Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ'

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
272
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФУТБОЛ / КООРДИНАЦИЯ / ГИБКОСТЬ / СКОРОСТНО - СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Варенцова Ирина Анатольевна, Телов Роман Николаевич, Варенцов Федор Игоревич

В статье представлены результаты оценки состояния общих физических качеств, по следующим тестам: координационные способности (челночный бег 3х10 м, с), гибкости (наклон вперед на горизонтальной скамье, см), скоростно - силовые способности (прыжок в высоту со взмахом рук, см), выносливости (бег 1000 м, мин., с). На основании оценки уровня развития общей физической подготовки (ОФП) разработана программа тренировок на полугодичный учебно - тренировочный период, а на констатирующем этапе вновь проведенное тестирование общих физических качеств показало, что у школьников, посещающих секцию футбола, за счет специально подобранного комплекса упражнений, наблюдается положительная динамика улучшения общефизических качеств детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Варенцова Ирина Анатольевна, Телов Роман Николаевич, Варенцов Федор Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF GENERAL PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN ENGAGED IN FOOTBALL

The article presents the results of assessing the state of general physical qualities, according to the following tests: coordination abilities (shuttle running 3x10 m, s), flexibility (leaning forward on a horizontal bench, cm), speed - strength abilities (high jump with a wave of the hands, cm), endurance (running 1000 m, min., s). Based on the assessment of the level of development of the OFP, a training program was developed for a six - month training period, and at the ascertaining stage, the newly conducted testing of general physical qualities showed that schoolchildren attending the football section at the expense of a specially selected set of exercises have a positive dynamic of improving the general physical qualities of children.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ»

УДК 796.08

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ,

ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ

DEVELOPMENT OF GENERAL PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN

ENGAGED IN FOOTBALL

Варенцова Ирина Анатольевна

кандидат биологических наук, доцент кафедра физической культуры Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

г. Архангельск, Россия Varentsova Irina Anatoljevna Ph. D., associate professor department of physical culture Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Arkhangelsk, Russia

Телов Роман Николаевич

студент

Высшая школа педагогики, психологии и физической культуры Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

г. Архангельск, Россия Telov Roman Nikolaevich student

Higher school of pedagogy, psychology and physical culture Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Arkhangelsk, Russia

Варенцов Федор Игоревич

студент

Высшая школа педагогики, психологии и физической культуры Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

г. Архангельск, Россия Varentsov Fedor Igorevich student

Higher school of pedagogy, psychology and physical culture Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Arkhangelsk, Russia

Аннотация. В статье представлены результаты оценки состояния общих физических качеств, по следующим тестам: координационные способности (челночный бег 3х10 м, с), гибкости (наклон вперед на горизонтальной скамье, см), скоростно-силовые способности (прыжок в высоту со взмахом рук, см), выносливости (бег 1000 м, мин., с). На основании оценки уровня развития общей физической подготовки (ОФП) разработана программа тренировок на полугодичный учебно-тренировочный период, а на конста-

тирующем этапе вновь проведенное тестирование общих физических качеств показа -ло, что у школьников, посещающих секцию футбола, за счет специально подобранного комплекса упражнений, наблюдается положительная динамика улучшения общефизических качеств детей.

Abstract. The article presents the results of assessing the state of general physical qualities, according to the following tests: coordination abilities (shuttle running 3x10 m, s), flexibility (leaning forward on a horizontal bench, cm), speed-strength abilities (high jump with a wave of the hands, cm), endurance (running 1000 m, min., s). Based on the assessment of the level of development of the OFP, a training program was developed for a six-month training period, and at the ascertaining stage, the newly conducted testing of general physical qualities showed that schoolchildren attending the football section at the expense of a specially selected set of exercises have a positive dynamic of improving the general physical qualities of children.

Ключевые слова: футбол; координация; гибкость; скоростно-силовые качества; выносливость; педагогический эксперимент.

Keywords: football; coordination; flexibility; speed and strength qualities; endurance; pedagogical experiment.

Футбол по праву считается самым популярным и массовым видом спорта на земле. И действительно, если посмотреть историю, то мы узнаем, что эта игра берет начало еще с древних времен. Подобные игры с мячом упоминались в истории древней Спарты, Рима и многих других цивилизаций. В современном мире родоначальниками футбола являются англичане, однако это утверждение в настоящее время подается неким сомнениям и до конца не ясно, где же все-таки зародилась идея создания игры [1].

Сегодня существуют огромные разновидности этой игры. Не говоря уже о классическом футболе, можно упомянуть и пляжный футбол, мини-футбол на газоне и в зале, а также футбол в формате 6x6, 3x3 и другие [1].

Прогресс, как известно, не стоит на месте и это так же относится и к футболу. За время существования игры, футбол претерпел большие изменения. С развитием этого вида спорта, увеличивалась динамика игры, ее маневренность, в тактическом плане произошли большие изменения, а требования физической подготовки у футболистов стали более высокими по сравнению с предыдущими временами [3].

