Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 181-185.
4. Жеребненко, О.А. Профессиональное самовоспитание личности будущего учителя / О.А. Жеребненко, Т.В. Сулима // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. -URL : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13372 (дата обращения: 20.03.2020).
5. Ларин, А.Н. Применение современных педагогических технологий в обучении курсантов вузов Росгвардии методике физического самосовершенствования / А.Н. Ларин, К.С. Кручинина // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 5 (22). - С. 252-261.
6. Effect of conduct self-regulation on functional state and physical development of cadets studying in military institutes / V.F. Kupavsky, A.P. Andrunik, A.V. Dubrovsky, V.P. Cherdantsev, A.N. Larin // The Journal of Social Sciences Research. - 2018. - Special Issue. 3. - P. 163-167. - URL : https://arpgweb.com/pdf-files/spi3.26.163.167.pdf (дата обращения: 01.01.2020).
REFERENCES
1. Adrakhmagov, Z.A., Ishanov, P.Z., Koshkumbaev, K.T. and Suimukhanov, U.A. (2017), "Pedagogical foundations of upbringing and self-education of future specialists in physical education and sports", International Journal of Expert Education, No. 3-2, pp. 126-130.
2. Alekhine, I.A. and Slivin, T.S. (2013), "Prospects of military education in Russia", The world of education-education in the world, No. 2, pp. 32-36.
3. Berezhnova, L.N. and Gupalov, M.M. (2014), "Self-education of cadets in the educational environment of a military university: problems and solutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 181-185.
4. Zherebnenko, O.A. and Sulima, T.V. (2014), "Professional self-education of the personality of the future teacher", Modern problems of science and education, No. 3, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13372.
5. Larin, A.N. and Kruchinina, K.S. (2019), "The use of modern pedagogical technologies in the training of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard under the method of physical self-improvement", CITIZE, Vol. 22, No. 5, pp. 252-261, DOI: 10.15350/24097616.2019.5.23.
6. Kupavsky, V.F., Andrunik, A.P, Dubrovsky, A.V. Cherdantsev, V.P. and Larin, A.N. (2018), "Effect of conduct self-regulation on functional state and physical development of cadets studying in military institutes", The Journal of Social Sciences Research, Special Issue. 3, pp. 163-167, available at: https://arpgweb.com/pdf-files/spi3.26.163.167.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.04.2020
УДК 37.037.1
ВНЕДРЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИЦ
Евгений Витальевич Харченко, магистрант, Татьяна Анатольевна Банку, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики филиал Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск; Виктор Витальевич Коноплев, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Аннотация
В последние годы на территории нашей страны наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников. В связи с данной проблемой наблюдается тенденция к снижению уровня физической подготовленности и работоспособности обучающихся. Также существует проблема заинтересованности и мотивации школьников к занятиям на уроках физической культуры. Поэтому, авторы отмечают, что для повышения интереса к урокам физической культуры в школе, требуется поиск инновационных средств и методов физического воспитания, благоприятно влияющих на повышение физической подготовленности, работоспособности и оздоровление школьников. Целью работы является оценка влияния занятий оздоровительной аэробикой на процесс повышения физической подготовленности старшеклассниц.
Ключевые слова: оздоровительная аэробика, старшеклассницы, физическая подготовленность, здоровье.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p486-490
INTRODUCTION OF MODERN FITNESS TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF HIGH SCHOOL GIRLS
Evgeny Vitalievich Kharchenko, the master student, Tatyana Anatolievna Banku, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University (branch), Ussuriysk; Viktor Vitalievich Konoplev, the master student, Far Eastern
State Federal University, Vladivostok
Abstract
In recent years in our country there has been a deterioration of the health of schoolchildren. In connection with this problem, there is a tendency to reduce the level of physical fitness and performance of students. There is also a problem of interest and motivation of students to engage in physical culture lessons. Therefore, the authors note that to increase interest in physical culture lessons at school, it is necessary to search for innovative means and methods of physical education that favorably affect the increase of physical fitness, performance and health of students. The purpose of this work is to assess the impact of recreational aerobics classes on the process of improving the physical fitness of high school girls
Keywords: wellness aerobics, high school girls, physical fitness, health..
