Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ БАСКЕТБОЛА'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ БАСКЕТБОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
198
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Марченко Елена Евгеньевна, Высоцкая Татьяна Петровна

Введение. При низкой или глубокой патологии зрения у подростков выявляется снижение в функциональном и двигательном развитии, отмечается дисфункция координации движений в отли чие от здоровых подростков. На сегодняшний день изучены специфика развития, обучения, воспитания детей с нарушением зрения, в основном младшего школьного возраста и мало проведено исследований на подростках 14-15 лет. Хотя именно этот возраст нуждается в пристальном внимании учителей и ученых. Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать применение экспериментальной методики занятий баскетболом для развития координационных способностей подростков с патологией зрения. Материал и методы: Педагогический эксперимент проводился в период с 14 октября 2019 по 25 февраля 2020 г. на базе МБОУ гимназия №5 городской округ Красногорск Московской области. В нашем эксперименте приняли участие 20 девушек-подростков14-15 лет, по 10 человек в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах. Все участники эксперимента относятся к группе слабовидящих. Методы: анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики, анализ и обобщение полученных результатов. Результаты исследования: Под влиянием занятий у школьников группы ЭГ зафиксировали улучшение всех показателей по сравнению с исходным уровнем. Выводы: В результате проведенных исследований было установлено, что использование в тренировочных занятиях экспериментальных комплексов упражнений на развитие координационных способностей позволило добиться у подростков с патологией зрения более высокого достоверного прироста уровня показателей, характеризующих координационные способности по сравнению с группой подростков, занимавшихся по традиционной методике. Это улучшение показателей доказывает эффективность использования разработанной методики для развития координационных способностей у подростков с патологией зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Марченко Елена Евгеньевна, Высоцкая Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES AMONG THE ADOLESCENTS WITH VISUAL DISEASES THROUGH THE BASKETBALL

Introduction. With low or deep vision pathology among the adolescents, the decrease in functional and motor development is revealed, dysfunction of coordination of movements is noted, in contrast to the healthy adolescents. To date, the specifics of the development, education, and upbringing of children with visual impairments, mainly of primary school age, have been studied, and little research has been carried out in relation to the adolescents of 14-15 years old. Although it is this age that needs the close attention of teachers and scientists. Purpose of the research: to theoretically and experimentally substantiate the use of the experimental methodology of playing basketball for the development of coordination abilities of adolescents with visual pathology. Material and methods: The pedagogical experiment was carried out from October 14, 2019 to February 25, 2020 on the basis of MBOU gymnasium No. 5, Krasnogorsk city district, Moscow region. In our experiment, 20 adolescent girls of 14-15 years old took part, 10 people each in the control (CG) and experimental (EG) groups. All participants in the experiment belong to the visually impaired group. Methods: scientific and methodical literature analysis, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics, analysis and generalization of the results. Results of the research: The results of the study of height and weight in girls indicate overweight, in boys it is normal. The average indicators of blood pressure and heart rate in boys and girls before the load are normal, and under the influence of the load increase. Conclusions: As a result of the studies, it was found that the use of experimental complexes of exercises for the development of coordination abilities in training sessions made it possible to achieve among the adolescents with the visual pathology higher significant increase in the level of indicators, characterizing the coordinating abilities in comparison with the group of adolescents, who trained according to the traditional method. This improvement in indicators proves the effectiveness of using the developed methodology for the development of coordination abilities in adolescents with visual pathology.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ БАСКЕТБОЛА»

обучающее программное обеспечение делится на локальное, сетевое (для частных сетей) и глобальное (для обучения по интернету).

В заключение можно сделать следующий вывод: компьютер не заменяет учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам : учебное пособие / А.В. Зубов, И.И. Зубова. - Москва : Академия, 2009. - 144 с.

2. Красильникова В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения : монография / Красильникова В.А. -Москва : Институт информатизации образования Российской академии образования, 2002. - 176 с.

