Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К ГИПОКСИИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ ПО СРЕДСТВАМ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К ГИПОКСИИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ ПО СРЕДСТВАМ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПОКСИЯ / МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларин Александр Николаевич, Баловин Евгений Александрович, Воронов Владимир Вячеславович, Мурсалимов Тимур Ильдарович

В статье рассматривается особенность развития устойчивости к гипоксии у курсантов вузов Росгвардии по средствам методики физического самосовершенствования. Отмечается, что актуальность исследования обусловлена высокими требованиями к физической подготовленности военнослужащих. Представлены количественные показатели по функциональному состоянию и физическим качествам. Констатируется, что применение комплекса физических упражнений для развития устойчивости военнослужащих к гипоксии положительно повлиял на развитие физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларин Александр Николаевич, Баловин Евгений Александрович, Воронов Владимир Вячеславович, Мурсалимов Тимур Ильдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITY OF THE DEVELOPMENT OF RESISTANCE TO HYPOXIA AMONG CADETS OF THE RUSSIAN NATIONAL GUARD UNIVERSITIES USING THE METHODS OF PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT

The article examines the peculiarity of the development of resistance to hypoxia among cadets of the Russian National Guard universities using the methods of physical self-improvement. It is noted that the relevance of the study is due to the high requirements for the physical fitness of servicemen. The quantitative indicators of the functional state and physical qualities are presented. It is stated that the use of a set of physical exercises to develop the resistance of military personnel to hypoxia had a positive effect on the development of physical qualities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К ГИПОКСИИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ ПО СРЕДСТВАМ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

боты, тесты. Теоретический материал, желательно выставлять не в виде текстового документа, а в форме видео лекции или презентации и голосовым сопровождением. Среди заданий, отобранных для работы на практическом занятии, должны быть задачи профессиональной направленности. Задания для самостоятельной работы подбираются разного уровня сложности. Для объективной оценки уровня усвоения материала, тесты формируются на едином портале интернет-тестирования в сфере образования (https://i-exam.ru). Практические занятия по математики, при использовании смешанного обучения, предполагают собой разбор более сложных заданий из практики, а также обязательный разбор профессионально-ориентированных задач, согласно направлению и профилю подготовки студентов, более легкие, стандартные задачи студенты должны решать самостоятельно, еще на этапе подготовки к практическому занятию.

Опыт использования смешанного обучения студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование, профиль «Технология», профиль «Экономика», позволяет сделать вывод о повышении результатов обучения, о повышении мотивации к обучению. Помимо этого, смешанное обучение, способствует развитию интереса, повышению уровня математической подготовки и от части, повышению интереса к будущей профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маторина, И.Н. Смешанное обучение как средство оптимизации образовательного процесса в вузе / И.Н. Маторина, Н.С. Нуриева // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2020. - № 3(28). - С. 36-39.

2. Bonk C.J. Handbook of blended learning, Global Perspectives, local designs / Curtis J. Bonk, Charles R. Graham. - New York : John Wiley and Sons, 2006. - 624 p.

3. Калинина, С. Д. Условия эффективного использования вебинаров в образовательном процессе университета / С. Д. Калинина // Гуманитарные науки и образование. - №3 (23). - 2015. -С. 37-42.

REFERENCES

1. Matorina I.N. and Nuriev N.S. (2020), "Blended learning as a means of optimizing the educational process in higher education", Aktual issues of modern science and society, No 3 (28), pp. 36-39.

2. Bonk C.J. and Graham Charles R. (2006), Handbook of blended learning, Global Perspectives, local designs / Curtis J. Bonk, John Wiley and Son, New York.

3. Kalinina S.D. (2015), "Conditions of effective use of webinars in the educational process of the university", Humanities and education, No 3 (23), pp. 37-42.

