Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http ://www .agequal.ru 2016, № 2 http://www.agequal.ru/pdf/2016/AGE QUALITY 2 2016.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Кузовкова Т.А., Шаравова О.И. Причины формирования новой модели бизнеса в сфере инфокоммуникаций // Электронный научный журнал «Век качества». 2016. №2. С. 40-51. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2016/216003.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 621.391
Причины формирования новой модели бизнеса в сфере
инфокоммуникаций
Кузовкова Татьяна Алексеевна
Доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика связи» Московского технического университета связи и информатики, 111024,
Россия, г. Москва, Авиамоторная ул., дом 8А.
E-mail: [email protected] Шаравова Ольга Ивановна Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика связи» Московского технического университета связи и информатики, 111024,
Россия, г. Москва, Авиамоторная ул., дом 8А.
E-mail: [email protected]
Аннотация. На основе систематизации важнейших тенденций научно-технического развитии инфокоммуникаций, выявления последствий конвергенции связи и информатики обосновывается переход от единой модели производства и потребления услуг к интегральной модели бизнеса на основе разделения общего процесса на производственную и сервисную деятельность.
Ключевые слова: связь; инфокоммуникации; конвергенция; инфокоммуникационные услуги; организационная модель бизнеса.
Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»
№ 2(2016) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
Произошедшие за последние десятилетия изменения в рыночном пространстве нашей страны, технологической платформе отрасли связи, экономических отношениях участников рынка инфокоммуникационных услуг носят фундаментальный характер, который отражается на научных основах производства и потребления инфокоммуникационных услуг [2, 9-11]. Систематизированные и представленные на рисунке 1 факторы, условия и тенденции свидетельствуют о необходимости изменения экономической модели бизнеса в сфере инфокоммуникаций.
* Составлено авторами
Рисунок 1 - Перечень важнейших тенденций в развитии производства и потребления услуг связи в начале ХХ1-го века.
Технологическая революция в области связи и информатики позволяют обеспечить мультисервисные и мультипротокольные сети связи за счет применения пакетной коммутации, ^-протоколов, новых технологий доступа к сетям связи, передачи и маршрутизации потоков информации, создания новых сервисов. Массовое внедрение средств связи с высокой производительностью и большими запасами пропускной способности кардинально меняют технологическую платформу отрасли и обеспечивают переход от передачи информации одного вида (телефонной, телеграфной) к мультисервисным сетям
Под воздействием внедрения новых средств связи, принципов передачи и обработки информации, влияния бизнес-среды происходит отказ от жесткой иерархии сетей, характерной для классической телефонии и телеграфии, к гибкой маршрутизации потоков информации, уменьшению числа уровней иерархии сетей связи и, соответственно, к изменению сетевых архитектур. Проникновение ^-технологий в телекоммуникации с другими алгоритмами функционирования, построения и возможностями также способствуют изменению сетевого построения. Это ведет к кардинальному изменению сетевых архитектур, виртуализация сетевых функций, применению облачных технологий и виртуальных организационных структур. На данном этапе происходит развитие технологии виртуальных «облачных» вычислений и платформ, используемых для управления сетями и предоставления услуг и сервисов на все виды терминальных устройств.
Появление концепции интеллектуальных сетей связи, сети Интернет, преобладание мобильной связи над фиксированной электрической связью
[11, с. 12-15].
способствовало функциональному отделению логики формирования услуги от устройств коммутации и процесса передачи сообщений. Для создания и оказания современных инфокоммуникационных услуг поставщику услуг совсем не обязательно иметь собственную транспортную сеть связи. Это послужило основой появления и функционирования виртуальных предприятий.
Все большую ценность в глазах потребителя приобретает не сама услуга связи (процесс передачи информации, сообщений), а сервис, который обеспечивается доступом к сети связи. Так пользователя сети Интернет (как частного, так и делового) не интересует то, что в его основе лежит сеть передачи данных с коммутацией пакетов, его интерес сосредоточен в возможности получения доступа к электронной почте, голосовой службе Бкуре, поисковым системам, облачным технологиям, специализированным облачным разработкам типа «1С: Предприятие», электронным магазинам, социальным сетям, службам обмена файлами и т. д. Кроме того, стирается технологическая грань между службами, например, телематическая служба - это программное приложение, работающее поверх сети передачи данных, а разнородные службы интегрируются в едином портале (обмен голосовыми сообщениями) и становятся доступными в течение одного сеанса документальной связи.
