Научная статья на тему 'Влияние развития инфокоммуникаций на отраслевую модель производства и потребления услуг'

Влияние развития инфокоммуникаций на отраслевую модель производства и потребления услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OТРАСЛЬ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / СХЕМА ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ УСЛУГ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / УЧАСТНИКИ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовкова Т. А.

На основе выявления специфики производства и потребления услуг связи, трансформации свойств и модели бизнеса в условиях научно технического прогресса, конвергенции связи и информатики, кардинального изменения потребностей дается обоснование интегральной организационной и эко номической модели производства и потребления инфокоммуникационных услуг, устанавливаются участники рынка этих услуг и принципы их экономического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние развития инфокоммуникаций на отраслевую модель производства и потребления услуг»

У

Влияние развития инфокоммуникаций на отраслевую модель производства и потребления услуг

Ключевые слова: oтрасль, конвергенция, научнотехнический прогресс, схема производства и потребления услуг, интегральная модель, инфокоммуникационные услуги, участники отраслевого рынка.

На основе выявления специфики производства и потребления услуг связи, трансформации свойств и модели бизнеса в условиях научно-технического прогресса, конвергенции связи и информатики, кардинального изменения потребностей дается обоснование интегральной организационной и экономической модели производства и потребления инфокоммуникационных услуг, устанавливаются участники рынка этих услуг и принципы их экономического взаимодействия.

Кузовкова Т.А.,

дэ.н., профессор, зав. кафедрой экономики связи МТУСИ

В процессе формирования информационного пространства инфокоммуникации выполняют двоякую роль: транспортно-сетевой среды (инфраструктуры информатизации) и инфо-коммуникационного ресурса (фактора) производства товаров и услуг. Поэтому в ходе информатизации общества функционирование организаций связи выходит за рамки отрасли связи, приобретает конвергентный характер с ин-форма ционно-вычисл ител ьн ым обслужи ва н и-ем и распространяется на явления и процессы смежной со сферой инфокоммуникаций экономической деятельности связи [2, 6, 7].

Почти сто лет (до 80-тых годов ХХ века) отрасль "связь" представляла собой совокупность специализированных сетей, ориентированных на передачу конкретных видов информации (сообщений, отправлений), которые сформировали подотрасли связи: почтовая связь, телефонная связь (местная, междугородная, международная), телеграфная связь (в последствие документальная), радиосвязь, радиовещание, радиофикация, телевидение, спутниковая связь.

В экономической литературе по связи [1] выделяются 8 основных особенностей отрасли, ее продукта, специфики производства и потребления услуг связи, организационного пост-

Отделение почтовой связи Перевозка по почтовой сети Обработка, сортировка Отделение почтовой связи

Телефонный

аппарат

Передача

сообщений

Коммутация еообшен ни

Абонентское

окно

Телевизор

Радиопри-

емник

Передача

информации

Распределение

каналов

Абонентское

окно

Рйс. 2. Схема производства и реализации услуг по видам связи

роения и рыночной среды относятся (рис. 1). Для передачи сообщений от одного пользователя к другому было организовано производство, в каждом цикле которого последовательно выполняются фазы: потребление, производство, потребление. Технологически фазы обмена (прием сообщений, точка доступа к сети), распределения (сортировка, коммутация, передача информации) и обмена (доставка информации) не разделялись по причине незавершенности производственного цикла. При этом отправитель чаще всего оплачивал услугу на исходящем этапе и авансировал производство услуги в рамках потребительной ценности.

Логика производства и потребления услуг связи определялась оптимизацией построения иерархической сети и техническими решениями коммутации и скорости передачи сообщений. Информация передавалась по всем видам

Невещественный характер (неосязаемость) Большая номенклатура единичных услуг

+

Двусторонний характер передачи информации —► Особенности связи

Неотделяемость производства от потребления

Оплата услуги за весь процесс производства

Сетевой характер Видовая Неравномерность Несохраняемость

организационного взаимозаменя- услуг, значение

построения емость качества

И.

Пассивная роль пользователя в производстве услуг

РИс 1. Особенности связи и свойства услуг связи

сетей связи из исходящего пункта во входящий при наличии множества транзитных этапов. При этом процесс производства услуги был неотделим от процесса потребления, и оплата услуги включала весь процесс ее приема, обработки, передачи и доставки потребителю (рис. 2).

Такие особенности услуги связи, как неосязаемость (невещественный характер) и невозможность ее хранения и замены, обусловливали высокие требования к ее ценности и качеству каналов и сетей связи. Вследствие недостаточной пропускной способности линий связи, необходимости обеспечения приемлемого качества каналов и услуг за счет жестких требований к техническим характеристикам оборудования и построению сетей отрасль и ее организации развивались по простому "ремесленному" типу производства: сам произвожу — сам продаю. На рынке услуг связи преобладали организации, оказывающие услуги и предоставляющие каналы конкретного вида связи, а также организации связи, действующие на определенной территории страны. Данному типу производства соответствовал монополистический тип рынка, при котором конкуренция носила видовой (между видами связи), технологический и территориальный характер.