3. Лукина Л.В. Цели и методы обучения иностранным языкам в историческом и лингво-дидактическом контексте / Л.В. Лукина // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. - 2007. - № 2. - С. 57-62.

4. Манако, А.Ф. ИКТ в образовании: эволюция, конвергенция и инновации / А.Ф. Манако, А.С. Воронкин // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Том 17, № 1.- С. 487-521.

5. Черткова, Е.А. Компьютерные технологии обучения: учебник для вузов / Е.А. Черткова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 297 с.

6. Mamedova M.A. Methodical features of teaching homonyms of English language using computer technology / M.A. Mamedova // International Journal of psychosocial Rehabilitation. - 2020. - Vol. 24. - issue 1. - P. 209-217. - URL: https://www.psychosocial.com/article/PR200123/9322/ (дата обращения: 03.03.2021).

REFERENCES

1. Zubov, A.V. and Zubova, I.I. (2009), The method of application of information technologies in teaching foreign languages: textbook, Academy, Moscow.

2. Krasilnikova, V.A. (2002), Formation and development of computer learning technologies: monograph, Institute of Educational Information of the Russian Academy of Education, Moscow.

3. Lukina, L.V. (2007), "Objectives and methods of teaching foreign languages in a historical and linguodidactic context", Scientific Bulletin of Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering, No. 2, pp. 57-62.

4. Manako, A.F. and Voronkin, A.S. (2014), "ICT in Education: Evolution, Convergence and Innovation", Educational Technology and Society, Vol. 17 No. 1, pp. 487-521.

5. Chertkova, E. (2018), Computer teaching technologies, textbook for universities, Yurait, Moscow.

6. Mamedova, M.A. (2020), "Methodical features of teaching homonyms of English language using computer technology", International Journal of psychosocial Rehabilitation, Vol. 27, available at: : https://www.psychosocial.com/article/PR200123/9322//.

Контактная информация: madi_matlub@yahoo.com

Статья поступила в редакцию 12.03.2021

УДК 796.012.2

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ БАСКЕТБОЛА

Елена Евгеньевна Марченко, старший преподаватель, Татьяна Петровна Высоцкая,

старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

г. Москва

Аннотация

Введение. При низкой или глубокой патологии зрения у подростков выявляется снижение в функциональном и двигательном развитии, отмечается дисфункция координации движений в отли-

чие от здоровых подростков. На сегодняшний день изучены специфика развития, обучения, воспитания детей с нарушением зрения, в основном младшего школьного возраста и мало проведено исследований на подростках 14-15 лет. Хотя именно этот возраст нуждается в пристальном внимании учителей и ученых. Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать применение экспериментальной методики занятий баскетболом для развития координационных способностей подростков с патологией зрения. Материал и методы: Педагогический эксперимент проводился в период с 14 октября 2019 по 25 февраля 2020 г. на базе МБОУ гимназия №5 городской округ Красногорск Московской области. В нашем эксперименте приняли участие 20 девушек-подростков14-15 лет, по 10 человек в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах. Все участники эксперимента относятся к группе слабовидящих. Методы: анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики, анализ и обобщение полученных результатов. Результаты исследования: Под влиянием занятий у школьников группы ЭГ зафиксировали улучшение всех показателей по сравнению с исходным уровнем. Выводы: В результате проведенных исследований было установлено, что использование в тренировочных занятиях экспериментальных комплексов упражнений на развитие координационных способностей позволило добиться у подростков с патологией зрения более высокого достоверного прироста уровня показателей, характеризующих координационные способности по сравнению с группой подростков, занимавшихся по традиционной методике. Это улучшение показателей доказывает эффективность использования разработанной методики для развития координационных способностей у подростков с патологией зрения.

