Научная статья на тему 'СПОРТИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ВОЛЕЙБОЛА'

СПОРТИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ВОЛЕЙБОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / СТУДЕНТЫ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ / СПОРТИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / STUDENTS / MOTOR COORDINATION / SPORTIZATION / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волков Л.А., Пащенко А.Ю., Жалбэ М.Г.

Цель исследования - повысить уровень координационных способностей студентов первых курсов неспортивных факультетов в условиях выбранного физкультурно-спортивного направления «волейбол». Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Нижневартовского государственного университета с сентября 2019 г. по март 2020 г. В исследовании приняли участие студенты первых курсов, выбравшие физкультурно-спортивное направление «волейбол». В ходе эксперимента были сформированы две группы обучающихся: контрольная и экспериментальная, по 15 человек в каждой, в которые вошли студенты первых курсов неспортивных факультетов, ранее не занимавшиеся профессиональным или любительским волейболом. Контрольная группа занималась по общепринятой программе. В экспериментальной группе был применен разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей. Комплекс упражнений применялся в вводно-подготовительной части занятия. Для оценки уровня развития координационных способностей у студентов первых курсов, занимающихся волейболом, были использованы следующие тесты: «Челночный бег 3x10 м», «Прыжки через скакалку за 30 с», «Передачи мяча над собой с преодолением стоек», «Три кувырка вперед». Результаты исследования и выводы. Результат выполнения теста «Челночный бег 3x10 м» у волейболистов экспериментальной группы после эксперимента достоверно улучшился (p<0,05), прирост показателя величины среднего арифметического значения в тесте «Прыжки через скакалку за 30 с» у волейболистов ЭГ составил 9,8%. Анализ и сравнение результатов теста «Передачи мяча над собой с преодолением стоек» показали, что у волейболистов ЭГ среднеарифметическое значение показателя в конце эксперимента составило 9,9±0,06 с, темп прироста - 9,6%. Таким образом, разработанный комплекс упражнений, внедренный в учебный процесс, является эффективным средством, направленным на повышение уровня двигательной координации у студентов первых курсов неспортивных факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волков Л.А., Пащенко А.Ю., Жалбэ М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF VOLLEYBALL

Objective of the study was to improve coordination abilities in the first-year non-sporting department students engaged in volleyball at Physical Education classes. Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of Novosibirsk State University from September 2019 through March 2020 and involved the first-year students who had chosen volleyball physical education program. During the experiment, two groups of trainees were formed: Control Group and Experimental Group, 15 students each, which included the first-year students majoring in the non-sporting academic disciplines, who had not previously been engaged in professional or amateur volleyball. The Control Group students were trained in accordance with the standard physical education program. The Experimental Group used the developed coordination building routine which was applied in the conditioning part of the physical education lesson. The following tests were used to assess the level of coordination abilities in the first-year students engaged in volleyball: 3x10 m shuttle run, 30 second jump rope, overhead ball pass, triple forward roll. Results and conclusions. The 3x10 m shuttle run test results demonstrated by the Experimental Group volleyball players after the experiment improved statistically significantly (p<0.05). The increase in the arithmetic mean values in the jump rope test was 9.8% in the Experimental Group volleyball players. The analysis and comparison of the ball pass test results showed that in the Experimental Group volleyball players the arithmetic mean value was 9.9±0.06 sec at the end of the experiment, with the growth rate of 9.6%. Therefore, the developed set of exercises introduced into the educational process is considered an effective way to raise the level of motor coordination in the first-year students majoring in the non-sporting academic disciplines.

Текст научной работы на тему «СПОРТИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ВОЛЕЙБОЛА»

спортизация физического воспитания студентов

вуза на основе средств волейбола

УДК/UDC 796.011.1

Поступила в редакцию 17.06.2020 г.

Л.А. Волков1

Кандидат педагогических наук, доцент А.Ю. Пащенко1 М.Г. Жалбэ1

1 Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

SPORTIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF VOLLEYBALL

L.A. Volkov1

PhD, Associate Professor A.Yu. Pashchenko1 M.G. Zhalbe1

1 Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Информация для связи с автором: volkov_nggu@mail.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - повысить уровень координационных способностей студентов первых курсов неспортивных факультетов в условиях выбранного физкультурно-спортивного направления «волейбол». Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Нижневартовского государственного университета с сентября 2019 г. по март 2020 г. В исследовании приняли участие студенты первых курсов, выбравшие физкультурно-спортивное направление «волейбол». В ходе эксперимента были сформированы две группы обучающихся: контрольная и экспериментальная, по 15 человек в каждой, в которые вошли студенты первых курсов неспортивных факультетов, ранее не занимавшиеся профессиональным или любительским волейболом. Контрольная группа занималась по общепринятой программе. В экспериментальной группе был применен разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей. Комплекс упражнений применялся в вводно-подготовительной части занятия. Для оценки уровня развития координационных способностей у студентов первых курсов, занимающихся волейболом, были использованы следующие тесты: «Челночный бег 3x10 м», «Прыжки через скакалку за 30 с», «Передачи мяча над собой с преодолением стоек», «Три кувырка вперед».

