Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1094
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРИНЦИП ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ / CONSTITUTION / ECONOMIC SPHERE / FOUNDATIONS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM / ECONOMIC RIGHTS / MARKET ECONOMY / STATE REGULATION / THE PRINCIPLE OF PROPORTIONALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Наталья Константиновна, Агеева Ирина Михайловна

В статье исследуется конституционная модель регулирования экономических отношений в Российской Федерации. Обосновывается важность положений Конституции России, регулирующих экономическую сферу. Указываются основные модели конституционного регулирования экономических отношений на примере зарубежных государств и обосновывается взаимозависимость конституционного регулирования и типа экономики государства. Делается попытка проанализировать положительные и отрицательные стороны такого регулирования в нашей стране. Отмечаются некоторые недостатки, устранение которых могло бы положительно сказаться на состоянии правового регулирования в этой сфере. Обращается внимание на то, что последние поправки в Конституцию РФ не решили проблем в этой области и необходимость совершенствования конституционных норм в указанной сфере остается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL REGULATION OF ECONOMIC RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the constitutional model of regulation of economic relations in the Russian Federation. The importance of the constitutional provisions governing the economic sphere is substantiated. The main models of constitutional regulation of economic relations are indicated on the example of foreign states and the interdependence of constitutional regulation and the type of state economy is substantiated. An attempt is made to analyze the positive and negative aspects of such regulation in our country. Some shortcomings are noted, the elimination of which could have a positive effect on the state of legal regulation in this area. Attention is drawn to the fact that the latest amendments to the Constitution did not solve the problems in this area and the need to improve the constitutional norms in this area remains.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Семенова Н. К., Агеева И. М. Конституционное регулирование экономических отношений в Российской Федерации // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). C. 74-79.

Semenova N. K., Ageeva I. M. Constitutional regulation of economic relations in the Russian Federation. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2020. No. 3 (87). Pp. 74-79. (In Russ.)

УДК 342.4

Н. К. Семенова, И. М. Агеева

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Калуга, Россия

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Семенова Наталья Константиновна — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Юриспруденция» Института истории и права.

E-mail: nikinata@rambler.ru

Агеева Ирина Михайловна — студентка 3-го курса магистратуры Института истории и

права.

E-mail: ageewa. irina2018@yandex. ru

В статье исследуется конституционная модель регулирования экономических отношений в Российской Федерации. Обосновывается важность положений Конституции России, регулирующих экономическую сферу. Указываются основные модели конституционного регулирования экономических отношений на примере зарубежных государств и обосновывается взаимозависимость конституционного регулирования и типа экономики государства. Делается попытка проанализировать положительные и отрицательные стороны такого регулирования в нашей стране. Отмечаются некоторые недостатки, устранение которых могло бы положительно сказаться на состоянии правового регулирования в этой сфере. Обращается внимание на то, что последние поправки в Конституцию РФ не решили проблем в этой области и необходимость совершенствования конституционных норм в указанной сфере остается.

Ключевые слова: конституция, экономическая сфера, основы конституционного строя, экономические права, рыночная экономика, государственное регулирование, принцип пропорциональности.

N. K. Semenova, I. M. Ageeva

Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovski, Kaluga, Russia

CONSTITUTIONAL REGULATION OF ECONOMIC RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Semenova Natalia K. — Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Jurisprudence, Institute of History and Law.

Ageeva Irina M. — 3nd year Master Student, Institute of History and Law.

The article examines the constitutional model of regulation of economic relations in the Russian Federation. The importance of the constitutional provisions governing the economic sphere is substantiated. The main models of constitutional regulation of economic relations are indicated on the example of foreign states and the interdependence of constitutional regulation and the type of state economy is substantiated. An attempt is made to analyze the positive and negative aspects of such regulation in our coun-

try. Some shortcomings are noted, the élimination of which could have a positive effect on the state of legal régulation in this area. Attention is drawn to the fact that the latest amendments to the Constitution did not solve the problems in this area and the need to improve the constitutional norms in this area remains.

