Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ И ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ'

ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ И ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
585
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВОВАЯ ОХРАНА / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ЗАКОН / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Упоров Иван Владимирович, Тамазова Анна Дмитриевна, Голубихина Наталья Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы правовой охраны конституции как акта высшей юридической силы. Показано огромное значение конституции в политической жизни общества, в связи с чем и возникает необходимость ее правовой охраны. Предлагается понятие правовой охраны конституции, охарактеризованы формы, в которых осуществляется такая охрана. Основное внимание уделяется выявлению и раскрытию основных тенденций развития правовой охраны конституции в советском государстве, где в 1918 г. появилась первая в российской истории Конституция. Отмечается, что, в отличие европейских государств, в СССР практически в течение всего периода его существования конституционно закреплялось государственное устройство, предполагавшее наличие одного высшего органа государственной власти. Соответственно, отсутствовали независимые контрольно-надзорные органы по правовой охране конституции, и она осуществлялась в жестко заданных самой властью рамках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Упоров Иван Владимирович, Тамазова Анна Дмитриевна, Голубихина Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROTECTION OF THE CONSTITUTION AND ITS IMPLEMENTATION IN THE SOVIET STATE

The article examines the issues of legal protection of the constitution as an act of supreme legal force. The great importance of the constitution in the political life of society is shown, in connection with which there is a need for its legal protection. The concept of legal protection of the constitution is proposed, the forms in which such protection is carried out are characterized. The main attention is paid to identifying and disclosing the main trends in the development of legal protection of the constitution in the Soviet state, where in 1918 the first in Russian history Constitution. It is noted that, in contrast to European states, in the USSR, practically throughout the entire period of its existence, the state structure was constitutionally fixed, which presupposed the presence of one supreme body of state power. Accordingly, there were no independent control and oversight bodies for the legal protection of the constitution, and it was implemented within the framework rigidly set by the authorities themselves.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ И ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ»

7. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2005. 592 с.

8. Баренбойм П., Захаров А. Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. М.: Московско-Петербургский Философский Клуб, 2010. 324 с.

9. Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967.

10. Трайнин И.П. О содержании и системе государственного права // Советское государство и право. 1939. № 3.

11. Ржевский В.А. Общественный строй развитого социализма: Конституционное содержание, структура, регулирование. М.: Юрид. лит., 1983. 247 с.

12. Озеров И.Х., Основы финансовой науки. М.: ЮрИнфор, 2008. 622с.

13. Витрук Н. В. Верность Конституции: монография. М.: Изд-во РАП, 2008.

References and Sources

1. Bondar' N.S. Ekonomicheskij konstitucionalizm Rossii. M.: Norma, 2017.

2. Andrichenko L.V., Postnikov A.E. Instituty konstitucionnogo prava. M.: ID «YUrisprudenciya», 2011. 496 s.

3. Korkunov N. M. Lekcii po obshchej teorii prava. 2-e izd., ster. M.: YUrajt, 2016. 422 s.

4. Alekseev A.S. Russkoe gosudarstvennoe pravo. Konspekt lekcij. Izd. 4-e. M., 1897. 583 s.

5. Kiseleva A.V. Sootnoshenie publichnyh i chastnyh nachal v finansovom prave v svete izmeneniya Konstitucii RF: monografiya. Rostov-na-Donu -Taganrog: izd-vo YUFU, 2020.

6. Chicherin B. N. Kurs gosudarstvennoj nauki. T. I-III. M.: tip. tov-va I.N. Kushnerev i Ko, 1894. //https://constitution.garant.ru/science-work/pre-revolutionar/3948892/ (data obrashcheniya: 18.07.2021g.).

7. Bondar' N.S. Vlast' i svoboda na vesah konstitucionnogo pravosudiya: zashchita prav cheloveka Konstitucionnym Sudom Rossijskoj Federacii. M.: Yusticinform, 2005. 592 s.

8. Barenbojm P., Zaharov A. Filosofiya prava v nachale XXI stoletiya cherez prizmu konstitucionalizma i konstitucionnoj ekonomiki. M.: Moskovsko-Peterburgskij Filosofskij Klub, 2010. 324 s.

9. Farber I.E., Rzhevskij V.A. Voprosy teorii sovetskogo konstitucionnogo prava. Saratov, 1967.

10. Trajnin I.P. O soderzhanii i sisteme gosudarstvennogo prava // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1939. N° 3.

