Увеличение показателя уровня спортивного мастерства сборной команды по баскетболу университета посредством корректировок различных позиций игроков
Мелентьев Александр Николаевич,
кандидат экономических наук, доцент кафедры физической культуры Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева E-mail: [email protected]
Косырев Василий Петрович,
профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью Московского государственного института культуры E-mail: [email protected]
Корнишин Игорь Иванович,
к.пед.н., доцент кафедры физической культуры Российского государственного аграрного университета -МСХА им. К.А. Тимирязева E-mail: [email protected]
Корнишина Светлана Николаевна,
старший преподаватель, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева E-mail: [email protected]
Головина Вера Анатольевна,
профессор, к.пед.н., Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева E-mail: [email protected]
Тренировки по баскетболу не являются профильным направлением учебной деятельности, поэтому совмещение достижения определенного уровня профессионального мастерства в рамках университетских команд имеет ряд ограничений. В первую очередь эти ограничения касаются первоначального уровня подготовки, который может существенно отличаться, что оказывает воздействие на выбор игровой позиции для каждого участника команды. В некоторых случаях, игроков с необходимыми качествами для игры определенной роли может не оказаться в команде. В данной статье осуществлен разбор совокупных действий в процессе игры баскетболистов на определенных игровых позициях (тяжелый форвард, легкий форвард, центровой, атакующий защитник, разыгрывающий защитник). Благодаря совокупному коэффициенту был успешно обнаружен уровень технического и тактического профессионализма у игроков различных игровых амплуа.
Ключевые слова: баскетбол, игровые позиции, амплуа, игровая деятельность, технико-тактическое мастерство.
о с
CJ
см л
Согласно самым общим положениям, мастерство игры сборной и ее уровень выступления включает в себя множество показателей развития игроков, такие как: общефизические, морально-волевые качества, а также тактического и технического профессионализма и функционального общего состояния, таким образом, являясь совокупным показателем подготовленности и натренированности. Итоговый результат состязательной активности деятельности спортсменов сильно возрастает, если дифференцировать её показатели по следующим функциям: защитники, нападающие и центровые.
Баскетбол является командным видом спорта, в котором каждая ситуация зависит от уникальных и индивидуальных особенностей всех игроков. Несмотря на то, что на данный момент в командах по баскетболу игроки индивидуальны и могут по меньшей или большей степени взаимно заменять друг друга, у каждого есть свои индивидуальные особые функции.
На поле всегда находятся пять баскетболистов, которые принимают участие в игре, остальные же семь являются запасными игроками вне игры. Для повышения показателей результатов деятельности тренер всегда старается подобрать нужную тактику, поскольку в команде необходимо наличие широкого многообразия по функционалам и особенностям спортсменов, которые занимают четко свои позиции во время игры.
Из этого всего можно сделать вывод, что роль баскетболистов - это та функция, которая дается спортсмену и зависит от его персонального мастерства и навыка. Сегодня имеют место быть пять позиций игроков, где каждый из них выполняет свою индивидуальную задачу в общей деятельности. Каждому баскетболисту присваивается номер в соответствии с его ролью в команде:
1. Разыгрывающий защитник (Point Guard) -номер один. Один из самых главных игроков в команде. Этот игрок обеспечивает и дает остальным игрокам самые лучшие и удачные условия, для того чтобы они приносили максимальную результативность в игре. Следовательно, с этого игрока начинается каждая комбинация, в основном, он укрепляет защиту, а также контролирует членов команды при мгновенных отрывах.
2. Окончание каждой атаки во время игры и осуществление контроля за опасными нападающими - это задачи второго игрока - атакующего защитника (Shooting Guard).
3. Легкий форвард (Small Forward) - номер три. Его задачи схожи с задачами второго игрока, од-
нако номер три блокирует практически каждый бросок, а также более показательно производит отборы.
4. Кто же осуществляет возврат мяча в команду, набор общих очков, не только в атаке, но и в защите. Эти задачи осуществляет игрок номер четыре-тяжелый форвард (Power Forward).
5. Важнейшим звеном в этой цепочке является игрок номер пять - центровой (Center), его самая главная задача заключается в игре под кольцом. Однако, данный игрок может произвести игру от кольца при помощи своей повышенной мобильности, в этой ситуации пятый игрок выполняет функции номера четыре. В этом случае баскетболист будет называться центрфорвардом.
Обозначения каждого игрока, а также их позиций во время игры не регулируются официальными положениями о баскетболе, а скорее носят общий и обуславливающий характер.
