Научная статья на тему 'Медико-биологическое обоснование дифференцированного подхода к организации занятий по физической подготовке курсантов'

Медико-биологическое обоснование дифференцированного подхода к организации занятий по физической подготовке курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / DIFFERENTIATED APPROACH / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / КУРСАНТЫ / CADETS / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / SERVICEMEN / ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / PROBLEMS OF EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / PEDAGOGICAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вихрук Т.И., Аржаков В.В., Шагеева Л.Г.

The search for effective methods facilitating the success in training cadets, pedagogical principles of correction of their physical development and functional status are priority. With the transition to the new content of education the concept of differentiated teaching became widespread. General didactic basics of the differentiated approach to learning are mentioned in numerous studies. The implementation of the differentiated approach based on individual-typological features of the human body acquires particular significance in the process of physical education. The principle of individual approach is based on the organization of the educational process, in view of students' individual characteristics, that helps to create optimal conditions for the realization of potentials of each student. The aim of the study was medicobiological substantiation of the use of the differentiated approach to the organization of physical training classes in view of the individual features of cadets and pedagogical correction activities that improve their physical fitness. Thus, the findings indicate the insufficient level of functional parameters (birth-death ratio and power index) at normal body indices (Kettle, Pignet, Erismann). So correction of functional state is required by means of physical education in order to improve body's adaptabilities and physical working capacity. Stabilographic data can be applied when designing a training process in accordance with specific features of those involved. The findings of the study confirmed the need for considering the differentiated approach when organizing physical training classes and the effectiveness of use of medical and educational activities intended to improve cadets’ physical fitness in conditions of military university of physical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-биологическое обоснование дифференцированного подхода к организации занятий по физической подготовке курсантов»

УДК: 796.07-57

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ

обоснование дифференцированного подхода к организации занятий по физической подготовке курсантов

Доктор медицинских наук, профессор Т.И. Вихрук Старший преподаватель В.В. Аржаков Кандидат физико-математических наук, доцент Л.Г. Шагеева Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

MEDICO-BIOLOGICAL SUBSTANTIATION OF DIFFERENTIATED APPROACH TO ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING CLASSES FOR CADETS

T.I. Vikhruk, professor, Dr.Med. V.V. Arzhakov, senior lecturer L.G. Shageeva, associate professor, Ph.D.

Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Key words: differentiated approach, physical training, cadets, servicemen, problems of education, pedagogical innovations. The search for effective methods facilitating the success in training cadets, pedagogical principles of correction of their physical development and functional status are priority. With the transition to the new content of education the concept of differentiated teaching became widespread. General didactic basics of the differentiated approach to learning are mentioned in numerous studies. The implementation of the differentiated approach based on individual-typological features of the human body acquires particular significance in the process of physical education. The principle of individual approach is based on the organization of the educational process, in view of students' individual characteristics, that helps to create optimal conditions for the realization of potentials of each student. The aim of the study was medicobiological substantiation of the use of the differentiated approach to the organization of physical training classes in view of the individual features of cadets and pedagogical correction activities that improve their physical fitness. Thus, the findings indicate the insufficient level of functional parameters (birth-death ratio and power index) at normal body indices (Kettle, Pignet, Erismann). So correction of functional state is required by means of physical education in order to improve body's adaptabilities and physical working capacity. Stabilographic data can be applied when designing a training process in accordance with specific features of those involved. The findings of the study confirmed the need for considering the differentiated approach when organizing physical training classes and the effectiveness of use of medical and educational activities intended to improve cadets' physical fitness in conditions of military university of physical culture.

Ключевые слова: дифференцированный подход, физическая подготовка, курсанты, военнослужащие, проблемы обучения, педагогические инновации.

Введение. Поиск эффективных методов, способствующих успешности обучения курсантов, педагогические принципы коррекции их физического развития и функционального состояния имеют приоритетное значение. С переходом на новое содержание образования широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения. Общедидактические основы дифференцированного подхода в обучении отражены в многочисленных исследованиях [2, 3, 4, 7, 15, 16 и др.]. Особую значимость в процессе физического воспитания приобретает реализация дифференцированного подхода, базирующегося на индивидуально-типологических особенностях организма человека [4, 12-16]. Принцип индивидуального подхода основан на организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, который позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучаемого. На основе учета индивидуально-типологических особенностей и, в частности соматотипа, разрабатываются программы оздоровительной направленности, которые рекомендуется использовать при проведении занятий по физической культуре в школах, спортивных клубах. Однако большинство исследований, выполненных в этом направлении, касаются детского возраста [1, 8, 16], женского контингента [10] или молодежи, обучающейся в гражданских вузах [7, 9]. Подобные исследования, которые освещали бы использование дифференцированного (индивидуально-типологического) подхода при организации занятий по физической подготовке в учреждениях высшего военного профессионального образования, недостаточно представлены [3, 8].