11. Rzhevskij V.A. Obshchestvennyj stroj razvitogo socializma: Konstitucionnoe soderzhanie, struktura, regulirovanie. M.: Yurid. lit., 1983. 247 s.

12. Ozerov I.H., Osnovy finansovoj nauki. M.: YurInfor, 2008. 622s.

13. Vitruk N. V. Vernost' Konstitucii: monografiya. M.: Izd-vo RAP, 2008.

АСОЯНЦ КАРИНА АРТЕМОВНА - управляющий партнер консалтингового агентства ООО «Окружная экспертиза» (г. Ростов-на-Дону) (asoyancka@yandex.ru).

КИСЕЛЕВА АЛЛА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра финансового права юридического факультета Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) (avkiseleva@sfedu.ru).

ЧЕРКАСОВ ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ - старший преподаватель кафедры финансового права юридического факультета Южного федерального университета (Cherka@sfedu.ru)

ASOYANTS, KARINA A. - Managing partner of the consulting agency LLC "District Expertise" Rostov-on-Don Russia (asoyancka@yandex.ru).

KISELEVA, ALLA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Financial Law, Faculty of Law, Southern Federal University, Rostov-on-Don Russia (avkiseleva@sfedu.ru)K>

CHERKASOV, YURI Yu. - Senior Lecturer, Department of Financial Law, Faculty of Law, Southern Federal University, Rostov-on-Don (Cherka@sfedu.ru).

УДК 342.4(470) DOI: 10.24412/2411-2275-2021-4-54-60

УПОРОВ И.В., ТАМАЗОВА А.Д., ГОЛУБИХИНА Н.В. ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ И ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ В СОВЕТСКОМ

ГОСУДАРСТВЕ

Ключевые слова: конституция, правовая охрана, контрольно-надзорные органы, советское государство, закон, общество.

В статье рассматриваются вопросы правовой охраны конституции как акта высшей юридической силы. Показано огромное значение конституции в политической жизни общества, в связи с чем и возникает необходимость ее правовой охраны. Предлагается понятие правовой охраны конституции, охарактеризованы формы, в которых осуществляется такая охрана. Основное внимание уделяется выявлению и раскрытию основных тенденций развития правовой охраны конституции в советском государстве, где в 1918 г. появилась первая в российской истории Конституция. Отмечается, что, в отличие европейских государств, в СССР практически в течение всего периода его существования конституционно закреплялось государственное устройство, предполагавшее наличие одного высшего органа государственной власти. Соответственно, отсутствовали независимые контрольно-надзорные органы по правовой охране конституции, и она осуществлялась в жестко заданных самой властью рамках.

UPOROV, I.V., TAMAZOVA, A.D., GOLUBIKHINA, N.V. LEGAL PROTECTION OF THE CONSTITUTION AND ITS IMPLEMENTATION IN THE SOVIET STATE

Key words: constitution, legal protection, control and supervisory bodies, the Soviet state, law, society.

The article examines the issues of legal protection of the constitution as an act of supreme legal force. The great importance of the constitution in the political life of society is shown, in connection with which there is a need for its legal protection. The concept of legal protection of the constitution is proposed, the forms in which such protection is carried out are characterized. The main attention is paid to identifying and disclosing the main trends in the development of legal protection of the constitution in the Soviet state, where in 1918 the first in Russian history Constitution. It is noted that, in contrast to European states, in the USSR, practically throughout the entire period of its existence, the state structure was constitutionally fixed, which presupposed the presence of one supreme body of state power. Accordingly, there were no independent control and oversight bodies for the legal protection of the constitution, and it was implemented within the framework rigidly set by the authorities themselves.

Институт конституционного регулирования общественных отношений уже давно и прочно вошел в практику абсолютного большинства стран, получив начало с рубежа XVIII в. (в России это произойдет позже, начиная с советского периода). Это неудивительно, учитывая, что конституция дает возможность наглядно показать для всех граждан общественно-государственное устройство, фундаментальные ценности, которые складываются в обществе и защищаются государством. Как справедливо отмечается в литературе, в конституциях закладываются тенденции комплексного регулирования взаимосвязей человека, коллектива, государства и общества, причем этот процесс «бесконечен, ибо жизнь постоянно ставит новые вопросы» [1, с. 6]. Здесь же заметим, что конституции стали правовым оформлением новой эпохи в развитии цивилизации, когда буржуазные революции поставили демократическое управление общими делами, обеспечение свободы и естественные права человека и гражданина в качестве приоритетных направлений деятельности органов публичной власти.

