Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРИЕМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ СРЕДСТВАМИ ЕДИНОБОРСТВ'

К ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРИЕМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ СРЕДСТВАМИ ЕДИНОБОРСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ / КРОССФИТ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларин Александр Николаевич, Рыжов Кирилл Сергеевич, Лузин Сергей Васильевич, Кручинина Кристина Сергеевна

В работе затрагивается проблема по физическому самосовершенствованию курсантов вузов Росгвардии в процессе формирования навыков приемов противодействия правонарушителям средствами единоборств. Предложено применение тренировочных комплексов при организации учебно-тренировочных занятий по боевым приемам для повышения эффективности ведения рукопашной схватки. Представлены количественные показатели по функциональному состоянию и физическим качествам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларин Александр Николаевич, Рыжов Кирилл Сергеевич, Лузин Сергей Васильевич, Кручинина Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT OF CADETS OF RUSSIAN NATIONAL GUARD UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF FORMING SKILLS OF METHODS OF COUNTERACTING OFFENDERS BY MEANS OF SINGLE COMBATS

The work touches upon the problem of physical self-improvement of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard in the process of forming skills of methods of counteracting offenders by means of single combats. The use of training complexes is proposed when organizing training sessions in combat techniques to increase the effectiveness of hand-to-hand combat. The quantitative indicators of the functional state and physical qualities are presented.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРИЕМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ СРЕДСТВАМИ ЕДИНОБОРСТВ»

честв, 15% - специальной выносливости и 25% - общей физической подготовке, является наиболее эффективным, по сравнению с вариантами преимущественного применения средств, направленных на воспитание общей выносливости или скоростных качеств.

2. Педагогический эксперимент показал, что на этапе начальной спортивной специализации в варианте со сравнительно равномерным распределением средств, направленных на воспитание физически качеств (общая выносливость, силовые и скоростные качества), прирост общей выносливости составил 18,0%, скоростно-силовых качеств -14,9%, а скоростных и силовых - соответственно 4,0% и 9,8%. Два других методических направления привели к значительно меньшим положительным изменениям исследованных физических качеств. При этом преимущество данного варианта было в большинстве случаев подтверждено статистически (Р<0,05).

ЛИТЕРАТУРА

1. Греко-римская борьба : учебное пособие / Р.Н. Апойко, С.В. Коваленко, А.В. Шевцов, Б.И. Тараканов. - Санкт-Петербург НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2012. - 136 с.

2. Курников, С.Н. Основные подходы к построению тактико-технических действий в спортивной борьбе / С.Н. Курников, О.Б. Малков, А.А. Колесов // Тактика спортивных единоборств : сборник научно-методических статей. - Москва, 2002. - Вып. 2. - С. 67-71.

3. Лаптев, А.И. Влияние методики комплексной оценки и коррекции физического состояния на аэробную работоспособность борцов греко-римского стиля / А.И. Лаптев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 88-93.

4. Свищёв, И.Д. Индивидуализация подготовки единоборцев / И.Д. Свищёв // Теория и практика прикладных видов спорта и экстремальной деятельности. - 2013. - № 3 (28). - С. 58-62.

REFERENCES

1. Apoiko, R.N., Kovalenko, S.V., Shevtsov, A.V. and Tarakanov, B.I. (2012), Greco-Roman wrestling: tutorial, the Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg.

2. Kournikov, S.N., Malkov, O.B. and Kolesov, A.A. (2002), "Basic approaches to the construction of tactical and technical actions in wrestling", Tactics of combat sports: collection scientific-methodical articles, Moscow, Issue 2, pp. 67-71.

3. Laptev, A.I. (2012), "The influence of the methodology of complex assessment and correction of physical condition on the aerobic performance of Greco-Roman style wrestlers", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (92), pp. 88-93.

4. Svishchev, I.D. (2013), "Individualization of training of martial artists", Theory and practice of applied sports and extreme activities, No 3 (28), pp. 58-62.

Контактная информация: laptaleksej@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2021

УДК 37.037

К ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРИЕМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ СРЕДСТВАМИ ЕДИНОБОРСТВ

Александр Николаевич Ларин, старший преподаватель, Кирилл Сергеевич Рыжов,

старший преподаватель, Сергей Васильевич Лузин, старший преподаватель, Кристина Сергеевна Кручинина, преподаватель Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь

Аннотация

В работе затрагивается проблема по физическому самосовершенствованию курсантов вузов Росгвардии в процессе формирования навыков приемов противодействия

правонарушителям средствами единоборств. Предложено применение тренировочных комплексов при организации учебно-тренировочных занятий по боевым приемам для повышения эффективности ведения рукопашной схватки. Представлены количественные показатели по функциональному состоянию и физическим качествам.

