АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
п \ нн \
EBB ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА
пп ..**
Причины формирования
новой модели бизнеса
в сфере инфокоммуникации
L
vi
^Г 1
\ «Я^Н "fecjj. J
Т.А. КУЗОВКОВА,
профессор, зав. кафедрой экономики связи МТУСИ, д.э.н.
Н.Е. ЗОРЯ,
доцент экономики связи МТУСИ, к.э.н.
На основе систематизации важнейших тенденций в развитии связи и ИКТ, выявления последствий научно-технического прогресса и конвергенции связи и информатики обосновывается переход от единой модели производства и потребления услуг связи к новой интегральной модели бизнеса. Трансформация единой модели производства и потребления услуг связи в интегральную модель бизнеса в сфере инфокоммуникаций реализуется в форме разделения общего процесса производства и потребления на две составляющие: производственная и сервисная деятельность, с разными функциями, методами хозяйствования, составом производственных ресурсов и маркетингом.
и
ИИ НИИ ПИП НН
н
Ключевые слова:
связь, инфокоммуникации, организация производства и потребления услуг, конвергенция, инфокоммуникационные услуги, участники отраслевого рынка, организационная модель бизнеса.
Произошедшие за последние десятилетия изменения в рыночном пространстве нашей страны, технологической платформе отрасли связи, экономических отношениях участников рынка инфокоммуникационных услуг носят фундаментальный характер, который отражается на научных основах производства и потребления инфокоммуникационных услуг [3, 5, 7]. Систематизированные и представленные на рис. 1 факторы, условия и тенденции свидетельствуют о необходимости изменения экономической модели бизнеса в сфере инфо-коммуникаций.
Технологическая революция в области связи и информатики позволяет обеспечить мультисервисные и мультипротокольные сети связи за счет применения пакетной коммутации, 1Р-протоколов, новых технологий доступа к сетям связи, передачи и маршрутизации потоков информации, создания новых сервисов. Массовое внедрение средств связи с высокой производительностью и большими запасами пропускной способности кардинально меняет технологическую платформу отрасли и обеспечивает переход от передачи информации одного вида (телефонной, телеграфной) к мультисер-висным сетям [7, с. 12-15].
Под воздействием внедрения новых средств связи, принципов передачи и обработки информации, влияния бизнес-среды происходит переход от жесткой иерархии сетей, характерной для классической телефонии и телеграфии, к гибкой маршрутизации потоков информации, к уменьшению числа уровней иерархии сетей связи и, соответственно, к изменению сетевых архитектур. Проникновение в телефонную связь 1Р-технологий с другими алгоритмами функционирования, построения и возможностями также способствует кардинальному изменению сетевого построения.
Появление концепции интеллектуальных сетей связи, сети Интернет, преобладание мобильной связи над фиксированной электрической связью способствовало функциональному отделению логики формирования услуги от устройств коммутации и передачи сообщений. Для создания и оказания современных услуг на базе сетей связи поставщику услуг совсем не обязательно иметь собственную транспортную сеть связи. Все большую ценность в глазах потребителя приобретает не сама услуга связи (процесс передачи информа-
401 век| КАЧЕСТВА № 1
2014
п
БП
ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
ВАЖНЕЙШИЕ
ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ
ПРОИЗВОДСТВА
И
ПОТРЕБЛЕНИЯ
УСЛУГ СВЯЗИ
ции, сообщений), а сервис, который обеспечивается (становится возможным) доступом к сети связи. Так, пользователя сети Интернет не интересует, что в его основе лежит сеть передачи данных с коммутацией пакетов. Его интерес сосредоточен в возможности получения доступа к электронной почте, голосовой службе Бкуре, поисковым системам, электронным магазинам, социальным сетям, службам обмена файлами и т.д. Кроме того, стирается технологическая грань между службами. Например, телематическая служба - это программное приложение, работающее поверх сети передачи данных, а разнородные службы интегрируются в едином портале (обмен голосовыми сообщениями) и становятся доступными в течение одного сеанса документальной связи.
Развитию рынка услуг связи способствует также научно-технический прогресс (НТП), обеспечивающий появление волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) с высокой надежностью и пропускной способностью, микропроцессорной техники с возможностями цифровой обработки и передачи информации, а также процессы конвергенции связи и информатики [3, с. 62]. Использование микропроцессоров с высокой производительностью, емкостью памяти и низкой стоимостью в станционном оборудовании организаций связи позволило обрабатывать огромные информационные потоки, передавать их сеансами, пакетами и применять новые системы управления сетью с помощью маршрутизаторов, шлюзов, серверов и других управляющих устройств. В отличие от классических телефонных станций, в которых все устройства образуют единый и неразрывный комплекс, в современных сетях узел связи состоит из самостоятельных функциональных блоков.
