Научная статья на тему 'Влияние конвергенции на экономические основы развития инфокоммуникаций'

Влияние конвергенции на экономические основы развития инфокоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние конвергенции на экономические основы развития инфокоммуникаций»

Влияние конвергенции на экономические основы развития инфокоммуникаций

Кузовкова ТА., МТУСИ

Анализ этапов развития связи и информатики за последние столетия показал тесную связь закономерностей преобразований в этих сферах с этапами НТП и развития человеческого общества. Для развития связи и информатики характерны не только высокие темпы смены поколений технических средств и топологии построения сетей, но и взаимное проникновение и слияние, т.е. конвергенция. При этом конвергенция происходит как в глубину (технологии), так и в ширину (сети, виды связи, услуги) [1, 3, 4, 5].

Конвергенционный характер развития связи и информатики обусловил не только появление отрасли инфокоммуникаций, в которой сливаются сети, технологии и услуги, но и нарастание конвергенции деятельности различных отраслей, углубляя межотраслевые процессы и актуализируя инфокоммуникационную составляющую производства товаров и услуг (рис. 1).

Для развития инфокоммуникаций характерны несколько видов конвергенции (рис. 2). В первую очередь, слились в единый технологический процесс телекоммуникационные и информационные технологии, т.е. процессы связи стали осуществляться с применением ЭВМ как в сфере соединений и передачи данных, так и в сфере сервиса и предоставления дополнительных услуг связи. Во-вторых, конвергенция объединила информационные и телекоммуникационные сети на основе коммутации пакетов и протокола ^ в условиях цифровых систем передачи информации превратив их в мультисервис-ные каналы и сети. С другой стороны, конвергенция объединила де-

Конвергенция связи и информатики ----*■ иифокоммуникации

Конвергенция сетей, технологий и услуг внутри инфокоммуникаций

Конвергенция инфокоммуникаций с другими секторами экономики

Рис. 1. Конвергенционный характер развития экономики

ятельность различных видов связи: фиксированной и подвижной, обеспечив пользователям беспроводный широкополосный доступ к любым видам связи и инфокоммуникационным сетям.

Третьим направлением конвергенции являются услуги. Инфо-коммуникационные технологии позволяют предоставить абонентам единые пакеты услуг через различные терминалы или разные сети доступа. За последние десятилетия произошел существенный скачок в разработке технических средств обеспечения пользователей различными услугами, т.е. платформ доставки услуг (Service Delivery Platform — SDP). От функций, заложенных в сетевом оборудовании (вызов в телефонных фиксированных сетях, переадресация в сетях GSM), и специализированных решений по оказанию определенного набора услуг (SMS-центры в мобильных сетях, софтсвичи с услугами ^IP для корпоративных IP-сетей), совершается переход к универсальной платформе доставки услуг в потенциально любом набо-

Свягь

1

Сети СЕЯШ фиксированная и мобилвкаясвавь

Терминалы с г язи, сети доступа СЕЯ2Н

ЭВМ е процессах соединенизи передачи информации г сфере сервис і и у с луг, объединение сетей свягии информационных секи

і

Ин фокоммуник аци и

Коммугацияпакетов,1Р протокол S цифровых системах передачи

I

Іфіатнсврташе с «тії икшііш, беспрояодкыи широкополосный доступ

Уккверс&птазпл&тформа soct&skh услуг

Ин форм ото: а

1 1

Инф ормаци онные с ети, Интернет

і 1

Персональный комп ыотер, доступ к Интернет

Пакет инф околшукикщиокных ус пут

Инф околтмуниющионные технологии, шир около по ск ыи доступ, Интернет, цифровое телевидение Контект>услуги,информационныи сервис, виртуальные ус луги, управление домом и офисом Другие с евторы экономики: банки, финанс ы,торг ое ля, тр ан спорт, с ф ер а обстукивания

Рис. 2. Направления и виды конвергенции инфокоммуникационного характера

ческого уклада и интеллектуальной платформы на основе применения в процессе производства товаров и услуг инфокоммуникацион-ных технологий (ИКТ). Конечным продуктом инфокоммуникаций являются инфокоммуникационные услуги (ИКУ), создаваемые на инфокоммуникационных сетях с помощью ИКТ приема, обработки, накопления, распределения и передачи информации.