Цепочка производства и реализации услуг для всех видов связи имела единую модель: обращение + производство + обращение, что наглядно видно на рис. 3. Особенность данной модели состояла в том, что организация связи занималась и производством услуг и обслуживанием клиентов. В условиях дефицита доступ-

У

РИс. 4. Экономические последствия конвергентного развития инфокоммуникаций

ности сетей связи стратегия развития отрасли и ее организаций была направлена, главным образом, на удовлетворение потребностей в доступе к конкретным видам услуг связи на основе расширения и проникновения сетей. Сфера облуживания ограничивалась соблюдением нормативов качества и норм обслуживания технических средств связи.

Но уже в 90-ые годы ХХ в. новыми участниками российского рынка услуг связи стали специализированные операторы сетей передачи данных, интеллектуальных сетей, радиотелефонии (мобильной связи). Совершенствование систем передачи и среды распространения информации, пропускной способности линий связи; конвергенция связи и информатики; появление новых потребностей в виде пакета услуг, мультисервисных сетей, 1Р-телефонии, широкополосного доступа послужили основой кардинальных изменений в организационной и экономической модели бизнеса, развитии отраслевого рынка услуг и формировании конвергентного инфокоммуникационного сектора экономики [3, 4, 7]. Таким образом, кардинальные изменения в отрасли связи имеют технические, рыночные и потребительские причины.

Различные проявления конвергенции связи и информатики, а также сближение различных сетей связи происходят как в функциональном, так и организационном планах в целях предоставления клиенту всего спектра услуг в одном месте с разных терминалов и точек доступа (в дальнейшем с единого терминала). На рынке услуг связи и информатики появились новые игроки: сервис-провайдеры, контент-провайдеры, контент-агрегаторы, не имеющие в собственности сетей связи, но работающих с потребителями услуг связи, предоставляя им пакет инфокоммуникационных услуг.

Конвергентный характер развития связи и информатики, оказывающий воздействие не только на технологии, системы и сети, но и на услуги, бизнес-процессы и рыночную структуру, обуславливает трансформацию традиционных свойств услуг связи и информатики в новые свойства инфокоммуникационных услуг, влияющие на процессы их производства и реа-

лизации [3, с. 18-19].

До эпохи конвергенции услуги были однородными — монопродуктом, распределение производственных ресурсов было одномерным (для оказания услуг определенного вида связи использовались сети такого же вида связи). В условиях конвергенции связи и информатики, распространения ИКТ, формирования отрасли инфокоммуникаций процесс производства и использования ресурсов становится многомерным, а продукт — мультиуслугой, интенсивность использования сетевых ресурсов повышается за счет их использования не собственниками сетей, но и другими операторами (рис. 4).

Для экономической деятельности в сфере инфокоммуникаций становятся характерными такие черты как взаимодействие операторов различных видов связи и информационного обслуживания в процессе оказания услуг одному клиенту; расширение участников рынка инфокоммуникационных услуг, в частности, появление посредников: контент — операторов, контент -провайдеров, системных интеграторов; разделение общего производства и потребления инфокоммуникационных услуг на две сферы экономической деятельности — производство (передача информации) и обращение (сервис-обслуживание), обусловленные различием их функции, а также изменение роли пользователя, который из пассивного клиента превращается в активного потребителя, имеющего интерактивную обратную связь с производителем услуг и участвующего в процессе производства

контента как компонента инфокоммуникационных услуг на основе 1Р-технологий (услуги мобильного, телевизионного и информационного контента).

На рис. 5 дана интегральная модель многомерного производства и потребления инфокоммуникационных услуг, из которой ясно, что пользователь инфокоммуникационных услуг (ИКУ) потребляет и услугу связи и информационный сервис в виде контента и приложений. При этом производители и поставщики услуг могут быть совершенно разными как по видам связи, так и по предлагаемым услугам. А бизнес, связанный с терминалами, контентом и приложениями, а также с непосредственным обслуживанием клиентов (договора, оплата, сервис), может быть самостоятельным звеном цепочки производства и потребления ИКУ.

В производственном процессе создания ИКУ (рис. 6) принимают участие одновременно и параллельно три вида производителей ИКУ: операторы связи, обеспечивающие передачу информации и доступ к сетям; производители контента и агрегаторы ИКУ и других услуг (электронный банкинг, электронный магазин, управление "умным домом" и тд.). Предметом потребления является инфокоммуникаци-онная услуга, включающая все три составляющие. Производители контента и других услуг — агрегаторы являются обладателями авторских прав на данную информацию и могут напрямую без сетей связи взаимодействовать с потребителем, но современные контент-провайдеры и агрегаторы не могут обойтись без телекоммуникаций, включая сеть Интернет.