И в этой связи очень важно подчеркнуть, что с самого начала конституции стали восприниматься как высшие правовые гарантии провозглашаемых ценностей, в том числе в СССР, на чем ниже будет сосредоточено внимание. Одной из таких гарантий в странах Запада стало ограничение произвола властных структур, для чего, в частности, был введен принцип разделения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную, и в этом смысле пределы государственной власти ограничиваются правом, которое само же государство принимает в развитие конституционных положений [2, с. 146] (в советском государство, как мы покажем, конституционные принципы имели иное содержание).

Вместе с тем в указанной выше взаимосвязи конституционных положений имеется еще одна важнейшая составляющая, суть которой в следующем. Конституция представляет собой выражение воли народа, и не случайно в настоящее время в большинстве стран конституции принимаются всенародно, в том числе в Российской Федерации. Эта воля народа закрепляется в конкретных конституционных нормах. Но для того, чтобы эти нормы не оставались красивыми фразами, они должны претворяться в жизнь, для чего, как отмечает С.Г. Трифонов, вскоре после появления первых конституций стали создаваться определенные общественные и властные структуры с контрольными и надзорными функциями - для того, чтобы сохранить конституцию как «определенный набор материальных принципов и ценностей, а также как формально-определенный документ, в котором такие принципы и ценности фиксируются» [3, с. 34], и это необходимо было потому, что имевшихся правовых средств было недостаточно.

Так стал формироваться институт правовой охраны конституции, который получал свое последовательное развитие. При этом часть соответствующих правовых норм содержится в самих конституциях - в частности, они касаются принятия конституции и внесения в нее изменений по специальной процедуре, отличающейся от обычного законодательного процесса (в Конституции России данная позиция закреплена в главе 9), и такая сложность изменения норм Конституции России обусловлена прежде всего необходимостью защиты базовых конституционных установлений, а равно стабильности функционирования конституционных норм. Другая часть правовых норм по охране конституции, причем в основном объеме, содержится в законах, регулирующих механизмы ее осуществления; первыми актами по охране конституций еще в эпоху буржуазных революций, предусматривалась отмена тех законов, которые противоречили конституционным положениям [4, с. 53].

Здесь под правовой охраной конституции мы полагаем целесообразным понимать систему правовых средств, необходимых для обеспечения верховенства и стабильности конституции, строгого соблюдения конституционных норм органами публичной власти и управления, юридическими и физическими лицами [5, с. 84]. Наиболее важными формами, посредством которых осуществляется правовая охраны конституции, являются конституционный контроль и конституционный надзор, институт конституционной ответственности, в реализации которых участвуют соответствующие контрольно-надзорные органы, а также отмеченная выше достаточно жесткая процедура внесения конституционных поправок. При этом, как нам представляется, понятия «конституционный контроль» и «конституционный надзор» не являются тождественными, и в этом смысле следует поддержать основную аргументацию Ю.Л. Шульженко по данному вопросу [6, с. 4]. Не имея целью подробно останавливаться на этом аспекте, заметим

лишь, что конституционный контроль и конституционный надзор имеют ряд общих признаков (в частности, эти институты выполняют общую задачу при осуществлении правовой охраны конституции), однако есть и существенное различие, заключающееся в содержании мер реагирования, которые органы контроля и надзора уполномочены налагать по результатам выявленных нарушений - надзорный орган не вправе отменять выявленный акт, противоречащий конституции, а может, к примеру, направить соответствующее предписание субъекту правотворчества, не являющееся обязательным для исполнения, и, если необходимо, в суд, то есть использует более мягкие санкции. Отметим еще, что помимо указанных контрольно-надзорных структур, правовую охрану конституции осуществляют органы публичной власти, создание которых предусмотрено в самой конституции [7, с. 83].

В России институт правовой охраны конституции, в отличие от большинства европейских стран, развивался очень противоречиво. Так, если в Европе уже в XVШ-XIX вв. обеспечение стабильности действия норм конституций означало одновременно и закрепление в системе общественных отношений демократических преобразований (принцип разделения властей, парламентаризм, местное самоуправление и т.д.) [8, с. 195], то в России в тот период, как известно, еще не было конституции европейского типа, как акта высшей юридической силы, определяющего ограничения для органов публичной власти и провозглашающего приоритет прав и свобод человека.