Распространение ИКТ ведет к интеграции бизнеса и альянсам организационных структур как внутри отрасли инфокоммуникаций, так и в других сферах производства услуг. Конвергенционный характер развития инфокоммуникаций, проявившийся в создании конвергентных сетей (NGN, IMS), контентных и конвергентных услуг (Triple Play — голос, данные, видео, Quad Play — голос, данные, видео, мобильная связь), конвергентных терминалов (смартфон, беспроводной шлюз, многомодовой терминал), способствует интеграции операторов, производителей оборудования, организаций сервиса в сфере предоставления услуг и доступа к сетям, а также пересмотру рыночной и бизнес стратегий.

Освоение рынков фиксированной и мобильной связи обусловливает изменение характера рынка инфокоммуникационных услуг в направлении перехода от оказания единичных услуг к сервисному обслуживанию в пакете услуг на основе универсальной платформы их формирования в среде IP и от пассивной роли потребителя к активному взаимодействию с производителем услуг и участию в процессе создания инфокоммуникационных услуг.

Конвергентная среда инфокоммуникационного бизнеса создает предпосылки включения услуг других секторов экономики в пакет ИКУ (электронные расчеты, телебанкинг, телемедицина) и создания новых участников инфокоммуникационного рынка (контент, сервис-провайдер, системный интегратор). С другой стороны, отдельные отрасли не только используют ИКТ в своем производстве, но и создают свои сети с оказанием услуг связи клиентуре (ОАО "ТранстелеТаблица

Изменение специфических свойств услуг связи, информатики и инфокоммуникаций в результате конвергенционного развития

Невещественность предмета и результата производства, материальность факторов производства Невещественность услуг, материальность факторов производства, виртуальная среда бизнеса

Многономенклатурность единичных услуг и терминалов связи Мультисервисность и пакетность услуг, единый (конвергентный) терминал

Неотделимость производства от потребления, оплата целой услуги Разделение производства услуг по этапам, контент-агрегация, оплата услуги по этапам или частям производственного процесса

Двусторонний характер передачи информации и сетевой характер построения сети доступа Между операторами связи и клиентом имеются звенья: сервис-провайдер, системный интегратор; инфраструктура НК имеет сетевой характер, сервис может не иметь сетевой инфраструктуры

Видовая и конкурентная взаимозаменяемость и взаимодополняемость услуг Макрогенерация (заменяемость) и конвергенция услуг различных секторов экономики на основе ИКТ, широкополосный доступ ко всем услугам

Неравномерность спроса влияет на предложение и производственные мощности Влияние неравномерности спроса на производственный потенциал уменьшается из-за контент-продукции и технологических возможностей глобальных сетей

Несохраняемость услуг, значимость качества и пассивность пользователя Активная роль пользователя на основе обратной интерактивной связи с производителем и участия в процессе создания продукта (генерации услуг)

ре (Parlay, Web-2.0). Особенность технологии Web-2.0 состоит в том, что на основе сети Интернет, Web-браузера как клиентского терминала и множества Web-сайтов сами клиенты становятся производителями услуг (распространителями информации и контента).

Важным инструментом предоставления медийных и контентных услуг, справочно-информационного обслуживания, управления телефонной связью и даже домашним роботом в интерактивном режиме является IP телевидение. Сети информационного телевидения кардинально изменяют место потребителя во взаимодействии с поставщиком услуг, переводя его из пассивного состояния к активному, в реальном времени взаимодействующему с медиа и сервис-производителями, контент-провайдерами и операторами инфокоммуникаций. В IP-сетях на базе единой транспортной инфраструктуры можно интегрировать все виды приложений в единую сервисную платформу с пакетом услуг.

В четвертых, стремительное развитие инфокоммуникационных технологий и сетей повсеместно сказывается на экономике и социуме [1, 2]. Возможность обмена экономической информацией в электронной форме способствует распространению электронного бизнеса в виртуальной среде Интернета и IP-технологий. Вытекающие из глобальных инфокоммуникационных топологий сетевые и виртуальные структуры бизнеса, мобильность ресурсов и глобализация экономики ведут к формированию на Земле единого рынка труда, капитала, информации (знаний), товаров и услуг.

Таким образом, конвергенция связи и информатики ведет не только к сближению этих двух сфер деятельности, но и приобретению общих признаков и слиянию в новую отрасль экономической деятельности [1, 4, 6]. Назначение инфокоммуникаций состоит, во-первых, в объединении локальных вычислительных систем, персональных компьютеров, баз (банков) данных с помощью телекоммуникационных сетей; во-вторых, в формировании нового технологи-

ком"). Таким образом, конвергенция в сфере инфокоммуникаций стирает границы отраслей, формируя в рыночном пространстве интегральный сектор.

