Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В ТРЕНИРОВКЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В ТРЕНИРОВКЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА / ТРЕНИРОВКА / ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА / ЭКСПЕРИМЕНТ / ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ / НАЧИНАЮЩИЕ ЛЕГКОАТЛЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнишина Светлана Николаевна, Корнишин Игорь Иванович, Головина Вера Анатольевна, Мелентьев Александр Николаевич

В статье рассматривается применение игровых средств в тренировке начинающих легкоатлетов, проведение эксперимента, доказывающее необходимым включать в спортивную тренировку игровой материал, что специально подобранные в определённой части занятия легкоатлетов игровые средства способствуют развитию быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости. Разработанная методика подготовки легкоатлета с применением игровых средств в подготовительном периоде значительно влияет на развитие физических качеств и изменение результатов в соревновательном периоде в сторону улучшения. Особенность подготовки легкоатлетов в игровом варианте воспитывает необходимые спортсмену волевые качества, а также быстроту реакции, организованность, собранность, наблюдательность, что значительно повышает все функции организма для преодоления циклических дистанций и выполнения соревновательных ациклических видов лёгкой атлетики. Систематическое включение игровых средств в тренировочные занятия развивает активность, направленную на достижение поставленных целей, уверенность в своих силах, стремление к борьбе, решительность и упорство, направленное на достижение победы. Проведение занятий с использованием игровых средств оказывает положительное влияние на сплоченность коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнишина Светлана Николаевна, Корнишин Игорь Иванович, Головина Вера Анатольевна, Мелентьев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF GAME TOOLS IN THE TRAINING OF ATHLETES

The article discusses the use of game tools in the training of novice athletes, conducting an experiment that proves the need to include game material in sports training, that specially selected game tools in a certain part of the training of athletes contribute to the development of speed, strength, endurance, flexibility and dexterity. The developed method of training athletes with the use of game tools in the preparatory period significantly affects the development of physical qualities and changes in the results in the competitive period in the direction of improvement. The peculiarity of training athletes in the game version brings up the necessary strong-willed qualities of the athlete, as well as quick reaction, organization, concentration, observation, which significantly increases all the functions of the body to overcome cyclic distances and perform competitive acyclic types of athletics. The systematic inclusion of game tools in training sessions develops activity aimed at achieving goals, self-confidence, the desire to fight, determination and perseverance aimed at achieving victory. Conducting classes using game tools has a positive impact on team cohesion.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В ТРЕНИРОВКЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ»

Применение игровых средств в тренировке легкоатлетов

Корнишина Светлана Николаевна,

старший преподаватель, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева E-mail: pochta@muctr.ru

Корнишин Игорь Иванович,

доцент, к.пед.н., доцент кафедры физической культуры Российского государственного аграрного университета -МСХА им. К.А. Тимирязева, E-mail: pochta@muctr.ru

Головина Вера Анатольевна,

профессор, к.пед.н., Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева E-mail: pochta@muctr.ru

Мелентьев Александр Николаевич,

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры физической культуры Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева E-mail: anmagesa@mail.ru

В статье рассматривается применение игровых средств в тренировке начинающих легкоатлетов, проведение эксперимента, доказывающее необходимым включать в спортивную тренировку игровой материал, что специально подобранные в определённой части занятия легкоатлетов игровые средства способствуют развитию быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости. Разработанная методика подготовки легкоатлета с применением игровых средств в подготовительном периоде значительно влияет на развитие физических качеств и изменение результатов в соревновательном периоде в сторону улучшения. Особенность подготовки легкоатлетов в игровом варианте воспитывает необходимые спортсмену волевые качества, а также быстроту реакции, организованность, собранность, наблюдательность, что значительно повышает все функции организма для преодоления циклических дистанций и выполнения соревновательных ациклических видов лёгкой атлетики. Систематическое включение игровых средств в тренировочные занятия развивает активность, направленную на достижение поставленных целей, уверенность в своих силах, стремление к борьбе, решительность и упорство, направленное на достижение победы. Проведение занятий с использованием игровых средств оказывает положительное влияние на сплоченность коллектива.

Ключевые слова: лёгкая атлетика, тренировка, игровые средства, эксперимент, игровой материал, начинающие легкоатлеты.

о с

U

см о см

В практике тренировки начинающих легкоатлетов ещё недостаточное место отводится игровым средствам, применение которых имеет важное значение для совершенствование методики тренировки и для привлечения студентов к регулярным занятиям.

