001: 10.17803/1729-5920.2022.186.5.089-097
В. А. Процевский*, Е. В. Горлов**, С. А. Запорожец***
Влияние конституционных норм-принципов на конституционную экономику
Аннотация. В научной работе рассмотрены проблемы конституционно-правового регулирования в сфере экономики России, исследован и обоснован тезис о том, что Конституция Российской Федерации определяет существенные черты экономики. С одной стороны, от состояния экономики зависит эффективность действия конституционных правовых норм, а с другой стороны, обеспечить результативность экономики возможно только через конституционные нормы (нормы-принципы).
В работе рассматривается генезис конституционного правового регулирования в сфере экономических отношений. Проанализированы нормы-принципы, закрепленные в советских конституциях. Основы экономической системы в советский период характеризовались отсутствием права частной собственности, свободной конкуренции и других экономических принципов. Провозглашение в двадцатых годах XX в. новой экономической политики повлекло становление и развитие частноправовых тенденций. Многие ее сторонники в тридцатые годы XX столетия подвергались репрессиям. Принятие новой Конституции в 1993 г. привело к появлению новых направлений в общественном развитии и формированию принципов в правовом регулировании в экономической сфере. Основополагающие принципы Конституции РФ обладают наиболее мощной силой влияния на развитие рыночных отношений. Они определяют эффективность государственного строя, государственное регулирование экономики, устанавливают экономические и социальные функции государства. Определены место и роль конституционной экономики в системе правовой действительности России. Конституционные основы государства рассмотрены в качестве элементов правовой реальности. Отмечается неуклонное расширение предмета конституционного регулирования в аспекте экономических отношений. Конституция не просто задает общие стандарты регулирования и развития хозяйственной сферы, а воздействует на нормы других отраслей права так, что они приобретают конституционно-правовое содержание и должны истолковываться в свете конституционных ценностей.
Ключевые слова: конституционная экономика; новая экономическая политика; правоотношения в сфере экономики; экономическая конституция; конституция; конституционные нормы-принципы; межотраслевые принципы; предмет правового регулирования; метод правового регулирования; конституционные права и свободы; конституционный строй государства.
© Процевский В. А., Горлов Е. В., Запорожец С. А., 2022
* Процевский Виктор Александрович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Гражданское право и процесс» Юридического института Севастопольского государственного университета Университетская ул., д. 33, г. Севастополь, Россия, 299053 viktorprocevskij@gmail.com
** Горлов Евгений Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Конституционное и административное право» Юридического института Севастопольского государственного университета
Университетская ул., д. 33, г. Севастополь, Россия, 299053 evgorlov@sevsu.ru
*** Запорожец Сергей Андреевич, кандидат политических наук, доцент кафедры «Конституционное и административное право» Юридического института Севастопольского государственного университета Университетская ул., д. 33, г. Севастополь, Россия, 299053 sazaporozhets@sevsu.ru
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО JUS PUBLICUM
Для цитирования: Процевский В. А., Горлов Е. В., Запорожец С. А. Влияние конституционных норм-принципов на конституционную экономику // Lex russica. — 2022. — Т. 75. — № 5. — С. 89-97. — DOI: 10.17803/1729-5920.2022.186.5.089-097.
The Impact of Constitutional Norms and Principles on Constitutional Economics
Viktor A. Protsevskiy, Dr. Sci. (Law), Professor, Professor, Department of Civil Law and Procedure, Law
Institute, Sevastopol State University
ul. Universitetskaya, d. 33, Sevastopol, Russia, 299053
viktorprocevskij@gmail.com
Evgeniy V. Gorlov, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Law Institute, Sevastopol State University ul. Universitetskaya, d. 33, Sevastopol, Russia, 299053 evgorlov@sevsu.ru
Sergey A. Zaporozhets, Cand. Sci. (Politics), Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Law Institute, Sevastopol State University ul. Universitetskaya, d. 33, Sevastopol, Russia, 299053 sazaporozhets@sevsu.ru
Abstract. The paper considers the problems of constitutional and legal regulation in the sphere of the Russian economy; the thesis that the Constitution of the Russian Federation defines the essential features of the economy is investigated and substantiated. On the one hand, the effectiveness of constitutional legal norms depends on the state of the economy, and on the other hand, it is possible to ensure the effectiveness of the economy only through constitutional norms (norms-principles).
