Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ НАВЫКОВ В ВЫПОЛНЕНИИ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ НАВЫКОВ В ВЫПОЛНЕНИИ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ / МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федак Евгений Иосифович, Ларин Александр Николаевич, Рыжов Кирилл Сергеевич, Кручинина Кристина Сергеевна

В статье рассматривается особенность подготовки курсантов вузов Росгвардии базируемая на ведении непосредственной схватки с противником, когда военнослужащий не может применять огнестрельное оружие или имеет ограниченные возможности для его применения. Отмечается, что подготовка военнослужащих основывается скорее на защитных действиях, приемах обезвреживания включающих в себя всевозможные приемы защиты от противника без оружия, с оружием, с подручными средствами, приемы по снятию часового, броски, захваты, удушения, приемы связывания и конвоирования. Представлены количественные показатели по физическому развитию и физическим качествам. Обоснована возможность внедрения в образовательный процесс вузов Росгвардии разработанной программы по формированию устойчивых навыков в выполнении боевых приемов на основе методики физического самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федак Евгений Иосифович, Ларин Александр Николаевич, Рыжов Кирилл Сергеевич, Кручинина Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SUSTAINABLE SKILLS IN THE PERFORMANCE OF COMBATING METHODS IN THE COURSES OF UNIVERSITIES OF THE ROSGVARDIYA BASED ON THE METHODS OF PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT

The article discusses the feature of training the cadets of higher educational institutions of the Russian Guard, based on the conducting the direct battle with the enemy, when the soldier cannot use firearms or has limited opportunities for its use. It is noted that the training of military personnel is based rather on defensive actions, methods of neutralization, including all kinds of methods of defense against the enemy without weapons, with weapons, with improvised means, techniques for removing the sentry, throws, grabs, strangulation, methods of binding and escorting. Quantitative indicators for physical development and physical qualities are presented. The possibility of implementation in the educational process is substantiated from the universities of the Russian Guard developed programs for the formation of sustainable skills in the implementation of martial techniques based on the method of physical self-improvement.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ НАВЫКОВ В ВЫПОЛНЕНИИ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

REFERENCES

1. Astratova G.V. (2020), "Key trends in the development of the modern market of online services of higher education", The world of science. Pedagogy and psychology, Vol. 8. No. 3, available at: https://mir-nauki.com/PDF/33PDMN320.pdf.

2. Volkova, L.M. (2020), "Organization of educational activities in the application of distance educational technologies for the program of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 89-91.

3. Korshunova, O.V. (2019), "Main trends in the development of modern didactics", Bulletin of the Vyatka State University, No, 2 (132), pp. 70-80.

4. Semenova, L.M. (2020), "Dynamics of digital didactics in the conditions of transformation of higher education", The world of science. Pedagogy and psychology, Part 1, Vol. 8, No. 3, available at: https://mir-nauki.com/87PDMN320.html.

5. Chistyakov V.A. (2004), Interaction of subjects of the educational process in the system of distance learning (on the example of a university ofphysical culture), dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: volkovam@bk.ru

Статья поступила в редакцию 27.02.2021

УДК 37.037.02

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ НАВЫКОВ В ВЫПОЛНЕНИИ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Евгений Иосифович Федак, кандидат педагогических наук, доцент, Военного университет Министерства Обороны Российской Федерации, г. Москва; Александр Николаевич Ларин, старший преподаватель, Кирилл Сергеевич Рыжов, старший преподаватель, Кристина Сергеевна Кручинина, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматривается особенность подготовки курсантов вузов Росгвардии базируемая на ведении непосредственной схватки с противником, когда военнослужащий не может применять огнестрельное оружие или имеет ограниченные возможности для его применения. Отмечается, что подготовка военнослужащих основывается скорее на защитных действиях, приемах обезвреживания включающих в себя всевозможные приемы защиты от противника без оружия, с оружием, с подручными средствами, приемы по снятию часового, броски, захваты, удушения, приемы связывания и конвоирования. Представлены количественные показатели по физическому развитию и физическим качествам. Обоснована возможность внедрения в образовательный процесс вузов Росгвардии разработанной программы по формированию устойчивых навыков в выполнении боевых приемов на основе методики физического самосовершенствования.

