Научная статья на тему 'Инновации в развитии теории и практики обучения военнослужащих рукопашному бою (результаты исследований последних 20 лет)'

Инновации в развитии теории и практики обучения военнослужащих рукопашному бою (результаты исследований последних 20 лет) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
703
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ИННОВАЦИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ РУКОПАШНОГО БОЯ / УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РУКОПАШНОМУ БОЮ / HAND-TO-HAND FIGHT / INNOVATIONS IN THE THEORY AND PRACTICE OF HAND-TO-HAND FIGHT / A CONDITION OF EFFECTIVE TRAINING TO HAND-TO-HAND FIGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашкинази С. М., Кузьмин В. В.

В статье обобщены результаты теоретико-экспериментальных исследований актуальных проблем обучения военнослужащих рукопашному бою последних 20 лет. Сформулированы психолого-педагогические условия эффективного обучения рукопашному бою.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ашкинази С. М., Кузьмин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN DEVELOPMENT OF THE THEORY AND PRACTICE OF TRAINING OF MILITARY MEN TO HAND-TO-HAND FIGHT (RESULTS OF RESEARCHES OF LAST 20 YEARS)

In clause results of theoretical and experimental researches of last 20 years of actual problems of training of military men to hand-to-hand fight are generalized. Psychological and pedagogical conditions of effective training to hand-to-hand fight are formulated.

Текст научной работы на тему «Инновации в развитии теории и практики обучения военнослужащих рукопашному бою (результаты исследований последних 20 лет)»

тый Л.П. - Краснодар, 2002. - 50 с.

ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РУКОПАШНОМУ БОЮ (РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОСЛЕДНИХ 20 ЛЕТ)

Сергей Максимович Ашкинази, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Владимирович Кузьмин, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта)

Аннотация

В статье обобщены результаты теоретико-экспериментальных исследований актуальных проблем обучения военнослужащих рукопашному бою последних 20 лет. Сформулированы психолого-педагогические условия эффективного обучения рукопашному бою.

Ключевые слова: рукопашный бой, инновации в теории и практике рукопашного боя, условия эффективного обучения рукопашному бою.

INNOVATIONS IN DEVELOPMENT OF THE THEORY AND PRACTICE OF TRAINING OF MILITARY MEN TO HAND-TO-HAND FIGHT (RESULTS OF RESEARCHES OF LAST 20 YEARS)

Sergey Maksimovich Ashkinazi, the doctor of pedagogical sciences, the professor, Vladimir Vladimirovich Kuzmin, the candidate of pedagogical sciences, the professor,

The St.-Petersburg state university ofphysical training of a name of P.F.Lesgaft

Abstract

In clause results of theoretical and experimental researches of last 20 years of actual problems of training of military men to hand-to-hand fight are generalized. Psychological and pedagogical conditions of effective training to hand-to-hand fight are formulated.

Keywords: hand-to-hand fight, innovations in the theory and practice of hand-to-hand fight, a condition of effective training to hand-to-hand fight.

В настоящее время на вооружении ведущих армий мира находятся автоматизированные и даже автономные комплексы высокоточного оружия, имеющие огромные поражающие характеристики. В этой связи вполне закономерен вопрос, какова в настоящее время роль рукопашного боя (РБ), как формы вооруженной борьбы? Какое место рукопашный бой должен занимать в системе обучения и воспитания военнослужащих?

Если проследить эволюцию РБ, как формы ведения вооруженной борьбы, то можно отметить его тесную взаимосвязь с развитием вооружения, военной техники и способов ведения боевых действий. Вплоть до первой трети ХХ века рукопашный бой продолжал оставаться неотъемлемым и важнейшим компонентом боевых действий. В дальнейшем по мере совершенствования оружия массового поражения РБ в тематический раздел боевой подготовки, предмет (раздел) физической подготовки и военноприкладной вид спорта. Однако в полной мере сохранилась его психологическая значимость как средства формирования морально-боевых качеств, психической готовности к сближению с противником и уверенности в победе над ним в рукопашной схватке, психической устойчивости к стрессовым факторам ближнего боя.

