особенности обучения рукопашному бою курсанток военного вуза
УДК/UDC 796.011.3
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 05.06.2016 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Ю.И. Логинов1 Кандидат педагогических наук, профессор К.Н. Дементьев1 Доктор педагогических наук, профессор С.М. Ашкинази2 Мастер спорта России по боксу А.П. Глуханьков3
1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург
2 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
3 Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
HAND-TO-HAND FIGHT TRAINING IN MILITARY ACADEMY: FEMALE CADET'S TRAINING SPECIFICS
Associate Professor, PhD Yu.I. Loginov1
Professor, PhD K.N. Dementiev1
Professor, Dr.Hab. S.M. Ashkinazi2
Master of Sport of Russia in boxing A.P. Glukhan'kov3
1 Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg
2 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
3 Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Аннотация
В статье изложены основные результаты экспериментальных исследований по апробации в реальных условиях образовательного процесса экспериментальной программы обучения военнослужащих женского пола рукопашному бою, проведенных в Военной академии связи им. С.М. Буденного (г. Санкт-Петербург) в течение учебного года с 31 марта 2014 г. по 30 апреля 2015 г.
Целью экспериментальной программы обучения военнослужащих женского пола была подготовка курсантов к рукопашному бою и самообороне. Она рассчитана на весь срок обучения в вузе: на 1, 2 и 3-м курсах запланированы изучение и тренировка приемов и действий, а на 4-м и 5-м курсах - совершенствование ранее изученных приемов и действий рукопашного боя при включении раздела в различные формы физической подготовки.
Ключевые слова: рукопашный бой, программа по разделу «Рукопашный бой» для военнослужащих женского пола, обучающихся в вузах МО РФ.
Annotation
The article reports the key findings of a pilot study in actual academic education process to test an experimental women's hand-to-hand fight training system at Military Communication Academy named after S.M. Budyonny (St. Petersburg) in the academic year of March 31, 2014 to April 30, 2015. An objective of the experimental women's training system was to make the women cadets fit for combat and self-defence fights. The training system was designed for the whole period of academic education with the first, second and third academic years scheduled for basic education and the key fighting skills and actions mastering training followed by the hand-to-hand fighting skills excelling training in the fourth and fifth academic years, conditional on the system being included in the existing academic physical training curricula.
Keywords: hand-to-hand fight, hand-to-hand fight system for female cadets of military academies.
Введение. Рукопашный бой как раздел физической подготовки является одним из наиболее эффективных средств подготовки военнослужащих к уверенным действиям в бою. Занятия единоборствами прежде всего помогают воспитанию морально-волевых качеств, психической устойчивости воинов к быстро меняющимся ситуациям боевых действий. В то же время это прекрасное средство для развития и совершенствования физических качеств: быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости и др. Это признано как российскими, так и зарубежными военными специалистами [1-4].
Во многих армиях мира на службе находятся и мужчины, и женщины. Например, в Израиле служба по призыву является
обязательной и для мужчин, и для женщин; в армии Франции служит 23 000 женщин (8% от общей численности личного состава (л/с); в армии США из 1 420 000 солдат и офицеров, которые состоят на действительной службе, 205 тыс. - женщины (более 14%).
В Российской армии служат около 50 000 женщин, большинство из них - в штабах и подразделениях обеспечения. Но также есть женщины - командиры взводов, батарей [5].
Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность программы обучения рукопашному бою курсанток военного вуза.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился одновременно на 1, 2, 3-м курсах обучения, он
был параллельным, прямым и строился по схеме идентичных групп. Для участия в исследовании были сформированы контрольные (КГ) и экспериментальные (ЭГ) группы на 1-м и 2-м курсах, одна ЭГ - на 3-м курсе. В качестве КГ для курсантов 3-го курса выступила учебная группа (3972) девушек 5-го курса. Отметим, что время на изучение раздела «Рукопашный бой» в ЭГ 3-го курса обучения и в КГ 5-го курса было практически одинаковым, что обеспечивало равенство условий при проведении эксперимента.
Группы, участвующие в эксперименте, были сформированы из штатных взводов в количестве:
1-й курс (ЭГ) - 26 человек (учебная группа 2436);
1-й курс (КГ) - 25 человек (учебная группа 3483);
2-й курс (ЭГ) - 15 человек (учебная группа 3362);
2-й курс (КГ) - 15 человек (учебная группа 3372);
3-й курс (ЭГ) - 12 человек (учебная группа 3242);
5-й курс (КГ) - 20 человек (учебная группа 3972).
