Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

ИННОВАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шейнин Александр Анатольевич, Ларин Александр Николаевич, Кривилев Сергей Анатольевич, Павлов Александр Григорьевич, Тухто Сергей Владимирович

В статье рассматриваются нововведения в физическом развитии курсантов посредством персонификации двигательной активности. Подчеркивается, что основополагающей задачей физической подготовки считается развитие, совершенствование и поддержание основных физических качеств, формирование навыков, с учётом специфики выполнения поставленных задач является основой физической подготовки. Примечательно, что в современных условиях служебной деятельности решение новых и нетипичных задач заставило переосмыслить и переоценить знания курсантов, привнести серьезные коррективы в систему их обучения и внедрению технологий в процесс физического развития посредством персонификации двигательной активности. В статье подробно рассматривается, что для мотивации курсантов к физическому развитию необходимо ввести в учебный процесс вузов комплекс физических упражнений и педагогических условий, определяющих качество функционирования всей системы физического воспитания. Следует отметить, что физическая культура считается частью системы профессионального обучения с учетом специфики условий профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шейнин Александр Анатольевич, Ларин Александр Николаевич, Кривилев Сергей Анатольевич, Павлов Александр Григорьевич, Тухто Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF CADETS THROUGH THE PERSONIFICATION OF MOTOR ACTIVITY

The article discusses innovations in the physical development of cadets through the personification of motor activity. It is emphasized that the fundamental task of physical training is considered to be the development, improvement and maintenance of basic physical qualities, the formation of skills, taking into account the specifics of the tasks set, is the basis of physical training. It is noteworthy that in modern conditions of official activity, the solution of new and atypical tasks forced to rethink and reassess the knowledge of cadets, to make serious adjustments to their training system and the introduction of technologies into the process of physical development through the personification of motor activity. The article considers in detail that in order to motivate cadets to physical development, it is necessary to introduce into the educational process of universities a set of physical exercises and pedagogical conditions that determine the quality of functioning of the entire system of physical education. It should be noted that physical education is considered part of the system of vocational training, taking into account the specifics of the conditions of professional activity.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

Контактная информация: sportexnn@gmail.com

Статья поступила в редакцию 06.05.2022

УДК 37.037.2

ИННОВАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Александр Анатольевич Шейнин, кандидат технических наук, научный сотрудник, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград; Александр Николаевич Ларин, заместитель начальника кафедры, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь; Сергей Анатольевич Кривилев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Александр Григорьевич Павлов, старший преподаватель, Сергей Владимирович Тухто, старший преподаватель, Военная академия связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного, г. Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются нововведения в физическом развитии курсантов посредством персонификации двигательной активности. Подчеркивается, что основополагающей задачей физической подготовки считается развитие, совершенствование и поддержание основных физических качеств, формирование навыков, с учётом специфики выполнения поставленных задач является основой физической подготовки. Примечательно, что в современных условиях служебной деятельности решение новых и нетипичных задач заставило переосмыслить и переоценить знания курсантов, привнести серьезные коррективы в систему их обучения и внедрению технологий в процесс физического развития посредством персонификации двигательной активности. В статье подробно рассматривается, что для мотивации курсантов к физическому развитию необходимо ввести в учебный процесс вузов комплекс физических упражнений и педагогических условий, определяющих качество функционирования всей системы физического воспитания. Следует отметить, что физическая культура считается частью системы профессионального обучения с учетом специфики условий профессиональной деятельности.

Ключевые слова: инновации, физическое развитие, педагогические условия, комплекс физических упражнений, персонификация, двигательная активность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p495-498

INNOVATIONS IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF CADETS THROUGH THE PERSONIFICATION OF MOTOR ACTIVITY

Alexander Anatolyevich Sheinin, the candidate of technical sciences, researcher, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad; Alexander Nikolaevich Larin, the deputy head of the department, Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation; Sergey Anatolyevich Krivilev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Alexander Grigoryevich Pavlov, the , senior teacher, Sergey Vladimirovich Tukhto, the , senior teacher, Military Communications academy, St. Petersburg

Abstract

The article discusses innovations in the physical development of cadets through the personification of motor activity. It is emphasized that the fundamental task of physical training is considered to be the development, improvement and maintenance of basic physical qualities, the formation of skills, taking into account the specifics of the tasks set, is the basis of physical training. It is noteworthy that in modern conditions of official activity, the solution of new and atypical tasks forced to rethink and reassess the knowledge of cadets, to make serious adjustments to their training system and the introduction of technologies into the process of physical development through the personification of motor activity. The article

considers in detail that in order to motivate cadets to physical development, it is necessary to introduce into the educational process of universities a set of physical exercises and pedagogical conditions that determine the quality of functioning of the entire system of physical education. It should be noted that physical education is considered part of the system of vocational training, taking into account the specifics of the conditions of professional activity.

