Влияние конвергенции на экономические основы развития инфокоммуникаций
Кузовкова ТА., МТУСИ
Анализ этапов развития связи и информатики за последние столетия показал тесную связь закономерностей преобразований в этих сферах с этапами НТП и развития человеческого общества. Для развития связи и информатики характерны не только высокие темпы смены поколений технических средств и топологии построения сетей, но и взаимное проникновение и слияние, т.е. конвергенция. При этом конвергенция происходит как в глубину (технологии), так и в ширину (сети, виды связи, услуги) [1, 3, 4, 5].
Конвергенционный характер развития связи и информатики обусловил не только появление отрасли инфокоммуникаций, в которой сливаются сети, технологии и услуги, но и нарастание конвергенции деятельности различных отраслей, углубляя межотраслевые процессы и актуализируя инфокоммуникационную составляющую производства товаров и услуг (рис. 1).
Для развития инфокоммуникаций характерны несколько видов конвергенции (рис. 2). В первую очередь, слились в единый технологический процесс телекоммуникационные и информационные технологии, т.е. процессы связи стали осуществляться с применением ЭВМ как в сфере соединений и передачи данных, так и в сфере сервиса и предоставления дополнительных услуг связи. Во-вторых, конвергенция объединила информационные и телекоммуникационные сети на основе коммутации пакетов и протокола ^ в условиях цифровых систем передачи информации превратив их в мультисервис-ные каналы и сети. С другой стороны, конвергенция объединила де-
Конвергенция связи и информатики ----*■ иифокоммуникации
Конвергенция сетей, технологий и услуг внутри инфокоммуникаций
Конвергенция инфокоммуникаций с другими секторами экономики
Рис. 1. Конвергенционный характер развития экономики
ятельность различных видов связи: фиксированной и подвижной, обеспечив пользователям беспроводный широкополосный доступ к любым видам связи и инфокоммуникационным сетям.
Третьим направлением конвергенции являются услуги. Инфо-коммуникационные технологии позволяют предоставить абонентам единые пакеты услуг через различные терминалы или разные сети доступа. За последние десятилетия произошел существенный скачок в разработке технических средств обеспечения пользователей различными услугами, т.е. платформ доставки услуг (Service Delivery Platform — SDP). От функций, заложенных в сетевом оборудовании (вызов в телефонных фиксированных сетях, переадресация в сетях GSM), и специализированных решений по оказанию определенного набора услуг (SMS-центры в мобильных сетях, софтсвичи с услугами ^IP для корпоративных IP-сетей), совершается переход к универсальной платформе доставки услуг в потенциально любом набо-
Свягь
1
Сети СЕЯШ фиксированная и мобилвкаясвавь
Терминалы с г язи, сети доступа СЕЯ2Н
ЭВМ е процессах соединенизи передачи информации г сфере сервис і и у с луг, объединение сетей свягии информационных секи
і
Ин фокоммуник аци и
Коммугацияпакетов,1Р протокол S цифровых системах передачи
I
Іфіатнсврташе с «тії икшііш, беспрояодкыи широкополосный доступ
Уккверс&птазпл&тформа soct&skh услуг
Ин форм ото: а
1 1
Инф ормаци онные с ети, Интернет
і 1
Персональный комп ыотер, доступ к Интернет
Пакет инф околшукикщиокных ус пут
Инф околтмуниющионные технологии, шир около по ск ыи доступ, Интернет, цифровое телевидение Контект>услуги,информационныи сервис, виртуальные ус луги, управление домом и офисом Другие с евторы экономики: банки, финанс ы,торг ое ля, тр ан спорт, с ф ер а обстукивания
Рис. 2. Направления и виды конвергенции инфокоммуникационного характера
ческого уклада и интеллектуальной платформы на основе применения в процессе производства товаров и услуг инфокоммуникацион-ных технологий (ИКТ). Конечным продуктом инфокоммуникаций являются инфокоммуникационные услуги (ИКУ), создаваемые на инфокоммуникационных сетях с помощью ИКТ приема, обработки, накопления, распределения и передачи информации.