Учреждение первой Государственной Думы в 1906 г. несколько смягчило абсолютистский режим в Российской империи, однако полномочия Думы были ограничены, а избирательное право неравным. До 1917 г. в Основных государственных законах в ст. 10 указывалось, в частности, что «власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского» [9]. В период Временного правительства предпринимались попытки демократизации общественных отношений, но до принятия конституции дело так и не дошло. В этой связи вести речь о конституционном контроле или конституционном надзоре применительно к России этого времени не приходится.

Ситуация в указанном контексте кардинально изменилась после прихода к власти большевиков в результате октябрьских событий 1917 года. Именно по их инициативе и была принята первая в стране Конституции 1918 г. [10]. В частности, этим актом в ст. 12 устанавливалось, что верховная власть (в ст. 24 - «высшая власть») в РСФСР принадлежит Всероссийскому Съезду Советов, а в период между съездами - ВЦИК, который был подотчетен Съезду [10]. Указанные органы публичной власти состояли из лиц, избранных населением, и в этом смысле можно говорить о том, что с формальной точки зрения народ выразил свою волю, хотя и опосредованно.

Будучи верховной властью, Съезд Советов принимал к рассмотрению любой вопрос общегосударственного значения. При этом вопросы введения, дополнения или изменения конституционных норм относился к его исключительной компетенции, согласно п. «а» ст. 51 Конституции РСФСР. А согласно ст. 31 и 32 Конституции РСФСР ВЦИК являлся «высшим контролирующим органом», который «наблюдает за проведением в жизнь Советской Конституции». Как видно, главенствующая роль по вопросам правовой охраны Конституции РСФСР 1918 г. отводилась Съезду Советов. Вместе с тем, институт конституционного контроля или конституционного надзора специально в ней не выделялись. Из общего смысла конституционных положений о Съезде Советов и ВЦИК, следовало, что они закрепляли парламентскую форму конституционного контроля. Обращает также на себя внимание то обстоятельство, что с самого начала конституционного развития советская власть придавала вопросам правовой охраны Конституции существенное значение, что может свидетельствовать о признании конституции в качестве высшего правового акта страны. И в этом контексте можно говорить об общей позиции как европейских государств, так и советского государства, несмотря на совершенно разные векторы политико-идеологического и экономического характера в различных конституциях того времени.

После образования Советского Союза (1922 г.) была принята Конституция СССР 1924 г. [11], закрепившая федеративную структуру советского государства. Эта Конституция сохраняла определенную преемственность конституционного развития. Одновременно в ней был сделан шаг в направлении централизации власти [12, с. 192], что определяло особенности регулирования

вопросов ее правовой охраны. Согласно ст. 2 этого акта: «утверждение и изменение основных начал настоящей Конституции подлежит исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик» [11]. Между Съездами Советов высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом государственной власти являлся ЦИК СССР. Согласно ст. 18, на рассмотрение ЦИК должны были «восходить» все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни СССР, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов СССР Кроме того, согласно ст. 20, ЦИК имел право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИК, съездов Советов и ЦИК союзных республик и других органов власти на территории СССР [11]. В межсессионный период высшая власть в государстве переходила к Президиуму ЦИК, который, в соответствии со ст. 30, наблюдал за проведением в жизнь конституционных норм и исполнением постановлений Съездов Советов и ЦИК СССР всеми органами власти, обладая правом приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных наркоматов. Признавая такие постановления неконституционными, в большинстве случаев Президиум ЦИК все же не отменял его, а давал разъяснения по вопросу или предлагал соответствующему органу принять меры к приведению его в соответствие с конституционным законодательством [13, с. 104]. Заметим, что такая практика наблюдалась до конца 1980-х гг. Указанные нормы показывают широкие конституционно-охранные полномочия ЦИК СССР и его Президиума.

В период с 1923 г. по 1933 г. ряд функций в области правовой охраны Конституции выполнял Верховный Суд СССР. В этой связи следует заметить, что тем самым был в определенной степени заимствован опыт США, где еще в конце XIX - начале ХХ в. Верховный Суд стал осуществлять функции конституционного контроля, следуя концепции оберегать неприкосновенность государственного устройства, ликвидируя возможность неконтролируемых или преждевременных изменений текста основных законов, а также их нарушения [14, с. 26]). Верховный Суд СССР мог давать заключения по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных актов союзных республик с точки зрения Конституции [15].