Но эта схема иллюстрирует только первый этап трансформации бизнеса инфокоммуникаций. На следующих этапах произойдет еще большая интеграция как составляющих услуги, так и ее производителей. Уже сейчас доступ к сетям могут осуществлять не операторы связи, сам пользователь может выступать генератором контента и агрегатором сервиса ИКУ. Услуги связи мигрируют из бизнеса операторов

Отправитель Организация связи Получатель

Служба обслуживания клиентов Цеха, службы по передаче, обработке и распределению информации (сообщений) Служба обслуживания клиентов

Затраты на прием Затраты на производственный Затраты на

информации + процесс связи,техническое + доставку

(сообщений) обслуживания сетей и развитие ингЬопмапии

производства

Рис. 3. Единая экономическая модель производства и реализации услуг связи

т

Рис. 5. Современная схема конвергентного производства и реализации инфокоммуникационных услуг

Рис. 6. Укрупненная схема интегрального производства и потребления инфокоммуникационных услуг

способностью, качеством передачи информации, набором сетевых услуг связи для обеспе-

связи в бизнес сервис-провайдеров, становясь одним из приложений (например, службы Skype, Google Talk, SIPnet).

На современном рынке инфокоммуникационных услуг экономические отношения формируются между тремя основными участниками, отличающимися требованиями к сети связи и ролью в интегральном бизнесе [6, с. 24-26]: операторы связи (транзитной, транспортной сети); сервис-провайдеры (провайдеры контента и сервиса); поставщики контента (поставщики контента-правообладатели, агрегаторы контента, сервиса, генераторы сервиса).

Для клиента-потребителя ИКУ важны доступность услуг, их качество, разнообразие и возможность доступа к различным информационным ресурсам и приложениям. Сервис- и контент-провайдерам необходима доступность инфраструктуры связи с высокой пропускной

чения реализации созданных ими сервисов и контента пользователям через сеть связи (эти же требования выдвигают и рекламодатели). Операторы связи видят свою роль в максимальном обеспечении всех потребностей в передаче информации, создании привлекательности сетевой инфраструктуры. Пользовательское оборудование подключается к сетям связи через сети доступа. Сервисные платформы и платформы контента подключаются непосредственно к сетям агрегации операторов связи, поскольку они генерируют большой объем трафика.

Эффективность деятельности всех участников рынка ИКУ определяется разумным соотношением доходов и затрат, обеспечивающим возмещение производственных затрат опера-

торов связи и других производителей и провайдеров услуг и обеспечивающих их инновационное развитие. Каждый участник интегральной модели производства и потребления ИКУ получает доходы за конкретную деятельность в об-шем процессе создания ИКУ. Так оператор сети связи получает доходы за услуги по передаче информации в соответствии с объемами переданной информации; правообладатель информации — за контент; генератор услуг — за созданный сервис; агрегатор — за создание условий для продаж и привлекательности площадки для рекламодателей; провайдеры — за обслуживание клиентов.

Основными потребителями услуг связи становятся не индивидуальные клиенты, а провайдеры услуг, включая контент-провайдеров, которые являются по сути оптовыми покупателями услуг связи и розничными продавцами ин-фокоммуникационных услуг. В модели интегрального производства и потребления ИКУ каждый участник зарабатывает на той роли, какую он несет в создании потребительской ценности ИКУ для пользователя, и оплачивает используемые ресурсы других участников рынка для ее создания.

Литература

1. Голубицкая ЕА. Экономика связи: Учебник для вузов. — М.: ИРИАС, 2006. — 488 с.

2. Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. — М.: Альбина Паблишерз, 2007. — 327с.

3. Кузовкова Т.А. Экономические аспекты конвергентного развития инфокоммуникаций // Электросвязь, 2009. — № 2, С. 16-19.

4. Кузовкова ТА. Влияние конвергенции в сфере инфокоммуникаций на экономику и регулирование рынка услуг // Век качества, 2009. — №5. — С 62-64.

5. Кузовкова ТА. Научные основы экономики отрасли инфокоммуникаций: Монография. — М.: " ИД Медиа Паблишер", 2013. — 245 с.

6. Макаров В.В., Горбачев В.Л., Желтоносое В.М., Колотов Ю.О. Новая экономика: интеграция рынков финансовых и инфокоммуникационных услуг. — М.: Academia, 2009, — 224 с.

7. Рокотян АЮ. От "телекома" к "инфокому". — М.: ИКС-холдинг, 2008. — 67 с.

Infocomm Development impact on industry model of production and consumption of services

Kuzovkova T.A., MTUCI, Russia

Abstract

By identifying the specific features of production and consumption of communications services, transformation properties and business models in scientific and technological progress, the convergence of communications and computer science, a fundamental change in the substantiation requirements of integrated organizational and economic patterns of production and consumption of information and communication services, participants established market for these services and principles their economic cooperation.

Keywords: convergence, scientific and technological progress, circuit of production and consumption of services, integrated model, information and communication services industry market participants.

48

T-Comm #1-2G14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.