Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПОДБОРА РАЦИОНА ПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ РАНГОВОГО АНАЛИЗА'

МЕТОДИКА ПОДБОРА РАЦИОНА ПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ РАНГОВОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / РАЦИОН ПИТАНИЯ / КАЛОРИЙНОСТЬ / СПОРТСМЕН / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / РАНГОВЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шейнин Александр Анатольевич, Бугаев Александр Викторович, Лавренчук Виктор Николаевич, Шарипов Адик Накиевич, Ларин Александр Николаевич

В статье рассматривается методика подбора рациона питания в системе подготовки курсантов членов сборных команд вузов по видам спорта (далее - спортсмен) путем расчета его энергетической ценности с использованием рангового анализа. Подчеркивается, что методика основана на определении баланса между энергетической ценностью рациона питания по калорийности доступных продуктов и энерготратами организма. Показывается, что с помощью методики подбора рациона питания возможно корректировать суммарный набор продуктов в течение недели. Отмечается, что методика может быть использована для составления индивидуальных программ питания спортсмена в зависимости от его энергетических затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шейнин Александр Анатольевич, Бугаев Александр Викторович, Лавренчук Виктор Николаевич, Шарипов Адик Накиевич, Ларин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF SELECTION OF DIET IN THE SYSTEM OFPHYSICAL TRAINING OF CADETS BASED ON RANK ANALYSIS

The article discusses the method of selecting a diet in the system of training cadets of members of national teams of universities in sports (hereinafter referred to as the athlete) by calculating its energy value using rank analysis. It is emphasized that the technique is based on determining the balance between the energy value of the diet according to the calorie content of available products and the energy consumption of the body. It is shown that it is possible to adjust the total set of products during the week using the method of selecting a diet. It is noted that the technique can be used to compile individual nutrition programs for an athlete depending on his energy costs.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПОДБОРА РАЦИОНА ПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ РАНГОВОГО АНАЛИЗА»

УДК 796.015.62

МЕТОДИКА ПОДБОРА РАЦИОНА ПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ РАНГОВОГО АНАЛИЗА

Александр Анатольевич Шейнин, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Калининградский инновационный центр «ТЕХНОЦЕНОЗ», Калининград; Александр Викторович Бугаев, кандидат военных наук, заместитель начальника кафедры, филиал Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия», Калининград, Виктор Николаевич Лавренчук, заместитель начальника кафедры, Черноморское высшее военно-морское училище имени П. С. Нахимова, г. Севастополь, Адик Накиевич Шарипов, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Николаевич Ларин, заместитель начальника кафедры, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь

Аннотация

В статье рассматривается методика подбора рациона питания в системе подготовки курсантов членов сборных команд вузов по видам спорта (далее - спортсмен) путем расчета его энергетической ценности с использованием рангового анализа. Подчеркивается, что методика основана на определении баланса между энергетической ценностью рациона питания по калорийности доступных продуктов и энерготратами организма. Показывается, что с помощью методики подбора рациона питания возможно корректировать суммарный набор продуктов в течение недели. Отмечается, что методика может быть использована для составления индивидуальных программ питания спортсмена в зависимости от его энергетических затрат.

Ключевые слова: физическая подготовка, методика, рацион питания, калорийность, спортсмен, система подготовки, ранговый анализ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p482-486

METHODS OF SELECTION OF DIET IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS BASED ON RANK ANALYSIS

Alexander Anatolyevich Sheinin, the candidate of technical sciences, senior researcher, Kaliningrad Innovation Center "TECHNOCENOSIS"; Alexander Viktorovich Bugaev, the candidate of military sciences, deputy head of the department, branch Military Educational Scientific Center of Navy "Naval Academy", Kaliningrad; Viktor Nikolaevich Lavrenchuk, the deputy head of the department, Black Sea Higher Naval School named after P.S. Nakhimov, Sevastopol; Adik Nakievich Sharipov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Nikolaevich Larin, the deputy head of the department, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation

Abstract

The article discusses the method of selecting a diet in the system of training cadets of members of national teams of universities in sports (hereinafter referred to as the athlete) by calculating its energy value using rank analysis. It is emphasized that the technique is based on determining the balance between the energy value of the diet according to the calorie content of available products and the energy consumption of the body. It is shown that it is possible to adjust the total set of products during the week using the method of selecting a diet. It is noted that the technique can be used to compile individual nutrition programs for an athlete depending on his energy costs.

Keywords: physical training, methodology, diet, calorie content, athlete, training system, rank analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Пища, наряду с кислородом воздуха, является важнейшим биологическим фактором жизнеобеспечения спортсменов. Еда выполняет следующие основные

функции: возмещение потерь энергии (энергетическая функция); восстановление отдельных элементов для органов и тканей (пластическая функция); удовлетворение вкусовых потребностей организма человека (эстетическая функция), лечебные и профилактические действия (лечебная функция).