В последние годы на территории нашей страны наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников. По статистическим данным около 60% учащихся общеобразовательных школ имеют различные отклонения, связанные со здоровьем. Отсюда наблюдается тенденция к снижению физической подготовленности и работоспособности обучающихся. Как известно, одним из основных факторов, обеспечивающих высокий уровень здоровья, является оптимальная двигательная активность, которая в свою очередь благоприятно влияет на физическую и функциональную подготовленность школьников [1]. В современных условиях укрепление и повышение здоровья школьников является важной проблемой, требующей рациональных путей решения. Занятия физическими упражнениями у большинства учащихся в школе ассоциируются с традиционными видами спорта, включенными в базовые разделы программы по учебному предмету. Учителя довольно часто встречаются с проблемой заинтересованности и мотивации школьников к занятиям на уроках физической культуры. Поэтому, авторы отмечают, что для повышения интереса к занятиям на уроках в школе, требуется поиск инновационных средств, форм и методов физического воспитания, благоприятно влияющих на повышение физической подготовленности, работоспособности и оздоровление растущего организма [3, 4]. Одним из путей решения данной проблемы является использование современной оздоровительной аэробики на уроках физической культуры. Оздоровительная аэробика представляет собой ряд последовательных приёмов, упражнений, выполняемых в рамках определённого алгоритма, основной целью которых является оздоровление организма занимающегося. Использование оздоровительной аэробики позволяет разнообразить занятия за счет использования широкого спектра различных инновационных средств, методов, нестандартного оборудования, инвентаря, видео и аудио сопровождения. Оздоровительная аэробика в свою очередь способствует укреплению здоровья, позволяет повысить функциональные возможности организма обучающегося, его физическую подготовленность [2, 3].
Цель работы: оценить влияние занятий оздоровительной аэробикой на процесс повышения физической подготовленности старшеклассниц.
Задачи исследования: 1) разработать и внедрить методику занятий оздоровительной аэробикой в процесс физического воспитания старшеклассниц; 2) определить динамику показателей физической подготовленности девушек.
МЕТОДИКА
Предварительно, до внедрения в учебный процесс занятий оздоровительной аэробикой, со старшеклассницами было проведено теоретическое занятие в лекционной фор-
ме, на котором были освещены следующие вопросы: 1) роль физических упражнений в жизни человека; 2) современные фитнес-технологии: понятие, виды, особенности; 3) компоненты здорового образа жизни; 4) оздоровительная аэробика и её влияние на организм. После чего был проведён опрос в виде анкетирования, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1- Результаты анкетного опроса испытуемых
Вопросы анкеты Варианты ответа Ответы испытуемых
1. Какие физические способности вы бы хотели улучшить? A. Силовые Б. Гибкость B. Выносливость Силовые - 47% Гибкость - 34% Выносливость - 23%
2. Какая цель для вас является приоритетной на занятиях физической культурой? A. Улучшение состояния здоровья и физической формы Б. Повышение уровня физической подготовленности B. Снятие психического напряжения Улучшить состояние здоровья и физическую форму - 26% Повысить уровень физической подготовленности - 42% Снять психическое напряжение - 32%
3. Что бы вы хотели изменить в занятиях на уроках физической культуры? А. Разнообразить занятия Б. Использовать на занятиях современное нестандартное оборудование Разнообразить занятия - 53% Использовать на занятиях современное нестандартное оборудование -47%
4. Хотели бы вы попробовать занятия оздоровительной аэробикой на уроках ФК? A. Да Б. Нет B. Затрудняюсь ответить Да - 77% Нет - 9% Затрудняюсь ответить - 12%
По результатам анкетирования было выявлено, что 47% респондентов хотели бы улучшить силовые способности, 34% гибкость; основной целью. для 42% девушек является улучшение физической подготовленности; 53 % хотели бы разнообразить занятия в рамках урока физической культуры; более 2/3 (77%) участниц желают попробовать занятия оздоровительной аэробикой. Проведение занятий оздоровительной аэробикой было организовано в рамках традиционной структуры урока физической культуры (таблица 2). Продолжительность занятия - 45 минут. Упражнения на протяжении всего занятия выполнялись под музыкальное сопровождение. Музыка подбиралась в зависимости от направленности тренировочной сессии, используемых средств и методов. Основными музыкальными жанрами явились: хип-хоп, джаз, электронная музыка. Звуковое сопровождение, на наш взгляд, способствовало поднятию настроения, созданию положительного эмоционального фона, благодаря чему движения были интенсивными и энергичными, повышалась работоспособность.