Ключевые слова: подростки с патологией зрения, физическая подготовка, координационные способности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p267-271

METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES AMONG THE ADOLESCENTS WITH VISUAL DISEASES THROUGH THE BASKETBALL

Elena Evgenyevna Marchenko, the senior teacher, Tatyana Petrovna Vysotskaya, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Abstract

Introduction. With low or deep vision pathology among the adolescents, the decrease in functional and motor development is revealed, dysfunction of coordination of movements is noted, in contrast to the healthy adolescents. To date, the specifics of the development, education, and upbringing of children with visual impairments, mainly of primary school age, have been studied, and little research has been carried out in relation to the adolescents of 14-15 years old. Although it is this age that needs the close attention of teachers and scientists. Purpose of the research: to theoretically and experimentally substantiate the use of the experimental methodology of playing basketball for the development of coordination abilities of adolescents with visual pathology. Material and methods: The pedagogical experiment was carried out from October 14, 2019 to February 25, 2020 on the basis of MBOU gymnasium No. 5, Krasnogorsk city district, Moscow region. In our experiment, 20 adolescent girls of 14-15 years old took part, 10 people each in the control (CG) and experimental (EG) groups. All participants in the experiment belong to the visually impaired group. Methods: scientific and methodical literature analysis, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics, analysis and generalization of the results. Results of the research: The results of the study of height and weight in girls indicate overweight, in boys it is normal. The average indicators of blood pressure and heart rate in boys and girls before the load are normal, and under the influence of the load increase. Conclusions: As a result of the studies, it was found that the use of experimental complexes of exercises for the development of coordination abilities in training sessions made it possible to achieve among the adolescents with the visual pathology higher significant increase in the level of indicators, characterizing the coordinating abilities in comparison with the group of adolescents, who trained according to the traditional method. This improvement in indicators proves the effectiveness of using the developed methodology for the development of coordination abilities in adolescents with visual pathology.

Keywords: adolescents with visual impairments, physical fitness, coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ

При низкой или глубокой патологии зрения у подростков выявляется снижение в функциональном и двигательном развитии, отмечается дисфункция координации движе-

ний в отличии от здоровых подростков. На сегодняшний день изучены специфика развития, обучения, воспитания детей с нарушением зрения, в основном младшего школьного возраста и мало проведено исследований на подростках 14-15 лет. Хотя именно этот возраст нуждается в пристальном внимании учителей и ученых [1, 3, 4].

По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире около 39 миллионов слепых людей и 246 миллионов с плохим зрением. Количество учтенных слепых и слабовидящих в России составляет 218 тыс. человек, из них абсолютно слепых - 103 тыс. (данные на 2009 год). Из этого количества 22% составляет молодежь трудоспособного возраста, т.е. практически каждый пятый из всех слепых и слабовидящих. По данным Росстата, общая численность детей с инвалидностью в России неуклонно увеличивается. Так, если в 2016 году она составляла 617 тыс. человек, в 2017 году она равнялась 636 тыс. детей, в 2018 году - 651 тыс. детей, а к 1 января 2019 года - 670 тыс. детей. В структуре болезней детей с инвалидностью болезни глаза и его придаточного аппарата составляют 4,6% [7].

Цель исследования: - разработать универсальный комплекс физической подготовки для самостоятельных занятий.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился в период с 14 октября 2019 по 25 февраля 2020 г. на базе МБОУ гимназия №5 городской округ Красногорск Московской области. В нашем эксперименте приняли участие 20 девушек-подростков14-15 лет, по 10 человек в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группе. Все участники эксперимента относятся к группе слабовидящих. Методы: анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики, анализ и обобщение полученных результатов. Комплекс включал следующие упражнения:

1. Прыжки на скакалке. Комплексы скиппинга выполнялись ЭГ в подготовительной части каждого учебного занятия.

Комплекс скиппинга №1 (1 минута прыжки, 3 минуты отдых):

Прыжки полуоборотам и вправо, влево.

Прыжок ноги вместе, скакалка вверх - ноги врозь.

Прыжок на левой ноге, правой ноге, вращение вперед, назад.

Прыжок на левой, с одновременным подскоком на правой.