Высокий динамизм научно-технического прогресса (НТП) и глубина конвергенции сказались также на изменении потребностей пользователей. Частных пользователей все больше привлекает не цена услуги конкретного оператора, а сервисные возможности получения пакета услуг у одного оператора. Для корпоративных пользователей значение имеют только скорость и возможности передачи больших объемов информации, интеллектуальность сетей и мультисервисность услуг. Мультисервисность, пакетная форма, единая платформа оказания услуг связи и информационных технологий, новые инфокоммуникационные технологии (ИКТ) кардинально изменяют роль пользователя в процессе производства услуг, участвующих в процессе
формирования портфеля и создании инфокоммуникационных услуг (ИКУ) в интерактивном режиме [1, 4, 7].
НТП, результаты конвергенции связи и информатики, развитие конкуренции оказывают непосредственное воздействие на отраслевую специфику производства и потребления услуг, организационную структуру отрасли, архитектуру сетевой инфраструктуры, экономические категории, бизнес модели и рыночные взаимоотношения [4, 6, 8]. Глубина и масштабность внедрения ИКТ в бизнес процессы способствуют переходу от двухстороннего характера передачи информации (инициатор и получатель) к многозвенному, когда между оператором связи и клиентом появляются провайдеры, системные интеграторы, формирующие сервисную среду производства ИКУ. Это ведет к тому, что сетевой принцип построения остается за инфокоммуникационной инфраструктурой, а сервис может не иметь сети доступа и строится по другим организационным формам.
Таким образом, до эпохи конвергенции услуги связи являлись однородными - монопродуктом, а распределение производственных ресурсов было одномерным (почтовые сети - для пересылки почтовых отправлений, телефонные сети - для передачи телефонных сообщений, информационные сети - передачи информации). В условиях формирования отрасли инфокоммуникаций процесс производства и использования ресурсов становится многомерным, а продукт - мультиуслугой, интенсивность использования сетевых ресурсов повышается за счет их использования не собственниками сетей, но и другими операторами (рисунок 2).
Предложение услуг
Использование и распределение производственных ресурсов
Производство и реализация услуг
* Составлено авторами Рисунок 2 - Экономические и организационные последствия конвергентного развития инфокоммуникаций
Под воздействием технического прогресса, конвергенции связи и информатики, конкуренции единая модель производства и потребления услуги связи трансформируется в интегральную модель с четким выделением двух составляющих: инфраструктурная (производство) и сервисная (обращение). Единая модель оказания услуги связи, действующая более 100 лет, включала производственные процессы создания и эксплуатации сети и на ее базе -оказание услуг пользователям одним оператором связи [3, 7]. Разделение общего производства и потребления инфокоммуникационных услуг на две сферы экономической деятельности - производство (передача информации) и обращение (сервис-обслуживание) обусловлено различием их функции.
Функционирование различных видов экономической деятельности инфокоммуникаций различается организационными структурами, бизнес-процессами, закономерностями развития и вызывает необходимость применения различных экономических методов. В раздельной бизнес-модели инфраструктурная составляющая модели представляет собой производственный процесс создания услуг и обслуживания сетей связи
(включая сети доступа) и оптовую реализацию ресурсов и услуг сетей сервис-провайдерам, а сервисная составляющая - обеспечение и розничную реализацию потребителям комплекса инфокоммуникационных услуг. Такое разделение в большей степени соответствует классическому циклу производства и обращения созданных продуктов, в котором услуга рассматривается не как неотделимый от производства продукт сети связи, а как объект продажи (оптовой, розничной) в сфере обращения (потребления).
В условиях возрастающей конкуренции растет спрос на получение пакета услуг в одном месте (одно операционное окно). Пакет услуг включает в себя не только услуги связи, но и информационные сервисы, для которых услуги связи являются средством доступа. Так виртуальные операторы, не располагающие серьезной сетевой инфраструктурой формируют сервисы, закупаемые по оптовым ценам у сетевых операторов связи и перепродают их в виде пакетов услуг конечным пользователям под собственной торговой маркой, добавляя в пакет и собственные сервисы (услуги, приложения). Таким образом, в отрасли уже реально функционирует сфера обслуживания (потребления) с возможностями перепродажи услуг, соответствующим механизмом маркетинга и ценообразования (тарифные планы), а значит, осуществляется один из способов реализации рыночного механизма продажи услуг [1, 5, 10].
