Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СВЯЗИСТОВ'

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СВЯЗИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривелев Сергей Анатольевич, Павлов Александр Григорьевич, Тухто Сергей Владимирович, Байбуз Артем Сергеевич, Ларин Александр Николаевич

В статье отражены результаты проведенного исследования по оценке влияния упражнений, используемых при овладении техникой и тактикой игры в настольный теннис, на улучшение двига тельной реакции и повышения восприятия и осмысления информации военнослужащих связистов. Отмечается, что регулярные занятия настольным теннисом обеспечивают повышение ловкости, быстроты, реакции, скоростной выносливости, умения концентрировать и переключать внимание. Подчеркивается, что перечисленные качества имеют значение для развития профессиональных навыков военнослужащих связистов. Представлены количественные показатели по физическим качествам. В заключении кратко говорится, что применение физических упражнений положительно повлияло на развитие физических качеств военнослужащих связистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривелев Сергей Анатольевич, Павлов Александр Григорьевич, Тухто Сергей Владимирович, Байбуз Артем Сергеевич, Ларин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE COMPLEX EFFECT OF EXERCISES ON THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF MILITARY SIGNALMEN

The article reflects the results of a study conducted to assess the impact of exercises used in mastering the technique and tactics of playing table tennis on improving motor reaction and increasing the perception and comprehension of information of military signalmen. It is noted that regular table tennis classes provide an increase in dexterity, speed, reaction, speed endurance, ability to concentrate and switch attention. It is emphasized that these qualities are important for the development of professional skills of military signalmen. Quantitative indicators of physical qualities are presented. In conclusion, it is briefly stated that the use of physical exercises had a positive effect on the development of the physical qualities of military signalmen.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СВЯЗИСТОВ»

5. Осуществлять постоянный (2-3 раза в течение годичного тренировочного цикла) мониторинг уровней физической и технической подготовленности взрослых, молодых и юных гандболисток для получения объективной информации и внесении (при необходимости) корректив в тренировочный процесс с целью повышения его качества и улучшения спортивных результатов в играх чемпионата и первенств России по гандболу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисова Л.В. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: учебное пособие для вузов / Л.В. Денисова, И.В. Хмельницкая, Л.А. Харченко. - Киев : Олимпийская литература, 2008. - 127 с.

2. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Гандбол» / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, А.Я. Овчинникова, М.А. Петрова. - Москва : Федеральный центр подготовки спортивного резерва, 2016. - 151 с.

3. Луткова Н.В. Формирование устойчивости к сбивающим факторам при выполнении бросков у квалифицированных гандболисток / Н.В. Луткова, Ю.М. Макаров // «Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте». Материалы XV Международной научно-практической конференции- Смоленск, 2021. - С. 150-153.

4. Тхорев В.И. Теория и методика избранного вида спорта (гандбол): учебное пособие / В.И. Тхорев. - Краснодар : КГУФКСТ, 2013. - 96 с.

5. Kxivacs P. The preparation of a women's first league team: technical, tactical, physical preparation and team building / P. Kovacs // European handball periodical. -Austria, Vien. - 2007.--P. 18-24.

REFERENCES

1. Denisova L.V., Khmelnitskaya I.V. and Kharchenko L.A. (2008), Measurements and Methods of Mathematical Statistics in Physical Education and Sports: textbook for universities, Olympic Literature, Kiev.

2. Ignatieva V.YA., Thorev V.I., Ovchinnikova A.YA. and Petrova M.A. (2016), Approximate Program of Sports Training in the Sport "Handball", Federal Center for Training of Sports Reserve, Moscow.

3. Lutkova N.V. and Makarov, Yu.M. (2021), "Formation of resistance to knocking down factors when making throws in qualified handball players", Materials of the XV International Scientific and Practical Conference "Sports games in physical education, recreation and sports", Smolensk, pp.150-153.

4. Thorev V.I. (2013), Theory and Methodology of the Chosen Sport (Handball): textbook, Krasnodar.

5. ^vacs, P. (2007), "The preparation of a women's first league team: technical, tactical, physical preparation and team building", European Handball Periodical, Austria, Vien, pp. 18-24.

Контактная информация: sport-igry@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.11.2021

УДК 37.037

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СВЯЗИСТОВ

Сергей Анатольевич Кривелев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Александр Григорьевич Павлов, старший преподаватель, Сергей Владимирович Тухто,

старший преподаватель, Артем Сергеевич Байбуз, слушатель, Военная академия связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного, г. Санкт-Петербург, Александр Николаевич Ларин, заместитель начальника кафедры, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье отражены результаты проведенного исследования по оценке влияния упражнений, используемых при овладении техникой и тактикой игры в настольный теннис, на улучшение двига-

тельной реакции и повышения восприятия и осмысления информации военнослужащих связистов. Отмечается, что регулярные занятия настольным теннисом обеспечивают повышение ловкости, быстроты, реакции, скоростной выносливости, умения концентрировать и переключать внимание. Подчеркивается, что перечисленные качества имеют значение для развития профессиональных навыков военнослужащих связистов. Представлены количественные показатели по физическим качествам. В заключении кратко говорится, что применение физических упражнений положительно повлияло на развитие физических качеств военнослужащих связистов.

