Научная статья на тему 'Влияние развития инфокоммуникаций на отраслевую модель производства и потребления услуг'

Влияние развития инфокоммуникаций на отраслевую модель производства и потребления услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ СВЯЗИ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / НАУЧНОТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / СХЕМА ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ УСЛУГ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / УЧАСТНИКИ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовкова Татьяна Алексеевна

На основе выявления специфики производства и потребления услуг связи, трансформации свойств и модели бизнеса в условиях научно-технического прогресса, конвергенции связи и информатики, кардинального изменения потребностей дается обоснование интегральной организационной и экономической модели производства и потребления инфокоммуникационных услуг, устанавливаются участники рынка этих услуг и принципы их экономического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние развития инфокоммуникаций на отраслевую модель производства и потребления услуг»

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА Ив ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА

32 /

Влияние развития инфокоммуникаций на отраслевую модель производства и потребления услуг

Т.Д. КУЗОВКОВА,

Д.Э.Н., профессор, зав. кафедрой экономики связи МТУСИ

На основе выявления специфики производства и потребления услуг связи, трансформации свойств и модели бизнеса в условиях научно-технического прогресса, конвергенции связи и информатики, кардинального изменения потребностей дается обоснование интегральной организационной и экономической модели производства и потребления

инфокоммуникационных услуг, устанавливаются участники рынка этих услуг и принципы их экономического взаимодействия.

В процессе формирования информационного пространства инфокоммуникации выполняют двоякую роль: транспортно-сетевой среды (инфраструктуры информатизации) и инфокоммуникационного ресурса (фактора) производства товаров и услуг. Поэтому в ходе информатизации общества функционирование организаций связи выходит за рамки отрасли связи, приобретает конвергентный характер с информационно-вычислительным обслуживанием и распространяется на явления и процессы смежной со сферой инфокоммуникаций экономической деятельности связи [2, 5, 6].

ЕЕ ЕВЕ Ключевые слова:

ЕЕЕ

ЕЕ отрасль связи, конвергенция, научно-

технический прогресс, схема производства и

потребления услуг, интегральная модель,

инфокоммуникационные услуги,

участники отраслевого рынка.

Почти сто лет (до 1980-х гг.) отрасль «связь» представляла собой совокупность специализированных сетей, ориентированных на передачу конкретных видов информации (сообщений, отправлений), которые сформировали подотрасли связи: почтовая связь, телефонная связь (местная, междугородная, международная), телеграфная связь (впоследствии документальная), радиосвязь, радиовещание, радиофикация, телевидение, спутниковая связь.

В экономической литературе по связи [1] выделяются 8 основных особенностей отрасли, ее продукта, специфики производства и потребления услуг связи, организационного построения и рыночной среды (рис. 1). Для передачи сообщений от одного пользователя к другому было организовано производство, в каждом цикле которого последовательно выполняются фазы: потребление-производство-потребление. Технологически фазы обмена (прием сообщений, точка доступа к сети), распределения (сортировка, коммутация, передача информации) и обмена (доставка информации) не разделялись по причине незавершенности производственного цикла. При этом отправитель чаще всего оплачивал услугу на исходящем этапе и авансировал производство услуги в рамках потребительной ценности.

Логика производства и потребления услуг связи определялась оптимизацией построения иерархической сети и техническими решениями коммутации и скорости передачи сообщений. Информация передавалась по всем видам сетей связи из исходящего пункта во входящий при наличии множества транзитных этапов. При этом процесс производства услуги был неотделим от процесса потребления, и оплата услуги включала весь процесс ее приема, обработки, передачи и доставки потребителю (рис. 2).

