Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЖЕНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ'

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЖЕНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2667
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЖЕНЕЦ / СТАТУС / ВРЕМЕННОЕ УБЕЖИЩЕ / ХОДАТАЙСТВО О ПРИЗНАНИИ БЕЖЕНЦЕМ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ / PROPORTIONAL ELECTORAL SYSTEM / MAJORITARIAN ELECTORAL SYSTEM / MIXED ELECTORAL SYSTEM / ADVANTAGES / DISADVANTAGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Деникаева С.Э., Шамсудинова А.Ш.

В статье рассматриваются причины возникновения проблем беженства, вопросы, касающиеся нормативного регулирования статуса беженцев в международном и внутригосударственном праве. Рассматриваются основные международные нормы, регламентирующие вопросы современной системы защиты прав беженцев. Говорится о неоднозначности трактовки понятия «беженец» и необходимости его корректирования в российском законодательстве. Авторами рассматриваются отдельные проблемы, возникающие при предоставлении лицу статуса беженца (различные основания его приобретения, проблемы, связанные с порядком подачи ходатайства о признании беженцем, сроками приема ходатайств и др.). Авторы приходят к выводу о несовершенстве практики реализации прав беженцев и их противоречии как международным нормам, так и нормам российского законодательства, регулирующим статус беженцев. Предлагается совершенствовать законодательство о беженцах посредством внесения изменений в Федеральный закон о беженцах, касающихся определения понятия «беженец», сокращения сроков рассмотрения ходатайств о предоставлении статуса беженцев, изменения процедуры подачи ходатайств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Деникаева С.Э., Шамсудинова А.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF REFUGEES IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

The article considers the problems of the electoral system of the Russian Federation. Аppropriate new draft law "On elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation" are analized. The authors investigate the kinds of existing electoral systems used in the Russian Federation, with the aim of finding the most optimal. Based on the analysis of existing scientific literature of the views in the article are positive and negative sides proportional, majoritarian and mixed electoral systems. It is concluded that a common drawback of majoritarian and proportional systems is the large number of lost votes. The authors agree with the legislator that a return to a mixed electoral system may become a compromise to create a balance in the relationship between political and national interests in the formation of the legislative body in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЖЕНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 342

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЖЕНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

Деникаева С.Э., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, de-

saida@yandex. ru

Шамсудинова А.Ш., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

kafedraconst@mail. ru

В статье рассматриваются причины возникновения проблем беженства, вопросы, касающиеся нормативного регулирования статуса беженцев в международном и внутригосударственном праве. Рассматриваются основные международные нормы, регламентирующие вопросы современной системы защиты прав беженцев. Говорится о неоднозначности трактовки понятия «беженец» и необходимости его корректирования в российском законодательстве. Авторами рассматриваются отдельные проблемы, возникающие при предоставлении лицу статуса беженца (различные основания его приобретения, проблемы, связанные с порядком подачи ходатайства о признании беженцем, сроками приема ходатайств и др.).

Авторы приходят к выводу о несовершенстве практики реализации прав беженцев и их противоречии как международным нормам, так и нормам российского законодательства, регулирующим статус беженцев. Предлагается совершенствовать законодательство о беженцах посредством внесения изменений в Федеральный закон о беженцах, касающихся определения понятия «беженец», сокращения сроков рассмотрения ходатайств о предоставлении статуса беженцев, изменения процедуры подачи ходатайств.

Ключевые слова: беженец, статус, временное убежище, ходатайство о признании беженцем, реализация прав беженцев.

UDK 342

THE LEGAL STATUS OF REFUGEES IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS OF

IMPLEMENTATION

Denikaeva S.E., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, desaida@yandex.ru Shamsudinovа А^., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, kafedraconst@mail.ru

The article considers the problems of the electoral system of the Russian Federation. Appropriate new draft law "On elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation" are ana-lized. The authors investigate the kinds of existing electoral systems used in the Russian Federation, with the aim of finding the most optimal. Based on the analysis of existing scientific literature of the views in the article are positive and negative sides proportional, majoritarian and mixed electoral systems. It is concluded that a common drawback of majoritarian and proportional systems is the large number of lost votes. The authors agree with the legislator that a return to a mixed electoral system may become a compromise to create a balance in the relationship between political and national interests in the formation of the legislative body in the Russian Federation.

