из опыта работы образовательных организаций
based on the experience of educational establishment
удк/udc 796
В. Н. Володин, Д. С. Яковлев, А. В. Сидоров
V. Volodin, D. Yakovlev, A. Sidorov
экспериментальные нормативы по физической подготовке
для военнослужащих иностранных государств
Введение. В статье представлено исследование, посвященное актуальности контрольных нормативов по физической подготовке для военнослужащих иностранных государств, поступающих и обучающихся в высшем военном учебном заведении Министерства обороны Российской Федерации. Цель статьи — разработать актуальные контрольные нормативы по физической подготовке для военнослужащих иностранных государств, соответствующие их уровню физической подготовленности. Исследование проводилось с 2014 по 2018 г и включало контрольные испытания по физической подготовке для военнослужащих иностранных государств (261 человек в возрасте 17-22 лет из 22 стран) в июле (вступительный экзамен) и декабре (зачет первого семестра) и на протяжении всего исследования. На основании результатов проведенных контрольных испытаний были разработаны и представлены контрольные нормативы по физической подготовке для военнослужащих иностранных государств и способ их определения.
Методология. Исследование проводилось на основе методов теоретического анализа источников по проблеме исследования, наблюдения, опроса, контрольных испытаний по физической подготовке, математико-статистической обработки результатов исследования.
В результате исследования были определены контрольные нормативы по физической подготовке для военнослужащих иностранных государств подготовительного курса и первого года обучения на вступительном экзамене и зачете первого семестра.
Заключение. В ходе исследования были проанализированы результаты контрольных испытаний по физической подготовке военнослужащих иностранных государств и определены экспериментальные контрольные нормативы. Автором отмечается, что данный способ определения контрольных нормативов можно применить к российским курсантам и рекомендовать для студентов и обучающихся гражданских образовательных организаций.
Introduction. The article presents the research of relevant control standards of physical tralnlng of foreign military, entering and studying in higher military educational institution of the
experimental standards of physical fitness of foreign military soldiers
Ministry of Defence of the Russian Federation. The purpose of the article is to develop relevant control standards of physical training of foreign military, corresponding to their level of physical fitness. The research was conducted from 2014 to 2018. During this research control tests of physical training, for foreign military personnel were conducted in July (entrance exam) and December (first semester test), during the study period. About 261 foreign servicemen participated in the research, aged 17-22 years, from 22 countries. Based on the results of the control tests the control standards of physical training of foreign servicemen and the method of their determination were developed and presented.
Methodology. The research based on the methods of theoretical analysis of sources of the problem of research, observation, survey, control tests of physical training, mathematical and statistical processing of research results.
As a result of research control standards were defined of physical training of foreign military personnel of the preparatory course and the first year of study, for the entrance exam and credit in the first semester.
Conclusions. During the research the results of control tests of physical training of foreign military personnel were analyzed. As a result, experimental control standards were determined. The author notes that this method of determining the control standards can be applied to Russian cadets and recommended for students and students of civil educational institutions.
Ключевые слова: абитуриент, курсант, военнослужащий иностранного государства, контрольные испытания, физическая подготовленность, высшее военное учебное заведение.
Keywords: applicant, cadet, soldier of a foreign state, control test, physical fitness, higher military education institution
Введение
В современном мире инновационных технологий состояние здоровья людей становится актуальной проблемой современного общества [8]. Проблема здоровья каждого человека в любом возрасте тесно связана с низким уровнем физической подготовки и личным отношением к здоровому образу жизни, что находит отражение в научных работах [3; 5; 7; 14; 18; 20].
Уровень физической подготовленности зависит от объема двигательной активности, рационального соотношения средств физической подготовки в режиме рабочего дня и недели. Это требует от человека физических усилий и времени, которых в настоящее время не хватает из-за необходимости усвоения значительного объема специализированных знаний и оперирования ими в профессиональной деятельности, что в большинстве случаев несоизмеримо с возможностями молодого человека [10].
Эта проблема актуальна и для людей, профессия которых непосредственно связана с защитой границ государства [1; 2; 15; 16].