Ключевые слова: самосовершенствование, интеллектуальные и физические качества, физическая подготовка, настольный теннис.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p205-210

INFLUENCE OF THE COMPLEX EFFECT OF EXERCISES ON THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF MILITARY SIGNALMEN

Sergey Anatolyevich Krivelev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Alexander Grigoryevich Pavlov, the senior teacher, Sergey Vladimirovich Tukhto, the senior teacher, Artem Sergeevich Baibuz, the listener, Military Communications Academy, St. Petersburg, Alexander Nikolaevich Larin, the deputy head of the department, Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation

Abstract

The article reflects the results of a study conducted to assess the impact of exercises used in mastering the technique and tactics of playing table tennis on improving motor reaction and increasing the perception and comprehension of information of military signalmen. It is noted that regular table tennis classes provide an increase in dexterity, speed, reaction, speed endurance, ability to concentrate and switch attention. It is emphasized that these qualities are important for the development of professional skills of military signalmen. Quantitative indicators of physical qualities are presented. In conclusion, it is briefly stated that the use of physical exercises had a positive effect on the development of the physical qualities of military signalmen.

Keywords: self-improvement, intellectual and physical qualities, physical fitness, table

tennis.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая подготовка (далее - ФП) представляет собой процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик. ФП является основным элементом боевой готовности военнослужащих и одним из важнейших направлений повышения боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВС РФ) в целом [4]. Порядок организации и проведения занятий по ФП в ВС РФ регламентируется «Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее - Наставление). Также Наставление определяет перечень упражнений, используемых на занятиях по ФП в целях обеспечения всестороннего развития физических качеств военнослужащих. Регулярные занятия настольным теннисом обеспечивают повышение ловкости, быстроты, реакции, скоростной выносливости, умения концентрировать и переключать внимание.

Указанные качества имеют большое значение для развития профессиональных навыков военнослужащих связистов, а также могут обеспечить поддержание данных навыков на должном уровне в ходе выполнения служебных обязанностей.

Ловкостью принято считать умение человека двигаться в быстром темпе в одном направлении, а затем моментально снижать скорость и менять свое положение за несколько секунд. В более широком смысле, ловкость позволяет обеспечить выполнение любой двигательной задачи с максимальной эффективностью.

В соответствии с Наставлением уровень ловкости конкретного военнослужащего оценивается путем сдачи нормативов по гимнастике и рукопашному бою. Нормативы по гимнастике отражают, в том числе, качество выполнения основных двигательных функций при выполнении типовых задач военнослужащего связиста (развертывание проводных линий связи в различных условиях обстановки, выполнение нормативов по свертыванию и развертыванию аппаратных связи и др.). Навыки рукопашного боя важны при отражении нападения диверсионно-разведывательных групп противника.

Быстрота как физическое качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Согласно Наставления параметры быстроты конкретного военнослужащего оцениваются путем сдачи нормативов по легкой атлетике и плаванию.

Военно-прикладное значение данных нормативов - скоростное перемещение на небольшое расстояние, преодоление преград (например, быстрый выход из-под огневого воздействия противника). Под скоростной выносливостью в общем случае подразумевается способность человека по возможности продолжительное время выполнять мышечную работу с предельной для себя интенсивностью. В соответствии с Наставлением скоростная выносливость оценивается в рамках выполнения военнослужащими нормативов по бегу на 400 м и челночному бегу 4*100 м.

Прикладное значение указанных нормативов - перемещение в ходе ведения общевойскового боя, скорость осуществления которого имеет большое значение для всех военнослужащих, без учета конкретной специализации и принадлежности к определенному виду (роду) войск ВС РФ. Умения и навыки концентрации и переключения внимание важны с точки зрения успешности выполнения задач огневой подготовки, повышения навыков скоростного вождения автомобильной техники (полевых аппаратных связи).

В части касающейся военнослужащих связистов, кроме того, данные качества играют ключевую роль при выполнении обязанностей должностных лиц дежурных смен постов (узлов) связи, а также при выполнении специальных нормативов по настройке (перенастройке) телекоммуникационного оборудования в течение ограниченного интервала времени, определенного для каждого типа оборудования и вида выполняемых задач соответствующими руководящими документами ВС РФ.

