УДК 342
КОНСТИТУЦИОННАЯ КОНСТРУКЦИЯ ПРИНЦИПОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ
Баглиева З.М., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, kafedraconst@mail. ru
В статье представлен сравнительно-правовой анализ Конституции Российской Федерации и конституционного законодательства зарубежных стран на предмет содержания основных принципов регулирования экономической деятельности. Рассматривается влияние норм международного права на формирование экономических принципов, закрепленных в основных законах государств. Говорится о процессе глобализации в данной сфере, обусловленной основными нормами и принципами, отраженными в положениях международно-правовых актов, имплементированных во внутригосударственное право и выраженной в унификации конституционно-правовых норм, позволяющих обеспечивать наибольшую эффективность правового регулирования экономики на практике. Автор делает вывод о наличии в Конституции РФ базовых принципов, необходимых для конституционно-правового регулирования экономических отношений, их развития и совершенствования в условиях глобализации.
Ключевые слова: конституция, принципы, экономика, глобализация, правовое регулирование. DOI: 10.21779/2224-0241-2020-34-2-60-65 UDC 342
CONSTITUTIONAL STRUCTURE OF THE PRINCIPLES GOVERNING ECONOMIC ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES
Baglieva Z.M., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The article presents a comparative legal analysis of the Constitution of the Russian Federation and the constitutional legislation of foreign countries for the content of the basic principles of regulating economic activity. The article examines the impact of international law on the formation of economic principles enshrined in the basic laws of States, and also discusses the process of globalization in this area, due to the basic rules and principles reflected in the provisions of international legal acts implemented in domestic law and expressed in the unification of constitutional and legal norms that allow for the most effective legal regulation of the economy in practice. The author concludes that the Constitution of the Russian Federation contains basic principles necessary for constitutional and legal regulation of economic relations, their development and improvement in the context of globalization.
Key words: Constitution, principles, economy, globalization, legal regulation.
DOI: 10.21779/2224-0241-2020-34-2-60-65
Современный этап развития не только российской государственности, но и в целом всего мирового сообщества характеризуется обострением проблем в сфере экономики. Значительное влияние на правовое регулирование экономической сферы современных государств, на развитие всего мирового сообщества и каждого человека в отдельности оказывают процессы глобализации, являющиеся сложным, многоплановым, многоуровневым явлением. В настоящее время глобализацией обусловлено создание международных объединений, экономических союзов (например, Евразийского экономического союза), позволяющих обеспечивать наибольшую эффективность глобального экономического сотрудничества. В связи с этим анализ
конституционно-правовых принципов национальной экономики имеет приоритетное значение. Именно в конституциях современных государств заложены основные принципы функционирования экономической сферы, поскольку, как верно отмечает Н.С. Бондарь, «основное предназначение Конституции состоит в обеспечении согласованного взаимодействия, достижении баланса интересов посредством установления адекватного общественной практике и эффективного механизма разрешения возникающих в обществе на каждом новом этапе его развития социальных, политических, экономических противоречий» [1, с. 20].
При осуществлении правового регулирования рыночной экономики и экономической дея-
тельности в условиях глобализации публичная власть должна опираться исключительно на конституционно-правовые принципы, составляющие основу конституционного строя Российского государства.
Следует отметить, что общие понятия принципов права, а также основные принципы, на основе которых осуществляется экономическая деятельность, являются предметом исследования многих известных ученых-юристов [2, 3, 4, 5], не теряющим своей актуальности.
Практически все современные конституции государств мира содержат положения, прямо или опосредовано регулирующие экономические отношения, в первую очередь отношения собственности. Данные нормы составляют так называемую экономическую конституцию [6] и закладывают основу функционирования экономической системы любой страны.