Занятие современным футболом характеризуется в первую очередь высокой двигательной активностью спортсменов. Такая двигательная активность носит очень динамичный характер, отличается высоким содержанием в деятельности физических нагрузок. Среди таких нагрузок чередуются бег и действие с мячом во время игры [2].

Основной подготовкой футболиста в первую очередь является общая физическая подготовка, которая хорошо развивает скоростные, скоростно-силовые качества, скоростную выносливость, гибкость, игровую маневренность и другие качества. Данные качества необходимы спортсмену для выполнения тактической задачи футбола как спортивной игры, а также для достижения высоких результатов в соревнованиях [2].

Зачастую в соревновательной деятельности у юных футболистов не происходит динамики увеличения физических качеств. Это связано с недостаточным трениро-

вочным процессом, недостаточной развитостью двигательных и координационных навыков спортсменов. Таким образом, темой нашего исследования становится контроль общей физической подготовленности в годовом цикле у юных школьников, занимающихся футболом [2, 3].

Цель исследования: выявить уровень общей физической подготовленности и проверить эффективность внедренного комплекса упражнений в учебно-тренировочный процесс юных футболистов.

Задачи исследования:

1. Определить начальный уровень общей физической подготовленности у юных футболистов.

2. Выявить динамику общей физической подготовленности в период исследования.

3. Определить эффективность внедренного комплекса упражнений в учебно-тренировочный процесс юных футболистов.

Организация и методы исследования. В исследовании принимали участие 12 школьников 9-10 лет которые уже на протяжении года занимаются в секции по футболу. На начальном этапе исследования мы оценили состояние общих физических качеств, по следующим тестам: координационные способности (челночный бег 3х10 м, с), гибкости (наклон вперед на горизонтальной скамье, см), скоростно-сило-вые способности (прыжок в высоту со взмахом рук, см), выносливости (бег 1000 м, мин., с). На основании оценки уровня развития общей физической подготовки (ОФП) разработали программу тренировок на полугодичный тренировочный период, а на констатирующем этапе вновь провели тестирование общих физических качеств. Обработка полученных данных проводилась с использованием стандартных статистических программ Excel для среды Windows 10. Вычислялось среднее значение физических показателей, процентное соотношение сдавших нормативы на высокий, средний и низкий уровень до и после эксперимента. Определялась разница между двумя значениями, определялась ее динамика. Темпы прироста физических качеств мы определяли по формуле В. И. Усакова:

100(V2 -V1)

w =-

0.5(V1 +V2)

Полученные результаты темпов прироста мы сравнивали по шкале оценки темпов прироста физических качеств детей младшего школьного возраста (до 8% -за счет естественного роста, 8-10 % - за счет естественного роста и естественной двигательной активности, 11-15 % - за счет естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания, более 15% - За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений). В таблице 1 представлена оценка результатов тестирования общей физической подго-товленности.

Таблица 1

Результаты оценки состояния общей физической подготовленности

юных футболистов, М±т

Период исследования Тесты оценки ОФП

Челночный бег 3х10 (с) Наклон вперед на горизонтальной скамье (см) Прыжок в высоту со взмахом рук (см) Бег 1000 м (мин, с)

До эксперимента 9,20±0,08 7,48±0,46 11,17±0,59 5,35±0,02

После эксперимента 8,85±0,08 8,63±0,23 12,75±0,33 4,80±0,09

Значимость различий 0,002 0,021 0,015 0,000

Сравнив полученные результаты до эксперимента с нормативными, согласно федерального стандарта по виду спорта футбол от 25.10.2019 № 880, мы выявили, что координационные способности (челночный бег 3х10 м) у 58 % обследованных находятся на среднем уровне, а у остальных наблюдается низкий уровень. Качество гибкость (наклон вперед на горизонтальной скамье) у 58 - средний уровень, 42 % выполнили этот тест на высоком уровне. Выносливость и скоростно-силовые способности соответствуют низкому уровню у 50 % мальчиков, средний уровень показали 42% и лишь 8 % показали высокий результат данных показателей (см. рис. 1).

70

координация гибкость скоростно-силовые выносливость

■ высокий □ средний □ низкий

Рис. 1. Распределение юных футболистов по уровню развития общей физической подготовленности до эксперимента

На основании полученных результатов оценки общей физической подготовленности школьников, занимающихся футболом разработаны мероприятия (см. табл. 2), которые включены в учебно-тренировочный процесс.

Таблица 2

Комплекс занятий для развития общих физических качеств юных футболистов

Качество, упражнения Описание упражнений

Гибкость Разминка в начале занятий и заминка в конце тренировки. Упражнения на растяжку мышц ног, спины и общую растяжку. Упражнения на растяжку в парах при помощи партнеров. Упражнения на растяжку с помощью гимнастических сооружений (брусья, горизонтальные скамейки)

Быстрота Бег с динамичным ускорением по 10-15 м. Ускорения по 30, 60 м. Челночный бег 3х10, 5х10, 7х10, 10х10. Бег 1 км с ускорениями по 30, 60, 100 м. Эстафеты в парах по 50, 100 м.