The paper examines the genesis of constitutional legal regulation in the field of economic relations. The norms and principles enshrined in the Soviet constitutions are analyzed. The foundations of the economic system in the Soviet period were characterized by the absence of private property rights, free competition and other economic principles. Proclamation of the new economic policy in the 20s of the 20th century entailed the formation and development of private law trends. Many of its supporters were subjected to repression in the 30s of the 20th century. The adoption of the new Constitution in 1993 led to the emergence of new directions in social development and the formation of principles in legal regulation in the economic sphere. The fundamental principles of the Constitution of the Russian Federation have the most powerful influence on the development of market relations. They determine the effectiveness of the state system, state regulation of the economy, establish the economic and social functions of the state. The place and role of the constitutional economy in the system of legal reality of Russia are determined. The constitutional foundations of the state are considered as elements of legal reality. The steady expansion of the subject of constitutional regulation in the aspect of economic relations is noted. The Constitution does not just set general standards for the regulation and development of the economic sphere, but influences the norms of other branches of law in such a way that they acquire constitutional and legal content and should be interpreted in the light of constitutional values.
Keywords: constitutional economics; new economic policy; legal relations in the field of economics; economic constitution; constitution; constitutional norms-principles; intersectoral principles; subject of legal regulation; method of legal regulation; constitutional rights and freedoms; constitutional system of the state. Cite as: Protsevskiy VA, Gorlov EV, Zaporozhets SA. Vliyanie konstitutsionnykh norm-printsipov na konstitutsionnuyu ekonomiku [The Impact of Constitutional Norms and Principles on Constitutional Economics]. Lex russica. 2022;75(5):89-97. DOI: 10.17803/1729-5920.2022.186.5.089-097. (In Russ., abstract in Eng.).
Стабильность функционирования общества не может быть обеспечена без решения важнейших экономических проблем на основе конституционных принципов. Конституционное право посредством закрепления норм-прин-
ципов регулирует основы организации экономической жизни государства, устанавливает основные тенденции развития экономических общественных отношений. В последний период времени наблюдается возрастание влияния
на общественные отношения рыночных механизмов регулирования. Рассмотрения требует проблема определения границ конституционно-правового регулирования в экономической сфере. Современный экономический кризис потребовал усиления мер государственно-правового воздействия, направленных на изменение акцентов в регулировании рыночных отношений и в распределении национального богатства. Эти изменения коснулись соотношения частной и публичной собственности, вопросов национализации и др. На решение этой задачи направлено дальнейшее развитие учения о конституционной экономике.
Учение о конституционной экономике постепенно занимает одно из фундаментальных и определяющих мест в российской науке конституционного права. Выйдя из исследовательской среды западных экономистов, в Российской Федерации данное учение привлекает прежде всего ученых в сфере конституционного права. Научное понятие, которое предложил Ричард Маккензи, получило широкое обсуждение на конференции в Вашингтоне, посвященной вопросам влияния проблем экономики на конституционный строй государства и общества.
Однако одним из первых основателей направления конституционной экономики считается американский ученый и нобелевский лауреат Джеймс Бьюкенен, который определил данное учение: «Конституционная экономика — это исследовательская программа, которая направлена на изучение действующих характеристик правил и институтов, в пределах которых взаимодействуют индивиды, а также процессов, путем которых эти правила и институты избираются или возникают»1. Необходимо отметить, что термин «конституция» в привычном понимании, как основного закона государства, был использован Дж. Бьюкененом в несколько ином смысловом аспекте: не только в качестве основного закона страны, но и в значении принципов функционирования экономического механизма в согласованности с правами и свободами человека. Иными словами, учение о конституционной экономике рассматривает один из путей организации экономической сферы, который направлен на достижение более рационального способа использования
экономических ресурсов. Конституционная экономика влияет на проникновение в суть экономических явлений посредством закрепления правовых норм-принципов, на основе которых осуществляется воздействие конституционно-правового регулирования социально значимых отношений в сфере экономики.