Keywords: constitution, economic sphere, foundations of the constitutional system, economic rights, market economy, state regulation, the principle of proportionality.

Современное государство немыслимо без конституции — документа, не только устанавливающего юридическими средствами организацию государственной власти, закрепляющего основные свободы индивида и границы вмешательства государства в них, но и определяющего идеалы и ценности конкретного общества. Среди законов и других правовых актов конституция выделяется наиболее высокой значимостью регулируемых ею общественных отношений, именно поэтому ее зачастую называют основным законом государства. Наряду с тем, что нормы конституции регулируют отношения между государством и личностью, основы организации и деятельности самого государства, они, являясь основополагающими, определяют функционирование политической, социальной и экономической сфер жизнедеятельности общества.

Анализируя конституционные положения, можно отметить, что значительное их количество регламентируют именно политические отношения, в то время как экономическим и социальным уделяется гораздо меньше внимания. Однако не следует недооценивать важность норм конституции, регулирующих именно эти вопросы, особенно когда речь идет о тех из них, которые касаются экономической сферы.

Это связано с тем, что экономическая составляющая оказывает во многом определяющее влияние и на политическое развитие государства, и на его социальную сферу. Однако при всей важности, нормы, закрепляющие основы экономической организации общества, не могут и не должны быть главенствующими положениями конституции, составляя одну из основ конституционного строя государства. В то же время именно качество конституционного регулирования экономики в значительной мере предопределяет эффективность развития государства во всех иных областях. При этом следует согласиться с мнением, что конституции посредством своих норм могут не только способствовать экономическому развитию государства, но и сдерживать его, сохраняя в неприкосновенности отжившие либо недейственные социально-экономические формы и отношения [3, с. 27]. Таким образом, нельзя недооценивать значение конституционного регулирования экономической сферы. В то же время объем и характер такого регулирования могут оказывать значительное влияние на данную сферу — как положительное, так и отрицательное. Второй вариант является нежелательным, в связи с чем при регулировании экономической сферы посредством конституции следует особо тщательно подходить к этому вопросу и выбирать наиболее приемлемые способы для конкретной страны.

Регулирование основ экономических отношений является традиционным для конституционного регулирования и включается в понятие «основы конституционного строя». Поэтому все ныне действующие конституции в той или иной степени затрагивают соответствующие вопросы. В подавляющем большинстве современных конституций закреплены вопросы собственности и отношение к ней государства, вопросы управления экономикой и, соответственно, роль государства в ней. Кроме того, к конституционному регулированию экономических отношений можно отнести нормы, закрепляющие роль труда в обществе, а также регламентирующие вопросы финансов государства (государственный бюджет, основы налогообложения, пенсионное обеспечение и государственные пособия). Иначе говоря, в конституциях находит отражение закрепление основ экономического строя, который, как известно, включает в себя следующие составляющие: финансы, налогообложение, банковскую систему, отношения собственности. При этом регулирование

экономических отношений посредством конституционных норм осуществляется неодинаковыми способами и в разном объеме [6, с. 183]. В конституциях зарубежных государств можно выделить две основные модели такого регулирования: первая, где оно осуществляется в общем порядке, без выделения указанной группы норм в отдельную главу. Таким образом соответствующие положения закреплены в Конституции США, конституционных актах Великобритании, Конституции Франции, Конституции КНР. Второй вариант — конституции, в которых выделяется отдельная глава, посвященная вопросам регулирования экономической системы государства. Таковыми являются, например, конституции Италии, где третья глава посвящена экономическим отношениям, Германии, в которой содержится глава десятая «Финансы», Испании, седьмой раздел которой посвящен экономике и финансам, а также конституции Португалии, Греции, Швейцарии, Перу, Бразилии, ЮАР и ряда других государств.