Уровень физической подготовленности молодого поколения призывного возраста и курсантов, особенно военнослужащих иностранных государств, обучающихся в учебных заведениях Министерства обороны РФ [12; 13; 19], в последнее десятилетие соответствует низкому и среднему [4; 5; 9; 17]. Это приводит к увеличению времени на разучивание двигательных действий и совершенствование двигательных способностей, а как следствие — снижается эффективность образовательного процесса. Особенно это характерно для военнослужащих иностранных государств, подготовительного и первого года обучения, для которых нормативы по физической подготовке высоки [4; 20].
Цель нашего исследования — разработать контрольные нормативы по физической подготовке для военнослужащих иностранных государств в соответствии с уровнем их физической подготовленности.
Методология
Теоретический анализ научной литературы позволил выявить проблему исследования и уточнить цель.
В октябре 2014-2018 гг. нами был проведен опрос, в котором приняли участие военнослужащие иностранных государств (n = 263) в возрасте 17-22 лет. Анализ данных позволил выявить, что целенаправленная физическая подготовка для большинства испытуемых не является
приоритетным средством развития физических способностей. Каждый самостоятельно и бессистемно совершенствует свои физические способности, либо занимается с другими, объединяясь в группы, что характерно для российских дворовых команд, и физическая подготовка напоминает спортивно-массовую работу по месту жительства в Российской Федерации.
Наблюдение позволило выявить специфику подготовки к контрольным испытаниям военнослужащих иностранных государств: пространственно-временные характеристики двигательных действий и общее состояние после прохождения испытаний. Контрольные испытания по физической подготовке включали упражнения для определения уровня развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости. Испытания проводились на специализированном легкоатлетическом стадионе военного училища.
При математико-статистической обработке данных определялись средние значения результатов по каждому упражнению для испытуемых отдельно взятой страны. Была выявлена достоверность различий результатов исследования.
Результаты
В исследовании приняли участие 263 военнослужащих 17-22 лет из 22 иностранных государств, поступающих и в последующем обучающихся в высшем военном учебном заведении. Контрольные группы состояли из 4-44 военнослужащих иностранных государств.
Для оценки уровня физической подготовленности в число контрольных испытаний вошли: подтягивание на перекладине (количество раз); бег на 100 м (сек); бег на 3 км (мин, сек).
Оценка за физическую подготовленность выставлялась в соответствии с требованиями Наставления по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации-2009 (НФП-2009) [11]. Минимальное количество баллов по сумме трех упражнений, которое должен набрать абитуриент и курсант первого года обучения, в том числе и военнослужащий иностранного государства, составило 120 баллов.
40 баллов в одном упражнении для абитуриентов, курсантов и военнослужащих иностранных государств первого года обучения соответствуют оценке «удовлетворительно»; 50 баллов — «хорошо»; 55 баллов — «отлично» [11 ].
Большинство военнослужащих иностранных государств прибывают в Россию для обучения в военных вузах Министерства обороны РФ, в частности, в Тюменское высшее военно-инженерное командное училище поступают будущие курсанты с низким уровнем физической подготовленности, не соответствующим требованиям НФП-2009 [11], и ниже уровня российских абитуриентов и курсантов первого года обучения [3; 4]. В связи с этим они проходят предварительную трех-, шестимесячную физическую подготовку, в ходе которой готовятся к предстоящим физическим нагрузкам. Для военнослужащих иностранных государств этого времени недостаточно, чтобы подготовиться к контрольным испытаниям [2; 3; 4; 20].
Для решения проблемы было предложено разработать для военнослужащих иностранных государств контрольные нормативы, соответствующие их уровню физической подготовленности. За 40 баллов брался средний результат на группу военнослужащих иностранных государств от страны, не выполнивших контрольные испытания. Далее прибавляли 10 баллов, и соответствующий результат в таблице начисления баллов за выполнение упражнения соответствовал оценке «хорошо» [11]. Аналогичным образом определялась оценка «отлично».
В общей статистике отражены все военнослужащие иностранных государств, не выполнившие норматив по физической подготовке. Для примера расчета экспериментальных нормативов были выбраны результаты военнослужащих отдельно взятого иностранного государства, у которых на группу средний результат в беге на 100 м был ниже 14,4 сек. Аналогичным образом проводились расчеты в подтягивании на перекладине (количество подтягиваний) и беге на 3 км (мин, сек).