Результаты исследования и выводы. Результат выполнения теста «Челночный бег 3x10 м» у волейболистов экспериментальной группы после эксперимента достоверно улучшился (р<0,05), прирост показателя величины среднего арифметического значения в тесте «Прыжки через скакалку за 30 с» у волейболистов ЭГ составил 9,8%. Анализ и сравнение результатов теста «Передачи мяча над собой с преодолением стоек» показали, что у волейболистов ЭГ среднеарифметическое значение показателя в конце эксперимента составило 9,9±0,06 с, темп прироста - 9,6%. Таким образом, разработанный комплекс упражнений, внедренный в учебный процесс, является эффективным средством, направленным на повышение уровня двигательной координации у студентов первых курсов неспортивных факультетов.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, организация учебного процесса, студенты, двигательная координация, спортизация, физическое воспитание.

Annotation

Objective of the study was to improve coordination abilities in the first-year non-sporting department students engaged in volleyball at Physical Education classes.

Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of Novosibirsk State University from September 2019 through March 2020 and involved the first-year students who had chosen volleyball physical education program. During the experiment, two groups of trainees were formed: Control Group and Experimental Group, 15 students each, which included the first-year students majoring in the non-sporting academic disciplines, who had not previously been engaged in professional or amateur volleyball. The Control Group students were trained in accordance with the standard physical education program. The Experimental Group used the developed coordination building routine which was applied in the conditioning part of the physical education lesson. The following tests were used to assess the level of coordination abilities in the first-year students engaged in volleyball: 3x10 m shuttle run, 30 second jump rope, overhead ball pass, triple forward roll.

Results and conclusions. The 3x10 m shuttle run test results demonstrated by the Experimental Group volleyball players after the experiment improved statistically significantly (p<0.05). The increase in the arithmetic mean values in the jump rope test was 9.8% in the Experimental Group volleyball players. The analysis and comparison of the ball pass test results showed that in the Experimental Group volleyball players the arithmetic mean value was 9.9±0.06 sec at the end of the experiment, with the growth rate of 9.6%. Therefore, the developed set of exercises introduced into the educational process is considered an effective way to raise the level of motor coordination in the first-year students majoring in the non-sporting academic disciplines.

Keywords: higher educational institution, organization of educational process, students, motor coordination, sportization, physical education.

Введение. Одним из востребованных спортивных направлений у студентов является волейбол. Однако не всегда двигательные возможности студентов достаточны для успешного освоения данного вида спорта. В особенности это проявляется в низком уровне развития координационных способностей, которые для волейбола имеют большое значение.

Для студентов первых курсов неспортивных факультетов, ранее не занимавшихся волейболом, довольно сложно начинать осваивать новые для них технические элементы, так как обучающиеся нередко знакомы с волейболом поверхностно и нет ранее заложенной основы двигательных программ в этом виде спорта.

44

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2020 Декабрь | December

Динамика результатов тестирования ЭГ и КГ до и после эксперимента

Тест Этап эксперимента ЭГ (n=15) M±m КГ (n=15) M±m р Д% В ЭГ Д% В КГ

Челночный бег 3x10 м, с До эксп. 8,8±0,07 8,7±0,04 >0,05 4,7 1,2

После эксп. 8,4±0,14 8,6±0,05 >0,05

Прыжки со скакалкой за 30 с, кол-во раз До эксп. 58,3±1,82 57,9±1,75 >0,05 9,8 1,9

После эксп. 64,3±1,47 59,0±1,96 <0,05

Передачи мяча над собой с преодолением стоек, с До эксп. 10,9±0,14 11,0±0,17 >0,05 9,6 6,6

После эксп. 9,9±0,06 10,3±0,14 <0,05

Три кувырка вперед, с До эксп. 4,3±0,25 4,4±0,26 >0,05 12,3 7,1

После эксп. 3,8±0,11 4,1±0,21 >0,05

Цель исследования - повысить уровень координационных способностей студентов первых курсов неспортивных факультетов в условиях выбранного физкультурно-спортивного направления «волейбол».

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Нижневартовского государственного университета с сентября 2019 г по март 2020 г В исследовании приняли участие студенты первых курсов, выбравшие физкультурно-спортивное направление «волейбол». В ходе эксперимента были сформированы две группы обучающихся: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 15 человек в каждой, в которые вошли студенты первых курсов неспортивных факультетов, ранее не занимавшиеся профессиональным или любительским волейболом.

Занятия в КГ и ЭГ проводились два раза в неделю по 90 мин. КГ занималась по общепринятой программе. В ЭГ был применен разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей. Комплекс упражнений применялся в вводно-подготовительной части занятия.