Содержание занятий начинающих легкоатлетов должно во многом отличаться от занятий мастеров спорта. Оно определяется, прежде всего, различным уровнем подготовленности.

Можно предположить, что при использовании в тренировочных занятиях игр, специально подобранных, эти занятия станут более эффективными и интересными. Кроме того, применение игрового материала в тренировке легкоатлетов может иметь большое воспитательное значение.

Основные задачи, которые были, поставлены перед началом работы состояли в следующем:

• подбор и систематизацию игрового материала в соответствии с задачами тренировки начинающих легкоатлетов в подготовительном периоде;

• разработку методики применения игрового материала в системе тренировки начинающих легкоатлетов в подготовительном периоде;

• определение влияния игрового материала на развитие и физических качеств и изменение результатов в некоторых видах легкой атлетике.

Использовали следующие методы исследования: обобщение практического опыта работы тренеров и спортсменов; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; врачебный контроль; контрольные упражнения.

Первый этап эксперимента

Подбор и практическое опробование игрового материала. Каждая игра или игровое упражнение было опробовано несколько раз для того, чтобы окончательно убедиться в их пригодности. Отбирали материал, который эффективно воздействовал бы на развитие быстроты движений и силы, быстроты реакции, способности быстро набирать скорость в беге и на освоение навыков, структурно сходных с легкоатлетическими упражнениями.

В первом этапе мы проводили занятия с экспериментальной группой, состоящей из 24 студентов I и II курсов. Занимались три раза в неделю в зале и на открытом воздухе. Всего было проведено 55 экспериментальных занятий. Все игровые средства, отобранные нами в этой группе, были проверены вторично на других группах (42 занятия).

В повторном опробовании игрового материала было занято 120 студентов I и II курсов.

На основании результатов исследования была составлена классификация игровых средств применительно к легкой атлетике.

Второй этап эксперимента

Он был проведен со студентами I и II курсов, из которых были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. Для определения исходного уровня развития физических качеств все испытуемые прошли контрольные испытания в следующих упражнениях: бег на 100 метров с низкого старта, бег на 200 метров с низкого старта, прыжки в длину с разбега, бег на 15 метров с низкого старта, прыжки в длину с места, прыжок вверх с места, упражнения с ядром (7,260 кг).

При проведении каждого контрольного упражнения студентам напоминали о том, что они должны показать максимальный результат. Для побуждения к этому в процессе испытаний между занимающимися проводили соревнования на лучшие результаты в контрольных упражнениях. В одном занятии выполняли не более 2-3 контрольных упражнений.

По спортивной квалификации все занимающиеся в экспериментальной и контрольной группах были начинающими легкоатлетами.

Занятия в экспериментальной группе проводили для решения следующих задач: определения места игры в уроке: определения игрового материала, используемого в тренировочных занятиях, на развитие физических качеств и изменение результатов в спринте (100, 200 метров) и прыжках в длину с разбега.

При проведении занятий в экспериментальной группе игровой материал, отобранный на I этапе эксперимента, систематически включали в каждое тренировочное занятие на протяжении всего второго этапа (около 36% времени урока).

Для того чтобы выявить наиболее целесообразное место игры в уроке, мы применяли игры, игровые упражнения и эстафеты либо в начале, либо по ходу урока или в конце урока и обращали внимание на то, какое воздействие на испытуемых оказывает игра (возбуждены ли испытуемые, легко ли переключаются на выполнение других упражнений, с каким вниманием и правильно ли они выполняют эти упражнения, могут ли испытуемые контролировать свои движения в процессе обучения). Одновременно с фиксацией нагрузки отмечали состояние у испытуемых (устойчивое, неустойчивое), характер выполнения заданий (правильно, ритмично, активно, неактивно, с нежеланием) и утомление (незначительное, среднее, значительное). Утомление определяли при помощи динамометрии. После занятий систематически опрашивали занимающихся. Этот опрос помог установить наиболее целесообразное место игровых средств в уроке.

Сравнение показателей, полученных в контрольной и экспериментальной группах на 2 этапе эксперимента, дало нам возможность сделать за-

ключение о влиянии игровых средств на развитие физических качеств у испытуемых и изменение результатов в спринте и прыжках.

Данные наблюдений, полученные в контрольной группе, сравнили с данными, полученными в экспериментальной группе, и на основании этого выявили особенности, присущие игровому методу, который применяли в экспериментальной группе.