Надо сказать, что нормы Основного закона, образующие экономическую конституцию, направлены на правовое регулирование национальной экономики на основе базовых конституционных принципов, содержащихся в его тексте. При этом глобализация в этой сфере обусловлена основными нормами и принципами, отраженными в положениях международно-правовых актов, имплементиро-ванных во внутригосударственное право (Устав ООН), что говорит об унификации конституционно-правовых норм. Глобализация обуславливает сотрудничество государств на региональном и глобальном уровнях, проходящее по самым различным направлениям, включая сферу экономики.
Для сферы экономических взаимоотношений государств ключевым является принцип равноправия, закрепленный в рамках принципа суверенной равности во многих международных нормативных правовых актах, основным из которых является Устав ООН 1945 г. [7, с. 6]. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций содержит ряд положений, обеспечивающих равенство субъектов международных контактов. Она признает юридическое равенство всех государств, равенство их в правах. Кроме того, каждое государство наделяется правом осуществлять свои внутренние права на основе принципа суверенности каждого государства. Субъекты наделяются и зеркальной обязанностью -уважать и признавать права и суверенитет других государств [8].
Международно-правовые акты, принятые после Второй мировой войны, обусловили развитие правовых норм, регулирующих в том числе и экономические отношения в государствах. В Европе процессы глобализации в экономической сфере, происходившие с 1950-х годов, привели к образованию Европейского союза на основе Европейского экономического сообщества [9] с единым рынком и
денежной единицей. Подобная интеграция позволила создать единое экономическое пространство Евросоюза, действующее в соответствии с такими принципами, как свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг и свобода движения капитала.
При этом в различных странах уровень конституционного закрепления основ экономической системы неодинаков. Независимо от природы экономической конституции, конституционализма и наличия правового государства, каждая экономическая конституция содержит части, которые сами представляют собой своеобразные отдельные конституции: конституция труда, конституция предпринимательства, конституция собственности, социальная конституция, финансовая конституция.
Некоторые зарубежные конституции содержат специальные главы или разделы, посвященные экономической системе государства (Италия, Испания, Португалия, Бразилия и др.). Например, Конституция Итальянской Республики (1947) включает главу 3 часть 1 «Экономические отношения» [10, с. 423]. Анализ конституционных актов некоторых зарубежных стран на предмет регулирования экономической системы показал, что они могут быть классифицированы на группы в зависимости от полноты закрепления конституционных принципов экономики. В одних странах существует развернутое регулирование экономических отношений, включающее принципы экономической системы (Мальта, Молдова, Албания,), государственные гарантии экономического развития (Армения), экономические функции (обязанности, задачи) государства (Азербайджан, Хорватия, Мальта, Португалия, Румыния, Турция) и другие. В других странах Основные законы не содержат положений, прямо указывающих на регулирование экономических отношений. Примером может служить Венгрия, являющаяся унитарным государством, в Конституции которой отсутствуют системные и детальные положения о задачах государства в сфере экономики.
Многие страны, в том числе страны с авторитарным режимом, в своих конституциях закрепляют рыночный характер экономики (Албания, Андорра, Азербайджан, Хорватия, Румыния, Югославия, Китай и др.), устанавливают ориентиры на повышение благосостояния народа (Азербайджан, Португалия, Казахстан и др.). А.Д. Башкатов отмечает, что «в Турции государство обязано планировать социально-экономическое развитие, обеспечивать сбалансированность промышленности и сельского хозяйства, эффективность использования ресурсов» [11, с. 51].
Большое внимание в зарубежных конституциях уделяется гарантиям свободы хозяйственной деятельности (Польша, Литва, Албания), предпринимательства (Югославия, Хорватия, Грузия), экономической деятельности (Швейцария, Армения), равноправию при ее осуществлении (Болга-
рия, Беларусь, Хорватия, Югославия), а также ее ограничениям (Италия, Исландия). Кроме того, конституционное регулирование экономических принципов в некоторых зарубежных странах предусматривает возможность вмешательства в экономические отношения для сбалансированного развития общества и общего благосостояния в рамках рыночной экономики (Андорра, Нидерланды).