В целом, к рубежу 1930 г. в СССР сформировалась определенная система органов конституционного контроля и надзора, что нашло закрепление в конституционных нормах. Это положение отразилось в Конституции СССР 1936 г. [17], где был закреплен приоритет общесоюзного законодательства над республиканским и содержались нормы о необходимости строгого соответствия Конституции СССР конституций союзных республик. При этом здесь, в частности, уже не было положений о праве союзных республик опротестовать акты союзных органов. Согласно ст. 30 Конституции, высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет СССР, в перерывах между сессиями которого многие его функции выполнял Президиум ВС СССР (ст. 49). При этом в ней давалось довольно расплывчатое определение контроля за соблюдением конституционных положений; эта функция находилась в ведении СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления. Была заметно принижена роль прокурорского надзора, в сферу деятельности которого, согласно ст. 113, входила только проверка исполнения законов «всеми Народными комиссариатами и исполнительных органов власти и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР» [17], и, соответственно, выпадала проверка законов на предмет соответствия Конституции. Верховный Суд, согласно ст. 104, мог надзирать только за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик [17].

В целом, к этому времени уже сложилась практика, когда фактически не Конституция, а партийные решения ВКП(б) имели высший властный характер в стране [18]. Соответственно, приоритет в сфере конституционного надзора смещался к вопросам наблюдения за соблюдением не столько конституционных норм, сколько партийных решений [6, с. 108]. Если иметь в виду союзные республики, то в них система органов власти строилась по аналогии с союзной. Это касалось и организации регулирования внутриреспубликанского конституционного контроля.

В 1977 г. принимается новая Конституция СССР [18], где, с одной стороны, были расширены демократические рамки общественных отношений, в частности, меньше стало присущего ранним советским конституциям классового радикализма, но с другой - компетенция Союза ССР (в лице его органов государственной власти и, прежде всего, Верховного Совета

СССР) стала по сути неограниченной. Так, согласно ст. 108: «принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений ... осуществляются исключительно Верховным Советом СССР» [19]. Кроме того, положение КПСС, как монопольной политической структуры, определяющей деятельность всех органов власти, в ст. 6 Конституции СССР еще больше укрепилось и, тем самым, в определенной степени принижалось значение фактора народовластия.

В соответствии со ст. 119, Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета (далее - ПВС) СССР как «постоянно действующий орган Верховного Совета СССР, подотчетный ему во всей своей деятельности» и осуществляющий функции высшего органа власти в период между сессиями Верховного Совета в определенных пределах (указаны в ст. 121). Одной из таких функций как раз и было осуществление «контроля за соблюдением Конституции СССР» и обеспечение «соответствия конституций и законов союзных республик». Кроме того, ПВС СССР давал толкование законов СССР, имел полномочие отменять решения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае их несоответствия закону. Следует отметить также, что особая роль отводилась постоянным комиссиям Верховного Совета, которые рассматривали проекты законов с точки зрения их соответствия Конституции, осуществляли контроль за деятельностью государственных органов и организаций (ст. 125 Конституции СССР).

Говоря о механизме конституционного контроля, нужно заметить, что очевидно, отсутствовал внешний, более объективный контроль. С учетом того, что для Верховного Совета СССР контрольная функция являлась не основной, а дополнительной, такой контроль с его стороны являлся недостаточно глубоким. Помимо этого, отсутствовала четкая процедура конституционного контроля, а его результаты далеко не всегда доводились до общества. Схожее положение складывалось и в союзных республиках.

В целом, значение правовой охраны Конституции было принижено. Однако открыто данную проблематику стало возможно обсуждать лишь в годы горбачевской «перестройки», в частности, Д.А Керимов в 1989 г. с трибуны Съезда народных депутатов СССР говорил о том, что конституционный контроль и надзор практически отсутствовали [20].

Тогда же, во второй половине 1980-х гг., в СССР стали, как известно, происходить кардинальные изменения в общественном и государственном устройстве страны, связанные с созданием правового демократического государства. В этих условиях реформаторами во главе с М.С. Горбачевым немало внимания уделялось созданию реальной и эффективной системы правовой охраны Конституции. Так, 1 декабря 1988 г. был принят Закон СССР «Об изменении и дополнении Конституции СССР» [21], по которому наибольшие полномочия в сфере контроля принадлежали высшему органу государственной власти - Съезду народных депутатов (далее -СНД) СССР. Очень важно отметить, что тогда был создан внешний (по отношению к законодателю) надзирающий орган - Комитет конституционного надзора СССР. Вопрос о необходимости такого органа был поставлен ранее на известной XIX конференции КПСС (июнь-июль 1988 г.), решениями которой, собственно, и был дан старт реальным демократическим преобразованиям. К тому времени в научной литературе уже шла дискуссия о том, каким должен быть такой орган правовой охраны Конституции [22, с. 35-36; 23, с. 39].

