Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ КУРСАНТОВ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ ПЕРМСКОГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ КУРСАНТОВ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ ПЕРМСКОГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ КУРСАНТЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ИСПЫТАНИЯ / ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гибадуллин И.Г., Хузин А.Ф.

В статье представлены результаты оценки физической подготовленности по результатам вступительных испытаний будущих курсантов Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации в период с 2015 по 2020 гг. Проведен анализ проявления основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости) курсантов с учетом выполнения нормативных требований физической подготовки военного вуза. Материалы и методы исследования. Проведен анализ научно-методической литературы по вопросам физической подготовленности будущих курсантов военных вузов. Оценка результатов выполнения нормативных требований физической подготовки проводили с учетом тестовых показателей в таких упражнениях, как подтягивание на перекладине, бег на 100 м, бег на 3000 м. Представлена нормативная шкала оценки физической подготовленности будущих курсантов военных вузов национальной гвардии Российской Федерации, использованная при оценке показателей в тестовых испытаниях. Результаты. В Пермском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации проводится обучение на шести факультетах. Дополнительно проводятся вступительные испытания по физической подготовке в виде выполнения физических упражнений на результат, который оценивается по нормативным показателям по балльной системе. Проведенный анализ качества выполнения нормативных требований вступительных испытаний по физической подготовке будущих курсантов позволяет получить новые данные для разработки технологии планирования и повышения эффективности управления адаптационными процессами к физическим нагрузкам различной направленности. Результаты оценки физической подготовленности будущих курсантов в динамике нескольких лет показали, что происходит увеличение показателей только динамической силы, но не скоростной силы и быстроты, что проявляется в беге на 100 м. Специалистами в области спортивной тренировки отмечено, что увеличение скоростной силы сопровождается существенным приростом быстроты движений с проявлением максимальной динамической силы (бег на короткие дистанции). Подготовка с использованием однообразных силовых упражнений не может повлиять на показатели быстроты, так как для этого необходимо развитие скоростно-силовых возможностей за счет прыжковых упражнений. Заключение. По результатам оценки физической подготовленности будущих курсантов военного вуза определена необходимость учета таких задач физической подготовки, как проведение комплексного развития физических качеств; планирование упражнений, направленных на увеличение силы основных мышечных групп; увеличение быстроты мышечных групп за счет повышения аэробных возможностей быстрых мышечных волокон; увеличение скорости бега на уровне анаэробного порога; увеличение повторности комплексных занятий, направленных на развитие быстроты, силы и выносливости; включение координационной подготовки как связующего звена между проявлением быстроты, силы и выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гибадуллин И.Г., Хузин А.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL READINESS ESTIMATION AMONG THE FUTURE CADETS FOR PASSING THROUGH THE ENTRANCE EXAMS AT PERM MILITARY INSTITUTE OF NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article shows the future cadets’ physical readiness estimation according to the results of the entrance exams at Perm Military Institute of National Guard of the Russian Federation during the following periods: 2015-2020. The authors present the analysis of the main physical qualities demonstration (strength, quickness, endurance) among cadets, taking into account the normative demands fulfillment concerning physical training at a military higher educational establishment. Research мethods. We analyzed scientific-methodical sources concerning the questions of physical readiness in the future cadets of military higher educational establishments. The authors estimated the results of physical training fulfillment normative demands taking into consideration test indices in such exercises as pull-up, 100 meters running, 3000 meters running. We present the normative scale of physical readiness evaluation in the future cadets of military higher educational establishments of the Russian Federation National Guard. It was used during the indices estimation in tests. Results. There are 6 faculties at Perm Military Institute of National Guard of the Russian Federation. Additionally physical training entrance exams are held in a form of physical exercises fulfillment. The result of them is estimated according to normative indices according to points. The quality of the normative demands fulfillment analysis during physical training entrance exams among the future cadets helps to get new results for the technology of creation. It plans and increases the effectiveness of adaptive processes control in terms of various physical loads. The results of physical readiness estimation in future cadets in the dynamics of several years showed that there is the indices increase only in dynamic system, but not in speed power and quickness. It is demonstrated in 100 meters running. The specialists in sports training sphere underline that speed power increase is accompanied by considerable quickness of movements increase with maximal dynamic power (sprint). Training with the help of monotonous power oriented exercises can’t influence quickness indices.In this case it is necessary to develop speed-power oriented abilities owing to jumping exercises. Conclusion. According to the results of physical fitness evaluation in the future cadets of a military higher educational establishment we revealed the necessity to take into account such objectives of physical training, as a complex physical qualities development; the exercises planning, which are directed toward the power of the main muscle groups development; the quickness of muscle groups increase owing to aerobic abilities of quick muscle fibers increase; the speed of running increase at the level of anaerobic threshold; replication of complex lessons increase. They are directed toward quickness, power and endurance development; coordinating training inclusion as a connecting link between quickness, power and endurance demonstration.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ КУРСАНТОВ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ ПЕРМСКОГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 37.035.7:37.032.2:37.037.1 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-132-139