Прыжок ноги врозь, прыжок ноги скрестно (левая впереди, правая впереди).

Поворот после промежуточного прыжка.

Комплекс скиппинга № 2 (1 минута прыжки, 4 минуты отдых):

Прыжки на месте, в движении, вперед, назад.

Прыжки с высоким подниманием бедра.

Прыжки с захлестом голени.

На 1, 2, 3 - прыжки на двух, на 4 - двойное вращение.

Прыжки вперед, левым боком, спиной вперед, правым боком.

Прыжки на левой, с одновременным подскоком на правой [6, 10].

2. Передача мяча в стену. Учащейся встает лицом на расстоянии 3 м от стены с мячом в руках. По сигналу выполняет передачу мяча в стену от груди правой рукой, по второму сигналу левой рукой. Длительность упражнения составляет по 1 минуте на каждую руку.

3. Челночный бег «удавка». По сигналу выполняется ведение мяча от лицевой линии до штрафной линии и обратно, от лицевой до середины площадки обратно до штрафной, от штрафной линии до противоположной штрафной обратно до середины зала, от середины зала финишная прямая до лицевой линии. Упражнение выполняется на время, в количестве 2 раз через 3 минуты отдыха. Ведение мяча в одну сторону правой рукой в другую левой.

Для оценки уровня координационных способностей использовались следующие тесты: прыжок вверх, челночный бег 3х10 м, бег 20 м, тест на сохранение равновесия, тест на точность попадания в цель [8, 9].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Под влиянием занятий у школьников группы ЭГ зафиксировали улучшение всех показателей по сравнению с исходным уровнем (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительный анализ результатов конечного уровня координационных способно^_

№ Показатели Исходный уровень Конечный уровень Р

КГ (п=10) ЭГ (п=10) Разница КГ (п=10) ЭГ (п=10) Разница

1 Прыжок вверх, см 29,7±0,8 29,5±0,6 0,2 29,8±1,04 33,5±2,9 3,7 <0,05

2 Челночный бег3х10 м, с 6,68±0,06 6,67±0,08 0,01 6,61±0,13 6,4±0,19 0,21 <0,05

3 Бег 20 м, с 3,9±0,15 3,8±0,15 0,1 3,77±0,15 3,55±0,4 0,22 <0,05

4 Тест на сохранение равновесия, с 51,6±5,15 51,8±4,12 0,2 56,6±5,11 100,4±9,41 43,8 <0,05

5 Тест на точность попадания в цель, балл 2,2±0,37 2,3±0,37 0,1 2,8±0,37 3,6±0,24 0,8 <0,05

В ходе исследования по всем пяти тестам у подростков с патологией зрения ЭГ наблюдается более значимый прирост показателей: в прыжках вверх - на 4 см; в челночном беге (3х10м) - на 0,27с.; в беге на 20 м - на 0,25с.; в тесте на сохранение равновесия

- на 48,6 с. и в тесте на точность попадания в цель на 1,3 балла.

ВЫВОДЫ

В результате проведенных исследований было установлено, что использование в тренировочных занятиях экспериментальных комплексов упражнений на развитие координационных способностей позволило добиться у подростков с патологией зрения более высокого достоверного прироста уровня показателей, характеризующих координационные способности по сравнению с группой подростков, занимавшихся по традиционной методике. Это улучшение показателей доказывает эффективность использования разработанной методики для развития координационных способностей у подростков с патологией зрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инновационные технологии в организации контроля за функциональным состоянием юных спортсменов : монография / М.В. Артеменко, С.В. Алехина, В.Г. Белов [и др.]. - Курск : Учитель, 2014. - 146 с.

2. Буров, А.Г. Модель управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в вузе / Буров А.Г. // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 4 (68). - С. 14-16.

3. Здоровьесберегающие технологии в процессе иноязычной подготовки / Е.А. Гаврилова, Ю.Н., Бузина К.В. Тростина, Л.Г. Ким // Актуальные проблемы, современные тенденции развития национальных проектов : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва, 2020. -С. 376-381.

