Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ФУТБОЛИСТОВ 15–16 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ'

ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ФУТБОЛИСТОВ 15–16 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
229
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
футбол / физическая подготовка / физические качества / тренировочный процесс / цикл / планирование / football / physical fitness / physical qualities / training process / cycle / planning

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чесноков Николай Николаевич, Морозов Антон Павлович, Тарасов Аркадий Юрьевич

Определены оптимальные параметры объема и интенсивности физической подготовки футболистов 15–16 лет в годичном цикле на основе комплексного контроля. Предложена примерная модель ударного микроцикла в подготовительном периоде. Представлены результаты исследования уровня физической подготовленности футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чесноков Николай Николаевич, Морозов Антон Павлович, Тарасов Аркадий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF PHYSICAL ACTIVITY OF FOOTBALL PLAYERS AGED 15–16 IN A ONE-YEAR TRAINING CYCLE

The optimal parameters of the volume and intensity of physical training of 15-16 year old football players in the annual cycle were determined on the basis of complex control. An approximate model of a shock microcycle in the preparatory period is proposed. The results of the study of the level of physical fitness of football players are presented.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ФУТБОЛИСТОВ 15–16 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ»

УДК 796.332 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-1-113-121

ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

ФУТБОЛИСТОВ 15–16 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ

ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ

Н.Н. Чесноков, А.П. Морозов, А.Ю.Тарасов

Определены оптимальные параметры объема и интенсивности физической

подготовки футболистов 15–16 лет в годичном цикле на основе комплексного кон-

троля. Предложена примерная модель ударного микроцикла в подготовительном пе-

риоде. Представлены результаты исследования уровня физической подготовленности

футболистов.

Ключевые слова: футбол, физическая подготовка, физические качества, трени-

ровочный процесс, цикл, планирование.

PLANNING OF PHYSICAL ACTIVITY

OF FOOTBALL PLAYERS AGED 15–16

IN A ONE-YEAR TRAINING CYCLE

Chesnokov N.N., doctor of pedagogical sci-

ences, professor, head of department,

nnch01@mail.ru, Russia, Moscow, Kutafin

Moscow State Law University (MSAL),

Morozov A.P., candidate of pedagogical sci-

ences, head of the scientific and methodo-

logical department, morozov_anton_87@

mail.ru, Russia, Moscow, Physical culture and

sports associa-tion "Youth of Moscow" Mos-

komsport,

Tarasov A.Yu., postgraduate, nnch01@

mail.ru, Russia, Moscow region, Malakhovka,

Moscow State Academy of Physical Educa-

tion

The optimal parameters of the volume and in-

tensity of physical training of 15-16 year old

football players in the annual cycle were de-

termined on the basis of complex control. An

approximate model of a shock microcycle in

the preparatory period is proposed. The results

of the study of the level of physical fitness of

football players are presented.

Key words: football, physical fitness, physical

qualities, training process, cycle, planning.

Чесноков Николай Николаевич, д-р пед. наук,

проф. зав. кафедрой, nnch01@mail.ru, Россия, Москва,

Московский государственный юридический университет

им. О.Е. Кутафина (МГЮА),

Морозов Антон Павлович, канд. пед. наук, на-

чальник науч.-метод. отдела, nnch01@mail.ru, Россия,

Москва, Физкультурно-спортивное объединение «Юность

Москвы» Москомспорта

Тарасов Аркадий Юрьевич, аспирант, nnch

01@mail.ru, Россия, Московская область, Малаховка,

Московская государственная академия физической куль-

туры

На современном этапе развития

футбола стремительно растет уровень

игровой конкуренции, увеличиваются

значения средних показателей преодоле-

ваемого за матч расстояния, количества и

протяженности ускорений с мячом и без,

прыжков на месте и в движении, общей

плотности игры. Как правило, преиму-

щество в матче получает та команда, ко-

торая может выполнять технико-тактиче-

ские элементы с наименьшим количест-

вом брака и наибольшей интенсивностью

в течение всего матча на фоне общей

утомляемости. Все это становится возможным только при условии высо-

кого уровня развития физических качеств и функциональной подготовки

как отдельно взятого игрока, так и всей команды в целом.

Многие специалисты в области теории и методики футбола по-

свящали свои труды физической и функциональной подготовке футболи-

стов [3–5, 11]. Именно поэтому в настоящее время перед тренерами и спе-

циалистами стоит задача формирования у молодых игроков необходимой

основы для дальнейшего улучшения показателей физических качеств.