Бег на 100 м для российских курсантов и военнослужащих иностранных государств оценивался следующим образом: 40 баллам (оценка «удовлетворительно») соответствует результат 14,4 сек; 50 баллам («хорошо») — 13,9 сек; 55 баллам («отлично») — 13,7 сек. В таблице 1 представлены средние результаты (вступительный экзамен, зачет первого семестра) военнослужащих иностранных государств в беге на 100 м (сек).
Таблица 1
Результаты контрольных испытаний в беге на 100 м (сек)
(достоверность различий при вероятности ошибки р>0,05*]
Афганистан (п=44]
Страны Ангола (п=19] Бенин (п=6] Венесуэла (п=6] Вьетнам (п=4] Гвинея (п=9] Йемен (п=25] Камбоджа (п=9] Камерун (п=4] Конго (п=37] Лаос (п=34] Мали (п=Ю] Мозамбик (п=5] Монголия (п=5] Намибия (п=3] Нигер (п=43] Никарагуа (п=5] Палестина (п=5] С. Аравия (п=8] Свазиленд (п=4] Танзания (п=4] Ю. Осетия (п=4]
01 о оо о но О оо о СО О о си о О о 4 оо О О но оо п О си ,0 ,2 ,04 си ,0 4, 0,4 ,2 ,04 О 4 8, ,0
й +| т 03 00 +1 ои си со +1 со ^ со си си ои но оо" 0^4 оо но си СО со +1 СО си со С^4 01 ^ о си 1Г0 оо ОЭ со ,3
Н ¥ Е т +1 Си ^ оо х о +1 о 13,8±0,09* ¥ с5 СБ О о +1 00 о +1 си + | 03 СО си о +1 ^ о 4 О си СО СО 4 о о 4 ои си О оо оо о со но си о +1 ОЭ 43,8±0,4 13,7±0,1 2, ,0 4 со 1Г0 14,4±0,1 4 44 ±04 4, ,0 4 со 13,7±0,1 +1 ОЭ
Значительный прирост результатов был выявлен у военнослужащих Афганистана. 37 военнослужащих из Венесуэлы, Вьетнама, Камбоджи, Мали, Мозамбика, Никарагуа, Саудовской Аравии, Свазиленда из 54 испытуемых не выполнили норматива в беге на 100 м. Общее число военнослужащих иностранных государств, не выполнивших норматива, составило 93 (35 %] из 263 человек (100 %).
Экспериментальные нормативы для военнослужащих иностранных государств, не выполнивших норматива в беге на 100 м, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Экспериментальные нормативы для военнослужащих иностранных государств в беге на 100 м (сек)
Страна Оценка, норматив (сек]
«удовлетворительно» «хорошо» «отлично»
Венесуэла (п=5] 44,6 444 43,9
Вьетнам (п=2] 44,6 444 43,9
Камбоджа (п=7] 44,7 44,2 44,0
Мали (п=3] 45,3 44,6 44,3
Мозамбик (п=6] 44,6 444 43,9
Никарагуа (п=5] 45,6 44,7 44,4
СаудовскаяАравия (п=5] 45,0 44,4 444
Свазиленд (п=4] 45,2 44,5 44,2
При подтягивании на перекладине для российских курсантов и военнослужащих иностранных государств 40 баллам соответствуют 8 подтягиваний; 50 баллам — 10 подтягиваний; 55 баллам — 12 подтягиваний.
Из 12 испытуемых норматива не выполнили 9 военнослужащих из Саудовской Аравии и Свазиленда (табл. 3). Общее число военнослужащих иностранных государств, не выполнивших норматива по подтягиванию на перекладине, составило 48 (18 %) из 263 человек.