Следует отметить, что упражнения, используемые при овладении техникой и тактикой игры в настольный теннис, оказывают разнообразное воздействие на спортсмена. Так, выполнение атаки с максимальной скоростью предъявляет требования к технике и, одновременно, специализированное к быстроте исполнения, а многократное выполнение этого действия с максимальной скоростью направлено на повышение уровня выносливости и волевых проявлений (качеств) спортсмена. В то же время использование тренером (партнером) различных сигналов совершенствует восприятие и осмысливание информации, двигательные реакции. Поэтому применение упражнений с многофакторными характеристиками обеспечивает разносторонность подготовки занимающихся [5].

Таким образом, подтверждается тождественность психофизиологических качеств человека (ловкость, быстрота, скоростная выносливость, координация, концентрация и переключение внимания), необходимых, с одной стороны, для достижения высоких показателей в занятиях настольным теннисом и, с другой стороны, для приобретения (развития) и поддержания на необходимом уровне профессиональных военно-прикладных навыков, обеспечивающих выполнение с высокой эффективностью военнослужащими связистам своих должностных обязанностей [1; 2; 3]. Кроме того, нельзя забывать о таких аспектах настольного тенниса, как возможность обеспечения эмоциональной разрядки, переключения внимания с ежедневных рутинных вопросов, а также реализации духа соревновательности в мягкой, неагрессивной форме, что позволяет поддерживать на должном уровне морально-психологическое состояние военнослужащих в коллективе. Это особенно актуально для частично изолированных сообществ, характерным примером ко-

торых служат воинские коллективы в удаленных гарнизонах (военные городки, пограничные части, заставы и др.).

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В целях определения направлений дальнейшего совершенствования форм и способов повышения показателей эффективности ФП в ВС РФ с учетом имеющегося многолетнего опыта тренерской работы преподавателей кафедры физической подготовки и спорта было проведено исследование комплексного воздействия упражнений, используемых при овладении техникой и тактикой игры в настольный теннис, на улучшение двигательной реакции и повышения восприятия и осмысления информации военнослужащих связистов. Выбор настольного тенниса обусловлен тем, что это эмоциональная, увлекательная игра, от которой любой, взявший в руку ракетку, получит не только удовольствие, но и пользу. Небольшие мышечные напряжения (на любительском уровне занятий) и в то же время разносторонняя двигательная активность, острота наблюдения, внимание и реакция, оперативность принимаемых тактических решений, умение в нужные моменты мобилизоваться делают эту игру полезной и доступной для всех [4].

Указанные в данной статье исследования проведены с целью изучения направленности и качества влияния упражнений тренировочного комплекса настольного тенниса на нормативы ФП, связанные с двигательной реакцией, а также на восприятие и осмысление информации, необходимые военнослужащим связистам, для соответствия предъявляемым к ним специальным профессиональным требованиям.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения эксперимента были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; контрольные тестирования по физическим качествам; формирующий (педагогический) эксперимент; статистическая обработка полученных данных.

При проведении занятий по ФП в рамках проведенного исследования была выбрана группа слушателей Военной академии связи второго года обучения (в количестве 20 военнослужащих, возраст варьировался от 31 до 39 лет). Занятия проводились в течении полутора месяцев (шесть недель). При этом проводились следующие упражнения согласно спортивной методики по настольному теннису: завершающий удар на дальность отскока мяча; бег по «восьмерке»; бег боком вокруг стола; перенос мячей; отжимание в упоре от стола; подъем из положения лежа в положение сидя; прыжки в длину с места; набивание мяча (ладонной и тыльной сторонами ракетки); игра накатом слева (справа) по диагонали; жонглирование мячом; упражнения с ракеткой и мячом в движении; многократное повторение ударного движения (справа, слева, поочередно).

Основы тренировочного процесса, виды упражнений и занятия, направленные на выработку соревновательной тактики, были сформированы на основе трудов Г.В. Барчу-ковой, В.М. Богушас, О.В. Матыцина [5].

Прирост психофизических параметров оценивался контрольными сдачами следующих нормативов по ловкости: прыжок ноги врозь через козла в длину; по быстроте: бег на 100 м и челночный бег 10*10 м; по скоростной выносливости: бег на 400 м; по навыкам концентрации и переключения внимания: специальный норматив по технической подготовке военнослужащих связистов (настройка туннеля маршрутизатора).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе эксперимента в процессе физической подготовки были проверены начальный и итоговый уровень физической подготовленности военнослужащих, а также начальные и итоговые значения сдачи специального норматива по технической подготовке военнослужащих связистов. Средние начальные и итоговые значения по результатам

сдачи нормативов по ФП и специального норматива по технической подготовке за группу военнослужащих в целом приведены в таблице 1:

Таблица 1_

Наименование упражнения Начальное значение Итоговое значение Соотношение начального и

