Научная статья на тему 'Экономико правовые аспекты конвергенции на рынке инфокоммуникационных услуг'

Экономико правовые аспекты конвергенции на рынке инфокоммуникационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовкова Т. А.

В статье рассматриваются причины, факторы и условия совершенствования законодательства вследствие конвергенции сетей, технологий и услуг связи и информатики. Конвергенция привела не только к формированию отрасли инфокоммуникаций и существенной трансформации экономических свойств инфокоммуникационных услуг (ИКУ), но и потребовала существен ной модернизации правового поля деятельности участников рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико правовые аспекты конвергенции на рынке инфокоммуникационных услуг»

у

Экономико-правовые аспекты конвергенции на рынке инфокоммуникационных услуг

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ПРИЧИНЫ, ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВСЛЕДСТВИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ СЕТЕЙ, ТЕХНОЛОГИЙ И УСЛУГ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ. КОНВЕРГЕНЦИЯ ПРИВЕЛА НЕ ТОЛЬКО К ФОРМИРОВАНИЮ ОТРАСЛИ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ И СУЩЕСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ (ИКУ), НО И ПОТРЕБОВАЛА СУЩЕСТВЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ПОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ РЫНКА

Кузовкова Т.А.,

доктор экономических наук, профессор МТУСИ

Анализ этапов развития связи и информатики за последнее время показал тесную связь закономерностей преобразований в этих сферах с этапами НТП и развития человеческого общества. Для развития связи и информатики характерны не только высокие темпы смены поколений технических средств и топологии построения сетей, но и взаимное проникновение и слияние, т.е. конвергенция [2, 3, 5]. Конвергенция происходит как в глубину (технологии), так и в ширину (сети, виды связи, услуги), и затрагивает организационно-технические и экономико-правовые вопросы деятельности участников рынка инфокоммуникационных услуг.

Конвергентный характер развития связи и информатики обусловил не только появление отрасли инфокоммуникаций, в которой сливаются сети, технологии и услуги, но и нарастание конвергенции деятельности различных отраслей, углубляя межотраслевые процессы и актуализируя инфокоммуникационную составляющую производства товаров и услуг [2, 4].

Для развития инфокоммуникаций характерны несколько видов конвергенции (рис. 1). В первую очередь, слились в единый технологический процесс телекоммуникационные и ин-

формационные технологии, т.е. процессы связи стали осуществляться с применением ЭВМ как в сфере соединений и передачи данных, так и в сфере сервиса и предоставления дополнительных услуг связи.

Во-вторых, конвергенция объединила информационные и телекоммуникационные сети на основе коммутации пакетов и протокола ^ в условиях цифровых систем передачи информации превратив их в мультисервисные каналы и сети. С другой стороны, конвергенция объединила деятельность различных видов связи: фиксированной и подвижной, обеспечив пользователям беспроводный широкополосный доступ к любым видам связи и сетей.

Третьим направлением конвергенции являются услуги. Инфокоммуникационные технологии позволяют предоставить абонентам единые пакеты услуг через различные терминалы или разные сети доступа. От функций, заложенных в сетевом оборудовании, и специализированных решений по оказанию определенного набора услуг совершается переход к универсальной платформе доставки услуг в потенциально любом наборе.

В четвертых, стремительное развитие инфокоммуникационных технологий и сетей повсеместно сказывается на экономике и социуме. ^-сети и цифровое телевидение кардинально изменяют место потребителя во взаимодействии с поставщиком услуг, переводя его из пассивного состояния к активному, в реальном времени взаимодействующему с медиа и сервис-производителями, контент-провайдерами и операторами инфокоммуникаций. Возможность обмена экономико-финансовой информацией в электронной форме с помощью ^-технологий способствует распространению электронного, в том числе мобильного, бизнеса в виртуальной среде Интернета.

Конвергентная среда инфокоммуникаци-онного бизнеса создает предпосылки включения услуг других секторов экономики в пакет

инфокоммуникационных услуг (электронные расчеты, телебанкинг, телемедицина) и создания новых участников рынка. С другой стороны, отдельные отрасли не только используют инфокоммуникационные технологии (ИКТ) в производстве, но и создают свои сети с оказанием услуг связи клиентуре. Таким образом, конвергенция стирает границы отраслей, формируя в рыночном пространстве интегральный инфо-коммуникационный сектор. Распространение ИКТ ведет к интеграции бизнеса и альянсам организационных структур как внутри отрасли инфокоммуникаций, так и в других сферах производства услуг.