Таблица 3
Результаты контрольных испытаний по подтягиванию на перекладине (количество раз)
(достоверность различий при вероятности ошибки р>0,05*]
Афганистан (п=44)
Страны Ангола (п=19) Бенин (п=6) Венесуэла (п=6) Вьетнам (п=4) Гвинея (п=9) Йемен (п=25) Камбоджа (п=9) Камерун (п=4) Конго (п=37) Лаос (п=34) Мали (п=10) Мозамбик (п=5) Монголия (п=5) Намибия (п=3) Нигер (п=13) Никарагуа (п=5) Палестина (п=5) С. Аравия (n=8) Свазиленд (п=4) Танзания (п=4) Ю. Осетия (n=4)
i Ё" 00 о m CID о со OJ о OJ СБ О СБ ,0 со ,0 8, ,0 ю со_ 4, ,0 СБ ,0 +1 7, 1Л 0 +1 СБ ,0 m со"
m +1 о со о Ol +1 СБ +1 СО Ol о Ol 8 m Ol 8 +1 m о m со
H ■r E m x со 0 +1 01 Ol о +1 00 +1 со +1 СБ Ol +i со OJ +1 СО 10±0,7 8±0,8 ■X О il л 10±0,4 m ,0 +i со со о +1 СБ +1 m 7, ¥ со СБ ,0 +1 СО со ,0 +1 +1 со m OJ +i 8 ,8 о +1 со ■X О о" il 14±1,4 15±4,4
Значительный прирост результатов выявлен у военнослужащих Камеруна и Свазиленда. Экспериментальные нормативы для военнослужащих иностранных государств, не выполнивших необходимое количество подтягиваний на перекладине, представлены в таблице 4.
Таблица 4
Экспериментальные нормативы для военнослужащих иностранных государств по подтягиванию на перекладине (количество раз)
Страна Оценка
«удовлетворительно» «хорошо» «отлично»
Саудовская Аравия (п=5) 5 7 9
Свазиленд (п=4) 1 2 3
В беге на 3 км российские курсанты и военнослужащие иностранных государств показали следующие результаты: 40 баллов — 14 мин; 50 баллов — 13 мин 20 сек; 55 баллов — ровно 13 мин.
Из 119 испытуемых 70 военнослужащих из 9 стран: Вьетнама, Гвинеи, Камбоджи, Конго, Лаоса, Мали, Саудовской Аравии, Свазиленда и Южной Осетии, — не выполнили норматива в беге на 3 км (табл. 5). Общее число военнослужащих иностранных государств, не выполнивших норматива в беге на 3 км, составило 110 (42 %) из 263 человек.
Таблица 5
Результаты контрольных испытаний в беге на 3 км (мин, сек)
(достоверность различий при вероятности ошибки р>0,05*]
Афганистан (п=44]
Страны Ангола (п=19] Бенин (п=6] Венесуэла (п=6] Вьетнам (п=4] Гвинея (п=9] Йемен (п=25] Камбоджа (п=9] Камерун (п=4] Конго (п=37] Лаос (п=34] Мали (п=10] Мозамбик (п=5] Монголия (п=5] Намибия (п=3] Нигер (п=13] Никарагуа (п=5] Палестина (п=5] С. Аравия (п=8] Свазиленд (п=4] Танзания (п=4] Ю. Осетия (п=4]
Экзамен Х1±т1 со о +1 си О СО 1Л о СО си о О СО О си о +1 т о +1 -и 4 со О +1 си о +1 о +1 ш ^ О ш ^ о со о +1 ш си О аэ о +1 СО о +1 СО о +1 " о О О о +1
^ со" СБ си со" СБ си си о со" й ^ со" о о со о 1Л о со" со си со ^ со о о о со" +1 о со СБ О СО" со о со" СО со со СО ^ СО 1Л со" +1 со со 1Л со со о 1Л
Н ¥ Е т +| Си ^ со х ^ о +1 со о о" О си о О +1 СО о си о +1 ■X СЭ +1 си с п о ■X о" +1 со п си О +1 си О со о +1 си си о о со о о ^ о +1 ш ^ о си о 0,09* " о о о +1
со о со" +| СО т СО" СО си С^2 си 1Л си СБ ^ СО" Ю СБ со" ш си о ^ со со" со ^ си со" +1 со т со" +1 СО со" т со" +1 1Л со" -»1 о и> +1 о со со" ш С^2
Значительный прирост результатов выявлен у военнослужащих Камбоджи, Конго и Свазиленда.
