РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
DEVELOPMENT OF SPEED AT YOUNG ATHLETS AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING
Сысоева Зоя Сергеевна
студент
факультет естественнонаучного образования, физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет
г. Волгоград, Россия Sysoeva Zoya Sergeevna student
Faculty of Science Education, physical culture and life safety Volgograd State Socio-Pedagogical University
Volgograd, Russia
Стешенко Валерия Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика обучения физической культуре
и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет
г. Волгоград, Россия Steshenko Valeria Viktorovna candidate of pedagogical sciences, associate professor Department "Theory and methods of teaching physical culture
and life safety "" Volgograd State Socio-Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы! развития скоростны/х способностей юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки. Предложены/ средства и методы>/ развития быстроты. Результаты/ педагогического эксперимента свидетельствуют о целесообразности применения экспериментальной методики для юны/х легкоатлетов 11-13 лет.
Abstract. The article deals with the development of speed capabilities of young athletes at the initial training stage. The proposed tools and methods for the development of speed. The results of the pedagogical experiment indicate the feasibility of using an experimental method for young athletes 11-13 years old.
Ключевы>/е слова: юные легкоатлеты*!, этап начальной подготовки, структурные основы! физического качества быстрота, средства и методы/ развития бы/строты/.
Keywords: young athletes, initial training stage, the structural basis of physical quality, speed, means and methods of speed development.
Высокий уровень мировых спортивных достижений в легкой атлетике требует постоянного совершенствования процесса многолетней подготовки спортсменов.
Известно, что основы будущих результатов закладываются в детском возрасте на этапе начальной подготовки. Качественная подготовка юных легкоатлетов - одна из главных задач подготовки спортивного резерва, сохранения престижа легкоатлетического спорта в стране.
В подавляющем большинстве видов легкой атлетики решающее значение для достижения высоких спортивных результатов имеет высокий уровень развития быстроты, для целенаправленного развития которой самым благоприятным считается возраст 10-13 лет [4].
Повышение уровня развития быстроты движений заключается во всестороннем совершенствовании функциональных возможностей организма, определяющих скоростные характеристики двигательной деятельности человека.
К сожалению, на практике юные спортсмены в основном тренируются на повышенных скоростях. Такой подход к тренировке позволяет в короткий срок показать довольно высокие результаты за счет приспособления организма к скоростным движениям и быстрого развития качеств, так как скоростная тренировка является интенсивной. Однако, злоупотребление максимальными скоростями не только не создает базы для будущего совершенствования, но и мешает развиваться физическим качествам, которые обеспечивают совершенствование быстроты движений. Основными факторами для развития быстроты являются: развитие мышечной силы, овладение правильной рациональной техникой движений и совершенствование в требуемом направлении деятельности центральной нервной системы.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс подготовки юных легкоатлетов 11-13 лет.
Предмет исследования: методика развития быстроты у юных легкоатлетов группы начальной подготовки.
Цель исследования: повышение уровня проявления быстроты у юных легкоатлетов группы начальной подготовки.
Гипотеза исследования: качество учебно-тренировочного процесса направленного на развитие быстроты юных легкоатлетов будет более эффективным, если учитывать:
- возрастные факторы развития скоростных способностей;
- физиологическую соразмерность тренировочных средств и методов, направленных на развитие элементарных и комплексных форм проявления быстроты.
Для решения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучить структурные основы качества быстроты и факторы, определяющие уровень ее развития.
2. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития быстроты у юных бегунов.
3. Экспериментально обосновать эффективность методики развития
быстроты у юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
В результате анализа современной литературы и данных передового практического опыта было выявлено, что:
Двигательное качество быстрота определяет скоростные возможности человека в определенных упражнениях.
Элементарные формы проявления быстроты (время двигательной реакции; скорость одиночного движения; частота или темп локальных движений) относительно независимы и требуют принципиально отличных средств развития.
В спортивных дисциплинах приходится встречаться, как правило, с комплексным проявлением этого качества, которое реализуется в скорости выполнения упражнений. При этом следует помнить, что скорость выполнения целостного двигательного акта зависит не только от уровня быстроты, но и от развития силы и скоростно-силовых качеств, техники движений и т.п. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека
[2,3]
Необходимо учитывать, что проявление всех элементарных форм быстроты обусловлено двумя факторами: деятельностью нейромоторного механизма и способностью к быстрейшей мобилизации состава двигательного действия. Первый фактор во многом обусловлен генетически и совершенствуется очень незначительно. Второй поддается тренировке и представляет основной резерв в развитии элементарных форм быстроты. Их совершенствование обеспечивается главным образом за счет приспособления моторного аппарата к заданным условиям решения двигательной задачи и овладения рациональной внутри мышечной и межмышечной координацией [1].