Для определения степени подготовленности выпускников вуза у курсантов 5-го курса обучения (выпуск 2014 г.) выполнены контрольные измерения уровня развития физических качеств (силы, быстроты и выносливости) и военно-прикладных навыков рукопашного боя согласно требованиям статей 237-242 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009 с изменениями 2013 г). Эти результаты являлись контрольными для учебной группы 3242 (3-й курс обучения).
В подразделениях контрольных групп учебно-тренировочные занятия по рукопашному бою проводились согласно утвержденному тематическому плану.
Учебно-тренировочные занятия проводились штатными преподавателями кафедры физической подготовки Академии в соответствии с распорядком дня и регламентом служебной деятельности военнослужащих, участвовавших в эксперименте.
Условия материально-технического обеспечения при проведении учебно-тренировочных занятий по рукопашному бою и учебно-материальная база по физической подготовке были идентичными. Учебная материально-техническая база Военной академии связи имени С.М. Буденного соответствует всем требованиям для планомерного обучения и практического проведения занятий и соревнований по рукопашному бою.
В начале эксперимента у личного состава КГ и ЭГ проверили физическую подготовленность и владение военно-прикладными навыками рукопашного боя. Уровень развития навыков рукопашного боя у курсантов 1-го курса в начале эксперимента не контролировался (в связи с отсутствием занятий).
Сравнение показателей уровня развития физических качеств в КГ и ЭГ 1-го курса обучения в начале эксперимента не выявило достоверных различий в развитии качеств «быстрота» и «сила» (р>0,05). Некоторое различие между ЭГ и КГ
наблюдалось в результатах при анализе развития качества «выносливость» (р<0,05). При переводе временных показателей в балльный эквивалент согласно Наставлению, достоверных различий между группами по этому качеству не выявлено (р>0,05). По результатам проверки групп сделан вывод об отсутствии между ними достоверных различий в уровне физической подготовленности.
Сравнение ЭГ и КГ 2-го курса обучения по упражнениям общей физической подготовки и уровня сформированности военно-прикладных навыков рукопашного боя не выявило достоверных различий между ними (р>0,05).
Показатели, характеризующие развитие физических качеств у курсантов женского пола в КГ и ЭГ 3-го и 5-го курсов в начале эксперимента представлены в табл. 1.
Таким образом, уровень развития физических качеств и военно-прикладных навыков рукопашного боя в ЭГ и КГ в начале эксперимента был практически одинаковым и достоверных различий не имел.
Все плановые учебно-тренировочные занятия (каждое по 90 мин) проводились преподавателями кафедры физической подготовки Академии связи на закрепленных за ними курсах. Во всех группах, принимавших участие в эксперименте, посещаемость занятий была примерно одинаковой и составляла около 80 %.
Учебные занятия у курсантов, входивших в состав КГ, проводились в соответствии с утвержденным командованием вуза тематическим планом обучения на учебный год. В ЭГ, в отличие от контрольных, количество часов на изучение раздела «Рукопашный бой» было изменено в соответствии с экспериментальной программой.
На 5-м курсе обучения образовательный процесс строился в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и общее время, выделяемое на освоение раздела физической подготовки «Рукопашный бой», составляло 76 ч, что на 2 ч больше общего времени экспериментальной программы.
Экспериментальная программа отличалась принципиально другой последовательностью изучения приемов и действий рукопашного боя, активным применением условных и полуобусловленных поединков с партнером, а также периодическим проведением учебных схваток с военнослужащими противоположного пола.
По окончании обучения в рамках экспериментальной программы курсанты всех групп (ЭГ и КГ), привлекаемых к исследованию, были проверены по упражнениям, характеризующим уровень развития физических качеств и военно-прикладных навыков рукопашного боя, а также умения применять изученные приемы в моделируемой боевой ситуации.
Результаты проверки быстроты, силы и выносливости в КГ и ЭГ, как и в начале эксперимента, не выявили достоверных различий между ними. Однако уровень развития выносливости у курсантов ЭГ 1-го курса стал существенно выше и по
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
Таблица 1. Сравнение учебных групп 3-го (ЭГ) и 5-го (КГ) курсов в начале исследования
Показатели в учебных группах (апрель 2014 г.)
