УДК 796.011.3
К ПРОБЛЕМЕ САМОВОСПИТАНИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ
Евгений Иосифович Федак, кандидат педагогических наук, доцент,, Московский военный университет Министерства Обороны Российской Федерации; Александр Николаевич Ларин, старший преподаватель, Кристина Сергеевна Кручинина, преподаватель, Кирилл Сергеевич Рыжов, старший преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация
В работе рассматриваются методические подходы к построению и организации работы по самовоспитанию и самосовершенствованию в процессе физической подготовки курсантов вузов Росгвардии. Предложены педагогические условия и комплекс физических упражнений, позволяющие оптимизировать уровень физического развития, функционального состояния, физической подготовленности курсантов. Представлены количественные показатели по физическому развитию и функциональному состоянию и физическим качествам (сила, быстрота, выносливость). Обоснована возможность внедрения в образовательный процесс разработанных педагогических условий и комплекса физических упражнений для самовоспитания и обучения курсантов методике физического самосовершенствования.
Ключевые слова: самовоспитание, самосовершенствование, учебная деятельность, физическая подготовка, педагогические условия, комплекс физических упражнений.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p483-486
TO THE PROBLEM OF SELF-EDUCATION AND SELF-PERFECTION IN THE PROCESS OF PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE
RUSSIAN GUARD
Evgeny Iosifovich Fedak, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation; Aleksandr Nikolaevich
Larin, the senior teacher, Kristina Sergeevna Kruchinina, the teacher, Kirill Sergeevich Ryzhow, the senior teacher, Perm Military Institute of the National Guard Russian Federation
Abstract
The work discusses methodological approaches to building up and organizing of the work on self-education and self-improvement in the process of physical training of cadets of universities of the Russian Guard. Pedagogical conditions and a set of physical exercises are proposed, which allow optimizing the level of physical development, functional state, physical fitness of cadets. Quantitative indicators on physical development and functional state and physical qualities (strength, speed, endurance) are presented. The possibility of introducing into the educational process the developed pedagogical conditions and a set of physical exercises for self-education and training of cadets in the method of physical self-improvement is substantiated.
Keywords: self-education, self-improvement, educational activities, physical training, pedagogical conditions, a set of physical exercises.
ВВЕДЕНИЕ
Экономические и социальные изменения в общественной жизни государства ведут к изменениям в сфере жизнедеятельности и в первую очередь в курсантской среде. Необходимость преобразований в системе физического самовоспитания и самосовершенствования курсантов практически никем не оспаривается. Однако дискуссии возникают, когда обсуждаются конкретные формы преобразований и направлений. В настоящее время особую актуальность приобретает, прежде всего, совершенствование процесса по самовоспитанию и физическому самосовершенствованию курсантов [2, 3].
Возрастающий с каждым последующим годом процент абитуриентов, поступающих в вузы Росгвардии, имеющих отклонения в состоянии здоровья и низкие показатели по физическим качествам (сила, быстрота, выносливость), приводит к тому, что уровень физической подготовленности у юношей не отвечает требованиям программ. Жесткие методы авторитарной педагогики в школе не способствуют воспитанию самостоятельности, ответственности и инициативы, столь необходимых курсантам для организации индивидуальной физической деятельности [5]. Эффективность процесса по самовоспитанию и самосовершенствованию в процессе физической подготовки обусловлена особенностями проведения всех форм физической подготовки в Росгвардии, рациональным подбором и последовательностью применения разработанных и внедренных в учебный процесс педагогических условий и комплекса физических упражнений, оптимальными параметрами объема и интенсивности нагрузки в процессе физического самосовершенствования [6].
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведение исследования по формированию особенностей самовоспитания и самосовершенствования у курсантов с использованием разработанных и внедренных в формы физической подготовки Росгвардии педагогических условий и комплексов физических упражнений. В ходе диагностики нами были поставлены задачи на получение объективных данных оценки компонентов физического развития и функционального состояния, а так же физической подготовленности по каждому курсанту.