Специалисты также выделяют следующие факторы, которые определяют уровень и качество скоростных способностей человека [1,2,3,4]: лабильность нервных процессов; содержание АТФ в мышцах и скорости ее расщепления и ресинтеза; личностно-психические факторы: (мотивация, проявление воли, эмоции); факторы генотипа.
Изменение скоростных качеств в процессе развития происходит неравномерно: наблюдаются периоды естественного изменения морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата, обеспечивающего прирост скоростных качеств, и периоды, в которых возможно достижение максимальных темпов прироста разных скоростных качеств под воздействием тренировки.
Наименьшую восприимчивость к тренировке способности быстрого восприятия и реагирования на внешние сигналы обнаруживают дети в возрасте около 11-14 лет, тогда как у детей 9-12 лет наблюдается наибольший прирост скорости двигательной реакции при тренировке. Наиболее эффективно скорость движений развивается в возрасте 11-13 лет и к 13-14 годам быстрота движений достигает величин, близких к параметрам взрослых.
Средствами развития быстроты как двигательного качества являются скоростные упражнения. Их можно разделить на три основные группы.
Первую, широко применяемую, составляют упражнения комплексного воздействия на все основные компоненты скоростных способностей. Это, прежде всего, спортивные и подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий, единоборства, гимнастические и акробатические упражнения, разнообразные
прыжки.
Во вторую группу входят скоростные упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:
а) на быстроту реакции;
б) на скорость выполнения отдельных движений;
в) на улучшение частоты движений;
г) на улучшение стартовой скорости;
д) на скоростную выносливость;
е) на быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом.
Третью, самую обширную группу образуют упражнения:
а) сопряженного воздействия на скоростные и все другие способности;
б) сопряженного воздействия на скоростные способности и совершенствование двигательных действий.
Например, упражнения в прыжках можно использовать для одновременного развития скоростных и силовых способностей [2].
Поскольку этап начальной подготовки характеризуется интенсивным приростом скоростных возможностей ребенка (сокращается время двигательной реакции, время одиночного движения, темпа движения и скорости бега в целом) рядом специалистов рекомендовано воспитывать быстроту с помощью специально подобранных подвижных игр; упражнений, развивающих способность к выполнению быстрых движений, различных эстафет. В основном содержание занятий должно быть игровым.
В рамках проведения педагогического эксперимента были организованы две группы школьников, занимающиеся в секции легкой атлетики - контрольная 13 человек и экспериментальная 14 человек. Состав данных групп был идентичен по составу и уровню подготовленности (Р>0,05) (см. табл. 1).
Таблица 1
Показатели проявления быстроты у юных легкоатлетов-мальчиков 11-13 лет контрольной и экспериментальной групп до эксперимента
Контрольные упражнения ЭГ, п=14 КГ, п=13 Р
Х ± 5 Х ± 5
Бег 10 м, с. 2,37 ± 0,10 2,39 ±0,08 >0,05
Бег 30 м с ходу, с 5,62 ± 0,24 5,57±0,22 >0,05
Челночный бег 3х10 м, с 8,79 ± 0,46 8,74 ± 0,40 >0,05
Прыжок в длину с места, см 166,70 ± 20,30 164,60±10,92 >0,05
Бег на месте с подниманием
коленей за 15 с , кол-во 87,20 ± 12,45 86,93 ± 10,91 >0,05
касаний
Сгибание и разгибание рук в 9,14 ± 1,38 8,8 ±1,43 >0,05
упоре лежа, кол-во раз
Приступая к экспериментальному обоснованию методики тренировочного процесса на этапе начальной подготовки, мы исходили из рекомендаций специалистов соблюдать следующее соотношение средств ОФП (разминка, общеразвивающие упражнения, подвижные игры, свободные ускорения) и СФП
(беговые, прыжковые, силовые, имитационные упражнения, спортивные игры): соответственно 80% и 20%.
