Физиологические особенности игрового метода в спортивной подготовке спортсменов рукопашного боя 14-15 лет
Нагорная Мария Олеговна,
аспирант, Институт рыбного хозяйства, биологии и природопользования Астраханский государственный технический университет E-mail: [email protected]
Небратенко Сергей Владимирович,
доцент кафедры «Физическое воспитание», Астраханский государственный технический университет E-mail: [email protected]
Анализ соревновательной деятельности в рукопашном бое, показывает, что одним из доминирующих факторов, лимитирующих достижения высокого спортивного результата, является уровень общей и специальной физической подготовленности. Совершенствование технической подготовленности в отрыве от развития физических способностей - серьезная методологическая ошибка в тренировочном процессе рукопашников различной спортивной квалификации. При определении методов развития необходимых физических качеств следует учитывать такие показатели, как интенсивность выполнения физической работы и ее продолжительность, время и характер отдыха между нагрузками, а также количество повторений выполняемых упражнений. Интенсивность тренировок регулируется режимом работы во время занятий. использование игрового метода в системе тренировочного процесса юных рукопашников, оказывает положительное влияние на развитие специальных физических качеств, повышение функциональных возможностей организма и значительно улучшает психологический компонент занятий, что подтверждается более эффективной соревновательной деятельностью юных спортсменов.
Ключевые слова: рукопашный бой, тренировочный процесс, физический подготовленность, физиологическая особенность, игровой метод.
в и
В современном рукопашном бое, с его высокими требованиями к физической и физиологической, а также технико-тактической подготовке спортсменов, для достижения высоких спортивных результатов необходимо искать новые пути и методики всестороннего развития спортсменов.
Анализ научно-методической литературы показывает, что одним из эффективных средств в решении основных задач на этапе предварительной базовой подготовки юных рукопашников являются различные игровые формы тренировки, но при этом вопрос целесообразности использования игровых упражнений с целью развития физических качеств, обучения технико-тактическим действиям в поединке и решения других задач спортивной подготовки освещены недостаточно [5].
Особую остроту данная проблема приобрела за последние годы в связи со значительным омоложением вида спорта, увеличением количества соревнований и требований к спортсменам, которые занимаются в группах предварительной базовой подготовки.
Поэтому вопросы применения игровых форм в учебно-тренировочном процессе комплексной подготовки рукопашников с учетом их физиологических особенностей и определяют актуальность данного исследования.
Цель исследования - повышение уровня спортивной подготовленности рукопашников 14-15 лет на основе использования игрового метода.
Перед настоящим исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по современным аспектам подготовки юных спортсменов рукопашного боя.
2. Определить уровень общей и специальной физической подготовленности рукопашников 1415 лет.
3. Апробировать методику повышения специальной подготовленности юных рукопашников 1415 лет на основе использования игрового метода тренировки.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; педагогические наблюдения; анкетирование, тестирование уровня развития общей и специальной физической подготовленности, педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Исследование проводилось в три этапа на базе ДЮСШ им Б. Кузнецова г. Астрахани в течение 2019-2020 учебного года
Первый этап - был посвящен поиску информации по данному направлению и обобщению научно-методической литературы по проблеме исследования, формулированию целей и задач, апробации методов измерения, определению предмета и объекта исследования, анкетированию занимающихся.
На втором этапе (основном) - для решения поставленных в педагогическом эксперименте задач были сформированы две группы юношей 1415 лет, занимающихся рукопашным боем и имеющих спортивный разряд не ниже III взрослого: контрольная (n=12) и экспериментальная (n=13).
На данном этапе проводилось начальное и повторное тестирование уровня общей и специальной физической подготовленности юных рукопаш-ников, выявлялась динамика и анализ полученных результатов.
Третий этап - был посвящен математической обработке экспериментальных данных и оформлению выпускной работы.
Результаты тестирования, проведенного в начале педагогического эксперимента показали, что в обеих группах испытуемых уровень развития физических качеств примерно одинаков, так как по всем пяти тестах различия между группами не достоверны.
По большинству тестовых заданий, оценивающих различные качества физической подготовки, полученные начальные результаты не соответствующими нормативным требованиям.
Далее было проведено комплексное исследование уровня специальной физической подготовленности юных спортсменов.
Полученные большинство исходных данных уровня специальной физической подготовленности, имеют значения ниже среднестатистических для данной возрастной группы и не имеют достоверных различий.
С целью определения уровня удовлетворенности и заинтересованности юных спортсменов во время тренировок проводилось их анкетирование.
