Научная статья на тему 'Субъективные права как компонент социально- экономических отношений: отечественный конституционно-правовой генезис'

Субъективные права как компонент социально- экономических отношений: отечественный конституционно-правовой генезис Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА / КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ / ПРАВО НА МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIO-ECONOMIC RELATIONS / SUBJECTIVE RIGHTS / CONSTITUTION / RIGHT TO EDUCATION / RIGHT TO HOUSING / RIGHT TO MATERIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шахбанов А.А.

Степень участия государства в регулировании социально-экономических отношений опосредована уровнем развития экономических и социальных отношений в обществе, усилением (ослаблением) механизма защиты прав и свобод, социальных гарантий граждан, финансовой стабилизации экономики развития финансового рынка и рынка занятости, сокращения (увеличения) темпов инфляции и прочих факторов. Соответствующая группа социально-экономических прав личности в своей количественной и качественной характеристиках также оказывает влияние на различные аспекты социально-экономических отношений. В этой связи в статье на основе некоторых социально-экономических прав представлен их отечественный конституционный генезис, являющийся имманентной частью динамики социально-экономических отношений в государстве. В качестве резюме проведенного ретроспективного конституционного анализа выявлена первичная роль решений правящей коммунистической партии (программных установок, решений партийных съездов и т. д.) в формализации социально-экономических отношений; опережающее действие отраслевого законодательства с последующим закреплением на конституционном уровне субъективноправового и обеспечительного компонентов социально-экономических отношений; корреляция каталога субъективных прав с состоянием и векторами социально-экономических отношений в государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjective right as a component of socio-economic relations: constitutional and legal genesis

The degree of state participation in the regulation of socio-economic relations is mediated by the level of development of economic and social relations in society, strengthening (weakening) of the mechanism of protection of rights and freedoms, social guarantees of citizens, financial stabilization of the economy the development of the financial market and the employment market, reduction (increase) of inflation and other factors. The relevant group of socio-economic rights of the individual in its quantitative and qualitative characteristics also influences various aspects of socio-economic relations. In this regard, the article on the basis of some socio-economic rights presents their domestic constitutional Genesis, which is an immanent part of the dynamics of socio-economic relations in the state. As a summary of the retrospective constitutional analysis revealed the primary role of the decisions of the ruling Communist party (program guidelines, decisions of the party congresses, etc.) in the formalization of socio-economic relations; the leading effect of sectoral legislation, followed by the consolidation at the constitutional level of the subjective-legal and security components of socio-economic relations; correlation directory of subjective rights with the state and vectors of socio-economic relations in the state.

Текст научной работы на тему «Субъективные права как компонент социально- экономических отношений: отечественный конституционно-правовой генезис»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 4. - С. 164-170.

УДК 342.4

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ГЕНЕЗИС

Шахбанов А. А.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Степень участия государства в регулировании социально-экономических отношений опосредована уровнем развития экономических и социальных отношений в обществе, усилением (ослаблением) механизма защиты прав и свобод, социальных гарантий граждан, финансовой стабилизации экономики - развития финансового рынка и рынка занятости, сокращения (увеличения) темпов инфляции и прочих факторов. Соответствующая группа социально-экономических прав личности в своей количественной и качественной характеристиках также оказывает влияние на различные аспекты социально-экономических отношений. В этой связи в статье на основе некоторых социально-экономических прав представлен их отечественный конституционный генезис, являющийся имманентной частью динамики социально-экономических отношений в государстве.

В качестве резюме проведенного ретроспективного конституционного анализа выявлена первичная роль решений правящей коммунистической партии (программных установок, решений партийных съездов и т. д.) в формализации социально-экономических отношений; опережающее действие отраслевого законодательства с последующим закреплением на конституционном уровне субъективно-правового и обеспечительного компонентов социально-экономических отношений; корреляция каталога субъективных прав с состоянием и векторами социально-экономических отношений в государстве.

Ключевые слова: социально-экономические отношения, субъективные права, конституция, право на образование, право на жилище, право на материальное обеспечение.