Для подтверждения данных, полученных в результате наблюдений в экспериментальной группе, мы эпизодически (5 занятий) применяли игровые средства в работе с контрольной группой и соответственно в 5 занятиях в экспериментальной группе не использовали их. Это позволило проследить, какое влияние оказывают игровые средства на ход занятий в обеих группах.

В процессе занятий в контрольной группе использовали средства тренировки, являющиеся наиболее типичными для легкоатлетов (общераз-вивающие упражнения без снарядов, со снарядами, специальные упражнения, старты, ускорения, упражнения с отягощениями, повторный и переменный бег и другие средства).

Повторные испытания проводили по той же методике, что и исходные контрольные испытания. В таблицах 1 и 2 приводим данные исходных и повторных контрольных испытаний в обеих группах.

В экспериментальной и контрольной группах было проведено по 67 занятий. Общее направление в работе с обеими группами предусматривало подготовку бегунов; метания и прыжки применялись и осваивались как дополнительные виды.

Занятия в обеих группах проводили по единому тренировочному циклу. Места занятий тоже были одинаковыми. В обеих группах предусматривалось последовательное увеличение объёма и интенсивности тренировочной нагрузки.

Отличие в содержании занятий экспериментальной и контрольной групп заключалось в том, что в план занятий с экспериментальной группой были включены игровые средства, которые систематически применялись в занятиях и составили 36% от общего времени, затраченного на проведение занятий в экспериментальной группе. Остальные 64% времени в экспериментальной группе отводили на упражнения, обычно применяемые в тренировке легкоатлетов. В контрольной группе игровые средства применялись лишь эпизодически (рис. 1).

Таблица 1. Контрольная группа (средние показатели)

№ пп Контрольные упражнения Исходные результаты Повторные результаты Показатели изменений

1. Бег 100 метров 13,31 12,6-14,7 13,02 12,5-13,5 0,29

2. Бег 200 метров 28,67 26,0-30,02 27,74 25,7-28,8 0,93

3. Бег 15 метров 3,02 2,8-3,2 3,01 2,8-3,2 0,01

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Окончание

о с

и

№ пп Контрольные упражнения Исходные результаты Повторные результаты Показатели изменений

4. Прыжок в длину с разбега 4,60 4,99-4,10 4,77 5,10-4,20 0,17

5. Упражнения с ядром 4,97 5,80-4,41 5,05 5,83-4,22 0,08

6. Прыжок в длину с места 2,37 2,57-2,18 2,44 2,62-2,19 0,07

7. Прыжок вверх с места 0,47 0,58-0,40 0,50 0,59-0,40 0,33

Таблица 2. Экспериментальная группа (средние показатели)

№ пп. Контрольные упражнения Исходные результаты Повторные результаты Показатели изменений

1. Бег 100 метров 13,62 12,8-14,6 12,84 12,0-13,4 0,78

2. Бег 200 метров 28,08 25,5-30,02 26,75 25,0-28,2 1,33

3. Бег 15 метров 2,86 2,5-3,2 2,66 2,3-3,1 0,20

4. Прыжок в длину с разбега 4,57 5,30-4,10 4,91 5,53-4,20 0,34

5. Упражнения с ядром 4,66 5,98-3,97 5,00 6,30-4,15 0,34

6. Прыжок в длину с места 2,39 2,68-2,13 2,45 2,70-2,17 0,06

7. Прыжок вверх с места 0,49 0,60-0,34 0,54 0,63-0,40 0,05

Показатели изменений (средние показатели)

1,33

0

0,01

0,34 0,34 0,33

ал

0,08 0,00,06 0,05

бег 100 бег 200 бег 15 м прыжок упражне прыжок прыжок

м м в длину ние с в длину вверх с

с ядром с места места разбега

I контрольная группа 0,29 0,93 0,01 0,17 0,08 0,07 0,33

I экспериментальная группа 0,78 1,33 0,2 0,34 0,34 0,06 0,05

Рис. 1

В результате эксперимента было отобрано 12 игровых упражнений, 32 подвижные игры, 7 различных эстафет (с вариантами), 14 упрощенных спортивных игр. Они были систематизированы в зависимости от воздействия на развитие физических качеств (применительно к лёгкой атлетике).

Была разработана методика применения игрового материала в системе тренировки легкоатлетов-новичков.

Установлено, что в разминке нецелесообразно проводить в высоком темпе напряженную двустороннюю игру в баскетбол, «борьбу за мяч» и дру-

гие подобные игры. Они в значительной степени возбуждают занимающихся, и в последующей части урока становится трудно переключить их на работу над техникой. Кроме того, игра, проведённая с нарастанием темпа, приводит к быстрому утомлению занимающихся. Вследствие этого испытуемые не могут выполнить должным образом задание, направленное на совершенствование техники в последующей части урока.

