материалы VI Международного семинара молодых ученых и аспирантов. - Тамбов, 2014. - С. 171175.
REFERENCES
1. Arzamieva, Kh.U. (2018), "Psychological protection as mechanisms of socio-psychological adaptation of convicted persons to places of deprivation of liberty", Journal ofthe Altai Academy ofEconomics and Law, No. 1, pp. 9-14.
2. Zhiltsova, Yu.V. (2014), "Formation of moral concepts as a way of self-realization of personality", Psychological Problems of Self-Realization ofModern Youth: materials of the VI International Seminar of Young Scientists and Postgraduate Students, Tambov, pp. 171-175.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2020
УДК 796.011
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА
Петр Михайлович Жолнин,
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
Аннотация
Статья посвящена методике оценки и интерпретации результатов при их применении в процессе формирования физической подготовленности посредством тяжелоатлетических упражнений при работе с курсантами учебного центра. Целью исследования является разработка и обоснование методики специальной физической подготовки посредством тяжелоатлетических упражнений курсантов срочной службы. Данная цель достигается решением задач по изучению состояния проблемы физической подготовки курсантов военного учебного центра, разработке и проверке экспериментальным путем методики физической подготовки и обоснование ее эффективности. Методами исследования являлись поиск, обобщение и анализ литературных источников, тестирование, наблюдение, констатирующий эксперимент и математический анализ полученных данных. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы физической подготовки военнослужащих средствами тяжелоатлетических упражнений, позволяющей значительно повысить показатели при сдаче контрольных нормативов. Результаты работы могут применяться на практических занятиях по физической подготовке в учебных центрах и военных образовательных учреждениях. Исследование проводились на базе военного учебного центра г. Челябинска. Выборку эксперимента составили 346 юношей, проходящих службу по призыву. В ходе исследования выявлено, что при применении предложенной программы повышается результативность выполнения упражнений на силу, скоростные показатели и выносливость.
Ключевые слова: оценка, развитие, физическая подготовка, курсанты, эффективность, тяжелая атлетика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p135-140
EVALUATION OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF CADETS IN THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL CENTER Peter Mikhailovich Zholnin,
Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Abstract
The article is devoted to the methodology for evaluating and interpreting the results under their application in the process of forming physical fitness through weightlifting exercises when working with cadets of the training center. The aim of the study is to develop and justify the methods of special physical training through weightlifting exercises of cadets of military service. This goal is achieved by solving the problems of studying the state of the problem of physical training of cadets of the military training center,
developing and testing experimentally the methods of physical preparation and substantiating their effectiveness. The research methods were the search, generalization and analysis of literary sources, testing, observation, conversations and ascertaining experiment. The practical significance of the study lies in the development of the program of physical training of the military personnel by means of weightlifting exercises, which allows to significantly increase performance when passing control standards. The results of the work can be applied in practical exercises on physical training in training centers and military educational institutions. The study was conducted on the basis of the military training center of Chelyabinsk. 346 young men serving on the draft sampled the experiment. The study revealed that when using the proposed program, the effectiveness of performing exercises on strength, speed indicators and endurance is increased.
Keywords: assessment, development, physical fitness, cadets, effectiveness, weightlifting.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая подготовленность - это один из важнейших элементов, который необходимо формировать при обучении военнослужащего выполнению боевых задач, а также она является главным критерием боеспособности Вооруженных Сил. Повышение уровня физической подготовки военнослужащих является приоритетным направлением деятельности должностных лиц, работающих с личным составом. Министерство обороны создает условия военнослужащим для улучшения их физической подготовленности. Это основная и неотделимая часть воинского воспитания, которая включает в себя комплекс мероприятий, проводимых в целях развития физических качеств и формирования военно-прикладных навыков военнослужащих. Она организуется и проводится с учётом предназначения видов и родов войск и требований, обусловленных военной службой в тех или иных условиях.