Ключевые слова: боевые приемы, методика физического самосовершенствования, физические качества, учебная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p436-440

FORMATION OF SUSTAINABLE SKILLS IN THE PERFORMANCE OF COMBATING METHODS IN THE COURSES OF UNIVERSITIES OF THE ROSGVARDIYA BASED ON THE METHODS OF PHYSICAL SELF-

IMPROVEMENT

Evgeny Iosifovich Fedak, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Military University of Ministry of Defense of Russian Federation; Aleksandr Nikolaevich Larin, the senior teacher, Kirill Sergeevich Ryzhov, the senior teacher, Kristina Sergeevna Kruchinina, the teacher, Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation

Abstract

The article discusses the feature of training the cadets of higher educational institutions of the Russian Guard, based on the conducting the direct battle with the enemy, when the soldier cannot use firearms or has limited opportunities for its use. It is noted that the training of military personnel is based rather on defensive actions, methods of neutralization, including all kinds of methods of defense against the enemy without weapons, with weapons, with improvised means, techniques for removing the sentry, throws, grabs, strangulation, methods of binding and escorting. Quantitative indicators for physical development and physical qualities are presented. The possibility of implementation in the educational process is substantiated from the universities of the Russian Guard developed programs for the formation of sustainable skills in the implementation of martial techniques based on the method of physical self-improvement.

Keywords: fighting techniques, methods of physical self-improvement, physical qualities, educational activities.

ВВЕДЕНИЕ

Как отмечают исследователи, современная подготовка военнослужащих базируется: на ведении непосредственной схватки с противником, когда военнослужащий не может применять огнестрельное оружие или имеет ограниченные возможности для его применения - например, при непосредственном контакте группы бойцов с противником, когда стрельба может привлечь внимание противника или повысить риск получения травмы сослуживцами; на защитных действиях, приемах обезвреживания включающих в себя всевозможные приемы защиты от противника без оружия, с оружием, с подручными средствами, приемы по снятию часового, броски, захваты, удушения, приемы связывания и конвоирования.

Приемы такого рода необходимы при проникновении военнослужащих в тыл противника и для бесшумного устранения часовых, обезвреживания противника в условиях лесистой местности, охраняемого объекта, различных коммуникаций, населенных пунктов. Однако, существует проблема в недостаточном количестве часов по тематике обучения и низком качестве приемов и действий при выполнении боевых приемов для подготовки курсантов к ведению рукопашной схватки, что обуславливает проблему данного исследования, - а также отсутствие у них умения вести непосредственный бой с несколькими противниками в условиях прямого контакта и длительной схватки [1; 2; 3].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обосновать и экспериментально апробировать необходимость внедрения в образовательный процесс вузов Росгвардии на основе методики физического самосовершенствования разработанную программу, для формирования устойчивых навыков в выполнении боевых приемов [5; 6].

В ходе диагностики нами были поставлены задачи по изучению особенности физического самосовершенствования курсантов, по изучению преимущества и недостатков рукопашного боя при подготовке курсантов и экспериментальным путем проверить особенность использования боевых приемов при организации практических занятий по боевым приемам.

Курсанты на этапах эксперимента подвергались тестированию по проверке физических качеств:

1. Упражнение № 19 «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа».

2. Упражнение № 52 «Челночный бег 10х10 м».

3. Упражнение № 55 «Бег на 1 км».

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С помощью комплексного использования основных теоретических методов педагогических исследований (анализ, синтез, классификация, абстрагирование, интерпретация), а также на основе данных полученных на основе комплекса практических методов

(анализ нормативно-правовых актов, педагогический мониторинг, математическая статистика) проводилась проверка обозначенных теоретических положений и гипотезы.