Социально-экономические отношения обоснованно являются важным аспектом взаимодействия личности и государства посредством реализации и обеспечения субъективных прав соответствующей разновидности. Современный формат российских социально-экономических отношений является результатом конституционного развития многообразия их компонентов. В их числе важное место занимают такие социально-экономические права, как право на образование, охрану здоровья, материальное обеспечение, жилище. В рамках данной работы на основе указанных субъективных прав представим их отечественный конституционный генезис, являющийся имманентной частью динамики социально-экономических отношений в государстве.

Итак, задачи советского государства в области образования на высоком государственном уровне впервые были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г. В ее ст. 17 было зафиксировано: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию РСФСР ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование» [1].

При этом необходимо отметить, что положение не только с образованием, но даже с элементарной грамотностью населения в первые десятилетия советской вла-

сти было катастрофическим. В 1917 г. неграмотные составляли более 70% населения страны. К 1926 г. еще 43,4 % граждан в возрасте от 9 до 49 лет были неграмотными. В партийных документах впоследствии справедливо отмечалось: «Советское государство провело огромную работу по ликвидации неграмотности. В СССР с неграмотностью не только давно покончено, но и обеспечивалось и всеобщее среднее образование» [12].

В ст. 121 Конституции СССР 1936 г. право на образование было отражено следующим образом: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школе на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся» [3].

Как видно, в Конституции 1936 г. определялась еще достаточно скромная цель введения всеобщего обязательного начального образования. Еще до принятия приведенной Конституции обязательное начальное образование в СССР было введено постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 г. В 1935 г. уже было введено всеобщее семилетнее образование в городах, а в 1937 г., то есть после принятия Конституции - в деревне. С 1949 г. семилетнее образование стало обязательным [11].

Вскоре после принятия Конституции 1936 г. постановлением СНК СССР от 26 октября 1940 г. «Об установлении платности» была введена плата за обучение в старших классах, в средних специальных и высших учебных заведениях [8], «учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений», была признана необходимость возложения части расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся. С 1 сентября 1940 г. вводилась плата за обучение в 8, 9 и 10 классах средней школы и в высших учебных заведениях. Для учащихся 8-10 классов средних школ в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик была установлена плата - 200 рублей в год, в остальных городах, а также в селах - 150 рублей в год. Плата в указанных размерах была распространена также на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений. Плата за обучение в высших учебных заведениях Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик составила 400 рублей в год, в других городах - 300 рублей в год.

Результат проведенных преобразований оказался вполне ожидаемым. За годы войны количество выпускников средних школ (8-10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. Во время войны ЦК КПСС провел консультации с правительствами союзных республик и решил отменить плату за обучение по национальному признаку для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений. В 1943 г. СНК СССР принял Постановление №213, которым освобождалась от платы за обучение часть студентов в Казахской ССР, Узбекской ССР, Туркменской ССР и в Кабардинской АССР [17].

Таким образом, платность образования, введенная в 1940 г., явно противоречила ст. 121 Конституции СССР 1936 г. Спустя почти десятилетний период, законом СССР от 25 февраля 1947 г. «Об изменении и дополнении текста Конституции (Основного Закона) СССР» ст. 121 Конституции была дополнена положением о том, что бесплатным является только семилетнее образование, а государственные стипендии выплачиваются только отличившимся учащимся в высшей школе.

Решение об отмене платы за обучение в старших классах средней школы, в средних специальных и высших учебных заведениях, а также о введении обязательного восьмилетнего образования было принято на XX съезде КПСС в 1956 г. [9]. Официально платность образования была отменена с 1 сентября 1956 г. постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1956 г. [14]. Обязательное восьмилетнее образование было введено в 1958 г. законом СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Одновременно было внесено соответствующее дополнение в ст. 121 Конституции СССР

[5].

В годы советской власти получила развитие сеть высших учебных заведений, а также система вечерних и заочных вузов. За годы восьмой и девятой пятилеток (1966-1975 гг.) в стране было открыто 100 новых вузов [15]. В девятой пятилетке (1971-1975 гг.) в основном был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию, были включены новые учебные программы в общеобразовательных школах, созданы профессионально-технические училища (ПТУ), дающие наряду с профессией законченное среднее образование [19].

