Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО ПО ВОПРОСУ О БЕСПЛАТНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СОБСТВЕННОСТЬ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН'

КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО ПО ВОПРОСУ О БЕСПЛАТНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СОБСТВЕННОСТЬ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН / БЕСПЛАТНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА / СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН / DECISION OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN / FREE PROVISION OF LAND / OWNERSHIP OF LAND / CERTAIN CATEGORIES OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акутаев Р.М., Кадимова М.Ш.

В статье на примере постановления Конституционного Суда Республики Дагестан показаны законодательные требования (условия), которые определяют принятие решения о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность отдельным категориям граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Акутаев Р.М., Кадимова М.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL PROCEEDINGS ON THE ISSUE OF FREE PROVISION OF LAND IN THE PROPERTY TO SEPARATE CATEGORIES OF CITIZENS

The article on the example of the decision of the constitutional court of the Republic of Dagestan shows the legislative requirements (conditions) that determine the decision on the free provision of land ownership to certain categories of citizens.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО ПО ВОПРОСУ О БЕСПЛАТНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СОБСТВЕННОСТЬ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН»

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

УДК 342:349.41

КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО ПО ВОПРОСУ О БЕСПЛАТНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СОБСТВЕННОСТЬ ОТДЕЛЬНЫМ

КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН

Акутаев Р.М., Конституционный Суд Республики Дагестан, Махачкала, Российская Федерация,

akutaevrm@mail.ru

Кадимова М.Ш., Конституционный Суд Республики Дагестан, Махачкала, Российская Федерация, manna.kadimova@mail.ru

В статье на примере постановления Конституционного Суда Республики Дагестан показаны законодательные требования (условия), которые определяют принятие решения о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность отдельным категориям граждан.

Ключевые слова: решение Конституционного Суда Республики Дагестан, бесплатное предоставление земельного участка, собственность на земельный участок, отдельные категории граждан.

DOI: 10.21779/2224-0241-2019-29-1-38-45

UDC 342:349.41

CONSTITUTIONAL PROCEEDINGS ON THE ISSUE OF FREE PROVISION OF LAND IN THE PROPERTY TO SEPARATE CATEGORIES OF CITIZENS

Akutaev R.M., The Сonstitutional court of the Republic of Dagestan, Makhachkala, Russian Federation,

akutaevrm@mail.ru

Kadimova M.Sh., The Сonstitutional court of the Republic of Dagestan, Makhachkala, Russian Federation, manna. kadimova@mail.ru

The article on the example of the decision of the constitutional court of the Republic of Dagestan shows the legislative requirements (conditions) that determine the decision on the free provision of land ownership to certain categories of citizens.

Key words: decision of the constitutional court of the Republic of Dagestan, free provision of land, ownership of land, certain categories of citizens.

DOI: 10.21779/2224-0241-2019-29-1-38-45

В Конституционный Суд Республики Дагестан обратился гражданин М.А. Багамаев с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 32 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 года № 45 «О земле», которым был установлен порядок предоставления земельных участков бесплатно в собственность граждан [1].

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 приведенного Закона предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно из земель, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, в пределах норм, установленных пунктом 1 статьи 31 Закона Республики Дагестан «О земле» [2], осуществляет-

ся для ведения садоводства, животноводства, огородничества и дачного строительства (по выбору гражданина) в установленном порядке следующим категориям граждан: участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно части 2 статьи 32 указанного Закона гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизнен-

ном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, вправе по месту постоянного жительства получить земельный участок в собственность бесплатно для этих целей в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления.

Все граждане, указанные выше, имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно (пункт 3 статья 32 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 года № 45 «О земле»).