Оценка физической подготовленности будущих курсантов к вступительным испытаниям Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации

Гибадуллин И.Г.1, Хузин А.Ф.2*

'Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова Ижевск, Россия ORCID: 0000-0001-6386-1121, gIbadullinildus@yandex.ru 2Чайковский государственный институт физической культуры г. Чайковский, Россия azath.huzin@yandex.ru*

Аннотация: В статье представлены результаты оценки физической подготовленности по результатам вступительных испытаний будущих курсантов Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации в период с 2015 по 2020 гг. Проведен анализ проявления основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости) курсантов с учетом выполнения нормативных требований физической подготовки военного вуза. Материалы и методы исследования. Проведен анализ научно-методической литературы по вопросам физической подготовленности будущих курсантов военных вузов. Оценка результатов выполнения нормативных требований физической подготовки проводили с учетом тестовых показателей в таких упражнениях, как подтягивание на перекладине, бег на 100 м, бег на 3000 м. Представлена нормативная шкала оценки физической подготовленности будущих курсантов военных вузов национальной гвардии Российской Федерации, использованная при оценке показателей в тестовых испытаниях. Результаты. В Пермском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации проводится обучение на шести факультетах. Дополнительно проводятся вступительные испытания по физической подготовке в виде выполнения физических упражнений на результат, который оценивается по нормативным показателям по балльной системе. Проведенный анализ качества выполнения нормативных требований вступительных испытаний по физической подготовке будущих курсантов позволяет получить новые данные для разработки технологии планирования и повышения эффективности управления адаптационными процессами к физическим нагрузкам различной направленности. Результаты оценки физической подготовленности будущих курсантов в динамике нескольких лет показали, что происходит увеличение показателей только динамической силы, но не скоростной силы и быстроты, что проявляется в беге на 100 м. Специалистами в области спортивной тренировки отмечено, что увеличение скоростной силы сопровождается существенным приростом быстроты движений с проявлением максимальной динамической силы (бег на короткие дистанции). Подготовка с использованием однообразных силовых упражнений не может повлиять на показатели быстроты, так как для этого необходимо развитие скоростно-силовых возможностей за счет прыжковых упражнений. Заключение. По результатам оценки физической подготовленности будущих курсантов военного вуза определена необходимость учета таких задач физической подготовки, как проведение комплексного развития физических качеств; планирование упражнений, направленных на увеличение силы основных мышечных групп; увеличение быстроты мышечных групп за счет повышения аэробных возможностей быстрых мышечных волокон; увеличение скорости бега на уровне анаэробного порога; увеличение повторности комплексных занятий, направленных на развитие быстроты, силы и выносливости; включение координационной подготовки как связующего звена между проявлением быстроты, силы и выносливости. Ключевые слова: физическая подготовка, будущие курсанты, физические качества, испытания, динамика показателей.

Для цитирования: Гибадуллин И.Г., Хузин А.Ф.* Оценка физической подготовленности будущих курсантов к вступительным испытаниям Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 132-139. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-132-139.

