Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПОБУЖДАЮЩИХ К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КИНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОСГВАРДИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПОБУЖДАЮЩИХ К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КИНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарипов Адик Накиевич, Ларин Александр Николаевич, Кручинина Кристина Сергеевна

В статье рассматривается эффективность использования педагогических технологий, побуждающих к физическому самосовершенствованию. Отмечается, что актуальность исследования обусловлена высокими требованиями к физической подготовленности специалистов кинологической службы Росгвардии. Представлены количественные показатели по физическому развитию, функциональному состоянию и физическим качествам. В заключении кратко говорится, что применение комплекса педагогических условий и комплекса физических упражнений положительно повлияло на развитие физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шарипов Адик Накиевич, Ларин Александр Николаевич, Кручинина Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE USE OFPEDAGOGICAL TECHNOLOGIES THAT ENCOURAGE THE PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT OF FUTURE SPECIALISTS OF THE CYNOLOGICAL SERVICE OF THE RUSSIAN GUARD

The article examines the effectiveness of the use of pedagogical technologies that encourage physical self-improvement. It is noted that the relevance of the study is due to the high requirements for the physical fitness of the specialists of the canine service of the Russian Guard. The quantitative indicators of physical development, functional state and physical qualities are presented. The conclusion briefly states that the use of a complex of pedagogical conditions and a complex of physical exercises had a positive effect on the development of physical qualities.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПОБУЖДАЮЩИХ К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КИНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОСГВАРДИИ»

4. Khasin, L.A. and Buriyan S.B. (2017), "Calculation of the kinematic and dynamic characteristics of the movement of the bar", Certificate of state registration of a computer program № 2017613826, Date of the state registration in the Register of the computer programs April 03, 2017.

5. Khasin, L.A., Rafalovich, A.B. and Androsov, P.I. (2018), "The comparative analysis of timespace characteristics of snatch of a bar in successful and unsuccessful attempts of weight-lifters of high qualification", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 386-391.

6. Khasin, L.A. and Rafalovich, A.B. (2018), "The spatio-temporal characteristics of snatch of a bar of weight-lifters of high qualification", Biomechanics of physical actions and biomechanical control in sport: Materials of the VI All-Russian scientific and practical conference with international participation, Moscow, pp. 151-157.

7. Khasin L.A. (2017), "The biomechanical analysis of technology of performance of snatch by modern elite weightlifters with use of high-speed video filming and mathematical modeling", Sports science bulletin, No. 1, pp. 13-19.

8. Khasin, L.A. and Buriyan S.B. (2020), "Mathematical modeling of the unsupported phase of a barbell jerk from the chest", Biomechanics of physical actions and biomechanical control in sport: Materials of the VIII All-Russian scientific and practical conference with international participation, Moscow, pp. 167-173.

Контактная информация: niit1995@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.09.2021

УДК 37.037.02

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ПОБУЖДАЮЩИХ К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КИНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОСГВАРДИИ

Адик Накиевич Шарипов, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Николаевич Ларин, заместитель начальника кафедры, Кристина Сергеевна Кручинина,

преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской

Федерации

Аннотация

В статье рассматривается эффективность использования педагогических технологий, побуждающих к физическому самосовершенствованию. Отмечается, что актуальность исследования обусловлена высокими требованиями к физической подготовленности специалистов кинологической службы Росгвардии. Представлены количественные показатели по физическому развитию, функциональному состоянию и физическим качествам. В заключении кратко говорится, что применение комплекса педагогических условий и комплекса физических упражнений положительно повлияло на развитие физических качеств.

Ключевые слова: мотивация, физическое самосовершенствование, комплекс физических упражнений, комплекс методических условий, физические качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p324-328

EFFECTIVENESS OF USE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES THAT ENCOURAGE THE PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT OF FUTURE SPECIALISTS OF THE CYNOLOGICAL SERVICE OF THE RUSSIAN GUARD

Adik Nakievich Sharipov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Niko-laevich Larin, the deputy head of the department, Kristina Sergeevna Kruchinina, the teacher, Perm Military Institute of the Russian National Guard Russian Federation, Perm

Abstract

The article examines the effectiveness of the use of pedagogical technologies that encourage physical self-improvement. It is noted that the relevance of the study is due to the high requirements for the

physical fitness of the specialists of the canine service of the Russian Guard. The quantitative indicators of physical development, functional state and physical qualities are presented. The conclusion briefly states that the use of a complex of pedagogical conditions and a complex of physical exercises had a positive effect on the development of physical qualities.