Такие особенности услуги связи, как неосязаемость (невещественный характер) и невозможность ее хранения и замены, определяли высокие требования к ее ценности, а также качеству каналов и сетей связи. Вследствие недостаточной пропускной способности линий связи, необходимости обеспечения приемлемого качества каналов и услуг за счет жестких требований к техническим характеристикам оборудования и построению сетей отрасль и ее организации развивались по простому «ремесленному» типу производства: «сам произвожу - сам продаю». На рынке услуг связи преоблада-

век| КАЧЕСТВА № 4 • 2013

52

Невещественный характер (неосязаемость)

т

Двусторонний характер передачи информации

X

Сетевой характер организационного построения

Терминал

ли организации, оказывающие услуги и предоставляющие каналы конкретного вида связи, а также организации связи, действующие на определенной территории страны. Данному типу производства соответствовал монополистический тип рынка, при котором конкуренция носила видовой (между видами связи), технологический и территориальный характер.

Цепочка производства и реализации услуг для всех видов связи имела единую модель: обращение + производство + обращение, что наглядно видно на рис. 3. Особенность данной модели состояла в том, что организация связи занималась и производством услуг, и обслуживанием клиентов. В условиях дефицита доступности сетей связи стратегия развития отрасли и ее организаций была направлена, главным образом, на удовлетворение потребностей в доступе к конкретным видам услуг связи на основе расширения и проникновения сетей. Сфера обслуживания ограничивалась соблюдением нормативов качества и норм обслуживания технических средств связи.

Но уже в 1990-е гг. новыми участниками российского рынка услуг связи стали специализированные операторы сетей передачи данных, интеллектуальных сетей, радиотелефонии (мобильной связи). Совершенствование систем передачи и среды распространения информации, пропускной способности линий связи; конвергенция связи и информатики; появление новых потребностей в виде пакета услуг, муль-тисервисных сетей, 1Р-телефонии, широкополосного доступа послужили основой кардинальных изменений в организационной и экономической модели бизнеса, развитии отраслевого рынка услуг и формировании конвергентного инфокоммуникационного сектора экономики [3, 4, 6]. Таким образом, кардинальные изменения в отрасли связи имеют технические, рыночные и потребительские причины.

Большая номенклатура единичных услуг

Неотдепнемость производства ог потребления

Особенности связи

Оплата услуги за весь процесс производства

Влдсвая взаимозаменяемость

Неравномерность спроса на услуги

Несохраняемость

услуг,

качества

Пассивная роль пользователя в производстве услуг

Рис. 1. Особенности связи и свойства услуг связи

П роизводственны й процесс передач и информации Обслуживан ие клиентов

Отделение почтовой связи (почтовый ящии) Перевозка по почтовой сети Обработка, сортировка Отделение почтовой связи

Телефонный аппарат Передача сообщений Коммутаций сообщений Абонентское окно

Телевизор Радиоприемник Передача информации Распределение каналов Абонентское окно

Рис. 2. Схема производства и реализации услуг по видам связи

Отправитель Организация связи Получатель

Служба обслуживания клиентов Цеха, службы по передаче, обработке и распределению информации (сообщений) Служба обслуживания клиентов

Затраты на пркгем информации (сообщений)

Затраты на производственный

процесс связи, техническое обслуживания сетей и развитие производства

Затраты на доставку ИН(1)СЮмаиИТ1

Рис. 3. Единая экономическая модель производства и реализации услуг связи

Различные проявления конвергенции связи и информатики, а также сближение различных сетей связи происходят как в функциональном, так и организационном планах в целях предоставления клиенту всего спектра услуг в одном месте с разных терминалов и точек доступа (в дальнейшем с единого терминала). На рынке услуг связи и информатики появились новые игроки: сервис-провайдеры, контент-провайдеры, контент-агрегаторы, не имеющие в собственности сетей связи, но работающие с потребителями услуг связи, предоставляя им пакет инфокоммуникационных услуг.

Конвергентный характер развития связи и информатики, оказывающий воздействие не только на технологии, системы и сети, но и на услуги, бизнес-

№ 4 • 2013 вею КАЧЕСТВА

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

33 ::::::

::::

ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА

процессы и рыночную структуру, обуславливает трансформацию традиционных свойств услуг связи и информатики в новые свойства инфокоммуникационных услуг, влияющие на процессы их производства и реализации [3, с. 18-19].