Введение всеобщего среднего образования для молодежи провозглашалось в директивах по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1966-1970 гг., принятых XXIII съездом КПСС, состоявшемся в 1966 г. [9].

Конституция СССР 1977 г. только зафиксировала уже сложившееся положение дел в сфере образования: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования» [3].

В четырех союзных республиках - Узбекской, Киргизской, Таджикской и Туркменской СССР - была установлена даже уголовная ответственность для лиц, которые препятствуют осуществлению всеобщего обязательного образования [20].

Что касается права граждан на охрану здоровья, то оно впервые было закреплено в Конституции СССР 1977 г. следующим образом: «Граждане СССР имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудо-

вым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан».

В условиях советской власти об организации широкой сети пунктов квалифицированного медицинского обслуживания населения было заявлено в программе РКП(б), принятой на ХУШ съезде партии [10].

На XII Всероссийском съезде Советов 1925 г. Народный комиссар здравоохранения Н. А. Семашко выступил с докладом, в котором сформулировал принципы здравоохранения в СССР и отнес к ним: государственность; плановость; бесплатность и общедоступность; профилактическую направленность; привлечение широких масс трудящихся; опору на науку [18].

Бесплатность и общедоступность здравоохранения закреплялись в различных нормативных правовых актах, а также в первом кодифицированном общесоюзном акте в сфере здравоохранения - Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении от 19 декабря 1969 г. [4].

Здравоохранение всегда было предметом гордости в официальной идеологии.

Так, в программе КПСС, принятой XXII съездом партии, было записано: «Социалистическое государство - единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения. Это обеспечивается системой социально-экономических и медицинских мероприятий» [16].

Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в отчетном докладе XIV съезду КПСС отмечал: «Среди социальных задач нет более важной, чем забота о здоровье советских людей. Наши успехи здесь общеизвестны [13]».

Одновременно подвергалась критике система здравоохранения в капиталистических странах. Так, И. Е. Фарбер отмечал, что в СССР содержание одного больного в день обходится государству в 5-6 руб. (150-180 руб. в мес.) Иное дело в капиталистических странах, где медицинское обслуживание платное, и расходы на них составляют значительную часть бюджета трудящихся. В США за пребывание в госпитале больной платит 37 долларов в сутки (без стоимости лекарств и лечения). Операция аппендицита стоит 300 долларов, пребывание в родильном доме - 600 долларов [20].

Подчеркнем, что рассмотренное субъективное право стало результатом конституционного закрепления после многократной последовательной формализации в текущем советском законодательстве. Данное касается и субъективного права на жилище, впервые зафиксированного в ст. 44 Конституции СССР 1977 г. Было установлено, что это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане СССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Право на жилище и до принятия Конституции 1977 г. предусматривалось текущим жилищным законодательством. Таким образом, также, как и во многих других случаях (включение в состав социалистической собственности имущества обще-

ственных организаций, бесплатность и доступность здравоохранения и др.) Конституция лишь зафиксировала существующее положение дел.

В числе рассматриваемых социально-экономических прав обратим внимание на разновидность, связанную с формализацией материального обеспечения. Так, в ст. 120 Конституции СССР 1936 г. было установлено: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также - в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов». Выходит, что указанное право в условиях действия Конституции 1936 г. долгое время не являлось всеобщим (материальное обеспечение в старости в случае болезни и потери трудоспособности в течение длительного времени не распространялось на членов колхозов). Только 15 июля 1964 г. был принят Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов» [6].

К тому же право на пособия в случае болезни и потери трудоспособности не было равным. К примеру, в п. 9 постановления СНК СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. «О мерах по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе со злоупотреблениями в этом деле» [7] было установлено, что рабочим и служащим, не состоящим членами в профессиональных союзах, пособия по временной нетрудоспособности (не считая пособий по беременности и родам) выплачиваются в половинном размере по сравнению с нормами, установленными для членов союза.

Как представляется, в этом положении содержится завуалированное принуждение к вступлению рабочих и служащих в профсоюзы.