4. Евстигнеева Е.А. Адаптивная физическая культура как способ оздоровления людей / Е.А. Евстигнеева, Л.Г. Ким // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения : сборник статей XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Сургут, 2019. - С. 146-149.

5. Формирование универсальной компетенции на занятиях физической культурой у студентов специальной медицинской группы непрофильного университета / И.В. Кутьин, Е.М. Андропова, О.В. Шиманский, Т.В. Голушко, Е.Ю. Колганова // Современное педагогическое образование.

- 2019. - № 8. - С. 57-59.

6. Лубышев Е.А. Спортивные и подвижные игры в оптимизации скоростно-силовой подготовки юных волейболистов / Е.А Лубышев, А.В. Титовский, И.М. Бодров, С.П. Голубничий // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 9. - С. 21-23.

7. Федеральная служба государственной статистики : сайт. - Москва, 2014. -.- URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 14.02.2020).

8. Попов С. Н. Оздоровительная физическая культура как средство и метод совершенствования произвольной регуляции деятельности у маладших школьников / С.Н. Попов, И.В. Кутьин // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2012. - № 8. - С. 42-45.

9. Ткаченко С.А. Оздоровительная физическая культура как средство формирования базовых элементов учебной деятельности детей младшего школьного возраста / С.А. Ткаченко, И.В. Кутьин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 3. - С. 64.

10. Фатех З. Совершенствование координационных способностей спортсменов в командно-игровых видах спорта на этапе спортивной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Фатех Зерег. - Москва, 2018. - 24с.

REFERENCES

1. Artemenko, M.V., Alehina, S.V., Belov, V.G., et al (2014), Innovative technologies in the organization of control over the functional state of young athletes: monograph, Teacher, Kursk.

2. Burov, A.G. (2018), "Model of management of physical culture and health-improving activities in the university", Physical culture and health, No. 4 (68), pp. 14-16.

3. Gavrilova, E.A., Buzina, Yu.N., Trostina, K.V. and Kim, L.G. (2020), "Health-saving technologies in the process of foreign language training", Actual problems, modern trends in the development of national projects, materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, Moscow, pp. 376-381.

4. Evstigneeva, E.A. and Kim, L.G. (2019), "Adaptive physical culture as a way to improve people's health", Improving the system of physical education, sports training, tourism, psychological support and health improvement of various categories of the population, collection of articles of the XVIII All-Russian scientific-practical conference with international participation, Surgut, pp. 146-149.

5. Kutin, I.V., Andropova, E.M., Shimansky, O.V., Golushko T.V. and Kolganova E.Yu. (2019), "Formation of universal competence in physical culture lessons among students of a special medical group of a non-core university", Modern pedagogical education, No. 8, pp. 57-59.

6. Lubyshev, E.A., Titovsky, A.V., Bodrov, I.M. and Golubnichy, S.P. (2020), "Sports and outdoor games in optimization of speed-strength training of young volleyball players", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 21-23.

7. Official site "Federal State Statistics Service", available at: https://rosstat.gov.ru/ (data accessed of 02/14/2020).

8. Popov S.N. and Kutin I.V. (2012), "Health-improving physical culture as a means and method of improving the voluntary regulation of activity in young schoolchildren", Physiotherapy and sports medicine, No. 8, pp. 42-45.

9. Tkachenko S.A. and Kutin I.V. (2011), "Health-improving physical culture as a means of forming the basic elements of the educational activity of children of primary school age", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3, pp. 64.

10. Fateh, Z. (2018), Improvement of coordination abilities of athletes in the team-team sports at the stage of sports specialization, dissertation, Moscow.

Контактная информация: referee8888@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.03.2021

УДК 796.012.414.64

МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПРЫЖКАХ В ДЛИНУ

Наталия Владиславовна Марьина, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет; Александр Леонидович Юр-ченко, кандидат педагогических наук, доцент, Финансовый университет при Прави-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.