Экспериментальные нормативы для военнослужащих иностранных государств, не выполнивших норматива по бегу на 3 км, представлены в таблице 6.
Таблица 6
Экспериментальные нормативы для военнослужащих иностранных государств в беге на 3 км (мин, сек)
Страна Оценка, норматив (мин, сек]
«удовлетворительно» «хорошо» «отлично»
Вьетнам (п="] 14,51 14,12 1",52
Гвинея (п=9] 15,14 14^6 14,16
Камбоджа (п=5] 15,06 14,28 14,08
Конго (п=18] 14,26 1",48 1",28
Лаос (п=18] 14^4 1",56 1","6
Мали (п=4] 14,06 1",28 1 2
СаудовскаяАравия (п=7] 14,47 14,08 1",48
Свазиленд (п=4] 15^6 14,56 14^6
Южная Осетия (п=2] 15,06 14,28 14,08
Предложенный в данном исследовании способ разработки нормативов может быть применен как для группы, так и для отдельно взятого военнослужащего. Экспериментальные нормативы по физической подготовке для военнослужащих иностранных государств следует повышать с ростом уровня их физической подготовленности до требований НФП-2009.
Заключение
Проведенное исследование позволило выявить низкий уровень физической подготовленности военнослужащих иностранных государств, что отражается на результативности образовательного процесса по физической подготовке.
Норматив в беге на 100 м не смогли выполнить 93 человека (35 %), подтянуться на перекладине — 48 (18 %), пробежать 3 км — 110 испытуемых (42 %).
Для решения данной проблемы нами были разработаны экспериментальные нормативы для военнослужащих иностранных государств подготовительного и первого годов обучения, так как нормативы по физической подготовке, предложенные в НФП-2009, высоки для военнослужащих иностранных государств и не учитывают индивидуального уровня их физической подготовленности.
Предложенный способ разработки нормативов по физической подготовке может быть применен для российских военнослужащих.
Литература
1. Анализ физической подготовленности молодого пополнения Вооруженных Сил в последние годы, степень ее соответствия требованиям современной боевой подготовки / Б. В. Ендальцев [и др.] // Сборник научных статей, посвященный 60-летию со дня образования Научно-исследовательского центра. СПб., 2013. С. 66-72.
2. Володин В. Н., Яковлев Д. С., Васильев Б. Ю. Характеристика физической подготовленности абитуриентов, поступающих в военное училище (военный институт) // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : материалы XXIII Междунар. науч.-практ. конф. Коломна, 2013. С. 269-271.
3. Володин В. Н., Яковлев Д. С. Анализ физической подготовленности абитуриентов военного учебного заведения в 2017 году // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире : материалы докл. Междунар. науч.-практ. конф. Сочи, 2017. С. 287-290.
4. Володин В. Н., Яковлев Д. С. Актуальность нормативов по физической подготовке в Российской Федерации для курсантов иностранных государств // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшего образования : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Омск, 2019. С. 11-14.
5. Зюрин Э. А. Анализ физической подготовленности студентов-первокурсников как компонента успешности освоения профессии и формирования ЗОЖ [Электронный ресурс]. URL: http://oneluniven.nu/file/science/confs/2015/spont/ publ/Zyurin.pdf (дата обращения: 10.03.2019).
6. Кадыров Р. М., Политов А. В., Коричев С. К. Проверка и оценка физической подготовленности военнослужащих различных категорий // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2018. № 4. С. 29-34.
7. Королев В. Г., Бардушкин В. В. Оценка физической подготовленности студентов для прохождения военной подготовки в вузе // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 2 (14). С. 63-69.
8. Коршунов А. В., Миронов А. О. Здоровый образ жизни и здоровьесберегающее поведение призывной студенческой молодежи как фактор повышения обороноспособности России // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2016. № 1. С. 29-32.
9. Куликова Т. А., Машин В. Н., Торкунова О. И. Физическая подготовка призывной молодежи // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : материалы V Всерос. заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Воронеж, 2016. С. 347-351.