Конвергенционный характер развития связи и информатики, оказывающий воздействие не только на технологии, системы и сети, но и на услуги, бизнес-процессы и рыночную структуру, обуславливает трансформацию традиционных свойств услуг связи и информатики в новые свойства инфокоммуникационных услуг, влияющие на процессы их производства и реализации (см. таблицу).

Информационным услугам присущи аналогичные услугам связи специфические черты невещественности, неотделимости от источника, несохраняемости и сетевого принципа распространения услуг: По главным особенностям услуг, технологии производства, принципам организационного построения, зависимости предложения от спроса, а также инфраструктурному характеру связь и информатика близки, что является материально-технической основой объединения этих секторов экономической деятельности.

Невещественный характер создаваемой и передаваемой информации, а также услуг как результата деятельности определяет специфику факторов производства, в которых отсутствуют сырье и основные материалы. В условиях мультисервисности конвергентных сетей мобильной и фиксированной связи, бизнес-процессы предоставления ИКУ осуществляются в виртуальной среде при ограниченной ресурсной составляющей.

До появления технологий пакетной коммутации и применения IP-технологий, задачами операторов связи являлись оказание возрастающей номенклатуры услуг по видам связи и развитие терминальной сети доступа (телефон проводной, радио и мобильной связи, таксофон), установка АТ и ПД телевизор, радиоприемник, персональный компьютер, пункт коллективного доступа). Возможность оказания пакета услуг на одной и той же универсальной инфраструктуре на базе IP-технологий и единого конвергентного терминала способствует повышению эффективности использования оборудования и инфокоммуникационного сервиса, оказанию пакета услуг по единому тарифу.

Такая особенность производства телекоммуникационных и информационных услуг как неотделимость от источника информации и потребителя диктовала необходимость обеспечения развитой сети доступа по видам связи, стандартизации технических нормативов и норм качества, оплаты завершенной услуги на конечном этапе или авансирования ее стоимости на начальном. Конвергенция вычислительных и телекоммуникационных сетей, а также конкурентная основа роста их числа и взаимодействия в условиях контент-агрега-

ции информации на этапах обработки, накопления и распределения, ведут к разделению процесса производства по этапам (услуги присоединения, пропуска трафика, исходящие, входящие услуги мобильной связи на своих сетях и сетях фиксированной телефонной связи) и формированию тарифов за услуги по отдельным этапам или частям производственного процесса.

Глубина и масштабность внедрения ИКТ в бизнес-процессы способствуют переходу от двустороннего характера передачи информации (инициатор и получатель) к многозвенному, когда между оператором связи и клиентом появляются провайдеры, системные интеграторы, формирующие сервисную среду производства ИКУ. Это ведет к тому, что сетевой принцип построения остается за инфоком-муникационной инфраструктурой, а сервис может не иметь сети доступа и строится по другим организационным формам.

Развитие связи в целях более полного удовлетворения пользователей было направлено на создание новых услуг прогрессивных видов связи, заменяющих менее качественные услуги. НТП в сфере инфокоммуникаций стимулирует полную заменяемость (макрогенерацию) услуг (письма, телеграммы на электронные письма, факсимильные сообщения, SMS), конвергенция услуг различных секторов экономики на основе ИКТ дополняет этот процесс, а широкополосный доступ позволяет реально предоставлять пользователю возможность выбора услуг.

Создание контент-продукции и высокие технологий глобальных инфокоммуникационных сетей, функционирующих в реальном времени, снижают влияние неравномерности спроса деловых и частных клиентов на предложение услуг и объемы производственных ресурсов. Мультисервисность, пакетная форма, единая платформа оказания услуг связи и информационных технологий, новые технологии типа WEB-2.0, Telecom-2.0 кардинально изменяют роль пользователя в процессе производства услуг, сначала в интерактивном режиме корректирующих набор услуг, затем участвующих в процессе создания инфокоммуникационных услуг.

Эволюция и трансформация специфических свойств инфокоммуникационных услуг обуславливает трансформацию экономической науки относительно сущности продукта, экономических отношений в процессе его производства и потребления, используемых производственных ресурсов, их эффективного использования и распределения.