Гражданин М.А. Багамаев является членом садоводческого некоммерческого товарищества (далее - СНТ) «Ветеран». 13 сентября 2017 г. заявитель обратился в муниципальное казенное учреждение (далее - МКУ) г. Махачкалы «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно как члену СНТ «Ветеран». В этом ему было отказано со ссылкой на то, что он в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов, так как согласно пункту 3 статьи 32 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 года № 45 «О земле» граждане, указанные в пунктах 1 и 2 приведенной статьи, имеют право приобрести в собственность земельный участок бесплатно однократно. А согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости у гражданина М.А. Багамаева в собственности уже имеется земельный участок на территории г. Махачкалы, полученный на основании постановления Главы Администрации г. Махачкалы № 4073 от 12 ноября 2009 года.

По мнению заявителя, положение пункта 3 статьи 32 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 года № 45 «О земле», применённое в отношении него, нарушает предусмотренное федеральным законодательством право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, поскольку пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) [3] установлено, что до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного

некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Закона № 137-ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Заявитель также ссылается на Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» [4], действовавший на момент вступления М.А. Багамаева в СНТ «Ветеран» и выделения ему земельного участка, в соответствии с которым в то время не было предусмотрено ограничений по членству граждан в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях. По этой причине гражданин мог быть членом нескольких садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и получить выделенные ему земельные участки без проведения торгов в собственность бесплатно неоднократно.

На основании изложенного гражданин М.А. Багамаев, обратившись в Конституционный Суд Республики Дагестан, просит признать пункт 3 статьи 32 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 года № 45 «О земле» не соответствующим статьям 18, 21, 55 Конституции Республики Дагестан, согласно которым в Республике Дагестан признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина; гражданин пользуется всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан; признается прямое действие Конституции Российской Федерации и федеральных законов, принятых по предметам ведения Российской Федерации, на территории Республики Дагестан.

Народным Собранием Республики Дагестан 29 декабря 2017 года был принят Закон Республики Дагестан № 116 «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан» (далее - Закон Республики Дагестан № 116). Статья 12 данного закона признала утратившим силу перечень законов, в том числе Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2003 года № 45 «О земле» [2].

Закон Республики Дагестан № 116 определяет особенности правового регулирования земельных отношений на территории Республики Дагестан с целью реализации полномочий Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Республики Дагестан № 116, предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно из земель, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, на территории Республики Дагестан осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Законодатель предусмотрел случаи предоставления земельных участков в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, определив, что перечисленные в статье 9 Закона Республики Дагестан № 116 граждане, имеют право приобрести земельный участок в собственность бесплатно однократно.

Новый Закон Республики Дагестан № 116 не является препятствием для проверки Конституционным Судом Республики Дагестан конституционности оспариваемого заявителем положения, утратившего силу, поскольку часть 2 статьи 63 Закона Республики Дагестан «О Конституционном Суде Республики Дагестан» определяет, что в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Республики Дагестан производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Дагестан по данному делу является пункт 3 статьи 32 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 года № 45 «О земле», который явился основанием для отказа в предоставлении заявителю в собственность бесплатно неоднократно земельного участка, ранее переданного ему садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединением.

В Российской Федерации и Республике Дагестан земля и другие природные ресурсы ис-

пользуются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9 Конституции Российской Федерации, статья 15 Конституции Республики Дагестан); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Дагестан).

Согласно статье 72 (п. «в» и «к» ч. 1) Конституции Российской Федерации земельное законодательство, в том числе вопросы владения, пользования, распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статья 76 Конституции Российской Федерации предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Земельное законодательство Российской Федерации состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (абзац 1 пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации). Земельный кодекс Российской Федерации определяет случаи, когда правовое регулирование общественных отношений должно производиться на уровне субъекта Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Таким образом, в Земельном кодексе Российской Федерации заложен остаточный принцип формирования полномочий субъектов Российской Федерации. При отсутствии ограничений на уровне законодательства Российской Федерации опреде-

ление компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации по принятию земельно-правовых норм - дискреция законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.

Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В Земельном кодексе Российской Федерации (в редакции от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ) было предусмотрено положение о том, что граждане, обладающие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, имеют право однократно бесплатно приобрести их в собственность (пункт 5 статьи 20).

Развитие в государстве института частной собственности на землю и вовлечение земли в гражданский оборот происходило путем постепенного изживания прав пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. В этой связи Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» [6] отменил положение об однократности бесплатного приобретения прав на земельные участки и взамен ввел порядок переоформления прав пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности. Следовательно, любой гражданин, у которого в пользовании находились земельные участки, мог переоформить их в частную собственность независимо от их количества.

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7] введен новый порядок образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реформированы существующие способы приобретения прав на публичные земли. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса, этот гражданин вправе получить бес-

платно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований (часть 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации).

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно предусмотрены статьей 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный законодатель в части 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрел ограничение прав граждан, указанных в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 указанного Кодекса, на бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, условием однократности. Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации, ограничивая права граждан на федеральном уровне, предоставил полномочия по определению случаев и порядка бесплатного предоставления земельных участков отдельным категориям граждан законодателю субъекта Российской Федерации. При этом субъект Российской Федерации, устанавливая порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно, в целях социальной поддержки отдельных категорий граждан и для предупреждения злоупотребления правом также предусмотрел однократность бесплатного предоставления земельных участков в собственность.

Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы Федеральным законом от 25 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года признана утратившей силу статья 28 вышеназванного закона, которая предусматривала, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен

этому некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного закона было создано (организовано) некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом этого некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории этого некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в этом некоммерческом объединении документом.

Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 14 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ (в ред. от 31.12.2017 года) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вопросы оформления документов на земельные участки членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы положениями пунктов 2.7-2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Согласно вышеназванным нормам до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу данного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из указанной нормы закона, она не ставит право члена садоводческого, огородниче-

ского, дачного некоммерческого объединения граждан на приобретение земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно в зависимость от кратности его приобретения.

Существенное правовое значение для передачи земельного участка в собственность члену садоводческого товарищества бесплатно имеет установление следующих обстоятельств: входит ли в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения испрашиваемый гражданином участок; создано ли данное некоммерческое объединение до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 25 апреля 1998 года, является ли гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, членом данного некоммерческого объединения и пользовался ли он этим участком на законных основаниях.

Как вытекает из решений Конституционного Суда Российской Федерации, Конституция Российской Федерации не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков [8, 9]. В соответствии со статьями 10 и 72 (пункты «в», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъектов Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса [10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17].

Поскольку в Земельном кодексе Российской Федерации присутствует предписание об однократности бесплатного предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, то установление в региональном нормативном правовом акте условие однократности является элементом порядка предоставления земельного участка отдельным категориям граждан.

Аналогичное положение об однократности бесплатного предоставления в собственность земельных участков содержится и в новом Законе Республики Дагестан № 116. В соответствии с частью 4 статьи 9 этого закона, граждане, указанные в частях 2 и 3 статьи 9, имеют право приобрести земельный участок в собственность бесплатно однократно.

Оспариваемое заявителем положение пункта 3 статьи 32 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 года № 45 «О земле», согласно которому отдельные категории граждан имеют право приобрести земельные участки в собственность бесплатно однократно, не противоречит Конституции Республики Дагестан, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в си-

стеме действующего правового регулирования установление субъектом Российской Федерации порядка и случаев предоставления земельных участков отдельным категориям граждан является

реализацией законодателем субъекта Российской Федерации предоставленного Земельным кодексом Российской Федерации полномочий.

Официальные материалы

1. По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 32 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 года № 45 «О земле» в связи с жалобой гражданина М.А. Багамаева: постановление Конституционного Суда Республики Дагестан от 23 марта 2018 г. № 1-П. URL: http://pravo.e-dag.ru/document/05008002923/ (дата обращения: 10.11.2018).