До эпохи конвергенции услуги были однородными -монопродуктом, распределение производственных ресурсов было одномерным (для оказания услуг определенного вида связи использовались сети такого же вида связи). В условиях конвергенции связи и информатики, распространения ИКТ, формирования отрасли инфо-

Предложи? услуг Использование и рдаредочни? ШШВДДСЖ^ИХ.Й&СУИК'Й ПРОИЗВОДСТВО и реализация УСЛУГ

Единичная услуга моиопродукт Одномерное соответствие сетей видам связи Единая сеть производства и реализации

Пакет услуг мультипродукт Многомерное использование сетевых ресурсов Разделение производства и реализации услуг

Интерактивность участия потребителя в производстве услуг Использование сетей другими операторами, в т ч виртуальными Многомерность производства, участников рынка, разные бизнес-модели

1 1

Рис. 4. Экономические последствия конвергентного инфокоммуникаций развития

Тёрминал

Производственным процесс передачи информации

Приложения, контент

Телефонный аппарат Телефонная связь Фиксированная связь

Телефонная связь

Мобильный телефон

Интернет

ПК, ноутбук

Интернет

Интернет

Телевидение Телевидение

Телевизор

* Телевидение

Рис. 5. Современная схема конвергентного производства и реализации инфокоммуникационных услуг

Производство

Передача информации. Доступ к сети. Терминалы

Реклама ^

Трафик

гт

Услуга связи

Услуга связи

Агрегация услуг. Генерация услуг

^ Контент

Контент Создание. Агрегация

Предоставление

услуг, оборудования,

сервисное обслуживание

Услуга контента

Рис. 6. Укрупненная схема интегрального производства и потребле ния инфокоммуникационных услуг

ВеК КАЧЕСТВА № 4 • 2013

коммуникаций процесс производства и использования ресурсов становится многомерным, а продукт - муль-тиуслугой, интенсивность использования сетевых ресурсов повышается за счет их использования не только собственниками сетей, но и другими операторами (рис. 4).

Для экономической деятельности в сфере инфо-коммуникаций становятся характерными такие черты, как взаимодействие операторов различных видов связи и информационного обслуживания в процессе оказания услуг одному клиенту; расширение участников рынка инфокоммуникационных услуг, в частности, появление посредников: контент-операторов, контент-провайдеров, системных интеграторов; разделение общего производства и потребления инфокоммуникационных услуг на две сферы экономической деятельности - производство (передача информации) и обращение (сервис-обслуживание), обусловленные различием их функций, а также изменение роли пользователя, который из пассивного клиента превращается в активного потребителя, имеющего интерактивную обратную связь с производителем услуг и участвующего в процессе производства контента как компонента инфокоммуникационных услуг на основе 1Р-технологий (услуги мобильного, телевизионного и информационного контента).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 5 приведена интегральная модель многомерного производства и потребления инфокоммуникационных услуг, из которой ясно, что пользователь инфокоммуникационных услуг (ИКУ) потребляет и услугу связи, и информационный сервис в виде контента и приложений. При этом производители и поставщики услуг могут быть совершенно разными как по видам связи, так и по предлагаемым услугам. А бизнес, связан-

Обслуживание клиентов

Подвижная связь

Единый договор

Потребление

Клиент Терминал. ПК. ТУ

54

ныи с терминалами, контентом и приложениями, а также с непосредственным обслуживанием клиентов (договора, оплата, сервис), может быть самостоятельным звеном цепочки производства и потребления ИКУ.

В производственном процессе создания ИКУ (рис. 6) принимают участие одновременно и параллельно три вида производителей ИКУ: операторы связи, обеспечивающие передачу информации и доступ к сетям; производители контента и агрегато-ры ИКУ и других услуг (электронный банкинг, электронный магазин, управление «умным домом» и т.д.). Предметом потребления является инфокоммуника-ционная услуга, включающая все три составляющие. Производители контента и других услуг - агрегато-ры - являются обладателями авторских прав на данную информацию и могут напрямую без сетей связи взаимодействовать с потребителем, но современные контент-провайдеры и агрегаторы не могут обойтись без телекоммуникаций, включая сеть Интернет.