Для оценки уровня развития координационных способностей у студентов первых курсов, занимающихся волейболом, нами были использованы следующие тесты: «Челночный бег 3x10 м», «Прыжки через скакалку за 30 с», «Передачи мяча над собой с преодолением стоек», «Три кувырка вперед».

Для обработки полученных данных применялся метод математической статистики.

В ЭГ координационные способности развивались с помощью разработанного комплекса упражнений, дополнительно был использован повторный метод. Все упражнения многократно повторялись. Комплекс упражнений включал: про-бегание лесенки с постановкой стопы в каждую ячейку (правым, левым боком); прыжки на двух ногах в каждую ячейку (правым, левым боком); скрестный бег правым, левым боком с постановкой стоп в каждую ячейку; прыжок внутрь ячейки двумя стопами, прыжок с постановкой стоп наружу следующей ячейки и т. д.; прыжок в 1 ячейку, прыжок с поворотом на 180 градусов в следующую ячейку и т. д.; прыжок через ячейку с возвратом на предыдущую прыжком спиной вперед; 5 прыжков в ячейки, 5 пробежек по ячейкам; пробегание скоростной лесенки с постепенным поворотом на 360 градусов.

Выполнение каждого упражнения доводилось до полного автоматизма с постепенным увеличением скорости.

Результаты исследования и их обсуждение. В конце марта по окончании эксперимента было проведено повторное тестирование, результаты исследования представлены в таблице.

Результат выполнения теста «Челночный бег 3x10 м» у волейболистов ЭГ после эксперимента достоверно улучшился (р<0,05), среднегрупповое значение составило 8,4±0,14 с, прирост - 4,7 %, в то время как в КГ прирост составил 1,2 % и различия недостоверны.

Показатель величины среднего арифметического значения в тесте «Прыжки через скакалку за 30 с» у волейбо-

листов ЭГ в начале исследования составил 58,3±1,82 раза, в конце эксперимента - 64,3±1,47 раза, статистически достоверный прирост - 9,8 %. В КГ прирост составил 1,9 % и различия недостоверны. Таким образом, выявлены достоверные различия между конечными результатами ЭГ и КГ (p<0,05).

Анализ и сравнение результатов теста «Передачи мяча над собой с преодолением стоек» показывают, что у волейболистов ЭГ среднеарифметическое значение показателя в конце эксперимента составило 9,9±0,06 с, темп прироста - 9,6 % и различия статистически достоверны (p<0,05). У студентов КГ также были выявлены статистически достоверные различия (p<0,05), темп прироста показателя - 6,6 %. При расчете достоверности различий между конечными результатами ЭГ и КГ было выявлено, что у ЭГ показатель теста в конце эксперимента достоверно лучше (p<0,05).

По результатам теста «Три кувырка вперед» у волейболистов ЭГ и КГ прирост показателя составил 12,3 % и 7,1 % соответственно, различия статистически недостоверны (p>0,05).

Выводы. Разработанный комплекс упражнений, внедренный в учебный процесс, является эффективным средством, направленным на повышение уровня двигательной координации у студентов первых курсов неспортивных факультетов.

Одним из главных достоинств, предлагаемой системы организации занятий по физической культуре является преемственность с внедренными федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.

Использованная литература

1. Волков Л.А. Особенности развития координационных способностей школьников, занимающихся волейболом / Л.А. Волков, А.Ю. Пащенко // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Нижневартовск, 17-18 марта 2016 г.) / Отв. ред. Л.Г. Пащенко.

- Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2016. - С. 321-324.

2. Пащенко А.Ю. Особенности организации учебного процесса по физической культуре в вузе в условиях самостоятельного выбора студентами физкультурно-спортивной специализации / А.Ю. Пащенко, Н.А. Самоловов, Н.В. Самоловова // Интернет-журнал «Мир науки».

- 2016. - Т. 4. - № 1 http://mir-nauki.com/PDF/31PDMN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. - С. 1-11. References

1. Volkov L.A., Pashchenko A.Yu. Osobennosti razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey Shkolnikov, zanimayushchikhsya voleybolom [Features of development of coordination abilities in schoolchildren practicing volleyball]. Perspektivnye napravleniya v oblasti fizicheskoy kultury, sporta i turizma [Promising trends in physical education, sports and tourism] Proc. VI nat. research-practical conference with international participation (Nizhnevartovsk, March 17-18, 2016). Ed. L.G. Pashchenko. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University publ., 2016. pp. 321-324.

2. Pashchenko A.Yu., Samolovov N.A., Samolovova N.V. Osobennosti organizatsii uchebnogo protsessa po fizicheskoy kulture v vuze v usloviyakh samostoyatelnogo vybora studentami fizkulturno-sportivnoy spetsializatsii [Specifics of organization of academic physical education process in conditions of students' independent choice of sports specialization]. Mir nauki. Internet journal. 2016. v. 4. No. 1 http://mir-nauki.com/PDF/31PDMN116.pdf (free access). Title from the screen. Rus., Engl. pp. 1-11.

№ 12 • 2020 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.