Конституционная экономика направлена прежде всего на осуществление взаимодействия отраслевых конституционных и межотраслевых правовых институтов с экономическими процессами, происходящими в обществе. В странах, где право и экономика плодотворно взаимодействуют, конституционная экономика получает стабильное развитие. Если государство в недостаточной мере оказывает влияние на правовое регулирование общественных отношений в сфере экономики, то это неуклонно ведет к неравномерному распределению национального богатства.
В то время, когда это понятие было впервые определено зарубежными учеными-экономистами, научная школа конституционной экономики получила распространение и в России. Начало XXI в. ознаменовалось выходом в свет научных работ в этой области таких ученых, как: О. Е. Кутафин, В. А. Мау, П. Д. Баренбойм. Последний отмечал, что «без знания и понимания конституционной экономики современный юрист-конституционалист будет не в состоянии дать юридический анализ»2.
Не требует дополнительных доказательств вывод о зависимости социально-экономического развития государства от эффективности применения конституционных норм-принципов. Эта взаимообусловленность и обеспечила формирование конституционной экономики в качестве междисциплинарного научного направления. Отсутствие правового анализа конституционных норм-принципов затрудняет реализацию экономической политики и дальнейшее развитие соответствующих общественных отношений.
Вследствие рассмотренного понимания конституционной экономики нам необходимо обратить внимание на конституционные нормы-принципы, содержащие правила поведения, закрепляющие исходные начала права. Они указывают на важнейшие направления
1 Buchanan J. M. The Domain of Constitutional Economics // Constitutional Political Economy. 1990. Vol. 1. № 1. P. 1-16.
2 Баренбойм П. Д. Конституционная экономика: двадцать пять лет в мире и десять в России // Законо-
дательство и экономика. 2007. № 6.
правового регулирования, что и определяет их функциональное предназначение. Вместе с тем они непосредственно не регулируют права и обязанности субъектов права. Следовательно, принцип права представляет собой правовую норму, несущую в себе определенную характеристику исходной нормы, которая составляет первооснову правовой системы и направлена на правовое регулирование общественных отношений. Что касается конституционных норм-принципов, то они более многогранны, чем иные (например, межотраслевые и др.), и несут, как правило, не только правовую, но и политическую нагрузку. Последние оказывают значительное воздействие на развитие рыночных отношений, эффективность государственного регулирования социальных и экономических функций, что обеспечивает экономическую рациональность и достижения высших конституционных ценностей. Конституционные нормы-принципы и конституционная ценность соотносятся как форма и содержание. Принятие новых конституционных норм и принципов основывается на примате соответствующих конституционных ценностей.
Как отмечает В. В. Комарова, «современные системы конституционного права позволяют разрешить частные юридические парадоксы с помощью конституционных норм-принципов»3. В свою очередь, конституционная экономика предусматривает прежде всего наличие в конституции и конституционном законодательстве системы норм-принципов, которые комплексно и достаточно полно закрепляют основы экономической системы. Целью статьи является исследование содержания норм-принципов сквозь призму учения о конституционной экономике, которое рассматривает проведение анализа правового регулирования экономических отношений с точки зрения конституционности.
Основу государственного регулирования составляет система конституционных норм-принципов, благодаря которым осуществляется регламентация общественных экономических отношений, что и определяет в конечном счете
конституционную экономику и обеспечивает экономическое развитие государства, а также эффективность функционирования экономики. Конституционные нормы-принципы призваны оказывать регулирующее воздействие на общественные экономические отношения, формировать закономерности общественного развития, определять экономическую модель общества, соответствующий уровень развития экономики в государстве.
Конституционное регулирование сферы экономических отношений впервые было определено в Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 10 июля 1918 г.4, которая закрепила основы социалистического регулирования экономики.
Нормы-принципы, подлежащие исследованию через призму конституционной экономики, нашли свое отражение в следующих конституционно-правовых нормах:
— земельный фонд признается достоянием всего советского народа, а частная собственность на него отменяется (п. «а» ст. 3);
— транспорт и средства производства переходят в общенародную собственность (п. «в» ст. 3);
— все банки переходят в собственность рабоче-крестьянского государства (п. «д» ст. 3);
— запрещается право частной собственности (ст. 79).