Контактная информация: swetl.lanina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.09.2021

УДК 37.037.02

ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К ГИПОКСИИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ ПО СРЕДСТВАМ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Александр Николаевич Ларин, заместитель начальника кафедры, Евгений Александрович Баловин, преподаватель, Владимир Вячеславович Воронов, преподаватель, Тимур Ильдарович Мурсалимов, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь

Аннотация

В статье рассматривается особенность развития устойчивости к гипоксии у курсантов вузов Росгвардии по средствам методики физического самосовершенствования. Отмечается, что актуальность исследования обусловлена высокими требованиями к физической подготовленности военно-

служащих. Представлены количественные показатели по функциональному состоянию и физическим качествам. Констатируется, что применение комплекса физических упражнений для развития устойчивости военнослужащих к гипоксии положительно повлиял на развитие физических качеств.

Ключевые слова: гипоксия, методика физического самосовершенствования, комплекс физических упражнений, физические качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p169-173

PECULIARITY OF THE DEVELOPMENT OF RESISTANCE TO HYPOXIA AMONG CADETS OF THE RUSSIAN NATIONAL GUARD UNIVERSITIES USING THE METHODS OF PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT

Alexander Nikolaevich Larin, the deputy head of the department, Evgeny Alexandrovich Balovin, the teacher, Vladimir Vyacheslavovich Voronov, the teacher, Timur Ildarovich Mur-salimov, the teacher, Perm Military Institute of the National Guard Troops Russian Federation,

Perm

Abstract

The article examines the peculiarity of the development of resistance to hypoxia among cadets of the Russian National Guard universities using the methods of physical self-improvement. It is noted that the relevance of the study is due to the high requirements for the physical fitness of servicemen. The quantitative indicators of the functional state and physical qualities are presented. It is stated that the use of a set of physical exercises to develop the resistance of military personnel to hypoxia had a positive effect on the development of physical qualities.

Keywords: hypoxia, methods of physical self-improvement, a set of physical exercises, physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Применение методики физического самосовершенствования, а в частности разработанного комплекса физических упражнений для развития устойчивости военнослужащих к гипоксии в Росгвардии вопрос не до конца изученный, требующий глубокого осмысления. Гипоксия причисляется к типичным патологическим процессам, которые в свою очередь могут протекать в организме при разнообразных состояниях и болезнях. Это означает, что гипоксия не характерна, то есть может и вызываться различными факторами, такими как высокогорье, сопровождать разнообразные заболевания, и являться главным звеном в развитии патологических изменений при разных болезнях. Собственно поэтому гипоксия принадлежит к стандартным общепатологическим процессам, как, например, воспаление или дистрофия и, соответственно, не является ни диагнозом, ни даже синдромом. Суть гипоксии как типового патологического процесса затрудняет ее понимание на бытовом уровне, на котором человек привык иметь дело с конкретными болезнями, проявляющимися отчетливыми признаками и основными симптомами [2].

Гипоксия занимает свое место, и ее проявления совершенно различные. Она зарождается или за счет срывов в доставки кислорода к тканям или в результате срывов его утилизации дыхательными системами клеток. Периодический недостаток кислорода - это эволюционно исторический фактор, к которому у человека создалась разносторонняя адаптивная реакция. Она устремлена на рост силы системы транспорта и утилизации кислорода в ответ на умеренную гипоксию. Умеренная гипоксия вызывает нормальную адаптивную физиологическую реакцию организма и становится одним из главных стимулов его развития. Напротив, при тяжелой гипоксии адаптивные реакции мене сформированы, превалируют сильные деструктивные видоизменения. Таким образом, в развитии гипоксии можно условно выделить две стадии. Первоначально, благодаря компенсаторно-приспособительным реакциям организм способен поддерживать нормальное снабжение тканей кислородом. При истощении приспособительных механизмов развивается стадия декомпенсации, или собственно кислородное голодание клеток [1; 3].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью педагогического эксперимента послужила идея разработать и обосновать эффективность использования методики физического самосовершенствования для повышения уровня устойчивости военнослужащих к гипоксии, за счет применения разработанного комплекса физических упражнений в отдельных формах физической подготовки.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения эксперимента были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; контрольные тестирования по упражнениям для оценки развития устойчивости к гипоксии; формирующий (педагогический) эксперимент; статистическая обработка полученных данных.