Уникальность рукопашного боя как предмета обучения и как вида спорта состоит в том, что в процессе занятий моделируются с различной степенью условности ситуации прямого, лицом к лицу противоборства с противником. Психологический аспект этой ситуации для военнослужащих неоценим. Умелая организация занятий по РБ с соблюдением принципов воинского обучения и воспитания позволяет формировать и совершенствовать у военнослужащих такие важнейшие качества как смелость, решительность в действиях, настойчивость и упорство, уверенность в собственных

силах при сближении с противником, стремление первым атаковать и победить. Благодаря этим возможностям рукопашный бой будет и дальше занимать важное место в боевой подготовке и системе воинского обучения и воспитания.

За последние 20 лет проведена целая серия специализированных исследований, направленных на решение частных проблем обучения различных категорий военнослужащих рукопашному бою и прикладным единоборствам. Выводы и практические рекомендации этих исследований реализованы в последнем наставлении по физической подготовке (НФП-2001) и «Требованиях по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил РФ» (2001).

Целый ряд диссертаций на специальные темы, в которых изучались психологопедагогические условия эффективного обучения военнослужащих рукопашному бою, защищенных в Военном институте физической культуры вносят определенный вклад в военную и военно-физкультурную дидактику. (Чихачев А.Ю., 1982; Князев В.М., 1985; Ашкинази С.М., 1989, 1994; Михеев А.А., 1986; Косачев А.А., 1991; Цед Н.Г., 1991; Борщев И.Л., 1992; Киреев И.О., 1995; Кузьмин В.В., 1997; Прокопчук С.С.,

1997, Кузьмин А.В., 1998; Блеер А.Н., 2004; Батурин А.Н., 2006 и др.). Обобщение некоторых результатов этих исследований представлено ниже.

Условия процесса обучения способствуют заблаговременной адаптации военнослужащих к реальному рукопашному бою. В числе этих условий нами и нашими учениками изучались следующие вопросы:

1. необходимая степень воспроизведения реальной рукопашной схватки в процессе обучения;

2. необходимые временные затраты на обучение;

3. периодичность (кратность) занятий;

4. необходимое количество схваток и вольных боев, которые должны провести обучаемые или время, которое для этого должно быть отведено.

Дидактическое обоснование первого условия является задачей оптимизации, т. е. задачей поиска той границы условности от реального боя, при которой отсутствует угроза жизни и в то же время при оптимальных затратах (временных, материальных и др.) достигается уровень подготовленности по рукопашному бою, развития моральнобоевых качеств, которые обеспечивают заблаговременную адаптацию к ближнему бою с противником.

Следует заметить, что вопросами научного обоснования педагогических условий процесса обучения отечественная дидактика занималась постоянно. В частности, в 1983 г. академик Ю.К. Бабанский формулирует в качестве нового принципа принцип создания необходимых условий для обучения, который закономерно зависит от наличия, по крайней мере, четырех основных групп условий: учебно-материальных, школьно-гигиенических, морально-психологических и эстетических.

Физическая подготовка - особый вид обучения, по многим параметрам совпадающий со спортивной тренировкой и направленный, в первую очередь, на формирование двигательных навыков и развитие физических и специальных качеств военнослужащих. В теории физического воспитания также подчеркиваются роль и влияние специфических условий процесса обучения на его эффективность.

Объективной основой использования средств и методов физической подготовки для повышения боевой готовности военнослужащих является, так называемый, перенос тренированности. С позиции теории функциональных систем П.К.Анохина, в основе этого явления лежит «общность адекватных ведущих элементов специфических функциональных систем и соответствующих режимов их функционирования, развиваемых в процессе физической подготовки и проявляемых в различных видах учебнобоевой деятельности» (Вейднер-Дубровин Л.А., 1963). Из этого определения следует, что необходимым условием переноса является совпадение ведущих элементов функциональных систем, а достаточным - совпадение режимов их функционирования.

Развивая эти идеи переноса тренированности применительно к задаче выбора

подготовительных средств тренировки, Ю.В.Верхошанский (1970,1985) вводит такое понятие как специфичность тренирующего воздействия средств. Оно характеризует степень их соответствия условиям соревновательной деятельности как в двигательной структуре, так и в режиме работы моторного аппарата и в механизме его энергообеспечения.