Key words: proportional electoral system, majoritarian electoral system, mixed electoral system, advantages, disadvantages

Одной из самых острых гуманитарных проблем не только для современной России, но и для многих иностранных государств является проблема беженства. В настоящее время данная проблема усугубляется массовым исходом беженцев из стран, где происходят локальные военные конфликты (Сирия, Украина и др.). Для стран-реципиентов проблема беженцев зачастую сопровождается усилением экстремистской и террористической угрозы, т.к. под видом беженцев могут скрываться террористы. Тот факт, что беженцы могут стать активными участниками вооруженного конфликта, доказывает современная ситуация в Сирии [1, с. 10]. Особенно это актуально для Европы, где в настоящее время наблюдается миграционный кризис в связи с наплывом беженцев из стран Ближнего Востока. Для Российской Федерации также существует опасность развития мигра-

ционного кризиса в силу ее особого геополитического положения, прозрачности государственной границы, а также существующих пробелов в правовом регулировании порядка и критериев установления статуса беженцев. В этой связи следует согласиться с С.А. Авакьяном и другими авторами, утверждающими, что «проблема беженцев существовала и будет существовать до тех пор, пока в мире не прекратится разрешение внутригосударственных и межгосударственных конфликтов с помощью силы» [2; 3].

Одним из актуальных вопросов, стоящих перед международным сообществом на современном этапе, является проблема оказания действенной помощи беженцам.

Как известно, современная система защиты прав беженцев основывается на ряде международных соглашений, носящих универсальный харак-

тер . Следует также отметить, что в настоящее время в Европейском Союзе развивается институт вспомогательной (дополнительной) защиты, в рамках которого разрабатываются международные документы [5], развивающие и уточняющие положения Конвенции 1951 г. о статусе беженцев, формально не подпадающих под ее действие («де-факто беженцы») [6, с. 26].

Анализ указанных актов дает основание считать, что «в основе международной защиты прав беженцев стоит принцип, согласно которому ни один беженец, представивший веские доказательства против возвращения в страну происхождения, не может быть принужден к этому» [7, с. 201; 8]. Кроме того, Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) разработало «Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев», не являющееся юридически обязательным для государств, но используемое ими в своих национальных процедурах определения статуса беженцев. В своей деятельности данный документ также используют миграционные и судебные органы Российской Федерации [9, с. 130; 10, с. 16]. Так, этот документ подробно регламентирует критерии, определяющие принципы поведения, которым желательно следовать в области определения статуса беженца, исходя из накопленного опыта как государств-участников Конвенции 1951 г., так и практики УВКБ ООН [11].

В Российской Федерации правовое регулирование вынужденной миграции осуществляется рядом нормативных правовых актов , принятых в соответствии с конституционными нормами об исполнении взятых Российской Федерацией международно-правовых обязательств (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) и являющихся базовыми в системе нормативных правовых актов, регулирующих вопросы беженства.

Основными из них являются Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 года, Женева, 28 июля 1951 г. (Сб. меж-дун. док. 1995. № 2. С. 22-29) и Протокол к ней от 1967 г., Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 г. «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» [4] и др.

О беженцах : федер. закон Рос. Федерации от 19.02.1993 № 4528-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 9 апреля 2001 г. № 274 : в ред. от 23 апр. 2012 г., с изм. от 22 июля 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке : постановление Правительства Рос. Федерации от 22 июля 2014 г. № 690. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации : приказ ФМС России от 19 авг. 2013 г. № 352 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 9 и др.

Однако значительная правовая база, направленная на защиту прав беженцев в Российской Федерации, не исключает существования проблем в указанной области. Рассмотрим лишь некоторые из них.