Physical readiness estimation among the future cadets for passing through the entrance exams at Perm military Institute of National Guard of the

Russian Federation

Ildus G. Gibadullin', Azat F. Khuzin2* M.T. Kalashnikov State Technical University, Izhevsk Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0001-6386-1121, gIbadullinildus@yandex.ru 2Chaikovsky State Institute of Physical Culture Chaikovskiy, Russia azath.huzin@yandex.ru*

Abstract: The article shows the future cadets' physical readiness estimation according to the results of the entrance exams at Perm Military Institute of National Guard of the Russian Federation during the following periods: 2015-2020. The authors present the analysis of the main physical qualities demonstration (strength, quickness, endurance) among cadets, taking into account the normative demands fulfillment concerning physical training at a military higher educational establishment. Research methods. We analyzed scientific-methodical sources concerning the questions of physical readiness in the future cadets of military higher educational establishments. The authors estimated the results of physical training fulfillment normative demands taking into consideration test indices in such exercises as pull-up, 100 meters running, 3000 meters running. We present the normative scale of physical readiness evaluation in the future cadets of military higher educational establishments of the Russian Federation National Guard. It was used during the indices estimation in tests. Results. There are 6 faculties at Perm Military Institute of National Guard of the Russian Federation. Additionally physical training entrance exams are held in a form of physical exercises fulfillment. The result of them is estimated according to normative indices according to points. The quality of the normative demands fulfillment analysis during physical training entrance exams among the future cadets helps to get new results for the technology of creation. It plans and increases the effectiveness of adaptive processes control in terms of various physical loads. The results of physical readiness estimation in future cadets in the dynamics of several years showed that there is the indices increase only in dynamic system, but not in speed power and quickness. It is demonstrated in 100 meters running. The specialists in sports training sphere underline that speed power increase is accompanied by considerable quickness of movements increase with maximal dynamic power (sprint). Training with the help of monotonous power oriented exercises can't influence quickness indices.In this case it is necessary to develop speed-power oriented abilities owing to jumping exercises. Conclusion. According to the results of physical fitness evaluation in the future cadets of a military higher educational establishment we revealed the necessity to take into account such objectives of physical training, as a complex physical qualities development; the exercises planning, which are directed toward the power of the main muscle groups development; the quickness of muscle groups increase owing to aerobic abilities of quick muscle fibers increase; the speed of running increase at the level of anaerobic threshold; replication of complex lessons increase. They are directed toward quickness, power and endurance development; coordinating training inclusion as a connecting link between quickness, power and endurance demonstration. Keywords: physical raining, future cadets, physical qualities, tests, dynamics of indices.

For citation: Ildus G. Gibadullin, Azat F. Khuzin*. Physical readiness estimation among the future cadets for passing through the entrance exams at Perm military Institute of National Guard of the Russian Federation. Russian Journal of Physical Education and Sports. 2021; 16(1): 132-139. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-1-132-139

ВВЕДЕНИЕ

Современный военный вуз

характеризуется повышенными требованиями к физической подготовке будущих военных. Вопросыбезопасностиличностии обществатесно переплетаются с вопросами профессионально-

прикладной физической подготовки курсантов, начиная с поступления в вуз [1,2,3,4].

Технологическое обеспечение

профессиональной деятельности военных, а также ее изменения в целом обусловливают повышение уровня общих требований к

профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов военных вузов [3,4,6, С. 306-309].

Физическая подготовка представляется как один из основных элементов процесса повышения состояния боевой готовности курсантов к выполнению профессиональных военных задач и одно из направлений повышения боеспособности Вооруженных Сил государства, что подтверждается нормативными документами [8].

Анализ научно-методический

литературы и учет мнения специалистов военной сферы показал, что основными задачами физической подготовки курсантов военных вузов является решение таких задач, как раннее формирование профессионально важных физических качеств с учётом специфики военного вуза; формирование профессионально важных психических качеств; формирование профессионально важных двигательных умений и навыков; повышение функциональных возможностей организма; укрепление потенциала физического здоровья; профилактика заболеваний; предупреждение травматизма; повышение психоэмоционального состояния; формирование готовности к реализации будущей профессиональной деятельности в условиях мирного и военного времени [1, С. 16-18].

