Научная статья на тему 'Педагогическая модель подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий'

Педагогическая модель подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ / ИНСТРУКТОРА ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ / СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ / ВЫСОКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сущенко Валерий Петрович, Ворожейкин Антон Владимирович

В статье выявлены показатели, определяющие готовность инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности. К ним относятся: высокий уровень методической подготовленности к обучению приемам рукопашного боя; хорошее знание особенностей специфики решаемых задач по рукопашному бою; высокий уровень индивидуальной готовности инструкторов рукопашного боя по всем разделам единоборств; умения использовать индивидуально-дифференцированный подход к обучению военнослужащих приемам рукопашного боя. Важны также умения использовать комплексные современные методики обучения приемам рукопашного боя и навыки инструкторов по рукопашному бою концентрировать все свои физические и духовные силы при обучении военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сущенко Валерий Петрович, Ворожейкин Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators defining readiness of instructors in hand-to-hand fight of law enforcement agencies for pedagogical activity

The article shows the indicators determining the readiness of the instructors in hand-to-hand fight of law enforcement agencies for the pedagogical activities. They include the following: the high level of methodical readiness to training to the hand-to-hand fight skills; the good knowledge of features of specifics of the solvable tasks in hand-to-hand fight; the high level of individual readiness of instructors in hand-to-hand fight according to all sections of single combats; the abilities to use the individual differentiated approach to training of the military personnel to the hand-to-hand fight skills. There are also important abilities connected with the application of the complex modern techniques of training to the hand-to-hand fight skills, including the concentration skills of the hand-to-hand fight instructors relating to the physical and spiritual powers when training the military personnel.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ

Валерий Петрович Сущенко, доктор педагогических наук, профессор,

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Антон Владимирович Ворожейкин, соискатель, Калининградский пограничный институт ФСБ России, Калининград

Аннотация

В статье выявлены показатели, определяющие готовность инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности. К ним относятся: высокий уровень методической подготовленности к обучению приемам рукопашного боя; хорошее знание особенностей специфики решаемых задач по рукопашному бою; высокий уровень индивидуальной готовности инструкторов рукопашного боя по всем разделам единоборств; умения использовать индивидуально-дифференцированный подход к обучению военнослужащих приемам рукопашного боя. Важны также умения использовать комплексные современные методики обучения приемам рукопашного боя и навыки инструкторов по рукопашному бою концентрировать все свои физические и духовные силы при обучении военнослужащих.

Ключевые слова: показатели готовности; инструктора по рукопашному бою; силовые структуры; высокая эффективность; педагогическая деятельность.

INDICATORS DEFINING READINESS OF INSTRUCTORS IN HAND-TO-HAND FIGHT OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY

Valery Petrovich Sushchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg Polytechnical University of Peter the Great,

Anton Vladimirovich Vorozheikin, the competitor, Kaliningrad Boundary Institute FSB of Russia, Kaliningrad

Annotation

The article shows the indicators determining the readiness of the instructors in hand-to-hand fight of law enforcement agencies for the pedagogical activities. They include the following: the high level of methodical readiness to training to the hand-to-hand fight skills; the good knowledge of features of specifics of the solvable tasks in hand-to-hand fight; the high level of individual readiness of instructors in hand-to-hand fight according to all sections of single combats; the abilities to use the individual differentiated approach to training of the military personnel to the hand-to-hand fight skills. There are also important abilities connected with the application of the complex modern techniques of training to the hand-to-hand fight skills, including the concentration skills of the hand-to-hand fight instructors relating to the physical and spiritual powers when training the military personnel.

Keywords: readiness indicators, hand-to-hand fight instructor, law enforcement agencies, outstanding performance, pedagogical activities.

Педагогическая деятельность инструкторов по рукопашному бою силовых структур представляет собой определенный вид деятельности, основанный на конкретных знаниях, навыках и умениях. Поэтому подготовка инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности может быть рассмотрена с точки зрения приобретения специальных знаний, умений и навыков, включенных в процесс обучения, развития и воспитания.

Рассмотрение педагогической деятельности, с точки зрения подготовки инструкторов по рукопашному бою, требует выбора исходной теоретической модели, в рамках которой возможен тот или иной путь рассмотрения способов формирования у них необходимых знаний, умений и навыков. Традиционно проблема формирования у инструкторов по рукопашному бою необходимых знаний, умений и навыков рассматривалась с

точки зрения формирования склонности к педагогической деятельности. Практика свидетельствует, что для педагогической деятельности необходим комплекс определенных свойств личности. Установлено, что наиболее важное место занимают устойчивая педагогическая направленность и глубокие знания, навыки и умения, позволяющие эффективно обучать приемам рукопашного боя. Все это должно быть сформировано в ходе обучения. Теоретическая модель обучения констатируется как система, включающая конкретные средства, методы и формы. Основными признаками эффективной модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур являются: овладение наиболее целесообразными методами и приемами обучения приемам рукопашного боя; развивающаяся способность к самоконтролю на всех этапах выполняемой педагогической деятельности, а также умение планировать и организовывать свою педагогическую деятельность.