В первую очередь, по-прежнему остается неоднозначной трактовка понятия «беженец» в различного уровня нормативных правовых актах, что существенно влияет на определение «соответствия лица, ищущего убежище, легальным признакам искомого статуса» [12, с. 153]. В частности, формулировка данного понятия, закрепленная в Федеральном законе «О беженцах», практически повторяет таковую из Конвенции 1951 года, дополняя его национальностью как основанием преследования, выступающим одним из критериев предоставления лицу статуса беженца. Основными наиболее значимыми аспектами определения понятия «беженец», содержащегося в законе, как считает Т.И. Антошкина, являются «вполне обоснованные опасения» и «преследования по какому-либо признаку» [13, с. 50]. Однако в соответствии с Решением Экономического суда СНГ № С-1/14-96 «О толковании понятий «беженец», «мигрант», «вынужденный переселенец» [14] понятие «беженец» в нем дополнено такими новыми признаками, как жертва вооруженного и межнационального конфликтов, жертва преследования по признаку языка. Таким образом, ограничительное толкование официального понятия «беженец» не соответствует современным реалиям времени и является дискриминационным по отношению к лицам, вынужденным покинуть свое место жительства по различным обстоятельствам, которые могут быть опасными для их жизни и здоровья. В этой связи следует согласиться с авторами [15, с. 154-155], считающими, что трактовка понятия «беженец» в российском национальном праве нуждается в корректировке и должна содержать более расширительное его толкование, что положительно скажется на всей системе оказания помощи беженцам, находящимся на территории Российской Федерации.

В юридической литературе дискуссионным остается и вопрос об определении статуса беженцев. Как известно, на содержание правового статуса беженца определенное влияние оказывают такие элементы, как гражданство, общая правосубъектность, права, обязанности и другие. Теоретически можно представить, что правовой статус беженца складывается из элементов общего правового статуса человека, а также правового статуса иностранного гражданина (лица без гражданства) и статуса, предоставляемого беженцу российским законодательством и международным правом [16, с. 21-22].

В российском законодательстве, по мнению А.П. Червинской, существует два принципиально разных статуса для беженцев. Это различие выражается в том, что в одном случае «статус беженца выдается лицу, которое не может и не желает более проживать в стране исхода», в другом - такой статус получает лицо, ищущее временное убежище [17, с. 82-83]. На наш взгляд, различия состоят в том, что в случае приобретения иностранным

гражданином или лицом без гражданства временного убежища данные лица проигрывают в приобретении прав и свобод, предусмотренных ст. 6 ФЗ о беженцах, лишившись права на получение единовременного денежного пособия, однако в соответствии с вышеуказанным законом и постановлением Правительства РФ [18], регламентирующим порядок предоставления временного убежища, Российская Федерация гарантирует им возможность законно находиться на ее территории и ожидать установления благоприятной для возвращения обстановки в стране исхода без предоставления статуса беженца.

В соответствии с действующим законодательством временное убежище на территории России может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства по двум основаниям:

«1) иностранные граждане или лица без гражданства имеют основания для признания их беженцами, но ограничиваются заявлениями о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, территориальные органы ФМС России своими решениями предоставляют им временное убежище;

2) заявитель не признается беженцем, территориальный орган ФМС России рассматривает заявление о предоставлении временного убежища, оценивает наличие или отсутствие оснований, по которым указанному лицу можно предоставить дополнительную защиту» [19, с. 17].

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ временное убежище нельзя рассматривать в качестве альтернативы общему порядку получения разрешения на пребывание в Российской Федерации «при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке» [20].

Регулирование порядка признания беженцем происходит на основании положениями Федерального закона о беженцах, в соответствии с которыми иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности, может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство на границе либо на территории Российской Федерации.