При проведении игры во время разминки в спокойном темпе подобных явлений не наблюдается.

Продолжительность игры на легкоатлетическом уроке зависит от темпа и вида игры.

Учитывая конкретные способности каждого занятия, преподаватель должен руководствоваться следующими рекомендациями:

• игровые упражнения целесообразно включать в подготовительную часть урока, комбинируя их с упражнениями, предназначенными для общего разогревания организма и развития физических качеств;

• эстафеты следует включать в основную часть урока и проводить их после работы над техникой, но перед игрой.

После эстафет и игр занимающимся необходимо дать бег в медленном темпе и выполнение нескольких упражнений на расслабление.

Наши наблюдения показали, что в начале экспериментальных занятий уровень развития волевых качеств был примерно одинаковым у испытуемых экспериментальной и контрольной групп.

В конце эксперимента волевые качества у занимающихся в экспериментальной группе повысилась в большей мере, чем в контрольной группе. Это мы объясняем тем, что в экспериментальной группе регулярно применяли игровые средства в тренировках, в каждом занятии возникало состязание, в котором занимающиеся направляли волевые усилия на достижение победы, развивая таким образом свою волю. Коллективный характер игр заставлял занимающихся усилить их волевые стремления и добиваться общей победы.

Все испытуемые находились под постоянным врачебным контролем. Кроме того, испытуемые экспериментальной группы на втором этапе проходили систематическое обследование. Испытуемых обследовали по комплексной методике, которая включала сбор анамнеза, инструментальное и лабораторное, функциональное исследования.

По данным медицинского контроля, процесс тренировки оказал положительное воздействие на здоровье и физическое развитие испытуемых обеих групп. Улучшилось функциональное состояние организма. Отрицательных отклонений в состоянии здоровья испытуемых обеих групп не обнаружено.

Выводы

1. Игровой материал является ценным средством тренировки легкоатлетов. Игровые средства, специально подобранные для тренировки лег-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

коатлетов, способствуют развитию быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости.

2. Игровые средства, применяемые в тренировке легкоатлетов, должны быть разнообразны. Следует использовать эстафеты, подвижные и спортивные игры и игровые упражнения.

3. В занятиях с начинающими легкоатлетами на проведение игры следует отводить ЛА часть занятия.

4. При проведении занятий с начинающими легкоатлетами подвижные и спортивные игры целесообразно проводить на уроке после работы, направленной на освоение техники. Игру, предназначаемую для разминки, следует проводить в невысоком темпе продолжительностью 15-20 минут.

5. Игровые упражнения целесообразно включать в подготовительную часть урока, комбинируя их с обычными упражнениями, применяемые для разогревания организма. Эстафеты следует проводить в основной части занятия после работы над техникой.

6. Систематическое включение игровых средств в тренировочные занятия развивает активность, направленную на достижение поставленных целей, уверенность в своих силах, стремление к борьбе, решительность и упорство, направленное на достижение победы.

7. Проведение занятий с использованием игровых средств оказывает положительное влияние на сплоченность коллектива.

8. Применение игрового метода в тренировке начинающих легкоатлетов, по данным врачебного контроля, оказывает положительное влияние на физическое развитие и состояние здоровья занимающихся.

Литература

1. Корнишин, И.И. Возможности развития двигательных способностей, повышения работоспособности и укрепления здоровья студентов в условиях вуза / И.И. Корнишин, С.Н. Кор-нишина // В сборнике: Современные проблемы и технологии развития физической культуры и спорта в вузах Минсельхоза России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции для преподавателей физической культуры. - 2018. - С. 13-16.

2. Головина, В.А. Возможности организации занятий физической культурой и спортом в вузе / В.А. Головина, С.И. Сучков, Т.Н. Акулова // В сборнике: Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. - 2018. -С. 274-275.

3. Корнишин, И.И. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки студентов аграрных вузов современными педагогическими технологиями /

И.И. Корнишин, С.Н. Корнишина, С.А. Фроло-вин // В сборнике: Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма аграрных вузов России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2018.- С. 38-41.

4. Корнишин, И.И., Корнишина, С.Н. Роль спортивных соревнований в психологической подготовки студентов спортсменов / И.И. Корнишин, С.Н. Корнишина // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Под общей ред. О.М. Поповой. 2016. С. 214-216.