Первые причины нарушения питания заключаются в употреблении сверх нормы животных жиров, белков, витаминов групп C и B, фолиевой кислоты, ретинола, Р-каротина и т.д. Однако рацион пищи спортсмена обладает хорошей энергетической ценностью, но не обеспечивает достаточное содержание витаминов, минеральных и других биологически активных веществ [3].

Таким образом, существует необходимость для определения оптимального рациона питания современного спортсмена, который будет удовлетворять энерготратам суточной энергетической ценности.

В целях определения методики подбора рациона питания в системе подготовки спортсменов целесообразно применить научно-методологический аппарат рангового анализа. Его аналитический аппарат дает возможность составлять оптимальный энергетический потенциал по рациону питания [4].

Одной из ключевых процедур рангового анализа является параметрическое нормирование. Главная идея параметрического синтеза заключается в использовании итерационным методом многомерного оптимизационного процесса, целевая функция которого составляется на принципе достижения максимума распределения энеропии между популяциями видов пищевых продуктов. Структура алгоритма оптимизации в таком случае позволяет установить взаимнооднозначную связь между рангом параметрическим системы питания и рангом видовым распределения продуктов [5].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика управления рационом питания спортсмена включает в себя 4 этапа: подготовка исходных данных, оптимизация информации, выработка предложений и плановое сопровождение. Данная методика позволяет подобрать рацион питания в системе подготовки спортсменов путем расчета его энергетической ценности с использованием рангового анализа и может быть использована для составления индивидуальных программ питания в зависимости от его энергетических затрат.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первый этап управления рационом питания позволяет осуществить нализ исходной информации. Представленный в статье эксперимент проводился на информации о спортсмене тридцати пяти лет. Его вес был 89 кг и рост - 183 см. Соответственно были ропределены дополнительные данные индекс массы тела (ИМТ) -26,6 (избыточная масса тела), наличие противопоказаний и ограничений в питании; характер физической активности - офисная работа и режим тренировок (3-4 раза в неделю). В результате расчетов калорийности суточного рациона установлено, что калорийность рациона питания с учетом коэффициента физической активности 1,4 равна 2612 ккал. Анализируюя показатели нормализации ИМТ при снижении веса до 85 кг, примим суточную энергетическая ценность рациона питания равной 2475 ккал. Данное значение применяется на втором этапе методики, где реализуется параметрический синтез. Выходными данными второго этапа является ранговое параметрическое распределение рациона питания.

На следующем этапе определяется ресурс для касты в рационе питания. Количество каст рассчитывалось в результате деления 2475 ккал на 350 ккал, и составило 7 ккал. Распределение по кастам осуществляется на основе соединения близких элементов на ранговом распределении так, чтобы суммарная энергетическая ценность касты была не менее 350 ккал, а ее элементы не разделялись на части.

Далее по ходу эксперимента была получена номограмма, где отражены оптимальное ранговое видовое и вторичное ранговое параметрическое распределения (рисунок 1).

Ранговое параметрическое распределение

Рисунок 1 - Номограмма системы питания

На основе анализа зависимостей полученных с помощью номограммы была составлена гистограмма классов профиля энергетической ценности рациона питания. Достаточно глубокий анализ полученной гистограммы дал возможность определить баланс между низкокалорийными и высококалорийными классами рациона питания спортсмена. На рисунке 2 они показаны модулями: совокупностями классов, суммарная калорийность которых имеет половину общей калорийности рациона питания спортсмена.

2475

П5 ifi

о 350 пз

5 зоо

л

Б 250

0

1 200

а.

о с;

П5 *

К СО X

а.

го 2 s

>. о

150 100 50 0

1235

350 1 класс: 350 элементов по 1 ккал

2 класс: 93 элементов по 2 ккал

3 класс: 40 элементов по 3 ккал

306

356

11

376

lhLl.il

1240

350

36 класс: 1 элемент, 350 ккал

33 класс: 1 элемент, 88 ккал

34 класс: 1 элемент, 117 ккал

35 класс: 1 элемент, 175 ккал

380

357

......

mil

1 2

6 7

Рисунок 2 - Профиль энергетической ценности рациона

Следующим этапом эксперимента являлось формирование списка соотнесения каст с базой данных пищевых продуктов, на основе которого была сформирована оптимальная база данных пищевых продуктов. Далее по ходу эксперимента были реализованы третий и четвёртый этап методики. В результате был получен баланс между низкокалорийными и высококалорийными продуктами, который соответствует распределению суммарной энергетической ценности рациона по кастам [1].

В результате анализа было установлено, что суммарная калорийность для рациона питания в системе физической подготовки равна 2478. На завершающем этапе эксперимента мы получили недельный план баланса энергетической ценности рациона питания спортсмена.

Таблица - План еженедельного рациона питания (в ккал)

№ касты Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вк Итого, ккал

1 350 0 700 0 350 700 350 2450

2 350 350 0 700 0 350 700 2450

3 350 0 700 350 700 350 0 2450

4 0 350 350 350 350 700 350 2450

5 700 350 350 350 0 350 350 2450

6 350 700 0 0 350 350 700 2450

7 350 350 350 500 700 0 350 2600

Сумма 2450 2100 2450 2250 2450 2800 2800 2471 (ср. знач.)