На территории Российской Федерации, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона о беженцах, существует процедура получения статуса беженца, которая предусматривает определенные этапы [21, с. 52]. Однако, как неоднократно указывалось в научной литературе [22, с. 151-153], у беженцев возникают сложности с реализацией их прав, начиная с права на обращение с ходатайством о признании беженцем в соответствующие территориальные органы ФМС России, на рассмотрение которого законом отведен определенный срок. Процедура рассмотрения ходатайства является двухступенчатой и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства (в срок до 5 дней) и рассмотрения ходатайства по существу (до трех месяцев). Часто указанные сроки затягиваются, что противоречит

международно-правовым стандартам. Но, как свидетельствуют последние события, происходящие в Европе, аналогичные ситуации могут возникать и в ряде европейских государств. Вместе с тем, сроки их пребывания беженцев на территории России могут быть весьма продолжительными, поскольку есть возможность получить убежище в третьих странах. Например, как отмечает глава ФМС России Константин Ромодановский, в настоящее время в России находятся около 8 тыс. сирийских беженцев. При этом многие ищущие убежища люди используют Россию как канал миграции в Европу. В частности, из Мурманской области сирийцы выезжают в Норвегию. Большинству беженцев с Ближнего Востока некомфортно в России [23].

На практике возникает несоответствие норм Закона о беженцах, требующих при пересечении границы обращения в течение одного дня в соответствующие органы лиц, ищущих убежище, для признания их беженцами с законодательством о правовом положении иностранных граждан [24] и правилами регистрации в органах внутренних дел, предусматривающих наличие у них регистрации, отсутствие которой может грозить штрафом либо административным выдворением.

Однако «в последнее время судебные органы стали признавать, что лица, ищущие убежища, лично обратившиеся согласно процедуре в ФМС России с ходатайством о признании их беженцами, не могут рассматриваться как "незаконно пребывающие в стране иностранцы", и поэтому они не могут быть высланы из страны» [25, с. 35].

В случае отказа в предоставлении искомого статуса и отсутствия иных оснований для пребывания на российской территории, лица, ищущие убежища, должны ее покинуть, что противоречит принципу невысылки, закрепленному в Конвенции 1951 г.

Представляется правовым пробелом и отсутствие в ФЗ «О беженцах» регламентации порядка подачи ходатайства о признании беженцами несовершеннолетними лицами, «в связи с чем все такие ходатайства рассматриваются в общем порядке» [26, с. 152].

Рассмотрев отдельные проблемы, существующие в сфере определения статуса беженца, следует отметить, что в Российской Федерации заложены законодательные основы регулирования института беженства, в целом соответствующие международным стандартам. Однако действующие нормативные правовые акты носят фрагментарный характер, порой противоречат друг другу, а импле-ментация Российским государством международных правовых норм в национальную правовую систему осуществляется непоследовательно и неполно. Практика реализации прав беженцев далека от совершенства и часто противоречит нормам, зафиксированным как в международных документах, так и в российских нормативных правовых актах, регулирующих статус беженцев.

В целях совершенствования законодательства о беженцах следует внести изменения в Федеральный закон о беженцах в части определения понятия «беженец», сокращения сроков рассмотре-

ния ходатайств о предоставлении статуса бежен- несовершеннолетними лицами, несопровождаемы-цев, изменения процедуры подачи ходатайств ми взрослыми и иные.

Литература

1. Маршук Д.Н. Палестинские беженцы в условиях вооруженного конфликта в Сирии // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2013. № 1. С. 10.

2. Авакьян С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. М., 2003. 430 с.

3. Школяренко Е.А. Соотношение понятий «беженец» в российском и международном праве // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 1 (41). С. 180-183.

4. Бекяшев Д.К., Иванов Д.В. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции. М.: Проспект, 2013. 392 с.

5. Директива Совета ЕС № 2004/83/EC от 29.04.2004 // OJ L304/12. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32004L0083:EN:HTML (дата обращения: 14.10.2015).

6. Исполинов А. С. Решение Суда Европейского союза по делу Elgafaji: взаимодействие права ЕС и международного гуманитарного права // Балтийский регион. 2011. № 3 (9). DOI 10.5922/2074-9848-2011-3-3

7. Колобов А.В. Социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев // Ленинградский юридический журнал. СПб., 2010. № 1 (19).