Содержание конституционного регулирования экономической системы безусловно зависит от того, какая модель экономики используется в конкретной стране. Исследователи-компаративисты обычно выделяют два типа конституций, в зависимости от типа хозяйствования и регулирования экономических отношений: капиталистические и социалистические. Можно говорить еще и о конституциях постсоциалистического типа, которые представляют собой переход от вторых и стремящихся к конституциям первого вида. Следует обратить внимание на то, что в современных условиях говорить об этих моделях в чистом виде уже не представляется возможным. Глобализация, результатом которой является взаимосвязанность и взаимозависимость государств [4, с. 9], привела к тому, что экономики не могут существовать изолированно друг от друга и, даже будучи полностью противоположными по своей сути, оказывают друг на друга воздействие, будучи вынужденными постоянно взаимодействовать. Указанные экономические процессы оказывают влияние на конституционные процессы в конкретных странах и, соответственно, получают закрепление в нормах конституций.

В Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) нормы, посвященные регулированию экономической сферы жизнедеятельности общества, сосредоточены в основном в первой и второй главах1.

В первой главе Конституции РФ закреплены экономические основы конституционного строя. Традиционно к ним относят положения ст. 8, в которой гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В ст. 8 Конституции РФ закрепляются также формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные, признаваемые и защищаемые в Российской Федерации равным образом. Указанные положения первой главы можно отнести к основополагающим принципам конституционного строя, служащим началами функционирования государства и общества. В то же время их можно определить как конституционную основу экономических отношений.

Во второй главе наряду с личными, политическими, социальными и культурными правами человека и гражданина закреплены основные экономические права. Они содержатся в положениях ст. 34, 35, 36 и 37 Конституции России. В их числе — положения о свободе экономической деятельности, праве собственности, свободе труда, праве на выбор профессии и др.

1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Офиц. интернет-портал правовой информации. 4.07.2020. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2020).

Некоторые ученые, например Г. А. Гаджиев, относит к ним также и те, которые традиционно не причисляются непосредственно к экономическим: это право на деловую репутацию (ст. 23), право на возмещение государством вреда (ст. 53), а также конституционные гарантии предпринимательства (ст. 34, ч. 2; ст. 74, ч. 1; ст. 75, ч. 2) [см.: 2, гл. 2, п. 6] .

Эти права, по его мнению, получают закрепление в том обществе, где функционирует экономика рыночного типа. Рыночная экономика, в свою очередь, представляет собой хозяйствование, основанное на многообразии форм собственности и равной их защите, свободе участников экономических отношений, поддержке конкуренции и ограничении монополизма, товарно-денежных отношениях. В настоящее время господствует подход, в рамках которого рыночная экономика считается наиболее универсальной моделью хозяйствования, используемой как на микро-, так и на макроуровнях. В государствах, где она функционирует, основные принципы, на которых строится соответствующий тип экономической системы, получают конституционное закрепление. При этом понятие рыночной экономики — это категория экономической науки. Обычно этот термин не содержится в конституционных актах, однако в конституциях получают закрепление основные рыночные механизмы развития экономики.

Мы можем увидеть это на примере Конституции РФ, где в ст. 8 закрепляются единство экономического пространства, свобода предпринимательства и поддержка конкуренции, а также гарантии прав собственности — основные характеристики рыночной экономики, при этом самого понятия «рыночная экономика» в тексте Основного закона нет.

Анализируя положения российской Конституции, мы можем отметить, что вопросы, касающиеся экономических основ конституционного строя, получили достаточное освещение в ее тексте. Однако конституционное регулирование экономических отношений не лишено недостатков. Думается, что отсутствие отдельной главы, закрепляющей основы функционирования экономической системы РФ, можно считать одним из них.