Для решения задач был задействован метод контрольных испытаний применяющийся с целью определения оценки отдельных показателей функционального состояния, уровня групповой сплоченности, военно-профессиональных приемов, а также физической подготовленности военнослужащих наблюдаемого подразделения [5].

Эксперимент проводился в вузе Росгвардии на практических занятиях по дисциплинам «Физическая подготовка (культура)», «Специальная прикладная физическая подготовка» с целью проверки эффективности использования разработанного комплекса физических упражнений. К исследованию привлекались 113 курсантов, из которых 59 испытуемых вошли в экспериментальную группу (ЭГ) и 54 испытуемого составили контрольную группу (КГ). Основной задачей было изучить эффективность использования методики физического самосовершенствования для повышения устойчивости к гипоксии у военнослужащих.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

В ходе эксперимента была сформирована экспериментальная группа. Военнослужащие контрольной группы были отобраны с учетом параметров их физического развития, функционального состояния и уровня физической подготовленности, которые не имели значительных различий.

В процесс физической подготовки личного состава экспериментальной групп были внесены изменения для апробации экспериментального комплекса физических упражнений с направленностью на развитие профессионально-важных физических качеств, как средства ускорения адаптации военнослужащих к устойчивости к гипоксии [4].

На завершающем этапе эксперимента, после внедрения комплекса физических упражнений наблюдалось, что показатели физической подготовленности экспериментальной группы увеличились, по отношению с исходными данными и показателями контрольной группы, которые увеличились незначительно, а некоторые и вовсе упали. Данные результаты можно учитывать как прямой показатель того что данный комплекс физических упражнений благоприятно повлиял на развитие устойчивости к гипоксии и тем самым были повышены результаты военнослужащих. Наглядно полученные результаты эксперимента представлены ниже, в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели итогового диагностирования сформированности физических качеств

Исследуемые показатели Группа х±т г

Сила ЭГ 18,92±0,17 16,79

КГ 15,00±0,16 р<0,05

Быстрота ЭГ 13,00±0, 02 8,49

КГ 13,24±0,02 р<0,05

Выносливость ЭГ 11,24±0,03 6,38

КГ 11,42±0,02 р<0,05

У военнослужащих ЭГ отмечается более значительное улучшение результатов, чем у военнослужащих КГ в показателях ЧСС, коэффициента выносливости, функционального показателя, индекса степ-теста, проб Штанге и Генчи. Наглядно полученные результаты представлены ниже, в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели функционального состояния военнослужащих после эксперимента

Показатели Группа X1±m Х1-Х Х1эг-Х1кг

ЧСС (уд/мин) ЭГ 69,2±1,1 -5,1 -2,4

КГ 71,6±1,1 -2,4

АД (СД) (мм. рт.ст.) ЭГ 120,8±0,9 -0,6 -5,5

КГ 126,3±0,7 -4,.2

АД (ДД) (мм. рт.ст.) ЭГ 76,1±0,6 8,0 -0,8

КГ 76,9±1,0 1,5

Проба Штанге (сек.) ЭГ 110,8±2,5 22,1 16,1

КГ 94,7±2,9 8,5

Проба Генчи (сек.) ЭГ 56,3±2,8 13,4 9,5

КГ 46,9±1,8 6,1

КВ (у.е.) ЭГ 15,4±0,4 1,5 0,9

КГ 14,5±0,6 1,1

ИСТ (у.е.) ЭГ 70,4±0,8 10,1 3,3

КГ 67,1±1,0 4,2

Опираясь на полученный результат исследования, можно, констатировать, что гипоксия - это типовой патологический процесс, возникающий вследствие кислородного голодания клеток и ведущий к деструктивным изменениям в тканях.

С использованием разработанного комплекса физических упражнений достоверно улучшились показатели по физическим качествам (сила, быстрота и выносливость), уровень устойчивости к гипоксии у курсантов экспериментальной группы.