8. Колобов А.В. Международно-правовые акты и законодательство РФ в сфере социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев // Аграрное и земельное право. М., 2013. № 3 (99). С. 90-97.

9. Иранпур З.Ф. Эволюция международных институтов по защите беженцев // Вопросы российского и международного права. 2011. № 4.

10. Искендеров Р.Р. Правовой статус беженцев в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

11. Руководство УВКБ ООН и ст. (е) Заключения Исполнительного комитета УВКБ ООН № 8 (XXXVIII), ст. 192. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Щеголева Н.А., Волков А.В. О необходимости совершенствования понятия «беженец» в российском законодательстве // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2 (38).

13. Антошкина Т.И. О сущности понятия «беженец» и некоторых особенностях правового положения лиц, ищущих убежище на территории Российской Федерации // Вестник Нижегородской правовой академии. 2015. № 4 (4).

14. О толковании понятий «беженец», «мигрант», «вынужденный переселенец» применительно к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, заключенному 24 сентября 1993 года : решение Экономического суда СНГ № С-1/14-96: принято в г. Минске 11 сент. 1996 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Щеголева Н.А., Волков А.В. Указ. соч. С. 154-155.

16. Ковшиков Е. М. Обеспечение и защита прав беженцев и вынужденных переселенцев в субъектах Российской Федерации // Гражданин и право. 2000. № 9. С. 21-22.

17. Червинская А.П. К вопросу о легализации положения украинских граждан на территории Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управлении. 2014. № 3 (14). С. 82-83.

18. О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 9 апр. 2001 г. № 274 : в ред. от 23 апр. 2012 г., с изм. от 22 июля 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 16, ст. 1603.

19. Искендеров Р.Р. Указ. соч.

20. По жалобе Закарии Мусы Ясира Мустафы, Маланга Сулеймана и ряда других иностранных граждан на нарушение их конституционных прав подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах»: определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 г. № 1317-О-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

21. Каргина Е. М. Правовые аспекты получения статуса беженца в России (на примере беженцев из Украины) // Вестник Нижегородской правовой академии. 2015. № 4 (4).

22. Колокольцев А.В. Конституционно-правовое регулирование вопросов признания и регистрации беженцев в Российской Федерации // Правовая культура. 2011. № 1. С. 151-153.

23. «Статус беженца — это редкость в России». Сирийцы используют РФ как мост для миграции в Европу // Коммерсантъ. 2015. 9 окт. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2829602 (дата обращения: 09.10.2015).

24. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ: в ред. от 13 июля 2015 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

25. Искендеров Р.Р. Указ. соч.

26. Колокольцев А.В. Указ. соч.

References

1. Marshuk D.N. Palestinskie bezhentsy v usloviyakh vooruzhennogo konflikta v Sirii // Elektronnoe prilozhenie k «Rossiiskomu yuridicheskomu zhurnalu». 2013. № 1. S. 10.

2. Avak'yan S. A. Rossiya: grazhdanstvo, inostrantsy, vneshnyaya migratsiya. M., 2003. 430 s.

3. Shkolyarenko E.A. Sootnoshenie ponyatii «bezhenets» v rossiiskom i mezhdunarodnom prave // Vest-nik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 1 (41). S. 180-183.

4. Bekyashev D.K., Ivanov D.V. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie vynuzhdennoi i trudovoi mi-gratsii. M.: Prospekt, 2013. 392 s.

5. Direktiva Soveta ES № 2004/83/EC ot 29.04.2004 // OJ L304/12. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32004L0083 :EN:HTML (data obrashcheniya: 14.10.2015).

6. Ispolinov A.S. Reshenie Suda Evropeiskogo soyuza po delu Elgafaji: vzaimodeistvie prava ES i mezhdunarodnogo gumanitarnogo prava // Baltiiskii region. 2011. №3 (9). DOI 10.5922/2074-9848-2011-3-3

7. Kolobov A. V. Sotsial'no-pravovaya zashchita bezhentsev i vynuzhdennykh pereselentsev // Leningrad-skii yuridicheskii zhurnal. SPb., 2010. № 1 (19).