Keywords: motivation, physical self-improvement, a set of physical exercises, a set of methodological conditions, physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Опыт войск национальной гвардии (далее - Росгвардия) в урегулировании вооруженных конфликтов на территории Российской Федерации и за ее пределами убедительно свидетельствует о том, что физическая подготовка специалистов кинологической службы, являясь составной частью системы боевого совершенствования войск, играет важную роль в физическом самосовершенствовании, повышении боеспособности кинологических подразделений Росгвардии в целом.

Физические качества (сила, быстрота, выносливость), сформированные в процессе физического самосовершенствования, благоприятно влияют на успех служебно-боевой и оперативно-служебной деятельности специалистов кинологической службы в соответствии с их предназначением [1; 2].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью педагогического эксперимента послужила идея разработать и обосновать эффективность использования комплекса физических упражнений, комплекса методических условий в физическом самосовершенствовании специалистов кинологической службы.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения эксперимента были задействованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; контрольные тестирования по физическому развитию, функциональному состоянию и физическим качествам; формирующий (педагогический) эксперимент; статистическая обработка полученных данных [6].

Педагогический эксперимент проводился с использованием форм физической подготовки в вузе Росгвардии, с целью проверки эффективности применения разработанного комплекса физических упражнений и комплекса педагогических условий [7].

К эксперименту были привлечены 80 испытуемых, в том числе 40 курсантов составили экспериментальную группу (ЭГ) и 40 курсантов вошли в контрольную группу (КГ). Основной задачей было изучение эффективности использования педагогических технологий, побуждающих к физическому самосовершенствованию будущих специалистов кинологической службы Росгвардии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

В ходе эксперимента в процессе физической подготовки экспериментальной группы были внесены изменения для апробации комплекса педагогических условий и комплекса физических упражнений с направленностью на развитие физических качеств (сила, быстрота, выносливость) [3; 4].

На завершающем этапе эксперимента, после использования педагогических технологий, показатели физической подготовленности экспериментальной группы стали выше, по отношению к исходным данным и показателям контрольной группы, которые увеличились незначительно, а некоторые и вовсе снизились. Выявленные результаты можно учитывать как прямой показатель того, что данный комплекс педагогических условий и комплекс физических упражнений благоприятно повлиял на развитие мотивации к физическому самосовершенствованию [5]. Наглядно полученные результаты эксперимента

представлены ниже, в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели физического развития курсантов

Показатели Ед. изм. Группа Этапы

Исходный уровень (5:0 + т) Адаптационный этап (*1 + т) Д х1,0 Этап умеренной нагрузки (*2 + т) Д *2,1 Этап интенсивной нагрузки (*3 + т) Д *3, 2

Рост см ЭГ 177,0±0,23 177,1±0,88 0,0 176,9±0,47 0 169,9±0,34 -0,07*

КГ 175,3±1,22 175,5±0,59 0,0 175,1±0,65 0 175,2±1,11 0,001*

Вес кг ЭГ 70,0±0,23 71,6±0,56 1,6* 71,1±0,43 -0,5* 69,1±1,22 -2*

КГ 73,2±0,56 73,9±0,98 0,7* 74,2±0,99 0,3* 74,0±0,98 -0,2*

ИМТ отн. ед. ЭГ 22,3±0,37 22,8±0,49 0,5* 22,7±0,71 0,1* 22,1±0,99 -0,6*

КГ 23,8±0,41 24,0±0,55 0,2* 24,2±0,78 -0,2* 24,1±0,53 0,1*

После формирующего эксперимента у военнослужащих ЭГ масса тела оказалась меньше, чем у курсантов КГ. Необходимо отметить, что у курсантов КГ на этапах адаптации и умеренной нагрузки масса тела показывала положительную динамику, а уменьшаться начала на этапе интенсивной физической нагрузки. В свою очередь в ЭГ рост массы тела наблюдался только на этапе адаптации, затем следовало стабильное снижение. Изменение массы тела испытуемых явилось положительным результатом систематической физической тренировки, следствием адаптации структуры и функций организма к выполняемой мышечной работе.

Индекс массы тела у испытуемых всех групп в ходе эксперимента находился в пределах нормы. Сравнение показателей ИМТ ЭГ и КГ показало, что наибольшее его изменение относительно исходных данных произошло у испытуемых, занимающихся по разработанному комплексу физических упражнений и комплексу педагогических условий. Сравнительный анализ приведенных в таблице 2 данных о показателях функционального состояния организма курсантов опытных групп свидетельствует о том, что характер их изменений за время педагогического формирующего эксперимента у ЭГ и КГ имел свои особенности.