Данный вопрос актуален на протяжении всей многолетней подготовки

спортсмена, однако особенно важным является этап совершенствования

спортивного мастерства (ССМ). Завершение пубертатного периода и гор-

монального роста организма спортсменов приводит к необходимости регу-

лярного учета индивидуальных особенностей каждого игрока, максималь-

ного разнообразия применяемых упражнений. В федеральном стандарте

спортивной подготовки (ФССП) по виду спорта «футбол» [7] определено,

что в годичном цикле на общую физическую (ОФП) и специальную физи-

ческую (СФП) подготовки отводится 98–120 и 459–524 часов соответст-

венно (табл. 1).

Таблица 1

Примерная программа ОФП для этапа совершенствования

спортивного мастерства по футболу (согласно требованиям ФССП

по футболу от 25 октября 2019 г.)

Распределение видов физической подготовки на этапе ССМ

ОФП СФП

9–11 % 42–48 %

≈ 98–120 ч ≈ 459–524 ч

Распределение часов ФП по физическим качествам, кол-во часов

Физические качества ОФП СФП

Быстрота 24,5–30,0 114,8–131

Сила 9,8–12,0 45,9–52,4

Скоростно-силовые проявления 19,6–24,0 68,9–78,6

Выносливость:

– общая;

– специальная

Ловкость:

– общая;

– специальная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гибкость

14,7–18,0

7,8–9,6

6,9–8,4

19,6–24,0

19,6–24,0

9,8–12,0

91,8–104,8

91,8–104,8

114,8–131,0

114,8–131,0

23,0–26,2

Однако объемы времени в стандарте указаны в примерных и отно-

сительных величинах и не детализируют перечень средств и методов, их

распределение по периодам подготовки, которые имеют свои особенности.

Если СФП можно реализовывать в процессе технико-тактической подго-

товки юных футболистов, то на ОФП нужно выделять отдельное время в

тренировочном процессе, более рационально планировать физическую

подготовку в течение годичного цикла.

Цель исследования – определить оптимальные параметры объема и

интенсивности физической подготовки футболистов 15–16 лет в годичном

цикле на основе комплексного контроля.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие

задачи:

– оценить эффективность реализованного планирования физиче-

ской нагрузки у футболистов экспериментальной группы в годичном

цикле;

– сравнить уровень прироста результатов в экспериментальной и

контрольной группах по итогам исследования.

Были применены следующие методы: анализ научно-методической

литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование,

методы математической статистики, моделирование.

Исследование проводилось на базе ГБУ «ФСО «Юность Москвы»

Москомспорта и футбольной школы «Торпедо», с участием 51 спортсмена

на этапе ССМ. Для проведения исследования в тренировочный процесс

футболистов 15–16 лет был включен план физической подготовки, рас-

считанный на годичный цикл. Тренировки по физической подготовке с

командой проводились 2 раза в неделю (по 30–45 мин) с тренером по

физической подготовке. Исходя из специфики возраста и результатов ана-

лиза литературных источников [8, 9, 12], были определены средства и ме-

тоды, обеспечивающие комплексную, разностороннюю физическую под-

готовку [1, 6, 10, 11], которая позволит решать поставленные соревнова-

тельные задачи.

Содержание программ и план-конспектов отдельных тренировоч-

ных занятий в рамках физической подготовки у футболистов данной воз-

растной группы разрабатывались исходя из основных задач, стоящих

перед тренером, и требований игры:

– обеспечение постоянного качественного роста уровня развития

физических качеств и двигательного потенциала;

– повышение уровня функциональной подготовленности;

– обеспечение восстановления функций опорно-двигательного ап-

парата после соревновательной деятельности за счет применения разнооб-

разных упражнений.

В проведенном исследовании было разработано и применено рас-

пределение средств физической подготовки в годичном цикле (табл. 2).

Таблица 2

Распределение средств физической подготовки

у футболистов 15–16 лет в тренировочном процессе

годичного цикла в разработанной структуре, %

Средства

Объемы нагрузок в программах по физической

подготовке в различные периоды подготовки

Прыжки

Ускорения (на 10–60 м)

Подготови-

тельный

20

25

Соревновательный

летний зимний

15 20

25 20

Переходный

5

5

Окончание табл. 2

Средства

Объемы нагрузок в программах по физической

подготовке в различные периоды подготовки

Беговые отрезки (на 100–250 м)