По своему характеру Конституция РСФСР от 10.07.1918 является учредительной. Следовательно, и нормы-принципы, касающиеся в том числе сферы экономики, имеют соответствующее содержание, прежде всего указывающее на режим права собственности. В Конституции РСФСР от 10.07.1918 утверждается огосударствление практически всех объектов права собственности, исключая при этом право частной собственности и на личное имущество граждан. Для конституционной экономики данные нормы-принципы интересны тем, что они легализовали невиданный ранее правовой режим хозяйствования, полностью подчиненный народному интересу, и нивелировали интерес частный.
Комарова В. В. Правовое закрепление конституционной экономики в современной России: опыт сравнительного исследования // Ежегодник конституционной экономики. 2018 / отв. ред. С. А. Авакьян,
П. Д. Баренбойм, В. В. Комарова ; сост. П. Д. Баренбойм. М. : ЛУМ, 2018. С. 99-120. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10.07.1918 // Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М. : Политиздат, 1987.
3
4
Конституция Союза Советских Социалистических Республик, принятая 31 января 1924 г.5, в период новой экономической политики практически не отобразила фундаментальных положений, касающихся регулирования экономических отношений.
Следует отметить, что главной задачей Конституции СССР от 31.01.1924 было закрепление объединения советских республик. Регулирование экономических отношений переводилось на уровень иных нормативных правовых актов. Из содержания указанных положений Конституции СССР от 31.01.1924 можно разве что выделить продолжение линии, обозначенной в предыдущем Основном Законе, в экономическом отношении направленной на огосударствление отношений собственности.
Анализируя содержание Конституции СССР от 05.12.19366, можно обратить внимание на широкое закрепление норм-принципов:
— экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства (ст. 4);
— земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, совхозы, машинно-тракторные станции и др., а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд признаются общенародными (ст. 6);
— допускается мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда (ст. 9);
— право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, равно как право наследования личной собственности граждан, охраняются законом (ст. 10);
— хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом (ст. 11);
— лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа (ст. 131).
Если Конституция РСФСР от 10.07.1918 носила исключительно учредительный характер, то нормы-принципы Конституции СССР от 05.12.1936, кроме подтверждения ранее закрепленных истин социалистической экономики, впервые установили регулятивный механизм ее осуществления. Появились новые понятия, связанные с собственностью (всенародное достояние и др.); обновились способы осуществления права собственности в советской системе хозяйствования (определение и направление хозяйственной жизни СССР государственным народно-хозяйственным планом); отношение государства к посягательствам на собственность социалистического государства. Изменилось отношение к лицам, которые посягали на экономическую основу общества, а именно на социалистическую собственность.
Нормы-принципы Конституции СССР от 05.12.1936, учитывая некоторые успехи новой экономической политики, регулировали наличие трудовых доходов, основанных на личном труде крестьян и кустарей, полученных от ведения мелкого частного и единоличного хозяйства. При этом необходимо понимать, что осуществление такого личного хозяйствования должно было подчиняться всеобщему интересу и вписываться в государственный народно-хозяйственный план.
В Конституции СССР от 05.12.1936 в незначительном объеме было закреплено право граждан на личную собственность, которая не признавалась в качестве частной.
В целях дальнейшего изучения понятия конституционной экономики рассмотренные нормы-принципы, зафиксированные в Конституции СССР от 05.12.1936, интересны тем, что в них установлен регулятивный механизм работы системы хозяйствования, который основывался на необходимости сохранения и увеличения объема общественного богатства, культурного и материального благосостояния советского народа.
В Конституции СССР, утвержденной 7 октября 1977 г.7, нормы-принципы в экономической сфере сформулированы во второй главе,
5 Конституция Союза Советских Социалистических Республик, принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 06.07.1923 и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31.01.1924 // Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Указ. соч.
6 Конституция Союза Советских Социалистических Республик, утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 05.12.1936 // Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Указ. соч.
7 Конституция Союза Советских Социалистических Республик, принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 07.10.1977 // Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Указ. соч.
