т
Влияние конвергенции в сфере инфокоммуникаций на экономику и регулирование рынка услуг
Т.А. КУЗОВКОВА,
д.э.н., профессор МТУСИ
Эволюция специфических свойств услуг связи вследствие конвергенции связи и информатики диктует необходимость модернизации законодательной и правовой базы, касающейся понятийного аппарата конвергентных услуг, лицензирования деятельности в рамках интегрированного бизнеса, используемых производственных ресурсов, включая радиочастотный и земельный ресурсы, а также перехода от технического регулирования к регулированию экономических отношений участников рынка
нализ этапов развития связи и информатики за последние столетия показал тесную связь закономерностей преобразований в этих сферах с этапами научнотехнического прогресса и развития человеческого общества. Для развития связи и информатики характерны не только высокие темпы смены поколений технических средств и топологии построения сетей, но и взаимное проникновение и слияние, то есть конвергенция [2, 3, 5]. Конвергенция происходит как в глубину (технологии), так и в ширину (сети, виды связи, услуги) и затрагивает ор-
Век Качества N° 5
ганизационно-технические и экономико-правовые вопросы деятельности участников рынка инфокоммуни-кационных услуг (ИКУ).
Конвергентный характер развития связи и информатики обусловил не только появление отрасли инфокоммуникаций, в которой сливаются сети, технологии и услуги, но и нарастание конвергенции деятельности различных отраслей, углубление межотраслевых процессов и актуализацию инфокоммуникационной составляющей производства товаров и услуг [2, 4].
Виды конвергенции в сфере ИКТ
Для развития инфокоммуникаций характерны несколько видов конвергенции (рис. 1). В первую очередь, в единый технологический процесс слились телекоммуникационные и информационные технологии, то есть процессы связи стали осуществляться с применением компьютеров как в сфере соединений и передачи данных, так и в сфере сервиса и предоставления дополнительных услуг связи.
Вторым направлением конвергенции стало объединение информационных и телекоммуникационных сетей на основе коммутации пакетов и протокола 1Р в условиях цифровых систем передачи информации и превращение их в мультисервисные каналы и сети. С другой стороны, конвергенция соединила фиксированную и подвижную связь, обеспечив
пользователям беспроводный широкополосный доступ к любым видам связи и сетей.
Третье направление конвергенции связано с услугами. Инфокоммуника-ционные технологии (ИКТ) позволяют предоставить абонентам единые пакеты услуг через различные терминалы или разные сети доступа. От функций, заложенных в сетевом оборудовании, и специализированных решений по оказанию определенного набора услуг осуществляется переход к универсальной платформе доставки услуг в потенциально любом наборе.
Четвертый аспект конвергенции связан с тем, что стремительное развитие ИКТ и сетей повсеместно сказывается на экономике и социуме. 1Р-сети и цифровое телевидение кардинально меняют место потребителя во взаимодействии с поставщиком услуг. От пассивного состояния потребитель переходит к активному взаимодействию в реальном времени с медиа- и сервис-производителями, контент-провайдерами и операторами инфокоммуникаций. Возможность обмена экономико-финансовой информацией в электронном виде с помощью 1Р-технологий способствует распространению электронного, в том числе мобильного, бизнеса в виртуальной среде Интернета.