Кроме того, это ведет к изменению потребительской ценности услуги связи - это не сколько передача информации, сколько получение доступа ко всему разнообразию информационных и контентных услуг. Такой доступ означает единое подключение к сети для получения инфокоммуникационных услуг и приложений. Современные средства инфокоммуникаций предоставляют новые возможности сотрудничества в сфере организации бизнеса, позволяющие формировать единую информационную среду, которая лежит в основе создания виртуального предприятия. Основанное на временном объединении ресурсов различных, разнесенных в пространстве, предприятий и
организаций, виртуальное предприятие представляет собой "открытую" систему для входа и выхода отдельных его звеньев [3, 4, 8, 11].
Ужесточение конкуренции, широкое распространение ИКТ, интеграция сетей, конвергенция сетей и услуг способствуют выделению новых типов игроков на рыночном пространстве, которые имеют свою стратегию развития и организуют производство услуг по разным принципам. На современном рынке инфокоммуникационных услуг можно выделить два основных типа организаций:
операторы связи магистральной инфраструктуры, занимающиеся передачей информации в различных масштабах (регион, страна, континент) и операторы доступа (кабельной, радио, для фиксированной и мобильной связи) к инфраструктуре связи;
провайдеры услуг, сервис-провайдеры, виртуальные предприятия, занимающиеся клиентским и производственным обслуживанием.
В условиях происходящих процессов трансформации организационной модели бизнеса в инфокоммуникационной сфере и замещения традиционных услуг связи новыми мультисервисными услугами доходность операторов связи ощутимо снижается. Происходит отток доходов от операторов связи к новым участникам рынка - контент- и сервис-провайдерам. С другой стороны, рост спроса на широкополосный доступ и объемов Интернет-трафика требуют существенных инвестиций в сетевую инфраструктуру связи, без которых может возникнуть противоречие между растущими потребностями в передаче информации и возможностями операторов связи.
Разрешение данного противоречия возможно в новой организационной модели бизнеса путем усиления доли сервисного компонента на основе формирования системы продаж и сервисного обслуживания [1, 2, 6]. В отличие от единой модели производства и реализации услуг связи (рисунок 3) в интегральной модели производства и потребления ИКУ четко выделяются две
различные сферы деятельности с формирования себестоимости и тарифов.
соответствующими принципами
ОБРАЩЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВО
Обслуживание клиентов, формирование пакета услуг, контента, приложений Передача трафика информации, ее обработка и перераспределение
w л-
ПРОВАЙДЕР УСЛУГ
ОПЕРАТОР СВЯЗИ
* Разработано авторами Рисунок 3 - Организационная модель интегрального производства и реализации инфокоммуникационных услуг
Экономическая эффективность участников рынка определяется рыночными принципами построения тарифов на ИКУ с учетом использования сетевой инфраструктуры (передачи трафика и подключения к сети) и возмещения затрат по осуществлению бизнеса других участников и формирования прибыли для развития сетей связи и инфокоммуникационного бизнеса. Доходы от ИКУ должны иметь два источника: за подключение терминала пользователя к сети связи (оплата инфраструктурной составляющей услуги) и за предоставление сервиса и контента (оплата сервисной составляющей услуги).
ЛИТЕРАТУРА
1. Аджемов А.С. Телекоммуникации, инфокоммуникации - что дальше? Облака! - М.: «ИД Медиа Паблишер», 2012. - 174 с.
2. Басовский Л.Е. Экономика отрасли: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 145 с.
3. Ванина М.Ф., Ерохин А.Г., Фролова Е.А. Применение облачных технологий в компаниях малого и среднего бизнеса // Век качества, 2015. - №1, С. 61 - 64
Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»
№ 2(2016) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
4. Кузовкова Т.А. Влияние конвергенции в сфере инфокоммуникаций на экономику и регулирование рынка услуг // Век качества, 2009. - №5, С. 62 - 64
5. Кузовкова Т.А., Володина Е.Е., Кухаренко Е.Г. Экономика отрасли инфокоммуникаций. - М.: Горячая линия- Телеком, 2014. - 190 с.