которая называется «Экономическая система общества». Эти нормы-принципы закрепляют:
— основу экономической системы СССР (ст. 10);
— государственную собственность — общее достояние всего советского народа, основную форму социалистической собственности (ст. 11);
— средства производства — собственность колхозов и других кооперативных организаций, их объединений. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование. Государство способствует и поощряет действия, направленные на сближение колхозно-кооперативной собственности с государственной (ст. 12);
— руководство экономикой на основе государственных планов экономического и социального развития. Союзное управление экономикой допускало хозяйственную самостоятельность и инициативу предприятий (ст. 16);
— трудовую деятельность, основанную исключительно на личном труде граждан и членов их семей (ст. 17).
Помимо прав и свобод граждан, в Конституции СССР от 07.10.1977 закреплялись и обязанности в экономической сфере, а именно: гражданин СССР обязан бережно относиться к социалистической собственности (ст. 61).
Данные положения во многом повторяют нормы-принципы Конституции СССР от 05.12.1936. Однако важным отличием является их помещение в специальный раздел Основного Закона, что, кроме регулирующего эффекта, выделяет в рамках Конституции СССР от 07.10.1977 так называемую экономическую конституцию, т.е. структурирование норм-принципов, касающихся экономических отношений в одном разделе. Будучи первой экономической конституцией, Конституция СССР от 07.10.1977 переосмысляет характер советской экономики, беря за основу не только задачи государственного строительства, но и «наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей» (ст. 15). Кроме того, из содержания норм-принципов было исключено положение о признании врагами народа тех лиц, которые посягают на социалистическую собственность. Теперь такие лица должны были отвечать исключительно по закону.
Действующая Конституция РФ от 12.12.19938 определила положение о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2), а «политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека» (ст. 7). Это фундаментальное положение в корне изменило содержание норм-принципов, которые регулируют экономические отношения в части закрепления и соблюдения прав и свобод человека, которые являются наивысшей ценностью и предполагают защиту права частной собственности и независимых от исключительно государственных задач способов ведения хозяйственной деятельности. Конституция РФ от 12.12.1993 отобразила следующее:
— земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9);
— право частной собственности охраняется законом (ст. 35);
— граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю и другие природные ресурсы (ст. 36).
В Конституции РФ от 12.12.1993 через закрепление в ней норм-принципов была предпринята попытка сформировать основу для более эффективного функционирования рыночной экономики через приоритет частной собственности и подчинить основополагающей идее неукоснительного соблюдения прав и свобод человека, а также их защиты. Такие нормы-принципы посвящены экономической свободе, использованию своих способностей, распоряжению имуществом по своему усмотрению для занятия не запрещенной законом предпринимательской деятельности, свободе конкуренции, охране и защите частной собственности, ограничению монополизации.
В свою очередь, если рассматривать содержание приведенных норм-принципов через учение о конституционной экономике, то очевидной станет следующая проблема. В отличие от Конституции СССР от 07.10.1977, действующий Основной Закон РФ отказывается от целостной экономической конституции, «разбрасывая» нормы-принципы в сфере экономических отношений по двум главам, одна из которых посвящена основам конституционного строя, а другая — правам человека и гражда-
8 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
нина. Объяснение этому можно найти в преамбуле Конституции РФ от 12.12.1993, где в одном предложении зафиксированы сложные для практической реализации базовые идеи Основного Закона: «утверждение прав и свобод человека и обеспечение гражданского мира и согласия».
Как справедливо указывает В. В. Комарова, «несмотря на то, что экономические, социальные интересы различных групп населения могут и не совпадать, императивом Основного Закона остается взаимосогласование даже противоречивых конституционных ценностей»9. И действительно, понимая сущность рыночных экономических отношений, ни под каким углом зрения нельзя утверждать, что при капиталистической системе хозяйствования может обеспечиваться согласие среди всех слоев населения. Последнего можно достичь исключительно путем нивелирования конкурентных начал экономической деятельности частных собственников. Именно исходя из данного фундаментального противоречия и происходит отсутствие целостного понимания сути экономических отношений в России, и именно поэтому в действующем Основном Законе оказалось невозможным создать экономическую конституцию. Как писал один из основателей учения о конституционной экономике в России О. Е. Кутафин, «в качестве доктрины государственного строительства государственный строй должен отвечать такому требованию, как обеспечение основных прав человека, и прежде всего права частной собственности»10. Развивая это утверждение, Н. С. Бондарь указывал: «В то время как конституционная экономика предназначена отражать статику, в том числе и конституционные характеристики, конституционный идеал экономической системы, то конституционализация — динамику, правовое развитие социально-экономических процессов на основе и в соответствии с ценностями современного конституционализма, процесс движения к конституционной экономической организации государственности»11.