Распространение ИКТ ведет к интеграции бизнеса и альянсам организационных структур как внутри отрасли инфокоммуникаций, так и в других сферах производства услуг. Конвергенционный характер развития инфокоммуникаций, проявившийся в создании конвергентных сетей (NGN, IMS), контентных и конвергентных услуг (Triple Play — голос, данные, видео, Quad Play — голос, данные, видео, мобильная связь), конвергентных терминалов (смартфон, беспроводной шлюз, многомодовой терминал), способствует интеграции операторов, производителей оборудования, организаций сервиса в сфере предоставления услуг и доступа к сетям, а также пересмотру рыночной и бизнес стратегий.
Освоение рынков фиксированной и мобильной связи обусловливает изменение характера рынка инфокоммуникационных услуг в направлении перехода от оказания единичных услуг к сервисному обслуживанию в пакете услуг на основе универсальной платформы их формирования в среде IP и от пассивной роли потребителя к активному взаимодействию с производителем услуг и участию в процессе создания инфокоммуникационных услуг.
Конвергентная среда инфокоммуникационного бизнеса создает предпосылки включения услуг других секторов экономики в пакет ИКУ (электронные расчеты, телебанкинг, телемедицина) и создания новых участников инфокоммуникационного рынка (контент, сервис-провайдер, системный интегратор). С другой стороны, отдельные отрасли не только используют ИКТ в своем производстве, но и создают свои сети с оказанием услуг связи клиентуре (ОАО "ТранстелеТаблица
Изменение специфических свойств услуг связи, информатики и инфокоммуникаций в результате конвергенционного развития
Невещественность предмета и результата производства, материальность факторов производства Невещественность услуг, материальность факторов производства, виртуальная среда бизнеса
Многономенклатурность единичных услуг и терминалов связи Мультисервисность и пакетность услуг, единый (конвергентный) терминал
Неотделимость производства от потребления, оплата целой услуги Разделение производства услуг по этапам, контент-агрегация, оплата услуги по этапам или частям производственного процесса
Двусторонний характер передачи информации и сетевой характер построения сети доступа Между операторами связи и клиентом имеются звенья: сервис-провайдер, системный интегратор; инфраструктура НК имеет сетевой характер, сервис может не иметь сетевой инфраструктуры
Видовая и конкурентная взаимозаменяемость и взаимодополняемость услуг Макрогенерация (заменяемость) и конвергенция услуг различных секторов экономики на основе ИКТ, широкополосный доступ ко всем услугам
Неравномерность спроса влияет на предложение и производственные мощности Влияние неравномерности спроса на производственный потенциал уменьшается из-за контент-продукции и технологических возможностей глобальных сетей
Несохраняемость услуг, значимость качества и пассивность пользователя Активная роль пользователя на основе обратной интерактивной связи с производителем и участия в процессе создания продукта (генерации услуг)
ре (Parlay, Web-2.0). Особенность технологии Web-2.0 состоит в том, что на основе сети Интернет, Web-браузера как клиентского терминала и множества Web-сайтов сами клиенты становятся производителями услуг (распространителями информации и контента).
Важным инструментом предоставления медийных и контентных услуг, справочно-информационного обслуживания, управления телефонной связью и даже домашним роботом в интерактивном режиме является IP телевидение. Сети информационного телевидения кардинально изменяют место потребителя во взаимодействии с поставщиком услуг, переводя его из пассивного состояния к активному, в реальном времени взаимодействующему с медиа и сервис-производителями, контент-провайдерами и операторами инфокоммуникаций. В IP-сетях на базе единой транспортной инфраструктуры можно интегрировать все виды приложений в единую сервисную платформу с пакетом услуг.
В четвертых, стремительное развитие инфокоммуникационных технологий и сетей повсеместно сказывается на экономике и социуме [1, 2]. Возможность обмена экономической информацией в электронной форме способствует распространению электронного бизнеса в виртуальной среде Интернета и IP-технологий. Вытекающие из глобальных инфокоммуникационных топологий сетевые и виртуальные структуры бизнеса, мобильность ресурсов и глобализация экономики ведут к формированию на Земле единого рынка труда, капитала, информации (знаний), товаров и услуг.
Таким образом, конвергенция связи и информатики ведет не только к сближению этих двух сфер деятельности, но и приобретению общих признаков и слиянию в новую отрасль экономической деятельности [1, 4, 6]. Назначение инфокоммуникаций состоит, во-первых, в объединении локальных вычислительных систем, персональных компьютеров, баз (банков) данных с помощью телекоммуникационных сетей; во-вторых, в формировании нового технологи-
ком"). Таким образом, конвергенция в сфере инфокоммуникаций стирает границы отраслей, формируя в рыночном пространстве интегральный сектор.