На II СНД (конец декабря 1989 г.) был принят Закон СССР «О конституционном надзоре в СССР» [24]. Однако членов Комитета (27 человек) удалось избрать только в апреле 1990 г. В состав Комитета входили по одному представителю от каждой союзной республики и четыре представителя от всех автономных образований. Комитет, в частности, имел полномочия: а) принимать решения о соответствия Конституции СССР проектов законов СССР, иных актов, внесенных на рассмотрение СНД, а также законов СССР и иных актов, уже принятых СНД СССР, и конституций союзных республик; б) рассматривать разногласия между СССР и республиками, между союзными республиками и другими национально-территориальными образованиями по поводу конституционности актов, принятых их органами государственной власти и управления; в) осуществлять законодательную инициативу; г) рассматривать правомерность смещения Президента СССР с его должности в случае нарушения им Конституции и законов СССР. Важно также заметить, что решение Комитета по некоторым категориям актов высшего уровня могло быть отменено СНД СССР, то есть конституционный надзор все же зависел от законодательного органа. Тем не менее сам факт создания Комитета конституционного надзора СССР был

важнейшим шагом в процессе совершенствования правовой охраны Конституции, этот орган активно работал, приняв более сорока решений.

Подобным образом предпринимались попытки создавать соответствующие органы конституционного надзора в союзных республиках, в том числе в РСФСР, где законом от 27 октября 1989 г. также предусматривалось учреждение Комитета конституционного надзора РСФСР. Однако такой орган в РСФСР так и не был создан, и основная причина заключалась в том, что в СССР развернулись тектонические события политического характера, связанные с ослаблением союзного государства и центробежными устремлениями союзных республик. В сложных и конфликтных союзно-республиканских отношениях оказались правящие элиты Союза ССР (лидер М.С. Горбачев) и РСФСР (лидер Б.Н. Ельцин). В этих условиях, когда де-факто законы РСФСР противоречили законам СССР, причем по принципиальным вопросам (например, в РСФСР к тому времени допускалась частная собственность, в том числе на землю, а по союзным законам - нет), не было механизма принудить законодательный орган РСФСР привести свои законы в соответствие в союзными законами, поскольку в стратегическое противоречие вступили уже Конституция СССР и Конституция РСФСР и стоящие за ними политики. При таких обстоятельствах Комитет конституционного надзора СССР уже не мог вывести ситуацию из конституционного тупика. Бессильным он оказался и перед событиями августа 1991 года.

С конца 1990 г. в РСФСР конституционные изменения принимались уже без оглядки на органы власти СССР, в том числе по вопросам правовой охраны Конституции. Так, законом от 15 декабря 1990 г. [25] впервые в общей форме конституционно закреплялся статус Конституционного Суда, а положения о Комитете конституционного надзора РСФСР из текста Основного закона были исключены. 12 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О Конституционном суде РСФСР» [26], несколько позже были избраны конституционные судьи. Но это был орган правовой охраны конституции уже другого, не советского государства, которое официально перестало существовать 26 декабря 1991 года. А уже 14 января 1992 г. Конституционный суд РСФСР провел свое первое заседание, открыв этап новейшей постсоветской истории правовой охраны Конституции на принципиально иных основаниях, основанных на соответствующем опыте европейских стран.

Литература и источники

1. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2007. 320 с.

2. Чиркин В.Е. Контрольная власть. М.: Юристъ, 2008. 214 с.

3. Трифонов С.Г. Конституция как объект правовой защиты: историко-теоретический аспект // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия: «Юридические науки». 2020. Т. 6 (72). № 3. С. 30-41.

4. Богданди А. Доктринальный конструктивизм в прошлом и будущем: стратегия ответа на насущные вопросы, стоящие перед конституционно-правовой наукой в Европе // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 1 (74). С. 39-66.

5. Болехивская А.Д. Правовая охрана Конституции Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. 201 с.

6. Шульженко Ю.Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. М.: ИГПАН, 1998. 112 с.

7. Сергевнин С.Л. Общая характеристика механизма реализации и охраны Конституции // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. 2013. № 1 (45). С. 80-87.

