у
Экономико-правовые аспекты конвергенции на рынке инфокоммуникационных услуг
В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ПРИЧИНЫ, ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВСЛЕДСТВИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ СЕТЕЙ, ТЕХНОЛОГИЙ И УСЛУГ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ. КОНВЕРГЕНЦИЯ ПРИВЕЛА НЕ ТОЛЬКО К ФОРМИРОВАНИЮ ОТРАСЛИ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ И СУЩЕСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ (ИКУ), НО И ПОТРЕБОВАЛА СУЩЕСТВЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ПОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ РЫНКА
Кузовкова Т.А.,
доктор экономических наук, профессор МТУСИ
Анализ этапов развития связи и информатики за последнее время показал тесную связь закономерностей преобразований в этих сферах с этапами НТП и развития человеческого общества. Для развития связи и информатики характерны не только высокие темпы смены поколений технических средств и топологии построения сетей, но и взаимное проникновение и слияние, т.е. конвергенция [2, 3, 5]. Конвергенция происходит как в глубину (технологии), так и в ширину (сети, виды связи, услуги), и затрагивает организационно-технические и экономико-правовые вопросы деятельности участников рынка инфокоммуникационных услуг.
Конвергентный характер развития связи и информатики обусловил не только появление отрасли инфокоммуникаций, в которой сливаются сети, технологии и услуги, но и нарастание конвергенции деятельности различных отраслей, углубляя межотраслевые процессы и актуализируя инфокоммуникационную составляющую производства товаров и услуг [2, 4].
Для развития инфокоммуникаций характерны несколько видов конвергенции (рис. 1). В первую очередь, слились в единый технологический процесс телекоммуникационные и ин-
формационные технологии, т.е. процессы связи стали осуществляться с применением ЭВМ как в сфере соединений и передачи данных, так и в сфере сервиса и предоставления дополнительных услуг связи.
Во-вторых, конвергенция объединила информационные и телекоммуникационные сети на основе коммутации пакетов и протокола ^ в условиях цифровых систем передачи информации превратив их в мультисервисные каналы и сети. С другой стороны, конвергенция объединила деятельность различных видов связи: фиксированной и подвижной, обеспечив пользователям беспроводный широкополосный доступ к любым видам связи и сетей.
Третьим направлением конвергенции являются услуги. Инфокоммуникационные технологии позволяют предоставить абонентам единые пакеты услуг через различные терминалы или разные сети доступа. От функций, заложенных в сетевом оборудовании, и специализированных решений по оказанию определенного набора услуг совершается переход к универсальной платформе доставки услуг в потенциально любом наборе.
В четвертых, стремительное развитие инфокоммуникационных технологий и сетей повсеместно сказывается на экономике и социуме. ^-сети и цифровое телевидение кардинально изменяют место потребителя во взаимодействии с поставщиком услуг, переводя его из пассивного состояния к активному, в реальном времени взаимодействующему с медиа и сервис-производителями, контент-провайдерами и операторами инфокоммуникаций. Возможность обмена экономико-финансовой информацией в электронной форме с помощью ^-технологий способствует распространению электронного, в том числе мобильного, бизнеса в виртуальной среде Интернета.
Конвергентная среда инфокоммуникаци-онного бизнеса создает предпосылки включения услуг других секторов экономики в пакет
инфокоммуникационных услуг (электронные расчеты, телебанкинг, телемедицина) и создания новых участников рынка. С другой стороны, отдельные отрасли не только используют инфокоммуникационные технологии (ИКТ) в производстве, но и создают свои сети с оказанием услуг связи клиентуре. Таким образом, конвергенция стирает границы отраслей, формируя в рыночном пространстве интегральный инфо-коммуникационный сектор. Распространение ИКТ ведет к интеграции бизнеса и альянсам организационных структур как внутри отрасли инфокоммуникаций, так и в других сферах производства услуг.
Конвергентный характер развития инфокоммуникаций, оказывающий воздействие не только на технологии, системы и сети, но и на услуги, бизнес-процессы и рыночную структуру, вызывает трансформацию традиционных свойств услуг связи и информатики в новые свойства инфокоммуникационных услуг, влияющие на процессы их производства и реализации [4, с.17], и требует пересмотра не только рыночной и бизнес стратегий, но и правовой основы взаимодействия и поведения участников рынка.
