Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

РЕАЛИЗАЦИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / МАТЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна

Процесс информатизации общества с каждым годом наращивает свой рост, образовательная среда не должна и не может оставаться в стороне. Смешанное обучение - это такая образовательная технология, которая позволяет интегрировать традиционные формы обучения с электронным обучением. В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия смешанного обучения. Представлены существующие модели смешенного обучения. Рассмотрены возможности использования смешанного обучения при организации процесса изучения дисциплины «Математика» для нематематических профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF BLENDED LEARNING IN THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The process of informatization of society is increasing its growth every year, the educational environment should not and cannot remain on the sidelines. Blended learning is educational technology that allows you to integrate traditional forms of learning with e-learning. The article considers various approaches to the definition of the concept of mixed learning. The existing models of mixed learning are presented. The possibilities of using mixed learning in the organization of the process of studying the discipline "Mathematics" for non-mathematical profiles are considered.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

3. Курилов А.В. Инновационные технологии в системе подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии к охране объектов // А.В. Курилов, Д.А. Шиленин / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 247-251.

4. Словарь военных терминов / сост. А.М. Плехов ; ред. С.Г. Шапкин. - Москва : Воениз-дат, 1988. - 335 с.

5. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Хрестоматия по психологии / сост. В.В. Мироненко ; под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1987. - С. 281-286.

6. Чернышева А.В. Модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин (на примере специальности «Социальная работа») / А.В. Чернышева // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-1. - С. 78-82.

7. Шиленин, Д.А. Особенности подготовки отдельных категорий военнослужащих подразделений по охране важных государственных объектов / Д.А. Шиленин // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2020. - № 2 (11). - С. 51-54.

REFERENCES

1. Gorkaeva, E.Yu. (2014), "Characteristics of special disciplines and their role in vocational education", Theory and practice of education in the modern world, collection of scientific papers based on the materials of the VIInternational Scientific Conference, Zanevskaya Square, St. Petersburg. pp. 293-295.

2. Kurilov, A.V. (2016), "Innovative approaches to training cadets of higher education institutions of the National Guard of the Russian Federation", Man and Education, No. 3 (48). pp. 176-180.

3. Kurilov, A. V., Shilenin D. A. (2021), "Innovative technologies in the system of training cadets of military institutes of the National Guard troops for the protection of facilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 247-251.

4. Plekhov, A.M. and Shapkin, S.G. (1988), Dictionary of Military Terms, Military Publishing, Moscow.

5. Teplov B. M. (1987), "Abilities and giftedness", Psychology reader, Enlightenment, Moscow, pp. 281-286.

6. Chernyshova, A. V. (2011), "Model of formation of students' readiness for professional activity in the process of studying special disciplines (on the example of the specialty "Social work")", Fundamental research, No. 8-1, pp. 78-82.

7. Shilenin, D. A. (2020), "Features of the training of certain categories of servicemen of units for the protection of important state facilities", Bulletin of the St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops, No. 2 (11), pp. 51-54.

Контактная информация: shileninda@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.09.2021

УДК 378.147

РЕАЛИЗАЦИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Светлана Юрьевна Ланина, кандидат физико-математических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Аннотация

Процесс информатизации общества с каждым годом наращивает свой рост, образовательная среда не должна и не может оставаться в стороне. Смешанное обучение - это такая образовательная технология, которая позволяет интегрировать традиционные формы обучения с электронным обучением. В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия смешанного обучения. Представлены существующие модели смешенного обучения. Рассмотрены возможности использования смешанного обучения при организации процесса изучения дисциплины «Математика» для нематематических профилей.

Ключевые слова: смешанное обучение, студенты, электронно-образовательная среда вуза, математика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p166-169

IMPLEMENTATION OF MIXED LEARNING IN THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Svetlana Yuryevna Lanina, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk

Abstract

The process of informatization of society is increasing its growth every year, the educational environment should not and cannot remain on the sidelines. Blended learning is educational technology that allows you to integrate traditional forms of learning with e-learning. The article considers various approaches to the definition of the concept of mixed learning. The existing models of mixed learning are presented. The possibilities of using mixed learning in the organization of the process of studying the discipline "Mathematics" for non-mathematical profiles are considered.