В Федеральной службе войск национальной гвардии физическая подготовка является основным элементом системы боевой подготовки военнослужащих и сотрудников Росгвардии к выполнению служебных задач, а также одним из направлений повышения боеспособности войск. Служебно-боевая деятельность личного состава Росгвардии в мирное и военное время характеризуется высокими физическими нагрузками и психологическим напряжением и связана с постоянной готовностью к выполнению служебно-боевых (служебных) задач [10].

Физическая подготовка - важнейший интегральный показатель подготовки кандидатов, поступающих в военные вузы Минобороны и Росгвардии. Проблема

укрепления здоровья подрастающего поколения - самая актуальная проблема, требующая особого подхода к ее решению. С учетом данного положения требуются модельные характеристики физической подготовленности будущих слушателей военных вузов как основа совершенствования процесса подготовки к вступительным экзаменам.

Данная работа востребована тем, что на сегодня отмечается достаточно низкий уровень физической подготовленности кандидатов, поступающих в военные вузы Минобороны и Росгвардии [6,9].

Целью работы явилась оценка физической подготовленности будущих курсантов в динамике с 2015 по 2020 гг. на примере Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проведен анализ научно-методический литературы по вопросам физической подготовки будущих курсантов военных вузов, анализ итоговых протоколов вступительных испытаний будущих курсантов при поступлении в военный вуз в период 2015-2020 гг. на базе Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Оценку результатов выполнения нормативных требований физической подготовки проводили с учетом показателей в тестовых упражнениях, таких как подтягивание на перекладине, бег на 100 м, бег на 3000 м [4].

В Наставлении по физической подготовке в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утверждённом приказом Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 29 марта 2018 г. № 100, представлены требования по организации процесса формирования физической подготовки слушателей военных вузов и инструкция по требованиям к их выполнению.

В таблице 1 представлена нормативная шкала оценки по физической подготовке будущих курсантов военных вузов национальной гвардии Российской Федерации.

Таблица 1 - Нормативы по физической подготовке поступающих в военный

институт

Наименование упражнения (единица измерения) Оценка

Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно

Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз) 9 7 >7

Бег на 100 м (сек.) 13,6 14,2 14,8 >14,8

Бег на 3 км (мин., сек.) 12,00 12,45 13,30 >13,30

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Военная специальность характеризуется высокой двигательной активностью, большой напряженностью умственной деятельности, требующей от военных предельной мобилизации физических и функциональных возможностей, силы, быстроты и выносливости. Разнообразное содержание программ физической подготовки в вузах требует комплексного развития физических качеств, что достигается довузовской разносторонней физической подготовкой.

Известно, что уровень проявления основных физических качеств, таких как сила, быстрота и выносливость, оказывает непосредственное влияние на все стороны подготовленности курсантов.

В процессе профессиональной деятельности военнослужащие сталкиваются с необходимостью решения разных нестандартных задач в условиях жестко лимитированного времени действия, что, несомненно, сопровождается значительным нервно-психическим и физическим напряжением, а следовательно, предъявляет высокие требования к психофизическому состоянию организма и уровню физической подготовленности военнослужащих. Помимо этого, в условиях боевой деятельности военнослужащие войск могут столкнуться с необходимостью использования приемов рукопашного боя в полном военном обмундировании; точно стрелять, подвергаясь воздействию разных сбивающих факторов; ориентироваться на местности, применять подручные средства, быстро анализировать и оценивать ситуации, вести психологическую борьбу и уметь управлять критической ситуацией, оказывать психологическое давление на противника,

обладать смелостью, самообладанием, быть бдительным и т.п. [2,3].

В Пермском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации проводится обучение на шести факультетах. Дополнительно проводятся вступительные испытания по физической подготовке в виде выполнения физических упражнений на результат, который оценивается по нормативным показателям по балльной системе.