Цель исследования - медико-биологическое обоснование использования дифференцированного подхода при организации занятий по физической

№ 9 • 2014 Сентябрь | September

45

подготовке с учетом индивидуальных особенностей курсантов и мероприятий педагогической коррекции, способствующих улучшению их физической подготовленности.

Материал и методы исследования. Были обследованы курсанты военно-физкультурного вуза первого года обучения, проживающие в одинаковых условиях, имеющие один и тот же режим труда и отдыха; разную спортивную специализацию, но приблизительно одинаковую квалификацию - в основном I спортивный разряд. Использованы методы антропометрии, стаби-лографии, проведена оценка физического развития (метод индексов), соматотипа и физической подготовленности курсантов.

Методом антропометрии определяли длину и массу тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких, силу мышц - сгибателей пальцев кисти и силу мышц - разгибателей позвоночника. Рассчитывали индексы Пинье, Кетле, Эрисмана, жизненный и силовые индексы. Соматотип определяли по Р. Н. Дорохову [6]. Физическую подготовленность оценивали по результатам выполнения трех упражнений № 4 (подтягивание на перекладине), № 41 (бег на 100 м), № 46 (бег на 3000 м).

Стабилографические исследования были проведены на компьютерном стабилоанализаторе с биологической обратной связью «Стабилан».

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты определения соматотипа выявили, что более половины обследованных курсантов (54 %) имели мезосомный тип телосложения, обладателями макро-сомного типа оказались 36 % первокурсников и только 10 % имели микросомный соматотип. Антропометрические показатели в этих трех группах существенно различались. Средние значения окружности грудной клетки, жизненной емкости легких и абсолютных значений силы мышц у представителей мезосомного типа были близки к значениям всей группы. Наибольшие средние значения всех показателей выявлены в группе представителей макросомного типа, а наименьшие - у микросоматиков.

Индекс Кетле имел достаточно низкие значения у 15,5 % курсантов, имеющих микро- и мезосомный соматический тип. У 29,4 % курсантов показатели соответствовали норме. В этой группе преобладали представители мезосомного типа. Остальные курсанты имели показатели выше нормы, среди них преобладали представители макросомного типа телосложения.

Анализ индексов физического развития выявил следующие особенности: 45,2 % обследованных курсантов имели крепкое телосложение, Наибольший вклад в это количество внесли представители макро-сомного типа, наименьший - микросомного. Слабое телосложение по индексу Пинье имели только 4 % обследованных курсантов, среди них преобладали представители мезосомного типа.

У большинства первокурсников (55,1%) индекс Эрисмана был выше нормы. Значения, соответствующие норме, выявлены только у 3 % обследованных первокурсников, обладателей микросомного типа среди них не было. Остальные первокурсники имели

показатели ниже нормы, в это число вошли представители всех соматотипов.

Средние значения жизненного индекса возрастали в направлении от группы микросомного к группе макросомного типа телосложения.

Силовые индексы (мышц - сгибателей пальцев правой кисти) соответствовали норме или были выше у 40,3 % обследованных курсантов, у остальных значения были ниже нормы (в эту группу вошли представители всех соматотипов). Значения силового индекса для мышц - сгибателей пальцев левой кисти имели такую же направленность. Индекс становой силы соответствовал норме или был выше нее у 48,4 % всех обследованных первокурсников. В эту группу также вошли представители всех соматотипов.

Таким образом, проведенное морфологическое исследование выявило, что показатели физического развития имеют особенности у представителей различных соматических типов. Часть первокурсников вуза имели значения некоторых показателей физического развития (индексов Эрисмана, жизненного, силовых) ниже существующих значений нормы, что требовало корректировки в процессе занятий по физической подготовке.

Уровень физической подготовленности курсантов также зависел от соматотипа. Упражнения № 4 и № 41 лучше выполняли представители микросомного типа, упражнение № 46 - мезосомного. Наибольшие трудности в беге на 3000 м испытывали представители макросомного типа.

Для решения вопроса о мероприятиях педагогической коррекции двигательных возможностей испытуемых было проведено стабилографическое исследование ортостатической устойчивости (проба Ромберга), соотношения процессов возбуждения и торможения (латентный период, скорость реакции, время реакции) и двигательной памяти обучаемых. При оценке каждого параметра использовались физиологические критерии, заложенные в программное обеспечение прибора. Данные по исследованию ортостатической устойчивости при работе зрительного анализатора у представителей всех соматотипов соответствовали физиологической норме. Однако при исключении из работы зрительного анализатора (при работе слухового анализатора) устойчивость обучаемых оказалась недостаточной: особенно низкой она была в группе макро-сомного типа (более 50 % обследованных), лучший результат показали представители микросомного типа (80 %). Это указывает на то, что в условиях ограниченной освещенности выполнение двигательной задачи является сложным для большинства обследованных. Испытуемым, у которых была выявлена недостаточная устойчивость, было рекомендовано ввести в занятия по спортивному совершенствованию специальные упражнения с вращательным компонентом.