Конвергентная среда инфоком-муникационного бизнеса создает предпосылки включения услуг дру-
Направления и виды конвергенции инфокоммуникационного характера
Рис. 1
Влияние изменения специфических свойств инфокоммуникационных услуг в результате конвергентного развития на правовую базу и регулирование
Новые свойства инфокоммуникационных услуг Проблемы и требования к нормативно-правовой
и законодательной базе
Невещественность услуг, материальность факторов производства, Формирование правовой основы деятельности виртуальных
виртуальная среда бизнеса операторов в формах аутсорсинга и франчайзинга, правил
взаимодействия в рамках интегрированного бизнеса
Мультисервисность и пакетность услуг, единый (конвергентный) Изменение и расширение перечня конвергентных лицензионных
терминал услуг, сокращение числа услуг, тарифы на которые подлежат
государственному регулированию
Разделение производства услуг по этапам, контент-агрегация, Формирование гибкой системы тарифов с учетом характера
оплата услуги по этапам или частям производственного процесса трафика, класса качества услуг, технологии и дополнительных ресурсов
Между операторами связи и клиентом возникают новые звенья: Обеспечение недискриминационного доступа провайдеров
сервис-провайдер, системный интегратор. Инфраструктура ИК и виртуальных операторов к инфраструктуре ИК. Учет в законодательных
имеет сетевой характер, сервис может не иметь актах таких субъектов правоотношений, как операторы контента,
сетевой инфраструктуры навигации, интеграции, управления сетью Интернет на региональном уровне
Макрогенерация (заменяемость) и конвергенция услуг различных Формирование инфокоммуникационного права и новой модели
секторов экономики на основе ИКТ, широкополосный интегрированного бизнеса и саморегулирования. Классификация
доступ ко всем услугам услуг и объектов правового регулирования
Влияние неравномерности спроса на производственный потенциал Повышение эффективности использования инфокоммуникационного
уменьшается из-за контент-продукции и технологических оборудования и сетей за счет использования другими участниками рынка
возможностей глобальных сетей
Активная роль пользователя на основе обратной интерактивной Закрепление права интеллектуальной собственности на созданную
связи с производителем и участия в процессе создания продукта в сети Интернет продукцию и участия в процессе генерации
(генерации услуг) инфокоммуникационных услуг
гих секторов экономики в пакет ИКУ (электронные расчеты, телебанкинг, телемедицина) и создания новых участников рынка. С другой стороны, отдельные отрасли не только используют ИКТ в производстве, но и создают свои сети, оказывающие услуги связи клиентам. Таким образом, конвергенция стирает границы отраслей, формируя в рыночном пространстве интегральный инфокоммуникационный сектор. Распространение ИКТ ведет к интеграции бизнеса и альянсам организационных структур как внутри инфо-коммуникационной отрасли, так и в других сферах производства услуг.
Влияние конвергенции на ИКУ
Конвергентный характер развития инфокоммуникаций, оказывающий воздействие на технологии, системы и сети, а также на услуги, бизнес-процессы и рыночную структуру, трансформирует традиционные свойства инфо-коммуникационных услуг. Под влиянием конвергенции появляются новые свойства, воздействующие на процессы производства и реализации услуг [4, с. 17], возникает необходимость пересмотра не только рыночной и бизнес-стратегий, но и правовой основы взаимодействия и поведения участников рынка (см. таблицу).
с с с.
Обобщая индивидуальные особенности услуг связи и информационных услуг по видам и формам, можно утверждать, что до эпохи конвергенции они являлись монопродуктом, а распределение производственных ресурсов было одномерным (почтовые сети - для пересылки почтовых отправлений, телефонные - для передачи телефонных сообщений, телерадиовещательные -для трансляции программ радио и телевидения, информационные -для передачи информации). В условиях конвергенции процесс производства и использования ресурсов становится многомерным, а продукт -мультиуслугой, интенсивность сетевых ресурсов повышается за счет использования их не собственниками сетей, а другими участниками рынка (рис. 2).
В условиях мультисервисности конвергентных сетей мобильной и фиксированной связи бизнес-процессы предоставления услуг осуществляются в виртуальной среде. Это предусматривает формирование правовой основы деятельности операторов связи, не владеющих собственными сетями, в различных формах аутсорсинга и франчайзинга, а также законодательное закрепление правил взаимодействия крупных,
средних и малых предприятий в рамках интегрированного бизнеса. Для выведения из состава крупных операторов связи бизнес-процессов, не являющихся ключевыми для осуществления эффективной инновационной стратегии, необходима законодательная основа деятельности в сервисном секторе рынка операторов связи, которые не имеют собственных сетей.
Глубина и масштабность внедрения ИКТ в бизнес-процессы способствует переходу от двусторонней передачи информации (инициатор и получатель) к многозвенной, когда между оператором связи и клиентом появляются провайдеры, системные интеграторы, формирующие сервисную среду реализации услуг. Во-первых, это требует обеспечения недискриминационного доступа провайдеров и мобильных операторов виртуальных сетей к элементам инфраструктуры на последней миле, а во-вторых - ведет к тому, что сетевой принцип построения остается за ин-фокоммуникационной инфраструктурой, а сервис может строиться в других организационных формах.
Возможность оказания пакета услуг на одной универсальной инфраструктуре на базе единого терминала в условиях пакетной коммута-
Сентябрь-октябрь 2009 г. 63
а
ции и IP-технологий способствует повышению эффективности сервиса и использования оборудования. Трансформация инфокоммуникаци-онных услуг требует изменения и расширения перечня лицензионных услуг, сокращения до минимума числа услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию
Конвергенция сетей в условиях контент-агрегации информации на этапах обработки, накопления и распределения ведет к необходимости формировать тарифы на услуги с учетом характера трафика, класса качества услуги, используемой технологии, дополнительных ресурсов в процессе модификации соединения абонентов. При этом в конвергентных сетях должны реализовываться различные схемы тарификации услуг связи (например, за продолжительность соединения для голосовых услуг, за объем передачи данных в режиме потока или передачи файлов).