Как было указано выше, ряд зарубежных конституций содержат соответствующие положения. В конституциях СССР, предшествующих действующей, также выделялись отдельные главы, посвященные регулированию экономических отношений. Так, в Конституции СССР 1977 года вторая глава носила название «Экономическая система». В Конституции СССР 1936 года первая глава носила название «Основы общественного строя», однако подавляющее большинство ее положений, кроме ст. 1-3, можно отнести именно к основам регулирования экономической системы. В действующей конституции такой подход не нашел отражения, в итоге нормы Конституции, регулирующие тип экономической системы, оказались разбросаны по различным ее главам, и это лишило документ необходимого уровня всесторонности и полноты отражения экономического строя Российской Федерации, а исключение из конституционного регулирования понятия экономической системы обеднило конституционное регулирование экономических отношений [5, с. 101-116].

Возвращаясь к зарубежному опыту, отметим, что отдельная глава, как правило, содержит нормы, закрепляющие степень участия государства в регулировании экономических отношений, его роль в управлении экономическими процессами. Как известно, когда разрабатывалась и принималась Конституция России 1993 года, одной из основных задач виделось закрепление нового политического и экономического порядка. Государство пыталось уйти от прямого управления в сфере экономики, закрепив рыночный тип хозяйствования. Собственно, эти положения, содержащиеся в ст. 8, как было указано выше, стали основополагающими для всего экономического регулирования, а также целого ряда отраслей российского права, прежде всего гражданского и административного права, которые претерпели коренные преобразования, обусловленные появлением соответствующих по-

ложений в тексте Конституции РФ. Степень государственного участия в регулировании экономической сферы, получившая закрепление в тексте основного закона, сводится к нормам, закрепляющим отдельные полномочия органов государственной власти: Президента (п. 3. ст. 80; п. «б» ст. 83), Федерального собрания (ст. 102, 103, 104, 106) и Правительства РФ (ст. 114 Конституции РФ), направленным на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов. Эти нормы, к сожалению, носят достаточно разрозненный характер.

Однако, как известно, государственное регулирование имеет существенное значение для развития и модернизации экономики, даже если она носит рыночный, а не плановый характер. Оно осуществляется посредством реализации таможенной, налоговой, финансово-кредитной и валютной политики, а также правового регулирования конкуренции, ценообразования, инвестиционной деятельности, что представляет собой виды экономической политики государства. При этом степень и объем государственного регулирования в этих сферах могут быть различными.

Мы можем говорить о том, что в настоящее время в Российской Федерации государственное вмешательство в экономику, включая все вышеуказанные сферы, постоянно увеличивается. Наблюдается излишняя централизация в публичном управлении, игнорирование законов экономики, что в целом свойственно российской модели государственности [1, с. 48]. Это позволяет некоторым исследователям отмечать, что положения Конституции РФ, касающиеся регулирования отношений в экономической сфере, носят всё более декларативный характер, что, вероятно, будет сказываться на развитии материально-финансовой основы государства, причем не в лучшую сторону. В то же время нельзя отрицать, что государственное воздействие на экономическую систему необходимо прежде всего для достижения целей социального и правового государства, которыми провозглашается Российская Федерация. Поскольку решение социальных вопросов выступает в качестве лейтмотива всей деятельности нашего государства в настоящее время, это «оправдывает», по мнению некоторых, такое значительное вторжение в сферу экономического регулирования.

В связи с этим вопрос о степени возможного вмешательства государства в экономические процессы остается открытым. С одной стороны, ст. 8 Конституции РФ, определяя его пределы, выделяет такие фундаментальные либеральные ценности, как защита собственности и поддержка конкуренции [3, с. 29]. С другой стороны, кризисные явления в российской экономике, обусловленные объективными и субъективными факторами, а также провозглашение решения социальных задач первоочередными задачами государства на текущем этапе значительно увеличили степень государственного вмешательства в эту сферу.

Таким образом, вопрос о соотношении частных и публичных (общегосударственных) интересов выходит на одно из первых мест при осуществлении государственного управления в сфере экономики и конституционного регулирования как его основы. Думается, что решение этого вопроса должно осуществляться исходя из принципа пропорциональности, который является важнейшим правовым принципом и одним из элементов концепции правового государства.