Так же бывают и баскетболисты, которые могут выполнять при помощи своих специфических особенностей и мастерства большое количество задач одновременно на площадке. Разносторонние игроки по типу разыгрывающего, которые должны так же осуществлять позицию для подбора, становятся в особенности ценными ресурсами для каждого тренера.
Специальная и уникальная физиологическая и функциональная составляющая подготовки определяется некоторыми средствами, определенными для каждого вида игры. Результативность и эффективность результатов в основных игровых моментах состоит из ряда показателей, известных в спортивных играх: результативности, взаимодействия, активности, наличия ошибок во время игры. Применение составляющих игрового моделирования в некоторых играх разносторонне. Их общее функциональное значение для проведения отбора заключается и состоит в том, что они наводят тренеров на конкретные требования, которые предъявляются к игрокам высшего класса.
Произведенный разбор эффективности баскетболистов различного возрастного сегмента с учетом игрового амплуа в процессе соревнований дает возможность определить и систематизировать значимые отличия в мастерстве и уровне их комбинаций во время игры. Для спортсменов в возрастном диапозоне от семнадцати лет применимы разного рода особенности в зависимости от занимаемой роли в игре. Безусловно, значительный объём игровой нагрузки приходится на защитников и нападающих. Исследования показали, что по всем физическим показателям они опережают центровых. Производя большое количество маневров таких как: штрафные броски, а также броски с игры, в результате которых, на площадке они играют больше игрового времени. Таким образом, показывают высокую результативность. Центровые так же очень полезны для команды, во время борьбы. При проведении анализа было выявлено, что данные игроки осуществляют особенно
высокий процент успешных попаданий бросков с игры, который составил (48,7%). Однако, процент штрафных бросков оказался достаточно низким (62,2%). Штрафные броски оказались наиболее подходящими для нападающих и защитников.
Самое большое количество бросков выполняют игроки от 18-ти до 19-ти лет. Данные игроки демонстрируют не только эффективную передачу, но и не менее эффективные перехваты, которые отрабатываются очень слаженно и четко. Так же было замечено, что баскетболисты подобного возраста обладают наиболее высоким показателем общей результативности. Анализ показал, что в совокупности всех положительных качеств, команда с такими показателями, может показывать очень высокие результаты, однако при рассмотрении остальных показателей, различия выявлены не были.
Целью исследования стало проведение сравнительного разбора игры баскетболистов и их игровых ролей.
Методика и организация исследования. Нами было проведено исследование в рамках команд, играющих исключительно в высшем дивизионе. Для исследования была взята мужская команда РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева по баскетболу.
В результате исследования было рассмотрено большое количество успешных игровых маневров. Наиболее яркими маневрами оказались блок-шо-ты. Так же не менее яркими были разные маневры с мячом, а также его различные передачи.
Для определения такого показателя, как показатель физической совместимости, производились различные исследования, связанные с тестом Купера. Спортсмены выполняли ряд специальных упражнений для выявления ранговой вариативности групповых и индивидуальных показателей. Среди них было ведение мяча, во время, которого спортсмены выдерживали определенный скоростной темп, различные прыжки. Так же баскетболисты демонстрировали свои навыки на упражнениях челночный бег и тест Купера. Нами была применена классификация показателей вариативности по силе. Была взята методика для выявления коэффициента личностной совместимости. Методика была взята из работы Ю.В. Макарова, под названием «Групповое единство».
Оценка соответствия и близости спортсменов производилась при помощи усовершенствованной методики вычисления индекса групповой сплоченности Сишора. По мнению автора, групповая сплоченность - это один из самых важных параметров, который отражает точную степень интеграции членов группы, и ее сплочения в однородную структуру. В данной методике есть 5 вопросов, с возможностью выбора точного ответа. Мы переводили ответы в баллы, сумма которых абсолютно точно отразила общую, а в дальнейшем и итоговую оценку социально-психологической составляющей спортсменов. За максимальный показатель была взята сумма баллов +19. Минимум
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
продемонстрировал -5 баллов. При выявлении определенного тождественного уровня совместимости группы в совместной работе брали за основу экспериментальную методику по И.В. Герасимовой, она включает в себя выполнение командой необходимого совместного упражнения и определение путём времени, которое необходимо для выполнения поставленной задачи.