Таблица 2 - Показатели функционального состояния курсантов

Исходный Адаптационный Этап умерен- Этап интенсив-

Показатели Группа уровень (х0 + т) этап (х1 + т) Д х1,0 ной нагрузки (х2 + т) Д х2,1 ной нагрузки (х3 + т) Д х3,2

ЧСС ЭГ 77,3±2,01 79,2± 1,67 1,9* 77,1±1,66 -2,1* 69,7±1,01 -7,4*

(уд/мин) КГ 76,1±2,09 76,3± 1,67 0,2* 76,8±2,01 0,5* 75,9±2,23 -0,9*

АД (СД) ЭГ 122,4±1,31 124,5±2,01 2,1* 125,8±2,79 1,3* 121,0±1,91 -4,8*

(мм. рт.ст.) КГ 121,8±2,58 122,2±2,21 0,4* 121,3±2,32 -0,9* 125,7±1,67 4,4*

АД (ДД) ЭГ 81,1±3,01 82,2±2,54 1,1* 83,7±2,32 1,5* 79,9±2,89 -3,8*

(мм. рт.ст.) КГ 81,4±2,56 80,8±2,31 -0,6* 80,9±2,01 0,1* 83,5±2,31 2,6*

Проба ЭГ 92,1±2,45 83,1±2,09 -9,0* 87,9±3,88 4,8* 105,2±1,87 17,3*

Штанге (сек.) КГ 90,2±3,02 92,1±2,65 1,9* 93,1±2,69 1,0* 87,1±2,88 -6,0*

Проба ЭГ 25,0±2,11 23,1±2,06 -1,9* 29,9±1,22 6,8* 37,2±2,31 7,3*

Генчи (сек.) КГ 23,4±2,65 24,4±2,34 1,0* 25,5±3,08 1,1* 27,1±3,02 1,6*

КВ ЭГ 18,7±0,45 18,7±0,87 0,0 18,3±1,45 -0,4* 17,0±0,94 -1,4*

(у.е.) КГ 18,8±0,34 18,4±0,45 -0,4* 19,0±2,56 0,6* 18,0±0,78 -1,0*

ИСТ ЭГ 69,4± 1,34 68,8±1,21 -0,6* 75,2±2,19 6,4* 78,4±1,72 3,2*

(у.е.) КГ 65,3±0,56 64,9±0,76 -0,4* 67,1±2,76 2,2* 66,3±0,73 -0,8*

Опираясь на полученный результат исследования, можно констатировать, что у ЭГ отмечалось более значительное улучшение результатов, чем у КГ в показателях ЧСС, пробы Штанге и Генчи, коэффициента выносливости, функционального показателя, индекса степ-теста.

Результаты исследований уровня развития основных физических качеств в конце этапов физической подготовки (таблица 3) свидетельствуют о значительном (до 35%) улучшении уровня физической подготовленности военнослужащих, привлекаемых к ис-

следованиям.

Таблица 3 - Показатели физической подготовленности курсантов

Физические качества Группа Исходный уровень (х0 + т) Адаптационный этап (х1 + т) А х1,0 Этап умеренной нагрузки (х2 + т) А х2,1 Этап интенсивной нагрузки (х3 + т) А х3,2

Сила ЭГ 10,9±0,57 12,3±0,67 1,4* 13,1±0,59 0,8* 16,9±0,11 3,8*

КГ 10,7±0,82 11,7±0,37 1,0* 13,4±1,12 1,7 15,7±0,34 2,3*

Быстрота ЭГ 15,4±1,77 15,2± 1,11 0,2* 14,5±0,65 0,7* 13,9±0,34 0,6

КГ 15,1±0,82 15,3±0,16 -0,2* 14,7±1,45 0,6* 14,4±0,51 0,3

Выносливость ЭГ 831,2±4,78 805,6±4,98 25,6* 781,3±4,61 24* 757,3±3,72 24*

КГ 805,4±4,98 789,2±3,77 16,2* 775,3±4,77 14* 761,4±4,33 14*

Примечание. * - достоверные различия при р < 0,05.

Проанализировав полученные данные в выполнении упражнений, мы пришли к выводу: повышение средних результатов физической подготовленности у КГ происходило за счет улучшения показателей, а в ЭГ за счет выравнивания в уровне физической подготовленности подразделения.

На этапе интенсивной физической нагрузки можно с уверенностью говорить о большом (до 25%), по сравнению с исходным уровнем, увеличении всех показателей в ЭГ. И, что крайне важно для подтверждения нашей гипотезы, этот прирост был именно в уровне развития профессионально важных физических качеств. В данный период применялся экспериментальные комплексы физических упражнений и педагогических условий.