Цель работы: оценка уровня развития разносторонней подготовленности у курсантов учебного центра при применении тяжелоатлетических упражнений в сочетании с систематическими занятиями физической подготовкой в условиях прохождения ими военной службы в период обучения.
Задачей учебного центра является развитие у курсантов высокого уровня физической подготовки посредством мероприятий, направленных на развитие физических качеств во время занятий, предусмотренных распорядком дня, таких как утренняя физическая зарядка, физические тренировки в процессе учебно-боевой деятельности, а также спортивно-массовая работа. Основная задача специальной физической подготовки - это развитие у переменного состава наиболее важных для военной специальности физических и специальных качеств, военно-прикладных навыков на основе их физической подготовленности (Варжеленко, И.И., Демьяненко Ю.К. Нормативы по физической подготовке как выражение ее специальной направленности / Проблема специальной направленности физической подготовки военнослужащих на современном этапе: СПБ.: ВИФК, 2001 г. - С. 18-21.)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Определение физической подготовленности курсантов проводилось по следующим результатам проведенных тестов
1 Подтягивание на перекладине, кол-во раз.
2 Жим штанги от груди лежа, 70 кг, кол-во раз.
3 Челночный бег 10*10 м, с.
4 Бег 1 км, мин, с.
5 Тройной прыжок с места, см.
6 Уровень спортивной квалификации, усл. ед.
Принято считать, что интегральным показателем уровня спортивной квалификации является спортивный результат. В описанном исследовании спортивное мастерство определялось по абсолютной шкале в условных единицах от новичка до олимпийского чемпиона (рисунок 1). Например, 58 баллов, это выше первого спортивного разряда, но несколько
ниже уровня кандидата в мастера спорта.
О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100
Новичок 3-4-й I разряд Олим-
год обуч. год обуч разряд 1Гюнош. разряд I юнош. КМС МС МСМК ЗМС пийский чемпион
Рисунок 1 - Абсолютная шкала оценки интегрального показателя уровня спортивного мастерства (А.В. Еганов,
2014, с. 59)
Курсанты были разделены на группы условно на «сильных» и «слабых». Эти две группы делятся на еще две подгруппы: те, кто занимается по классической программе физической подготовки и те, кто занимается по программе физической подготовки посредством тяжелоатлетических упражнений. Критерием для отбора в каждую группу выступали результаты тестовых упражнений, которые дают возможность оценить начальный уровень физической подготовки
Основной формой контроля результативности применения тяжелоатлетических упражнений выступает выполнение упражнений каждой группой курсантов - занимающихся по обычной программе и по измененной программе с включением в нее тяжелоатлетических упражнений.
Для достижения максимальных результатов в обучении курсантов и повышении их физических возможностей мы внедрили группу упражнений тяжелоатлетической направленности. Добавление именно этого вида упражнений является проверкой следующего умозаключения - занятия тяжелой атлетикой это гарантия развития физической подготовленности, необходимой для курсанта. Мы выясним формируются ли в результате тренировок такие спортивные качества, как сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость.
Для доказательности эффективности программы с включением тяжелоатлетических упражнений, необходимо сравнить показатели подготовленности курсантов каждой группы, а также провести корреляционный анализ. Следует начать со сравнения средних показателей каждой группы. Данные показатели представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Средние показатели подготовленности курсантов до применения программ
Показатели Общие (п=344) Тяжелоатлетическая программа Стандартная программа
Сильные (п=90) Слабые (п=92) Сильные (п=68) Слабые (п=92)
1 Подтягивание на перекладине, количество раз (сила) 5,63 9,96 2,07 10,34 2,85
2 Жим штанги от груди лежа, среднее количество подъемов (сила) 2,29 4,34 1,02 3,75 1,33
3 Челночный бег 10*10 м, сек., (быстрота) 27,96 27,25 28,49 27,49 28,38
4 Бег 1 км, мин, (выносливость) 3,92 3,57 4,02 3,95 4,05
5 Тройной прыжок с места, см. (скоростно-силовые показатели) 613,78 626,33 593,66 638,28 602,47
6 Уровень спортивной квалификации, усл. ед. 15,01 20,44 15,98 16,53 9,70
7 Масса тела, кг 72,48 69,07 75,09 69,25 75,64
8 Возраст, лет 20,73 20,79 20,59 20,93 20,64
Критерием выделения слабых и сильных подгрупп по разным программам выступал показатель подтягивания на перекладине. Так, для попадания в более сильную группу необходимо было подтянуться не менее 5 раз. Как мы видим из таблицы 2, показатели сильных и слабых групп близки между собой. Следующим шагом становится поиск взаимосвязи показателей и установление её характера.