10. Миронов В. В., Чиргин А. Н. Факторы и противоречия, характерные для системы физической подготовки ракетных войск стратегического назначения, а также условия, необходимые для ее реформации в настоящее время // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2018. № 4. С. 6-9.
11. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации 2009 : приказ Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. № 560. М., 2013. 197 с.
12. О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1164 «Об оказании Министерством обороны Российской Федерации услуг по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств» [Электронный ресурс] : приказ Министра обороны РФ от 25 июля 2016 г. № 468. URL: http://www.consultant.nu/cons/cgi/online.cgi?neq=doc&base=EX P&n=677852#06100158909604176.
13. О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Министра обороны РФ от 10 декабря 2000 г № 575 (ред. от 26.08.2009). URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_30688/.
14. Ткаченко А.В. Физическая подготовленность студентов ВУЗа к сдаче норм ГТО // Педагогический журнал. 2018. Т. 8, № 1. С. 361-365.
15. Трапезников С. А., Шашкин Г. А. О состоянии физической подготовленности выпускников высших учебных заведений Российской Федерации с учетом требований военной безопасности страны // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2016. № 1. С. 45-49.
16. Трапезников С. А., Гурвич А. В. К вопросу о состоянии физической подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, призванных в Вооруженные Силы в 2013 году // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2014. № 4. С. 90-95.
17. Ханжин А. В. Особенности методики физической подготовки военнослужащих в современных условиях // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 3 (3). С. 91-94.
18. Черенко В. А. Количественная оценка показателей физической подготовленности студентов // Вестник спортивной науки. 2011. № 2. С. 69-71.
19. Черкасова И. В. Выявление уровня физической подготовленности у студентов первого и второго курсов // Kant. 2017. № 3 (24). С. 58-61.
20. Яковлев Д. С., Володин В. Н. Особенности показателей физической подготовленности иностранных курсантов в период экзаменационной сессии // Перспективные направления научных исследований в области физической культуры и спорта (теория и практика) : материалы Итоговой науч.-практ. конф. за 2018 г. СПб., 2019. С. 302-307.
References
1. Entaltsev B. V. et al. Analiz fizicheskoj podgotovlennosti molodogo popolneniya Vooruzhennyh Sil v poslednie gody, stepen' ee sootvetstviya trebovaniyam sovremennoj boevoj podgotovki [Analysis of physical fitness of young recruits of the Armed Forces in recent years, the degree of compliance with the requirements of modern combat training]. Collection of scientific articles dedicated to the 60th anniversary of the founding of the research center. St. Petersburg, 2013, pp. 66-72 (In Russian).
2. Volodin V. N., Yakovlev D. S., Vasiliev B. Yu. Harakteristika fizicheskoj podgotovlennosti abiturientov, postupayushchih v voennoe uchilishche (voennyj institut) [Characteristics of physical fitness of applicants entering the military school (military Institute)]. Materials of the XXIII international scientific-practical conference "Man, health, physical culture and sport in a changing world". Kolomna, 2013, pp. 269-271. (In Russian).
3. Volodin V. N., Yakovlev D. S. Analiz fizicheskoj podgotovlennosti abiturientov voennogo uchebnogo zavedeniya v 2017 godu [Analysis of physical fitness of applicants of military educational institution in 2017]. Materials of reports of the International scientific-practical conference "State and prospects of higher education in the modern world". Sochi, 2017, pp. 287-290. (In Russian).
4. Volodin V. N., Yakovlev D. S. Aktual'nost' normativov po fizicheskoy podgotovke v Rossiyskoy Federatsii dlya kursantov inostrannykh gosudarstv [Relevance of standards on physical training in the Russian Federation for cadets of foreign countries]. Materials of the II International scientific-practical Conference "Actual problems of physical culture and sports in the higher education system". Omsk, 2019, pp. 11-14. (In Russian).
5. Zyurin E. A. Analiz fizicheskoj podgotovlennosti studentov-pervokursnikov kak komponenta uspeshnosti osvoeniya professii i formirovaniya ZOZh [Analysis of physical fitness of first-year students as a component of the success of the development of the profession and the formation of HLS]. Available at: http://oreluniver.ru/file/science/confs/2015/sport/publ/Zyurin. pdf (accessed 10.03.2019). (In Russian).