2. О земле: закон Республики Дагестан от 29 дек. 2003 г. № 45 // Дагестанская правда. 2003. 30 декабря. № 270-271.

3. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 25 окт. 2001 г. № 137-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: федер. закон Рос. Федерации от 15 апр. 1998 г. № 66-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан: закон Республики Дагестан от 29 дек. 2017 г. № 116. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

6. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества: федер. закон Рос. Федерации от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Афанасьевой Надежды Петровны на нарушение ее конституционных прав статьей 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 15 янв. 2009 г. № 105-О-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Клюева Николая Валентиновича на нарушение его конституционных прав пунктом 10 статьи 100 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 24 февр. 2011 г. № 163-О-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тараканова Николая Владимировича на нарушение его конституционных прав Законом Нижегородской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Нижегородской области»: определения Конституционного Суда Рос. Федерации от 22 марта 2012 г. № 523-О-О. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

11. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хлистунова Олега Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 4 статьи 3 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве»: определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 25 февраля 2013 г. № 193-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Юровой Галины Ивановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 21 нояб. 2013 г. № 1831-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Невской Ольги Васильевны на нарушение ее конституционных прав отдельными положениями Закона Санкт-Петербурга «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей»: определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 24 дек. 2013 г. № 2134-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бородина Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 1 Закона Челябинской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строи-

тельства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области": определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 24 марта 2015 г. № 582-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кинжаева Зафара Захиджановича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 14 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»: определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 20 дек. 2016 г. № 2649-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Руденко Жанны Владимировны на нарушение ее конституционных прав положением абзаца второго пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 29 янв. 2015 г. № 112-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Новиковой Ксении Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав абзацем четырнадцатым пункта 1 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»: определение от 5 нояб. 2015 г. № 2549-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Official materials (References)

1. Po delu o proverke konstitutsionnosti punkta 3 stat'i 32 Zakona Respubliki Dagestan ot 29 dekabrya 2003 goda № 45 «O zemle» v svyazi s zhaloboi grazhdanina M.A. Bagamaeva: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda Respubliki Dagestan ot 23 marta 2018 g. № 1-P. URL: http://pravo.e-dag.ru/document/05008002923/ (data obrashcheniya: 10.11.2018).

2. O zemle: zakon Respubliki Dagestan ot 29 dek. 2003 g. № 45 // Dagestanskaya pravda. 2003. 30 dek-abrya. № 270-271.

3. O vvedenii v deistvie Zemel'nogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 25 okt. 2001 g. № 137-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

4. O sadovodcheskikh, ogorodnicheskikh i dachnykh nekommercheskikh ob"edineniyakh grazhdan: feder. zakon Ros. Federatsii ot 15 apr. 1998 g. № 66-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

5. O nekotorykh voprosakh regulirovaniya zemel'nykh otnoshenii v Respublike Dagestan: zakon Respubliki Dagestan ot 29 dek. 2017 g. № 116. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Garant».

6. O vnesenii izmenenii v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii po voprosu oformleniya v uproshchennom poryadke prav grazhdan na otdel'nye ob"ekty nedvizhimogo imushchestva:

feder. zakon Ros. Federatsii ot 30 iyunya 2006 g. № 93-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

7. O vnesenii izmenenii v Zemel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossi-iskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 23 iyunya 2014 g. № 171-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

8. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanki Afanas'evoi Nadezhdy Petrovny na narushenie ee konstitutsionnykh prav stat'ei 54 Polozheniya o sluzhbe v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: opredelenie Konstitutsionnogo Suda Ros. Federatsii ot 15 yanv. 2009 g. № 105-0-0. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

9. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Klyueva Nikolaya Valentinovicha na narushenie ego konstitutsionnykh prav punktom 10 stat'i 100 Federal'nogo zakona "O vnesenii izmenenii v za-konodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii i priznanii utrativshimi silu nekotorykh zakonodatel'nykh aktov Rossiis-koi Federatsii v svyazi s prinyatiem federal'nykh zakonov "O vnesenii izmenenii i dopolnenii v Federal'nyi zakon ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudar-stvennoi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii" i "Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samouprav-leniya v Rossiiskoi Federatsii": opredelenie Konstitutsionnogo Suda Ros. Federatsii ot 24 fevr. 2011 g. № 163-0-O. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

10. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Tarakanova Nikolaya Vladimirovicha na narushenie ego konstitutsionnykh prav Zakonom Nizhegorodskoi oblasti «O besplatnom predostavlenii v sobstvennost' otdel'nym kategoriyam grazhdan zemel'nykh uchastkov dlya individual'nogo zhilishchnogo stroitel'stva na territorii Nizhegorodskoi oblasti»: opredeleniya Konstitutsionnogo Suda Ros. Federatsii ot 22 marta 2012 g. № 523-0-0. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

11. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Khlistunova Olega Viktorovicha na narushenie ego konstitutsionnykh prav punktami 3 i 4 stat'i 3 Federal'nogo zakona «O lichnom podsobnom kho-zyaistve»: opredelenie Konstitutsionnogo Suda Ros. Federatsii ot 25 fevralya 2013 g. № 193-0. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

12. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanki Yurovoi Galiny Ivanovny na narushenie ee konstitutsionnykh prav punktom 2 stat'i 28 Zemel'nogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii: opredelenie

Konstitutsionnogo Suda Ros. Federatsii ot 21 noyab. 2013 g. № 1831-O. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

13. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanki Nevskoi Ol'gi Vasil'evny na narushenie ee konstitutsionnykh prav otdel'nymi polozheniyami Zakona Sankt-Peterburga «O predostavlenii zemel'nykh uchastkov dlya individual'nogo zhilishchnogo ili dachnogo stroitel'stva grazhdanam, imeyushchim trekh i bolee detei»: opredelenie Konstitutsionnogo Suda Ros. Federatsii ot 24 dek. 2013 g. № 2134-O. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Borodina Sergeya Nikolaevicha na narushenie ego konstitutsionnykh prav chast'yu 6 stat'i 1 Zakona Chelyabinskoi oblasti "O besplatnom pre-dostavlenii zemel'nykh uchastkov v sobstvennost' grazhdan dlya individual'nogo zhilishchnogo stroitel'stva ili vedeniya lichnogo podsobnogo khozyaistva s vozvedeniem zhilogo doma na priusadebnom zemel'nom uchastke na territorii Chelyabinskoi oblasti": opredelenie Konstitutsionnogo Suda Ros. Federatsii ot 24 marta 2015 g. № 582-O. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

15. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Kinzhaeva Zafara Zakhidzhanovicha na narushenie ego konstitutsionnykh prav polozheniyami stat'i 14 Zakona Krasnoyarskogo kraya «O regulirovanii zemel'nykh otnoshenii v Krasnoyarskom krae»: opredelenie Konstitutsionnogo Suda Ros. Federatsii ot 20 dek. 2016 g. № 2649-O. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

16. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanki Rudenko Zhanny Vladimirovny na narushenie ee konstitutsionnykh prav polozheniem abzatsa vtorogo punkta 2 stat'i 28 Zemel'nogo kodeksa Rossi-iskoi Federatsii: opredelenie Konstitutsionnogo Suda Ros. Federatsii ot 29 yanv. 2015 g. № 112-O. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

17. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanki Novikovoi Ksenii Gennad'evny na narushenie ee konstitutsionnykh prav abzatsem chetyrnadtsatym punkta 1 stat'i 7.4 Zakona Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga - Yugry «O regulirovanii otdel'nykh zhilishchnykh otnoshenii v Khanty-Mansiiskom avtonomnom okruge - Yugre»: opredelenie ot 5 noyab. 2015 g. № 2549-O. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

Поступила в редакцию 30 ноября 2018 г.

Received 30 November, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.