Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / БАЗОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарипов Адик Накиевич, Ларин Александр Николаевич, Кривелев Сергей Анатольевич, Павлов Александр Григорьевич, Тухто Сергей Владимирович

В статье отражены общие моменты связывающие формирование профессионально-важных качеств курсантов и подготовку спортсменов ориентировщиков. Рассматриваются результаты экспериментальных групп курсантов на занятиях по физической подготовке, с которыми применялись базовые упражнения спортивного ориентирования. Отмечается, что профессионально-важные качества характерны не только для спортсменов-ориентировщиков, но и для тех, в чьей деятельности сочетаются высокие физические нагрузки. Представлены количественные показатели по физическим качествам. В заключение кратко говорится, что для того чтобы процесс обучения курсантов был эффективным, в условиях постоянного увеличения количества информации с одновременным уменьшением времени на ее обработку, необходимо искать новые способы согласования оптимального времени между умственными и физическими нагрузками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шарипов Адик Накиевич, Ларин Александр Николаевич, Кривелев Сергей Анатольевич, Павлов Александр Григорьевич, Тухто Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES IN THE PROCESS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CADETS

The article reflects the general points linking the formation of professionally important qualities of cadets and the training of orienteering athletes. The results of experimental groups of cadets in physical training classes, with which basic orienteering exercises were applied, are considered. It is noted that professionally important qualities are characteristic not only for orienteering athletes, but also for those whose activities combine high physical exertion. Quantitative indicators of physical qualities are presented. In conclusion, it is briefly stated that in order for the cadets' training process to be effective, in conditions of a constant increase in the amount of information while reducing the time for its processing, it is necessary to look for new ways to coordinate the optimal time between mental and physical exertion.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ»

13. Committee on fitness measures and health outcomes in youth (2012), Fitness measures and health outcomes in youth, National Academies Press, Washington (DC).

14. Castro-Pinero, J., Artero, E., España-Romero, V., Ortega, F. B., Sjostrom, M., Suni, J., and Ruiz, J. R. (2010), "Criterion-related validity of field-based fitness tests in youth: a systematic review", British journal of sports medicine, Vol. 44(13), pp. 934-943.

15. Silverman, S., Keating, X. and Phillips, S. R. (2008), "A lasting impression: A pedagogical perspective on youth fitness testing", Measurement in Physical Education and Exercise Science, Vol. 12 (3), pp. 146-166.

16. Ruiz, J., Castro-Pinero, J., Espana-Romero, V., Artero, E.G. et al (2011), "Field-based fitness assessment in young people: the ALPHA health-related fitness test battery for children and adolescents", British journal of sports medicine, Vol 45 (6), pp. 518-524.

Контактная информация: iloveyoutoo31@gmail.com

Статья поступила в редакцию 02.11.2021

УДК 37.037

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ

Адик Накиевич Шарипов, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Николаевич Ларин, заместитель начальника кафедры, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации; Сергей Анатольевич Кривелев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Александр Григорьевич Павлов, старший преподаватель, Сергей Владимирович Тухто, старший преподаватель, Военная академия связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье отражены общие моменты связывающие формирование профессионально-важных качеств курсантов и подготовку спортсменов ориентировщиков. Рассматриваются результаты экспериментальных групп курсантов на занятиях по физической подготовке, с которыми применялись базовые упражнения спортивного ориентирования. Отмечается, что профессионально-важные качества характерны не только для спортсменов-ориентировщиков, но и для тех, в чьей деятельности сочетаются высокие физические нагрузки. Представлены количественные показатели по физическим качествам. В заключение кратко говорится, что для того чтобы процесс обучения курсантов был эффективным, в условиях постоянного увеличения количества информации с одновременным уменьшением времени на ее обработку, необходимо искать новые способы согласования оптимального времени между умственными и физическими нагрузками.