6. Kadyrov R. M., Politov A. V., Korichev S. K. Proverka i ocenka fizicheskoj podgotovlennosti voennosluzhashchih razlichnyh kategorij [Checking and assessment of military personnel of different categories physical readiness level]. Actual Problems of Physical and Special Training of Law Enforcement Agencies, 2018, no. 4, pp. 29-34. (In Russian).
7. Korolev V. G., Bardushkin V. V. Ocenka fizicheskoj podgotovlennosti studentov dlya prohozhdeniya voennoj podgotovki v vuze [Estimation of Students' Physical Preparedness for Military Training in the University]. Economic and Social-Humanitarian Research, 2017, no. 2 (14), pp. 63-69. (In Russian).
8. Korshunov A. V., Mironov A. O. Zdorovyj obraz zhizni i zdorov'esberegayushchee povedenie prizyvnoj studencheskoj molodezhi kak faktor povysheniya oboronosposobnosti Rossii [Healthy lifestyle and health saving behaviour of the call up student youth as a factor to improve the defense capability of Russia]. Actual Problems of Physical and Special Training of Law Enforcement Agencies, 2016, no. 1, pp. 29-32. (In Russian).
9. Kulikova T. A., Mashin V. N., Torkunova O. I. Fizicheskaya podgotovka prizyvnoj molodezhi [Physical training of conscript youth]. Materials of the V All-Russian correspondence scientific-practical conference with international participation "Biomedical and pedagogical foundations of adaptation, sports and a healthy lifestyle". Voronezh, 2016, pp. 347-351. (In Russian).
10. Mironov V. V., Chirgin A. N. Faktory i protivorechiya, harakternye dlya sistemy fizicheskoj podgotovki raketnyh vojsk strategicheskogo naznacheniya, a takzhe usloviya, neobhodimye dlya ee reformacii v nastoyashchee vremya [Factors and contradictions specific for the physical training system of the strategic missile forces, and conditions necessary f or its reformation at the present time]. Actual Problems of Physical and Special Training of Law Enforcement Agencies, 2018, no. 4, pp. 6-9. (In Russian).
11. Nastavlenie po fizicheskoj podgotovke v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii 2009 [Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation 2009]. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of July 31, 2013 No. 560. Moscow, 2013,197 p. (In Russian).
12. O merakh po realizatsii v Vooruzhennykh Silakh Rossiyskoy Federatsii postanovleniya Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 oktyabrya 2015 g. № 1164 «Ob okazanii Ministerstvom oborony Rossiyskoy Federatsii uslug po podgotovke i obucheniyu voyennykh i voyenno-tekhnicheskikh kadrov inostrannykh gosudarstv» [On measures for the implementation in the Armed Forces of the Russian Federation of Decree of the Government of the Russian Federation of October 29, 2015 No. 1164 "On the provision by the Ministry of Defense of the Russian Federation of services for the training and education of military and militarytechnical personnel of foreign states"]. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of July 25, 2016 No. 468. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=677852#061001 58909604176. (In Russian).
13. O podgotovke nacional'nyh voennyh kadrov i tekhnicheskogo personala inostrannyh gosudarstv v voinskih chastyah i organizaciyah Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii [About preparation of national military personnel and technical personnel of foreign States in military units and the organizations of Armed Forces of the Russian Federation]. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of December 10, 2000 No. 575 (edition of August 26, 2009). Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30688/. (In Russian).
14. Tkachenko A. V. Fizicheskaya podgotovlennost' studentov VUZa k sdache norm GTO [Physical fitness of university students regarding the RLD standards]. Pedagogical Journal, 2018, vol. 8, no. 1, pp. 361-365. (In Russian).
15. Trapeznikov S. A., Shashkin G. A. O sostoyanii fizicheskoj podgotovlennosti vypusknikov vysshih uchebnyh zavedenij Rossijskoj Federacii s uchetom trebovanij voennoj bezopasnosti strany [About the condition of physical fitness of graduates of higher educational institutions of the Russian Federation taking into account requirements of military security of the country]. Actual Problems of Physical and Special Training of Law Enforcement Agencies, 2016, no. 1, pp. 45-49. (In Russian).