ВЫВОДЫ

Таким образом, по результатам проведенного исследования, можно прийти к заключению, что выдвинутые рабочие гипотезы по эффективности разработанного и внедренного в учебный процесс комплекса физических упражнений положительно отразился на развитии устойчивости к гипоксии и оптимизации процесса по физическому самосовершенствованию курсантов вузов Росгвардии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян H.A. Адаптация к гипоксии и биоэкономика внешнего дыхания / H.A. Агад-жанян, В.В. Гневушев, А.Ю. Катков. - Москва : Из-во Университета дружбы народов, 1987. - 187 с.

2. Аршавский И.А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов / И.А. Аршавский // Вопросы философии. -1986. - № 11. - C. 95-104.

3. Коваленко Е.А. Гипоксическая тренировка в медицине / Е.А. Коваленко // Гипоксия в медицине. - 1993. - № 1. - С. 3-5.

4. Влияние комплекса педагогических условий на физическое самосовершенствование курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов, С.В. Лузин, К.С. Кручинина // Мир образования - образование в мире. - 2019. - № 4 (76). - С. 266-273.

5. Ларин А.Н. Применение современных педагогических технологий в обучении курсантов вузов Росгвардии методике физического самосовершенствования / А.Н. Ларин, К.С. Кручинина // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 5 (22),. - С. 252-261.

REFERENCES

1. Aghajanyan, H.A., Gnevushev V.V. and Katkov A.Yu. (1987), Adaptation to hypoxia and bio economics of external respiration, Peoples Friendship University, Moscow.

2. Arshavsky, I.A. (1986), "Some methodological and theoretical aspects of the analysis of the patterns of individual development of organisms", Problems of Philosophy, No. 11. pp. 95-104.

3. Kovalenko, E.A. (1993), "Hypoxic training in medicine", Hypoxia in medicine, No. 1. pp. 3-5.

4. Larin, A.N., Fedak, E.I., Ryzhov, K.S., Luzin, S.V. and Kruchinina, K.S. (2019), "The influence of a complex of pedagogical conditions on the physical self-improvement of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard", World of Education- education in the world, No. 4 (76). pp. 266273.

5. Larin, A.N. and Kruchinina, K.S. (2019), "The use of modern pedagogical technologies in teaching cadets of higher educational institutions of the Russian Guard in the method of physical self-improvement", CITISE, No. 5 (22), pp. 252-261.

Контактная информация: Larsan59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.09.2021

УДК 376.3

ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Светлана Юрьевна Максимова, доктор педагогических наук, доцент, Оздоровительный центр «Первый шаг», г. Волгоград; Наталья Александровна Фомина, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградский государственный институт искусств и культуры

Аннотация

В современной практике помощи инвалидам появилось понятие абилитация. Его принципиальной характеристикой является направленность на формирование у инвалида того, чего ранее у него не было. Научно-методический инструментарий этого процесса для детей-инвалидов в области адаптивного физического воспитания достаточно низкий. Статья написана с целью освещения его отдельных аспектов. На основе анализа научно-методической литературы, логического обобщения полученного материала авторы раскрывают необходимые принципы абилитационной работы с детьми-инвалидами. Их анализ позволяет увидеть алгоритм целостного процесса, объединяющего в себе комплекс реабилитационных, коррекционных, педагогических мероприятий.

Ключевые слова: абилитация, адаптивное физическое воспитание, дети-инвалиды.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p173-176

PRINCIPLES OF HABILITATION OF DISABLED CHILDREN IN THE FIELD OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION

Svetlana Yuryevna Maximova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Wellness center "First step", Volgograd; Natalia Alexandrovna Fomina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Volgograd State Institute of Arts and Culture

Abstract

In the modern practice of helping disabled people, the concept of habilitation has appeared. Its principal characteristic is the focus on the formation of a disabled person that he did not have before. The scientific and methodological tools of this process for disabled children in the field of adaptive physical education are quite low. The article is written in order to highlight its individual aspects. Based on the analysis of scientific and methodological literature, the logical generalization of the obtained material, the authors reveal the necessary principles of habilitation work with disabled children. Their analysis allows us to see the algorithm of an integral process that combines a complex of rehabilitation, correctional, and pedagogical measures.

Keywords: rehabilitation, adaptive physical education, disabled children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.