Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КУРСАНТОВ'

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларин Александр Николаевич, Шайхуллин Тимур Дамирович, Шапиров Ильдар Нургалиевич, Аймухамбетов Нуржан Нурлыбекович, Калмыков Михаил Юрьевич

В статье проводится анализ эксперимента, направленного на изучение влияния разработанного комплекса физических упражнений на развитие курсантов. Обозначается наличие проблемы установления противоречия между потребностью войск в высококвалифицированных специалистах, готовых к внезапному выполнению поставленных задач и педагогическими возможностями учебного процесса, способствующими развитию у курсантов необходимых физических качеств. Представлены количественные показатели по физическому развитию и функциональному состоянию и физическим качествам (сила, быстрота, выносливость). Обоснована возможность внедрения в образовательный процесс комплекса физических упражнений направленного на совершенствование физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларин Александр Николаевич, Шайхуллин Тимур Дамирович, Шапиров Ильдар Нургалиевич, Аймухамбетов Нуржан Нурлыбекович, Калмыков Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF A SET OF PHYSICAL EXERCISES ON THE DEVELOPMENT OF MOTOR ACTIONS OF CADETS

The article analyzes an experiment aimed at studying the influence of the developed set of physical exercises on the development of cadets. The existence of the problem of establishing a contradiction between the need of troops for highly qualified specialists ready for the sudden fulfillment of tasks and the pedagogical capabilities of the educational process that contribute to the development of necessary physical qualities in cadets is indicated. Quantitative indicators of physical development and functional state and physical qualities (strength, speed, endurance) are presented. The possibility of introducing a set of physical exercises aimed at improving physical qualities into the educational process is substantiated.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КУРСАНТОВ»

4. Использование комплекса методов графического представления информации, аудио материалов, теоретического материала как в бумажной, так и в электронной форме. Позволяет представить информацию с тем типом восприятия человека, который у него является ведущим, а также позволяет оказывать воздействие на все типы анализаторов информации человека, что является важным фактором в процессе эффективного восприятия и запоминания информации.

Необходимо также отметить, что направленность теоретического материала, комплекс практических заданий, а также применяемая методология в обучении напрямую зависит от возрастной группы обучающихся, так как поколение до 40-45 лет отличается от более старшего менталитетом, особыми взглядами на жизнь, социальными нормами и сформированными жизненными ценностями, ну и, конечно, уровнем финансовой грамотности, а в частности цифровой финансовой грамотности. Встречаются случаи, что человек без финансовых и цифровых теоретических знаний, легко ориентироваться в предлагаемых практических услугах, в этом случаях необходимо сделать акцент при организации обучения на формирование теоретический базы. Главное условие успешности обучения - это системность, планомерность, гибкость и конечно адаптивность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цифровые финансовые технологии развиваются очень быстрыми темпами, сами финансовые продукты становятся более сложными, в связи с чем большая часть населения не успевает их осваивать, и как следствие появляются мошеннические схемы, влекущие за собой потерю капитала. Таким образом, важно популяризировать финансовые науки, активизировать работу общественных организаций, реализующих образовательные программы по цифровой финансовой грамотности. Также при университетах, с помощью волонтеров организовывать специальные дополнительные курсы для взрослого населения, в том числе и для людей третьего возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шерстобитова С.В. Особенности процесса формирования финансовой грамотности взрослого населения: практический опыт / С.В. Шерстобитова // Московский экономический журнал. - 2021. - № 10. - С. 406-417.

2. Евстафьева, И.Ю. Методические основы оценки уровня финансовой грамотности населения / И. Ю. Евстафьева // Инновации и инвестиции. - 2017. - № 10. - С. 46-49.

REFERENCES

1. Sherstobitova, S.V (2021), "Features of the process of formation of financial literacy of the adult population: practical experience", Moscow economic journal, No 10, pp. 406-417.

2. Evstafieva, I.Yu. (2017), "Methodological bases for assessing the level of financial literacy of the population", Innovation and investment, No 10, pp. 46-49.

Контактная информация: swetl.lanina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.05.2022

УДК 37.037.2

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КУРСАНТОВ

Александр Николаевич Ларин, заместитель начальника кафедры, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Тимур Дамирович Шай-хуллин, кандидат педагогических наук, доцент, Ильдар Нургалиевич Шапиров, старший преподаватель, Нуржан Нурлыбекович Аймухамбетов, старший преподаватель, Михаил Юрьевич Калмыков, преподаватель, филиал Военного учебно-научного центра

Военно-воздушных сил Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и

Ю.А. Гагарина, Сызрань

Аннотация

В статье проводится анализ эксперимента, направленного на изучение влияния разработанного комплекса физических упражнений на развитие курсантов. Обозначается наличие проблемы установления противоречия между потребностью войск в высококвалифицированных специалистах, готовых к внезапному выполнению поставленных задач и педагогическими возможностями учебного процесса, способствующими развитию у курсантов необходимых физических качеств. Представлены количественные показатели по физическому развитию и функциональному состоянию и физическим качествам (сила, быстрота, выносливость). Обоснована возможность внедрения в образовательный процесс комплекса физических упражнений направленного на совершенствование физических качеств.