8. Черепанов В. А. Проблемы российской государственности. Опыт системного исследования. М.: ИНФРА-М, 2018. 336 с.

9. Свод законов Российской империи. Часть 1. Т. 1-4. СПб.: Тов-во А.А. Левенсона, 1910. 1280 с.

10. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

11. Конституция (Основной Закон) СССР (утв. постановлением Съезда Советов СССР от 31.01.1924 г.) // Вестник ЦИК, СНК и СТО. 1924. № 2. Ст. 24.

12. Рощин Б.Е. Конституция СССР 1924 года: основные положения и особенности (к 90-летию принятия первой Конституции советского Союза) // Вестник Костромского государственного университета. 2014. № 2. С. 189-193.

13. Курс советского государственного права / Под ред. Б.В.Щетинина и А.И. Горшенева. М.: Высшая школа, 1971. 448 с.

14. Миряшева Е. В. Становление конституционализма в штатах в процессе формирования федеративного государства в США (XVII-XIX вв.). М.: Дашков и К, 2012. 131 с.

15. Наказ Верховному Суду СССР (принят постановлением ЦИК СССР от 14.07. 1924 г.) // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1923. № 10.

16. Постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 24.07. 1929 г. «Об утверждении положения о Верховном Суде Союза ССР и прокуратуре Верховного Суда Союза ССР» // СЗ СССР. 1929. N 50. Ст. 444.

17. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. N 283.

18. Звягольский А.Ю., Турицын И.В., Упоров И.В., Епифанцев А.А. Местные Советы депутатов трудящихся в послевоенное время (1945-1953 гг.): организационно-правовые основы формирования и деятельности: монография. М., 2016.

19. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

20. Доклад Д.А. Керимова на Втором Съезде народных депутатов СССР «О проекте Закона о конституционном надзоре в СССР» // Правда. 1989. 22 декабря.

21. Закон СССР от 01.12. 1988 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» // Ведомости ВС СССР. 1988. № 49. Ст. 727.

22. Топорнин Б.Н. Конституция в социалистическом правовом государстве // Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения. М.: ИГПАН СССР, 1989. С. 24-45

23. Органы государственной власти в период советской перестройки (1985-1991 гг.) / Под ред. Ю.Л. Шульженко. М.: ГУУ, 2016. 169 с.

24. Закон СССР от 23.12. 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 29. Ст. 574.

25. Закон РСФСР от 15.12. 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 29. Ст. 395.

26. Закон РСФСР от 12.07.1991 г. «О Конституционном суде РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 30. Ст. 1017.

References and Sources

1. Habrieva T.Ya., Chirkin V.E. Teoriya sovremennoj konstitucii. M.: Norma, 2007. 320 s.

2. Chirkin V.E. Kontrol'naya vlast'. M.: Yurist", 2008. 214 s.

3. Trifonov S.G. Konstituciya kak ob"ekt pravovoj zashchity: istoriko-teoreticheskij aspekt // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Seriya: «Yuridicheskie nauki». 2020. T. 6 (72). № 3. S. 30-41.

4. Bogdandi A. Doktrinal'nyj konstruktivizm v proshlom i budushchem: strategiya otveta na nasushchnye voprosy, stoyashchie pered konstitucionno-pravovoj naukoj v Evrope // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2010. № 1 (74). S. 39-66.

5. Bolekhivskaya A.D. Pravovaya ohrana Konstitucii Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2006. 201 s.

6. Shul'zhenko Yu.L. Institut konstitucionnogo nadzora v Rossijskoj Federacii. M.: IGPAN, 1998. 112 s.

7. Sergevnin S.L. Obshchaya harakteristika mekhanizma realizacii i ohrany Konstitucii // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2013. № 1 (45). S. 80-87.

8. Cherepanov V. A. Problemy rossijskoj gosudarstvennosti. Opyt sistemnogo issledovaniya. M.: INFRA-M, 2018. 336 s.

9. Svod zakonov Rossijskoj imperii. Chast' 1. T. 1-4. SPb.: Tov-vo A.A. Levensona, 1910. 1280 s.

10. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki (prinyata V Vserossij skim s"ezdom Sovetov 10.07.1918) // SU RSFSR. 1918. № 51. St. 582.

11. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) SSSR (utv. postanovleniem S"ezda Sovetov SSSR ot 31.01.1924g.)// Vestnik CIK, SNK i STO. 1924. №2. St.24.