В экспериментальном исследовании принимали участие курсанты вуза Росгвардии (п=28).

Исследование проводилось в три этапа:

1. На первом этапе были разработаны общие основы эксперимента по использованию систематической работы над формированием устойчивых навыков в выполнении боевых приемов на основе методики физического самосовершенствования путем включения в обучение комплексам БП-1 и БП-2, кувыркам в длину и в высоту, приемам самостраховки, перепрыгивания через партнеров с кувырком, броскам и болевым приемам из арсенала видов борьбы, ударам руками с наклонами и нырками, ударам ногой снизу прямо, сбоку, с разворотом, из положения спиной к противнику, ударам коленом в прыжке прямо и сбоку, защиты от ударов и бросков и других приемов. Провели диагностическое исследование по анализу первичного уровня развития навыков владения боевыми приемами у испытуемых и уровня физической подготовленности.

2. На втором этапе был проведен цикл практических занятий с экспериментальной и контрольной группами.

3. На третьем этапе была проведена повторная диагностика степени развития навыков владения боевыми приемами и уровня физической подготовленности у испытуемых на основе методики физического самосовершенствования. Была проведена оценка боевой ситуации по 4 действиям и оценка комплексов боевых приемов на 8 счетов без оружия, по тем же упражнениям и приемам, которые проверялись в начале эксперимента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

На завершающем этапе эксперимента анализ полученных данных показал, что значимость разработанной программы заключается в том, что она позволяет курсантам овладеть минимальным набором знаний и навыков в выполнении боевых приемов на продвинутом уровне, научиться применять стандартные приемы в нестандартных ситуациях, гибко подходить к использованию различных боевых приемов в целях выполнения действий, предусмотренных тактической учебной или боевой ситуацией, стать более самостоятельным в принятии решений [4].

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической направленностью и определяется тем, что в ее основу положен образовательный процесс, опирающийся на развитие потенциала и возможностей обучающихся, на расширение их кругозора и раскрытие индивидуальных способностей.

Наглядно сравнительные результаты диагностирования на констатирующем и завершающем этапах эксперимента представлены на рисунках 1 и 2.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Упр №19 Упр №52 "Упр №55 Рисунок 1 - Показатели физической подготовленности

20 -18,01

18 16 14 12 10

Констатирующий этап Завершающий этап

Сумма оценок за боевую ситуацию и комплекс БП Техника владения боевыми приемами

Рисунок 2 - Показатели оценки уровня владения боевыми приемами

Результаты проведенного исследования повествуют о необходимости применения программы для формирования устойчивых навыков в выполнении боевых приемов у курсантов, на основе методики физического самосовершенствования.

ВЫВОДЫ

Таким образом, внедрив программу в образовательный процесс, мы значительно повысили навыки владения курсантами боевых приемов, развития гибкости мышления, развития умения применить стандартные приемы в нестандартных ситуациях и способствующие общему физическому укреплению организма. Данная программа на основе методики физического самосовершенствования дает возможность обучаемым наиболее полно и эффективно в короткий срок понять физические основы боевых приемов за счет их сравнения с приемами и действиями в других видах спортивных единоборств, а также укрепить организм, развить стойкость и выносливость, реакцию и гибкость мышления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашкинази С.М. Характерные особенности, проблемы и пути развития рукопашного боя и боевых единоборств в системе обучения и воспитания военнослужащих / С.М. Ашкинази // Теория и методика физической подготовки. - 1994. - № 1. - С. 105-109.

2. Ашкинази С.М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации : монография / С.М. Ашкинази; под ред. проф. В.Л. Марищука. - Санкт-Петербург: Военный институт физической культуры, 2001. - 240 с.

3. Ашкинази С.М. Инновации в развитии теории и практики обучения военнослужащих рукопашному бою (результаты исследования последних 20 лет) / С.М. Ашкинази, В.В. Кузьмин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7. - С. 6-11.