Силовые упр. с собст. массой тела

Силовые упр. отягощением

Упр. на ловкость

Кроссовый бег

Упр. на гибкость

Подготови-

тельный

5

10

10

15

5

10

Соревновательный

летний зимний

5 10

15 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 10

25 15

– –

10 15

Переходный

20

5

25

20

20

В подготовительном периоде, длительность которого составила

4 месяца, были поставлены следующие задачи: сформировать уровень

физической подготовленности футболистов и команды в целом, позво-

ляющий успешно выступать в соревнованиях первого круга чемпионата, а

также успешно проводить в межигровых циклах соревновательного

периода объемные и интенсивные тренировки без потери эффективности в

технико-тактических показателях. Внутренняя структура мезоциклов на

данном этапе подготовки формировалась по принципу 3:1, то есть три

недели тренировочной деятельности с высокими, постепенно повышаю-

щимися нагрузками, где заключительная неделя – это выход на показатели

100 %, затем одна неделя со сниженной на 25–35 % нагрузкой. Все это

позволяло юным футболистам постепенно адаптироваться к возрастающей

нагрузке, а затем восстановиться перед началом нового мезоцикла. Интен-

сивность выполнения физических упражнений в данном периоде выше, а

фазы отдыха – короче. Все это обусловливается тем, что в подготовитель-

ном периоде происходит подготовка мышц и суставно-связочного аппа-

рата спортсменов к будущим соревновательным нагрузкам, и работа про-

текает в развивающем режиме.

В подготовительном периоде в основном выполнялись короткие

ускорения до 15 м и отрезки длиной 30–60 м. При выполнении упражне-

ний упор делался на стартовое ускорение и частоту движения: поскольку

работа над быстротой осуществляется в последний месяц подготовитель-

ного периода, то общие объемы меньше, чем в соревновательном периоде.

Все технические элементы выполнялись с акцентом на быстроту движе-

ний. Силовая работа, кроссовый бег и ускорения на длинные отрезки

(на 100–250 м) проводились на учебно-тренировочных сборах. Воспитание

скоростно-силовых качеств на данном этапе осуществлялось за счет при-

менения прыжков через барьеры разной высоты и разным способом

(с одной, с двух ног, со сменной), упражнений с набивными мячами

(табл. 3).

Таблица 3

Примерная модель ударного микроцикла в подготовительном периоде

День

нед.

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Преимущественная направленность

Технико-тактическая подготовка: отработка атаки и обороны по иг-

ровым позициям.

Скоростно-силовая работа (прыжки через барьеры, бег с резино-

выми жгутами) ОФП с собственной массой тела

Фартлек – ускорение по свистку по половине поля.

Технико-тактическая подготовка: завершение атаки из пределов

штрафной, игра 3 в 2

Кросс – 20 мин по полю.

Ускорения на 40 м – 5 раз (интенсивность 70–80 % от макс.).

Футбол 5 на 5 с маленькими воротами

Технико-тактическая подготовка: обыгрыш 1 в 1.

Прыжки через барьеры, бег с резиновыми жгутами

Технико-тактическая подготовка: передачи, комбинации в тройках

с мячом, действия без мяча (открывание, отвлечение).

Ускорения на короткие отрезки под команду (интенсивность 90 %)

Товарищеская игра

Восстановительные мероприятия

Нагрузка

Средняя

Высокая

Низкая

Средняя

Средняя

Высокая

Низкая

Ввиду того, что основная цель соревновательного периода длитель-

ностью 6 мес. – это поддержание уровня физической подготовленности

между играми, то распределение объема и интенсивности средств физиче-

ской подготовки осуществлялись таким образом, чтобы сразу после игры

нагрузка снижалась, к середине цикла – увеличивалась и достигала пика, а

за 2–3 дня до игры – носила поддерживающий характер. Основная направ-

ленность комплексов физических упражнений в физической подготовке на

данном этапе – развитие быстроты и координации (ловкости). Силовые

упражнения с собственной массой тела были включены в соревнователь-

ный цикл для восстановления функций опорно-двигательного аппарата

после соревновательных игр.

В переходном периоде длительностью 2 мес. в основном использу-

ется восстановительно-поддерживающий мезоцикл. Тренировка в этом

периоде характеризуется небольшим суммарным объемом работы и незна-

чительными нагрузками. По сравнению с базовым мезоциклом подготови-

тельного периода, объем работы сокращается примерно в 3 раза. Число

занятий в течение недельного цикла не превышает трех-четырех, занятия с

большими и значительными нагрузками не планируются. Основное содер-

жание переходного периода составляют разнообразные средства активного

отдыха и ОФП с широким применением игрового метода, сменой средств

и мест занятий. Для определения эффективности предлагаемой структуры

планирования физической подготовки был проведен педагогический экс-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

перимент с участием двух групп футболистов 15–16 лет: контрольной (КГ,

n=26) и экспериментальной (ЭГ, n=25).