Количество мест для приема на обучение будущих курсантов растёт от 212 до 271 мест в 2020 г. Для оценки качества физической подготовленности будущих курсантов вуза выбрали выполнение нормативных требований на «Отлично», «Хорошо» и «Удовлетворительно», исключив оценку «Неудовлетворительно».

Проведенный анализ качества выполнения нормативных требований по испытаниям физической подготовленности будущих курсантов позволяет получить новые данные для разработки технологии планирования и повышения эффективности управления адаптационными процессами в организме курсантов к физическим нагрузкам различной направленности.

Результаты вступительных испытаний по физической подготовке абитуриентов, поступающих в Пермский военный институт войск национальной гвардии, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты вступительных испытаний по физической подготовке будущих курсантов Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации в период с 2015

по 2020 гг. (в %)

Тестовые упражнения Оценка Годы исследования

2015 г. n=198 2016 г. П=200 2017 г. П=210 2018 г. П=200 2019 г. n=235 2020 г. П=220

Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз Отлично 65,60% 70% 68,09% 60% 42,55% 40,91%

Хорошо 31,30% 20,5% 24,28% 30% 38,29% 40,91%

Удовлетвори тельно 4,0% 9,5% 7,63% 10% 19,16% 18,18

Бег на 100 м, с Отлично 60,60% 50,00% 47,63% 59,00% 50,21% 44,54%

Хорошо 20,20% 25,00% 30,95% 29,00% 24,68% 44,54%

Удовлетвори тельно 19,2% 25,00% 21,42% 12,00% 25,11% 11,00%

Бег на 3000 м, мин Отлично 39,89% 49,50% 41,42% 39,00% 32,76% 32,72%

Хорошо 36,36% 28,50% 38,08% 45,00% 55,31% 50,00%

Удовлетвори тельно 23,75% 22,00% 20,50% 16,00% 11,93% 17,28%

Из таблицы 2 видно, что у будущих курсантов военного вуза наблюдается различная степень проявления силы, быстроты и выносливости. Так, обладатели отличного уровня силовых показателей проявляют средний уровень быстроты и выносливости, что свидетельствует о низком уровне проявления функциональных возможностей организма будущих курсантов. Высокий уровень проявления всех трех физических качеств косвенно характеризует проявление волевых качеств будущих курсантов в таких экстремальных условиях, как экзамен.

Оценка физической подготовленности будущих курсантов в динамике нескольких лет показала, что из года в год наблюдается изменение процентного соотношения уровня проявления силы, быстроты и выносливости.

В 2015 году прохождение испытаний у будущих курсантов по физической подготовке без учета неудовлетворительных результатов выглядело следующим образом: подтягивание на высокой перекладине на «Отлично» сдали 65,60%, на «Хорошо» - 31,30%; на «Удовлетворительно» - 4,0%: бег на 100 м сдали

на «Отлично» 60,60%, на «Хорошо» - 20,20%; на «Удовлетворительно» - 19,2%; в беге на 3000 м результат «Отлично» получили 39,89%, «Хорошо» - 36,36%; «Удовлетворительно» -23,75%.

Результаты вступительных испытаний по физической подготовке будущих курсантов Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации в 2016 году выглядели следующим образом: подтягивание на высокой перекладине на «Отлично» сдали 70%, на «Хорошо» - 20,5%; на «Удовлетворительно» - 9,5%: бег на 100 м сдали на «Отлично» 50,00%, на «Хорошо» - 25,00%; на «Удовлетворительно» - 25,00%; в беге на 3000 м результат «Отлично» получили 49,50%, «Хорошо» - 28,50%; «Удовлетворительно» - 22,00%. Отмечено увеличение количества будущих курсантов с оценкой «Отлично» в тестовых упражнениях на силу и проявление общей выносливости.