Таблица 2 - Структура занятия оздоровительной аэробикой
Часть занятия Основное содержание Продолжительность, мин. Метод проведения
Подготовительная Разновидности ходьбы, бега, суставная разминка с исключением чрезмерно амплитудных и интенсивных движений 8-10 Поточный
Основная Упражнения для рук, плечевого пояса, туловища, шеи, ног. Танцевальные комбинации ходьбы, прыжков, подскоков в сочетании с движениями рук 26-28 Круговой, фронтальный, поточный
Заключительная Элементы дыхательной гимнастики, пилатеса, йоги, аутогенной тренировки, стретчинг 2-3 Фронтальный
Для организации занятий спортивной аэробикой нами были выделены следующие группы средств:
1) упражнения, выполняемые в положении стоя на месте: упражнения для мышц рук и плечевого пояса (поднимания и опускания, сгибания и разгибания, приведение и отведения) выполняемые в различных направлениях; для мышц туловища и шеи (повороты, наклоны, скручивания); для мышц ног (выпады, махи, поднимания и опускания);
2) упражнения, выполняемые в положении сидя и лежа на спине: упражнения для мышц живота и спины (поднимания и опускания туловища из положения лежа на спине и
животе, то же самое со скручиванием, приведение и отведение ног); для стоп (круговые движения, сгибания и разгибания); для мышц ног (поднимания и опускания, маховые движения);
3) прыжковые упражнения: прыжки на одной и двух ногах (возможно с продвижением в различных направлениях); со сменой положения (из стойки ноги вместе в стойку ноги врозь, из стойки ноги врозь на одну ногу и т.д.);
4) упражнения с элементами ходьбы и бега: ходьба и бег в сочетании с хлопками; ходьба и бег на месте с выполнением различных движений; ходьба в различных направлениях (вперед, назад, вправо, влево, по диагонали); танцевальные комбинации с элементами ходьбы, бега и прыжков.
В начале обучения основной задачей являлось освоение основных движений. Постепенно увеличивалась сложность упражнений и интенсивность их выполнения, как по отдельности, так и в комбинациях. Для усложнения выполняемых упражнений использовались дополнительные отягощения и сопротивления, такие как гантели (1-4 кг), фитнес-резинки, эластичные ленты, набивные мячи (1-3 кг), бодибары (до 6 кг).
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия № 29» г. Уссурийска с сентября 2019 по апрель 2020 года. Для проведения исследования нами были выбраны учащиеся 11-х классов - 24 девушки в возрасте 16-17 лет. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 12 человек соответственно. Занятия в контрольной группе проводились в рамках традиционной программы по физической культуре В.И. Ляха (3 часа в неделю). Экспериментальная группа занималась по разработанной нами программе оздоровительной аэробики (2 часа) и 1 час по традиционной программе. Для определения физической подготовленности старшеклассниц нами были выбраны следующие контрольные тесты: прыжки со скакалкой на месте за 30 секунд; бег 30 м; челночный бег 4x9 м; наклон из положения сидя; поднимание-опускание туловища из положения лёжа за 30 секунд; подтягивания на низкой перекладине из виса лёжа; бег 1000 м.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для подтверждения равнозначности групп до начала педагогического эксперимента в сентябре 2019 года было проведено тестирование старшеклассниц (таблица 3).