Keywords: innovations, physical development, pedagogical conditions, a set of physical exercises, personification, motor activity.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе усилилась проблема государственной безопасности в стране, масштабы дестабилизирующих факторов представляют угрозу Российской Федерации, обеспечение государственной безопасности требует от выпускников вузов высокой работоспособности.

На данный момент остается актуальным вопрос неблагоприятного воздействия техногенных и природных факторов внешней среды на организм курсантов, которые могут приводить к снижению состояния здоровья конкретного курсанта и, как итог, снижение боеспособности и работоспособности воинских коллективов в целом [1, 7].

На сегодняшний день главная задача - это сохранение и укрепление здоровья курсантов, и поддержание у них высокой работоспособности.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение проблем повышения эффективности работоспособности, требует тщательного анализа, теоретического обоснования и экспериментальной проверки содержание структуры системы физической подготовки курсантов [3, 8].

Основным направлением научно-педагогических кадров является не только организация и управление процессом прочного овладения базовыми знаниями и навыками физического развития, но и формирование личности, способной адаптироваться к условиям современных реалий. Важным средством достижения этой цели является компьютеризация образования, при этом необходимо постоянно решать ряд задач: техническое переоснащение, разработка методики использования средств физической культуры, создание электронных учебников по дисциплинам «Физическая подготовка (культура)» и разработка новых технологий обучения, определяющих этапы процесса инновации [2, 4, 6].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенный педагогический эксперимент являлся основным методом проверки гипотезы для оценки эффективности предложенной программы для физического развития курсантов посредством персонификации двигательной активности.

Исследование по физическому развитию курсантов посредством персонификации двигательной активности проходил в военном институте, значимым компонентом в процессе подготовки и проведения эксперимента стали инновации в физическом развитии

[5].

В процессе проведения эксперимента, на всех этапах:

- применялись индекс Эрисмана и индекс Пинье в целях исследования физического развития и функционального состояния курсантов;

- использовался коэффициент корреляции r-Пирсона в целях исследования показателей развития процессов саморегуляции;

- применялся t-критерии Стьюдента в целях исследования физической подготовленности курсантов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ данных, полученных на заключительном этапе эксперимента, показал точность подобранного подхода к формированию педагогических условий и достижения це-

ли по проблематике исследования представлены в таблице.

Таблица - Оценочные показатели процесса по физическому развитию курсантов на завершающем этапе эксперимента_

№ Исследуемые показатели ЭГ КГ г

х±т х±т

Физическое развитие и функционирование состояния

1 Рост стоя, см 178,96±0,58 178,72±0,71 0,26, р<0,05

2 Вес, кг 78,46±0,75 75,72±0,78 2,53, р<0,05

Окружность груди, см

3 Максимальный вдох 100,24±0,52 97±0,51 4,45, р<0,05

Максимальный выдох 95,62±0,48 92,68±0,55 4,03, р<0,05

Пауза 97,62±0,5 94,23±0,48 4,89, р<0,05

4 Индекс Эрисмана, см 5,03±0,52 4,93±0,58 0,27, р<0,05

5 Индекс Пинье, бал. 13,14±1,08 13,52±1 0,26, р<0,05

Показатели развитости процессов саморегуляции

Уровень, (%)

№ Исследуемые показатели Низкий Низкий г

Средний Средний

Высокий Высокий

2,128 21,277

1 Планирование 14,894 61,702 -0,45

82,979 17,021

3,191 15,957

2 Моделирование 15,957 64,894 -0,31

80,851 19,149

1,064 14,894

3 Программирование 18,085 64,894 -0,22

80,851 20,213

2,128 22,340

4 Оценивание результатов 19,149 59,574 -0,39

78,723 18,085

3,191 20,213

5 Гибкость 18,085 58,511 -0,31

78,723 21,277

2,128 19,149

6 Самостоятельность 17,021 58,511 -0,27

80,851 22,340

2,305 18,971

7 Общий уровень 17,198 61,347 -0,32

80,496 19,680

Физическая подготовленность

№ Исследуемые показатели х±т х±т г

1 Подтягивание, кол. раз 18,92±0,17 15,00±0,16 16,79, р<0,05

2 Бег 100 м, с 13,00±0,02 13,24±0,02 8,49, р<0,05

3 Бег на 3000 м, мин. 11,24±0,03 11,42±0,02 6,38, р<0,05

ВЫВОДЫ

Результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что использование разработанного комплекса физических упражнений и педагогических условий показали высокую эффективность, в результате их применения значительно улучшились показатели по физическому развитию курсантов экспериментальной группы.