16. Trapeznikov S. A., Gurvich A. V. K voprosu o sostoyanii fizicheskoj podgotovlennosti vypusknikov obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij, prizvannyh v Vooruzhennye Sily v 2013 godu [To the problem of the state of physical condition of comprehensive school graduates drafted to the Armed Forces in 2013]. Actual Problems of Physical and Special Training of Law Enforcement Agencies, 2014, no. 4, pp. 90-95. (In Russian).
17. Khanzhin A. V. Osobennosti metodiki fizicheskoj podgotovki voennosluzhashchih v sovremennyh usloviyah [Specific Features of Physical Training of Military Men in Modern Conditions]. Herald of Vyatka State University, 2010, no. 3 (3), pp. 91-94. (In Russian).
18. Cherenko V. A. Kolichestvennaya ocenka pokazatelej fizicheskoj podgotovlennosti studentov [Quantitative estimation of students' fitness]. Sports Science Bulletin, 2011, no. 2, pp. 69-71. (In Russian).
19. Cherkasova I. V. Vyyavlenie urovnya fizicheskoj podgotovlennosti u studentov pervogo i vtorogo kursov [Identification of level of physical preparedness of students of first and second courses]. Kant, 2017, no. 3 [24], pp. 58-61. (In Russian].
20. Yakovlev D. S., Volodin V. N. Osobennosti pokazatelej fizicheskoj podgotovlennosti inostrannyh kursantov v period ekzamenacionnoj sessii [Features of indicators of physical fitness of foreign cadets during the examination session]. Materials of the Final scientific-practical conference for 2018 "Promising areas of scientific research in the field of physical culture and sports (theory and practice)". St. Petersburg, 2019, pp. 302-307. (In Russian].
к вопросу о формировании универсальных проектных компетенций в подготовке инженерных кадров
revising the formation of a universal project competencies in the training of engineers
Введение. Актуальной проблемой высшего образования России на современном этапе остается практическая реализация компетентностного подхода в подготовке кадров для экономики, преодоление существующих противоречий между требованиями к компетенциям выпускников со стороны государства, работодателей и имеющимися образовательными результатами. Особую остроту данная проблема принимает применительно к сфере высшего технического образования, поскольку уровень развития компетенций инженерных кадров и требования к их деятельности определяются первоочередными задачами экономического развития России. Это обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественной продукции, технологическое перевооружение промышленности, кардинальный рост производительности труда.
Переход высшего образования России на Федеральные государственные образовательные стандарты 3++ (ФГОС ВО 3++) вызвал необходимость детального анализа подходов к формированию универсальных компетенций инженерных кадров. Особенность и инновационный характер ФГОС ВО 3++ заключаются в том, что разработка и реализация проектов как самостоятельная категория универсальных компетенций подготовки бакалавров и магистров включены практически во все новые образовательные стандарты высшего образования и при этом в структуру профессиональной деятельности.
Методология. В статье рассматриваются проблемы модернизации современного высшего технического образования с точки зрения компетентностного подхода, раскрывается значимость формирования универсальных проектных компетенций будущих инженеров в процессе учебной проектной деятельности в вузе.
Основные теоретические положения и выводы исследования опираются на анализ действующих Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и примерных основных образовательных программ, научно-педагогической литературы по проблемам исследования. Использование эмпирических методов (анализ деятельности обучающихся вуза, анкетирование) позволило актуализировать проблему формирования универсальных компетенций инженера. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» (КузГТУ).
Introduction. The actual problem of higher education in Russia at the present stage is the practical implementation of the competence approach in training for the economy, overcoming the existing contradictions between the requirements for the competencies of graduates from the state, employers and the available educational results. This problem is particularly acute in relation to the field of higher technical education, since the level of development of competencies of engineering personnel and the requirements for their activities are determined by the priorities of economic development of
удк/udc 378.147
И. А. Жигалова, А. А. Баканов
I. Zhigalova, A. Bakanov