ЭГ занималась по разработанной программе, а КГ – по традицион-

ной. В начале исследования было проведено тестирование для определе-

ния исходного уровня физической подготовленности. Также для определе-

ния динамики изменения показателей физической подготовленности среди

спортсменов ЭГ и КГ контрольные тестирования были проведены в сере-

дине и в конце педагогического эксперимента (табл. 4).

Таблица 4

Результаты исследования уровня физической подготовленности

у футболистов 15–16 лет в годичном цикле

Тесты

ЭГ

начало сере-

дина

конец

%

при-

роста

КГ

начало сере-

дина

конец

%

при-

роста

Бег на 15 м, с

Бег на 30 м, с

Челный бег

4×9 м, с

Прыжок

с/х

с/м

с/х

с/м

без

мяча

с

мячом

2,07

±0,14

2,51

±0,1

4,02

±0,17

4,72

±0,28

8,7

±0,28

10,18

±0,59

223,74

2,03

±0,12

2,48

±0,17

4,01

±0,33

4,33

±0,31

8,6

±0,23

9,96

±0,55

226,64

2,00

±0,09

2,37

±0,14

3,96

±0,21

4,41

±0,16

8,45

±0,25

9,82

±0,30

235,67

3,4

5,6

1,5

6,6

2,9

3,5

5,3

2,68

±0,21

4,72

±0,26

9,34

±0,31

10,4

±0,18

209,65

2,66

±0,09

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4,67

±0,21

9,39

±0,27

10,36

±0,21

211,8

2,61

±0,22

4,49

±0,27

9,04±0,

4

10,35

±0,31

214,4±1

2,6

4,87

3,2

0,4

2,3

в длину с/м, см

Тройной прыжок

в длину с/м, см

Наклон вперед, см

Оценка

±17,80

643,11

±37,08

7,26

±3,72

±16,78

641,57

±55,9

8,86

±6,04

±13,78

666,53

±50,32

9,40

±4,76

3,6

29,5

±13,63

621,28

±29,39

5,17

±2,66

±17,68

616,5

±46,5

5,0±

3,84

4,42

634,4±3

7,86

5,8

±4,64

2,1

12,2

достоверности

по t-кр. Стьюдента

р>0,05

р>0,05

Из табл. 4 видно, что футболисты из экспериментальной группы

уже спустя полгода регулярных занятий достоверно улучшили результаты

в педагогических тестах, в сравнении с футболистами из контрольной

группы. Только в педагогическом тесте – челночный бег 4×9 м без мяча

процент прироста в ЭГ и КГ примерно был одинаков (2,9 и 3,2 % соответ-

ственно).

Выводы.

1. Основываясь на результатах исследования, было установлено,

что предлагаемые планирование и структура физической подготовки фут-

болистов 15–16 лет в годичном цикле позволили более рационально

построить тренировочный процесс и гораздо эффективнее распределить

время, которое выделяется в ФССП. Все это нашло отражение в итоговых

результатах проведенных тестирований, продемонстрировавших более

высокие темпы прироста показателей в ЭГ по сравнению с КГ:

– бег на 15 м с места: ЭГ – 5,6 %, КГ – 2,6 %;

– бег на 30 м с места: ЭГ – 6,6 %, КГ – 4,87 %;

– челночный бег 4×9 м без мяча: ЭГ – 2,9 %, КГ – 3 %;

– челночный бег 4×9 м с мячом: ЭГ – 3,5 %, КГ – 0,4 %;

– прыжок в длину с места: ЭГ – 5,3 %, КГ – 2,3 %;

– тройной прыжок с места: ЭГ – 3,6 %, КГ – 2,1 %;

– наклон вперед: ЭГ – 29,5 %, КГ – 12,2 %.

2. Достигнутый к концу педагогического эксперимента уровень

физической подготовленности у футболистов экспериментальной группы

по всем тестам был выше, чем в контрольной, что позволяет говорить об

эффективности разработанной структуры физической подготовки на

основе систематического контроля.

Список литературы

1. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов: учеб. пособие.

М.: Физическая культура, 2007. 112 с.

2. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. М.: Терра-

Спорт, Олимпия Пресс, 2006. 272 с.

3. Губа В.П., Лексаков А.В., Антипов А.В. Теория и методика фут-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бола: учебник. М.: Советский спорт, 2013. 208 с.