4. Батищев, В. Моральная готовность и психологическая способность военнослужащего к боевым действиям / В. Батищев // Ориентир. - 2007. - № 9. - С. 55-61.

5. Ларин А.Н. Применение современных педагогических технологий в обучении курсантов вузов Росгвардии методике физического самосовершенствования / А.Н. Ларин, К.С. Кручинина. - DOI: 10.15350/24097616.2019.5.23 // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 5 (22). - С. 252-261.

6. Ларин А.Н. Инновации в физическом самосовершенствовании курсантов средствами рукопашного боя / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов // Педагогика в физической культуре, спорте и хореографии. - Санкт-Петербург: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2020. - С. 103-109.

REFERENCES

1. Ashkinazi, S.M. (1994), "Characteristic features, problems and ways of development of hand-to-hand combat and combat single combats in the system of training and education of military personnel", Theory and methodology of physical training, No. 1, pp. 105-109.

2. Ashkinazi, S.M. and Marischuk, V.L. (2001), Questions of the theory and practice of hand-to-hand combat in the Armed Forces of the Russian Federation: monograph, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg.

3. Ashkinazi, S.M. and Kuzmin, V.V. (2008), "Innovations in the development of theory and practice of teaching military personnel hand-to-hand combat (research results of the last 20 years)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (41), pp. 6-11.

4. Batishchev, V. (2007), "Moral readiness and psychological ability of a soldier for combat operations", Landmark. No. 9, pp. 55-61.

5. Larin, A.N. and Kruchinina, K.S. (2019), "The use of modern pedagogical technologies in the training of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard under the method of physical self-improvement", CITIZE, Vol. 22, No. 5, pp. 252-261. DOI: 10.15350/24097616.2019.5.23.

6. Larin, A.N., Fedak E.I. and Ryzhov K.S. (2020), "Innovations in physical self-improvement of cadets by means of hand-to-hand combat", Pedagogy in physical culture, sports and choreography, St. Petersburg: NSU im. P.F. Lesgaft, pp. 103-109.

Контактная информация: Larsan59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.02.2021

УДК 796.03:614.23/25

СОЗДАНИЕ ДОБРОВОЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО СПОРТИВНОГО ОБЩЕСТВА «МЕДИК» - РЕШЕНИЕ ВОПРОСА ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Владимир Васильевич Федоров, доцент, Тверской государственный медицинский университет

Аннотация

В статье рассматривается история развития спортивных обществ с 1930-х годов. Описаны спортивные общества, существующие в современной России. Разработана стратегия создания добровольного физкультурного спортивного общества «Медик», способствующего повышению уровня физической подготовленности медицинских сотрудников и студентов-медиков. Описана структура дифференциации участников общества «Медик» на группы, их календарные спортивные ежегодные планы. Указаны принципы правового регулирования и источники финансирования общества «Медик». Охарактеризована роль добровольного физкультурного спортивного общества «Медик» во время пандемии COVID - 2019-2020.

Ключевые слова: добровольное физкультурное спортивное общество «Медик», физическая культура, спорт, медицинский персонал, студенты медицинских вузов, пандемия, COVID - 20192020.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p440-443

CREATION OF VOLUNTARY PHYSICAL CULTURE SPORTS SOCIETY "MEDIK" - SOLVING THE ISSUE OF HEALTH, PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AMONG MEDICAL WORKERS

Vladimir Vasilievich Fedorov, the senior lecturer, Tver State Medical University

Abstract

The article examines the history of the development of sports societies since the 1930s. A strategy has been developed for the creation of a voluntary physical culture sports society "Medik", which contributes to improving the level of physical fitness of medical staff and medical students. The structure of differentiation of members of the Medic society into groups and their annual sports calendar plans is described. The principles of legal regulation and sources of financing of the Medik Company are specified. The role of the voluntary physical culture sports society "Medik" during the C0VID-2019-2020 pandemic is described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.