Keywords: mixed learning, students, electronic educational environment of the university, mathematics.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества, каждое образовательное учреждение высшего или среднего образования, должны ставить и решать такие задачи, которые нацелены на повышение профессиональной компетенции выпускника. И этот выпускник, должен быть способен, в процессе своей будущей профессиональной трудовой деятельности, не только активно, грамотно применять полученные знания и умения, осваивать новые технологии, решать профессиональные задачи, но и демонстрировать творческий подход к решению нестандартных задач.

Особенностью современной системы образования является акцентирование внимания на разработке и активном использовании дистанционных образовательных технологий в сочетании с технологиями проектного обучения, технологиями интерактивного обучения, а также с системой педагогического сопровождения образовательного процесса. Также, особое внимание уделяется и результатам образования, для оценивания степени сформированности компетенций указанных в основной образовательной программе разрабатываются разнообразные оценочные материалы.

Таким образом, организация и управление образовательным процессом должно ре-ализовываться при использовании совокупности электронно-информационной образовательной среды образовательного учреждения и различных педагогических технологиях обучения. Именно такой подход и лежит в основе смешенного обучения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сам термин смешенное обучение (blended learning) впервые был использован в США в 1999 году. При организации обучения в рамках подготовки и переподготовки сотрудников различных фирм и организаций активно использовались аудио и видеоматериалы. В последствии данную форму организации обучения стали использовать различные бизнес-школы, так как их слушатели чаще всего имели плотный график работы, в виду чего не имели возможности регулярно присутствовать на аудиторных занятиях.

Понятия «смешанное обучение» впервые было дано авторами К.Бонк и Ч. Грехэм в книге «The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs». Авторы смешанное обучение рассматривали как форму обучения, подразумевающую «совмещение различных способов обучения; совмещение различных методов обучения; совмещение обучения в ходе личного общения с обучением в режиме онлайн» [2]. Но это не единственная формулировка опережения этого понятия.

Исследователи А. Гайнц, К. Проктер понимали смешанное обучение как обучение, которое основывается на эффективном сочетании различных способов подачи материала,

моделях или стилях обучения, на прозрачности коммуникации между участниками образовательного процесса [1].

Другую трактовку этого понятия предложили Бр. Томлинсон и Кл. Виттейкер, в учебнике «Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation», в которой понятие смешанного обучения основывается на интеграции современных педагогических систем, а также указывается что основополагающей характеристикой данного вида обучения является применение электронных образовательных технологий в процессе обучения [1].

В работе «Blended learning in higher education: Framework, principles, and guidelines» авторов Д.Р. Гаррисон и Н.Д. Вохан, дается следующее определение: «Смешанное обучение - это не просто дополнительный и при этом дорогой уровень образования, оно подразумевает коренное изменение классической структуры в целях увеличения участия студентов и расширения доступа к образовательным структурам в сети Интернет» [1]. Также авторы акцентируют внимание на том, что применяемые методы, не должны быть формализованы, так как для решения определенных задач, требуется индивидуальный подход.

Рассматриваемое понятие отражено не только в публикациях англоязычных авторов, но и в отечественной литературе. Так С. Д. Калинина рассматривает смешанное обучение как использование в рамках традиционного обучения, таких технологий как: массовые открытые онлайн курсы университетов; система дистанционного обучения ВУЗа; электронная почта; сетевые информационные ресурсы, базы данных, электронные библиотеки [3].

В нашем понимании смешанное обучение - это образовательная технология, которая интегрирует в себе такие формы обучения как: обучение с непосредственным участием преподавателя на очных занятиях и онлайн формы обучения.

В педагогической литературе, выделяют различные модели смешанного обучения:

1. Преподаватель на очных занятиях производит объяснение нового материала, а для закрепления изученного материала используются электронные ресурсы.

2. Обучающиеся осваивают материал по определенной теме на вебинарах, дистанционно выполняют необходимые задания, сдают тесты, а при необходимости преподаватель назначает очную консультацию для обсуждения и разбора сложных теоретических вопросов или практических заданий.