Ключевые слова: комплекс физических упражнений, физическое развитие, формы физической подготовки, самовоспитание, самосовершенствование, учебная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p252-256

EFFECT OF A SET OF PHYSICAL EXERCISES ON THE DEVELOPMENT OF MOTOR ACTIONS OF CADETS

Alexander Nikolaevich Larin, the deputy head of the department, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation;, Timur Damirovich Shaikhullin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Ildar Nurgalievich Shapirov, the senior teacher, Nurzhan Nurlybekovich Aimukhambetov, the senior teacher, Mikhail Yuryevich Kalmykov,

the teacher, Branch of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin", Syzran

Abstract

The article analyzes an experiment aimed at studying the influence of the developed set of physical exercises on the development of cadets. The existence of the problem of establishing a contradiction between the need of troops for highly qualified specialists ready for the sudden fulfillment of tasks and the pedagogical capabilities of the educational process that contribute to the development of necessary physical qualities in cadets is indicated. Quantitative indicators of physical development and functional state and physical qualities (strength, speed, endurance) are presented. The possibility of introducing a set of physical exercises aimed at improving physical qualities into the educational process is substantiated.

Keywords: complex of physical exercises, physical development, forms of physical training, self-education, self-improvement, educational activity.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс переоснащения войск обуславливает необходимость пересмотра всей системы военно-профессиональной подготовки курсантов военных институтов и потребность в высококвалифицированных офицерах с необходимым уровнем психологической и физической подготовленностью. Устойчивое состояние подразделений, поддержание их высокой боеготовности зависит от качественной военно-профессиональной подготовки курсантов. Это актуализирует необходимость кардинальных изменений в системе военно-профессиональной подготовки в военных институтов.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретический анализ нормативно-правовых актов по проблеме исследования свидетельствует о том, что на современном этапе необходимо применять эффективные новаторские подходы к получению знаний курсантами [1, 2, 7]. Имеется в виду о разработке самостоятельного качественного педагогического влияния на курсантов, которое способствует физическому развитию. В качестве ключевых моментов, определяющих высокую

результативность по физическому развитию курсантов, авторы выделяют влияние разработанного и внедренного в учебный процесс военного института комплекса физических упражнений.

Многочисленные результаты исследований процесса военно-профессиональной подготовки курсантов показали, что на практике имеет место иное соотношение мотивов поведения, при котором внутренние мотивы курсантов, не являясь доминантой их активности, формируются под воздействием внешнего принуждения [3, 4, 5].

В этой ситуации обнаруживается несовпадение целей деятельности военного вуза и интересов курсанта, обусловливающее следующее противоречие: с одной стороны, теряет свою действенность существовавшая ранее система военно-профессиональной мотивации, ориентированная на приоритет военной службы, с другой - процесс военно-профессиональной подготовки курсантов еще не в полной мере овладел средствами и механизмами по физическому развитию, способными в новых условиях обеспечить (поддержать) требуемое функциональное состояние курсантов.

Однако проблемы влияния комплекса физических упражнений на функциональное состояние, физическое развитие курсантов ни в педагогической науке, ни в военной педагогике и психологии не актуализировались, и на сегодняшний день не имеют стройной методологии их разрешения.

Таким образом, цель нашего исследования заключается в изучении влияния комплекса физических упражнений на функциональное состояние и развитие курсантов. В условиях военно-профессиональной деятельности было обследовано 188 курсантов. До и после окончания эксперимента курсанты прошли диспансерное обследование, диагностику по саморегуляции и тестирование по физическим качествам [6].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Математико-статистическая обработка экспериментального материала включала в себя анализ индекса Эрисмана, индекса Пинье, коэффициент корреляции г-Пирсона и ^ критерия Стьюдента. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали <0,05.

С целью подбора адекватных средств и методов, при соблюдении которых будет оптимально формироваться физическое развитие курсантов в виде компонентов саморегуляции и физических качеств, характерных для выполнения служебно-боевых и оперативно-служебных задач, мы провели анализ, в результате было выявлено следующее:

- в основном у подавляющей части курсантов первого курса преобладает невысокое функционирование состояние и физическое развитие, это связанно с тем, что в подростковом периоде учебная нагрузка в школе и влияние социально-психологических факторов повышаются;

- низкий уровень показателей развитости процессов саморегуляции, это связанно с тем, что курсанты первого года обучения испытывают трудности адаптации к новой образовательной среде и отсутствует правильное представление о своих физических возможностях и способностях к саморегуляции и физическому самосовершенствованию;

- недостаточно развиты основные физические качества, это связано с высокими требованиями к уровню общей, силовой и скоростной выносливости, силе, устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для выявления различия уровня сформированности диагностического аппарата мы внедрили в формы физической подготовки разработанный нами авторский комплекс физических упражнений. Данный комплекс применялся на формах физической подготовки войск (на утренней физической зарядке, учебных занятиях, спортивно-массовой работе и физической тренировке в процессе служебно-боевой деятельности). Для апробации мы

привлекли курсантов экспериментальной группы.