На основании собственных исследований совместно профессором Марищуком

В.Л. (1984-2001 г.г.) и с учениками (Косачев А.А., 1991; Цед Н.Г., 1991; Борщев И.Л., 1992; Киреев И.О., 1995; Кузьмин В.В., 1997; Прокопчук С.С., 1997; Кузьмин А.В.,

1998, Кочергин А.Н., 2001-2007) было констатировано, что большое количество средств, применяемых при обучении военнослужащих рукопашному бою, обладают недостаточной специфичностью. Это проявилось в том, что эффективность переноса навыков и умений, сформированных в процессе занятий, на условия, приближенные к боевым, оказалась очень низкой, и процесс становления мастерства в связи с этим значительно затягивался.

Слабую специфичность мы связываем с методикой «имитирующего» обучения, когда выполнение приемов и действий в парных упражнениях с противником «обозначается», т.е. ведется с постоянным нарушением пространственно-временных, кинематических и динамических характеристик атакующих и защитно-ответных действий. Попутно происходит нарушение психологических и тактических аспектов обучения. Военнослужащие не только не получают соответствующих ощущений при выполнении технических действий с живым противником и у них не складывается целостное представление о приемах и возможных ситуациях рукопашного боя, но и (что очень важно!) они не испытывают должных психических нагрузок.

Поэтому в методике должна быть реализована группа правил, выполнение которых является, на наш взгляд, одним из условий эффективного обучения рукопашному бою.

Первое правило. Так как интегральным показателем результативности атакующих и защитно-ответных действий является сила и точность удара, мы считаем, что упражнения рукопашного боя должны выполняться с учетом правила скоростносилового соответствия, т. е. не обозначаться, а наноситься реально.

Для этого необходимо:

- использование на всех этапах обучения защитного снаряжения;

- использование макетов оружия, обеспечивающих безопасность при тренировке с контактом;

- чередование макетов и штатного оружия при выполнении упражнений;

- отработка атакующих действий поочередно с партнером и по мишеням.

Первые два пункта касаются материального обеспечения учебного процесса,

третий и четвертый - последовательности тренировки и в совокупности призваны содействовать формированию систем реальных движений при выполнении приемов и действий рукопашного боя на всех этапах: от обучения отдельному приему до совершенствования в тактической обстановке схватки.

Мы считаем, что выполнение данного правила является в настоящее время одним из ключевых моментов в методике обучения, без чего будет неполноценным совершенствование большинства из сторон подготовленности воина к рукопашному бою (тактико-технической, морально-психологической и др.).

Второе правило. Должно соблюдаться тактическое соответствие парных боевых упражнений обстановке реальной рукопашной схватки, которое проявляется во внезапности, скоротечности, активном противодействии противника, возможном тактическом неравенстве условий для противников при ее возникновении, возможными неудобствами для маневрирования, передвижения (развалины, узкое помещение, скользкая поверхность и др.) и т.д.

В качестве третьего правила эффективного обучения рукопашному бою мы выдвигаем результативное соответствие. Оно означает, что итог схватки должен подво-

диться как одна из возможных альтернатив реального боя.

Реализация этого правила является весьма существенной для развития морально-боевых и психологических качеств, необходимых для ближнего боя. Данное обстоятельство имеет особое значение в контексте такой задачи обучения рукопашному бою, как воспитание воина, бойца.

Таким образом, одно из условий эффективного обучения военнослужащих рукопашному бою может быть сформулировано как «проведение парных боевых упражнений с учетом правил скоростно-силового, тактического и результативного соответствия реальной рукопашной схватке». Однако вполне очевидно, что предпосылкой для его осуществления выступает, в свою очередь, другое условие: «использование в учебном процессе макетов оружия и защитного снаряжения, позволяющих отрабатывать приемы и действия с реальными кинематическими и динамическими характеристиками и фиксировать их результат».

В целом, применение защитного снаряжения и соответствующих макетов будет способствовать восстановлению нарушенного в традиционной методике обучения важнейшего кибернетического принципа - принципа обратной связи, когда обучаемые получают адекватную информацию (как внешнюю - от руководителя, так и внутреннюю - посредством собственных ощущений) о качестве выполняемых ими приемов и действий, а также создает предпосылки для расширения вариативности в обучении.