Таким образом, представляется возможным констатировать правильность избранного автором подхода к освоению основных педагогических условий и достижению общих целей, а также правильность избранных методологических и методических подходов при формировании авторской позиции. Результаты эксперимента демонстрируют выдвинутые рабочие гипотезы и позволяют сделать вывод об общей эффективности комплекса физических упражнений и педагогических условий оптимизации процесса физического развития курсантов посредством персонификации двигательной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алёхин И.А. Перспективы военного образования в России / И.А. Алёхин, Т.С. Сливин // Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 2. - С. 32-36.

2. Кручинина К.С. Применение современных педагогических технологий в обучении курсантов вузов Росгвардии методике физического самосовершенствования / К.С. Кручинина, А.Н. Ларин // ЦИТИСЭ. - 2019. -№ 5 (22). - С. 252-261.

3. Ларин А.Н. Инновации в физическом самосовершенствовании курсантов средствами рукопашного боя / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов // Педагогика в физической культуре, спорте и хореографии. - Санкт-Петербург: НГУ им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - С. 103-109.

4. К проблеме самовоспитания и самосовершенствования в процессе физической подготовки курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Кручинина, К.С. Рыжов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 483-485.

5. Влияние комплекса педагогических условий на физическое самосовершенствование курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов, С.В. Лузин, К.С. Кручинина // Мир образования - образование в мире. - 2019. - № 4 (76). - С. 266-273.

6. Шейнин А.А. Закон энергетического баланса человеческого организма: Трактат о здоровье. - Калининград : КИЦ «Техноценоз». - 2020. - URL: http://gnatukvi.ru/troz.pdf (дата обращения: 01.03.2022)

7. Шейнин А.А. Управление двигательной активностью морских специалистов в рейсе с использованием интеллектуальных технологий / В.И. Гнатюк, А.А. Зайцев, А.А. Шейнин // Морские интеллектуальные технологии. - 2019. - № 4 (46). - С. 88-93.

8. Шейнин А.А. Методика подбора рациона питания в системе физической подготовки курсантов на основе рангового анализа / А.В. Бугаев, В.Н. Лавренчук, А.Н. Шарипов, А.А. Шейнин, А.Н. Ларин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 482-486.

REFERENCES

1. Alekhine, I.A. and Slivin, T.S. (2013), "Prospects of military education in Russia", The world of education-education in the world, No. 2, pp. 32-36.

2. Kruchinina, K.S. and Larin, A.N. (2019), "The use of modern pedagogical technologies in the training of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard under the method of physical self-improvement", CITIZE, Vol. 22, No. 5, pp. 252-261.

3. Larin, A.N., Fedak, E.I. and Ryzhov, K.S. (2020), "Innovations in physical self-improvement of cadets by means of hand-to-hand combat", Pedagogy in physical culture, sports and choreography. St. Petersburg: NSU im. P.F. Lesgaft, pp. 103-109.

4. Larin, A.N., Fedak, E.I., Kruchinina, K.S. and Ryzhov, K.S. (2020), "On the problem of self-education and self-improvement in the process of physical training of cadets of Rosgvardia universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 483-485.

5. Fedak, E.I., Larin, A.N., Kruchinina, K.S., Luzin, S.V. and Ryzhov, K.S. (2019), "Influence of the complex of pedagogical conditions on the physical self-improvement of cadets of the universities of Rosgvardia", The world of education - education in the world, Vol. 76, No. 4, pp. 266-273.

6. Sheinin, A.A. (2020), The law of the energy balance of the human body: A treatise on health, KIC "Technocenosis", Kaliningrad, available at: http://gnatukvi.ru/troz.pdf.

7. Sheinin, A.A., Gnatyuk, V.I. and Zaitsev, A.A. (2019), "Management of motor activity of marine specialists on a voyage using intelligent technologies", Marine Intelligent Technologies, Vol. 46, No. 4, pp. 88-93.

8. Sheinin, A.A., Bugaev, A.V., Lavrenchuk, VN., Sharipov, A.N. and Larin, A.N. (2022), "Methodology for selecting a diet in the system of physical training of cadets based on rank analysis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F Lesgafta, Vol. 203, No. 1, pp. 482-486.

Контактная информация: larsan59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.