УДК 796.08 Гончаренко Ю.В., Ляпич Е.Н., Веретенников И.С.
Гончаренко Ю.В.
канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Учебно-научного центра Военно-воздушных сил
Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж, Россия)
Ляпич Е.Н.
преподаватель кафедры физической подготовки Учебно-научного центра Военно-воздушных сил
Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж, Россия)
Веретенников И.С.
преподаватель кафедры физической подготовки Учебно-научного центра Военно-воздушных сил
Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж, Россия)
ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАЦИЙ МЕЖДУ ИГРОКАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ БАСКЕТБОЛЬНОГО МАТЧА
Аннотация: в данной статье рассматривается влияние взаимного понимания и координации действий участников на успешное решение тактических задач в коллективных видах спорта, на примере игры в баскетбол. Авторы исследования провели эксперимент, в ходе которого фиксировали ответы игроков команды в момент остановки игры, анализировали их замыслы и предвосхищение действий партнеров. Основной вывод заключается в том, что в квалифицированных командах игроки оперируют не только своими
1644
планами, но и учитывают действия и предположения партнеров, что способствует успешному принятию коллективных решений. В то же время, у новичков отсутствует такой уровень взаимопонимания и координации действий, что сказывается на эффективности их командной игры. Уровень игровой квалификации и степень сыгранности команды имеют значительное значение для успешного сотрудничества и решения тактических задач. Авторы предлагают рассматривать игровую деятельность как рефлексивную игру, где каждый игрок имитирует замыслы партнеров, что способствует взаимопониманию и успешной работе команды.
Ключевые слова: игрок, замысел партнеров, собственный замысел, подбор мяча, мяч, партнер.
Успех решения разнообразных тактических задач в условиях коллективной спортивной деятельности во многом зависит от степени взаимопонимания партнеров и эффективности координации их усилий.
Исследования проведены нами на материале спортивной игры — баскетбола. Учитывая специфику игровой деятельности баскетболистов (в частности, скоростной н непрерывный характер деятельности, конфликтных ситуаций и т. д.), мы выбрали в качестве метода исследования анализ экстериоризированных (внешних) компонентов мыслительной деятельности баскетболистов, полученных с помощью проведения контрольных игр 2х команд с третьей.
В эксперименте участвовало две группы испытуемых. В одну из них вошли 5 человек квалифицированных (I спортивный разряд), сыгранных спортсменов более чем с пятилетним игровым стажем, которые были обученные и опытные. Другая группа (5 человек) состояла из начинающих, несыгранных баскетболистов, чей игровой стаж был менее года.
Эти команды сыграли с третьей командой, причем состав ее не менялся, и им была поставлена задача играть по одинаковой тактической схеме. При этом первая команда использовала коммуникацию в общении игроков, а вторая команда играла без разговоров (молча). Результатом игры оказалось то, что первая команда матч выиграла, вторая проиграла. Анализ был проведен по
1645
тактико-техническим действиям в защите при игре в одной четверти. В качестве критерия были использованы потери игроков и перехваты, тестируемых команд.
Квалифицированных баскетболистов показывает, что любой из членов команды, планируя собственный выбор, исходит при этом из вероятных, по его мнению, действий партнеров. Так, игрок, владеющий мячом, стремится предвосхитить замыслы «ведомых» и на основе этого принимает решение. Аналогично поступают и «ведомые». Однако они принимают во внимание не только возможные игровые шаги «лидера» (хотя это, безусловно, основное для них), но и предполагаемые действия других партнеров (остальных «ведомых»).
Здесь мы сталкиваемся со взаимным примериванием членами команды возможных тактических ходов, с переносом на собственный замысел предвосхищаемых элементов будущей игровой ситуации. Весьма существенно, что анализ этой ситуации носит строго дифференцированный характер, т. е четко обозначены ожидаемые ходы каждого из партнеров. В результате несмотря на то, что в целом индивидуальные замыслы отдельных игроков могут и не совпадать в них нередко присутствуют какие-то элементы общности. Разумеется, следует иметь в виду, что часть возможных вариантов испытуемые вообще не оговаривают. Команда, которая состояла из опытных игроков показала результат по потерям на 90% ,а по перехватам на 100% лучше.
Проведенное выше сопоставление замыслов различных по уровню подготовленности и степени сыгранности спортсменов подчеркивает одну существенную особенность, характерную для процесса выработки группового решения в квалифицированном, сыгранном коллективе. Она состоит в том, что всякий раз, принимая решение, каждый из членов данного коллектива (независимо от функциональной роли в ситуации) корректирует его в зависимости от предполагаемых действий партнеров и коммуникации с помощью разговора в игре. Можно думать, что предвидение партнерами взаимных тактических действий и коррекция собственных замыслов в защите с
1646
учетом предвосхищаемого - факторы, обусловливающие взаимопонимание членов коллектива в процессе игровой деятельности.