Анкетный опрос инструкторов по рукопашному бою и сотрудников, обеспечивающих организацию оперативно-боевой подготовки (анализ программ обучения) показал, что в настоящее время в подразделениях недостаточно внимания уделяется совершенствованию служебно-профессиональных приемов и действий. Навыки рукопашного боя формируются в отрыве от служебно-профессиональных приемов и действий. Поэтому в содержание модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур помимо основных средств - физических упражнений (приемы рукопашного боя, действия, физические упражнения на развитие физических качеств), были включены неспецифические средства физической подготовки - служебно-профессиональные приемы и действия. Суть использования этих средств заключалась в выполнении на занятиях по дисциплинам оперативно-боевой подготовки и в процессе оперативно-служебной деятельности упражнений, направленных на формирование и совершенствование навыков рационального ведения схватки (задержания) в основе которых лежат принципы стратегии и тактики рукопашного боя.

Практика показала, что систематическая тренировка в многократном выполнении служебно-профессиональных приемов и действий, может, в определенной мере компенсировать отсутствие возможности для регулярных занятий по физической подготовке, однако полностью исключить необходимость выполнения сотрудниками приемов не может.

В разработанной педагогической модели ведущее место занимают активные методы обучения (кейс-метод, имитационные упражнения и АОС, учебная деловая игра). Подготовка инструкторов по рукопашному бою силовых структур осуществлялась в сочетании с интерактивными компьютерными технологиями, требующими от них решения конкретных практических проблемных ситуаций и позволяющими подойти к процессу обучения дифференцированно. В качестве этого использовались конкретные ситуационные задания. Педагогическая модель подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий представлена на рисунке 1.

Специфические временные и организационные рамки использования ситуационных заданий в подготовке инструкторов также представлены в данной модели. В данную модель были включены следующие формы подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, самостоятельная тренировка. Все они имели свою специфическую направленность, содержание, методику, особенности организации, обеспечения, проведения и использовались в тесной взаимосвязи

Проведенные исследования показали, что практическая реализация разработанной педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий зависит от многих факторов. Практическая реализация зависит от субъективных свойств личности инструкторов, связанных с мотивацией и отношением их к педагогической деятельности. Важное место занимают харак-

тер и условия подготовки, инструкторов по рукопашному бою силовых структур. И здесь большую роль для повышения мотивации играют ситуационные задания. Обоснование педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий было направлено на преодоление противоречий в их подготовке.

Требования к подготовленности

Воспитание Уровень подготовленности Обучение, развитие

Содержание ситуационных заданий

Формирование навыков рукопашного боя:

- развитие силы, ловкости, силовой выносливости, точности движений;

- образцового показа приемов рукопашного боя;

- овладение приемами самостраховки, удушения и пленения противника;

- освоение навыков бросков, атакующих действий, нанесения ударов, ттита от т

Цель тренировки - подготовка к проведению занятий

Формирование методических навыков:

- управления деятельностью обучающихся;

- зрительного, наглядно-звукового и тактильного воздействия;

- строго регламентированного упражнения в соответствии с ситуационным заданием;

- тренировки ранее изученных двигательных действий и приемов РБ.

Средства подготовки инструкторов по рукопашному

Формы подгото вки инструкторов

В процессе самостоятельных тренировок, утренней физической зарядки <— —> В процессе практических плановых занятий с использованием ситуационных заданий

Педагогическое воздействие преподавателей на инструкторов

сопереживание ^ понимание ^ поддержка ^ взаимодействие

Комплексные функции педагогического взаимодействия:

инициирование активности инструкторов; стимулирование выбора средств и форм тренировки; оснащение методами тренировки; формирование навыков самостоятельной тренировки

Готовность инструкторов к проведению занятий

Рисунок 1. - Педагогическая модель подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий

Проведенный нами анализ процесса подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур, выявил существенные противоречия обусловленные несоответствиями между:

- объективной потребностью силовых структур в квалифицированных инструкторах по рукопашному бою и недостаточным уровнем их подготовленности к педагогической деятельности;

- возрастающим творческим характером педагогической деятельности инструкторов с использованием ситуационных заданий и слабой разработанностью проблемы их использования в ходе подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур;

- большими потенциальными дидактическими возможностями педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий и недостаточно эффективной их реализацией.

Практика показала, что основными организационными условиями преодоления выявленных противоречий являются:

- насыщенность учебного процесса с инструкторами активными формами обучения с использованием ситуационных заданий;

- включенность подготовки инструкторов в реальную практическую деятельность, позволяющую учесть опыт применения приемов рукопашного боя в ходе служеб-но-профессиональных действий;

- соблюдение последовательности этапов формирования методических навыков и умений у инструкторов.

ВЫВОД. Таким образом, проведенное исследование позволило обосновать педагогическую модель подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий.

Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости использования ситуационных заданий для повышения эффективности подготовки инструкторов к педагогической деятельности.

Контактная информация: docent-07@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2017

УДК 796.81

ТЕНДЕНЦИИ В ДИНАМИКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ - УЧАСТНИКОВ XXXI

ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Артур Борисович Таймазов, аспирант, трехкратный олимпийский чемпион, Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлен анализ тенденций в динамике спортивно-технических показателей соревновательной деятельности борцов вольного стиля на олимпийском турнире в Рио-Де-Жанейро. Сравнение полученной информации с аналогичными данными прошлых лет показало наличие позитивной достоверной динамики большинства показателей, характеризующих активность и результативность технико-тактических действий борцов. Это в свою очередь изменило соотношение качества побед, заметно увеличив число наиболее зрелищных побед на туше и по техническому превосходству. Все это подтверждает наличие устойчивой тенденции к повышению зрелищности поединков борцов и способствует сохранению высокого статуса спортивной борьбы в международном олимпийском движении.

Ключевые слова: вольная борьба, соревновательная деятельность, олимпийские игры, по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.