Научная статья на тему 'Трансформация модели производства и потребления инфокоммуникационных услуг'

Трансформация модели производства и потребления инфокоммуникационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
588
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ / СВЯЗЬ / ИНФОКОММУНИКАЦИИ / СХЕМА ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ УСЛУГ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / УЧАСТНИКИ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовкова Т. А.

На основе выявления специфики производства и потребления услуг связи, трансформации свойств и модели бизнеса в условиях научно-технического прогресса, конвергенции связи и информатики, кардинального изменения потребностей обосновывается интегральная организационная и экономическая модель производства и потребления инфокоммуникационных услуг, устанавливаются участники рынка этих услуг и принципы их экономического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация модели производства и потребления инфокоммуникационных услуг»

У

Трансформация модели производства и потребления инфокоммуникационных услуг

Ключевые слова: отрасль, связь, инфокоммуникации, схема производства и потребления услуг, интегральная модель, конвергенция, инфокоммуникационные услуги, участники отраслевого рынка.

На основе выявления специфики производства и потребления услуг связи, трансформации свойств и модели бизнеса в условиях научно-технического прогресса, конвергенции связи и информатики, кардинального изменения потребностей обосновывается интегральная организационная и экономическая модель производства и потребления инфокоммуникационных услуг, устанавливаются участники рынка этих услуг и принципы их экономического взаимодействия.

Кузовкова Т.А.,

дэ.н., профессор, декан факультета экономики и управления, заведующая кафедрой экономики связи МТУСИ

В процессе формирования информационного пространства инфокоммуникации выполняют двоякую роль: транспортно-сетевой среды (инфраструктуры информатизации) и инфо-коммуникационного ресурса (фактора) производства товаров и услуг. Поэтому в ходе информатизации общества функционирование организаций связи выходит за рамки отрасли связи, приобретает конвергентный характер с информационно-вычислительным обслуживанием и распространяется на явления и процессы смежной со сферой инфокоммуникаций экономической деятельности связи [2, 5, 6].

Почти сто лет (до 80-тьх гг. ХХ в.) отрасль "связь" представляла собой совокупность специализированных сетей, ориентированных на передачу конкретных видов информации (сообщений, отправлений), которые сформировали подотрасли связи: почтовая связь, телефонная связь (местная, междугородная, международная), телеграфная связь (в последствие документальная), радиосвязь, радиовещание, ра-

Рис. 2. Схема производства и реализации услуг по видам связи

диофикация, телевидение, спутниковая связь.

В экономической литературе по связи [1] выделяются 8 основных особенностей отрасли, ее продукта, специфики производства и потребления услуг связи, организационного построения и рыночной среды относятся (рис. 1). Для передачи сообщений (отправлений) от одного пользователя к другому было организовано производство, в каждом цикле которого последовательно выполняются фазы: потребление, производство, потребление. Технологически фазы обмена (прием сообщений, точка до-

Невещественный характер (неосязаемость) Большая номенклатура единичных услуг Неотделяемость производства от потребления

*

Двусторонний характер —► Особенности связи 4 Оплата услуги за весь процесс

передачи информации производства

Сетевой характер организационного построения

Видовая

взаимозаменя-

емость

Неравномерность спроса на услуги

Несохраняемость услуг, значение качества

1

Пассивная роль пользователя в производстве услуг

Рис. 1. Особенности связи и свойства услуг связи

ступа к сети), распределения (сортировка, коммутация, передача информации или пересылка отправлений) и обмена (выдача отправления, доставка сообщения, информации) не разделялись по причине незавершенности производственного цикла. При этом отправитель чаще всего оплачивал услугу на исходящем этапе и авансировал производство услуги в установленных рамках потребительной ценности, оценка которой давалась адресатом на входящем конце.

Логика производства и потребления услуг связи определялась оптимизацией построения иерархической сети и техническими решениями коммутации и скорости передачи сообщений. Информация передавалась по всем видам сетей связи из исходящего пункта во входящий при наличии множества транзитных этапов. При этом процесс производства услуги был неотделим от процесса потребления, и оплата услуги включала весь процесс ее приема, обработки, передачи и доставки потребителю (рис. 2).