Оценка быстроты принятия решения и выполнения задания (по латентному периоду, скорости реакции, времени реакции) выявила, что основная масса испытуемых (около 60 %) обладает нормальной скоростью реакции; медленная реакция наблюдалась у 18 % обучаемых. Выполнение задачи на подсознательном уровне или любой ценой свойственно лишь 30 % обу-

46

№ 9 • 2014 Сентябрь | Бер1етЬег

чаемых. Это были испытуемые более высокой спортивной квалификации.

Проба на двигательную память заключалась в запоминании трех компонентов движения - временного, скоростного и пространственного. Данные исследования показали недостаточное развитие моторной памяти у всех испытуемых. При этом наихудшие результаты были выявлены у испытуемых микросомного типа: 60% обследованных не сумели запомнить ни один компонент движения, которому обучались, 40 % запомнили лишь один компонент. Доля представителей мезосомного типа, не сумевших запомнить ни одного компонента движения, была ниже - 44 %. Испытуемым были рекомендованы специальные упражнения по совершенствованию двигательной памяти.

Вывод. Результаты проведенного исследования подтвердили необходимость учета дифференцированного подхода при организации занятий по физической подготовке и эффективность применения медико-педагогических мероприятий для улучшения физической подготовленности курсантов в условиях военно-физкультурного вуза.

Литература

1. Аксенова А.Н. Дифференцированный подход в совершенствовании двигательных качеств у школьниц с различным со-матотипом: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Аксенова.

- Омск, 2006. - 24 с.

2. Аржаков В.В. Педагогические основы дифференцированного подхода по организации физической подготовки курсантов / В.В. Аржаков, В.Л. Пашута, Т.И. Вихрук // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. - № 1 (24). - С. 5-10.

3. Аржаков В.В. Проблемы медико-педагогического обоснования индивидуально-типологического подхода при организации занятий по физической подготовке / В.В. Аржаков, В.Л. Пашута, Т.И. Вихрук, Л.Г. Шагеева // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. -2014. - № 1. - С. 20-24.

4. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении / А.А. Бу-дарный // Сов. педагогика. - 2005. - № 7. - С. 70-83.

5. Дарская С.С. Соматотип как интегральная характеристика морфологической организации спортсмена / С.С. Дарская.

- В кн.: Современная морфология - физической культуре и спорту: Матер. науч. конф., посвященной 150-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1987. - С. 121-122.

6. ДороховР.Н. Опыт использования оригинальной метрической схемы соматотипирования в спортивно-морфологических исследованиях / Р.Н. Дорохов // Теория и практика физ. культуры. - 1991. - № 1. - С. 14-20.

7. Жмыхова А.Ю. Коррекционная направленность физической подготовки студентов специальной медицинской группы на основе их морфофункциональных особенностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Ю. Жмыхова. - М., 2010.

8. Жуков О.Ф. Технология реализации индивидуально-типологического подхода в физическом воспитании школьников 14-17 лет // О.Ф. Жуков, С.П. Левушкин. - Ульяновск, УлГУ 2004. - 153 с.

9. Изаак С.И. Статистические модели дифференцированной оценки двигательных возможностей детей и молодежи: дис. ... канд. пед. наук / С.И. Изаак. - М., 1997. - 184 с.

10. Кукоба Т.В. Оздоровительная тренировка женщин 21-35 лет на основе упражнений изотонического характера с учётом соматотипа: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Кукоба. -Омск, 2011. - 24 с.

11. Курьянович Е.Н. Психолого-педагогическая коррекция психофизиологических показателей и личностных качеств курсантов в учебном процессе Военного института физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Курьянович.

- СПб., 2003. - 24 с.

12. Курьянович Е.Н. Функциональное состояние организма курсантов военно-физкультурного вуза / Е.Н. Курьянович, Н.Н. Тимофеев, Т.И. Вихрук и др. / Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов по физической культуре м спорту: Матер. Всерос. науч.-

практ. конф. с междунар. участием. Ч. 2. /Под ред. докт. пед. наук проф. В.Л. Пашута , канд. пед. наук Е.Н. Курьянович. -СПб.: ВИФК, 2012. - С. 48-53.

13. Никитюк Б.А. Проблема конституции как методологически центральная для современной спортивной морфологии / Б.А. Никитюк. - В кн.: Новости спортивной и медицинской антропологии (вып.1). - М., 1990. - С. 89-91.