Выявлен высокий уровень значимости положительных корреляций таких упражнений как подтягивание на перекладине с жимом штанги от груди лежа. Отрицательные взаимосвязи обнаружены между подтягиванием на перекладине, челночным бегом 10*10 м, бегом на 1 километр и массой тела.
Упражнения, направленные на развитие силы - жим штанги и подтягивание, положительно коррелирует между собой, что представляет собой закономерную взаимосвязь.
При увеличении количества повторений жима, увеличивается количество подтягиваний.
Таблица 2 - Корреляционная матрица показателей подготовленности курсантов (n=344)
Показатели 1 Подтягивание на перекладине 2 Жим штанги от груди лежа 3 Челночный бег 4 Бег 1 км 5 Тройной прыжок 6 Уровень спорт. квалиф. 7 Масса тела 8 Возраст
1 Подтягивание на перекладине, кол-во раз сила 1,0
2 Жим штанги от груди лежа, кг сила 0,47 1,0
3 Челночный бег 10x10 м, с, быстрота -0,45 -0,21 1,0
4 Бег 1 км, мин, с выносливость -0,30 -0,15 0,66 1,0
5 Тройной прыжок с места, см скоростно-сило-вые 0,36 0,17 -0,52 -0,35 1,0
6 Уровень спортивной квалификации, усл. ед. 0,18 0,21 -0,28 -0,21 0,18 1,0
7 Масса тела, кг -0,28 0,23 0,15 0,08 -0,05 0,02 1,0
8 Возраст, лет 0,09 0,23 - 0,03 0,08 -0,01 0,11 0,25 1,0
Примечание: при n=350 - r=0,10, Р<0,05; r=0,13, Р<0,01; r=0,17, Р<0,001. Достоверные показатели выделены жирным шрифтом.
Согласно полученным данным выявлено, что упражнения, направленные на развитие силовых показателей (подтягивание на перекладине, жим штанги от груди лежа) не приводят к улучшению показателей в преодолении длинных и коротких дистанций (челночный бег и бег 1 км). Но при этом скоростно-силовое упражнение (тройной прыжок с места) положительно взаимосвязан с упражнениями на развитие силы и отрицательно с упражнениями на быстроту (челночный бег) и выносливость (бег 1 км). Чтобы разобраться в специфике полученных корреляций, стоит отметить, что различают следующие виды силы: общую и специальную, абсолютную и относительную, скоростную и взрывную, силовую выносливость. Силовые качества, при выполнении жима штанги лежа и подтягиваний на перекладине будут отличаться от силы, необходимой для выполнения тройного прыжка. Улучшение показателей силы, при выполнении жима лежа и подтягивания, сопряжено с улучшением скоростно-силовых показателей при выполнении тройного прыжка. Однако, физическое качество быстрота обратно связаны с силой. Согласно полученным данным, скорость положительно коррелирует с выносливостью курсантов. Полученная взаимосвязь вполне объяснима, так как эти характеристики измерялись практически на идентичных упражнениях - беге, где задействованы одни и те же мышцы и движения.