В содержание экспериментальной методики были включены упражнения скоростного и скоростно-силового характера. В комплекс упражнений входили:
- различный бег (зигзагами, на встречу с остановкой, с ускорением, челночный бег);
- рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу; рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками;
- прыжки и выпрыгивания вверх из положения приседа и полу-приседа, прыжки через скакалку;
- броски набивных мячей (1,5 кг),
- игровые задания и эстафеты.
Нужно отметить, что для развития быстроты реагирования на сигнал стартера в беге на короткие дистанции полезно изменять паузу между ожидаемым сигналом и его подачей, а также изменять тип сигнала.
Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание быстроты мы применяли в начале основной части урока, затем использовали упражнения для развития мышечной силы. Огромное значение для эффективного воспитания быстроты движений мы уделяли подвижным и спортивным играм, которые проводились в конце основной части занятия.
По завершению педагогического эксперимента, который длился 24 недели, было проведено повторное тестирование. При этом сравнительный анализ полученных результатов позволяет констатировать, что как в экспериментальной, так и контрольной группах зафиксирована положительная динамика исследуемых показателей.
Однако статистически значимые различия исследуемых показателей до и после эксперимента выявлены в экспериментальной группе. Так, значительные изменения демонстрируют:
- показатель, характеризующий уровень проявления быстроты (бег с ходу 10 м), который изменился в экспериментальной группе на 6,1 %, тогда как в контрольной - на 2,5 %.
- показатель, характеризующий проявление быстроты в беге по дистанции (бег на 30 м) изменился в экспериментальной группе на 4,0 %, и в контрольной - на 2,2 %.
По данным результата челночного бега 3х10м можно судить о быстроте двигательной координации. Результаты у юных спортсменов экспериментальной группы улучшились на 4,9 %.
Также улучшились результаты прыжка в длину с места, прирост показателя в экспериментальной группе составил - 7,6%.
Таблица 2
Показатели проявления быстроты у юных легкоатлетов-мальчиков 11-13 лет контрольной и экспериментальной групп
после эксперимента
Контрольные упражнения ЭГ, n=12 КГ, n=12 P
Х ± 5 Х ± 5
Бег 10 м, с. 2,23 ± 0,06 2,33±0,08 < 0,05
Бег 30 м с ходу, с 5,40 ± 0,17 5,51±0,21 <0,05
Челночный бег 3х10 м, с 8,37 ± 0,38 8,65±0,42 <0,05
Прыжок в длину с места, см 179,80 ± 20,86 168,40±11,22 < 0,05
Бег на месте с подниманием 96,47 ± 11,88 92,63±12,6 <0,05
коленей за 15 с, кол-во касаний
Сгибание и разгибание рук в 15,12 ± 1,98 11,40 ± 2,72 <0,05
упоре лежа, кол-во раз
В целом экспериментальная методика подтвердила свою эффективность и целесообразность применения данной программы не вызывает сомнений.
Литература
1. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М. : Физкультура и спорт, 1988. 331 с.
2. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы/ теории и методики развития. М. : Терра спорт, 2000.192 с.
3. Максименко A. M. Теория и методика физической культуры/: учебник для вузов физической культуры/. М. : Физическая культура, 2009. 496 с.
4. Частихин А. А., [и др.]. Многомерное моделирование детерминации возрастной динамики двигательны/х способностей школьников // Учёны/е записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 12 (130). С. 286-290.
References
1. Verkhoshansky Yu. V. Osnovy special'noj fizicheskoj podgotovki sportsmenov [Basics of special physical training of athletes]. Moscow, Physical Culture and Sports Publ., 1988, 331 p.
2. Lyakh V. I. Dvigatel'nye sposobnosti shkol'nikov: osnovy teorii i metodiki razvitiya [Motor abilities of schoolchildren: the basis of the theory and methodology of development]. Moscow, Terra Sport Publ., 2000, 192p.
3. Maksimenko A. M. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methods of physical culture]. 2nd ed. Moscow, Physical Education Publ,, 2009, 496p.
4. Chastikhin A. A., Agafonov V. N., Simonov S. N., Kolomiets O. I. Mnogomernoe modelirovanie determinacii vozrastnoj dinamiki dvigatel'nyh sposobnostej shkol'nikov [Multidimensional modeling of the determination of the age dynamics of the motor abilities of schoolchildren]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta - Uchyonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2015, no. 12 (130), pp. 286-290.