Рассмотрение норм-принципов в сфере конституционной экономики позволяет сделать выводы об их содержании в различных типах экономических систем. Нормы-принципы со-
ветских конституций в своем содержании отобразили идеи использования национальных богатств в общих интересах; социальную функцию собственности, функцию служения общему благу при реализации права собственности; социальную функцию различных объектов собственности; общенародное планирование экономического развития. При этом можно проследить эволюцию советских конституций по характеру и способу закрепления в них соответствующих правовых предписаний. Если Конституция РСФСР от 10.07.1918 и Конституция СССР от 31.01.1924 носили учредительный характер, а Конституция СССР от 05.12.1936 — регулятивный, то Конституцию СССР от 07.10.1977 можно в полной мере назвать экономической конституцией. Закрепленная в конституционных нормах-принципах экономика развитого социализма справедливо считалась эффективной с точки зрения правовой реализации государственных и социально-экономических интересов. Действительно, в советском обществе не существовало безработицы, значительных экономических кризисов, а также были стабильными отрасли народного хозяйства.
В отличие от вышеперечисленных советских конституций, Конституция РФ от 12.12.1993 установила конституционные начала рыночной экономики. Содержание норм-принципов Конституции РФ от 12.12.1993 в сфере экономики отображает определяющие положения об экономической свободе. Обоснованность правовых предписаний, закрепленных в Конституции РФ от 12.12.1993, не повлекла завершения формирования конституционной экономики в нашей стране.
Деятельность Конституционного Суда направлена на сохранение и поддержание конституционных основ, которые закреплены, как правило, в соответствующих нормах-принципах, определяющих сущность конституционной экономики. Поскольку экономические принципы, включенные в текст Конституции, носят чаще всего абстрактный характер, постольку очень важно руководствоваться легальным их толкованием, которое осуществляется государственным органом конституционной юрисдикции. Нормативные правовые акты не могут противоречить Конституции, и поэтому именно
9 Комарова В. В. Указ. соч. С. 99-120.
10 Кутафин О. Е. Российский конституционализм. М. : Норма, 2008. 544 с.
11 Бондарь Н. С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). М., 2006. С. 8.
благодаря постановлениям Конституционного Суда обеспечивается порядок в законодательстве страны.
Решающее значение конституционных норм-принципов было зафиксировано в постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.1993 № 1-П, в котором было отражено важное положение о том, что «общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права»12. Можно констатировать тот факт, что через нормы-принципы конституционное право оказывает воздействие на всю систему права РФ. Следовательно, основные экономические права успешно реализуются лишь в случае регулирования их всеми отраслями права.
В Конституции может закрепляться широкий спектр социально-экономических прав и свобод, соответствующие рычаги рыночной экономики. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений должно учитывать междисциплинарный подход, направленный на решение этой проблемы. Применение норм-принципов в сфере конституционного права к проблемам экономического развития позволит обеспечить эффективность экономической деятельности общества. Содержание конституционной модели раскрывается благодаря использованию междисциплинарных приемов воздействия на экономические отношения. Практическая реализация этого утверждения зависит от качественного отражения их в отраслевом регулировании. Это, несомненно, отразится на усилении конституционного воздействия на отраслевое правовое регулирование соответствующих групп общественных отношений. Отраслевые правовые нормы приобретают конституционное значение.
Однако изложенное не позволяет утверждать, что нормы-принципы, касающиеся экономических отношений в действующем Основном Законе РФ, составляют экономическую конституцию государства. Следует обратить внимание на внесение необходимых изменений в федеральные законы России, проанализировать практику применения последних, которые нуждаются в корректировке, что непосредственно
связано с их несоответствием основным положениям конституционной экономики.
