценка достоверности различий статистических показателей при сравнении параметров определялась при помощи t-критерия Стьюдента. Для определения степени взаимосвязи рассматриваемых показателей вычислялся коэффициент корреляции Пирсона. Вычисления производились при помощи программы Microsoft Excel 2003.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Из таблицы 1 видно, что в большинстве показателей координации движений между девушками 15 и 16 лет достоверных различий нет. Исключение составляют результаты теста "частота постукивания", которые достоверно выше у девушек 16 лет. В остальных тестах различия не достигают достоверных величин.

Приведённые данные свидетельствуют о завершении возрастного развития координационных способностей в большинстве их разновидностей у девушек 15-16 лет и слабом воздействии средств физического воспитания, применяемых на уроках физической культуры в школе, на совершенствование координации в тотальных, региональных и локальных движениях.

Таблица 1

Уровень координационных способностей у девушек 15 и 16 лет__________

Тесты Результаты ( х±5) Достоверность различий

15 лет 16 лет

Челночный бег 3х10 (с) 9,3+0,60 9,0+0,65 р>0,05

Три кувырка вперёд (с) 4,7+0,74 4,9+0,61 р>0,05

Прыжки на разметку (см) 6+2,4 6+2,6 р>0,05

Метание мяча (см) 47+10,1 49+13,1 р>0,05

Перекладывание шайб (с) 17,2+0,99 16,7+1,06 р>0,05

Частота постукивания (с) 4,6+0,51 4,2+0,57 р<0,05

В то же время, из анализа данных таблицы 2 следует, что если теснота взаимосвязи между показателями точности тотальной движений достигает средних значений, то остальные связи могут быть оценены лишь как слабые и очень слабые.

Таблица 2

Взаимосвязь (коэффициенты корреляции) координационных способностей ___________________в различных движениях у девушек 15 и 16 лет*___________________

Тесты "челнок" кувырки прыжок метание перенос постукив.

"челнок" 1,00

кувырки 0,60 0,53 1,00

прыжок 0,49 0,37 0,22 0,34 1,00

метание 0,27 0,11 0,26 1,00

0,12 0,10 0,10

перенос 0,27 0,33 0,31 0,00 0,25 0,37 -0,19 0,16 1,00

постукив. 0,16 0,39 -0,02 -0,01 -0,06 0,04 0,03 0,28 0,17 0,24 1,00

*Верху приведены коэффициенты корреляции у девушек 15 лет, внизу - 16 лет

Полученные данные позволяют считать, что координационные способности в различных по структуре движениях не зависят друг от друга и в процессе физического воспитания девушек старшего школьного возраста должны применяться средства, направленные на развитие каждой из них.

ВЫВОДЫ

Уровень большинства координационных способностей у девушек в старших классах без применения специальных средств их развития стабилизируется. Между показателями координационных способностей в тотальных, региональных и локальных движениях у девушек 15-16 лет существует лишь слабая взаимосвязь либо взаимосвязь отсутствует. Это позволяет считать соответствующие координационные способности специфическими, требующими применения специальных средств для их развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2010. - 126 с.

2. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 1. - С. 16-23.

3. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В.И. Лях. - М. : ООО "Фирма" Издательство АСТ", 1998. - 272 с.

4. Матвеев, А.П. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая

культура. Основная школа. Средняя (полная) школа : базовый и профильный уровни / А.П. Матвеев. - М. : Просвещение, 2008. - 142 с.

5. Немцев, О.Б. Теоретические основы точности движений / О.Б. Немцев // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. - № 1. - С. 33-43.

6. Уровень развития мелкой моторики кисти у школьников младших классов / А.М. Доронин [и др.] // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Майкоп, 1997. - С. 15.

REFERENCES

1. Lyakh, V.I., Zdanevich A.A. (2010), The complex program of physical education of students: 1-11 classes for the teachers of general educational institutions, Education, Moscow, Russian Federation.

2. Lyakh, V.I. (1996), "Coordination-motor improvement in physical education and sport: the history, theory and experimental researches", Theory and Practice of Physical Culture, No. 1, pp. 16-23.

3. Ljah, V.I. (1998), Tests in physical training of schoolchildren, publisher house AST, Moscow, Russian Federation.

4. Matveev, A.P. (2008), Programs of educational institutions. Physical Culture. The Basic School. Secondary (complete) school, basic and profile levels, Education, Moscow, Russian Federation.

5. Nemtsev, O.B. (2005), "Theoretical basis of motor precision", Bulletin of Adyghe State University, No. 1, pp. 33-43.

6. Doronin, A.M., Phediakina, L.K., Doronina, N.V. and Kirichenko, R.V. (1997), "Level of development of a small motility of a brush at school students of elementary grades", Actual problems of the development of physical culture and sports, proceedings of International scientific and practical conference, Maykop, p. 15.

Контактная информация: nanemceva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.09.2012.

УДК 796.42

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКИ ПРЫЖКА С ШЕСТОМ В ИСПОЛНЕНИИ ДЕВУШЕК 17-19 ЛЕТ И ЖЕНЩИН

Владимир Игоревич Никонов, старший преподаватель,

Николай Николаевич Чесноков, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Прыжок с шестом является одним из наиболее сложных упражнений в современной лёгкой атлетике, где в многообразии факторов, определяющих достижение высоких результатов, принадлежит уровню развития физических качеств и технической оснащённости базирующейся на них. В статье приводится сравнительный анализ техники прыжка с шестом в исполнении девушек 17-19 лет с универсальным стилем прыжка, а также приводятся варианты техники, которые используют спортсменки на этапе углублённой специализации. Рассмотрена структура выполнения отдельных частей прыжка, особенно опорно-полётной части, включая кинематические и динамические характеристики, связанные со спецификой влияния на них центробежной силы. Выявлены варианты выполнения техники прыжка с шестом в зависимости от уровня развития физических качеств и мышечной топографии девушек. (Силовой стиль прыжка, универсальный и скоростной).

Ключевые слова: прыжок с шестом, техническая подготовка, физическая подготовка, универсальный стиль, варианты техники прыжка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.