Высокий динамизм НТП и глубина конвергенции сказались также на изменении потребностей пользователей. Частных пользователей все больше привлекает не цена услуги конкретного оператора, а сервисные возможности получения пакета услуг у одного оператора. Для корпоративных пользователей значение имеют только скорость и возможности передачи больших объемов информации, интеллектуальность сетей и мульти-сервисность услуг. Мультисервисность, пакетная фор-
Конвергенция связи и информатики. Массовое внедрение средств связи с высокой производительностью и пропускной способностью
Кардинальное изменение сетевых архитектур, отказ от жесткой иерархии сетей
Функциональное разделение сетей связи на транспортный коммутируемый уровень и уровень формирования услуги
Обострение конкуренции в наиболее динамично развивающихся секторах рынка
Появление на рынке новых игроков: сервис-и контент-провайдеров, контент-агрегаторов
Единая бизнес-модель производства услуги связи разделяется на две: инфраструктурную и сервисную
Изменение ценности услуги связи в аспекте ценности доступа к сетям и информационным ресурсам, получения разнообразных услуг разных производителей в одном месте
Переход от однородной услуги связи к пакету услуг и приложений, предоставляемых провайдером услуг
Рис. 1. Перечень важнейших тенденций в развитии производства и потребления услуг связи в начале XXI в.
ма, единая платформа оказания услуг связи и информационных технологий, новые технологии типа WEB-2.0. Те!еоот-2.0 кардинально изменяют роль пользователя в процессе производства услуг, участвующих в формировании портфеля и создании инфокоммуникационных услуг в интерактивном режиме [3].
Научно-технический прогресс, результаты конвергенции связи и информатики, развитие конкуренции оказывают непосредственное воздействие на отраслевую специфику производства и потребления услуг, организационную структуру отрасли, архитектуру сетевой инфраструктуры, экономические категории, бизнес-модели и рыночные взаимоотношения [3, 4, 7]. Глубина и масштабность внедрения ИКТ в бизнес-процессы способствуют переходу от двухсторонней передачи информации (инициатор и получатель) к многозвенной, когда между оператором связи и клиентом появляются провайдеры, системные интеграторы, формирующие сервисную среду производства ИКУ. Это ведет к тому, что сетевой принцип построения остается за инфокоммуни-кационной инфраструктурой, а сервис может не иметь сети доступа и строится по другим организационным формам.
Таким образом, до эпохи конвергенции услуги связи являлись однородными (монопродукт), а распределение производственных ресурсов было одномерным (почтовые сети - для пересылки почтовых отправлений, те-
№ 1 • 2014 век КАЧЕСТВА
п Ч нн Ч.
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ВЕВ ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА
пп н
лефонные сети - для передачи телефонных сообщений, информационные сети - для передачи информации). В условиях формирования отрасли инфокоммуникаций процесс производства и использования ресурсов становится многомерным, а продукт - мультиуслугой, интенсивность использования сетевых ресурсов повышается за счет доступа к ним не только собственников сетей, но и других операторов (рис. 2).
Под воздействием технического прогресса, конвергенции связи и информатики, конкуренции единая модель производства и потребления услуги связи трансформируется в интегральную модель с четким выделением двух составляющих: инфраструктурной (производство) и сервисной (обращение). Единая модель оказания услуги связи включала в себя производственные процессы создания и эксплуатации сети и на ее базе - оказание услуг пользователям одним оператором связи [3, 7].
Разделение общего производства и потребления инфокоммуникационных услуг на две сферы экономической деятельности - производство (передача информации) и обращение (сервис-обслуживание) - объясняется различием их функции. Различие функций производства услуг и сервиса (обслуживание) потребителей услуг обусловливает разделение общего комплекса производства и потребления инфокоммуникационных услуг на две сферы экономической деятельности.
Цель производственной деятельности инфокоммуникаций состоит в организационно-техническом обеспечении производственных процессов обработки, накопления, распределения, коммутации и передачи информации. Производственная деятельность, которая осуществляется производителями инфокоммуникаци-онных услуг и операторами транспортных сетей, объединяет в себе местные и магистральные сети, узлы приема и передачи сообщений, спутники связи.
42
Цель сервисной деятельности инфокоммуникаций состоит в обеспечении доступа пользователей к сетям приема и доставки услуги и обслуживании потребителей. Сервисная деятельность осуществляется поставщиками инфокоммуникационных услуг и операторами фиксированного и мобильного доступа к инфокоммуни-кационным сетям, включая сеть Интернет.
Разные виды экономической деятельности инфокоммуникаций различаются организационными структурами, бизнес-процессами, закономерностями развития и вызывают необходимость применения многообразных экономических методов. Планирование объемов услуг в пакетной форме требует комплексного учета факторов спроса и предложения. Появление новых участников рынка инфокоммуникационных услуг, выделение сервисной сферы инфокоммуникаций и повышение роли пользователей диктуют необходимость обоснования новых бизнес-моделей с учетом затрат и результатов всех участников рынка.
В раздельной бизнес-модели инфраструктурная составляющая представляет собой производственный процесс создания услуг и обслуживания сетей связи (включая сети доступа), оптовую реализацию ресурсов и услуг сетей сервис-провайдерам, а сервисная составляющая -обеспечение и розничную реализацию потребителям комплекса телекоммуникационных и информационных (инфокоммуникационных) услуг. Такое разделение в большей степени соответствует классическому циклу производства и обращения созданных продуктов, в котором услуга рассматривается не как неотделимый от производства продукт сети связи, а как объект продажи (оптовой, розничной) в сфере обращения (потребления).