Результаты взаимодействия в определенных игровых ситуациях спортсменов вычислялись при помощи методики точных экспертных оценок (экспертами выступили опытные и высококвалифицированные специалисты в такой области как физическая культура и спорт), где они производили запись игр, давали оценку общей эффективности взаимодействия конкретного баскетболиста с другими спортсменами.
Использовались коэффициенты результативности (скорости реакций, темпового уровня, успешного взаимодействия). Сама же результативность игровых показателей вычислялась при помощи анкеты. Анкета называется «Субъективные показатели игровых взаимодействий». В ней спортсмены демонстрировали свое взаимодействие с другими игроками.
Так же был выполнен ряд экспериментов, во время которого баскетболисты выполняли передачи с временными показателями 5 минут. Это дало нам выявить вариативность сыгранности. Скорость упражнений периодически изменялась, для того чтобы создать максимально приближенные условия, которые происходят во время игры и соревнований различного уровня. Показательность и результативность вычислялась по шкале, состоящей из десяти баллов тренерами и экспертами.
Итоги анализа демонстрируют индивидуальную особенность центровых игроков, которые по данным теста оказались самыми ценными для команды игроками, потому как они не только выполняют ведущую роль в игре, но и задают определенный стиль для всей команды, а также тактические особенности для конкретных моментов. У тяжёлых форвардов коэффициент технико-тактических навыков достаточно высок. Во время игры, данные игроки выполняют большое количество игровых комбинаций и создают большое количество удобных моментов для команды. Было выявлено, большое количество проходов, которое выполняли четвертый, а так же пятый номер. Данные игроки приносят команде огромную пользу, так как они часто инициируют фолы, а так же выполняют качественные броски. Самая основная часть определенных игровых моментов выполняется разыгрывающим защитником, а также центровым и тяжелым форвардом. Важность приведенных технических амплуа в выполнении определенных комбинаций выполняемых во время игры, 5 а также демонстрации как технического, так и так-§ тического мастерства в ряду других амплуа нахо-£ дит объяснение в том, что спортсмены, являясь ° главными позициями, проводят игру, осуществляя ав ведущую роль в команде.
Выводы
1. Коэффициенты деятельности в соревнованиях среди возрастной категории, которая колеблется между восемнадцати и девятнадцатилетними игроками имеют определенную сбалансированность, не зависимых от выполняемых ими действий. Отличительные индивидуальные черты, которые связаны с осуществлением наиболее важных задач в общей командной модели, синхронизируются и фиксируются. Данное положение будет являться характерной чертой указанного контингента.
2. Баскетболисты наделены более усредненным уровнем сыгранности (с учетом наличия высокой вариации), а результат взаимосвязанных действий спортсменов представляется наиболее высоким благодаря средним показателям (но при учете самооценки - высокими). Так же был успешно обнаружен вариативный разброс личностных коэффициентов взаимодействий спортсменов.
3. Возможность показать хорошую игру баскетболистов, которая достаточно сильно переплетается с индивидуальной результативностью, связана с физической деятельностной совместимостью, а также с эффективностью их взаимозаменяемых действий. При этом обнаружено лишь одно однонаправленное влияние: деятельностная совместимость оказывает влияние на игровую сыгранность.
4. Итоги, которые были получены продемонстрировали необходимость проведения определенной разработки и внесения новых педагогических средств, которые нацелены на повышение коэффициента результативности и успешности игровых взаимных действий, повышения и развития у спортсменов способности вести и осуществлять анализ игровых действий, а также объективно проводить оценку своих действий.
5. Выявлена относительно высокая сыгранность у баскетболистов. Вывод можно сделать следующий: Каждый молодой игрок не готов демонстрировать четкую и хорошую сыгранность, однако не все игроки ведут подобную тактику, некоторые все-таки склонны к взаимодействию и ведению совместной тактики. Данное исследование наглядно показывает высокую нехватку педагогической деятельности, а также необходимость повышения темпов формирования команд, которые смогут демонстрировать совместимость, сыгранность и командную слаженную тактику.
Литература
1. Дубатовкин В.И., Фроловин С.А. Применение инновационных технологий в современном баскетболе // В сборнике: Современные проблемы и технологии развития физической культуры и спорта в вузах Минсельхоза России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции для преподавателей физической культуры. 2018. С. 10-12.
2. Корнишин И.И., Корнишина С.Н. Роль спортивных соревнований в психологической подготовке студентов спортсменов // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Под общей ред. О.М. Поповой. 2016. С. 214-216.