Как известно, основным средством совершенствования всех сторон подготовленности в единоборствах и в рукопашном бое являются схватки - парные боевые упражнения. Каждый этап обучения имеет свои особенности организации и условий их проведения. В практике спортивных единоборств для совершенствования тактикотехнического мастерства на различных этапах подготовки к соревнованиям вопросам планирования объема соревновательных упражнений и упражнений уделяется особое внимание (Никифоров Ю.Б., 1987, Филимонов В.И., 2000; Карелин А. А., 2002 и др.).

Нашими исследованиями (1989, 1994) доказано, что третьим условием эффективности учебно-воспитательного процесса по рукопашному бою является «планирование и учет диахронической структуры парных боевых упражнений с выделением на полуобусловленные схватки и вольные бои не менее 10-15 всего учебного времени».

Очень важно, чтобы обучаемые, участвуя в подобных схватках, испытывали должные психические нагрузки (Ашкинази С.М., Марищук В.Л., 2001 и др.). Это, на наш взгляд, является четвертым условием, которое можно сформулировать как: «создание экстремального фона при проведении парных боевых упражнений». В первую очередь оно может быть реализовано путем создания обстановки риска и опасности, осознанием возможности получить травму. «Экстремальный фон» достигается использованием реального оружия при проведении приемов, усложнением обстановки им сопутствующим: высота, огневые имитационные средства, световые и шумовые воздействия, элементы неожиданности при возникновении схваток, бой с несколькими противниками и т.п. (Ашкинази С.М., 1989; Дмитриев Г.Г., 2006 и др.).

В закрытых диссертациях В.А.Дорофеева (1983), В.В.Кузьмина (1997),

С.С.Прокопчука (1997) и др. показано, что моделью эмоционально-психического напряжения военнослужащих, возникающего в процессе боевой деятельности, могут служить спортивные соревнования, в частности соревнования по единоборствам. Поэтому четвертое условие может быть также выполнено за счет активного использования на занятиях соревновательного метода и всемерного расширения спортивномассовой работы по рукопашному бою и военно-прикладным единоборствам.

Однако не менее актуальным является вопрос выяснения кратности (периодичности) занятий по РБ для поддержания достигнутого уровня подготовленности или для его повышения. Этот вопрос напрямую связан с проблемой обоснования необходимых временных затрат на обучение.

Проведенные исследования по изучению динамики затухания навыков рукопашного боя у военнослужащих (Ашкинази С.М., 1994) позволили сделать вывод, что

для поддержания сформированного уровня навыков с военнослужащими необходимо проводить 1-2 занятия в неделю (не менее 3-х в две недели), а для развития и совершенствования навыков необходимо 2-3 занятия в неделю (не менее 5 занятий в две недели). С учетом дефицита времени, отводимого на учебные занятия, отработка приемов должна в обязательном порядке еженедельно планироваться и осуществляться на утренней физической зарядке и в часы спортивно-массовой работы.

Сформулированные выше условия во многом взаимосвязаны. Однако ведущим среди них является внедрение в учебный процесс защитного снаряжения и специальных макетов оружия. Реализация всей совокупности рассмотренных условий позволила значительно повысить качество и уровень подготовленности военнослужащих по рукопашному бою без дополнительных временных затрат.

Результаты наших собственных исследований и обобщение результатов наших учеников показали, что главными факторами, влияющими на темпы роста обученности военнослужащих рукопашному бою и обеспечивающими высокий уровень подготовленности личного состава, являются следующие:

• построение содержания и методики обучения на основе единой базовой техники и базовых алгоритмов тактических ситуаций ближнего боя;

• концентрированность обучения на начальном этапе;

• обязательное выделение на полуобусловленные схватки и вольные бои не менее 10-15% всего учебного времени;

• реализация в обучении правил скоростно-силового, тактического и результативного соответствия с использованием специальных макетов оружия и защитного снаряжения, а также принципа силового доминирования (Кочергин А.Н., 2002; Ашкинази С.М., Кочергин А.Н., Кузьмин В.В., 2008);

• создание экстремального фона при проведении парных боевых упражнений;

• обеспечение систематичности и согласованности в обучении РБ путем рационального сочетания различных форм физической подготовки с тактической подготовкой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашкинази, С.М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации : монография / С.М. Ашкинази ; под ред. проф. В. Л. Марищука ; Воен ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2001. - 240 с.