14. Сонькин В.Д. Новый взгляд на старую проблему: конституция человека и физическое воспитание / В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева, Г.М. Маслова // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 1. - С. 47-48.

15. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1990. - 221 с.

16. Шибаева А.А. Дифференциация физической подготовки детей 5-7 лет с учетом соматотипа: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Шибаева. - Улан-Удэ, 2010. - 24 с.

References

1. Aksenova, A.N. Differentiated approach to improve motor qualities of schoolgirls with different somatotypes: abstract of Ph.D. thesis / A.N. Aksenova. - Omsk, 2006. - 24 P. (In Russian)

2. Arzhakov, V.V. Pedagogical foundations of the differentiated approach on the organization of physical training of cadets / V.V. Arzhakov, V.L. Pashuta, T.I. Vikhruk // Aktual'nye problemy fizicheskoy i spetsial'noy podgotovki silovykh struktur. - 2014. -№ 1 (24). - P. 5-10. (In Russian)

3. Arzhakov, V.V. Problems of medicopedagogical verification of the individual typological approach when organizing physical training classes / V.V. Arzhakov, V.L. Pashuta, T.I. Vikhruk, L.G. Shageeva // Aktual'nye problemy fizicheskoy i spetsial'noy podgotovki silovykh struktur. - 2014. - № 1. - P. 20-24. (In Russian)

4. Budarny, A.A. Individual approach in teaching / A.A. Budarny // Sov. pedagogika. - 2005. - № 7. - P. 70-83. (In Russian)

5. Darskaya, S.S. Somatotype as an integral characteristic of the morphological organization of an athlete / S.S. Darskaya. - In: Modern morphology to Physical Culture and Sports: Proceedings of the intern. conf., devoted to the 150th anniversary of P.F. Lesgaft. - Leningrad: Lesgaft STOIPC, 1987. - P. 121-122. (In Russian)

6. Dorokhov, R.N. The experience of using the original metrical scheme of somatotyping in sports and morphological studies / R.N. Dorokhov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury . - 1991. -№ 1. - P. 14-20. (In Russian)

7. Zhmykhova, A.Yu. Correctional orientation of physical training of students of special medical group based on their morphofunctional features: abstract of Ph.D. thesis / A.Yu. Zhmykhova. - Moscow, 2010. (In Russian)

8. Zhukov, O.F. Technology of implementation of individual typological approach in physical education of schoolchildren aged 14-17 // O.F. Zhukov, S.P. Lyovushkin. - Ulyanovsk, Ulyanovsk State University, 2004. - 153 P. (In Russian)

9. Izaak, S.I. Statistical models of differentiated assessment of motor abilities of children and youth: Ph.D. thesis / S.I. Izaak. - Moscow, 1997. - 184 P. (In Russian)

10. Kukoba, T.V. Fitness training of women aged 21-35 years based on isotonic exercises in view of somatotype: abstract of Ph.D. thesis / T.V. Kukoba. - Omsk, 2011. - 24 P. (In Russian)

11. Kur'yanovich, E.N. Psycho-pedagogical correction of psychophysiological indicators and personal qualities of cadets in the ducational process of Military Institute of Physical Culture: abstract of Ph.D. thesis / E.N. Kur'yanovich. - St. Petersburg, 2003. - 24 P. (In Russian)

12. Kur'yanovich, E.N. Functional status of cadets of military sports university / E.N. Kur'yanovich, N.N. Timofeev, T.I. Vikhruk et al. / Medicobiological and psycho-pedagogical aspects of training of experts in physical culture and sport: Proceedings of the All-Rus. theor.-pract. conf. with internat. partic. Part 2. / Ed. by Dr.hab., prof. V.L. Pashuta, Ph.D. E.N. Kur'yanovich. - St. Petersburg: MIPC, 2012. - P. 48-53. (In Russian)

13. Nikityuk, B.A. The problem of constitution as a methodologically central one for modern sports morphology / B.A. Nikityuk. - In: News pf sports and medical anthropology (Iss.1). - Moscow, 1990. - P. 89-91. (In Russian)

14. Son'kin, V.D. A new look at an old problem: man's constitution and physical education / V.D. Son'kin, V.V. Zaytseva, G.M. Maslova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury . - 1995. - № 1. - P. 47-48. (In Russian)

15. Unt, I.E. Individualization and differentiation of education. -Moscow: Pedagogika, 1990. - 221 P. (In Russian)

16. Shibaeva, A.A. Differentiation of physical training of 5-7 year olds, depending on the somatotype: abstract of Ph.D. thesis / A.A. Shibaeva. - Ulan-Ude, 2010. - 24 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: vifk-nic@ya.ru

Поступила в редакцию 05.06.2014 г.

№ 9 • 2014 Сентябрь | September

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.