Из материалов исследования известно, что взаимопонимание между членами команды зависит от уровня их квалификации, сыгранности и словестного общения. Одну из причин этого мы усматриваем в разной степени сформированности у игроков способности к имитации замыслов партнеров в данной конкретной деятельности. Причем, перефразируя мысль Б. Ф. Поршнева о том, что «информация между людьми проходит сквозь фильтр доверия и недоверия», можно сказать, что при решении любой коллективной задачи информация, которой обмениваются партнеры, проходит фильтр понимания и непонимания. Существенную роль в характере работы «фильтрующего устройства» играет как раз способность к коммуникации во время игровых замыслов.
1. Исходя из анализа полученных материалов, мы можем предположить, что в основе взаимопонимания членов спортивного коллектива в условиях игровой деятельности лежат процессы комуникации в процессе игры, выражающиеся, в частности, в голосовом направлении предвидении партнерами взаимных тактических действий и коррекции собственных замыслов с учетом предвосхищаемого. Эффективность взаимодействия партнеров во многом зависит от степени формирования у них способности разговора к имитации замыслов. Выработке взаимопонимания у членов спортивного коллектива в процессе игровой деятельности необходимо целесообразно ввести в тренировочный процесс обучение разнообразным средствам сигнализации (в особенности речевым и жестикуляторным), использование которых непосредственно в игровой обстановке значительно облегчит согласование действий партнеров, причем желательно выбрать такие сигналы (или системы сигналов), которые не только смогли бы облегчить понимание между партнерами, но и вводили бы в заблуждение соперников, создавая у них ложное представление о намечаемых игровых «шагах».
1647
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дмитриева Е.С. Взаимоотношения партнеров и эффективность координации их усилий в коллективной спортивной деятельности // Физическая культура и спорт. - 2010. - № 3. - С. 56-61;
2. Иванов Н.И. Стратегии и тактики в современном баскетболе // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 6. - С. 48-52;
3. Кравченко А.А. Феномен встречной ориентировки партнеров в спортивных играх // Спортивная наука: актуальные проблемы и перспективы развития. - 2012. - Вып. 4. - С. 62-68;
4. Кузнецов А.В. Особенности игровой деятельности баскетболистов и их взаимоотношения в условиях соревновательной деятельности // Физическая культура и спорт в высшей школе. - 2013. - № 4. - С. 41-46;
5. Лебедев В.В. Координация действий партнеров в спортивных играх // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 28-33;
6. Михайлов А.С. Система координации и взаимодействия партнеров в коллективных виде спорта // Физическая культура и спорт: научно-методический и научно-практический журнал. - 2011. - № 5. - С. 78-82;
7. Николаев И.П. Особенности взаимодействия партнеров в игровых видах спорта // Физическая культура и спорт. - 2014. - № 2. - С. 75-80;
8. Петров С.В. Роль встречной ориентировки в спортивной игре // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 4. - С. 32-35;
9. Романов А.И. Игровая координация и тактическое поведение партнеров в баскетболе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 1. - С. 25-29
1648
Goncharenko Yu. V., Lyapich E.N., Veretennikov I.S.
Goncharenko Yu.V.
Air Force Academy named after N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin
(Voronezh, Russia)
Lyapich E.N.
Air Force Academy named after N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin
(Voronezh, Russia)
Veretennikov I.S.
Air Force Academy named after N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin
(Voronezh, Russia)
IMPACT OF COMMUNICATION BETWEEN PLAYERS DURING BASKETBALL MATCH
Abstract: this article examines the influence of mutual understanding and coordination of participants' actions on the successful solution of tactical tasks in collective sports, using the example of a basketball game. The authors of the study conducted an experiment in which they recorded the responses of the team's players at the moment of stopping the game, analyzed their intentions and anticipating the actions of their partners. The main conclusion is that in qualified teams, players operate not only with their own plans, but also take into account the actions and assumptions of partners, which contributes to successful collective decision-making. At the same time, beginners lack such a level of mutual understanding and coordination of actions, which affects the effectiveness of their team play. The level of playing skills and the degrof teamwork of the team are of significant importance for successful cooperation and solving tactical tasks. The authors propose to consider gaming activity as a reflexive game, where each player imitates the intentions of partners, which contributes to mutual understanding and successful team work.
Keywords: player, partners' plan, own plan, ball selection, ball, partner.
1649