Их раздробленность, а также несогласованность одной из ведущих идей Конституции РФ от 12.12.1993 об утверждении прав и свобод человека и обеспечении гражданского мира и согласия подтверждает тот факт, что учение о конституционной экономике на момент принятия Основного Закона РФ было еще недостаточно разработано. Вместе с тем современное развитие данного учения создает перспективу в ближайшем будущем, при должном внимании к изучению этой проблемы, содержания конституционных норм-принципов в сфере экономики, разработать для эффективного регулирования общественных экономических отношений актуальную экономическую конституцию государства. Разработка последней, несомненно, усилит результативность и эффективность экономической системы, что обеспечит дальнейшее совершенствование государственной политики, направленной на реализацию экономического потенциала России. Среди ученых нет однозначного подхода к пониманию экономической конституции в связи с тем, что этот термин используется специалистами различных социально-гуманитарных направлений. Считаем, что экономическая конституция должна закрепить определенную модель современной экономики. Экономическую конституцию, на наш взгляд, нужно трактовать как совокупность взаимообусловленных конституционных норм, прежде всего норм-принципов, оказывающих регулирующее воздействие на общественные экономические отношения. Экономическая конституция должна отразить современное состояние правовой и экономической систем общества на основе дальнейшего совершенствования конституционных норм-принципов, направленных на обеспечение должного регулирования общественных отношений в экономической сфере, с целью модернизации юридического механизма для обеспечения адекватного функционирования экономических законов. Структура и содержание такого нормативного правового акта являются предметом дальнейшего научного исследования.
12 Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1993 № 1-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и постановления Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда РФ, регулирующих данные вопросы» // Ведомости Конституционного Суда РФ. 1993. № 2-3. С. 56.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Баренбойм П. Д. Конституционная экономика: двадцать пять лет в мире и десять в России // Законодательство и экономика. — 2007. — № 6.
2. Бондарь Н. С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). — М., 2006.
3. Комарова В. В. Правовое закрепление конституционной экономики в современной России: опыт сравнительного исследования // Ежегодник конституционной экономики. 2018 / отв. ред. С. А. Авакьян, П. Д. Баренбойм, В. В. Комарова ; сост. П. Д. Баренбойм. — М. : ЛУМ, 2018. — С. 99-120.
4. Кутафин О. Е. Российский конституционализм. — М. : Норма, 2008. — 544 с.
5. Buchanan J. M. The Domain of Constitutional Economics // Constitutional Political Economy. — 1990. — Vol. 1. — № 1. — P. 1-16.
1. Barenboim PD. Konstitutsionnaya ekonomika: dvadtsat pyat let v mire i desyat v Rossii [Constitutional economy: Twenty-five years in the world and ten in Russia]. Zakonodatelstvo i ekonomika [Legislation and Economics]. 2007;6. (In Russ.).
2. Bondar NS. Konstitutsionalizatsiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya rossiyskoy gosudarstvennosti (v kontekste resheniy Konstitutsionnogo Suda RF) [Constitutionalization of socio-economic development of the Russian state (in the context of decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation)]. Moscow; 2006. (In Russ.).
3. Komarova VV. Pravovoe zakreplenie konstitutsionnoy ekonomiki v sovremennoy Rossii: opyt sravnitelnogo issledovaniya [Legal consolidation of the constitutional economy in modern Russia: Comparative research experience]. Ezhegodnik konstitutsionnoy ekonomiki. 2018 [Yearbook of Constitutional Economics. 2018]. Avakyan SA, Berenboym PD, Komarova VV, editors. Moscow: LUM Publ.; 2018. P. 99-120. (In Russ.).
4. Kutafin OE. Rossiyskiy konstitutsionalizm [Russian constitutionalism]. Moscow: Norma Publ.; 2008. (In Russ.).
5. Buchanan JM. The Domain of Constitutional Economics. Constitutional Political Economy. 1990;1(1):1-16.
Материал поступил в редакцию 7 февраля 2022 г.
REFERENCES