Конвергентный характер развития инфокоммуникаций, оказывающий воздействие не только на технологии, системы и сети, но и на услуги, бизнес-процессы и рыночную структуру, вызывает трансформацию традиционных свойств услуг связи и информатики в новые свойства инфокоммуникационных услуг, влияющие на процессы их производства и реализации [4, с.17], и требует пересмотра не только рыночной и бизнес стратегий, но и правовой основы взаимодействия и поведения участников рынка.

Обобщая индивидуальные особенности услуг связи и информационных услуг по видам и формам, можно утверждать, что до эпохи конвергенции они являлись монопродуктом, а распределение производственных ресурсов было одномерным (почтовые сети — для пересылки почтовых отправлений, телефонные — для передачи телефонных сообщений, телерадиовещательные — программ радио и телевидения, информационные — передачи информации). В условиях конвергенции процесс производства и использования ресурсов становится многомерным, а продукт — мультиуслугой, интенсивность сетевых ресурсов повышается за счет использования не собственниками сетей, а другими участниками рынка (рис. 2).

Эволюция специфических свойств ИКУ оп-

т

С вязь

Сети связи фиксированная и мобильная связь

Терминалы связи, сети доступа связи

ЭВМ в процессах соединения и передачи 1формации, в сфере сер виса и услуг, объединение сетей связи и информационных сетей

А

И нф о комм ун и каци и

Коммутация пакетов, IP протокол в цифровых системах передач*

I

Мультисервисные сети и каналы, беспроводный широкополосный доступ

Универсальная платформа доставки услуг

I

П акет инф окоммуникационных услуг

Инф ор мати ка

Информационные сети, Интернет

Персональный компьютер, доступ к Интернет

Инфокоммуникационные технологии, широкополосный доступ, Интернет, цифровое телевидение Кон тент-услуги, информационный сервис, виртуальные услуги, управление домом и офисом Друте секторы экономики: банки, финансы, торговля, транспорт, сфера обслужи вания.

Рис. 1. Направления и виды конвергенции инфокоммуникационного характера

ределяет необходимость модернизации правовой базы, касающейся понятийного аппарата конвергентных услуг, лицензирования деятельности в рамках интегрированного бизнеса, используемых производственных ресурсов, включая радиочастотный и земельный ресурсы, а также перехода от технического регулирования к регулированию экономических отношений участников рынка.

В условиях мультисервисности конвергентных сетей мобильной и фиксированной связи бизнес-процессы предоставления услуг осуществляются в виртуальной среде. Это предусматривает формирование правовой основы деятельности виртуальных операторов в различных формах аутсорсинга и франчайзинга, а также законодательного закрепления правил взаимодействия крупных, средних и малых предприятий в рамках интегрированного бизнеса. Для выведения из состава крупных операторов связи бизнес-процессов, не являющихся ключевыми для осуществления эффективной инновационной стратегии, необходима законодательная основа деятельности в сервисном секторе рынка операторов связи, которые не имеют собственных сетей.

Глубина и масштабность внедрения ИКТ в бизнес-процессы способствует переходу от двустороннего характера передачи информации (инициатор и получатель) к многозвенному,

когда между оператором связи и клиентом появляются провайдеры, системные интеграторы, формирующие сервисную среду реализации услуг. Во-первых, это требует обеспечения не дискриминационного доступа к элементам инфраструктуры на последней миле для провайдеров широкополосного доступа и мобильных операторов виртуальных сетей . Во-вторых, ведет к тому, что сетевой принцип построения остается за инфокоммуникационной инфраструктурой, а сервис может строиться по другим организационным формам.

Возможность оказания пакета услуг на одной и той же универсальной инфраструктуре на базе единого терминала в условиях пакетной коммутации и ^-технологий способствует повышению эффективности сервиса и использования оборудования. Трансформация инфо-коммуникационных услуг требует изменения и расширения перечня лицензионных услуг, сокращения до минимума числа услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию.

Конвергенция сетей в условиях контент-агрегации информации на этапах обработки, накопления и распределения ведет к необходимости формирования тарифов за услуги с учетом характера трафика, класса качества услуги, используемой технологии, дополнительных ресурсов в процессе модификации соединения

абонентов. При этом в конвергентных сетях должны реализовываться различные схемы тарификации услуг связи (например, за продолжительность соединения для голосовых услуг, за объем передачи данных в режиме потока или передачи файлов).