Таблица 3 - Результаты тестирования физической подготовленности старшеклассниц на начало эксперимента (сентябрь) (п=24)_
Показатели физической подготовленности КГ (М±т) ЭГ (М±т) Разница Достоверность различий (Р)
1. Прыжки со скакалкой на месте за 1 мин. (кол-во раз) 127,8±4,4 125,8±3,7 1,58% Р>0,05
2. Бег 30 м (с) 5,49±0,09 5,45±0,1 0,73% Р>0,05
3. Челночный бег 4x9 м (с) 10,7±0,07 10,8±0,08 0,93% Р>0,05
4. Наклон из положения сидя (см) 21,8±1,02 23,3±1,29 6,8% Р>0,05
5.Поднимание-опускание туловища из положения лёжа, за 1 мин (кол-во раз) 34,7±1,85 34±1,57 2,1% Р>0,05
6. Подтягивания на низкой перекладине из виса лёжа (кол-во раз) 20±0,92 20,4±0,83 2% Р>0,05
7. Бег 1000 м (мин., с) 4,29±0,09 4,34±0,09 1,2% Р>0,05
В ходе математико-статистической обработки результатов тестирования в КГ и ЭГ достоверных различий обнаружено не было. Это дало возможность для внедрения в процесс физического воспитания старшеклассниц занятий оздоровительной аэробикой и соответственно начала педагогического эксперимента. По окончанию педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование (таблица 4).
Таблица 4 - Динамика показателей физической подготовленности старшеклассниц на конец эксперимента (апрель) (п=24)_____
Показатели физической подготовленности КГ (M±m) ЭГ (M±m) Разница Достоверность различий (P)
1. Прыжки со скакалкой на месте за 1 мин (кол-во раз) 130,2±3,3 139,8±3,7 7,37% P<0,05
2. Бег 30 м (с) 5,42±0,08 5,2±0,06 4,26% P<0,05
3. Челночный бег 4x9 м (с) 10,7±0,1 10,4±0,04 2,88% P<0,05
4. Наклон из положения, сидя (см) 23,1±1,20 26,8±0,64 16,01% P<0,05
5.Поднимание опускание туловища из положения лёжа, за 30 с (кол-во раз) 36±1,48 40,3±1,01 11,94% P<0,05
6.Подтягивания на низкой перекладине из виса лёжа (кол-во раз) 22±0,83 25,5±0,65 15,9% P<0,01
7. Бег 1000 м (мин., с) 4,21±0,01 4,12±0,09 2,18% P<0,01
По завершению эксперимента нами были получены достоверные различия по следующим контрольным испытаниям: прыжки со скакалкой на месте за 1 мин., бег 30 м, челночный бег 4*9 м, наклон из положения сидя; поднимание и опускание туловища из положения лёжа за 30 с (р<0,05) и подтягивания на низкой перекладине из виса лёжа; бег 1000 м (р<0,01).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные в ходе исследовательской работы результаты позволяют утверждать об эффективности занятий оздоровительной аэробикой, их положительном влиянии на повышение показателей физической подготовленности старшеклассниц. Результаты могут быть использованы в работе инструкторами и учителями физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коданева, Л.Н. Физическое развитие и состояние здоровья современных школьников / Л.Н. Коданева, В. А. Белокринкина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. -№ 10 (164). - С. 124-127.
2. Михайлов, Н.Г. Оздоровительная аэробика в системе физического воспитания студенток архитектурных специальностей / Н.Г. Михайлов, Н.П. Кашкова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 126-131.
3. Соколова, И.В. Изменение показателей уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности у студенток, занимающихся спортивной аэробикой / И.В. Соколова // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2015. - № 6. - С. 80-81.
4. Харченко, Е.В. Экспериментальное обоснование влияние занятий мини-футболом на развитие физических качеств у детей 12-13 / Е.В. Харченко, В.В. Коноплев, Т.А. Банку // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 369-373.
REFERENCES
1. Kodaneva, L. N. and Belokrinkina, V. A. (2018), "Physical development and health status of modern schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 124-127.
2. Mikhailov, N.G. and Pashkova, N.P. (2019), "Health-Improving aerobics in the system of physical education of students of architectural specialties", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 173, No. 7, pp. 126-131.
3. Sokolova, I. V. (2015). "Change in indicators of the level of health, physical development and physical fitness of students engaged in sports aerobics", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 80-81.
4. Kharchenko, E.V., Konoplev, V.V. and Banku, T.A. (2019), "Experimental substantiation of the influence of mini-football classes on the development of physical qualities in children 12-13", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 369-373.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.04.2020