В 2017и 2018 годах прохождение испытаний у будущих курсантов по физической подготовке без учета неудовлетворительных результатов выглядело следующим образом:

подтягивание на высокой перекладине на «Отлично» сдали 68,09% и 60%, на «Хорошо» -24,28% и 30%; на «Удовлетворительно» - 7,63% и 10% соответственно. В силовых упражнениях происходит увеличение количества

будущих курсантов с оценкой «Хорошо» и «Удовлетворительно» за счет снижения количества участников с оценкой «Отлично». Следовательно, двигательные способности абитуриентов зависят от исходного уровня комплексной подготовленности. Увеличение силовых возможностей курсантов влияет и на показатели быстроты. В тестовом упражнении «бег на 100 м», характеризующем проявление быстроты и скоростных способностей, отмечено увеличение количества будущих курсантов, сдавших на оценки «Отлично» - 47,63% и 59,00%,; на «Хорошо» сдали 30,95% и 29,00%; на «Удовлетворительно» - 21,42% и 12,00% соответственно. По сравнению с прошедшими годами отмечается ровная динамика в изменении проявления силы, быстроты и выносливости.

В беге на 3000 м полученные результаты у будущих курсантов выглядели следующим образом: «Отлично» - 41,42% и 39,00%, «Хорошо» - 38,08% и 45,00%; «Удовлетворительно» - 20,50% и16,00 % соответственно по рассматриваемым годам обучения.

Оценка показателей испытаний по физической подготовке в 2019 и 2020 годах выявила закономерность снижения уровня проявления силы, быстроты и выносливости у будущих курсантов. Беседа со специалистами по физической подготовке показала, что уровень развития физических качеств современных школьников в двигательных действиях зависит от их комплексного проявления и от диапазона технических двигательных действий.

Общеизвестно, что двигательные качества связаны между собой неоднозначно. Специалистами в области спортивной тренировки отмечено, что увеличение скоростной силы сопровождается существенным приростом быстроты движений с проявлением максимальной динамической силы (бег на короткие дистанции). Показатели статической

силы направлены лишь на увеличение максимальной динамической силы, но не на скоростную силу и быстроту, что проявляется в беге на 100 м.

Следовательно, подготовка будущих курсантов с использованием однообразных силовых упражнений, направленных на увеличение силы верхнего плечевого пояса, не может повлиять на показатели быстроты в беге на 100 м, так как для этого необходимо развитие скоростно-силовых возможностей за счет прыжковых упражнений. Поэтому в результатах испытаний по физической подготовке в 2019 и 2020 годах мы наблюдаем снижение количества будущих курсантов с оценкой «Отлично».

В 2019 году прохождение испытаний у будущих курсантов по физической подготовке выглядело следующим образом: подтягивание на высокой перекладине на «Отлично» сдали 42,55%, на «Хорошо» - 38,29%; на «Удовлетворительно» - 38,29%: бег на 100 м сдали на «Отлично» 50,21%, на «Хорошо» -24,68%; на «Удовлетворительно» - 25,11%; в беге на 3000 м результат «Отлично» получили 32,76%, «Хорошо» - 55,31%; «Удовлетворительно» -

11,93%.

В 2020 году картина существенно не изменилась: подтягивание на высокой перекладине на «Отлично» сдали 40,91%, на «Хорошо» - 40,91%; на «Удовлетворительно» -18,18%; бег на 100 м сдали на «Отлично» 44,54%, на «Хорошо» - 44,54%; на «Удовлетворительно» - 11,00%; в беге на 3000 м результат «Отлично» получили 32,72%, «Хорошо» - 50,00%; «Удовлетворительно» - 17,28%.

Таким образом, анализ динамики результатов вступительных испытаний будущих курсантов Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации по физической подготовке показал, с одной стороны, необходимость разработки программы физической подготовки будущих курсантов военных вузов с учетом специфики образовательного учреждения, а с другой -необходимость выполнения определенных нагрузок по физической подготовке, чтобы достичь необходимой ответной реакции

организма на нагрузку. Шаблонная подготовка курсантов к выполнению нормативных требований по физической подготовке с целью улучшения результативности в каждом тестовом упражнении не всегда приводит к желаемым результатам, так как не происходит контроля и учета адаптационных процессов организма, которые способствовали бы комплексному проявлению физических качеств при выполнении физического упражнения.