Таким образом, с помощью методики подбора рациона питания в системе подготовки спортсменов возможно корректировать суммарный набор продуктов в течение недели на основе данных о рационе предыдущих дней.

ВЫВОДЫ

По итогам проведенного исследование приведены результаты методики управления рационом питания в системе подготовки спортсменов на основе рангового анализа. Методика основана на определении баланса между энергетической ценностью рациона питания по калорийности доступных продуктов и энерготратами организма [2]. Полученные результаты могут быть использованы для составления индивидуальных программ питания спортсменов в зависимости от их энергетических затрат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гнатюк В.И. Закон оптимального построения техноценозов / В.И. Гнатюк. - 3-е изд., перераб. и доп. - Калининград : Изд-во КИЦ «Техноценоз». - 2019. - 896 с.

2. Реализация стратегии снижения электропотребления объектов припортового электротехнического комплекса на основе векторного рангового анализа / В.И. Гнатюк, О.Р. Кивчун, Д.В. Луценко, С.А. Цырук // Морские интеллектуальные технологии. - 2019. - № 4 (46). - С. 140-145

3. Влияние комплекса педагогических условий на физическое самосовершенствование курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов, С.В. Лузин, К.С. Кручинина // Мир образования - образование в мире. - 2019. - № 4 (76). - С. 266-273.

4. К проблеме самовоспитания и самосовершенствования в процессе физической подготовки курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Кручинина, К.С. Рыжов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. № 4 (182). - С. 483-485.

5. Шейнин А. А. Методика оценки двигательной активности спортсмена на основе рангового анализа / А.В. Бугаев, И.Г. Виноградов, А.А. Шейнин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 343-352.

REFERENCES

1. Gnatyuk, V.I. (2019), The law of optimal construction of technocenoses,: Publishing House of the CRC "Technocenoz", Kaliningrad.

2. Gnatyuk, V.I., Kivchun, O.R., Lutsenko, D.V. and Tsyruk, S.A. (2019), "Implementation of the strategy for reducing the electricity consumption of objects of the port electro technical complex on the

basis of vector rank analysis", Marine intellectual technologies, Vol. 46, No. 4, pp. 140-145.

3. Larin, A.N., Fedak, E.I., Kruchinina, K.S., Luzin, S.V. and Ryzhov, K.S. (2019), "Influence of the complex of pedagogical conditions on the physical self-improvement of cadets of the universities of Rosgvardia", The world of education - education in the world, Vol. 76, No. 4, pp. 266-273.

4. Larin, A.N., Fedak, E.I., Kruchinina, K.S. and Ryzhov K.S. (2020), "On the problem of self-education and self-improvement in the process of physical training of cadets of universities of the Russian Guard", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 483-485.

5. Sheinin, A.A., Bugaev, A.V. and Vinogradov, I.G. (2020), "Methods of assessing the motor activity of an athlete on the basis of rank analysis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 179, No. 1, pp. 343-352.

Контактная информация: Larsan59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.01.2022

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Денис Александрович Шиленин, преподаватель, Санкт-Петербургский военный ордена

Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-

Петербург

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В настоящее время специальная подготовка курсантов в военных институтах является неотъемлемой частью профессиональной подготовки и направлена на обучение порядку использования вооружения, боевой и специальной техники и других средств в их дальнейшей профессиональной деятельности. Целью данной статьи ставится рассмотрение педагогической диагностики специальной подготовки курсантов, которая является важнейшим компонентом обучения в военных институтах. Задачей статьи является изучение составных частей педагогической диагностики специальной подготовки, а именно контроля, проверки и оценивания знаний и умений курсантов. На основе проведенного исследования и анализа ключевых моментов, указанных в задаче, сделаны выводы, которые показали, что одним из перспективных направлений модернизации системы оценивания военно-профессионального образования является использование балльно-рейтинговой оценки качества образования, которая направлена на повышение учебной мотивации и активизации самостоятельной работы курсантов. Как средство контроля качества специальной подготовки обучающихся, балльно-рейтинговый контроль направлен на получение информации, на основе анализа которой, преподаватель разрабатывает и вносит необходимые в учебном процессе коррективы. Таким образом, балльно-рейтинговый контроль представляет более точную и объективную оценку степени успешности учебной деятельности курсантов, в том числе позволяет ранжировать курсантов согласно их уровню усвоения необходимых им знаний, умений и навыков.

Ключевые слова: специальная подготовка, военно-профессиональное образование, педагогическая диагностика, оценивание, балльно-рейтинговый контроль, курсанты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p486-490

PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF SPECIAL TRAINING OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES NATIONAL GUARD TROOPS

Denis Alexandrovich Shilenin, the teacher, Saint-Petersburg military order of Zhukov Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Saint-Petersburg

Abstract

Presently special training of cadets in military institutes is an integral part of professional training and is aimed at teaching the order of use of weapons, combat and special equipment and other means in their further professional activities. The purpose of this article is to consider the pedagogical diagnostics of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.