4. Максименко А.М. Теория и методики физической культуры:

учебник. М.: Физическая культура, 2005. 544 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: 3-е изд.,

перераб. и доп. М.: СпортАкадемПресс, 2008. 542 с.

6. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая

теория и ее практическое применение. Киев: Олимп. лит., 2014. 624 с.

7. Приказ Минспорта России от 25.10.2019 № 880 «Об утверждении

федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол»

[Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/

0001201911080021#:~:text (дата обращения: 20.10.2021).

8. Тюленьков С.Ю. Теоритико-методические подходы к системе

управления подготовкой футболистов высокой квалификации: моногра-

фия. М.: Физическая культура, 2007. 352 с.

9. Футбол: программа для футбольных академий, детско-юноше-

ских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ

олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / под общ. ред.

В.П. Губы. М.: Человек, 2015. 208 с.

10. Чесноков Н.Н., Дугблей А.Д., Морозов А.П. Комплексная

оценка уровня физической подготовленности юных футболистов на трени-

ровочном этапе // Известия Тульского государственного университета.

Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 2. С.116–123.

11. Чесноков Н.Н., Морозов А.П. Научно-методическое обеспече-

ние подготовки спортивного резерва: метод. пособие. М.: ФЦПСР, 2016.

137 с.

12. Чесноков Н.Н., Морозов А.П., Дугблей А.Д. Анализ физической

подготовленности футболистов 15–17 лет // Известия Тульского госу-

дарственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 3.

С. 138–143.

References

1. Varyushin V.V. Trenirovka yunyh futbolistov [Training of young football play-

ers]: textbook. allowance. M.: Physical culture, 2007. 112 p.

2. Godik M.A. Fizicheskaya podgotovka futbolistov [Physical training of football

players]. M.: Terra-Sport, Olympia Press, 2006. 272 p.

3. Guba V.P., Leksakov A.V., Antipov A.V. Teoriya i metodika futbola [Theory and

methodology of football]: textbook. M.: Soviet sport, 2013. 208 p.

4. Maksimenko A.M. Teoriya i metodiki fizicheskoj kul'tury [Theory and methods

of

physical culture]: textbook. M.: Physical culture, 2005. 544 p.

5. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methodology

of

physical culture]: 3rd ed., revised. and add. M.: SportAkademPress, 2008. 542

p.

6. Platonov V.N. Periodizaciya sportivnoj trenirovki. Obshchaya teoriya i ee

prakti-

cheskoe primenenie [Periodization of sports training. General theory and its

practical applica-

tion]. Kiev: Olympus. lit., 2014. 624 p.

7. Prikaz Minsporta Rossii ot 25.10.2019 № 880 «Ob utverzhdenii federal'nogo

stan-

darta sportivnoj podgotovki po vidu sporta «futbol» [Order of the Ministry of

Sports of Russia

dated October 25, 2019 No. 880 "On the approval of the federal standard of

sports training in

the sport" football"] [Electronic resource]. URL:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/

View/0001201911080021#:~:text (date accessed: 20.10.2021).

8. Tyulen'kov S.Yu. Teoritiko-metodicheskie podhody k sisteme upravleniya pod-

gotovkoj futbolistov vysokoj kvalifikacii [Theoretical and methodological

approaches to the

management system for the training of highly qualified football players]:

monograph. M.:

Physical culture, 2007. 352 p.

9. Futbol: programma dlya futbol'nyh akademij, detsko-yunosheskih sportivnyh

shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva i

uchilishch olim-

pijskogo rezerva [Football: a program for football academies, children's and

youth sports

schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve and

schools of the

Olympic reserve] under total. ed. V.P. Guba. M.: Chelovek, 2015. 208 p.

10. Chesnokov N.N., Dugblej A.D., Morozov A.P. Kompleksnaya ocenka urovnya

fizicheskoj podgotovlennosti yunyh futbolistov na trenirovochnom etape

[Comprehensive as-

sessment of the level of physical fitness of young football players at the

training stage] //

Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport

[Bulletin of

the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2018. Issue 2. P. 116–123.

11. Chesnokov N.N., Morozov A.P. Nauchno-metodicheskoe obespechenie podgo-

tovki sportivnogo rezerva [Scientific and methodological support of training

sports reserve]:

method. allowance. M.: FTSPSR, 2016. 137 p.

12. Chesnokov N.N., Morozov A.P., Dugblej A.D. Analiz fizicheskoj pod-

gotovlennosti futbolistov 15–17 let [Analysis of the physical fitness of

football players aged

15–17 years] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya

kul'tura.

Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2018.

Issue 3. P. 138–

143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.