Для определения эффективности программ был проведен сравнительный анализ входных данных упражнений и итоговых на каждой группе. С данной целью был применен G-критерий знаков в программе IBM SPSS Statistics. G-критерий предназначен для исследования определения направления сдвига в значениях исследуемого признака на выборке в результате двух измерений. Критерий позволяет определить изменяются ли значения переменной при переходе от одного измерения к другому в сторону улучшения или сторону ухудшения.
Таблица 3 - Сравнительная таблица эффективности программ подготовки по G-критерию
Подтягивание на перекладине Жим штанги от груди лежа Челночный бег 10x10 м Бег 1 км Тройной прыжок с места
Сильная СТ -8,001 -7,819 -7,882 -8,125 -7,397
Сильная ТА -9,381 -9,166 -9,116 -9,381 -9,171
Слабая СТ -9,381 -6,081 -9,279 -9,070 -9,279
Слабая ТА -9,487 -8,028 -9,279 -9,487 -9,225
Примечание: при p<0,001
Статистически достоверно в результате стандартной и тяжелоатлетической программ есть положительные изменения в результативности выполнения упражнений. Однако, значение в-критерия знаков на разных выборках говорит о разной степени эффективности программ. Так, значительно лучше стали результаты по подтягиванию на перекладине сильной группы, занимающейся по тяжелоатлетической программе (в=-9,381, р<0,001), чем у сильной группы, которая занималась по стандартной программе (в=-8,001, р<0,001). При этом, сравнивая слабые группы, сильной разницы не отмечается. Наиболее серьезные отличия в результативности программ мы наблюдаем на улучшении показателей по упражнению жим штанги от груди лежа. Несмотря на то, что рост количества подъемов штанги в 70 кг отмечается во всех группах подготовки, более эффективной оказалась программа с уклоном на тяжелоатлетические упражнения. Сдвиг в сильной группе подготовке ТА на более высоком уровне (в=-9,166, р<0,001), чем в сильной группе СТ (в=-7,819, р<0,001). Аналогичная картина и в слабых группах. Так, среди занимающихся по тяжелоатлетической программе сдвиг выше (в=-8,028, р<0,001), чем среди курсантов, которые проходили подготовку по стандартной программе (в=-6,081, р<0,001).
Рассматривая изменения результатов челночного бега выявлено, что между сильными группами отмечается разница, в отличии от слабых групп. Так, рост показателей более значимый среди курсантов сильной группы, которые занимались по программе с уклоном на тяжелоатлетические упражнения (в=-9,116, р<0,001). В группе военнослужащих, проходивших программу стандартной подготовки, этот рост несколько ниже (в=-8,125, р<0,001). Что касается слабых групп, то здесь сдвиг показателей идентичен (в=-9,279, р<0,001). Несмотря на то, что процент, на который выросли показатели выше у слабой группы ТА, программы оказались одинаково эффективны в улучшении результатов. Похожая ситуация прослеживается при анализе эффективности программы на улучшение показателей бега на 1 км. Больший рост показателей в слабой группе курсантов, которые занимались по тяжелоатлетической программе, не означал ее большую эффективность (в=-9,487, р<0,001), по сравнению со слабой группой стандартной подготовки (в=-9,070, р<0,001). На сильных группах отличия более очевидны - тяжелоатлетическая программа более эффективна (в=-9,381, р<0,001) более эффективна, чем стандартная (в=-8,125, р<0,001).
И, наконец, рассмотрим эффективность программ в выполнении упражнения тройной прыжок с места. Для слабых групп разницы в результативности практически нет: тяжелоатлетическая программа (в=-9,279, р<0,001) и стандартная (в=-9,225, р<0,001). На сильных группах эффективность подготовки с упором на тяжелоатлетические упражнения более очевидна (в=-9,171, р<0,001), чем при подготовке по стандартной программе (в=-7,397, р<0,001).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что при применении тяжелоатлетической программы наблюдается повышение результативности выполнения упражнений на силу, скоростные показатели и выносливость.