2. Ашкинази, С.М. Характерные особенности, проблемы и пути развития рукопашного боя и боевых единоборств в системе обучения и воспитания военнослужащих / С.М.Ашкинази // Теория и методика физической подготовки. - 1994. - № 1. - С. 105-110.

3. Ашкинази, С.М. Анализ эффективности различных тактических вариантов ведения рукопашного боя / С.М.Ашкинази, А.Н. Кочергин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». - 2008. - № 3. - С. 10-13.

4. Ашкинази, С.М. О проблеме психологической подготовки к рукопашному

бою военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов / С.М.Ашкинази, А.Н. Кочергин, В.В. Кузьмин // Материалы XII Международного научного конгресса «Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех». Т. 1 / Рос.

Гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2008. - С. 268-269.

5. Батурин, А.Е. Развитие личностных свойств и физических качеств при обучении военнослужащих рукопашному бою : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Батурин А. Е. ; Военный институт физической культуры. - СПб., 2006. - 19 с.

6. Блеер, А.Н. Теоретико-методические особенности формирования устойчивых двигательных навыков в практике подготовки специалистов по прикладным видам спорта : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Блеер А.Н. ; Моск. ун-т М-ва внутр. дел Рос. Федерации. - М., 2004. - 52 с.

7. Вейднер-Дубровин, Л.А. Перенос физических качеств и двигательных на-

выков - теоретическая основа использования средств физической подготовки с целью повышения работоспособности военнослужащих I Л.А. Вейднер-Дубровин II Труды факультета I ВДКИФК. - Вып. 32. - Л., 1963. - С. 15-19.

8. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте I В.Ю. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 264 с. : ил.

9. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса : основы тренировки I Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с. : ил. - (Наука спорту).

10. Карелин, А.А. Спортивная подготовка борцов высокой квалификации : монография I А.А. Карелин ; под ред. проф. В.В. Нелюбина. - Новосибирск : ГИПП «Советская Сибирь», 2002. - 479 с.

11. Кочергин, А.Н. Кои но такинобори рю. Введение в школу боевого каратэ I А.Н. Кочергин. - СПб. : Лекс Стар, 2002. - 139 с.

12. Наставление по физической подготовке и спорту Вооруженных Сил РФ (НФП-2001). - М. : РИЦ Генштаба ВС РФ, 2001. - 44 с.

13. Никифоров, Ю.Б. Эффективность тренировки боксеров I Ю.Б. Никифоров. -М. : Физкультура и спорт, 1987. - 192 с.

14. Требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил РФ. - М. : РИЦ Генштаба ВС РФ, 2001. - 70 с.

15. Филимонов, В. И. Бокс : спортивно-техническая подготовка I В. И. Филимонов. - М. : Инсан, 2000. - 429 с.

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Ирина Юрьевна Беркутова, младший научный сотрудник Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта

(ВНИИФК)

Москва

Аннотация: Существующие методики физической реабилитации направлены в основном на развитие двигательных возможностей без учёта функциональных возможностей организма ребёнка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: физическая реабилитация, организма ребёнка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

THE DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL ABILITIES OF CONSTITUTION CHILDREN-INVALID IN THE PROCESS OF PHYSICAL REHABILITATION

Irina Jurevna Berkutova, the younger scientific employee The All-Russia scientific research institute of physical training and sports

Moscow

Abstract

Mainly existent methods of physical rehabilitation were pointed to the development of motor possibilities without taking into account functional possibilities of child’s organism with violation of the functions of support-motor apparatus.

Keywords: physical rehabilitation, an organism of the child with infringements of functions of the impellent device.

ВВЕДЕНИЕ

Количество детей с врожденными или приобретенными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) ежегодно увеличивается. Стремительное развитие медицины не останавливает роста числа заболеваний опорно-двигательного аппарата, так как ведущая роль в профилактике, лечении и реабилитации этой категории больных принадлежит средствам и методам физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.