Скоростно-силовые Бег с максимальной скоростью с резкими остановками, с изменениями скорости и направления движения по звуковому, зрительному сигналам. Бег с внешним сопротивлением партнера, с утяжелителями на ногах весом 100 г. Прыжки вверх с внешним сопротивление, с хлопком рук сверху. Эстафеты из разных положений, с гимнастическими мячами.

Упражнения с мячом Отработка пасов мячами (футбольными, баскетбольными, теннисными) у стенки, связанные с бросками и остановкой отскочившего мяча в максимально быстром темпе ногой. Отработка пасов в паре с партнерами (пасы верхом, низом, через игру «в стенку» от третьего игрока). Отработка игровых взаимодействий в малых группах по 3-4 человека. Эстафета с ведением футбольного мяча правой и левой ногой. Игры в футбол в формате 3х3, 4х4.

Выносливость Разминочный и заминочный бег 1-2 км. СБУ на укрепление и развитие мышц ног и туловища. Кросс по пересеченной местности 2 км.

Прыжки на скакалке На двух ногах - 300-350 раз, на одной - 100-120 раз, попеременно на правой и на левой - 100-120 раз.

Подвижные и спортивные игры «Веревочка под ногами», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Прыжки по полочкам», эстафеты с прыжками в длину и высоту, «Прыжок за прыжком», «Парашютисты», «Не оступись», «Метко в цель», Подвижная цель», «Попади в мяч», «Снайперы» и т.д.

Разработанная программа учебно-тренировочного процесса помогла улучшить состояние общей физической подготовленности (см. рис. 2), что в дальнейшем сказалось и на качестве их игры в целом. На ближайшем товарищеском турнире команда заняло второе место уступив в финале лишь по пенальти.

Предложенный и применяемый комплекс упражнений позволил получить нам положительную динамику состояния физических качеств и выявить темпы прироста координационные способности улучшились на 3,31 %, что соответствует естественному приросту результатов, качество гибкость улучшилось на 13,44 %, что возможно произошло за счет естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания, скоростно-силовые способности и способность к выносливости улучшились на 9,9 % и 9,6 % соответственно, что может быть произошло за счет естественного прироста и естественной двигательной активности, таким образом можно с уверенностью сказать, что занятия футболом положительно сказываются на развитии общих физических качеств и подготовленности юных футболистов. Разработанная программа развития ОФП спортсменов, которые посещают секцию футбола за счет специально подобранного комплекса упражнений позволяет судить

о ее эффективности с положительной динамикой.

координация гибкость скоростно-силовые выносливость

■ высокий □средний □ низкий

Рис. 2. Распределение юных футболистов по уровню развития общей физической подготовленности после эксперимента

Юные футболисты в зависимости от возраста нуждаются в повышенной двигательной активности, и именно на данном этапе развития ребенка в рамках занятий футболом следует активно развивать общие физические качества юных футболистов. Для развития данных качеств исследователи предлагают использовать в тренировочном процессе беговые, прыжковые упражнения, упражнения на гибкость и выносливость. Такие упражнения достаточно просты в технике выполнения и активно развивают указанные выше качества юных футболистов.

Тренировочный процесс юных футболистов достаточно сложный. Тренер должен учитывать все возрастные особенности детей младшего школьного возраста, а также подбирать такие упражнения, которые будут эффективно помогать в воспитании всех качеств спортсменов.

Литература

1. Демидова И. В. Контроль физической нагрузки различной направленности у младших школьников // Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 916-918.

2. Железняк Ю. Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта : автореф. дис.... канд. пед. наук. Москва : 2001. 50 с.

3. Лабутина Н. О., Патрикеев Г. В. Динамика физического развития, общей физической и технической подготовленности у юных футболистов г. Архангельска // Олим-пийская идея сегодня : материалы Шестой Всероссийской научной конференции с международным участием. Ростов-н/Д : Южный федеральный университет, 2016. С. 12-22.

References

1. Demidova I. V. Kontrol' fizicheskoy nagruzki razlichnoy napravlennosti u mladshikh shkol'nikov [Control of physical activity of various orientation in younger schoolchildren]. Molodoy uchenyy - Young scientist, 2015, no. 8 (88), pp. 916-918.

2. Zheleznyak Yu. D. Sovershenstvovanie sistemy podgotovki sportivnykh rezervov v igro-vykh vidakh sporta. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Improving the system of training sports reserves in game sports. Abstract. diss. cand. ped. sci.]. Moscow, 2001, 50 p.

3. Labutina N. O., Patrikeev G. V.. Dinamika fizicheskogo razvitiya, obshchey fizi-cheskoy i tekhnicheskoy podgotovlennosti u yunykh futbolistov g. Arkhangel'ska [Dynamics of physical development, general physical and technical readiness of young football players in Arkhangelsk]. Olimpiyskaya ideya segodnya. Materialy Shestoy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Olympic idea today, materials of the Sixth All-Russian Scientific Conference with international participation]. Rostov-on-Don, Southern Federal University Publ., 2016, pp. 12-22. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.