3. Корнишин И.И., Корнишина С.Н., Фроловин С.А. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки студентов аграрных вузов современными педагогическими технологиями // В сборнике: Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма аграрных вузов России Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 38-41.
4. Корнишин И.И., Корнишина С.Н., Фроловин С.А. Психологическая подготовка в спортивных соревнованиях, как один из аспектов формирования здорового образа жизни студентов аграрных вузов // В сборнике: Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма аграрных вузов России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 305-308.
5. Мелентьев А.Н., Корнишин И.И., Корниши-на С.Н., Фроловин С.А. Практические занятия в группах спортивного отделения по баскетболу. Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей физической культуры / Москва, 2019.
6. Мелентьев А.Н. Специальная физическая подготовка игроков в настольный теннис. Методические указания для студентов и преподавателей физической культуры / Москва, 2008.
7. Мелентьев А.Н., Никитченко С.Ю. Физическое и психическое здоровье студентов аграрных вузов // В сборнике: РУДИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Материалы X Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. 2014. С. 283-285.
8. Сторчевой Н.Ф., Мелентьев А.Н. Эффективность учебно-тренировочного процесса при физкультурно-оздоровительной подготовке студентов аграрных вузов (на примере футбола) // Современное педагогическое образование. 2019. № 2.С. 49-55.
THE LEVEL INCREASE OF SPORTSMANSHIP OF THE UNIVERSITY BASKETBALL TEAM BY ADJUSTING THE DIFFERENT POSITIONS OF THE PLAYERS
Melentiev A.N., Kosyrev V.P., Kornishin I.I., Kornishina S.N., Golovina V.A.
Russian state Agrarian University - Moscow agricultural Academy; name's K.A. Timiryazev; State Institute of Culture; Russian University of Chemical Technology name's D.I. Mendeleev
Basketball training is not a core area of educational activity, therefore, the combination of achieving a certain level of professional skill within the framework of university teams has a number of limitations. First of all, these restrictions relate to the initial level of training, which can differ significantly, which affects the choice of a playing position for each team member. In some cases, players with the necessary qualities to play a certain role may not be on the team. This article analyzes the aggregate actions during the game of basketball players in certain playing positions (heavy forward, light forward, center, attacking defender, point guard). Thanks to the cumulative coefficient, the level of technical and tactical professionalism was successfully detected among players of various playing roles.
Keywords: basketball, playing positions, role, playing activity, technical and tactical skills.
References
1. Dubatovkin V. I., Frolovin S.A. Application of innovative technologies in modern basketball // In the collection: Modern problems and technologies of development of physical culture and sports in higher education institutions of the Ministry of Agriculture of Russia. Collection of materials of the All-Russian scientific and Practical Conference for teachers of Physical Culture. 2018. pp. 10-12.
2. Kornishin I. I., Kornishina S.N. The role of sports competitions in the psychological training of student athletes // In the collection: Actual problems and prospects of development of physical culture and sports in higher educational institutions of the Ministry of Agriculture of Russia Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.M. Popova. 2016. pp. 214-216.
3. Kornishin I. I., Kornishina S.N., Frolovin S.A. Improvement of professional and applied physical training of students of agricultural universities with modern pedagogical technologies // In the collection: Promising directions in the field of physical culture, sports and tourism of agricultural universities of Russia Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. 2018. pp. 38-41.
4. Kornishin I. I., Kornishina S.N., Frolovin S.A. Psychological training in sports competitions, as one of the aspects of the formation of a healthy lifestyle of students of agricultural universities // In the collection: Promising directions in the field of physical culture, sports and tourism of agricultural universities in Russia. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. 2018. pp. 305-308.
5. Melentyev A. N., Kornishin I.I., Kornishina S.N., Frolovin S.A. Practical classes in groups of the sports department of basketball. Educational and methodical manual for students and teachers of physical culture / Moscow, 2019.
6. Melentyev A.N. Special physical training of table tennis players // Guidelines for students and teachers of physical culture / Moscow, 2008.
7. Melentyev A. N., Nikitchenko S. Yu. Physical and mental health of students of agricultural universities // In the collection: RUDIK-OV READINGS Materials of the X International Scientific and Practical Conference of Psychologists of Physical Culture and Sports. 2014. pp. 283-285.
8. Storchevoy N. F., Melentyev A.N. Efficiency of the educational and training process in the physical culture and health training of students of agricultural universities (on the example of football) // Modern pedagogical education. 2019. No. 2. pp. 49-55.
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со