Но эта схема иллюстрирует только первый этап трансформации бизнеса инфокоммуникаций. На следующих этапах произойдет еще большая интеграция как составляющих услуги, так и ее производителей. Уже сейчас доступ к сетям могут осуществлять не только операторы связи, сам пользователь может выступать генератором контента и агрегатором сервиса ИКУ. Услуги связи мигрируют из бизнеса операторов связи в бизнес сервис-провайдеров, становясь одним из приложений (например, службы Skype, Google Talk, SIPnet).

На современном рынке инфокоммуникационных услуг экономические отношения формируются между тремя основными участниками, отличающимися требованиями к сети связи и ролью в интегральном бизнесе [5, с. 24-26]:

^ операторы связи (транзитной, транспортной сети); ^ сервис-провайдеры (провайдеры контента и

сервиса);

^ поставщики контента (поставщики контента-

правообладатели, агрегаторы контента, сервиса, генераторы сервиса).

Для клиента-потребителя ИКУ важны доступность услуг, их качество, разнообразие и возможность доступа к различным информационным ресурсам и приложениям. Сервис- и контент-провайдерам необходима доступность инфраструктуры связи с высокой пропускной способностью, качеством передачи информации, набором сетевых услуг связи для обеспечения реализации созданных ими сервисов и контента пользователям через сеть связи (эти же требования выдвигают и рекламодатели). Операторы связи видят свою

роль в максимальном обеспечении всех потребностей в передаче информации, создании привлекательности сетевой инфраструктуры. Пользовательское оборудование подключается к сетям связи через сети доступа. Сервисные платформы и платформы контента подключаются непосредственно к сетям агрегации операторов связи, поскольку они генерируют большой объем трафика.

Эффективность деятельности всех участников рынка ИКУ определяется разумным соотношением доходов и затрат, обеспечивающим возмещение производственных затрат операторов связи и других производителей и провайдеров услуг, а также их инновационное развитие. Каждый участник интегральной модели производства и потребления ИКУ получает доходы за конкретную деятельность в общем процессе создания ИКУ. Так, оператор сети связи получает доходы за услуги по передаче информации в соответствии с объемами переданной информации; правообладатель информации - за контент; генератор услуг - за созданный сервис; агрегатор - за создание условий для продаж и привлекательности площадки для рекламодателей; провайдеры - за обслуживание клиентов.

Основными потребителями услуг связи становятся не индивидуальные клиенты, а провайдеры услуг, включая контент-провайдеров, которые являются, по сути, оптовыми покупателями услуг связи и розничными продавцами инфокоммуникационных услуг. В модели интегрального производства и потребления ИКУ каждый участник зарабатывает на той роли, какую он несет в создании потребительской ценности ИКУ для пользователя, и оплачивает используемые ресурсы других участников рынка для ее создания. ■

Литература

1. Голубицкая Е.А. Экономика связи: Учеб. для вузов. М.: ИРИАС, 2006. 488 с.

2. Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. М.: Альбина Паблишерз, 2007. 327 с.

3. Кузовкова Т.А. Экономические аспекты конвергентного развития инфокоммуникаций // Электросвязь. 2009. № 2. С. 16-19.

4. Кузовкова Т.А. Влияние конвергенции в сфере инфокоммуникаций на экономику и регулирование рынка услуг // Век качества, 2009. № 5. С. 62-64.

5. Макаров В.В., Горбачев В.Л., Желтоносов В.М.. Колотов Ю.О. Новая экономика: интеграция рынков финансовых и инфокоммуникационных услуг. М.: Academia, 2009. 224 с.

6. Рокотян А.Ю. От «телекома» к «инфокому». М.: ИКС-холдинг, 2008. 67 с.

№ 4 • 2013 ВеК КАЧЕСТВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.