Конвергенционный характер развития связи и информатики, оказывающий воздействие не только на технологии, системы и сети, но и на услуги, бизнес-процессы и рыночную структуру, обуславливает трансформацию традиционных свойств услуг связи и информатики в новые свойства инфокоммуникационных услуг, влияющие на процессы их производства и реализации (см. таблицу).
Информационным услугам присущи аналогичные услугам связи специфические черты невещественности, неотделимости от источника, несохраняемости и сетевого принципа распространения услуг: По главным особенностям услуг, технологии производства, принципам организационного построения, зависимости предложения от спроса, а также инфраструктурному характеру связь и информатика близки, что является материально-технической основой объединения этих секторов экономической деятельности.
Невещественный характер создаваемой и передаваемой информации, а также услуг как результата деятельности определяет специфику факторов производства, в которых отсутствуют сырье и основные материалы. В условиях мультисервисности конвергентных сетей мобильной и фиксированной связи, бизнес-процессы предоставления ИКУ осуществляются в виртуальной среде при ограниченной ресурсной составляющей.
До появления технологий пакетной коммутации и применения IP-технологий, задачами операторов связи являлись оказание возрастающей номенклатуры услуг по видам связи и развитие терминальной сети доступа (телефон проводной, радио и мобильной связи, таксофон), установка АТ и ПД телевизор, радиоприемник, персональный компьютер, пункт коллективного доступа). Возможность оказания пакета услуг на одной и той же универсальной инфраструктуре на базе IP-технологий и единого конвергентного терминала способствует повышению эффективности использования оборудования и инфокоммуникационного сервиса, оказанию пакета услуг по единому тарифу.
Такая особенность производства телекоммуникационных и информационных услуг как неотделимость от источника информации и потребителя диктовала необходимость обеспечения развитой сети доступа по видам связи, стандартизации технических нормативов и норм качества, оплаты завершенной услуги на конечном этапе или авансирования ее стоимости на начальном. Конвергенция вычислительных и телекоммуникационных сетей, а также конкурентная основа роста их числа и взаимодействия в условиях контент-агрега-
ции информации на этапах обработки, накопления и распределения, ведут к разделению процесса производства по этапам (услуги присоединения, пропуска трафика, исходящие, входящие услуги мобильной связи на своих сетях и сетях фиксированной телефонной связи) и формированию тарифов за услуги по отдельным этапам или частям производственного процесса.
Глубина и масштабность внедрения ИКТ в бизнес-процессы способствуют переходу от двустороннего характера передачи информации (инициатор и получатель) к многозвенному, когда между оператором связи и клиентом появляются провайдеры, системные интеграторы, формирующие сервисную среду производства ИКУ. Это ведет к тому, что сетевой принцип построения остается за инфоком-муникационной инфраструктурой, а сервис может не иметь сети доступа и строится по другим организационным формам.
Развитие связи в целях более полного удовлетворения пользователей было направлено на создание новых услуг прогрессивных видов связи, заменяющих менее качественные услуги. НТП в сфере инфокоммуникаций стимулирует полную заменяемость (макрогенерацию) услуг (письма, телеграммы на электронные письма, факсимильные сообщения, SMS), конвергенция услуг различных секторов экономики на основе ИКТ дополняет этот процесс, а широкополосный доступ позволяет реально предоставлять пользователю возможность выбора услуг.
Создание контент-продукции и высокие технологий глобальных инфокоммуникационных сетей, функционирующих в реальном времени, снижают влияние неравномерности спроса деловых и частных клиентов на предложение услуг и объемы производственных ресурсов. Мультисервисность, пакетная форма, единая платформа оказания услуг связи и информационных технологий, новые технологии типа WEB-2.0, Telecom-2.0 кардинально изменяют роль пользователя в процессе производства услуг, сначала в интерактивном режиме корректирующих набор услуг, затем участвующих в процессе создания инфокоммуникационных услуг.
Эволюция и трансформация специфических свойств инфокоммуникационных услуг обуславливает трансформацию экономической науки относительно сущности продукта, экономических отношений в процессе его производства и потребления, используемых производственных ресурсов, их эффективного использования и распределения.