Контрольные испытания Учебная группа №3242 (ЭГ) - 12 человек Учебная группа №3972 (КГ) - 20 человек Разница, % 1 р
Х1 Sx1 У% Х2 Sx2 У%
Челночный бег 10x10 м, с или бег на 60 м, с результат 29 0,3 3,4 9,4 2,1 4,1 - - -
балл 95,1 2,5 8,3 74,8 16,7 23,4 27,2 1,2 >0,05
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа или наклон туловища вперед результат 17,3 1,3 23,1 54,7 12,2 10,7 - - -
балл 67,3 3,51 16,5 94,9 21,2 7,4 41 1,3 >0,05
Бег на 1 км, с результат 231 26 35,6 252 18 6,9 9,3 0,7 >0,05
Приемы рукопашного боя 3 0,2 24,6 2,7 0,2 30,7 13,2 1,2 >0,05
Таблица 2. Показатели развития физических качеств и военно-прикладных навыков (рукопашный бой) у курсанток 3-го и 5-го курсов в конце исследования (апрель 2015 г.)
Контрольные испытания Учебная группа №3242 (ЭГ) - 12 человек Учебная группа №3972 (КГ) - 20 человек Разница, % t р
X1 Sx1 V% X2 Sx2 V%
Челночный бег 10x10 м, с или бег на 60 м, с результат 29,6 0,3 2,8 9,4 2,1 4,1 - - -
балл 91,7 3,0 10,3 74,8 16,7 23,4 22,7 0,99 >0,05
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа или наклон туловища вперед, колич. раз результат 18,9 1,3 21,1 54,7 12,2 10,7 - - -
балл 71,5 3,4 15 94,9 21,2 7,4 32,7 1,09 >0,05
Бег на 1 км, с результат 250 6,2 7,9 252 18 6,9 1,1 0,15 >0,05
Приемы рукопашного боя 4.1 0,2 18 2,7 0,2 30,7 54,7 4,94 <0,05
Таблица 3. Сравнение результатов владения приемами рукопашного боя (боевая ситуация) ЭГ и КГ 1-го курса обучения
Контрольное испытание Курс обучения Показатели в учебных группах Разница, % t р
ЭГ КГ
X1 Sx1 V% X2 Sx2 V%
Оценка применения навыков рукопашного боя («Боевая ситуация») 1 3.5 0.2 20 2.1 0.1 20.8 66,7 6,26 <0,05
2 3,8 0,12 11,8 2 0 0 90 15 <0,05
этому показателю они сравнялись с КГ. При проверке выявлены достоверные различия (р<0,05) во владении навыками рукопашного боя в КГ и ЭГ. По этому показателю все ЭГ превзошли КГ.
Сравнительные показатели в конце эксперимента, характеризующие развитие физических качеств и военно-прикладных навыков рукопашного боя у курсанток 3-го (ЭГ) и 5-го (КГ) курсов в конце исследования, представлены в табл. 2.
Таким образом, результаты эксперимента доказали значительную эффективность предложенной нами экспериментальной программы подготовки курсанток вузов по рукопашному бою.
Анализ результатов проделанной экспериментальной работы позволяет сделать заключение о существенном положительном влиянии предложенной программы на развитие навыков рукопашного боя у курсантов женского пола, при этом сохраняется необходимая положительная динамика уровня физической подготовленности по всем физическим качествам.
В дополнение к вышеприведенным показателям физической подготовленности курсанты КГ и ЭГ были протестированы по ряду психомоторных тестов с помощью компьютерной программы «НС - Психотест».
По итогам тестирования психомоторной сферы испытуемых не было выявлено достоверных различий между КГ и ЭГ. Однако в большинстве исследуемых показателей курсанты ЭГ показали более высокие результаты.
Особый интерес представляют оценки результатов действий испытуемых в боевых ситуациях, которые были смоделированы по условиям, определенным статьей 241 НФП-2009. Эти результаты наглядно показывают, как сформированные навыки трансформируются в умения высшего порядка, характеризующие способность действовать в вариативных условиях неожиданно возникающей рукопашной схватки (табл. 3). Они однозначно доказывают, что испытуемые ЭГ достигли достоверно более высокого уровня готовности к ведению рукопашной схватки с противником.