Испытуемые на каждом из этапов исследования подвергались тестированию по трём физическим качествам: сила: «Подтягивание на перекладине»; быстрота: «Бег на 100 м»; выносливость: «Бег на 3000 м».
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты анализа научно-методической литературы позволили выбрать средства физической культуры и определить последовательность их применения. Проверка обозначенных теоретических положений и гипотезы проводилась с помощью комплексного использования основных теоретических методов педагогических исследований (анализ, синтез, классификация, абстрагирование, интерпретация), а также на основе данных полученных на основе комплекса практических методов (анализ нормативно-правовых актов, педагогический мониторинг, математическая статистика (коэффициент корреляции г-Пирсона, ^критерии Стьюдента, индекс Эрисмана и индекс Пинье), индивидуальная беседа, групповая беседа. В экспериментальном исследовании принимали участие курсанты вузов Росгвардии (п=188).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Анализ полученных данных на завершающем этапе эксперимента показал, что увеличение показателей физического развития и функционирования состояния, показателей физической подготовленности у курсантов произошло в экспериментальной группе. Наглядно сравнительные результаты итогового диагностирования на завершающем этапе представлены в таблице 1, рисунке 1.
Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о необходимости использования в вузах Росгвардии разработанных и внедренных в учебный процесс педагогических условий и комплексов физических упражнений. Комплексы физических упражнений необходимо внедрить во все формы физической подготовки, с целью подготовки курсантов получивших в стенах вузов высокий уровень физической подготовленности, необходимые знания и навыками по методике физического самосовершенствования.
Таблица 1 - Оценочные показатели по критериям и показателям оценки эффективности процесса самовоспитания и самосовершенствования в процессе физической подготовки (завершающий этап)_
№ п/п Исследуемые показатели ЭГ (п=94) КГ (п=94) г
х±т х±т
Физическое развитие и функционирование состояния
1. Рост стоя, см 178,96±0,58 178,72±0,71 0,26;р>0,05
2. Вес, кг 78,46±0,75 75,72±0,78 2,53; р>0,05
3. Окружность груди, см
Максимальный вдох 100,24±0,52 97±0,51 4,45; р<0,05
Максимальный выдох 95,62±0,48 92,68±0,55 4,03; р<0,05
Пауза 97,62±0,5 94,23±0,48 4,89; р<0,05
4. Индекс Эрисмана, см 5,03±0,52 4,93±0,58 0,27; р>0,05
5. Индекс Пинье, бал. 13,14±1,08 13,52±1 0,26; р>0,05
Физическая подготовленность
№ п/п Исследуемые показатели х±т х±т г
1. Подтягивание, кол. раз 18,92±0,17 15,00±0,16 16,79; р<0,05
2. Бег 100 м, сек. 13,00±0,02 13,24±0,02 8,49; р<0,05
3. Бег на 3000 м, мин. 11,24±0,03 11,42±0,02 6,38; р<0,05
20 16 12 8 4 0
18,92
15
13 11,24 11,42
Сила
Быстрота
Выносливость
ЭГ КГ
Рисунок 1 - Показатели физической подготовленности на завершающем этапе
ВЫВОДЫ
Таким образом, для решения задачи по самовоспитанию и самосовершенствованию в процессе физической подготовки курсантов вузов Росгвардии, ориентированных на применение в последующем педагогических условий и комплекса физических упражнений, необходимо, в первую очередь, уточнить цели подготовки, разработать концептуальные подходы, уточнить квалификационные характеристики и отработать соответствующие новым задачам учебные планы и программы.
Таким образом, стратегической задачей для кафедры физической подготовки и спорта вуза Росгвардии является переход от простого контроля за развитием физических качеств и двигательных способностей курсантов к процессу формирования физической культуры личности и подготовки к профессиональной деятельности. Сдерживающим фактором модернизации процесса по самовоспитанию и самосовершенствованию в процессе физической подготовки курсантов является недостаточное внимание к процессу обновления знаний у преподавателей физической подготовки, созданию механизмов распространения новейших физкультурно-оздоровительных технологий, программ и методик проведения занятий [1, 4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогические основы воспитания и самовоспитания будущих специалистов физической культуры и спорта / З.А. Абдрахманов, П.З. Ишанов, К.Т. Кошкумбаев, У.А. Суймуханов // Международный журнал экспертного образования. - 2017. - № 3-2. - С. 126-130.