5. Корнишин, И.И. Разработка тренировочных режимов с учетом оперативной работоспособности студента /И.И. Корнишин, Ю.В. Цеди-лин // В сборнике: Актуальные проблемы профессионального образования в целях устойчивого развития сельского хозяйства. Сборник научных трудов. Москва, 2006. С. 111-112.

6. Мелентьев А.Н., Левина Е.В., Емельянов В.А. Спортивные игры, как неотъемлемая часть физической подготовки студентов очной формы обучения на занятиях по физической культуре.Методические рекомендации для студентов и преподавателей физической культуры / Москва, 2011.

7. Мелентьев А.Н., Рыбчук Н.С. Особенности контроля физической нагрузки на занятиях легкой атлетикой в вузе. В сборнике: Современные проблемы и технологии развития физической культуры и спорта в вузах Минсельхоза России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции для преподавателей физической культуры. 2020. С. 40-43.

THE USE OF GAME TOOLS IN THE TRAINING OF ATHLETES

Kornishina S.N., Kornishin I.I., Golovina V.A., Melentiev A.N.

Russian University of Chemical Technology name's D.I. Mendeleev, Russian state Agrarian University - Moscow agricultural Academy. name's K.A. Timiryazev

The article discusses the use of game tools in the training of novice athletes, conducting an experiment that proves the need to include game material in sports training, that specially selected game tools in a certain part of the training of athletes contribute to the development of speed, strength, endurance, flexibility and dexterity. The developed method of training athletes with the use of game tools in the preparatory period significantly affects the development of physical qualities and changes in the results in the competitive period in the direction of improvement. The peculiarity of training athletes in the game version brings up the necessary strong-willed qualities of the athlete, as well as quick reaction, organization, concentration, observation, which significantly increases all the functions of the body to overcome cyclic distances and perform competitive acyclic types of athletics. The systematic inclusion of game tools in training sessions develops activity aimed at achieving goals, self-confidence, the desire to fight, determination and perseverance aimed at achieving victory. Conducting classes using game tools has a positive impact on team cohesion.

Keywords: athletics, training, game tools, experiment, game material, novice athletes.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

References

1. Kornishin, I.I. Opportunities for the development of motor abilities, improving performance and strengthening the health of students in the conditions of the university / I.I. Kornishin, S. N. Kor-nishina // In the collection: Modern problems and technologies of development of physical culture and sports in higher education institutions of the Ministry of Agriculture of Russia. Collection of materials of the All-Russian scientific and Practical conference for teachers of physical culture. - 2018. - p. 13-16.

2. Golovina, V.A. The possibilities of organizing physical culture and sports classes in higher education / V.A. Golovina, S.I. Suchkov, T.N. Akulova // In the collection: Physical education and student sports through the eyes of students. Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical conference with international participation. Edited by R.A. Yusupov, B.A. Akish-in. - 2018. - p. 274-275.

3. Kornishin, I.I. Improvement of professional and applied physical training of students of agricultural universities with modern pedagogical technologies / I.I. Kornishin, S.N. Kornishina, S.A. Frolovin // In the collection: Promising directions in the field of physical culture, sports and tourism of agricultural universities in Russia. Materials of the All-Russian scientific and practical conference. - 2018. - p. 38-41.

4. Kornishin, I. I., Kornishina, S.N. The role of sports competitions in the psychological training of student athletes / I.I. Kornishin, S.N. Kornishina // In the collection: Actual problems and prospects of development of physical culture and sports in higher educational institutions of the Ministry of Agriculture of Russia. Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.M. Popova. 2016. pp. 214-216.

5. Kornishin, I.I. Development of training modes taking into account the operational efficiency of the student /I. I. Kornishin, Yu.V. Tsedilin // In the collection: Actual problems of vocational education for the sustainable development of agriculture. Collection of scientific papers. Moscow, 2006. pp. 111-112.

6. Melentyev A. N., Levina E.V., Emelyanov V.A. Sports games as an integral part of physical training of full-time students in physical education classes.Methodological recommendations for students and teachers of physical culture / Moscow, 2011.

7. Melentyev A. N., Rybachuk N.S. Features of control of physical activity in athletics classes at the university. In the collection: Modern Problems and Technologies of Development of Physical Culture and Sports in Higher Education Institutions of the Ministry of Agriculture of Russia. Collection of materials of the All-Russian scientific and Practical conference for teachers of physical culture. 2020. pp. 40-43.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.