Исходя из результатов исследования на завершающем этапе, мы можем утверждать, что итоговый результат в экспериментальной группе является более явным, чем динамика контрольной группы, благодаря эффективному функционированию комплекса физических упражнений оказывающий существенное влияние на функциональное состояние и физическое развитие курсантов. Визуально полученные результаты завершающего этапа представлены ниже, на рисунках 1-3.

70 60 50 40 30 20 10 0

~6ТТ7

64,9 64,9

59,6 58,5 58,5

21,3 22,3 20,2 19,2

16,0 14,9

17,0 19,2 20,2 18,1 21,3 22,3

Низкий уровень

' Планирование I Оценивание результатов

Средний уровень

■ Моделирование

■ Гибкость

Рисунок 1 - Показатели саморегуляции КГ

Высокий уровень

I Программирование I Самостоятельность

100 80 60 40 20 0 +-

20 16 12 8 4 0

Средний уровень I Моделирование

Высокий уровень Программирование

Низкий уровень ' Планирование '

' Оценивание результатов ■ Гибкость ■ Самостоятельность

Рисунок 2 - Показатели саморегуляции ЭГ

18,9

ЭГ

КГ

Выносливость

■ Сила ■ Быстрота

Рисунок 3 - Показатели физической подготовленности на завершающем этапе

ВЫВОДЫ

Опираясь на полученные результаты исследования, нами была решена проблема, связанная с необходимостью устранения противоречий между современными требовани-

ями государства и общества к подготовке будущих военных специалистов и отсутствием теоретико-методологической и практической базы по самосовершенствованию, с адаптацией к современным условиям военно-профессионального образования. При этом в ходе исследования были выявлены и получили подтверждение ключевые педагогические пути по физическому развитию курсантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алёхин И.А. Инновационные процессы интеграции информационных и дидактических ресурсов в высшем образовании / И.А. Алёхин, И.В. Тренин, С.В. Захаренко // Мир образования -образование в мире. - 2016. - № 4 (64). - С. 254-258.

2. Бережнова Л.Н. Самообразование курсантов образовательной среде военного вуза: проблемы и пути их решения / Л.Н. Бережнова, М.М. Гупалов // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 181-185.

3. Реализация принципа прикладного характера физического развития важное условие эффективности физической подготовки курсантов вузов Росгвардии / А.В. Деникин, Е.И. Федак, А.Н. Ларин, С.В. Лузин, К.С. Рыжов // Мир образования - образование в мире. - 2021. - № 4 (84). -С. 303-308.

4. Влияние комплекса педагогических условий на физическое самосовершенствование курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов, С.В. Лузин, К.С. Кручинина // Мир образования - образование в мире. - 2019. - № 4 (76). - С. 266-273.

5. Ларин, А.Н. Применение современных педагогических технологий в обучении курсантов вузов Росгвардии методике физического самосовершенствования / А.Н. Ларин, К.С. Кручинина // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 5 (22). - С. 252-261.

6. К проблеме самовоспитания и самосовершенствования в процессе физической подготовки курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Кручинина, К.С. Рыжов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 483-485.

7. Методика подбора рациона питания в системе физической подготовки курсантов на основе рангового анализа / А.В. Бугаев, В.Н. Лавренчук, А.Н. Шарипов, А.А. Шейнин, А.Н. Ларин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 482-486.

REFERENCES

1. Alekhin, I.A., Trenin, I.V. and Zakharenko, S.V. (2016), "Innovative processes of integration of information and didactic resources in higher education", The world of education - education in the world, Vol. 64, No. 4, pp. 254-258.

2. Berezhnova, L.N. and Gupalov, M.M. (2014), "Self-education of cadets in the educational environment of a military university: problems and solutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 181-185.

3. Denikin, A.V., Fedak, E.I., Larin, A.N., Luzin, S.V. and Ryzhov, K.S. (2021), "The implementation of the principle of the applied nature of physical development is an important condition for the effectiveness of physical training of cadets of Rosgvardiya universities", The world of education - education in the world, Vol. 84, No. 4, pp. 303-308.

4. Larin, A.N., Fedak, E.I., Kruchinina, K.S., Luzin, S.V. and Ryzhov, K.S. (2019), "Influence of the complex of pedagogical conditions on the physical self-improvement of cadets of the universities of Rosgvardia", The world of education - education in the world, Vol. 76, No. 4, pp. 266-273.

5. Larin, A.N. and Kruchinina, K.S. (2019), "The use of modern pedagogical technologies in the training of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard under the method of physical self-improvement", CITIZE, Vol. 22, No. 5, pp. 252-261.

6. Fedak, E.I., Larin, A.N., Kruchinina, K.S. and Ryzhov, K.S. (2020), "On the problem of self-education and self-improvement in the process of physical training of cadets of universities of the Russian Guard", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 483-485.

7. Sheinin, A.A., Bugaev, A.V., Lavrenchuk, VN., Sharipov, A.N. and Larin, A.N. (2022), "Methodology for selecting a diet in the system of physical training of cadets based on rank analysis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 203, No. 1, pp. 482-486.

Контактная информация: larsan59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.