Обобщая индивидуальные особенности услуг связи и информационных услуг по видам и формам, можно утверждать, что до эпохи конвергенции они являлись монопродуктом, а распределение производственных ресурсов было одномерным (почтовые сети — для пе-

_ Исгогьзование и оаспоеделение _

Предложение услуг производственных ресурсов Производство и реализуя услуг

Е димила я услуга монопродукт Одномерное соответствие сетей видам связи Едина я сеть производства и реализации

Пакет услуг мультапродукт Многомерное использование сетевых ресурсов Р азделение гроизводства и реализации услуг

Интерактивность участия потребителя в производстве услуг Использование сетей другими операторами, в т.ч. виртуальными Многомерность производства, частников рыкка, разные бизнес-модели

Рис. 3. Экономические последствия конвергенционного развития инфокоммуникаций

ресылки почтовых отправлений, телефонные сети — для передачи телефонных сообщений, телерадиовещательные сети — программ радио и телевидения, информационные сети — передачи информации).

В условиях конвергенции связи и информатики, распространения ИКТ, цифровых систем передачи информации по IP-протоколу процесс производства и использования ресурсов становится многомерным, а продукт — мультиуслугой, интенсивность сетевых ресурсов повышается за счет их использования не собственниками сетей, а другими операторами (рис. 3).

Экономической основой инфокоммуникаций является многомерность процессов производства и потребления, для которых характерны:

— взаимодействие операторов различных видов связи и информационного обслуживания в процессе оказания услуг одному клиенту;

— расширение участников рынка инфокоммуникационных услуг за счет появления посредников: (контент-операторов, системных интеграторов) и интеграции с производителями оборудования;

— возникновение виртуальных операторов инфокоммуникаций, высокая эффективность работы которых определяется малым объемом собственных ресурсов и широким использованием сетей связи общего пользования или других операторов;

— реальное разделение производства и потребления инфокоммуникационных услуг на две сферы, обусловленные различием их функции: организационно-техническая платформа обеспечивает процессы обработки, накопления, распределения, коммутации и передачи информации, объединяет в себе местные и магистральные сети, узлы приема и передачи сообщений, космические спутники; сервисная платформа обеспечивает обслуживание клиентов, прием и доставку услуг непосредственно пользователям. Функционирование обеих платформ все более различается организационными структурами, бизнес-процессами, характером НТП, закономерностями развития и вызывает необходимость использования для управления различных подходов и бизнес-моделей;

— изменение роли пользователя, который из пассивного клиента превращается в активного потребителя, имеющего интерактив-

ную обратную связь с производителем услуг и участвующего в процессе производства инфокоммуникационных услуг на основе IP-технологий (услуги мобильного, телевизионного и информационного контента).

Многономенклатурность, мультисервисность, пакетная форма услуг требуют комплексного учета факторов спроса и предложения для прогнозирования объемов услуг в условиях конвергенции и макрогенерации. Появление новых участников производства ИКУ и рынка их реализации, выделение сервисной сферы инфокоммуникаций и повышение роли пользователей в процессах производства ИКУ и информационного обмена диктуют необходимость обоснования новых бизнес-моделей при передаче информации (трафика) с учетом затрат и результатов всех участников рынка. Широкополосный доступ к ИКУ переводит прогнозирование спроса и предложения из количественного предвидения единичных услуг, терминалов и абонентов в плоскость укрупненных расчетных единиц и комплексной оценки объемов пакетного сервиса, числа конвергентных сетей и терминалов.

Литература

1. Васильев В.В., Кузовкова ТА Инфокоммуникационные технологии и информациональная экономика. — М.: Палеотип, 2005. — 268 с.

2. Варакин Л.Е Информационно-экономический закон. Взаимосвязь инфокоммуникационной инфраструктуры и экономики. — М.: МАС, 2006.

— 106 с.

3. Голышко АА Источники и составные части реконструкции отрасли связи//Электросвязь. — 2007. — № 2. — С. 2-6.

4. Кузовкова ТА Индикаторы отраслевого развития в условиях конвергенции связи и информатики//Электросвязь. — 2001. — № 2. — С. 25-28.

5. Мардер С.Н. Смена парадигмы телекоммуникаций и семиуровневая модель взаимодействия открытых систем//Электросвязь. — 2007. — № 2.

— С. 9-10.

6. Рейман ЛД Закономерности функционирования и регулирования инфокоммуникаций. — М.: Научная книга, 2003. — 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.