Анализ ответов респондентов показывает, что уровень удовлетворенности юных спортсменов тренировочными занятиями почти одинаков как в экспериментальной - 51%, так и в контрольной -53% группах. В обеих группах только половину занимающихся устраивает тренировочный процесс. Данный факт свидетельствует о необходимости повышать интерес занимающихся к тренировочным занятиям.
Основными методическими особенностями игрового метода является:
1) игровой метод должен обеспечивать всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков в тесном взаимодействии в процессе игры [4];
2) наличие в игре элементов соперничества требует от спортсменов значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей [2];
3) широкий выбор различных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у спортсменов самостоятельности, инициативы, творчества [6];
4) соблюдение условий и правил игры дает возможность тренеру целенаправленно формировать у детей нравственные качества, чувство взаимопомощи и сотрудничества, волю, коллективизм. Также, присущий игровому методу фактор удовлетворения, эмоциональности и привлекательности, способствует формированию у детей устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физическим занятиям.
Совокупность игр и их продолжительность, а также время выполнения определялось тренером и зависело от основных задач тренировочного занятия.
По данной схеме изменения объема и интенсивности проводилось большинство тренировочных занятий, однако в отдельные микроциклы объем, а вслед за ним и интенсивность могли значительно повышаться в зависимости от поставленных задач.
Для оценки эффективности разработанной нами методики игрового метода по окончании педагогического эксперимента были проведено повторное исследование юных спортсменов.
По окончании эксперимента показатели общей физической подготовленности спортсменов экспериментальной группы значительно улучшились, а именно: в «сгибании и разгибании рук в упоре лежа» на 5,53%; прыжке в длину» на 4,09%; «выпрыгивании из приседа» на 14,17%; «наклоне вперед» на 3,76%; челночном беге (2 по 15 м) на 5,11%; «подтягивании» на 7,02%, а в тесте «поднимание ног в висе» - на 8,41%.
Статистическая обработка результатов исследования позволила определить, что различия между средними данными экспериментальной и контрольной групп существенны и статистически достоверны.
Также было проведено повторное исследование уровня специальной физической подготовленности спортсменов обеих групп испытуемых.
Анализ показателей специальной физической подготовленности спортсменов позволяет констатировать, что в обеих группах результаты улучшились, но показатели экспериментальной группы выше, чем у спортсменов контрольной группы по всем показателям.
Повторные результаты скорости реакции при атакующих действиях составили: в экспериментальной группе при прямом ударе левой определил прирост на 25,5%, при прямом ударе правой -на 18,03%, в то время как в контрольной группе получены более низкие значения - при прямом ударе левой - 6,66%, при прямом ударе правой -5,8%;
Средняя точность ударов при передвижении за время обучения увеличилась в экспериментальной группе на 68%, в контрольной группе на 39%;
сз о
о Л о
о сз о в
Результаты повторных исследований позволяют сделать вывод, что использование игрового метода в системе тренировочного процесса юных рукопашников, оказывает положительное влияние на развитие специальных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.
Выводы
1. Анализ соревновательной деятельности в рукопашном бое, показывает, что одним из доминирующих факторов, лимитирующих достижения высокого спортивного результата, является уровень общей и специальной физической подготовленности. Совершенствование технической подготовленности в отрыве от развития физических способностей -серьезная методологическая ошибка в тренировочном процессе рукопашников различной спортивной квалификации.
2. Начальные исследования общей и специальной физической подготовленности юных рукопашников 13-14 лет определили, что большая часть спортсменов в обеих группах имеют уровень ниже среднего для данной спортивной квалификации. Так средний уровень выявлен у 21% занимающихся, ниже среднего - у 75% и низкий уровень подготовленности отмечается у 4% юных спортсменов. Результаты тестов на определение скорости защитных действий у юных спортсменов обеих групп находятся на одинаковом уровне и не имеют достоверных различий (р>0,05).
3. Анкетирование занимающихся с целью определения уровня удовлетворенности и заинтересованности во время тренировок показывает, что уровень удовлетворенности юных спортсменов тренировочными занятиями почти одинаков как в экспериментальной - 51%, так и в контрольной - 53% группах. В обеих группах только половину занимающихся устраивает тренировочный процесс.
4. При определении методов развития необходимых физических качеств следует учитывать такие показатели, как интенсивность выполнения физической работы и ее продолжительность, время и характер отдыха между нагрузками, а также количество повторений выполняемых упражнений. Интенсивность тренировок регулируется режимом работы во время занятий.