8. Kolobov A.V. Mezhdunarodno-pravovye akty i zakonodatel'stvo RF v sfere sotsial'no-pravovoi zash-chity bezhentsev i vynuzhdennykh pereselentsev // Agrarnoe i zemel'noe pravo. M., 2013. № 3 (99). S. 90-97.

9. Iranpur Z.F. Evolyutsiya mezhdunarodnykh institutov po zashchite bezhentsev // Voprosy rossiisko-go i mezhdunarodnogo prava. 2011. № 4.

10. IskenderovR.R. Pravovoi status bezhentsev v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006.

11. Rukovodstvo UVKB OON i st. (e) Zaklyucheniya Ispolnitel'nogo komiteta UVKB OON № 8 (XXXVIII), st. 192. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

12. Shchegoleva N.A., Volkov A. V. O neobkhodimosti sovershenstvovaniya ponyatiya «bezhenets» v rossiiskom zakonodatel'stve // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2015. № 2 (38).

13. Antoshkina T.I. O sushchnosti ponyatiya «bezhenets» i nekotorykh osobennostyakh pravovogo polo-zheniya lits, ishchushchikh ubezhishche na territorii Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Nizhegorodskoi pravovoi akademii. 2015. № 4 (4).

14. O tolkovanii ponyatii «bezhenets», «migrant», «vynuzhdennyi pereselenets» primenitel'no k Soglasheniyu o pomoshchi bezhentsam i vynuzhdennym pereselentsam, zaklyuchennomu 24 sentyabrya 1993 goda : reshenie Ekonomicheskogo suda SNG № S-1/14-96: prinyato v g. Minske 11 sent. 1996 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

15. Shchegoleva N.A., Volkov A.V. Ukaz. soch. S. 154-155.

16. Kovshikov E. M. Obespechenie i zashchita prav bezhentsev i vynuzhdennykh pereselentsev v sub"ek-takh Rossiiskoi Federatsii // Grazhdanin i pravo. 2000. № 9. S. 21-22.

17. Chervinskaya A.P. K voprosu o legalizatsii polozheniya ukrainskikh grazhdan na territorii Ros-siiskoi Federatsii // Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravlenii. 2014. № 3 (14). S. 82-83.

18. O predostavlenii vremennogo ubezhishcha na territorii Rossiiskoi Federatsii : postanovlenie Pravi-tel'stva Ros. Federatsii ot 9 apr. 2001 g. № 274 : v red. ot 23 apr. 2012 g., s izm. ot 22 iyulya 2014 g. // Sobr. za-konodatel'stva Ros. Federatsii. 2001. № 16, st. 1603.

19. Iskenderov R.R. Ukaz. soch.

20. Po zhalobe Zakarii Musy Yasira Mustafy, Malanga Suleimana i ryada drugikh inostrannykh grazhdan na narushenie ikh konstitutsionnykh prav podpunktom 2 punkta 2 stat'i 12 Federal'nogo zakona «O bezhentsakh»: opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 30.09.2010 g. № 1317-O-P. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

21. Kargina E.M. Pravovye aspekty polucheniya statusa bezhentsa v Rossii (na primere bezhentsev iz Ukrainy) // Vestnik Nizhegorodskoi pravovoi akademii. 2015. № 4 (4).

22. Kolokol'tsev A.V. Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie voprosov priznaniya i registratsii bezhentsev v Rossiiskoi Federatsii // Pravovaya kul'tura. 2011. № 1. S. 151-153.

23. «Status bezhentsa — eto redkost' v Rossii». Siriitsy ispol'zuyut RF kak most dlya migratsii v Evropu // Kommersant". 2015. 9 okt. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2829602 (data obrashcheniya: 09.10.2015).

24. O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Fe-deratsii ot 25 iyulya 2002 g. № 115-FZ: v red. ot 13 iyulya 2015 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

25. Iskenderov R.R. Ukaz. soch.

26. Kolokol'tsev A.V. Ukaz. soch.

Поступила в редакцию 18 Октября, 2015 г.

Received 18 October, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.