Обобщая индивидуальные особенности услуг связи и информационных услуг по видам и формам, можно утверждать, что до эпохи конвергенции они являлись монопродуктом, а распределение производственных ресурсов было одномерным (почтовые сети — для пересылки почтовых отправлений, телефонные — для передачи телефонных сообщений, телерадиовещательные — программ радио и телевидения, информационные — передачи информации). В условиях конвергенции процесс производства и использования ресурсов становится многомерным, а продукт — мультиуслугой, интенсивность сетевых ресурсов повышается за счет использования не собственниками сетей, а другими участниками рынка (рис. 2).
Эволюция специфических свойств ИКУ оп-
т
С вязь
Сети связи фиксированная и мобильная связь
Терминалы связи, сети доступа связи
ЭВМ в процессах соединения и передачи 1формации, в сфере сер виса и услуг, объединение сетей связи и информационных сетей
А
И нф о комм ун и каци и
Коммутация пакетов, IP протокол в цифровых системах передач*
I
Мультисервисные сети и каналы, беспроводный широкополосный доступ
Универсальная платформа доставки услуг
I
П акет инф окоммуникационных услуг
Инф ор мати ка
Информационные сети, Интернет
Персональный компьютер, доступ к Интернет
Инфокоммуникационные технологии, широкополосный доступ, Интернет, цифровое телевидение Кон тент-услуги, информационный сервис, виртуальные услуги, управление домом и офисом Друте секторы экономики: банки, финансы, торговля, транспорт, сфера обслужи вания.
Рис. 1. Направления и виды конвергенции инфокоммуникационного характера
ределяет необходимость модернизации правовой базы, касающейся понятийного аппарата конвергентных услуг, лицензирования деятельности в рамках интегрированного бизнеса, используемых производственных ресурсов, включая радиочастотный и земельный ресурсы, а также перехода от технического регулирования к регулированию экономических отношений участников рынка.
В условиях мультисервисности конвергентных сетей мобильной и фиксированной связи бизнес-процессы предоставления услуг осуществляются в виртуальной среде. Это предусматривает формирование правовой основы деятельности виртуальных операторов в различных формах аутсорсинга и франчайзинга, а также законодательного закрепления правил взаимодействия крупных, средних и малых предприятий в рамках интегрированного бизнеса. Для выведения из состава крупных операторов связи бизнес-процессов, не являющихся ключевыми для осуществления эффективной инновационной стратегии, необходима законодательная основа деятельности в сервисном секторе рынка операторов связи, которые не имеют собственных сетей.
Глубина и масштабность внедрения ИКТ в бизнес-процессы способствует переходу от двустороннего характера передачи информации (инициатор и получатель) к многозвенному,
когда между оператором связи и клиентом появляются провайдеры, системные интеграторы, формирующие сервисную среду реализации услуг. Во-первых, это требует обеспечения не дискриминационного доступа к элементам инфраструктуры на последней миле для провайдеров широкополосного доступа и мобильных операторов виртуальных сетей . Во-вторых, ведет к тому, что сетевой принцип построения остается за инфокоммуникационной инфраструктурой, а сервис может строиться по другим организационным формам.
Возможность оказания пакета услуг на одной и той же универсальной инфраструктуре на базе единого терминала в условиях пакетной коммутации и ^-технологий способствует повышению эффективности сервиса и использования оборудования. Трансформация инфо-коммуникационных услуг требует изменения и расширения перечня лицензионных услуг, сокращения до минимума числа услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию.
Конвергенция сетей в условиях контент-агрегации информации на этапах обработки, накопления и распределения ведет к необходимости формирования тарифов за услуги с учетом характера трафика, класса качества услуги, используемой технологии, дополнительных ресурсов в процессе модификации соединения
абонентов. При этом в конвергентных сетях должны реализовываться различные схемы тарификации услуг связи (например, за продолжительность соединения для голосовых услуг, за объем передачи данных в режиме потока или передачи файлов).
Мультисервисность, пакетная форма, единая платформа оказания услуг связи и информационных технологий, новые технологии типа WEB-2.0, Telecom-2.0 кардинально изменяют роль пользователя в процессе производства услуг, который становится создателем контента, обладателем информации и производителем ИКУ Оказание таких услуг с правовых позиций практически невозможно классифицировать. До сих пор законодательно не решена задача закрепления права интеллектуальной собственности на созданную в сети Интернет продукцию. Кроме того, в законодательных актах не учтены субъекты правоотношений — операторы "нестандартных" услуг, контента, трансграничного информационного обмена, виртуальной реальности, GPS и ГЛОНАСС, а также участники управления сетью Интернет на глобальном и региональном уровнях [1,6].