Особое внимание в зарубежных странах уделяется вопросам конкуренции. Однако данный принцип формулируется по-разному. В одних странах декларируется безусловная ценность свободной экономической конкуренции, обязанность государства ее обеспечивать и защищать (Армения, Болгария, Литва, Венгрия), в других монопольная деятельность и конкуренция могут ограничиваться и регулироваться законодателем (Казахстан, Словения) либо запрещаться в случае ее недобросовестности (Азербайджанская Республика). Отношения собственности, равное развитие и равная правовая защита всех ее форм, являются основой экономической системы в зарубежных странах. При этом большинство конституций содержит оговорку о том, что собственность порождает обязанности (ФРГ, Хорватия, Казахстан и др.).
Что касается Российской Федерации, то в тексте ее Конституции содержится весь необходимый набор фундаментальных положений (принципов), в соответствии с которыми должны развиваться экономические отношения в современных условиях глобализации, несмотря на ограниченное и фрагментарное регулирование конституционных основ экономической системы.
Закрепляя базовые принципы национальной экономики на конституционном уровне, Российское государство участвует, таким образом, в отграничении экономики государства по отношению к мировой экономике. Сравнительный анализ Конституции РФ с предыдущими советскими конституциями (конституциями СССР (1977) и РСФСР (1978)), содержащими отдельные главы, посвященные регулированию экономической системы, дает основание считать, что действующий Основной закон определяет основы экономического строя опосредованно, так как в нем нет специальной главы об основах экономической системы, т.е. через установление принципов рыночных отношений, экономических прав и свобод личности, систему их гарантий [12, с. 20].
Принимая во внимание имеющуюся в научной юридической литературе классификацию правовых принципов [13, с. 9], считаем, что в действующей российской Конституции содержатся как общие, так и специальные принципы экономических отношений. Исходя из анализа текста Конституции Российской Федерации, к общим конституционным принципам регулирования экономической деятельности страны можно отнести нормы статей 1, 5, 7 и других положений главы 1 «Основы
конституционного строя». Рассмотрим некоторые из них.
Так, в статье 1 Основного закона Российская Федерация определена в качестве демократического федеративного правового государства. Применительно к нашему исследованию это означает, что правоотношения в стране, включая экономические, складываются на основе принципов демократизма, федерализма, правового государства. Правовое государство в научной литературе определяется как «государство, осуществляющее государственную власть только на основе Конституции и законов, которые формально и материально соответствуют Конституции и имеют целью защиту человека, свободы, справедливости и юридической безопасности, а также гарантируют юридическую возможность оспаривания в соответствующем суде правовых актов или действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих правам свободы граждан» [14, с. 31]. Следовательно, соблюдение принципа правового государства выражается, в первую очередь, в предоставлении гражданам эффективных способов судебной защиты при нарушении экономических прав.
При рассмотрении российской конституционной конструкции экономических принципов следует уделить внимание и принципу разделения власти (ст. 10, 11 Конституции). Несмотря на косвенный характер конституционно-правового закрепления применительно к основным принципам экономики, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную играет ключевую роль в осуществлении экономической деятельности Российского государства, поскольку тесно связан с осуществлением конкретных полномочий органов государственной власти по разработке и реализации национальной экономической политики. Так, например, в соответствии с Указом Президента РФ [15] Правительство РФ осуществляет руководство Федеральной антимонопольной службой [16], обеспечивающей практическую реализацию положений ч. 1 ст. 8 Конституции РФ (в России гарантируются поддержка конкуренции) и ч. 2 ст. 34 Конституции России («не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»). Кроме того, действенным механизмом защиты конституционных принципов экономики посредством осуществления конституционного контроля за нормативными правовыми актами в сфере экономики в российской правовой системе выступает Конституционный Суд РФ. Основная роль Конституционного Суда РФ как органа конституционной юстиции при реализации своих полномочий по толкованию конституционных принципов экономики выражается, в первую очередь, в защите конституционного строя, прав и свобод личности, обеспечении верховенства и прямого действия конституционных норм, что непосредственно отража-
ется на реализации экономической деятельности в Российском государстве.