В настоящее время принцип пропорциональности находит закрепление в национальном праве большинства европейских стран. Его идея заключается в необходимости уравновешивания интересов отдельных лиц между собой, прежде всего интересов частных лиц, и не менее, а в некоторых случая и более важных общих интересов, представителем и выразителем которых является государство. Проявление принципа пропорциональности при регулировании экономических отношений заключается в том, что цель вводимых ограни-

чений основных экономических прав должна быть действительно публичной и важной, а способы ее достижения должны иметь минимально ограничительный характер [3, с. 58].

Проводя политику государственного регулирования рыночной экономики в целях создания экономического публичного порядка, государство вводит ограничения основных экономических прав. Так, возможность ограничения экономических прав предусмотрена в п. 3 ст. 35, где закрепляется необходимость равноценного возмещения при отчуждении имущества для государственных нужд. В более общем виде возможность ограничений прав человека в России закреплена в ст. 55 Конституции РФ, в которой устанавливаются возможные цели таких ограничений, как то: защита конституционного строя, законных прав интересов лиц, обеспечение безопасности государства, а также форма, в которой допускается установление таких ограничений, — федеральный закон. Адекватность ограничений в случае возникновения спорных ситуаций определяет Конституционный Суд, вырабатывая посредством своих решений систему критериев пределов необходимости и легитимности государственного вторжения в экономику. При этом Конституционный Суд исходит из постулата о том, что ограничение сферы экономической свободы не должно быть чрезмерным.

Исходя из этого, одним из направлений совершенствования конституционно-правового регулирования экономических отношений должно стать не простое закрепление принципов рыночной экономики в тексте основного закона, но более взвешенное отношение к публичным интересам, закрепленным в Конституции РФ. Решение этой проблемы видится также в совершенствовании этих норм и объединении их в одном разделе, о чем говорилось выше. К сожалению, это не нашло отражения в поправках, принятых на всенародном голосовании в июле 2020 года, несмотря на то что некоторые из них касались именно полномочий отдельных органов государственной власти.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что конституция является тем документом, который определяет рамки, потенциал и перспективы развития государства во всех сферах, в том числе в сфере экономки. Значимость конституционного регулирования экономических отношений нельзя недооценивать, от его качества напрямую зависит благополучие страны. В современных условиях важнейшей задачей конституционного регулирования в этой области должно стать обеспечение баланса частных и публичных интересов без перевеса в ту или иную сторону — эффективное государственное регулирование без чрезмерного вторжения в свободное развитие рыночных отношений. Определяя в целом конституционное регулирование экономических отношений как достаточное, следует обратить внимание на то, что необходимость совершенствования Конституции РФ в этой сфере еще сохраняется.

Библиографический список

1. Авдеев Д. А. Конституционная экономика в современной России (новый взгляд на старые проблемы) // Ежегодник конституционной экономики. 2019 / отв. ред. и сост. А. А. Ливеров-ский, науч. ред. Г. А. Гаджиев, рук-ль проекта и сост. П. Д. Баренбойм. М.: ЛУМ, 2019. С. 39-51.

2. Гаджиев Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях КС РФ) [Электронный ресурс]. М., 2002. 286 с. URL: https://studfile.net/preview/429157/page:4/ (дата обращения: 27.11.2020).

3. Конституционная экономика / отв. ред. Г. А. Гаджиев. М.: Юстицинформ, 2010. 256 с.

4. Никитина Н. К. Российское законодательство в условиях глобализации: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук, М., 2008. 27 с.

5. Ржевский В. А. Проблемы собственности в конституционном праве // Личность и власть (конституционные вопросы): межвуз. сб. науч. работ. Ростов н/Д, 1995. С. 101-116.

6. Сравнительное конституционное право: учеб. пособие / отв. ред. В. Е. Чиркин. М.: Меж-дунар. отношения, 2002. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.