Ключевые слова: самосовершенствование, учебная деятельность, боевые приемы, кроссфит, тренировочные комплексы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p184-188

ON THE PROBLEM OF PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT OF CADETS OF RUSSIAN NATIONAL GUARD UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF FORMING SKILLS OF METHODS OF COUNTERACTING OFFENDERS BY MEANS OF

SINGLE COMBATS

Aleksandr Nikolaevich Larin, the senior teacher, Kirill Sergeevich Ryzhov, the senior teacher, Sergey Vasilievich Luzin, the senior teacher, Kristina Sergeevna Kruchinina, the teacher, Perm Military Institute of the Russian National Guard Federation

Abstract

The work touches upon the problem of physical self-improvement of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard in the process of forming skills of methods of counteracting offenders by means of single combats. The use of training complexes is proposed when organizing training sessions in combat techniques to increase the effectiveness of hand-to-hand combat. The quantitative indicators of the functional state and physical qualities are presented.

Keywords: self-improvement, educational activities, fighting techniques, crossfit, training complexes.

ВВЕДЕНИЕ

Исторический опыт вооруженных боев, а также результаты многочисленных научных исследований свидетельствует о наличии закономерности, раскрывающей и подтверждающей прочную связь между победой в военных действиях и отличиями в боевой подготовке, а, в конечном счете, между победой в бою и высоким уровнем физической подготовленности, который нарабатывается в процессе систематических тренировочных занятий [2; 3].

Физическая подготовка - это неотъемлемая часть воинского обучения и воспитания личного состава, а уверенное владение боевыми приемами одно из приоритетных направлений повышения боеспособности Росгвардии. Занятия по разделу «Боевые приемы» должны быть направлены на развитие и совершенствование навыков эффективного ведения рукопашной схватки, готовности выпускников военного вуза к пресечению противоправных насильственных действий граждан, нарушающих общественный порядок, а содержание физических упражнений должно соответствовать характеру учебно-боевой деятельности личного состава [1; 5]. С учетом решаемых учебных и боевых задач Росгвардией, наиболее эффективными являются тренировочные комплексы, которые направлены на повышение уровня физической подготовленности, совершенствование военно-прикладных навыков и действий в боевых условиях [4; 7].

Тренировочные комплексы - это последовательность из нескольких упражнений. Упражнения выполняются по особым правилам, определяющим число подходов, повторений, вес, длительность отдыха между подходами, времени на выполнение упражнений, частоту проведения тренировок. В каждую часть учебно-тренировочного занятия экспериментальной группы включались тренировочные комплексы с элементами кроссфита содержащие следующие упражнения:

Первый комплекс «Новичок»: сгибание и разгибания рук в упоре лежа; наклоны туловища вперед из положения лежа; подтягивание на перекладине с согнутыми ногами в

коленном и тазобедренном суставах (уголком); горизонтальная планка; сгибание и разгибания рук в упоре лежа носки ног на платформе высотой 1 метр (отжимание горкой); вкручивание туловища с подниманием ног согнутых в коленном и тазобедренном суставах из виса хватом сверху на перекладине; выпады вперед на каждую ногу.

Второй комплекс «Продвинутый»: сгибание и разгибания рук в упоре сидя спиной к гимнастической скамье; наклоны туловища вперед из положения лежа со скручиванием в право и влево; сгибание и разгибания рук в упоре лежа с поворотом и поочередным подниманием руки вверх; поднимание ног к перекладине; угол с согнутыми ногами (90°) из виса хватом сверху на перекладине; боковая планка; неполное (25-30°) сгибание и разгибание рук из положения упор лежа (неполные отжимания).

Третий комплекс «Профессионал»: сгибание и разгибания рук в упоре на брусьях; сгибание и разгибания рук в упоре лежа с хлопком; угол в упоре на брусьях; сгибание и разгибания рук в упоре лежа на брусьях (глубокие отжимания); прыжки на тумбу (платформу) высотой 60 см; комбинированное силовое упражнение на перекладине (подтягивание, подъем переворотом, поднимание ног к перекладине, подъем силой); прыжки со скакалкой.