Мультисервисность, пакетная форма, единая платформа оказания услуг связи и информационных технологий, новые технологии типа WEB-2.0 и Telecom-2.0 кардинально изменяют роль пользователя в процессе производства услуг. Он становится создателем контента, обладателем информации и производителем ИКУ. Оказание таких услуг с правовых позиций практически невозможно классифицировать. До сих пор законодательно не решена задача закрепления права интеллектуальной собственности на созданную в Интернете продукцию. Кроме того, в законодательных актах не учтены субъекты правоотношений - операторы «нестандартных» услуг, контента, трансграничного информационного обмена, GPS и ГЛОНАСС, а также участники управления сетью Интернет на глобальном и региональном уровнях [1, 6].
Совершенствование законодательной базы
На данном этапе важнейшими задачами совершенствования законодательства являются: устранение системных недостатков; уточнение терминологии и сферы регулирования; проведение систематизации (кодификации) законодательства в области информации, информатизации, СМИ и связи для устранения внутренних противоречий в действующем законодательстве на основе единства и однозначности терминологии, объектов и методов правового регулирования.
Появление новых участников рынка в сфере инфокоммуникаций, отделение сервисной сферы от се-
Век Качества N° 5
Последствия конвергентного развития инфокоммуникаций
Предложение услуг
Использование и распределение производственных ресурсов
Производство и реализация услуг
тевой инфраструктуры и повышение роли пользователей в процессах производства услуг и информационного обмена диктуют необходимость обоснования новой модели рынка ИКУ [1, 5]. В современной модели вместо трех уровней (поставщики оборудования, сети связи, услуги и их пользователи) действуют шесть уровней с высокой степенью конкуренции на верхних уровнях, то есть добавляются взаимодействие операторов, навигация и поисковые системы, приложения к услугам. Для новой модели рынка характерны вертикальная интеграция и наличие специализированных поставщиков услуг, не имеющих в собственности сетей связи.
Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы и государственного регулирования деятельности на рынке ИКУ определяется такими последствиями конвергенции сетей, услуг и технологий, как:
^ усложнение моделей взаимодействия операторов различных видов связи и информационного обслуживания в процессе оказания услуг одному клиенту;
^ применение ограниченного радиочастотного ресурса различными структурами при несовершенстве системы его распределения и платы за его использование;
^ высокая скорость научно-технического прогресса и появления новых технологий и услуг мультисервисного характера;
^ расширение участников рынка инфокоммуникационных услуг за счет появления посредников и поставщиков контента, приложений, услуг навигации и поисковых систем, а также интеграции с производителями оборудования;
^ увеличение внутриотраслевой конкуренции со стороны операторов подвижной связи, цифрового телевидения, широкополосного доступа;
^ изменение роли пользователя, который из пассивного клиента превращается в активного потребителя, имеющего интерактивную обратную связь с производителем услуг и участвующего в процессе производства инфоком-муникационных услуг на основе IP-технологий.
Таким образом, в условиях конвергенции происходит существенная трансформация сетей и услуг в сфере инфокоммуникаций, обуславливающая необходимость существенной модернизации нормативно-правовой системы, переоценки масштабов государственного регулирования деятельности операторов связи и других участников рынка, смещения регулирования с технических позиций на экономические, а также на новые сегменты рынка. Современное законодательство в сфере инфокоммуникаций мало приспособлено к быстро меняющемуся конвергентному рынку инфо-коммуникационных услуг, что требует формирования теоретических основ инфокоммуникационного права.
Литература
1. Беляева Е.В., Никулина Т.А., Хабаров Н.А. Перспективы развития экономики телекоммуникаций в условиях перехода к NGN // Электросвязь. 2008. № 10. С. 27-30.
2. Васильев В.В., Кузовкова Т.А. Ин-фокоммуникационные технологии и ин-формациональная экономика. М.: Издательство «Палеотип», 2005. 268 с.
3. Голышко А.В. Источники и составные части реконструкции отрасли связи // Электросвязь. 2007. № 2. С. 2-6.
4. Кузовкова Т.А. Экономические аспекты конвергентного развития инфо-коммуникаций // Электросвязь. 2009. № 2. С. 16-19.
5. Мардер Н.С. Смена парадигмы телекоммуникаций и семиуровневая модель взаимодействия открытых систем // Электросвязь. 2007. № 2. С. 9-10.
6. Матюхин В.Г, Бачило И.Л., Семилетов С.И. Правовой статус операторов доверия в трансграничном информационном обмене // Электросвязь. 2007. № 10. С. 6-11.
Рис. 2