Выводы. Курсанты ЭГ показали не только более высокий (по сравнению с КГ) уровень подготовленности по рукопашному бою в технике выполнения отдельных приемов и ком-
плексов приемов с оружием и без оружия (р<0,05), но и, что более значимо, достоверно более высокое качество действий в вариативной «Боевой ситуации». Результаты выполнения психомоторных тестов выявили у военнослужащих ЭГ по сравнению с КГ лучшие показатели скорости и правильность сложных реакций (реакции выбора, зрительно-моторной координации) в большинстве тестов в условиях эмоционального напряжения и соревнования между испытуемыми. Важно, что за период годичного эксперимента уровень общей физической подготовленности в ЭГ и КГ был примерно одинаковым (на уровне оценки «хорошо»), при этом динамика улучшения показателей выполнения отдельных упражнений у испытуемых ЭГ была несколько выше, чем в КГ. Это подтверждает данные других исследований о положительном влиянии средств и методов рукопашного боя на улучшение общей физической подготовленности военнослужащих.
Литература
1. Ашкинази С.М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография / под ред. проф. В.Л. Марищука / С.М. Ашкинази. - СПб.: ВИФК, 2001.
- 241 с.
2. Ашкинази С.М. Анализ эффективности различных тактических вариантов ведения рукопашного боя / С.М. Ашкинази, А.Н. Ко-чергин // Уч. записки ун-та имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3.
- С. 10-12.
3. Зыков А.В. Средства и методы физической подготовки военнослужащих к действиям в напряженных психологических ситуациях: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Зыков. - СПб., 1998.
4. Кузина Р.Х. Психологические особенности профессиональной деятельности женщин-военнослужащих: дис. ... канд. псх. наук / Р.Х. Кузина. - СПб., 2001. - 187 с.
5. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200. - М., 2009. - С. 51-76, 237-242.
6. Обвинцев А.А. Современные спортивные, прикладные единоборства и боевые искусства в системе подготовки военнослужащих и подразделений антитеррора / А.А. Обвинцев, С.М. Ашкинази // VI Междунар. конгресс «Спорт, Человек, Здоровье»: материалы конгресса. Международная общественная организация содействия науке и спорту «Спорт, Человек, Здоровье». - 2013. - С. 86-90.
7. Рыков С.Л. Профессиональное воспитание военнослужащих-женщин: Теория и практика: монография / С.Л. Рыков. - М.: ВУ, 2002. - 261 с.
References
1. Ashkinazi S.M. Voprosyi teorii i praktiki rukopashnogo boya v
профессионально-прикладная физическая подготовка
Vooruzhennyih Silah Rossiyskoy Federatsii: monografiya (Theory and practice of martial arts in Russian Federation Armed Forces: monograph) / Ed. prof. V.L. Marishchuk / S.M. Ashkinazi. - St. Petersburg: MIPC (VIFK), 2001. - 241 p.
2. Ashkinazi S.M. Analiz effektivnosti razlichnyih takticheskih variantov vedeniya rukopashnogo boya (Analysis of performance of various tactics of conducting close combat) / S.M. Ashkinazi, A.N. Kochergin // Uch. zapiski un-ta imeni P.F. Lesgafta. - 2008. - № 3. - P. 10-12.
3. Zykov A.V. Sredstva i metodyi fizicheskoy podgotovki voennosluzhaschih k deystviyam v napryazhennyih psihologicheskih situatsiyah: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Means and methods of physical training of servicemen to act in stressful situations: Abstract of PhD thesis) / A.V. Zykov. - St. Petersburg, 1998.
4. Kuzina R.Kh. Psihologicheskie osobennosti professionalnoy deyatelnosti zhenschin-voennosluzhaschih: dis. kand. ...psh. nauk (Psychological features of professional work of military women: PhD thesis) / R.Kh. Kuzina. - St. Petersburg, 2001. - 187 p.
5. Nastavlenie po fizicheskoy podgotovke v Vooruzhennyih Silah Rossiyskoy Federatsii, prikaz Ministra oboronyi Rossiyskoy Federatsii
ot 21 aprelya 2009. № 200 (Instructions on physical training in the Russian Federation Armed Forces, order by the Minister of Defence of the RF April 21, 2009. № 200). - Moscow, 2009. - P. 51-76, 237242.