Проведенное исследование обусловлено высокими требованиями к профессиональной и физической подготовленности, спецификой направленности физической подготовки, постоянным самосовершенствованием и развитием тренировочных комплексов, способствующих более эффективному выполнению служебно-боевых и оперативных задач будущих офицеров в соответствии с их предназначением [6; 8].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведение исследования по внедрению в образовательный процесс вузов Росгвардии разработанных тренировочных комплексов, направленных на развитие профессионально важных физических качеств военнослужащих. В ходе диагностики нами были поставлены задачи на получение объективных данных оценки компонентов физического развития, а так же физической подготовленности по каждому курсанту. Испытуемые на каждом из этапов исследования подвергались тестированию по физическим качествам.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках данного исследования был проведен эксперимент по применению разработанных тренировочных комплексов при организации учебно-тренировочных занятий по боевым приемам. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературы; наблюдение; исследование уровня физической подготовленности; исследование физического развития и функционального состояния организма военнослужащих; статистическая обработка количественных данных и качественный их логический анализ. В экспериментальном исследовании принимали участие курсанты вуза Росгвардии (п=113).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

По результатам анализа полученных данных на завершающем этапе эксперимента после внедрения тренировочных комплексов выяснилось, что показатели физической подготовленности ЭГ увеличились по отношению с исходными данными и показателями КГ которые увеличились незначительно. Отмечается, что физические качества, такие как сила и выносливость у ЭГ были значительно ниже показателей КГ, исходя из этого можно сделать вывод, что повышение уровня этих качеств сложнее у ЭГ по сравнению с КГ. Визуально полученные результаты эксперимента представлены ниже, в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности в бальном эквиваленте

Физические качества Группа До эксперимента После эксперимента

XX Хэг- Хкг XX1 XX1- XX XX 1эг- XX 1кг

Военно-прикладные навыки ЭГ 64 - 1,9 68,9 4,9 2,5

КГ 65,9 66,4 0,5

Выносливость ЭГ 48,4 1,2 49,8 1,4 2,1

КГ 47,2 47,7 0,5

Сила ЭГ 68,5 3,5 69,7 1,2 5,2

КГ 65 64,5 - 0,5

Быстрота ЭГ 53,8 - 1,2 57 3,2 3,4

КГ 55 53,6 - 1,4

У военнослужащих ЭГ отмечается более значительное улучшение результатов, чем у военнослужащих КГ в показателях ЧСС, проб Штанге и Генчи, коэффициента выносливости, функционального показателя, индекса степ-теста. Визуально полученные результаты представлены ниже, в таблице 2.

Показатели Группа До эксперимента После эксперимента

XX ±m хэг- хкг XX i±m XX1- XX X1эг- X1кг

ЧСС ЭГ 74,3±1,5 0,3 69,2±1,1 - 5,1 - 2,4

(уд. в мин.) КГ 74,0±1,6 71,6±1,1 -2,4

АД (СД) ЭГ 121,4±1,9 - 9,1 120,8±0,9 - 0,6 - 5,5

(мм. рт. ст.) КГ 130,5±2,3 126,3±0,7 - 4,.2

АД (ДД) ЭГ 68,1±1,8 - 7,3 76,1±0,6 8,0 - 0,8

(мм. рт. ст.) КГ 75,4±2,1 76,9±1,0 1,5

Проба ЭГ 88,7±3,1 2,5 110,8±2,5 22,1 16,1

Штанге (сек.) КГ 86,2±3,3 94,7±2,9 8,5

Проба ЭГ 42,9±2,7 2,2 56,3±2,8 13,4 9,5

Генчи (сек.) КГ 40,7±1,9 46,9±1,8 6,1

КВ ЭГ 13,9±0,5 - 0,5 15,4±0,4 1,5 0,9

(усл. ед.) КГ 13,4±1,0 14,5±0,6 1,1

ИСТ ЭГ 61,3±0,8 - 1,6 70,4±0,8 10,1 3,3

(усл. ед.) КГ 62,9±1,2 67,1±1,0 4,2

Опираясь на полученный результат исследования, возможно, констатировать, что разработанные тренировочные комплексы в значительной степени улучшили уровень физической подготовленности у экспериментальной группы, а также повысили уровень техники владения боевыми приемам [4; 5].