Право на материальное обеспечение в многообразии субъектов адресации и мер, обеспечивающих его реализацию, было закреплено в ст. 43 Конституции СССР 1977 г. следующим образом: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения». Полагаем, данная формулировка является более совершенной по сравнению с предыдущим конституционным периодом и наделяет большим обеспечительным потенциалом реализуемые в государстве социально-экономические отношения.

В качестве резюме проведенного ретроспективного конституционного анализа выявлена первичная роль решений правящей коммунистической партии (программных установок, решений партийных съездов и т. д.) в формализации социально-экономических отношений; опережающее действие отраслевого законодательства с последующим закреплением на конституционном уровне субъективно-правового и обеспечительного компонентов социально-экономических отношений; корреляция каталога субъективных прав с состоянием и векторами социально-экономических отношений в государстве.

Список литературы:

1. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918 г). Утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утвержденной Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11.05.1925 г. // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936). Утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) СССР от 07.10.1977 г., утвержденной Декларацией ВС СССР от 07.10.1977 г. № 6365-К // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283.

3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977 г). Утратила силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Соглашения от 08.12.1991 г. «О создании содружества независимых государств», ратифицированного Постановлением ВС РСФСР от 12.12.1991 г. № 2014-1 // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

4. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении от 19 декабря 1969 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 52. Ст. 466.

5. Закон СССР от 25 декабря 1958 г. «О внесении изменений в статью 121 Конституции (Основного Закона) СССР» // Ведомости ВС СССР. 1959. № 1. Ст. 16.

6. Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 29. Ст. 340.

7. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. «О мерах по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе со злоупотреблениями в этом деле» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 2.М., 1967. С. 672.

8. Постановление СНК СССР от 26 октября 1940 г. «Об установлении платности была введена плата за обучение в старших классах, в средних специальных и высших учебных заведениях» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1940.

9. История Коммунистической партии Советского Союза / рук. авт. кол. Б. Н. Понамарев. М. 1982.

10. Касрадзе К. М. Очерки истории программы КПСС. М., 1962.

11. Лазутова М. Н. Реформа образования терпит крах // Независимая газета. 1998, 14 января.

12. Материалы XXIV съезда КПСС. - М., 1971.

13. Материалы XXV съезда КПСС. - М., 1976.

14. Народное образование СССР. Сборник документов. 1917-1973 / сост. А. А. Абакумов. - М., 1974.

15. Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный статистический ежегодник. - М. 1977.

16. Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М., 1961.

17. Савицкая Н. Бесплатное образование - ноу-хау СССР // Независимая газета. 2006, 5 мая.

18. Семашко Н. А. Избранные сочинения. - М., 1967.

19. Социально-экономическая роль Социалистического государства / редкол.: Л. И. Загайнов, Д. А. Керимов, Н. В. Черноголовкин. - М., 1978.

20. Фарбер И. Е. Свобода и права человека в советском государстве. - Саратов, 1974.

Shakhbanov, A. A. Subjective right as a component of socio-economic relations: constitutional and legal genesis // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2018. - T. 4 (70). № 4. - P. 164-170.

The degree of state participation in the regulation of socio-economic relations is mediated by the level of development of economic and social relations in society, strengthening (weakening) of the mechanism of protection of rights and freedoms, social guarantees of citizens, financial stabilization of the economy - the development of the financial market and the employment market, reduction (increase) of inflation and other factors. The relevant group of socio-economic rights of the individual in its quantitative and qualitative characteristics also influences various aspects of socio-economic relations. In this regard, the article on the basis of some socio-economic rights presents their domestic constitutional Genesis, which is an immanent part of the dynamics of socio-economic relations in the state.

As a summary of the retrospective constitutional analysis revealed the primary role of the decisions of the ruling Communist party (program guidelines, decisions of the party congresses, etc.) in the formalization of socio-economic relations; the leading effect of sectoral legislation, followed by the consolidation at the

constitutional level of the subjective-legal and security components of socio-economic relations; correlation directory of subjective rights with the state and vectors of socio-economic relations in the state.

Key words: socio-economic relations, subjective rights, Constitution, right to education, right to housing, right to material security.