Конституционные принципы, непосредственно закрепляющие основы экономических отношений в России и являющиеся их конституционными гарантиями (специальные принципы), сформулированы в ст. 8 и 9, 34-37 Основного закона РФ. К ним следует отнести принципы свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34 Конституции), единства экономического пространства (ч. 1 ст. 8 Конституции), неприкосновенности частной собственности (ч. 2 ст. 8, ст. 35 Конституции), поддержки конкуренции (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34 Конституции), свободы договора, право частной собственности (ст. 35 Конституции), право частной собственности на землю (ст. 36 Конституции); право на свободный выбор рода деятельности и занятий (ст. 37 Конституции) и т.д. Как верно отмечает Ж.Ж. Билалова, непосредственно с экономическими конституционными принципами связаны также следующие конституционные установления: «ст. 19 (равенство всех перед законом и судом), ст. 27 (свобода передвижения), ст. 30 (право на объединение), ст. 46 (право на судебную защиту), ст. 53 (право на возмещение государством вреда), ст. 55 и 56 (нормы о возможном ограничении основных прав и свобод), ст. 57 (обязанность платить законно установленные налоги и сборы). Таким образом, данные положения приобретают статус конституционно защищаемых прав, к которым применяются принципы защиты и ограничения основных прав» [17, с. 10].
Данные принципы являются ориентирами не только для развития экономической сферы, но и для выработки направлений экономической политики органами государственной власти. Каждый из вышеперечисленных экономических принципов конкретизирован в нормах текущего законодательства. Кроме того, важность обеспечения данных принципов для формирования рыночной экономики не раз подчеркивалась в решениях Конституционного Суда Российской Федерации [18], направленных на обеспечение экономической стабильности в стране, защиту устойчивости экономической системы, в том числе и путем нахождения справедливого баланса между конституционно значимыми ценностями, поиска компромисса между международным правом, являющимся основой не только региональной, но и всеобщей глобализации, и национальным правом, в основе которого лежит основной принцип верховенства российской Конституции [19]. Следовательно, принципы конституционного строя не могут функционировать вне системной связи друг с другом, а также с другими конституционными положениями. Особенностью
системы принципов является их равенство между собой и внутреннее единство, имеющее важнейшее значение для обеспечения стабильности в обществе.
Подводя итог, следует отметить, что регулирование экономической сферы на конституционном уровне характерно как для зарубежных стран, так и для России. Зарубежные конституции содержат положения, закрепляющие принципы экономики, среди которых - защита частной собственности, свобода экономической деятельности, основы обеспечения конкуренции, вопросы определения экономической политики и другие. Однако в них не наблюдается единого подхода к организации основ экономической системы и их правовому регулированию.
В тексте Конституции РФ отражены базовые положения, определяющие фундамент экономических отношений, схожие с аналогичными экономическими нормами многих современных зарубежных конституций. Представляется, что именно процесс глобализации повлиял на установление либеральной модели конституционно-правового регулирования экономики в России, которая требует корректировки с учетом современных реалий. Поэтому определенный опыт конституционного закрепления принципов экономики в зарубежных странах был бы полезен для Российской Федерации в части детализации конституционно-правовых норм, а также разработки федерального законодательства, направленного на совершенствование регулирования экономической системы
государства.
В частности, считаем необходимым сгруппировать разрозненные положения российской Конституции, регулирующие экономическую сферу, в отдельную главу, посвященную экономической системе государства, либо разработать федеральный конституционный закон, конкретизирующий конституционные положения об основах экономического строя посредством детального закрепления целей, задач, обязанностей государства в данной сфере на основе верховенства прав человека. Кроме того, такой закон должен включать перечень и полномочия органов государственной власти, компетенция которых направлена на осуществление экономической политики в стране, а также предусматривать порядок применения мер ответственности к органам государственной власти и их должностным лицам в случае принятия экономически неверных решений и экономических решений, противоречащих интересам российского общества.