На данном этапе важнейшими задачами совершенствования законодательства являются: устранение системных недостатков; уточнение терминологии и сферы регулирования; проведение систематизации (кодификации) за-
т
Предложение услуг
Испо/ъзование и распределение производственных ресурсов
Производство и реализация услуг
Е диничіая услуга мэнопродуст Одномерное соответствие сетей видам связи Единая сеть производства и реализации
і 1 1 р р
П акет услу г мультмпродукт Многомерное использование сетевых ресурсов Р азделение гроиз во детва и реализации услуг
і ■ ’ р 1 р
Интерактмвнэсть участия потребителя в производстве услуг Использование сетей другими операторами, в т.ч. виртуальными Многомерность производства, участников рыкка, разные бизнес-модели
Рис. 2. Последствия конвергентного развития инфокоммуникаций
конодательства в области информации, информатизации, СМИ и связи для устранения внутренних противоречий в действующем законодательстве на основе единства и однозначности терминологии, объектов и методов правового регулирования.
Появление новых участников рынка в сфере инфокоммуникаций, отделение сервисной сферы от сетевой инфраструктуры и повышение роли пользователей в процессах производства услуг и информационного обмена диктуют необходимость обоснования новой модели рынка ИКУ [1,5]. В современной модели (рис.3) вместо трех уровней (поставщики оборудования, сети связи, услуги и их пользовате-
Рис. 3. Модель рынка инфокоммуникационных услуг
ли) действуют шесть уровней с высокой степенью конкуренции на верхних уровнях. Для новой модели рынка характерны вертикальная интеграция и наличие специализированных поставщиков услуг, не имеющих в собственности сетей связи.
Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы и государственного регулирования деятельности на рынке ИКУ определяется такими последствиями конвергенции сетей, услуг и технологий, как:
• усложнение моделей взаимодействия операторов различных видов связи и информационного обслуживания в процессе оказания услуг одному клиенту;
• применение ограниченного радиочастотного ресурса различными структурами при несовершенстве системы его распределения и платы за его использование;
• высокая скорость научно-технологического прогресса и появления новых технологий и услуг мультисервисного характера;
• расширение участников рынка инфокоммуникационных услуг за счет появления посредников и поставщиков контента, приложений, услуг навигации и поисковых систем, а также интеграции с производителями оборудования;
• увеличение внутриотраслевой конкуренции со стороны операторов подвижной связи, цифрового телевидения , широкополосного доступа;
• изменение роли пользователя, который из пассивного клиента превращается в активного потребителя, имеющего интерактивную обратную связь с производителем услуг и участвующего в процессе производства инфокоммуникационных услуг на основе 1Р-технологий.
Таким образом, в условиях конвергенции
происходит существенная трансформация сетей и услуг в сфере инфокоммуникаций, обусловливающая необходимость существенной модернизации нормативно-правовой системы, переоценки масштабов государственного регулирования деятельности операторов связи и других участников рынка, смещения регулирования с технических позиций на экономические, а также на новые сегменты рынка. Современное законодательство в сфере инфокоммуникаций мало приспособлено к быстро меняющемуся конвергентному рынку инфокоммуникационных услуг, что требует формирования теоретических основ инфокоммуникационного права.
Литература
1. Беляева ЕВ., Никулина ТА, Хабаров НА
Перспективы развития экономики телекоммуникаций в условиях перехода к NGN // Электросвязь, 2008. — № 10. — С. 27-30.
2. Васильев В.В., Кузовкова ТА Инфокоммуни-кационные технологии и информациональная экономика. — М.: Палеотип, 2005. — 268 с.
3. Голышко А.В. Источники и составные части реконструкции отрасли связи // Электросвязь, 2007. — №2. — С. 2-6.
4. Кузовкова ТА Экономические аспекты конвергентного развития инфокоммуникаций // Электросвязь, 2009. — №2, С. 16-19.
5. Мардер С.Н. Смена парадигмы телекоммуникаций и семиуровневая модель взаимодействия открытых систем // Электросвязь, 2007. — №2. — С. 9-10.
6. Матюхин ВТ., Бачило ИЛ., Семилетов СИ-
Правовой статус операторов доверия в трансграничном информационном обмене // Электросвязь, 2007. — №10. — С. 6-11.