6. Obvintsev A.A. Sovremennyie sportivnyie, prikladnyie edinoborstva i boevyie iskusstva v sisteme podgotovki voennosluzhaschih i podrazdeleniy antiterrora (Modern sport, applied combat sports and martial arts in training of servicemen and anti-terror units) / A.A. Obvintsev, S.M. Ashkinazi // VI Mezhdunar. kongress «Sport, Chelovek, Zdorove»: materialyi kongressa. Mezhdunarodnaya obschestvennaya organizatsiya sodeystviya nauke i sportu «Sport, Chelovek, Zdorov'e» (VI Intern. Congress "Sport, Man, Health": Proc. of the Congress. International Non-Governmental Organization for Promotion of Science and Sport "Sport, Man, Health".). - 2013. - P. 86-90.
7. Rykov S.L. Professionalnoe vospitanie voennosluzhaschih-zhenschin: Teoriya i praktika: monografiya (Professional education of military women: Theory and Practice: Monograph) / S.L. Rykov. - Moscow: MU (VU), 2002. - 261 p.
из портфеля редакции
комплексное использование шахматных игр в обучении, направленном на развитие творческих способностей детей
□ и
£ г. CL
ч—
о
OJ и
CL
■ -О
с
га
^
о
(U .с
н
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 24.04.2016 г.
Аспирант Г.А. Карпенко1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Введение. Шахматы традиционно воспринимаются как игра, способствующая развитию различных сторон интеллекта. Поэтому представляется возможным использование шахматных тактических позиций (далее - задач) в целях развития творческих способностей детей, Однако данная идея может встретить теоретическое препятствие, которое может быть выражено в вопросе: «А могут ли шахматные задачи считаться творческими?».
Сегодня все больше говорится о преобладании спортивной стороны шахмат и своеобразном забвении искусства этой игры, о том, что творчество уходит из шахмат. Нет единого мнения и относительно того, насколько творческим является процесс решения шахматных задач, возможно, корректным будет определить их как субъективно творческие задачи. Данное понятие, используемое отдельными авторами, означает, что конкретная задача может являться творческой для одного субъекта и не являться таковой для другого. Как правило, это связано с классом игры. У опытных шахматистов высоких разрядов определенные задачи не вызывают интеллектуального напряжения и решаются быстро ввиду знания типических мотивов и ситуаций. Таким образом, шахматные задачи определенной сложности, вызывая творческое и интеллектуальное напряжение вначале, затем становятся рутинными задачами. Развитие творческих способностей через шахматы возможно, но для этого требуются специальные методики и программы.
Цель исследования - разработка и научное обоснование методики развития творческого мышления детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматным играм.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная автором методика развития творческих способностей детей использует специально подобранные задачи из разных шахматных игр. Помимо классических шахмат есть также другие, менее распространенные варианты этой игры, которые могут отличаться по различным параметрам (наличие но-
вых фигур, особые правила, размер доски и т. п.). В методике используются следующие шахматные игры: классические, японские (сеги) и русские (таврели). В основе методики лежит идея преодоления чего-то устоявшегося в мышлении (например, некоего шаблонного действия) как сущностной черты творчества. Подразумевается, что это не должно приводить к потере эффективности. Данная идея в более или менее выраженном виде присутствует во многих концепциях творчества. В гештальт-психологии нахождение верного решения связывается со сменой устоявшегося образа проблемной ситуации - появлением нового гештальта. Ушаков считает, что творческое мышление начинается там, где заканчиваются устоявшиеся способы действия субъекта. Считается, что наборы шаблонов формируются при решении типовых шахматных задач и этюдов. В данных шаблонах и проявляется «устоявшееся», преодоление которого связано с творчеством. «Устоявшееся» часто неосознаваемо, поэтому имеет сильное влияние, его преодоление требует рефлексии. На этапе, когда сформированы основные шаблоны из классических шахмат, следует согласно методике предложить к решению специально подобранные задачи из других шахматных игр. Позиции в таких задачах должны каким-то образом напоминать знакомые из классических шахмат позиции, которые решались известным шаблоном. Причем в этих внешне похожих позициях закрепленные шаблоны и стереотипы действий не должны приводить к успеху. Для решения же потребуется активизация в сознании новой для себя информации (свойств фигур и правил), что уже делает процесс решения более осмысленным, вызывает рефлексивную активность.
Использованная литература
1. Пак В.Н. 100 выдающихся шахматистов ХХ века / В.Н. Пак. - М.:
Изд-во АСТ. - Донецк: «Сталкер», 2004. - С. 266.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б.
Богоявленская. - М., 2002.
Информация для связи с автором: [email protected]