Литература
1. Бондарь Н. С. Конституционная модернизация российской государственности: в свете практики конституционного правосудия. Сер. «Библиотечка судебного конституционализма». Вып. 5. М.: Юнити-Дана, 2014.
2. Авакьян С.А. Глобализация, общие конституционные ценности и национальное регулирование // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2001. № 4.
3. Бондарь Н.С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного суда РФ). М., 2006.
4. Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. М.: Юстицинформ, 2010.
5. Гаджиев Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики. (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда РФ). М., 2002.
6. Гаджиев Г.А. Экономическая Конституция. Конституционные гарантии предпринимательской (экономической) деятельности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2009. № 1.
7. Баетов А.Б. Концепции глобальной и региональной финансовой безопасности государства в современный период // Юридическая наука. 2016. № 2. С. 6.
8. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций: принята 24.10.1970 г. Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Маастрихтский договор от 1 нояб. 1993 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант
Плюс».
10. Конституция Итальянской Республики / пер. с итал. Л. П. Гринберга // Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. Л. А. Окунькова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 423-450. URL: http://italia-ru.com/page/konstitutsiya-italyanskoi-respubliki (дата обращения: 14.04.2020).
11. Башкатов А.Д. Экономическая система государства как объект конституционного регулирования в зарубежных странах // Современное общество и право. 2014. № 4(17).
12. Бондарева Е.А. Принципы основ экономического строя как элемент конституционной экономики // Конституционализм и государствоведение. 2016. № 2 (8). С. 20-26.
13. Мусалова З.М. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений в России: федеральный и региональный аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. 25 с.
14. Основы конституционного строя: двадцать лет развития / под ред. А.Н. Медушевского. М.: Ин-т права и публичной политики, 2013. С. 31.
15. О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Рос. Федерации от 21 янв. 2020 г. № 215. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе: постановление Правительства Рос. Федерации от 30 июня 2004 г. № 331: в ред. от 21 окт. 2011 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Билалова Ж.Ж. Концепция «экономической конституции» и ее практическая значимость // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8.
18. По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 4 статьи 12, статей 22.1 и 23.1 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и статей 23, 37 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобами ОАО «Газэнерго-сеть» и ОАО «Нижнекамскнефтехим»: постановление Конституционного Суда РФ от 24 июня 2009 г. №11-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
References
1. Bondar'N.S. Konstitutsionnaya modernizatsiya rossiiskoi gosudarstvennosti: v svete praktiki konstitut-sionnogo pravosudiya. Seriya «Bibliotechka sudebnogo konstitutsionalizma». Vyp. 5. M.: Yuniti-Dana, 2014.
2. Avak'yan S.A. Globalizatsiya, obshchie konstitutsionnye tsennosti i natsional'noe regulirovanie // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2001. № 4.
3. Bondar'N.S. Konstitutsionalizatsiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya rossiiskoi gosudarstvennosti (v kontekste reshenii Konstitutsionnogo suda RF). M., 2006.
4. Barenboim P. D., Gadzhiev G. A., Lafitskii V. I., Mau V. A. Konstitutsionnaya ekonomika. M.: Yustitsinform, 2010.
5. Gadzhiev G. A. Konstitutsionnye printsipy rynochnoi ekonomiki. (Razvitie osnov grazhdanskogo prava v resheniyakh Konstitutsionnogo Suda RF). M., 2002.
6. Gadzhiev G.A. Ekonomicheskaya Konstitutsiya. Konstitutsionnye garantii predprinimatel'skoi (ekonomicheskoi) deyatel'nosti // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2009. № 1.
7. Baetov A.B. Kontseptsii global'noi i regional'noi finansovoi bezopasnosti gosudarstva v sovremennyi period // Yuridicheskaya nauka. 2016. № 2. S. 6.