Такие особенности услуги связи, как неосязаемость (невещественный характер) и невозможность ее хранения и замены, обусловливали высокие требования к ее ценности и качеству каналов и сетей связи. Вследствие недостаточной пропускной способности линий связи, необходимости обеспечения приемлемого

54

Т-Сотт #7-2014

т

Отправитель

Организация свят

Получатель

Служба Цеха, службы по передаче. Служба

обслуживания 4 ► обработке и распределению < ► обслуживания

клиентов информации (сообщений) клиентов

Заграты на прием

информации

(сообщений)

Затраты на производственный процесс связи, техническое обслуживания сетей и развитие производства

Затраты на

доставку

информации

Рис. 3. Единая экономическая модель производства и реализации услуг связи

качества каналов и услуг за счет жестких требований к техническим характеристикам оборудования и построению сетей отрасль и ее организации развивались по простому "ремесленному" типу производства: сам произвожу — сам продаю. На рынке услуг связи преобладали организации, оказывающие услуги и предоставляющие каналы конкретного вида связи, а также организации связи, действующие на определенной территории страны. Данному типу производства соответствовал монополистический тип рынка, при котором конкуренция носила видовой (между видами связи), технологический и территориальный характер.

Цепочка производства и реализации услуг для всех видов связи имела единую модель: обращение + производство + обращение, что наглядно видно на рис. 3. Особенность данной модели состояла в том, что организация связи занималась и производством услуг и обслуживанием клиентов. В условиях дефицита доступности сетей связи стратегия развития отрасли и ее организаций была направлена, главным образом, на удовлетворение потребностей в доступе к конкретным видам услуг связи на основе расширения и проникновения сетей. Сфера облуживания ограничивалась соблюдением нормативов качества и норм обслуживания технических средств связи.

Но уже в 90-ые годы ХХ в. новыми участниками российского рынка услуг связи стали спе-

циализированные операторы сетей передачи данных, интеллектуальных сетей, радиотелефонии (мобильной связи). Совершенствование систем передачи и среды распространения информации, пропускной способности линий связи; конвергенция связи и информатики; появление новых потребностей в виде пакета услуг, мультисервисных сетей, 1Р-телефонии, широкополосного доступа послужили основой кардинальных изменений в организационной и экономической модели бизнеса, развитии отраслевого рынка услуг и формировании конвергентного инфокоммуникационного сектора экономики [3, 4, 6]. Таким образом, кардинальные изменения в отрасли связи имеют технические, рыночные и потребительские причины.

Различные проявления конвергенции связи и информатики, а также сближение различных сетей связи происходят в функциональном плане для целей предоставления клиенту всего спектра услуг в одном месте с разных терминалов и точек доступа (в дальнейшем с единого терминала). На рис. 4 дана интегральная модель многомерного производства и потребления ин-фокоммуникационных услуг.

Из интегральной модели ясно, что пользователь инфокоммуникационных услуг (ИКУ) потребляет и услугу связи и информационный сервис в виде контента и приложений. При этом производители и поставщики услуг могут быть совершенно разными как по видам связи, так и

Рис. 4. Современная схема конвергентного производства и реализации инфокоммуникационньк услуг

по предлагаемым услугам. А бизнес, связанный с терминалами, контентом и приложениями, а также с непосредственным обслуживанием клиентов (договора, оплата, сервис), может быть самостоятельным звеном цепочки производства и потребления ИКУ

В производственном процессе создания ИКУ (рис. 5) принимают участие одновременно и параллельно три вида производителей ИКУ: операторы связи, обеспечивающие передачу информации и доступ к сетям; производители контента и агрегаторы ИКУ и других услуг (электронный банкинг, электронный магазин, управление "умным домом" и т.д.). Предметом потребления является инфокоммуникаци-онная услуга, включающая все три составляющие. Производители контента и других услуг— агрегаторы являются обладателями авторских прав на данную информацию и могут напрямую без сетей связи взаимодействовать с потребителем, но современные контент-провайдеры и агрегаторы не могут обойтись без телекоммуникаций, включая сеть Интернет.

Но эта схема иллюстрирует только первый этап трансформации бизнеса инфокоммуни-каций. На следующих этапах произойдет еще большая интеграция как составляющих услуги, так и ее производителей. Уже сейчас доступ к сетям могут осуществлять не операторы связи, сам пользователь может выступать генератором контента и агрегатором сервиса ИКУ. Услуги связи мигрируют из бизнеса операторов связи в бизнес сервис-провайдеров, становясь одним из приложений (например, службы Skype, Google Talk, SIPnet).

На современном рынке инфокоммуника-ционных услуг экономические отношения формируются между тремя основными участниками, отличающимися требованиями к сети связи и ролью в интегральном бизнесе [6, с. 24-26]:

операторы связи (транзитной, транспортной сети);

сервис-провайдеры (провайдеры контента и сервиса);

поставщики контента (поставщики контен-та-правообладатели, агрегаторы контента, сервиса, генераторы сервиса).