Ключевые слова: физическое развитие, спортивное ориентирование, профессионально-важные качества, базовые упражнения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p529-533

FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES IN THE PROCESS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CADETS

Adik Nakievich Sharipov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Niko-laevich Larin, the Deputy Head of the Department, Perm Military Institute of the Russian National Guard Federation, Sergey Anatolyevich Krivelev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Alexander Grigoryevich Pavlov, the senior teacher, Sergey Vladimirovich Tu-khto, the senior lecturer, Military Communications Academy, St. Petersburg

Abstract

The article reflects the general points linking the formation of professionally important qualities of cadets and the training of orienteering athletes. The results of experimental groups of cadets in physical training classes, with which basic orienteering exercises were applied, are considered. It is noted that pro-

fessionally important qualities are characteristic not only for orienteering athletes, but also for those whose activities combine high physical exertion. Quantitative indicators of physical qualities are presented. In conclusion, it is briefly stated that in order for the cadets' training process to be effective, in conditions of a constant increase in the amount of information while reducing the time for its processing, it is necessary to look for new ways to coordinate the optimal time between mental and physical exertion.

Keywords: physical development, orienteering, professionally-important qualities, basic exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивное ориентирование имеет давнюю связь с войсками, поскольку помогало войнам легко и точно ориентироваться на незнакомой местности с использованием карты, в сложных условиях, сноровисто и быстро передвигаться вне дорог, преодолевать естественные и искусственные препятствия на маршруте движения.

Суть спортивного ориентирования сводится к решению задач по поиску последующего контрольного пункта различными способами. Для достижения высоких результатов спортсмен-ориентировщик должен иметь не только хорошую физическую форму, но и целый ряд хорошо развитых профессионально-важных качеств, таких как выносливость, сосредоточение внимания, пространственное мышление, трудолюбие, упорство, настойчивость, память и наглядно-образное мышление.

Данные профессионально-важные качества характерны не только для спортсме-нов-ориентировщиков, но и для тех, в чьей деятельности сочетаются высокие умственные и физические нагрузки. Похожими профессионально-важными качествами должны обладать и курсанты. Ведь в настоящее время, технологии связи ушли далеко вперед и для понимания процессов требуются развитые память, пространственное и наглядно-образное мышление [3; 4].

Для получения высоких результатов в спортивном ориентировании спортсмену-ориентировщику, так же, как и курсанту, в процессе обучения, недостаточно иметь только хорошую физическую подготовку, нужно еще и развивать профессионально-важные качества. Эффективно развивать данные качества, возможно только с помощью специальных упражнений. В современных условиях, когда объем информации достаточно велик, становится все сложнее согласовывать время, отведенное на освоение программы обучения, между дисциплинами [1].

Дисбаланс в учебном процессе (уменьшение времени занятий физической подготовкой) может существенно повлиять не только на полноту и качество освоения программы обучения, но и на уровень физической подготовки курсантов в целом. Особое место в данной проблеме занимает вопрос о формировании профессионально-важных качеств курсанта за период его обучения, ведь сроки подготовки зачастую ограничены [6]. Особенно важно, что наряду с высокими интеллектуальными нагрузками, сочетаются и не малые физические нагрузки, что для некоторых курсантов, зачастую является фактором снижения работоспособности в процессе обучения. Низкая работоспособность курсантов негативно влияет не только на достижение спортивных результатов, но и на освоение программы обучения. В связи с этим, все чаще разрабатываются методики, в основе которых лежит взаимосвязь между процессом обучения и физическими упражнениями, основанные на единстве механизмов умственной и физической деятельности, и направленные на формирование профессионально-важных качеств [5].

Результат в спорте во многом зависит от индивидуальных качеств, однако для того чтобы добиться, за относительно короткий промежуток времени, высоких результатов в коллективе, необходимо придерживаться определенных методик. Примером могут послужить занятия физической подготовкой, где особое место занимают специальные упражнения, выполняемые на фоне утомления, создаваемого физической нагрузкой, как средства совершенствования профессиональной работоспособности, включающие в себя базовые элементы спортивного ориентирования.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В целях совершенствования организации и методики физического развития курсантов было проведено исследование по формированию профессионально-важных качеств курсантов и взаимосвязи с подготовкой спортсменов ориентировщиков.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения эксперимента были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; контрольные тестирования по физическим качествам; формирующий (педагогический) эксперимент; статистическая обработка полученных данных.