8. Deklaratsiya o printsipakh mezhdunarodnogo prava, kasayushchikhsya druzhestvennykh otnoshenii i sotrudnichestva mezhdu gosudarstvami v sootvetstvii s Ustavom Organizatsii Ob"edinennykh Natsii: prinyata 24.10.1970 g. Rezolyutsiei 2625 (XXV) na 1883-em plenarnom zasedanii General'noi Assamblei OON. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
9. Maastrikhtskii dogovor ot 1 noyab. 1993 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
10. Konstitutsiya Ital'yanskoi Respubliki / per. s ital. L. P. Grinberga // Konstitutsii gosudarstv Evro-peiskogo Soyuza / pod obshch. red. L. A. Okun'kova. M.: Izdatel'skaya gruppa INFRA-M-NORMA, 1997. S. 423-450. URL: http://italia-ru.com/page/konstitutsiya-italyanskoi-respubliki (data obrashcheniya: 14.04.2020).
11. Bashkatov A.D. Ekonomicheskaya sistema gosudarstva kak ob"ekt konstitutsionnogo regulirovaniya v zarubezhnykh stranakh // Sovremennoe obshchestvo i pravo. 2014. № 4(17).
12. Bondareva E.A. Printsipy osnov ekonomicheskogo stroya kak element konstitutsionnoi ekonomiki // Konstitutsionalizm i gosudarstvovedenie. 2016. № 2 (8). S. 20-26.
13. Musalova Z.M. Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie ekonomicheskikh otnoshenii v Rossii: feder-al'nyi i regional'nyi aspekty: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2010. 25 s.
14. Osnovy konstitutsionnogo stroya: dvadtsat' let razvitiya / pod red. A.N. Medushevskogo. M.: In-t prava i publichnoi politiki, 2013. S. 31.
15. O strukture federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti: ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 21 yanv. 2020 g. № 215. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
16. Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'noi antimonopol'noi sluzhbe: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 30 iyunya 2004 g. № 331: v red. ot 21 okt. 2011 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
17. Bilalova Zh.Zh. Kontseptsiya «ekonomicheskoi konstitutsii» i ee prakticheskaya znachimost' // Kon-stitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2010. № 8.
18. Po delu o proverke konstitutsionnosti polozhenii punktov 2 i 4 stat'i 12, statei 22.1 i 23.1 Zakona RSFSR «O konkurentsii i ogranichenii monopolisticheskoi deyatel'nosti na tovarnykh rynkakh» i statei 23, 37 i 51 Federal'nogo zakona «O zashchite konkurentsii» v svyazi s zhalobami OAO «Gazenergoset'» i OAO «Nizh-nekamskneftekhim»: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 24 iyunya 2009 g. №11-P. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
19. Po delu o proverke konstitutsionnosti polozhenii stat'i 1 Federal'nogo zakona "O ratifikatsii Kon-ventsii o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod i Protokolov k nei", punktov 1 i 2 stat'i 32 Federal'nogo zakona "O mezhdunarodnykh dogovorakh Rossiiskoi Federatsii", chastei pervoi i chetvertoi stat'i 11, punkta 4 chasti chetvertoi stat'i 392 Grazhdanskogo protsessual'nogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii, chastei 1 i 4 stat'i 13, punkta 4 chasti 3 stat'i 311 Arbitrazhnogo protsessual'nogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii, chastei 1 i 4 stat'i 15, punkta 4 chasti 1 stat'i 350 Kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva Rossiiskoi Federatsii i punkta 2 chasti chetvertoi stat'i 413 Ugolovno-protsessual'nogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii v svyazi s zaprosom gruppy deputa-tov Gosudarstvennoi Dumy: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 14 iyulya 2015 g. № 21-P. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
Поступила в редакцию 14 мая 2020 г.
Received 14 Мая, 2020