ВЫВОДЫ

Таким образом, внедрив тренировочные комплексы в практические занятия по боевым приемам в вузы Росгвардии, достоверно улучшились показатели по физическим качествам у курсантов экспериментальной группы, что оказало существенное влияние на формирование навыков приемов противодействия правонарушителям у курсантов средствами единоборств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогические основы воспитания и самовоспитания будущих специалистов физической культуры и спорта / З.А. Абдрахманов, П.З. Ишанов, К.Т. Кошкумбаев, У.А. Суймуханов // Международный журнал экспертного образования. - 2017. - № 3-2. - С. 126-130. - URL: https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11262 (дата обращения 20.03.2020).

2. Ашкинази С.М. Характерные особенности, проблемы и пути развития рукопашного боя и боевых единоборств в системе обучения и воспитания военнослужащих / С.М. Ашкинази // Теория и методика физической подготовки. - 1994. - № 1. - С. 105-109.

3. Ашкинази С.М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации : монография / С.М. Ашкинази ; под ред. проф. В.Л. Марищука. - Санкт-Петербург: Военный институт физической культуры, 2001. - 240 с.

4. Ашкинази С.М. Инновации в развитии теории и практики обучения военнослужащих рукопашному бою (результаты исследования последних 20 лет) / С.М. Ашкинази, В.В. Кузьмин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7. - С. 6-11.

5. Бережнова Л.Н. Самообразование курсантов образовательной среде военного вуза: проблемы и пути их решения / Л.Н. Бережнова, М.М. Гупалов // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2014. № 10 (116). - С. 181-185.

6. Ларин А.Н. Применение современных педагогических технологий в обучении курсантов вузов Росгвардии методике физического самосовершенствования / А.Н. Ларин, К.С. Кручинина. - DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.23 // CITISE. - 2019. - № 5 (22). - С. 252-261.

7. Фудак Е.И. Инновации в физическом самосовершенствовании курсантов средствами рукопашного боя / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов // Педагогика в физической культуре, спорте и хореографии. - Санкт-Петербург: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2020. - С. 103-109.

8. Особенность методики физического самосовершенствования в процессе практических занятий по боевым приемам в вузах Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов, С.В. Лузин, К.С. Кручинина // Мир образования - образование в мире. - 2020. № 3. - С. 82-87.

REFERENCES

1. Adrakhmagov, Z.A., Ishanov, P.Z., Koshkumbaev, K.T. and Suimukhanov, U.A. (2017), "Pedagogical foundations of upbringing and self-education of future specialists in physical education and sports", International Journal of Expert Education, No. 3-2, pp. 126-130.

2. Ashkinazi, S.M. (1994), "Characteristic features, problems and ways of development of hand-to-hand combat and combat single combats in the system of training and education of military personnel", Theory and methodology of physical training, No. 1, pp. 105-109.

3. Ashkinazi, S.M. and Marischuk, V.L. (2001), Questions of the theory and practice of hand-to-hand combat in the Armed Forces of the Russian Federation: monograph, Military Institute of Physical Culture, Petersburg.

4. Ashkinazi, S.M. and Kuzmin, V.V. (2008), "Innovations in the development of theory and practice of teaching military personnel hand-to-hand combat (research results of the last 20 years)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7, pp. 6-11.

5. Berezhnova, L.N. and Gupalov, M.M. (2014), "Self-education of cadets in the educational environment of a military university: problems and solutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 181-185.

6. Larin, A.N. and Kruchinina, K.S. (2019), "The use of modern pedagogical technologies in the training of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard under the method of physical self-improvement", CITIZE, Vol. 22, No. 5, pp. 252-261, DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.23.

7. Larin, A.N., Fedak E.I. and Ryzhov K.S. (2020), "Innovations in physical self-improvement of cadets by means of hand-to-hand combat", Pedagogy in physical culture, sports and choreography, St. Petersburg: NSU im. P.F. Lesgaft, pp. 103-109.

8. Larin, A.N., Fedak E.I., Ryzhov K.S., Luzin S.V. and Kruchinina K.S. (2020), "The peculiarity of the methodology of physical self-improvement in the process of practical training in combat techniques in the universities of the Russian Guard", World of Education - Education in the World, No. 3. pp. 82-87.

Контактная информация: Larsan59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2021

УДК 796.81

ХАРАКТЕРИСТИКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОК РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И КВАЛИФИКАЦИИ В ЖЕНСКОЙ

БОРЬБЕ

Вероника Андреевна Лебедева, аспирант, Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.