5. При использовании игрового метода тренировок, направленного на развитие специальных физических качеств спортсменов, его методическими особенностями являются:
- обеспечение всестороннего, комплексного развития физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков в тесном взаимодействии в процессе игры; е - наличие в игре элементов соперничества, что s делает более эффективным методом воспита-£ ния физических способностей; ~ - широкий выбор различных способов достиже-И ния цели, импровизационный характер дей-
ствий в игре, что способствует формированию у спортсменов самостоятельности, инициативы, творчества;
- соблюдение условий и правил игры дает возможность тренеру целенаправленно формировать у детей нравственные качества, чувство взаимопомощи и сотрудничества, волю, коллективизм;
- присущий игровому методу фактор удовлетворения, эмоциональности и привлекательности, способствует формированию у детей устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физическим занятиям.
7. Результаты повторных исследований позволяют сделать вывод, что использование игрового метода в системе тренировочного процесса юных рукопашников, оказывает положительное влияние на развитие специальных физических качеств, повышение функциональных возможностей организма и значительно улучшает психологический компонент занятий, что подтверждается более эффективной соревновательной деятельностью юных спортсменов.
Литература
1. Айгубов Н.М. Влияние занятий кикбоксингом на волевые качества студентов / Н.М. Айгубов // Молодая наука в классическом университете: Материалы докладов научных конференций фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых - Иваново, 2009. - С. 114115.
2. Аксютин В.В. Психофизиологическое состояние и специальная работоспособность у кикбоксеров с различными стилями ведения поединка/ В.В. Аксютин, Г.В. Коробейников // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2014. - № 12. - С. 3-6.
3. Бердичевская Е.М. Типологические свойства нервной системы и функциональные асимметрии юношей-боксеров / Е.М. Бердичевская, А.С. Гронская // Физическая культура, спорт наука и практика - 2008 - № 1 - С. 33-36.
4. Киприч С.В. Режимы тренировочных нагрузок для стимуляции функциональных возможностей квалифицированных спортсменов в боксе / С.В. Киприч, О.А. Мхади, Р. Рыбачок // 1мщж сучасного педагога, 2013 - № 3. - С. 3236.
5. Киприч С.В. Совершенствование управления тренировочным процессом боксеров на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям / С.В. Кирпич, Омар Али Махди // Физическое воспитание студентов, 2013. - № 6. -С. 20-24.
6. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов - К.: Олимпийская литература, 2013. - 624 с.
РHYSIOLOGICAL FEATURES OF A GAME METHOD IN SPORTS TRAINING OF ATHLETES OF HAND-TO-HAND FIGHT OF 14-15 YEARS
Nagornaya M.O., Nebratenko S.V.
Astrakhan state technical University Astrakhan
The analysis of competitive activity in hand-to-hand fight, shows that one of the dominating factors limiting achievements of high sports result is the level of the general and special physical fitness. Improvement of technical readiness in a separation from development of physical abilities - a serious methodological mistake in training process of hand-to-hand fight of various sports qualification. When determining methods of development of necessary physical qualities it is necessary to consider such indicators as intensity of performance of physical activity and its duration, time and the nature of rest between loadings and also the number of repetitions of the car-ried-out exercises. The intensity of trainings is regulated by an operating mode during the occupations. use of a game method in the system of training process of young hand-to-hand fight, has a positive impact on development of special physical qualities, increase in functionality of an organism and considerably improves a psychological component of occupations that is confirmed by more effective competitive activity of young athletes.
Keywords: hand-to-hand fight, training process, physical readiness, physiological feature, game method.
References
1. Aygubov N.M. Influence of occupations kickboxing on strong-willed qualities of students / N.M. Aygubov//Young science at the classical university: Materials of reports of scientific conferences of a festival of students, graduate students and young scientists - Ivanovo, 2009. - Page 114-115.
2. Aksyutin V.V. A psychophysiological state and special working capacity at kickboxers with various styles of maintaining a duel / V.V. Aksyutin, G.V. Korobeynikov//Pedagogics, psychology and medicobiological problems of physical training and sport. -2014. - No. 12. - P. 3-6.
3. Berdichevskaya E.M. Typological properties of nervous system and functional asymmetries of youth boxers / E.M. Berdichevskaya, A.S. Gronskaya//Physical culture, sport science and practice - 2008 - No. 1 - Page 33-36.
4. Kiprich S.V. The modes of training loads for stimulation of functionality of the qualified athletes in boxing / S.V. Kiprich, O.A. Mkhadi, R. Rybachok//lMig* the suchasny teacher, 2013 -No. 3. - Page 32-36.
5. Kiprich S.V. Improvement of management of training process of boxers at a stage of direct preparation for competitions / S.V. Kirpich, Omar Ali Mahdi//Physical training of students, 2013. - No. 6. - Page 20-24.
6. Platonov V.N. Periodization of a sports training. The general theory and its practical application / V.N. Platonov - To.: Olympic literature, 2013. - 624 pages.