Мультисервисность, пакетная форма, единая платформа оказания услуг связи и информационных технологий, новые технологии типа WEB-2.0, Telecom-2.0 кардинально изменяют роль пользователя в процессе производства услуг, который становится создателем контента, обладателем информации и производителем ИКУ Оказание таких услуг с правовых позиций практически невозможно классифицировать. До сих пор законодательно не решена задача закрепления права интеллектуальной собственности на созданную в сети Интернет продукцию. Кроме того, в законодательных актах не учтены субъекты правоотношений — операторы "нестандартных" услуг, контента, трансграничного информационного обмена, виртуальной реальности, GPS и ГЛОНАСС, а также участники управления сетью Интернет на глобальном и региональном уровнях [1,6].

На данном этапе важнейшими задачами совершенствования законодательства являются: устранение системных недостатков; уточнение терминологии и сферы регулирования; проведение систематизации (кодификации) за-

т

Предложение услуг

Испо/ъзование и распределение производственных ресурсов

Производство и реализация услуг

Е диничіая услуга мэнопродуст Одномерное соответствие сетей видам связи Единая сеть производства и реализации

і 1 1 р р

П акет услу г мультмпродукт Многомерное использование сетевых ресурсов Р азделение гроиз во детва и реализации услуг

і ■ ’ р 1 р

Интерактмвнэсть участия потребителя в производстве услуг Использование сетей другими операторами, в т.ч. виртуальными Многомерность производства, участников рыкка, разные бизнес-модели

Рис. 2. Последствия конвергентного развития инфокоммуникаций

конодательства в области информации, информатизации, СМИ и связи для устранения внутренних противоречий в действующем законодательстве на основе единства и однозначности терминологии, объектов и методов правового регулирования.

Появление новых участников рынка в сфере инфокоммуникаций, отделение сервисной сферы от сетевой инфраструктуры и повышение роли пользователей в процессах производства услуг и информационного обмена диктуют необходимость обоснования новой модели рынка ИКУ [1,5]. В современной модели (рис.3) вместо трех уровней (поставщики оборудования, сети связи, услуги и их пользовате-

Рис. 3. Модель рынка инфокоммуникационных услуг

ли) действуют шесть уровней с высокой степенью конкуренции на верхних уровнях. Для новой модели рынка характерны вертикальная интеграция и наличие специализированных поставщиков услуг, не имеющих в собственности сетей связи.

Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы и государственного регулирования деятельности на рынке ИКУ определяется такими последствиями конвергенции сетей, услуг и технологий, как:

• усложнение моделей взаимодействия операторов различных видов связи и информационного обслуживания в процессе оказания услуг одному клиенту;

• применение ограниченного радиочастотного ресурса различными структурами при несовершенстве системы его распределения и платы за его использование;

• высокая скорость научно-технологического прогресса и появления новых технологий и услуг мультисервисного характера;

• расширение участников рынка инфокоммуникационных услуг за счет появления посредников и поставщиков контента, приложений, услуг навигации и поисковых систем, а также интеграции с производителями оборудования;

• увеличение внутриотраслевой конкуренции со стороны операторов подвижной связи, цифрового телевидения , широкополосного доступа;

• изменение роли пользователя, который из пассивного клиента превращается в активного потребителя, имеющего интерактивную обратную связь с производителем услуг и участвующего в процессе производства инфокоммуникационных услуг на основе 1Р-технологий.

Таким образом, в условиях конвергенции

происходит существенная трансформация сетей и услуг в сфере инфокоммуникаций, обусловливающая необходимость существенной модернизации нормативно-правовой системы, переоценки масштабов государственного регулирования деятельности операторов связи и других участников рынка, смещения регулирования с технических позиций на экономические, а также на новые сегменты рынка. Современное законодательство в сфере инфокоммуникаций мало приспособлено к быстро меняющемуся конвергентному рынку инфокоммуникационных услуг, что требует формирования теоретических основ инфокоммуникационного права.

Литература

1. Беляева ЕВ., Никулина ТА, Хабаров НА

Перспективы развития экономики телекоммуникаций в условиях перехода к NGN // Электросвязь, 2008. — № 10. — С. 27-30.

2. Васильев В.В., Кузовкова ТА Инфокоммуни-кационные технологии и информациональная экономика. — М.: Палеотип, 2005. — 268 с.

3. Голышко А.В. Источники и составные части реконструкции отрасли связи // Электросвязь, 2007. — №2. — С. 2-6.

4. Кузовкова ТА Экономические аспекты конвергентного развития инфокоммуникаций // Электросвязь, 2009. — №2, С. 16-19.

5. Мардер С.Н. Смена парадигмы телекоммуникаций и семиуровневая модель взаимодействия открытых систем // Электросвязь, 2007. — №2. — С. 9-10.

6. Матюхин ВТ., Бачило ИЛ., Семилетов СИ-

Правовой статус операторов доверия в трансграничном информационном обмене // Электросвязь, 2007. — №10. — С. 6-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.