Spisok literatury

1. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki (prinyata V Vserossijskim s"ezdom Sovetov 10.07.1918 g). Utratila silu v svyazi s prinyatiem Konstitucii (Osnovnogo Zakona) RSFSR, utverzhdennoj Postanovleniem XII Vserossijskogo s"ezda Sovetov rabochih, krest'yanskih, kazach'ih i krasnoarmejskih deputatov ot 11.05.1925 g. // SU RSFSR. 1918. № 51. St. 582.

2. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (utv. Postanovleniem CHrezvychajnogo VIII S"ezda Sovetov SSSR ot 05.12.1936). Utratila silu v svyazi s prinyatiem Konstitucii (Osnovnogo Zakona) SSSR ot 07.10.1977 g., utverzhdennoj Deklaraciej VS SSSR ot 07.10.1977 g. № 6365-IX // Izvestiya CIK SSSR i VCIK. 1936. № 283.

3. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (prinyata VS SSSR 07.10.1977 g). Utratila silu na territorii Rossijskoj Federacii v svyazi s prinyatiem Soglasheniya ot 08.12.1991 g. «O sozdanii sodruzhestva nezavisimyh gosudarstv», ratificirovannogo Postanovleniem VS RSFSR ot 12.12.1991 g. № 2014-1 // Vedomosti VS SSSR. 1977. № 41. St. 617.

4. Osnovy zakonodatel'stva Soyuza SSR i soyuznyh respublik o zdravoohranenii ot 19 dekabrya 1969 g. // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1969. № 52. St. 466.

5. Zakon SSSR ot 25 dekabrya 1958 g. «O vnesenii izmenenij v stat'yu 121 Konstitucii (Osnovnogo Zakona) SSSR» // Vedomosti VS SSSR. 1959. № 1. St. 16.

6. Zakon SSSR ot 15 iyulya 1964 g. «O pensiyah i posobiyah chlenam kolhozov» // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1964. № 29. St. 340.

7. Postanovlenie SNK SSSR, CK VKP (b) i VCSPS ot 28 dekabrya 1938 g. «O merah po uporyadocheniyu trudovoj discipliny, uluchsheniyu praktiki gosudarstvennogo social'nogo strahovaniya i bor'be so zloupotre-bleniyami v ehtom dele» // Resheniya partii i pravitel'stva po hozyajstvennym voprosam. T. 2. M., 1967. S. 672.

8. Postanovlenie SNK SSSR ot 26 oktyabrya 1940 g. «Ob ustanovlenii platnosti byla vvedena plata za obuchenie v starshih klassah, v srednih special'nyh i vysshih uchebnyh zavedeniyah» // Sobranie postanovlenij Pravitel'stva SSSR. 1940.

9. Istoriya Kommunisticheskoj partii Sovetskogo Soyuza / ruk. avt. kol. B.N. Ponamarev. M. 1982.

10. Kasradze K.M. Ocherki istorii programmy KPSS. M., 1962.

11. Lazutova M.N. Reforma obrazovaniya terpit krah // Nezavisimaya gazeta. 1998, 14 yanvarya.

12. Materialy XXIV s"ezda KPSS. M., 1971.

13. Materialy XXV s"ezda KPSS. M., 1976.

14. Narodnoe obrazovanie SSSR. Sbornik dokumentov. 1917-1973 / sost. A.A. Abakumov. M., 1974.

15. Narodnoe hozyajstvo SSSR za 60 let. YUbilejnyj statisticheskij ezhegodnik. M. 1977.

16. Programma Kommunisticheskoj partii Sovetskogo Soyuza. M., 1961.

17. Savickaya N. Besplatnoe obrazovanie - nou-hau SSSR // Nezavisimaya gazeta. 2006, 5 maya.

18. Semashko N.A. Izbrannye sochineniya. M., 1967.

19. Social'no-ehkonomicheskaya rol' Socialisticheskogo gosudarstva / redkol.: L.I. Zagajnov, D.A. Kerimov, N.V. CHernogolovkin. M., 1978.

20. Farber I.E. Svoboda i prava cheloveka v sovetskom gosudarstve. Saratov, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.