Обобщая индивидуальные особенности услуг связи и информационных услуг по видам и формам, можно утверждать, что до эпохи конвергенции они являлись монопродуктом, а распределение производственных ресурсов было одномерным (почтовые сети — для пе-
_ Исгогьзование и оаспоеделение _
Предложение услуг производственных ресурсов Производство и реализуя услуг
Е димила я услуга монопродукт Одномерное соответствие сетей видам связи Едина я сеть производства и реализации
Пакет услуг мультапродукт Многомерное использование сетевых ресурсов Р азделение гроизводства и реализации услуг
Интерактивность участия потребителя в производстве услуг Использование сетей другими операторами, в т.ч. виртуальными Многомерность производства, частников рыкка, разные бизнес-модели
Рис. 3. Экономические последствия конвергенционного развития инфокоммуникаций
ресылки почтовых отправлений, телефонные сети — для передачи телефонных сообщений, телерадиовещательные сети — программ радио и телевидения, информационные сети — передачи информации).
В условиях конвергенции связи и информатики, распространения ИКТ, цифровых систем передачи информации по IP-протоколу процесс производства и использования ресурсов становится многомерным, а продукт — мультиуслугой, интенсивность сетевых ресурсов повышается за счет их использования не собственниками сетей, а другими операторами (рис. 3).
Экономической основой инфокоммуникаций является многомерность процессов производства и потребления, для которых характерны:
— взаимодействие операторов различных видов связи и информационного обслуживания в процессе оказания услуг одному клиенту;
— расширение участников рынка инфокоммуникационных услуг за счет появления посредников: (контент-операторов, системных интеграторов) и интеграции с производителями оборудования;
— возникновение виртуальных операторов инфокоммуникаций, высокая эффективность работы которых определяется малым объемом собственных ресурсов и широким использованием сетей связи общего пользования или других операторов;
— реальное разделение производства и потребления инфокоммуникационных услуг на две сферы, обусловленные различием их функции: организационно-техническая платформа обеспечивает процессы обработки, накопления, распределения, коммутации и передачи информации, объединяет в себе местные и магистральные сети, узлы приема и передачи сообщений, космические спутники; сервисная платформа обеспечивает обслуживание клиентов, прием и доставку услуг непосредственно пользователям. Функционирование обеих платформ все более различается организационными структурами, бизнес-процессами, характером НТП, закономерностями развития и вызывает необходимость использования для управления различных подходов и бизнес-моделей;
— изменение роли пользователя, который из пассивного клиента превращается в активного потребителя, имеющего интерактив-
ную обратную связь с производителем услуг и участвующего в процессе производства инфокоммуникационных услуг на основе IP-технологий (услуги мобильного, телевизионного и информационного контента).
Многономенклатурность, мультисервисность, пакетная форма услуг требуют комплексного учета факторов спроса и предложения для прогнозирования объемов услуг в условиях конвергенции и макрогенерации. Появление новых участников производства ИКУ и рынка их реализации, выделение сервисной сферы инфокоммуникаций и повышение роли пользователей в процессах производства ИКУ и информационного обмена диктуют необходимость обоснования новых бизнес-моделей при передаче информации (трафика) с учетом затрат и результатов всех участников рынка. Широкополосный доступ к ИКУ переводит прогнозирование спроса и предложения из количественного предвидения единичных услуг, терминалов и абонентов в плоскость укрупненных расчетных единиц и комплексной оценки объемов пакетного сервиса, числа конвергентных сетей и терминалов.
Литература
1. Васильев В.В., Кузовкова ТА Инфокоммуникационные технологии и информациональная экономика. — М.: Палеотип, 2005. — 268 с.
2. Варакин Л.Е Информационно-экономический закон. Взаимосвязь инфокоммуникационной инфраструктуры и экономики. — М.: МАС, 2006.
— 106 с.
3. Голышко АА Источники и составные части реконструкции отрасли связи//Электросвязь. — 2007. — № 2. — С. 2-6.
4. Кузовкова ТА Индикаторы отраслевого развития в условиях конвергенции связи и информатики//Электросвязь. — 2001. — № 2. — С. 25-28.
5. Мардер С.Н. Смена парадигмы телекоммуникаций и семиуровневая модель взаимодействия открытых систем//Электросвязь. — 2007. — № 2.
— С. 9-10.
6. Рейман ЛД Закономерности функционирования и регулирования инфокоммуникаций. — М.: Научная книга, 2003. — 272 с.