Это приводит к необходимости использования средств повышения физической работоспособности абитуриентов перед государственными испытаниями, в частности предложения для будущих курсантов военных вузов технологии физической подготовки с учетом соотношения педагогических и технологических показателей.

Технология управления

адаптационными процессами физической подготовки, реализуемая с помощью разнообразных упражнений, характеризуется:

- учетом исходного уровня проявления физических качеств;

- учетом сократительной способности

мышц;

- интенсивностью и продолжительностью выполнения физического упражнения;

- учетом интервала и продолжительности отдыха и восстановления;

- количеством повторений;

- интервалом между тренировками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по результатам оценки физической подготовленности будущих курсантов военного вуза в динамике нескольких лет была определена необходимость учета таких задач физической подготовки, как проведение комплексного развития физических качеств; планирование упражнений, направленных на увеличение силы основных мышечных групп; повышение быстроты мышечных групп за счет аэробных возможностей быстрых мышечных волокон; увеличение скорости бега на уровне анаэробного порога; увеличение повторности выполнения комплексных занятий,

направленных на развитие быстроты, силы и выносливости; включение координационной подготовки как связующего звена между проявлением быстроты, силы и выносливости.

Соответственно, результаты анализа физической подготовленности показывают снижение общей выносливости, скоростных и силовых качеств абитуриентов по годам набора, что указывает на необходимость коррекции содержания, форм и методов физической подготовки гражданской молодёжи в период обучения в средних образовательных учреждениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенов К.В. Пути повышения качества профессиональной подготовки выпускника военного вуза. Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе : материалы област. науч.-практ. конф. Ярославль. 2001: 112-114.

2. Володин В.Н., Яковлев Д.С. Физическая готовность курсантов на современном этапе. Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016; 6-2(86): 1618.

3. Врублевский Е.П., Титов В.В. Профессионально-прикладная подготовка курсантов военных вузов. Сборник научных статей и тезисов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава СГАФКСТ по итогам НИР за 2008 год. Смоленск. 2009: 74-75.

4. Гарипов Н.Н., Пономарев В.В. Современная модель подготовленности призывника к службе в Вооруженных Силах России. Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы XI Всеросс. научно-практ. конф. Томск: Изд-во ТГПУ. 2008: 154-159.

5. Гибадуллин И.Г., Корбит М.И., Ворапай М.К., Смирнова И., Смирнова К. Динамика показателей дыхательной системы у биатлонистов в процессе многолетней подготовки. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2^32-37. DOI 10.14526/02_2018_305._

6. Кучма А.Ф. Мониторинг качества физической подготовки абитуриентов Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов (военного института). Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007; 33.

7. Матвеев Е.Г., Частихин А.А. Физическая подготовка как основной элемент боевой готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2011; 16: 306-309.

8. Наставления по физической подготовке в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утверждённые приказом Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 29 марта 2018 г. № 100.

9. Частихин А.А., Симонов С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физическая подготовка как фактор адаптации курсантов-первокурсников к условиям военно-учебной деятельности. Вестник российских университетов. Математика. 2012; 1: 268269.

10. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. URL: https://rosguard.gov.ru/ru/page/index/ fizicheskaya-podgotovka.

11. Ahtianen J.P., Pakarinen A., Alen M., Kraemer W.J., Hakkinen K. Short vs. long rest period between the sets in hypertrophic resistance training: Influence on muscle strength, size, and hormonal adaptations in trained men. Journal of Strength and Conditioning Research. 2005; 19: 572-582.

12. Sorichter S., Martin M., Julius P., Schwirtz A

Статья поступила в редакцию: 12.02.2021

Гибадуллин Илдус Гиниятуллович - доктор педагогических наук, профессор, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426000, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 67, e-mail: gIbadullinildus@yandex.ru

Хузин Азат Фаргатович - аспирант, Чайковский государственный институт физической культуры, 426000, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: azath.huzin@yandex.ru*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.