(ед. изм.) (среднее за группу) (среднее за группу) конечного уровней, %

Ловкость

Прыжок ноги врозь через 4,2 4,4 4,8

козла в длину (балл)

Быстрота

Бег на 100 м (с) 13,88 13,75 1

Челночный бег 10х10 м (с) 26,8 26,7 0,4

Скоростная выносливость

Бег на 400 м (с) 66,06 65,58 0,7

Концентрация, переключение внимания (с)

Специальный норматив по технической подготовке (с) 130,3 122,4 6,45

Динамика изменения контролируемых параметров приведена на соответствующих

диаграммах (рис. 1, 2, 3, 4):

4,45 -I-4,4 -4,35 -4,3 -4,25 -4,2 -4,15 -

4,1

30 п

20 -

10

Прыжок через козла (балл)

100 м (с) 10х10 м (с)

ЭНачальное значение □Итоговое значение

Рисунок 1 - Динамика изменения контролируемых па- Рисунок 2 - Динамика изменения контролируемых параметров ловкости раметров быстроты 66,5 - 135

66

65,5

65

64,5

130

125 -

120 -

115

400 м (с)

Норматив технической подготовки (с) □ Начальное значение □ Итоговое значение

Рисунок 3 - Динамика изменения контролируемых параметров скоростной выносливости

Рисунок. 4. - Динамика изменения контролируемых параметров выполнения норматива технической подготовки

Таким образом, проведенный анализ полученных результатов показал, что при включении в программу ФП военнослужащих связистов упражнений, используемых на занятиях настольным теннисом, значительно улучшились качества ловкости (улучшение на 4,8%), а также концентрации и переключения внимания (улучшение на 6,5%). Качества быстроты и скоростной выносливости улучшились незначительно (улучшение в пределах 1%). При этом наибольшее увеличение указанных качеств показали военнослужащие в возрастной группе 31-35 лет.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследование установлено положительное влияние комплексного воздействия упражнений, используемых при овладении техникой и такти-

0

кой игры в настольный теннис, на улучшение двигательной реакции и повышения восприятия и осмысления информации военнослужащих связистов. Наиболее значительный прирост зафиксирован по результатам контрольной сдачи норматива по гимнастике, а также специального норматива по технической подготовке военнослужащих связистов. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно применять опыт, полученный в ходе проведенного исследования, при планировании и проведении занятий по физической подготовке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Влияние комплекса педагогических условий на физическое самосовершенствование курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов, С.В. Лузин, К.С. Кручинина // Мир образования - образование в мире. - 2019. - № 4 (76). - С. 266-273.

2. К проблеме самовоспитания и самосовершенствования в процессе физической подготовки курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Кручинина, К.С. Рыжов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. № 4 (182). - С. 483-485.

3. Оптимизация процесса по физическому самосовершенствованию курсантов вузов Росгвардии / А.Н. Ларин, Е.И. Федак, К.С. Кручинина, К.С. Рыжов // ЦИТИСЭ. - 2020. № 2 (24). -С. 281-290.

4. Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин. - Москва : Академия, 2006. - 528 с.

5. Барчукова Г.В. Настольный теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства / Г.В. Барчукова. - Москва : Советский спорт, 2004. - 144 с.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Larin, A.N., Fedak, E.I., Ryzhov, K.S., Luzin, S.V. and Kruchinina, K.S. (2019), "The influence of a complex of pedagogical conditions on the physical self-improvement of cadets of universities of Russian Guard", The world of education - education in the world, Vol. 76, No. 4, pp. 266-273.

2. Larin, A.N., Fedak, E.I., Kruchinina, K.S. and Ryzhov K.S. (2020), "On the problem of self-education and self-improvement in the process of physical training of cadets of universities of the Russian Guard", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 483-485.

3. Larin, A.N., Fedak, E.I., Kruchinina, K.S. and Ryzhov, K.S. (2020), "Optimization of the process of physical self-improvement of cadets of universities of Russian Guard", CITISE, Vol. 24, No. 2, pp. 281-290.

4. Barchukova, G.V., Bogushas, V.M. and Matytsin O.V. (2006), Theory and methodology of table tennis, Academy, Moscow.

5. Barchukova, G.V. (2004), Table tennis. The approximate program of sports training for children's and youth schools of the Olympic reserve (stages of sports improvement), schools of higher sports skills, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: Larsan59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.11.2021

УДК 796.015.57

АНАЭРОБНО-ГЛИКОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 15-16 ЛЕТ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ПРИ КОГНИТИВНЫХ

НАГРУЗКАХ

Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Государственный университет управления, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва; Сергей Анатольевич Баранцев, доктор педагогических наук, профессор, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Государственный университет управления, Москва; Мария Борисовна Чернова, кандидат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.