Для клиента-потребителя ИКУ важны доступность услуг, их качество, разнообразие и возможность доступа к различным информационным ресурсам и приложениям. Сервис- и контент-провайдерам необходима доступность инфраструктуры связи с высокой пропускной способностью, качеством передачи информации, набором сетевых услуг связи для обеспечения реализации созданных ими сервисов и контента пользователям через сеть связи (эти же требования выдвигают и рекламодатели).

T-Comm #7-2014

55

т

Рис. 5. Укрупненная схема интегрального производства и потребления инфокоммуникационных услуг

Операторы связи видят свою роль в максимальном обеспечении всех потребностей в передаче информации, создании привлекательности сетевой инфраструктуры. Пользовательское оборудование подключается к сетям связи через сети доступа. Сервисные платформы и платформы контента подключаются непосредственно к сетям агрегации операторов связи, поскольку они генерируют большой объем трафика.

Эффективность деятельности всех участников рынка ИКУ определяется разумным соотношением доходов и затрат, обеспечивающим возмещение производственных затрат операторов связи и других производителей и провайдеров услуг и обеспечивающих их инновацион-

ное развитие. Каждый участник интегральной модели производства и потребления ИКУ получает доходы за конкретную деятельность в общем процессе создания ИКУ:

оператор сети связи — за объемы переданной информации;

правообладатель информации — за контент;

генератор услуг — за созданный сервис; агрегатор — за создание условий для продаж и привлекательности площадки для рекламодателей;

провайдеры — за обслуживание клиентов. Основными потребителями услуг связи становятся не индивидуальные клиенты, а провайдеры услуг, включая контент-провайдеров.

Поэтому они становятся оптовыми покупателями услуг связи и розничными продавцами ин-фокоммуникационных услуг. В модели интегрального производства и потребления ИКУ каждый участник зарабатывает на той роли, какую он несет в создании потребительской ценности ИКУ для пользователя, и оплачивает используемые ресурсы других участников рынка для ее создания.

Литература

1. /олубицкая ЕА. Экономика связи: Учебник для вузов. — М.: ИРИАС, 2006. — 488 с.

2. Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. — М.: Альбина Паблишерз, 2007. — 327с.

3. Кузовкова Т.А. Влияние конвергенции в сфере инфокоммуникаций на экономику и регулирование рынка услуг // Век качества, 2009. — №5, С. 62-64.

4. Кузовкова Т.А Научные основы экономики отрасли инфокоммуникаций: Монография. — М.: " ИД Медиа Паблишер", 2013. — 245 с.

5. Макаров В.В., Горбачев ВЛ, Желтоносов В.М., Колотов Ю.О. Новая экономика: интеграция рынков финансовых и инфокоммуникационных услуг. — М.: Academia, 2009, — 224 с.

6. Рокотян А.Ю. От "телекома" к "инфокому". — М.: ИКС-холдинг, 2008. — 67 с.

Transformation of the model for production and consumption of infocommunication services

Kuzovkova TA, MTUCI, Moscow

Abstract

Throughout the article an integrated organization and economics model of production and consumption of infocommunication services is substantiated by revealing the specific points of communication servces production and consumption, characteristics and model of business transformation with the influence of scientific and technological development, communications and informatics convergence, the fundamental changes in customer's demand or needs. The participants of the servces market and principles of their interaction are also determined in the article.

Keywords: industry, communications, infocommunications, schemes of services production and consumption, integration model, convergence, inbcommunication servces, member of industrial market.

References

1. Golubickaya EA. Ekonomika connection: Textbook for high schools. Moscow, 2006. 488 p.

2. Ivanov Yu.V. Sliyaniya, acquisitions and demergers: strategy and tactics of business transformation. Moscow, 2007. 327 p.

3. Kuzovkova TA The impact of convergence in ICT on the economy and market regulation services / Vek kachestva, 2009. No5, pp. 62-64.

4. Kuzovkova TA Scientific fundamentals of the economy ICT industry: Monograph. Moscow, 2013. 245 p.

5. Makarov VV, Gorbachev VLZheltonosov V.M., Kolotov Yu.O. The new economy: market integration and financial information services. Moscow, 2009, 224 p.

6. RokotyanA.Yu. From "Telecom" to "Infocom". Moscow, 2008. 67 p.

56 T-Comm #7-2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.