6. Кузовкова Т.А., Салютина Т.Ю., Шаравова О.И. Статистика инфокоммуникаций. - М.: Горячая линия - Телеком, 2015. - 554 с.
7. Кузовкова Т. А. Оценка роли инфокоммуникаций в национальной экономике и выявление закономерностей ее развития // Системы управления, связи и безопасности. 2015. № 4. С. 26-68.
8. Кузовкова Т. А., Тимошенко Л.С. Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций. - М.: Горячая линия - Телеком, 2016. - 174 с.
9. Макаров В.В., Горбачев В.Л., Желтоносов В.М.. Колотов Ю.О. Новая экономика: интеграция рынков финансовых и инфокоммуникационных услуг. -М.: Academia, 2009, - 224 с.
10. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебник. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 906 с.
11. Рокотян А.Ю. От «телекома» к «инфокому». - М.: ИКС-холдинг, 2008. - 67 с.
Reasons for the formation of new business models in the field of Info
communications
Kuzovkova Tatiana Alekseevna
Doctor of economic Sciences, Professor of the Department "Economy of communications" Moscow technical University of communications and Informatics, 111024, Russia, Moscow, Aviamotornaya St., 8A building. E-mail:
tkuzovkova@me. com Sharavova Olga Ivanovna Candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department "Economy of communications" Moscow technical University of communications and Informatics, 111024, Russia, Moscow, Aviamotornaya St., 8A building. E-mail:
olgasharavova@yandex. ru
Abstract. Based on the systematization of the most important trends of scientific and technical development of information and communication, identify the
effects of the convergence of communications and Informatics explains the transition from a single model of production and consumption of services integral to the business models based on sharing a common process in manufacturing and service activities.
Key words: communications; information communications; convergence; ICT services; the organizational business model.
1. Adzhemov A. S. Telekommunikatsii, infokommunikatsii - chto dal'she? Oblaka! [Telecommunications, infocommunication - what's next? Clouds!]. - M.: "ID Media pablisher", 2012. - 174 p.
2. Basovsky L. E. Ekonomika otrasli [The Economics of the industry]: Proc. allowance. - M.: INFRA-M, 2011. - 145 p.
3. Vanina M. F., Erokhin, A. G., Frolova E. A. Primenenie oblachnykh tekhnologii v kompaniiakh malogo i srednego biznesa [The Use of cloud technology in small and medium business] // Vek kachestva, 2015, no 1, pp. 61 - 64.
4. Kuzovkova T.A. Vliianie konvergentsii v sfere infokommunikatsii na ekonomiku i regulirovanie rynka uslug [The impact of convergence in the field of information and communication technologies on the economy and market regulation services] // Vek kachestva, 2009, no 5, pp. 62 - 64.
5. Kuzovkova T.A., Volodina E.E., Kukharenko E.G. Ekonomika otrasli infokommunikatsii [Economy the ICT industry]. - M.: Hot line - Telecom,, 2014. -190 p.
6. Kuzovkova T.A., Saliutina T. Yu., Sharavova O.I. Statistika infokommunikatsii [The statistics of infocommunications]. - M.: Hot line - Telecom, 2015. - 554 p.
7. Kuzovkova T. A. Otsenka roli infokommunikatsii v natsional'noi ekonomike i vyiavlenie zakonomernostei ee razvitiia [Evaluation of the role of infocommunication in the national economy and the identification of regularities of its development] // Systems of Control, Communication and Security, 2015, no 4, pp.
8. Kuzovkova T. A., Timoshenko L.S. Analiz i prognozirovanie razvitiia infokommunikatsii [Analysis and forecast of infocommunication development]. - M.: Hot line - Telecom, 2016. - 174 p.
REFERENCES
26-68.
9. Makarov V.V., Gorbachev V.L., Zheltonosov V.M. Kolotov Yu.O. Novaia ekonomika: integratsiia rynkov finansovykh i infokommunikatsionnykh uslug [The new economy: markets integration of financial and information and communication services]. - M.: Academia, 2009, - 224 p.
10. Rozanova N.M. Ekonomika otraslevykh rynkov [Economics of sectoral markets]. - M.: Urait, 2011. - 906 p.
11. Rokotian A. Yu. Ot «telekoma» k «infokomu» [From "Telecom" to "InfoComm".]. - M.: IKS-holding, 2008. - 67 p.