При проведении занятий по физической подготовке в рамках проведенного исследования были выбраны две группы курсантов (по 28 человек), имеющих сходные показатели физической подготовленности.

Контроль осуществлялся по показателям физических качеств, таких как сила -оценивался по результатам выполнения упражнения «Подтягивание на перекладине», быстрота - упражнение «Бег на 100 м», выносливость - упражнение «Бег на 3 км», а также прикладные двигательные навыки - упражнение «Марш-бросок на 5 км».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе эксперимента в процессе физической подготовки был проверен уровень физической подготовленности курсантов группы №1 и №2.

Группа №1 занималась по специальной программе, а группа №2 по действующей, предусматривающей организацию процесса физической подготовки курсантов в соответствии с требованиями Наставления по физической подготовке, при этом количество часов физической подготовки было одинаковым. Для сравнения результатов была использована 5-ти бальная система оценок. Средний балл курсантов, групп №1 и №2 по итогам входного контроля представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты исходного уровня физической подготовленности

№ п/п Название упражнения Группа №1 (кол-во чел.) Средний балл Группа №2 (кол-во чел.) Средний балл

1 Подтягивание на перекладине 28 3,7 28 3,9

2 Бег на 100 м 28 3,9 28 3,8

3 Бег на 3 км 28 3,8 28 3,7

4 Марш-бросок на 5 км 28 3,4 28 3,4

Заметим, что при выполнении упражнения «Марш-бросок на 5 км» результаты в группах №1 и №2 одинаковые.

В течении шести недель обе группы участвовали в занятиях по физической подготовке, при этом в группе №1 в занятия включались базовые элементы спортивного ориентирования выполняемые на фоне физического утомления. Курсанты тренировали ускоренное передвижение по пересеченной местности, осуществляли движение по азимуту с использованием компаса. По итогам контрольного среза показателей физической подготовленности курсантов по вынесенным на контроль физическим упражнениям были получены следующие результаты (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты физической подготовленности по истечении шесть недель

№ п/п Номер и название упражнения Группа №1 (кол-во чел.) Средний балл Группа №2 (кол-во чел.) Средний балл

1 Подтягивание на перекладине 28 3,8 28 4,0

2 Бег на 100 м 28 4,0 28 3,9

3 Бег на 3 км 28 4,1 28 3,8

4 Марш-бросок на 5 км 28 3,7 28 3,5

Полученные данные свидетельствуют о том, что изменения показателей по сравнению с исходным уровнем, произошли в обеих группах по всем показателям. Значимых отличий в динамике результатов по выполнению упражнений «Подтягивание на перекладине» и «Бег на 100 м» нет, однако рост результатов в выполнении упражнений «Бег на 3 км» и «Марш-бросок на 5 км» в группе №1 существенно отличается от группы №2. По истечении шести недель занятий физической подготовкой показатели физической подготовленности групп №1 и №2 улучшились (рисунок 1).

Средний балл

5

4,5 4 3,5 3

3,8 4 4 3,9 4,1 3,8 3,7

3,5

«Подтягивание на перекладине»

«Бег на 100 м»

«Бег на 3 км»

«Марш-бросок на 5 км»

Рисунок 1

Группа 1 контрольный срез Группа 2 контрольный срез

- Динамика показателей физической подготовки групп № 1 и №2 по истечении шести недель

Мы видим, результаты стали несколько выше, по сравнению с исходным уровнем. При этом прослеживается незначительный прирост показателей в подтягивании на перекладине и беге на 100 м в обеих группах, в правой части - в группе №2 рост показателей в беге на 3 км и марш-броске на 5 км также не высокий, что характерно для обычных занятий физической подготовкой в течении данного промежутка времени. Однако, в группе №1, в правой части графика, результаты существенно выше, чем во второй. В подтягивании на перекладине и беге на 100 м у обеих групп разницы в динамике нет. В беге на 3 км и марш-броске на 5 км, в пересчете на средний балл, от исходного уровня, рост показателях в группе №2 составил всего на 2%, тогда как в группе №1 6%, что превышает результат в группе №2 в 3 раза (рисунок 2).