2. Алёхин, И.А. Перспективы военного образования в России / И.А. Алёхин, Т.С. Сливин // Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 2. - С. 32-36.
3. Бережнова, Л.Н. Самообразование курсантов образовательной среде военного вуза: проблемы и пути их решения / Л.Н. Бережнова, М.М. Гупалов // Ученые записки университета П.Ф.
Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 181-185.
4. Жеребненко, О.А. Профессиональное самовоспитание личности будущего учителя / О.А. Жеребненко, Т.В. Сулима // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. -URL : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13372 (дата обращения: 20.03.2020).
5. Ларин, А.Н. Применение современных педагогических технологий в обучении курсантов вузов Росгвардии методике физического самосовершенствования / А.Н. Ларин, К.С. Кручинина // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 5 (22). - С. 252-261.
6. Effect of conduct self-regulation on functional state and physical development of cadets studying in military institutes / V.F. Kupavsky, A.P. Andrunik, A.V. Dubrovsky, V.P. Cherdantsev, A.N. Larin // The Journal of Social Sciences Research. - 2018. - Special Issue. 3. - P. 163-167. - URL : https://arpgweb.com/pdf-files/spi3.26.163.167.pdf (дата обращения: 01.01.2020).
REFERENCES
1. Adrakhmagov, Z.A., Ishanov, P.Z., Koshkumbaev, K.T. and Suimukhanov, U.A. (2017), "Pedagogical foundations of upbringing and self-education of future specialists in physical education and sports", International Journal of Expert Education, No. 3-2, pp. 126-130.
2. Alekhine, I.A. and Slivin, T.S. (2013), "Prospects of military education in Russia", The world of education-education in the world, No. 2, pp. 32-36.
3. Berezhnova, L.N. and Gupalov, M.M. (2014), "Self-education of cadets in the educational environment of a military university: problems and solutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 181-185.
4. Zherebnenko, O.A. and Sulima, T.V. (2014), "Professional self-education of the personality of the future teacher", Modern problems of science and education, No. 3, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13372.
5. Larin, A.N. and Kruchinina, K.S. (2019), "The use of modern pedagogical technologies in the training of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard under the method of physical self-improvement", CITIZE, Vol. 22, No. 5, pp. 252-261, DOI: 10.15350/24097616.2019.5.23.
6. Kupavsky, V.F., Andrunik, A.P, Dubrovsky, A.V. Cherdantsev, V.P. and Larin, A.N. (2018), "Effect of conduct self-regulation on functional state and physical development of cadets studying in military institutes", The Journal of Social Sciences Research, Special Issue. 3, pp. 163-167, available at: https://arpgweb.com/pdf-files/spi3.26.163.167.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.04.2020
УДК 37.037.1
ВНЕДРЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИЦ
Евгений Витальевич Харченко, магистрант, Татьяна Анатольевна Банку, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики филиал Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск; Виктор Витальевич Коноплев, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Аннотация
В последние годы на территории нашей страны наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников. В связи с данной проблемой наблюдается тенденция к снижению уровня физической подготовленности и работоспособности обучающихся. Также существует проблема заинтересованности и мотивации школьников к занятиям на уроках физической культуры. Поэтому, авторы отмечают, что для повышения интереса к урокам физической культуры в школе, требуется поиск инновационных средств и методов физического воспитания, благоприятно влияющих на повышение физической подготовленности, работоспособности и оздоровление школьников. Целью работы является оценка влияния занятий оздоровительной аэробикой на процесс повышения физической подготовленности старшеклассниц.
Ключевые слова: оздоровительная аэробика, старшеклассницы, физическая подготовленность, здоровье.