В условиях возрастающей конкуренции растет спрос на получение пакета услуг в одном месте (одно операционное окно). Данный пакет включает в себя не только услуги связи, но и информационные сервисы, для которых услуги связи являются средством доступа. Так, виртуальные операторы, не располагающие серьезной сетевой инфраструктурой, формируют сервисы, закупаемые по оптовым ценам у сетевых операторов связи, и перепро-
вем КАЧЕСТВА № 1 • 2014
п
GH
ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
\СВ
ОБРАЩЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВО
Обслуживание клиентов, формирование пакета услуг, контента, приложений
Передача трафика информации, ее обработка и перераспределение
ПРОВАЙДЕР УСЛУГ
ОПЕРАТОР СВЯЗИ
Рис. 3. Организационная модель интегрального производства и реализации инфокоммуникационных услуг
дают их в виде пакетов услуг конечным пользователям под своей торговой маркой, добавляя в пакет и собственные сервисы (услуги, приложения). Таким образом, в отрасли уже реально функционирует сфера обслуживания (потребления) с возможностями перепродажи услуг, соответствующим механизмом маркетинга и ценообразования (тарифные планы), а значит, осуществляется один из способов реализации рыночного механизма продажи услуг [1, 2, 6].
Тем самым изменяется потребительская ценность услуги связи, которая заключается не столько в передаче информации, сколько в получении доступа ко всему разнообразию информационных и контентных услуг посредством телекоммуникационной составляющей. Такой доступ означает единое подключение к сети для получения инфокоммуникационных услуг и приложений. При этом в пакет ИКУ могут входить и услуги, не имеющие к организациям связи прямого отношения, например, голосовая служба Skype, организуемая посредством программного обеспечения при помощи сервера.
Ужесточение конкуренции, широкое распространение ИКТ, интеграция сетей, конвергенция сетей и услуг способствуют выделению новых типов игроков на рыночном пространстве, которые вырабатывают свою стратегию развития и организуют производство услуг по разным принципам. На современном рынке ИКУ можно выделить два основных типа организаций: ^ операторы связи магистральной инфраструктуры, занимающиеся передачей информации в различных масштабах (регион, страна, континент), и операторы доступа (для кабельной, радио-, фиксированной и мобильной связи) к инфраструктуре связи; ^ провайдеры услуг и сервис-провайдеры, занимающиеся клиентским обслуживанием. В условиях происходящих процессов трансформации организационной модели бизнеса в инфокоммуника-ционной сфере и замещения традиционных услуг связи новыми мультисервисными услугами доходность операторов связи ощутимо снижается. Доходы перетекают от операторов связи к новым участникам рынка - контент- и сервис-провайдерам. С другой стороны, рост объемов
Интернет-трафика и спроса на широкополосный доступ требуют существенных инвестиций в сетевую инфраструктуру связи, без которых может возникнуть противоречие между растущими потребностями в передаче информации и возможностями операторов связи.
Новая организационная модель бизнеса способна разрешить данное противоречие путем усиления доли сервисного компонента на основе формирования системы продаж и сервисного обслуживания [1, 2, 6]. В отличие от единой модели производства и реализации услуг связи (рис. 3) в интегральной модели производства и потребления ИКУ четко выделяются две сферы деятельности с соответствующими принципами формирования себестоимости и тарифов.
Экономическая эффективность участников рынка определяется рыночными принципами построения тарифов на ИКУ с учетом использования сетевой инфраструктуры (передачи трафика и подключения к сети) и возмещения затрат по осуществлению бизнеса других участников, формирования прибыли для развития сетей связи и инфокоммуникационного бизнеса. Доходы от ИКУ должны иметь два источника: за подключение терминала пользователя к сети связи (оплата инфраструктурной составляющей услуги) и за предоставление сервиса и контента (оплата сервисной составляющей услуги). ■
Литература
1. Басовский Л.Е. Экономика отрасли: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011. 145 с.
2. Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. М.: Альбина Паблишерз, 2007. 327 с.
3. Кузовкова Т.А. Влияние конвергенции в сфере инфоком-муникаций на экономику и регулирование рынка услуг // Век качества. 2009. № 5. С. 62-64.
4. Кузовкова Т.А. Научные основы экономики инфокомму-никаций: Монография. Германия: LAP Lambert, 2014. 172 с.
5. Макаров В.В., Горбачев В.Л., Желтоносов В.М., Колотов Ю.О. Новая экономика: интеграция рынков финансовых и инфокоммуникационных услуг. М.: Academia, 2009. 224 с.
6. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: Учебник. М.: Издательство Юрайт, 2011. 906 с.
7. Рокотян А.Ю. От «телекома» к «инфокому». М.: ИКС-холдинг, 2008. 67 с.
№ 1 • 2014 век КАЧЕСТВА