□ Исходные показатели физической подготовленности

Показатели физической подготовленности по истечении 6 недель

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2

76 74

Группа 1 Группа 2

Рисунок 2 - Рост результатов в упражнениях «Бег на 3 км» и «Марш-бросок на 5 км» по итогам шести недель занятий физической подготовкой

ВЫВОДЫ

В результате проведенного эксперимента, в группе №1, где занятия по физической подготовке проводились с использованием базовых упражнений спортивного ориентирования, отмечается отличающаяся динамика улучшения временных показателей в упражнениях «Бег на 3 км», и «Марш-бросок на 5 км».

На наш взгляд, в качестве ускоряющего фактора в росте показателей спортивных результатов, целесообразно применять физическую подготовку с базовыми элементами спортивного ориентирования. Спортивное ориентирование в чистом виде, а также упражнения с его базовыми элементами, позволят, предупреждая утомление, в относительно короткие сроки, эффективно развивать профессионально-важные качества курсантов, поддерживая в процессе обучения высокий уровень работоспособности, что очень

важно в современных условиях. Будущая профессия курсанта непосредственно связана не только с физическими нагрузками, но и с мыслительной деятельностью, и сопряжена с умственным трудом, что требует от обучаемых высоких энергозатрат, а они в свою очередь приводят к снижению умственной и физической работоспособности.

Для того чтобы процесс обучения курсантов был эффективным, в условиях постоянного увеличения количества информации с одновременным уменьшением времени на ее обработку, необходимо искать новые способы согласования оптимального времени между умственными и физическими нагрузками [1; 2]. Одним из таких решений, для формирования профессионально-важных качеств курсантов, на наш взгляд, может стать включение в занятия по физической подготовке упражнений с элементами спортивного ориентирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алёхин И. А. Перспективы военного образования в России / И.А. Алёхин, Т.С. Сливин // Мир образования - образование в мире. - 2013. № 2. - С. 32-36.

2. Бережнова Л.Н. Самообразование курсантов в образовательной среде военного вуза: проблемы и пути их решения / Л.Н. Бережнова, М.М. Гупалов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 181-185.

3. К проблеме самовоспитания и самосовершенствования в процессе физической подготовки курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Кручинина, К.С. Рыжов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 483-485.

4. Ларин А.Н. Применение современных педагогических технологий в обучении курсантов вузов Росгвардии методике физического самосовершенствования / А.Н. Ларин, К.С. Кручинина // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 5 (22), - С. 252-261.

5. Федак Е.И. Сборник учебных и методических материалов по реализации метода принуждения в воспитании военнослужащих: учебное пособие / Е.И. Федак, С.В. Бойко. - Москва : Лаборатория «ОП», 2013. - 169 с.

6. Самостоятельная физическая тренировка военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации : учебное пособие / С.С. Чернаков, П.В. Мельничук, С.Г. Черепанов, О.В. Сыромятников. - Саратов : Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 2018. - 53 с.

REFERENCES

1. Alekhine, I.A. and Slivin, T.S. (2013), "Prospects of military education in Russia", The world of education-education in the world, No. 2, pp. 32-36.

2. Berezhnova, L.N. and Gupalov, M.M. (2014), "Self-education of cadets in the educational environment of a military university: problems and solutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 181-185.

3. Larin, A.N., Fedak, E.I., Kruchinina, K.S. and Ryzhov, K.S. (2020), "On the problem of self-education and self-improvement in the process of physical training of cadets of Russian Guard universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 483-485.

4. Larin, A.N. and Kruchinina, K.S. (2019), "The use of modern pedagogical technologies in the training of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard under the method of physical self-improvement", CITIZE, Vol. 22, No. 5, pp. 252-261.

5. Fedak, E.I. and Boyko, S.V. (2013), Collection of educational and methodological materials on the implementation of the method of coercion in the education of military personnel: textbook, Laboratory "OP", Moscow.

6. Chernakov, S.S., Melnichuk, P.V., Cherepanov, S.G. and Syromyatnikov, O.V. (2018), Independent physical training of servicemen and employees of the troops of the National Guard of the Russian Federation ", textbook, Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Saratov.

Контактная информация: Larsan59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.