12. Roshchin B.E. Konstituciya SSSR 1924 goda: osnovnye polozheniya i osobennosti (k 90-letiyu prinyatiya pervoj Konstitucii sovetskogo Soyuza) // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 2. S. 189-193.

13. Kurs sovetskogo gosudarstvennogo prava / Pod red. B.V.Shchetinina i A.I. Gorsheneva. M.: Vysshaya shkola, 1971. 448 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Miryasheva E. V. Stanovlenie konstitucionalizma v shtatah v processe formirovaniya federativnogo gosudarstva v SSHA (XVII-XIX vv.). M.: Dashkov i K, 2012. 131 s.

15. Nakaz Verhovnomu Sudu SSSR (prinyat postanovleniem CIK SSSR ot 14.07. 1924 g.) // Vestnik CIK, SNK i STO SSSR. 1923. № 10.

16. Postanovlenie CIK i Sovnarkoma SSSR ot 24.07. 1929 g. «Ob utverzhdenii polozheniya o Verhovnom Sude Soyuza SSR i prokurature Verhovnogo Suda Soyuza SSR» // SZ SSSR. 1929. N 50. St. 444.

17. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (utv. Postanovleniem Chrezvychajnogo VIII S"ezda Sovetov SSSR ot 05.12.1936) // Izvestiya CIK SSSR i VCIK. 1936. N 283.

18. Zvyagol'skij A.Yu., Turicyn I.V., Uporov I.V., Epifancev A.A. Mestnye Sovety deputatov trudyashchihsya v poslevoennoe vremya (1945-1953 gg.): organizacionno-pravovye osnovy formirovaniya i deyatel'nosti: monografiya. M., 2016.

19. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (prinyata VS SSSR 07.10.1977) // Vedomosti VS SSSR. 1977. № 41. St. 617.

20. Doklad D.A. Kerimova na Vtorom S"ezde narodnyh deputatov SSSR «O proekte Zakona o konstitucionnom nadzore v SSSR» // Pravda. 1989. 22 dekabrya.

21. Zakon SSSR ot 01.12. 1988 g. «Ob izmeneniyah i dopolneniyah Konstitucii SSSR» // Vedomosti VS SSSR. 1988. № 49. St. 727.

22. Topornin B.N. Konstituciya v socialisticheskom pravovom gosudarstve // Socialisticheskoe pravovoe gosudarstvo. Problemy i suzhdeniya. M.: IGPAN SSSR, 1989. S. 24-45

23. Organy gosudarstvennoj vlasti v period sovetskoj perestrojki (1985-1991 gg.) / Pod red. YU.L. SHul'zhenko. M.: GUU, 2016. 169 s.

24. Zakon SSSR ot 23.12. 1989 g. «O konstitucionnom nadzore v SSSR» // Vedomosti SND i VS SSSR. 1989. № 29. St. 574.

25. Zakon RSFSR ot 15.12. 1990 g. «Ob izmeneniyah i dopolneniyah Konstitucii RSFSR» // Vedomosti SND i VS RSFSR. 1990. № 29. St. 395.

26. Zakon RSFSR ot 12.07.1991 g. «O Konstitucionnom sude RSFSR» // Vedomosti SND i VS RSFSR. 1991. №2 30. St. 1017.

УПОРОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, Краснодарский университет МВД России (uporov@mail.ru).

ТАМАЗОВА АННА ДМИТРИЕВНА - кандидат юридических наук, профессор Краснодарский университет МВД России. ГОЛУБИХИНА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат юридических наук, профессор Краснодарский университет МВД России (ngol@mail.ru).

UPOROV, IVAN V. - Doctor of History, Ph.D. in Law, Professor, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. TAMAZOVA, ANNA D. - Ph.D. in Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (tamazova @mail.ru). GOLUBIKHINA, NATALIA V. - Ph.D. in Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

УДК 342.951 Б01: 10.24412/2411-2275-2021-4-60-65

СВЕЧНИКОВА В.В.

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Ключевые слова: административное право, контроль и надзор в сфере образования, развитие права в советский период, правовое регулирование высшего образования.

Статья посвящена изучению особенностей административно-правового регулирования контроля и надзора в сфере высшего образования и науки в историческом аспекте, в советский период развития. Подробно рассматриваются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие контроль и надзор в исследуемой области правового воздействия. В работе делаются выводы относительно основных закономерностей генезиса административного законодательства в сфере контроля и надзора в изучаемой сфере. В частности, отмечено, что происходившие с 20-х годов XX века изменения в управлении советским государством, повлекли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.