3. Учащиеся самостоятельно онлайн изучают дисциплину, но наиболее сложные темы преподаватель рассматривает на очных занятиях с той группой студентов, у которой возникли проблемы при изучении этой темы.

4. Занятия проводятся очно в присутствии преподавателя, но студенты стараются самостоятельно выполнить задания с использованием информационно-образовательных ресурсов.

Из всего выше сказанного, смешанное обучения - это трансформация традиционных форм обучения, позволяющая учитывать индивидуальные особенности студентов, их интересы.

Наиболее ярким примеров смешенного обучения в вузах является использование в образовательном процессе электронных учебных курсов, соответствующих дисциплинам образовательной программы, размещенных на платформах дистанционного обучения, например, такой как Moodle.

Математический аппарат, необходим практически для любой науки, в том или ином объеме, именно поэтому, чаще всего, студенты большинства существующих направлений подготовки на первых курсах изучают дисциплину математика. При организации обучения математики, также можно использовать смешанное обучение.

Электронный компонент курса математики, который располагается в электронной образовательной среде вуза, предполагает наличие строгой структуры: теоретический материал, набор заданий на практические занятия, набор заданий для самостоятельной ра-

боты, тесты. Теоретический материал, желательно выставлять не в виде текстового документа, а в форме видео лекции или презентации и голосовым сопровождением. Среди заданий, отобранных для работы на практическом занятии, должны быть задачи профессиональной направленности. Задания для самостоятельной работы подбираются разного уровня сложности. Для объективной оценки уровня усвоения материала, тесты формируются на едином портале интернет-тестирования в сфере образования (https://i-exam.ru). Практические занятия по математики, при использовании смешанного обучения, предполагают собой разбор более сложных заданий из практики, а также обязательный разбор профессионально-ориентированных задач, согласно направлению и профилю подготовки студентов, более легкие, стандартные задачи студенты должны решать самостоятельно, еще на этапе подготовки к практическому занятию.

Опыт использования смешанного обучения студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование, профиль «Технология», профиль «Экономика», позволяет сделать вывод о повышении результатов обучения, о повышении мотивации к обучению. Помимо этого, смешанное обучение, способствует развитию интереса, повышению уровня математической подготовки и от части, повышению интереса к будущей профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маторина, И.Н. Смешанное обучение как средство оптимизации образовательного процесса в вузе / И.Н. Маторина, Н.С. Нуриева // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2020. - № 3(28). - С. 36-39.

2. Bonk C.J. Handbook of blended learning, Global Perspectives, local designs / Curtis J. Bonk, Charles R. Graham. - New York : John Wiley and Sons, 2006. - 624 p.

3. Калинина, С. Д. Условия эффективного использования вебинаров в образовательном процессе университета / С. Д. Калинина // Гуманитарные науки и образование. - №3 (23). - 2015. -С. 37-42.

REFERENCES

1. Matorina I.N. and Nuriev N.S. (2020), "Blended learning as a means of optimizing the educational process in higher education", Aktual issues of modern science and society, No 3 (28), pp. 36-39.

2. Bonk C.J. and Graham Charles R. (2006), Handbook of blended learning, Global Perspectives, local designs / Curtis J. Bonk, John Wiley and Son, New York.

3. Kalinina S.D. (2015), "Conditions of effective use of webinars in the educational process of the university", Humanities and education, No 3 (23), pp. 37-42.

Контактная информация: swetl.lanina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.09.2021

УДК 37.037.02

ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К ГИПОКСИИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ ПО СРЕДСТВАМ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Александр Николаевич Ларин, заместитель начальника кафедры, Евгений Александрович Баловин, преподаватель, Владимир Вячеславович Воронов, преподаватель, Тимур Ильдарович Мурсалимов, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь

Аннотация

В статье рассматривается особенность развития устойчивости к гипоксии у курсантов вузов Росгвардии по средствам методики физического самосовершенствования. Отмечается, что актуальность исследования обусловлена высокими требованиями к физической подготовленности военно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.