Несмотря на то что экспериментальная программа предусматривает на данном этапе в основном средства специальной физической подготовки, в конце этапа интенсивной нагрузки уровень развития основных физических качеств в ЭГ достоверно выше (при р<0,05), чем в КГ. В упражнениях на силу эта разница составила 7-9%, на быстроту - 45%, на выносливость - 3-5%.

ВЫВОДЫ

Таким образом, из полученных результатов видно, что в конце периода обучения уровень физической подготовленности курсантов ЭГ, занимавшихся по экспериментальной программе, достоверно выше (при р<0,05) уровня физической подготовленности курсантов КГ, занимавшихся по действующей программе. Кроме этого экспериментальные программы физической подготовки показали, что их применение не только совершенствует адаптивные возможности организма курсантов согласно специфике их деятельности, но и оказывает положительное влияние на морфофункциональные, психофизиологические показатели организма курсантов.

Установленные посредством применения методов математической статистики достоверные различия во многих изучаемых показателях между ЭГ и КГ дают нам основание говорить об эффективности использования разработанных комплексов физических упражнений и педагогических условий, побуждающих к физическому самосовершенствованию будущих специалистов кинологической службы Росгвардии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алёхин И. А. Перспективы военного образования в России / И.А. Алёхин, Т.С. Сливин // Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 2. - С. 32-36.

2. Бережнова Л.Н. Самообразование курсантов в образовательной среде военного вуза: проблемы и пути их решения / Л.Н. Бережнова, М.М. Гупалов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 181-185.

3. Влияние комплекса педагогических условий на физическое самосовершенствование курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов, С.В. Лузин, К.С. Кручинина // Мир образования - образование в мире. - 2019. - № 4 (76). - С. 266-273.

4. К проблеме самовоспитания и самосовершенствования в процессе физической подготовки курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Кручинина, К.С. Рыжов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 483-485.

5. Ларин, А.Н. Применение современных педагогических технологий в обучении курсантов вузов Росгвардии методике физического самосовершенствования / А.Н. Ларин, К.С. Кручинина // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 5 (22), - С. 252-261.

6. Федак, Е.И. Сборник учебных и методических материалов по реализации метода принуждения в воспитании военнослужащих: учебное пособие / Е.И. Федак, С.В. Бойко. - Москва : Лаборатория «ОП», 2013. - 169 с.

7. Самостоятельная физическая тренировка военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации: учебное пособие / С.С. Чернаков, П.В. Мельничук, С.Г. Черепанов, О.В. Сыромятников. - Саратов : Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 2018. - 53 с.

REFERENCES

1. Alekhine, I.A. and Slivin, T.S. (2013), "Prospects of military education in Russia", The world of education-education in the world, No. 2, pp. 32-36.

2. Berezhnova, L.N. and Gupalov, M.M. (2014), "Self-education of cadets in the educational environment of a military university: problems and solutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 181-185.

3. Larin, A.N., Fedak, E.I., Ryzhov, K.S., Luzin, S.V. and Kruchinina, K.S. (2019), "The influence of a complex of pedagogical conditions on the physical self-improvement of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard", World of Education - Education in the World, Vol. 76, No. 4, pp. 266-273.

4. Larin, A.N., Fedak, E.I., Kruchinina, K.S. and Ryzhov, K.S. (2020), "On the problem of self-education and self-improvement in the process of physical training of cadets of Rosgvardiya universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 483-485.

5. Larin, A.N. and Kruchinina, K.S. (2019), "The use of modern pedagogical technologies in the training of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard under the method of physical self-improvement", CITIZE, Vol. 22, No. 5, pp. 252-261.

6. Fedak, E.I. and Boyko, S.V. (2013), Collection of educational and methodological materials on the implementation of the method of coercion in the education of military personnel: textbook, Laboratory "OP", Moscow.

7. Chernakov, S.S., Melnichuk, P.V., Cherepanov, S.G. and Syromyatnikov, O.V. (2018), Independent physical training of servicemen and employees of the troops of the National Guard of the Russian Federation, textbook, Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Saratov.

Контактная информация: Larsan59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.09.2021

УДК 796.034.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВОВ ИСПЫТАНИЙ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» ДЛЯ ИНВАЛИДОВ НА МОТИВАЦИЮ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА К СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ АДАПТИВНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Алексей Анатольевич Шелехов, кандидат педагогических наук, декан, Ольга Эдуардовна Евсеева, доктор педагогических наук, профессор, директор института, Илья Геннадьевич Ненахов, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Борисовна Ладыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье представлены результаты исследования, посвященного проблеме мотивации лиц пожилого возраста с ограниченными возможностями здоровья к систематическим занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом. Предполагалось, что комплекс ВФСК ГТО для инвалидов может являться средством мотивирования данного контингента, однако его со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.