Предложенные программы применяются на практике при обучении курсантов, подготовке их к выполнению служебных задач и исполнению специальных обязанностей. Для достижения максимальных результатов в обучении, повышения физических возможностей военнослужащих возможно применение упражнений тяжелой атлетики, но необходима тщательная подготовка и контроль тренера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лаврентьев, В.А. Гимнастика и атлетическая подготовка в системе довузовского военного образования МО РФ / В.А. Лаврентьев, И.И. Варжеленко // Материалы международной научно-практической конференции : Современная гимнастика, проблемы, перспективы. - СПб., 2005. - С. 115.
2. Варжеленко, И.И. Нормативы по физической подготовке как выражение ее специальной направленности /, И.И. Варжеленко, Ю.К. Демьяненко // Проблема специальной направленности физической подготовки военнослужащих на современном этапе : сборник статей. - СПб. : Типография Воен. ин-та физ. культуры, 2001. - С. 18.
3. Герчак Я.М. Формирование психофизических качеств у курсантов военного вуза в процессе занятий физическими упражнениями и спортом / Я.М. Герчак, Д.Ю. Митьков // Электронный научный журнал "ЦИТИСЭ". - 2017. - № 4 (13). - URL : http://ma123.ru/ru/2017/12/ формирование-психофизических-качест/ (дата обращения: 01.01.2020).
4. Дмитриев Г.Г. Развитие физических качеств у курсантов военно-учебных заведений на начальном этапе обучения / Г.Г. Дмитриев, И.Ю. Пугачев, А.А. Катков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2008. - № 11 (45). - С. 25-28.
5. Митин Д.И. Развитие педагогического потенциала командиров подразделений в системе военно-физкультурного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Митин Дмитрий Иванович. - СПб., 2018. - 25 с.
REFERENCES
1. Lavrentiev, V.A. and Varzhelenko, I.I. (2005), "Gymnastics and athletic training in the system of pre-university military education of the Ministry of Defense of the Russian Federation", Materials of the international scientific-practical conference: Modern gymnastics, problems, prospects, St. Petersburg, pp. 115.
2. Varzhelenko, I.I. and Demyanenko, Y.K., (2001), "Standards for physical training as an expression of its special orientation", The problem of the special orientation of the physical training of military personnel at the present stage: collection of articles, publisher Military institute of physical culture, St. Petersburg, pp.18.
3. Gerchak, Ya.M. and Mitkov. D.Yu. (2017), "The formation of psychophysical qualities in cadets of a military university in the process of doing physical exercises and sports", Electronic scientific journal "CITISE", No. 4 (13), available at: http://ma123.ru/ru/2017/12/ формирование-психофизических-качест/.
4. Dmitriev, G.G., Pugachev, I.Yu. and Katkov, A.A. (2008), "The development of physical qualities of cadets of military schools at the initial stage of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (45), pp. 25-28.
5. Mitin, D.I. (2018), The development of the pedagogical potential of commanders of subdivisions in the system of military-physical education, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.01.2020
УДК 796.922
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
Артем Владимирович Завьялов, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Всероссийский государственный университет юстиции, г. Москва; Игорь Михайлович Антошин, преподаватель, Московская государственная академия физической
культуры, п. Малаховка
Аннотация
В данной статье рассмотрена эффективность использования новых для данного вида спорта специально-подготовительных упражнений и тренажерного устройства - балансировочная доска (Balanceboard), при обучении технике фазы свободного скольжения лыжников-гонщиков 12-13 лет на этапе спортивной специализации. Тренажерное устройство представляет из себя валика диаметр которого варьируется от 12 до 18 см. и ровной доски 70-80 см, применяется для воспитания чувства равновесия. Результаты данного исследования показали, что в экспериментальной группе уровень развития координационных способностей оказался достоверно лучше, чем в контрольной.
Ключевые слова: юные лыжники-гонщики, эксперимент, координационные способности, тренажерное устройство.